Ст. 1962. Примечание 1. Правлению семинарии разрешается объявлять о свободных вакансиях в различных классах семинарии, кроме епархиальных ведомостей, и в местной газете. В случае же превышения штатного числа учащихся в 1 и 2 классах семинарии, после приема в них воспитанников, по удостоению училищных правлений, и по приемным семинарским испытаниям, правлениями семинарий принимаются меры к открытию параллельных отделений. (Опред. 27 Июня – 23 Июля 1884 г. 1344. Ц. В. 31.) Ст. 1963. Примечание 2. Поступающие в 1-й класс семинарии не из духовных училищ, а из домов родителей и других учебных заведений должны иметь не свыше 16 и только в особо уважительных случаях не старше 18 лет. (Опред. 27. Июня – 23 Июля 1884 г. 1334. Ц. В. 31.) Ст. 2018. Примечание. Училищные правления обязываются представлять в правления семинарии расписание учебных часов и экзаменов, а также сведения о числе училищных воспитанников, удостоенных перевода в семинарию, и о том, все ли они желают воспользоваться предоставленным им правом поступить в семинарию. Равным образом составляемые смотрителями духовных училищ годичные отчеты о состоянии этих учебных занесений по учебной и нравственной частям представляются на рассмотрение педагогического собрания семинарского правления, с тем, чтобы это последнее всегда имело возможность ознакомиться с состоянием подведомых ему духовных училищ, и целесообразными мероприятиями направлять их к неуклонному достижению цели, указанной ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным уставом этих учебных заведений, находясь с ними в живой и нераздельной связи. (Опред. 27 Июня – 23 Июня 1884 г. 1344. Ц. В. 31.) 139 Означенные деньги отпускались по штату 1 Октября 1763 г. (см. выше ст. 1049). По этому штату было положено певчих: 1– й станицы 12 человек, с жалованьем каждому 30; на сереб. 8 р. 58 к., 2-й станицы – 12 жалованья каждому 20 р. на сереб. 5 р. 73 к., 3– й станицы – 12 жалованья каждому 12 р. на сереб. 3 р. 40 к. 140 Указом 10 Апреля 1786 г. в. Киево-печерской лавре постановлено иметь содержание против назначенного по штатам на Троицкую Сергиеву лавру. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденной же 18 Декабря 1797 г. росписи содержания монастырей в Киево-Печерской и Сергиевской лавре положены: Наместник – жалованья ЗОО р.; казначей – 200 р.; эконом – 150 р.; духовник – 50 р.; ризничий – 50 р.; уставщик – 50 р.; иеромонахов 30, каждому – 24 р.; иеродиаконов 20, каждому – 24 р.; монахов – служебных 20, каждому – 20 р., больничных 20, каждому – 20 р., пономарей 8, каждому – 20 р. (18 Декабря 1797 г. П. С. 3. 18273).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

296 По списку 3 сентября 1722 г. в приказе значилось подьячих старых три и молодых шесть, присутствующими в приказе показаны – протоинквизитор иеродиакон Пафнутий, два инквизитора – монах Александр Шакуров и иеромонах Аввакум Покровский. 297 По табели, поданной от Святейшего Синода Сенату в канцелярии инквизиторских дел показаны обретающимися на лицо и быть долженствующими: протоинквизитор, два инквизитора, три канцеляриста, шесть копиистов и два сторожа. 298 В 1726 г. возбуждался вопрос об устройстве при протоинквизиторе канцелярии по примеру генерал-фискальской, но Синод отклонил, указав протоинквизитору «канцелярию и служителей содержать по прежнему». В приказе инквизиторских дел сосредоточивались «о всяких интересах и преступлениях и безгласных делах доношения». Инструкция инквизиторам в подробности разъясняла круг их деятельности по надзору и наблюдению, распространяя эти надзор и наблюдение на все лица, учреждения и предметы синодального ведомства. 301 Синод, издавая свои распоряжения по той или другой части, поставлял об этих распоряжениях в известность и приказ инквизиторских дел, 302 привлекая тем инквизиторов к наблюдению за исполнением изданных распоряжений. Принимая доношения, инквизиторский приказ, сделав по ним надлежащие справки, препровождал для рассмотрения и окончательного разрешения по существу содержавшихся в них заявлений, в существовавшую по началу при Синоде контору инквизиторских дел, после, в заменившее эту контору отделение по инквизиторским делам при Московской синодального правления канцелярии, а в некоторых случаях и в Московскую духовную дикастерию. 303 Инквизиторы представляли свои донесения по заявлениям других лиц и о лично усмотренных ими нарушениях закона о непорядочных поступках со стороны духовных властей и служивших в духовных учреждениях приказных, и вообще о несоблюдении казенного интереса в собирании сборов и пошлин, также распоряжении церковным имуществом. В своих донесениях инквизиторы позволяли себе излишества против действительности, а в поведении неумеренные поступки. Следствием этого было то, что инквизиторский институт, созданный для благодетельных целей надзора и наблюдения, в действительности не только не оправдал возлагавшихся на него надежд, напротив некоторые из его деятелей неумеренными своими поступками и непроверенными донесениями причиняли горькое разочарование Святейшему Синоду. Вследствие этого Святейший Синод сам поставил вопрос о целесообразности и пользе инквизиторского института и сначала потребовал сведения о деятельности и личности инквизиторов, но затем, не дождавшись доставления этих сведений, распорядился всех инквизиторов от должности отрешить и инквизиторский институт упразднить, определив назначить заказчиков из духовных властей и поповских старост, с тем, чтобы они «смотрели по должности всего наикрепко». 304 С ним вместе прекратил свою деятельность и приказ инквизиторских дел. 305 6. Контора изуграфств

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 4 Ноября 1869 г. штату Якутского архиерейского дома назначено: содержание Архиерею 1500 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на наем служителей 3100 р., на ремонт архиерейского дома 100 р.(4 Ноября 1869 г. П. С.3. 47634 при указ. 12 Декабря 1869 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Мая 1871 г. временному штату Туркестанского архиерейского дома – положено: жалованье Архиерею и на наем помещения 3000 р., на жалованье свиты Архиерея, на содержание певчих и на служителей 3100 р. (1 Мая 1871 г. Выс. утв. штат при указ. 17 Июня 1871 г. 36.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 18 Мая 1882 г. мнению Государственного Совета на увеличение содержания Туркестанскому Преосвященному и архиерейскому дому прибавлено 2425 р. (16 Июня – 11 Июля 1882 г. 1214. Ц. В. 50.) Примечание 2. Свиту Преосвященного по всем штатам составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей и иеродиакон; от усмотрения Преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (См. вышеуказ. штаты.) Певчие при архиерейских домах и кафедральных соборах, состоящие во всех епархиях, должны быть переодеты по покрою (платья) певчих С.-Петербургского Митрополита. (Указ. 12 Мая 1833 г. по Выс. повел.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г. мнению Государственного Совета об утверждении новых штатов архиерейских домов и кафедральных соборов постановлено: отпускавшееся до того времени из общественных с Государственных крестьян сборов пособие Государственному Казначейству 292,210 р., на вознаграждение духовных православного ведомства учреждений на наем служителей, оставить по прежнему в распоряжении Святейшего Синода, с обращением из них: а) 158,570 р. на содержание архиерейских домов и кафедральных соборов в счет исчисленной по штату тех домов и соборов суммы; б) 128,820 р. на содержание лавр и монастырей великороссийских епархий и Московского Синодального дома и в) 4820 р. на содержание Викарных Епископов. (Выс. утв. 27 Декабря 1867 г. Мн. Гос. Сов. п. 5.) 3. О лаврах

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Можно бы много принести примеров поощрения талантов Платоном; но из них приведём ещё два. Новиков и Шварц, принадлежащие к масонскому обществу, бывшему в соприкосновении с мартинизмом 1781 г., основали дружеское учёное общество с целью распространить свои идеи. Само начальство покровительствовало ему. К этому обществу присоединена филологическая семинария переводничества. Первое содержало на своё иждивение 10, а последнее – 6 студентов. То и другое признано было духовным и светским начальством, хотя ему и противодействовал куратор Московского Университета Мелисино и прочие, Барсов и Шаден. Ученик Троицкой Семинарии, круглый сирота, Матвей Десницкий, до окончания курса наук просил у Платона себе причётнического места, но прозорливый Архипастырь назначил его в открытую 1782 года Филологическую Семинарию Дружеского Общества и тем проложил ему путь не к дьячковскому месту, но к кафедре проповеднической, которую он прославил своим плодовитым и назидательным красноречием, и к Митрополии Новгородской. Не можем пропустить здесь и другого случая, переданного нам самим участником в милостях Платона. Один из учителей Вифанской Семинарии, Николай Степанович Клементьевский говорил в отсутствии Митрополита, но в присутствии преданного ему Г. Булгакова, слово о любви к ближнему. Доброжелательный и благочестивый слушатель отозвался Митрополиту с отменною похвалой о проповеди и проповеднике. Владыка не оставил призвать к себе Клементьевского с проповедью. Прочитав её сам, он велел прочесть её при себе и проповеднику; похвалил её и сказал Клементьевскому: «Ищите прежде всего царствия небесного и правды его» – и давши ему в обе руки фруктов, примолвил: «а сия вся приложатся вам». При посвящении Клементьевского в иеродиаконы, апреля 21, 1812 года, (то было последнее рукоположение, совершенное Архипастырем) Платон, склонившийся уже к западу дней своих, в поучении своём сказал рукоположенному им: «Храни обеты, иди путём смирения и терпения, будешь первенствовать в соборе владык». Юный иеродиакон Никанор принял такие слова не более, как за поощрение себе и утешение; но они были, как увидим, предсказанием будущего его жребия; потому что тогда он не мог никак ожидать себе Митрополии Новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Диспозиция последнего, обнимала епархии – Новгородскую, Псковскую, Вологодскую, Устюжскую, Холмогорскую, Вятскую и Сибирскую. Диспозиция Московского протоинквизитора вмещала бывшую патриаршую область и остальные епархии в Великороссии. 292 С уничтожением в скором времени должности С.-Петербургского протоинквизитора «диспозиция» его поступила в ведение Московского протоинквизитора, коим оставался иеродиакон Пафнутий. 293 В инквизиторском институте наблюдалась строгая градация иерархической подчиненности. Протоинквизитор занимал положение начальствующего и ответственного лица, пользовался правом избирать провинциал-инквизиторов и избранных «присутствующих там, где синодальная сессия бывает, представлять в Святейший Синод самолично, а о присутствующих, которые в дальности усмотрены будут, объявлять Синоду письменными доношениями». По утверждении избранных Синод извещал епархиальных архиереев указами. Провинциал- инквизиторы, в свою очередь избирали инквизиторов и представляли для утверждения архиереям, которые и объявляли по епархиям о назначенных инквизиторами. В прохождении инквизиторами их обязанностей наблюдалась та же подчиненность. Инквизиторы о замеченных ими непорядках доносили провинциал-инквизиторам, а эти последние – протоинквизитору, у которого и сосредоточивались доношения по инквизиторской части, в приказе инквизиторских дел. 294 В данной протоинквизитору иеродиакону Пафнутию инструкции так было определено устройство его приказной части. «Протоинквизитору и при нем провинциал-инквизиторам и инквизиторам в Москве оного дела правление иметь в синодальном доме, и для этого дела определить им пристойную палату. При нем протоинквизиторе у протоинквизиторских дел быть, для отправления и посылок, инквизиторам из монахов двум, да из мирского священства трем человекам, подьячим и 10 человекам, в том числе старых два, молодых восемь, да для караулов из отставных солдат – четыре человека». 295 В начале 1722 г. в составе этой канцелярии находились два старостатейных и шесть молодых подьячих, которым в то время еще не было определено содержания, «понеже, как объяснялся протоинквизитор Пафнутий в своем доношении Святейшему Синоду оный приказ зачинается вновь», при этом Пафнутий жаловался Синоду, что за малолюдством подьячих у него в приказе дел исправить не возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

И этот строитель, подобно предшественнику своему иеродиакону Филофею, или также два раза настоятельствовал, именно: до и в 1682 я до 1687 г., или, в списке царской грамоты 1682 г., о крайней неисправности котораго мы заметили выше, имя Макария вставлено по ошибке. Он был постриженник соседней с Челменской, Хергозерской Макарьевской пустыни, из коей выгнан иеромонахом Григорием 341 , упоминаемым в челобитной сей последней обители, под 1667 г 342 . Но если в Кирилловой пустыни не было другого, тезоименитаго ему, иеромонаха Макария, то он был уже в ней в 1655–56 гг. 343 Во всяком случае, в 1674 г. Макарий жил уже «на Челме» и, кажется, в качестве настоятеля. При нем, 24 декабря 7182 г. сгорела в описываемой обители церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, в коей, спасая имущество от огня, Макарий и сам чуть не сделался его жертвою. Подробности этого происшествия и исцеления сего старца изложены в описании чуда, под 15–34 344 . – Когда же была построена, на место сгоревшей, новая Успенская церковь , неизвестно, однако, через 13 лет, именно: в 1687 г. уже существовала. Но, об этом после. А между тем, если верить «Ист. Рос. Иерарх.» и Е. Барсову , то, оказывается, что при переписи, в 1678 г., Челменский монастырь назван пустым: ветхая церковь во имя Богоявления Господня оставалась без священнослужения» 345 . В одной из описей Александро-Ошевенского монастыря (Каргопольск. у.), составленной в начале шестидесятых годов (год не означен), были вписаны и «не оказались» списки царских грамот, данных Челменской пустыни, «списанные на долгих бумажных столбцах: 1) Бориса Феодоровича 7107 (1599) г.; 2) Михаила Феодоровича 7153 (1645) г.; 3) Алексея Михаиловича 7156 (1648) г.; 4) Феодора Алексеевича 7190 (1682) г.; 5) Иоанна (и Петра) Алексеевича 7192 (1684) г. ( Е. Барсов прибавляет еще грамоту 7199 (1691) г.) 346 ; 6) Корнилия митрополита (Новгородскаго) 7188 (1630) г.». Из всех поименованных грамот, о коих и Е. Барсов еще в 1867 г. писал, «что в настоящее время, к сожалению, уже нет в монастыре ни одной из этих грамот» 347 , нам случайно пришлось открыть список, и то без начала, с двух из них, именно, 7190 (1682) г., и ея подтверждения, 7192 (1684) г., которые и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1655–56 гг. было в Челменской пустыни, по крайней мере три иеромонаха, и иеродиакон Филофей упоминается между ними вторым, в таком порядке: иеромонах Савватий, иеродиакон Филофей, иеромонахи Антоний, Макарий 336 . Следовательно, если даже допустить, что Филофей в это время не был строителем, то был уже в числе первых. Первый образ преподобнаго Кирилла, писанный Новгородским изографом Иоанном 337 , о коем Е. Барсов простодушно расписался, что будто бы и «до ныне сохранился» 338 , – погиб, вероятно, в один из многочисленных пожаров, если не в конце XVI, то в начале XVII века, и потому долгое время никакого изображения преподобнаго не имелось, пока, наконец, священник Лядинскаго прихода Иоанн, по предварительном явлении ему сего угодника Божия, не написал и не принес его в описываемую обитель; что и произошло в 1655–56 г., при иеродиаконе Филофее». 339 В «книгах росписочных» 1687 г. упоминается и та «келья с прилубом, что Филофей жил», следовательно, в это время его здесь уже не было; но умер ли он на Челме, или отбыл на место своего пострижения – в обитель Кожеозерскую, ничего не известно, хотя отбытие его нам кажется вероятным, и вот почему: в библиотеке Каргопольскаго Спасскаго монастыря имеется книга «Триодь цветная», изд. 1680 г., в коей на 1-м листе написано о вкладчике этой книги и его смерти, духовником его, а на нижних полях следующих листов помещена следующая надпись: «197 (1689) году мца сентября в де дал сию книгу, гл емую Триод новоисправную, печатную в десть Кожеозерского мн тря постриженик Иеродиякон Филофей свою соною келейную по своей д ши и по духовной в вечное поминовение ко всемилостивому Спасу и Рж тва Прч тыя Б цы, в Вастьянову, в Строкину пустыню, при игумене Сергие и при келаре монахе Филарете и при казначее и при всеи еже о Хр те братии а прислана та книга из Кожеозерского мн тря и та книга ни отдать, ни заложить никому». Конечно, в Кожеозерском монастыре мог быть в это время и другой иеродиакон Филофей, но нам думается, что это был действительно никто иной, как Челменский строитель 340 . Строитель иеромонах Макарий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Библиотеке были иностранные книги и листы, поступившие после бывшего в Монастыре «монаха из иноземцев» Никодима. По требованию монастырской Канцелярии, для пересмотра в Библиотеке книг на иностранных языках был прислан из Академии Наук корректор академической Типографии Алексей Барсов 3766 . Библиотека по-прежнему хранила и продавала книги, отпечатанные когда-то в монастырской Типографии 3767 . В 1759-м году Библиотека помещалась в 6-и покоях верхнего апартамента. В ней хранилась и модель собора 3768 . Потом для Библиотеки была отделана Юго-Западная башня. С 26-го апреля 1743-го года, после иеромонаха Феофила (Краснопольского) 3769 , библиотекарем был назначен иеродиакон Симеон 3770 . 6-го февраля 1753-го года назначен был «Библиотеки хранителем», на место иеромонаха Порфирия, трапезный, иеродиакон Силвестр (Юнецкий). 22-го апреля он обратился в Канцелярию Монастыря с «репортом» о том, что опись Библиотеки, «по несходству с подлинностью самых книг, весьма неисправна» Канцелярия поручила иеродиакону Сильвестру при иеромонахе Порфирии составить новую опись, «причем неупустно в опись на Русском и Латинском языках включать о книгах именовать автора» 3771 . В июле 1762-го года архиепископ Вениамин словесно назначил библиотекарем иеромонаха Моисея и поручил Комиссии из 4-х иеромонахов составить опись и передать Библиотеку от иеромонаха Иеремии. Комиссия «осматривала» Библиотеку «по тетрадям, разными руками писанным», общей описи не было. Иеромонах Моисей не решался вступить в отправление своих обязанностей: Библиотеки с рук на руки не принимал, ключа у себя не держал и, когда нужно было выдать кому книгу, брал ключ у духовника, бывшего председателем Комиссии, и, «позвав с собою прежнего библиотекаря или одного из иеромонахов, бывших при осмотре Библиотеки, выдавал книгу под росписку и ключ возвращал духовнику. Он просил уволить его от библиотечного послушания, ссылаясь, между прочим, и на то, что хотя он «Латинскому языку мало и учен, да давно уже». Эта просьба послужила для Канцелярии побудительного причиною озаботиться ускорением составления описи Библиотеки Комиссией. В мае 1763-го года опись была готова и Комиссия просила назначить семинариста для переписки описи 3772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Хозяйственное управление монастырей производится соборным образом, потому что имущество, которым владеет монастырь, не составляет собственности обыкновенного лица 4 , а называется имуществом Господа и бедных 5 . А. Монастырский синод § 384. О членах монастырского синода и его председателе Членами монастырского синода бывают иеромонахи местного монастыря с решающим голосом; иеродиаконы же присутствуют только в качестве слушателей, но более способные из них могут быть назначены секретарями с совещательным голосом. Председателем монастырского синода бывает местный игумен, или архимандрит. Решения составляются по большинству голосов; при равенстве дает перевес голос председателя. Отдельные мнения не возбраняются, если они письменно представлены председателю в течение трех дней; для составления отдельного мнения можно требовать и отсрочки; в случае отказа в этой отсрочке, дозволяется обратится с апелляцией к епископу. § 385. На какие предметы простираются занятия монастырского синода? Занятия монастырского синода простираются на дела благочестия, благочиния, образования и хозяйства. К этим делам принадлежат следующие: 1) назначение частных послушаний каждому иеромонаху, иеродиакону, монаху, эконому; 2) принятие послушников в монастырь; 3) испытание послушников перед пострижением их в монашество; 4) обращение к епископу с ходатайством и просьбой о пострижении послушников в монашество; 5) постановление о посвящении монаха в иеродиакона, а иеродиакона в иеромонаха, и представление их для сей цели епископу; 6) содержание движимого и недвижимого имущества в его целости и известности 6 , и составление для сего описи всему имуществу и ревизия этой описи, по крайней мере, однажды в год, внесение в нее новых предметов и исключение из нее сделавшихся негодными для употребления 7 . 7) обсуждение и утверждение обыкновенных и ежегодных расходов по монастырю и представление епископу просьбы об утверждении сметы; 8) ревизия отчета эконома и представление его в епархиальную консисторию с замечаниями или без замечаний;

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В XX столетии Россия преподала важный урок христианам всего мира. Когда к 1917 году в России назрела необходимость духовного обновления церковной организации, Господь послал очистительные гонения. И явилась Русская Церковь – Церковь новомучеников и исповедников! Заиграли, как самоцветы, вечные евангельские идеалы: искупительное страдание ради Христа, сострадание ближним, братолюбие, всепрощение, нестяжательность, не теплохладность, цельность, верность Божественной правде. IX. Сегодня для нас путь святых отцов – это все тот же единственно спасительный путь первохристиан, путь архипастырей-исповедников, путь отцов-аскетов, и, наконец, путь новомучеников. Их вере, их упованию мы должны быть преданы и следовать уже до конца – до самых последних времен, да спасемся! Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2000 г. – 2005 г., Неделя Всех Святых Общая библиография Августин, блаженный , «Творения», Москва, И997 г. Амвросий, святитель, епископ Медиоланский, «Об обязанностях священнослужителей», Казань, 1908 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Преподобный Роман Сладкопевец », «Православная жизнь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1995 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1963 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Учение св. Григория Паламы о Великом Посте», «Православное обозрение», Канада, Март 1979 г. Амман, А., «Путь отцов. Краткое введение в патристику», Москва, 1994 г. Амвросий, иеродиакон, «Введение в патристику», компьютерный набор, Свято-Троицкая семинария, Джорданвилль, б. г. «Антология. Раннехристианские отцы Церкви», Брюссель, 1978 г. Афанасий Великий , святитель, «Творения», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ч. 1–2, 1902 г., ч. 3–4, 1903 г. «Афонский патерик или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших», Москва, 1897 г. Барсов, И.Н., проф. « " Пир десяти дев Мефодия» и «Декамерон» Боккаччо». «Вестник Европы», 1893 г. «Большой энциклопедический словарь», Москва, 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010