Мф.7:21 .  Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Как выше Он сказал, что имеющие внешний покров доброй жизни не должны быть принимаемы по непригодности их учения, так и теперь, наоборот, утверждает, что и тем, которые, хотя и сильны чистотой веры, но живут бесчестно и чистоту учения нарушают злыми делами, вера их не приносит пользы; ибо рабам Божиим необходимо и то, и другое, чтобы дело подтверждалось словом, а слово выражалось в делах. Этой мысли может показаться противоречащим [известное слово апостола]: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Но Священному Писанию свойственно 136 слова принимать в значении действий, так что непосредственно в следующих словах подтверждается то, что Он отвергает хвастающихся познанием Господа без добрых дел, и они слышат от Спасителя: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). В этом смысле и апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются» [от Него]( Тит.1:16 ). Мф.7:22 .  Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Пророчествовать, проявлять силы [чудотворений] и изгонять бесов не есть заслуга того, кто действует; он производит это или через призывание имени Христова, или же это подается ради осуждения тех, которые призывают, и ради пользы тех, которые видят и слушают; так что, хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса; потому что и Саул ( 1Цар.10:11–12 ) , и Валаам ( Числ.23:16 ), и Каиафа ( Ин.11:49–51 ) пророчествовали, не зная, что они говорят; и Фараон ( Быт.41:17 ), и Навуходоносор ( Дан.2:1–45 ) в сновидениях предузнают будущее, и сыновья Скевы, – по свидетельству книги Деяний апостолов, наглядно 137 , изгоняют демонов ( Деян.19:14 ). Ведь и об апостоле Иуде повествуется, что, имея душу предателя, он среди прочих апостолов совершил многие знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Здесь указывается на духовный закон Евангелия, который произойдет от Сиона, а не тот, который был некогда дан Моисею на Синае» (Блаженный Иероним). Раньше пророк эту миссию «утвердить суд» над островами и «зажечь свет» в откровение языков возлагал на Сына Своего, Мессию (говоря «Вот, Отрок Мой»; Ис.42:1, 4, 6 ), следовательно, и здесь субъектом речи является то же Лицо! По-видимому, не иное что, как эти же места, имел в виду и Симеон Богоприимец в своей известной молитве ( Лк.2:29–31 ). Ис.51:5 . Правда Моя близка; спасе­ние Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут упо­вать на Меня и надеяться на мышцу Мою. «Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы». По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый «суд» и «всемирный свет», т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как «правда» – высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то – как «спасение» – туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то – наконец, как крепкая «мышца» Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна ( Лк.2:34 ). Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5–7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах ( Ис.50:8 ; Ис.56:1 ). Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить ( Ис.40:10 ; Ис.49:24–25 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И еще: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Пет. 2:19 ). Подобно тому, как грехи детей не вредят отцам, так и грехи отцов не обращаются на детей, но душа, которая согрешит, та умрет, – не чрез уничтожение существа, а вследствие [прекращения] общения с Тем, Кто говорит: Аз есмь живот ( Ин. 14:6 ). И в другом месте говорит: всяк, живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Ин. 11:26 ), и: аминь, аминь глаголю вам, аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин. 8:51 ). Ибо живот наш сокровен есть со Христом в Бозе ( Кол. 3:3 ), так как мы будем жить, когда Христос, жизнь наша, явится во славе, и исполнится написанное: аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот ( Ин. 5:24 ). А то, что говорится Валаамом: да умрет душа моя в душах праведных ( Чис. 23:10 ), имеет тот смысл, что он желает умереть для мира и греха и жить с душами праведных, которых жизнью служит Христос и которые могут петь: благоугожду пред Господем во стране живых ( Пс. 114:9 ). Ибо несть Он Бог мертвых, но Бог живых ( Мф. 22:32 ). И если Валаам, как это вероятно, означает в переводе на наш язык суетный народ, то очевидно, что бывший прежде суетным народ языческий желает иметь общение с душами праведных, Авраамом, Исааком и Иаковом, которые называются εθες, то есть правыми и праведными. Поэтому и книга Бытия от их названия получила наименование 41 . Ueз.XVIII:5–9 . И если муж праведен и творит суд и правду, на горах не ест и глаз своих не обращает к идолам дома Израилева, жены ближнего своего не оскверняет и к жене во время очищения нечистот ее не приближается, и человека не огорчает, должнику возвращает залог, ничего не похищает силою, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и большего не получает, от неправды отвращает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и постановления Мои соблюдает, чтобы исполнять истину: то он праведен, он будет жить жизнию, говорит Господь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В евангельском эпизоде воскрешения Лазаря употребляется еще один термин: «кейриа» (κειρα) – погребальные пелены («И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (κειραις – ц.сл.: «укроем»), и лице его обвязано было платком (σουδαρω, сударионом). Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» – Ин. 11: 44). Отметим, что «кейриа» обвивали руки, ноги и, очевидно, тело умершего длинной лентой, как это и показано на иконах Воскрешения Лазаря. Неслучайно Спаситель просит «развязать» Лазаря, а не снять с него полотно. Напротив, плащаница – это кусок льняной ткани, который может служить покрывалом. Именно в этом значении термин «синдон» употребил евангелист Марк, говоря об одежде живого человека: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало (σινδνα, синдон), следовал за Ним; и воины схватили его» (Мк. 14: 51). По свидетельству специалистов, взаимозамена терминов синдон и отонион закономерна, так как оба они в древности употреблялись на Востоке для обозначения тонкого льняного полотна. О Сударионе Господа будет еще подробно сказано в своем месте. 2. Ранние известия о Плащанице Предполагается, что после воскресения Христа Его ученики были вынуждены спрятать оставшиеся в гробнице Сударь и Плащаницу. Дело в том, что у древних евреев все, что соприкасалось с мертвым телом, считалось ритуально нечистым и подлежало уничтожению. Кроме того, Закон Моисея прямо запрещал создавать любые изображения (см.: Исх. 20: 4), а значит, и хранить их. В древней мозарабской литургии говорится: Петр и Иоанн «увидели на пеленах ясные следы», оставленные воскресшим Христом. Интересно, что в апокрифическом (не входящем в Новый Завет) «Евангелии Евреев», которое цитирует святой Иероним Стридонский (II в.) сказано, что воскресший Иисус «отдал пелены слуге жреца» и пошел к Иакову (Своему брату по отцу от первого брака), ставшему позднее руководителем Иерусалимской Церкви. А в древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к Иакову, брату Господню, говорится, что Петр и Иоанн, придя ко гробу, «увидели на пеленах ясные следы», оставленные воскресшим Христом.

http://pravoslavie.ru/69968.html

Мал.3:9 . И взирающе вы взираете, и Мене вы обольщаете. С Евр.: «Проклятием вы прокляты; потому что вы – весь народ, обкрадываете Меня». Здесь под проклятьем, как показывают след. слова, разумеются безплодие, голод. А потому бл. Иероним 46 так объясняет: «поскольку вы не приносите Мне (говорит Господь) ни десятин, ни начатков, то и прокляты (обречены) на голод и бедность». Проклятием «прокляты» 47 все вы, Иудеи, «весь народ» 48 ; поскольку все оказались вероломными, похитителями священных вещей, Моей собственности, Моих десятин и начатков. Мал.3:10 . Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение его в дому его: обратитеся убо о сем, глаголет Господь Вседержитель: аще не отверзу вам хлябий небесных и излию вам благословение Мое, Дóндеже удовлитеся. С Евр.: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, – говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных, и не изолью ли на вас благословение до избытка?» «Лето скончася» и пр. Св. Кирилл Алекс. так объясняет по LXX: «Бог говорит: «обольщаете Меня». Год кончился, плоды собраны, а десятины и начатки, определенные законом, еще до сих пор у вас. «И будет расхищение в дому его». Бог как бы так говорит: вы собрали плоды с полей в свои дома, и думаете, что они будут лежать в ваших жилищах в целости и безопасности. Знайте же, что они погибнут, и ничто не сохранится от расхищения; вы будете томиться голодом, несмотря на то, что в поту собирали стяжания». Но чтобы вам избавиться от бедствий, – продолжает пророк, – от засухи, голода, которые вы терпите вследствие Моего проклятия за пренебрежение закона, вам остается одно средство – обратиться ко Мне умом и сердцем, в точности исполнять Мои приказания касательно жизни, Богослужения, содержания Левитов. Вам Мною приказано приносить десятины, делать приношения храму. Исполните это, принесите десятины от плодов, от животных в сокровищницы ( «сокровища») 49 или в кладовые, устроенные при храме ( Неем. 10:37–39 ), чтобы в доме 50 или храме Моем всегда была пища 51 , т. е. чтобы всегда были в наличии готовые материалы для принесения жертв и для содержания Левитов. Исполните это хотя для опыта, дабы видеть вам, что от этого произойдёт, не изменятся ли Мои отношения к вам, не снимется ли с вас Мое проклятие, под коим страдаете от засухи, голода, не открою ли Я для вас небесных отверстий ( «хлябий» 52 ), т. е. не дам ли вам дождя с неба? ( 2Цар. 7:19 ; Быт. 7:11 ; Ис. 26:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но Иоанн уже в это время спешит навстречу Спасителю со своим приветственным хором и заставляет нас прислушиваться к крикам «осанна» ( Ин.12:13 ). Таков здесь наиболее вероятный распорядок евангельских событий. По словам Иоанна, народное движение из Иерусалима началось вследствие того, что народ знал и свидетельствовал о воскрешении Спасителем Лазаря из мертвых ( Ин.12:17 ). Мф.21:7 .  привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. (Ср. Мк.11:7 ; Лк.19:35 ; Ин.12:14 ). Ученики покрыли одеждами обоих животных потому, что не знали, на какое из них сядет Иисус Христос. «Поверх их», т.е. поверх одежд. Одежды были, очевидно, положены вместо седла. Иероним прямо говорит, что это сделано было для того, чтобы Иисусу Христу «было помягче сидеть» (ut Jesus mollius sedeat). Мф.21:8 .  Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; (Ср. Мк.11:8 ; Лк.19:36 ). Лука не говорит о ветвях. Все это торжество было выражением народной радости, вследствие которой народ желал сделать как можно более удобным путь для медленно вступающего в Иерусалим Нового и Великого Царя. Феофилакт замечает: «Что касается прямого, исторического смысла, то подстилание одежд выражает великую честь». Подобный же вход «с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями» совершил в Иерусалимскую крепость Симон Маккавей ( 1Мак.13:51 ; ср. 4Цар.9:13 ). Но тогда это было торжество победителя ( «ибо сокрушен был великий враг Израиля»), теперь же это было торжество Царя, идущего на великие и страшные страдания, Раба Иеговы, вступающего в Иерусалим для искупления человечества. Он, по словам Златоуста, и прежде часто приходил в Иерусалим, но никогда не входил в него так торжественно. «Конечно, это возможно было сделать и с самого начала, но было бы не нужно и бесполезно». Лука дополняет слово «Грядущий» двух первых евангелистов словом «Царь» ( βασιλες – так по некоторым чтениям). По сравнению с Марком и Лукой, у Матфея речь сокращенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе – к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал. 6:3 ) и, как результат, к поражению своим «мнением» 47 и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр. 3:17 ). Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания. «Первый грех , по Писанию, – говорит св. Исихий Иерусалимский – есть гордыня» 48 . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, – Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:12–13 ). Толкуя этот отрывок из Священного Писания , многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе. Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола 49 , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним 50 , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 )» 51 . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» 52 . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1Мак.3:40 . Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума. «Близ Еммаума…» – « Εμμαομ (у Иосифа Фл. и в Сир. » Εμμαος, или A­ μμαος) – город в расстоянии около 176 стадий от Иерусалима, на равнине, Вакхидом был обращен в крепость ( 1Мак.9:50 ). Квинтилием Вадом сожжен (Иос. Antt. XVII, 10, 9), при Гелиогабале снова восстановлен и переименован в Никополь (Nikopolis), – нынешний Arnivas, жалкая деревенька из нескольких домов; нельзя смешивать с Еммаусом ( Лк.24 ), отстоящим на 60 стадий от Иерусалима, как покушались на это некоторые (Иероним в Onom.; из новейших – Robinson, bibl. Forsch, s. 190 и д.). 1Мак.3:41 . Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных. " Имя их…», τ νομα ατν – т. е. «слух о них». – «Взяв… и слуг…» – κα παδας – необходимых для того чтобы стеречь рабов и загонять их. Другие, впрочем, читают здесь και πδας – «и оковы», что, кажется, будет не менее верно (так в Сир. перев, и у Иосифа Флавия – Antt. XII, 7, 3). – Купля-продажа рабов представляла один из важнейших предметов финикийской и филистимской торговли. – По 2Мак.8:10 (ср. 2Мак.8:25,34 ) Никанор вытребовал купцов из приморских городов для покупки у него будущих рабов надеясь этим пополнить дань, причитавшуюся с него римлянам. – С войском Сирии рядом упоминается войско «земли иноплеменных»; это, вероятно, филистимляне, давние враги их ближайших соседей Иудеи ( Суд.14 и д. 1Цар.4 и д.), уничтожение которой представляло и для них важнейший интерес. 1Мак.3:42–43 . Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню. «За святыню…» – τν γων ο τ γ, святилище, храм, как в 1Мак.3:51,59 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

49) Рассеивалось же слово Господне по всей области. 50) Иудеи же подстрекнули набожных и честных женщин и первых в городе [людей], и воздвигли преследование на Павла и Варнаву, и изгнали их из пределов своих. 51) А они, отрясши на них прах от ног, пошли в Иконию. 52) А ученики исполнялись радости и Духа Святаго. Глава XIV 1) Сталось же в Иконии, что они вошли вместе в иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало иудеев и эллинов великое множество. 2) Бывшие же неверующими иудеи возбудили и довели до гнева души язычников против братьев. 3) Итак, они пробыли [здесь] много времени, уверенно действуя в Господе, свидетельствующем слову благодати Своей, даруя знамения и чудеса творимые руками их. 4) Разделилось же множество [народа] в городе: и одни ведь были на стороне иудеев, другие же на стороне Апостолов. 5) Когда же произошел натиск язычников и иудеев с начальниками своими, чтобы предать поруганию и побить их камнями, 6) они, уразумев [сие], бежали в Ликаонские города Листру и Дервию, и во все окрестности их, и там благовествовали. 7) И вот, в Листре некоторый муж, немощный ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, который никогда не ходил. 8) Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 9) сказал велегласно: «Стань на ноги твои прямо». И вскочил, и пошел. 10) Народ же, когда увидел, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги, уподобившись человекам, сошли к нам». 11) И называли Варнаву Юпитером, Павла же Меркурием, потому что он был начальник слова. 12) Жрец же [идола] Юпитера, который находился перед городом, волов и венки к воротам доставив, хотел с народом совершить жертвоприношение. 13) Как только это услышали Апостолы, Варнава и Павел, они, разодрав одежды свои, вскочили пред народом, возопив 14) и глаголя: «Мужи! Что вы это делаете? И мы – смертные, подобные вам человеки, благовествующие вам, чтобы вы обратились от сих суетных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них суть, 15) Который в прошедших поколениях предоставил всем народам ходить своими путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

51) Жестоковыйные и с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52) Кого из пророков не преследовали отцы ваши? И они убили тех, кто предвозвестил пришествие Праведника, Которого предателями и человекоубийцами сделались ныне вы, 53) которые приняли закон при расположении Ангелов и не сохранили». 54) Слушая же сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 55) Когда же он был исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». 56) Они же, закричав велегласно, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. 57) И, выгнав его за город, побивали его камнями; и свидетели положили свои одежды у ног юноши, который звался Савл. 58) И побивали камнями Стефана, молившегося и говорившего: «Господи Иисусе, приими дух мой». 59) Преклонив же колени, воскликнул велегласно, говоря: «Господи! Не вмени им греха сего». И когда сказал это, почил в Господе. Савл же был согласен с убиением его. Глава VIII 1) Произошло в тот день великое гонение на церковь , что была в Иерусалиме; и все рассеялись по местностям Иудеи и Самарии, кроме Апостолов. 2) Позаботились же о [погребении] Стефана мужи благоговейные, и сотворили великий плач по нем. 3) Савл же опустошал церковь , входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал под стражу. 4) Итак, [те], кои рассеялись, проходили, благовествуя слово Божие. 5) Филипп же, нисшедши в город самарийский, проповедовал им Христа. 6) Внимал же народ тому, что говорилось Филиппом, единодушно слушая и видя знамения, которые он творил. 7) Ибо многие из одержимых духами нечистыми, которые выходили велегласно возопив, [и] многие же расслабленные и хромые были исцелены. 8) Итак, сделалась радость великая в том городе. 9) Некий же муж, именем Симон, был уже раньше в городе как волхв, совращая народ самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 10) Ему внимали все, от мала даже до велика, говоря: «Сей есть сила Божия, прозываемая великой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010