По-видимому это могло бы дать ему некоторые шансы на снисхождение к нему, когда он после многотрудных странствований в интересах правоверия, хотя и добровольных, не вызывавшихся распоряжением начальства, явился в свой монастырь, в котором в то время уже не было Феодосия. Но вышло иначе. Под видом взыскания за неимение паспорта и за «ханжинскую бродню» его постиг ряд истязаний, подобных которым немного можно указать даже в тот суровый и жестокий век. Дело в том, что у Макария не оказалось паспорта, но зато оказался целый тюк писем его руки о несогласии малороссийской, черниговской и киевской церквей с греческой и великороссийской. Это «несогласие» было не совсем зажившим еще больным местом русского богословия и русской церковной жизни, раной, растравленной недавними спорами двух главных иерархов русской церкви Стефана Яворского и Феофана Прокоповича ... Уже, судя a priori, можно предположить, что сообщения Макария имели большую или меньшую степень вероятности. Независимо от тех различий в вероучении, церковных обрядах и религиозном быту, какие могли иметь место в южной Руси сравнительно с Великороссией, вследствие естественного и неизбежного влияния на Киев со стороны католичества, унии и самой отчасти латинствовавшей академии киевской, св. синоду не раз приходилось самому замечать догматические неправильности даже в церковно-богослужебных книгах, печатавшихся в Киеве, в тамошней типографии, состоявшей под надзором самого св. синода. На подобные неправильности не раз указывал св. синоду ученый директор московской типографии, Поликарпов, когда синод поручал ему сличать киевские издания церковно-богослужебных книг с московскими и петербургскими. Так, между прочим, Поликарпов в 1726 г. доносил, что в изложении веры св. Максима Исповедника в дестевой Псалтири 1718 г. напечатано: «не естества бо сия суть, но ипостаси», а в четвертой: «естества бо сия суть, не ипостаси». На вопрос синода, каким образом произошла эта разность, Поликарпов отвечал, что книгоправитель Кнафеевич в 1671 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

3)              В киевских книгах – Требнике Могилы, Мир с Богом, Ключ разумения, Поученье на крещенье и др., также в книгах виленских, могилевских, львовских – напечатано, что пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову совершается словами: «приимите, ядите...», после которых уже не хлеб и вино, а тело и кровь Христовы, – тоже значится и в книгах черниговских, барановичевских. Так и митрополит униатский Леон Кишка утверждает, что слова: «сотвори убо хлеб сей» и пр. в литургии Иакова не было и в первый раз эти слова явились в литургии Василия и Златоуста. Бранят просветителя церкви, святейшего Никона: он-де выдумал, что пресуществление совершается после слов: «сотвори убо», а до него и в великой России думали, что пресуществление совершается словами: «приимите, ядите». В служебниках – Могилы, Иосифа Тризны – напечатано как и в униатских, виленских и ливонских книгах: «зри, иерее, да немного влиеши теплоты, токмо каплю едину и за великую нужду – другую». И так делают везде в Малороссии. Но какое же телу и крови от единой капли ощущение, оживление и воскресение? Мало не половина потира – тело и кровь, а в соборах, особенно в великое говение, и полон. А теплоты только капля единая! А кто теплоты не растворяет, тот плоть и кровь Христову мертвую творит. Поп и диакон крови причащаются только по разу. При этом не говорят ни ирмоса, ни стихов, ни «омый, Господи, грехи зде поминавшихся», и в книгах ничего того не напечатано. А в супрасльских служебниках и след теплоты заглажден. Молитва: «Благодаргим тебя, Владыко человеколюбче», в черниговских служебниках не напечатана. Приходил ко мне в узилище Кохановский с иеромонахом Евфимием от лица консистории и говорили: «что ты бредни написал? Бог может и без теплоты тело и кровь оживить, и без стихиры и ирмоса и без стихов, и то (что ты написал) вымыслы непотребные». Если так, то и литургия вся вымысел непотребный. Попу простому поют: «ис полла эти деспота». После амвонной молитве бывают молебны и панихиды; после «буде имя Господне... Слава отцу...» не говорят; по псалме говорят «премудрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Часть 3. О сословиях православного духовного ведомства Отдел шестой. Об архиерейских домах и монастырях Глава 30. Общие постановления об архиерейских домах и монастырях 1. О Синодальном доме Московскому Синодальному дому состоять непосредственно под ведением Святейшего Правительствующего Синода, как прочие архиерейские дома находятся в ведении самих архиереев. (Указ. 4 Июля 1722 г. 4015 п. 708.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Октября 1763 г. штату Московского Синодального дома положены: ризничий с жалованьем 200 р., на серебро 57 р. 15 к.; иеромонахов 2, каждому – 90 р., на серебро 25 р. 74 к.; пономарь – с жалованьем 30 р., на серебро 8 р. 58 коп.; иеродиаконов 2, каждому – 60 р. на сер. 17 р. 16 к.; иподиаконов 2, каждому – 50 р., на сер. 14 р. 31 коп.; писец – с жалованьем 40 р., на сер. 11 р. 43 коп.; служителей 3, каждому 33 р.; на сер. 4 р. 45 коп.; поэтому штату 1513 р., на сер. 433 р. 41 коп., а для округления добавлено 25 коп., всего – 433 р. 66 к. (Высоч. утв. 1 Октября 1763 г. шт. Выс. утв. 18 Декабря 1797 г. роспись.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 15 Марта 1883 г. мнению Государственного Совета, ассигновавшиеся по смете ведомства Святейшего Синода на иподиаконские должности, при Московской 12 Апостолов церкви, 14 р. 31 к., перечислены в дополнение к сумме, отпускаемой по финансовой смете ведомства Святейшего Синода, на содержание духовенства Якутской епархии. (7–21-го Апреля 1883 г. 784 г. Ц. В. 19). По учреждению о духовных штатах, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 26 Февраля 1764 г. между прочим назначено: на строение в Синодальных домах и в подмосковных селах и на покупку разных, а в Успеньев день к столу съестных и питейных припасов и на строение же в Синодальные церкви церковной утвари и на церковные потребы; на дрова и прочие расходы и на содержание при Синодальном доме четырех лошадей 2391 р. 78 коп., на сер. 683 р. 34 к. (26 Февраля 1764 г. П. С. 3. 12060 стр. 25.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 31-го Декабря 1874 г. мнению Государственного Совета ассигновано на увеличение средств содержания Московского Синодального дома 101 р. с уменьшением на эту сумму кредита на жалованье штатных служителей при Крестовоздвиженском Георгиевском и Ивановском монастырях. (Отн. Μ. Ф. 25 Января 1875 г. 191.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

е. на служение гражданскому обществу академия в показанный срок выпустила почти втрое больше, чем сколько дала для церкви. Отсутствие всякой разборчивости при приеме в академию было причиной того, что чрезвычайно много учеников было исключаемо начальством академии, а многие «самовольно предавались бегству» из неё. Так 18 июня 1728 года, после годичных испытаний учеников, из академии было «отставлено» 46 человек из боярских и подьяческих детей, «которые в учении непонятны и злонравны и злодеи». Затем «бежали» из академии в течение года: четверо поповских и диаконских детей – на Сухареву башню; двое пиитов – в преображенский полк писарями; один – в доимочную канцелярию, где его сделали подьячим; один – Серков – «бежал» даже почему-то в Сибирь; шестеро «бежали-ж и по Москве гуляют праздно». Определено же на места к церквам Москвы: священниками – двое: Антип Леминов, учившийся в академии двенадцать лет, – к Пятнице, что за Москвою-рекою, и Иван Змилевский, – польской нации, учившейся шесть лет, к домовой церкви князя Черкасского; сверх того определены четверо в диаконы, да четверо-ж в причетники – в Москве 6 . Еще менее, до приведенного выше указа, служила академия делу проповеди : на вопрос о том, сколько в академии учится человек, могущих быть проповедниками слова Божия, в отчете показано тридцать восемь человек учеников, имевших духовный сан – иеромонахов, иеродиаконов, монахов, священников и диаконов; но из числа их только восемь 7 помечено «проповедовать слово Божие могущими», – об остальных замечено: «проповедовать слово Божие не могут», – или: «проповедовать слово Божие могут ли – неизвестно». Наконец, что касается до училищ при архиерейских домах, то спрос для них учителей, обращаемый к академии, весьма нередко оставался без удовлетворения. Так в 1733 году архангельский преосвященный Герман (бывший ректор академии) обращался с просьбою в академию выслать ему учителей из Москвы или Киева, но его просьба  – осталась без удовлетворения по неимению годных на то людей 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Но, как видно из той же ведомости, контингент учащихся в академии составлялся главным образом отнюдь не из детей священнослужителей и церковничьих, а из детей всех возможных классов народа, что, конечно, и имелось в виду при учреждении академии, как мы видели выше. Так в 1727 году из числа 259 человек учащихся в академии, священнослужительских и церковничьих детей было всего 63 человека, т. е. менее четвертой части всех учащихся. В 1728 году из 360 учащихся, детей священнослужителей и причетников было 109, – остальные же все были дети разночинцев, именно: 1 сын капитана, 1 – переводчика при типографии, 2 лекарских детей, 3 иноземца (вероятно из славян), 7 польской нации, 5 из шляхетства, 1 малороссиянец, 2 детей учеников математической школы (на Сухаревой башне), 1 сын денежного мастера, 2 посадских, 1 сын типографского наборщика, 5 детей монастырских служителей, 1 сын архиерейского служки, 1 сын певческий, 3 детей сторожей, 2 детей богаделенных нищих, 15 детей мастеровых, 9 купецких детей, 22 подьяческих детей, 25 детей дворовых людей и 121 человек детей солдатских. При таком составе учащихся в академии, нет ничего удивительного, что, оставляя академию, редко по окончании в ней полного курса, а большею частью из философии, риторики и даже пиитики, ученики её редко определяли себя для духовного звания, а громадное большинство поступало или в с.-петербургскую аптекарскую науку, или в московский госпиталь, для обучения хирургической науке, или же в разные светские чины и достоинства. Так в том же отчете академии мы находим следующие любопытные цифры. Со времени основания академии из её учеников в 1728 году состояло: трое архиереями, трое архимандритами, четверо игумнами, двенадцать иеромонахами, шесть иеродиаконами, восемь монахами, двадцать пять (по другому сведению – тридцать четыре) священниками, девять диаконами; всего, значит, поступивших на служение церкви 70–79 человек. Между тем поступивших в госпиталь для учения хирургической науке значится 63, – в с.-петербургскую аптекарскую науку – 45, в разные светские чины и достоинства – 28, в московскую главную аптеку – 1, в полковые писари – 4, в справщики типографии – 3, в переводчики – 6, и в учителя в Сербии и в губернии России – 11, – всего 161 человек, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Приветствую вас с благодатным празднеством верных о пришествии в мир Бога, Спасителя нашего, и с начинанием нового лета, присовокупив и искреннее желание мое: да рождшийся и вечно рождающийся Господь, Жизнедавец и Обновитель естества нашего, являет силу и благодать свою во всех делах преимущего служения и деяния вашего в благодатном Его царствии, и да дарует вам многолетно сретать новое лето в здравии душевном и телесном при наслаждении древними милостями Господними и новыми благословениями в земных и небесных. В пастве здешней теперь, по благости Господней, мирно и благополучно. Постигшая ее в летние месяцы холера похитила из духовенства до 150 человек, в числе коих – трех протоиереев уездных городов; в самом архиерейском доме убила двух сильных певчих и иеродиакона; нападала и на меня самого, но скорая помощь врача или вернее десница Господня спасла меня. Теперь много здесь осиротевших семейств, призрение которых соединено с разными затруднениями и требует многих забот начальства. Испрашивая ваших святых о мне молитв с душевною преданностию и братскою о Господе любовию... Р. S. Вчера проездом чрез Рязань из Москвы в деревню был у меня генерал Я. Н. Муравьев, который просил меня сказать вам его почтение и припомнить, как вы занимались с ним в Киеве еврейским языком. 17 декабря 1848 года XV Приближающееся Богосветлое духовное торжество правоверных о Воскресении Господа, Бога, Спасителя нашего, Иисуса Христа, подает мне благоприятный случай сказать вам в духе веры и братской любви святое целование: Христос Воскресе! и поздравить вас с сим великим и всерадостным праздником святой православной Церкви. К приветствию сему присовокупляю всеусердное желание мое: да воскресший и нас с собою воскресивший Господь Божественным Духом Его обновляет и укрепляет силы ваши, посвящаемые во славу имени Его, ко благу Церкви святой и служителей ее, сохраняя жизнь вашу в мире и благоденствии в долготу дней, и да знаменуется на всех делах служения вашего свет Христов к назиданию и утверждению благодатного царства Его в благословенном Отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Материалы для истории русского проповедничества В кратковременное царствование императора Петра II, alma mater великорусского просвещения – московская славяно-греко-латинская академия удостоилась чести обратить на себя такое внимание высшего гражданского правительства, какого, по-видимому, не знала ни прежде того, ни после. Прошло не более месяца со времени вступления на престол молодого императора (7 мая 1727 года), как Верховный Тайный Совет, управлявший государством от его имени, обратив внимание на полученное Святейшим Синодом донесение ректора академии, архимандрита Гедеона Вишневского, о том, что Высочайший указ 1723 года 1 о высылке в академию для учения молодых монахов из монастырей всей России остается без выполнения, что только из смоленской епархии были доставлены два иеродиакона, да и из тех один бежал, а из прочих епархий и из московских монастырей, хотя в них и довольно молодых и к учению способных монахов, никто не присылыван, – строжайше предписал привести означенный указ в исполнение повсеместно, без замедления 2 . С небольшим через год после того, в первых числах июня 1728 года. Верховный Тайный Совет предписал Синоду представить ему «немедленно» ведомость о том, «имеющаяся в Новоспасском монастыре школа с которого времени началась, откуда и чем довольствовалась, и с начала той школы сколько в ней было учеников, из каких они были чинов и до какой науки те ученики обучались, и куда отбыли, также и ныне в той школе сколько обучено поповых детей, и какими науками, и куда те поповы дети отбыли, и ныне в той школе сколько на лицо учеников, и в каких науках имеется». Не успел еще Св. Синод собрать необходимые сведения по этому делу и представить в Верховный Тайный Совет свое донесение, как синодальный обер-прокурор Алексей Баскаков 9 июля 1729 года словесно объявил Синоду, что 7-го сего июля он был призван в Верховный Тайный Совет, и приказано ему от высокосиятельных господ министров предложить Св. Синоду между прочим следующее: 1) «во все степенные в Москве и близ Москвы мужские монастыри проповедников чего для не определено? 2) В Москве, ко всем генерально церквам по силе именного 1718 года указа в священники и диаконы производить школьников достойных, не взирая на приходских людей выборы, и дворы им окупать из церковных денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Подробнее см. об этом в книге преос. Никанора: «Беседа о перстосложении». Спб. 1890. Издание журнала «Странник». 13 Послание это издано мной в Христ. Чтении за 1869 г. О том, как следует понимать содержащееся в нем учение о перстосложении, см. в моей брошюре: «Как учил о перстосложении патриарх Иов». Спб. 1890. 14 Цитируемые автором книги большей частью неизвестны в библиографии. Свои цитаты автор заимствует главным образом из «Поморских Ответов» Андрея Денисова. – Несостоятельность всех этих возражений против «беседы» Филарета для понимающих дело видна с первого раза. В «беседе» автор ссылается на св. Писание, соборы вселенские, на отцов церкви, а раскольник-полемист указывает на древние харатейные книги. Но дело в том, что еще больше древних харатейных книг и древних икон, в которых содержатся доказательства употребления в древности троеперстия. См. об этом в упомянутой «беседе» преосв. Никанора. 15 Все эти и другие такого же рода факты в сущности ничего не доказывают в смысле раскольнического учения, так как гораздо большее количество подобных фактов, иногда гораздо более важных, свидетельствуют о том, что в древней – до-Никоновской – церкви в разных местах и в разные времена аллилуйя пелось трижды. Приводимые здесь раскольником факты говорят лишь о поместном, в известные времена, существовании аллилуйи сугубой. Это одновременное двоение аллилуйи в одних местах и троение – в других доказывает лишь, что этот предмет к существу веры не относится и что к вопросу о том, дважды или трижды следует говорить аллилуйя, церковь относилась почти безразлично. 16 Считаю не лишним указать здесь на любопытное мнение одного из членов Св.Синода, Афанасия, епископа вологодского († 1737 г.), относительно слов «истинного» и «нет конца» в символе. В представленном им в 1727 году в Св. Синод докладе относительно степени справедливости заявлений некоего иеродиакона Макария об отступлениях от православия церкви южно-русской (Киев и пр.), преосв. Афанасий говорит: «что он (Макарий) пишет, в книгах-де печерских пиложено и напечатано в Символе «истинного», и он (Макарий) держит, что не надлежит прибавлять или убавлять что в Символе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

46 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. М., 1883. C. X, XI. 47 Суворов Н.С. Девять глав о свободной Церкви доктора Фридриха Маасе-на//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. C. XXVIII. 49 Суворов Н.С. Предисловие к книге Ф. Маасена «Девять глав о свободной Церкви и свободе совести». C. XV–XVI. 50 Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Из истории развития церковно-правительственной власти. Историко-юридическое исследование. C. 432, 433. 52 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. C. XI. 53 «Донесение св. Собора благочестивейшим государям о низложении Не-стория»//«ДВС». Т. 1. C. 270. 54 «Прошение Евсевия, епископа Дорилейского, к императорам Валенти-ниану и Маркиану»//«ДВС». Т. 2. C. 67. 56 «Донесение святого Халкидонского Собора славной Пульхерии, Августе, об осуждении Диоскора, бывшего епископа Александрийского»//«ДВС». Т. 2. C. 299. 62 «Послание императрицы Лицинии Евдоксии Феодосию (о возмущении Церкви Кафолической)»//«ДВС». Т. 2. С. 43. 65 Барсов Е.В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царской власти на Руси. С. IX. 70 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой//Христианские императоры Рима. С. 100. 94 «Слово благочестивейшего императора Юстиниана, посланное к Мине, святейшему и блаженнейшему архиепископу благополучного города и патриарху, против нечестивого Оригена и непотребных его мнений»//ДВС. Т. 3. С. 514. 96 Феоктист (Попов), иеродиакон. Император Юстиниан и его заслуги в отношении к Церкви Христовой. С. 87, 88, 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления на содержание архиерейского дома назначено: жалованья архиерею – 1500 р., на жалованье свите архиерея, содержание певчих, наем служителей и ремонт архиерейского дома – 2600 р., всего – 4100 р. При чем свиту преосвященного составляют: эконом, духовник, крестовые иеромонахи, ризничий, он же и казначей, и иеродиакон; от усмотрения преосвященного зависит соединение некоторых должностей, равно и назначение им окладов содержания. (Ц. В. 1885 г. 25 – 26.) Ст. 630 – 636. С образованием, взамен викариатства пермской епархии, самостоятельной екатеринбургской епархии и с открытием екатеринбургской духовной канцелярии, существовавшее в Екатеринбурге при викарном епископе духовное правление закрыто, и дела его правления переданы в консисторию. (12 – 17 Февраля 1885 г. 229. Ц. В. 9.) Примечание 1. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 14 Мая 1885 г. штату екатеринбургского епархиального управления, на содержание духовной консистории назначено: членам консистории 3 – каждому 500 р., секретарю – 1500 р., по должности и мундиру в 7 классе, по пенсии в 5 разряде; столоначальникам 3 – каждому – 600 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; казначею, он же смотритель дома, – 500 р., по должности и мундиру в 9 классе, по пенсии в 8 разряде; регистратору и архивариусу – каждому по 500 р., по должности в 10 классе, по пенсии в 9 разряде; секретарю при архиерее – 600 р., по должности и мундиру в 8 классе, по пенсии в 7 разряде; на содержание канцелярских чиновников – 2000 р.; на канцелярские расходы, на наем сторожей, ремонт, отопление, освещение дома и проч. 1200 р., – всего 10.100 руб. Примечание 2. Две трети каждого нормального оклада, применительно к действующему штату духовных консисторий, составляют жалованье и одна треть столовые деньги. (Ц. В. 25 – 26.) Ст. 1009. Примечание. По действующим уставам учебных заведений ведомства министерства народного просвещения законоучители и преподаватели Закона Божия избираются по предварительному соглашению с епархиальным начальством, из лиц как имеющих духовный сан, так и не имеющих его, но получивших образование в духовных семинариях и академиях. На этом основании учебные начальства, по избрании кандидата для замещения открывшейся вакансии законоучителя или преподавателя Закона Божия в одном из низших, средних, или высших заведений, должны входить в сношение с местным преосвященным об изъявлении им своего согласия на утверждение избранного лица в должности 298 (10 – 22 Мая 1885 г. 975. Ц. В. 23.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010