713 Думают, что сие измерение относится к внутренности храма, и что внешняя высота его равнялась высоте притвора, которая без сего была бы несообразна со своим основанием. 715 В третьей книге Царств, VII, 48 говорится только об одной трапезе, потому как догадываются, что одна из десяти по чреде употреблялась для предложения хлебов. Тоже думают и об употреблении светильников. 716 Поскольку высота Давира не занимает всей высоты храма, то иные думают, что над преградою оного находилось пустое пространство, а иные, что в него восходили ступенями, подобно как в другие внешние части храма. Смотр. Иезек. XL, 6, 22, 34, 49. 718 Сочинитель второй книги Маккавейской II, 4 и след. говорит, что Иеремия скрыл оный на горе Наваф. Но трудно найти сему событию время: поскольку Иеремия во время осады Иерусалима находился в темнице, доколе Навузардан, сжегший храм, освободил его и отдал Годолии, Иереи. XXXIX, 13 и след. О Кивоте не упоминается ни между взятыми в Вавилоне сосудами, Иерем. I, II, 17 и след., ни между возвращенными оттуда, Eздp. I, 9, 10 . Иосиф, описывая Святая Святых второго храма, говорит ясно: χειτο δйεδεν ö λως ν ατ De bell Jud. L. IV, с. 6. Итак, истнен ли Кивот с прочими драгоценными сосудами, 2 Парал. XXXVI, 19, имевшими в себе дерева, или сожжен с храмом, или неизвестным нам образом утаен в руках одного Провидения? Пророчества, которые могли бы вести к разрешению сего вопроса, находятся еще под печатью. Смотр, Иерем III, 16. Иезек. XXXVII, 27, 28. 730 Напротив, следующие сочинения утрачены: 1) 5.000 песней Соломона и его естествословие, 3 Царст. IV, 32, 33. 2) Исторические писания некоторых Пророков, 2 Парал. IX, 29; XII, 15. 3) Деяния царей иудиных и израилевых, часто упоминаемые в книгах Царств и Паралипоменон. Смотр. 4 Царст. XIII, 8; XV, 15. 732 В нашем переводе Библии, 4 Царст. I, 2, он называется скверным богом. Сие соответствует употребительному в Новом Завете имени – βεελξε ελ. Думают, что еврейское имя изменено таким образом для выражения презрения, но, может быть, причиною сего было только соблюдение доброгласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

677 (Ст. 22–23). Ср. Иеремии XV, 14; XVII, 4. Образно рисуется в ст. 22-м для Израиля власть Господня над землею, в выражениях вполне понятных восточным народам. Выражения стиха 23-го повторяются в Псалме VII, 13, 14, как они встречаются ниже в читаемой нами главе в ст. 42. Заметим, что эти образы при настойчивом и неоднократном напоминании Моисея, что никакое изображение Божества не может быть допущено, никак не могли быть причиной антропоморфического представления Иеговы Бога Израилева. Это были только метафоры совершенно понимаемые восточным народом в восточной речи. В речи восточных народов мы находим целый ряд выражений напоминающих гиероглифы и вероятно подавших повод к возникновению гиероглифического монументального языка. 679 (Ст. 26–27). В стихах 26–27 употребляются те же выражения примененные к человеческим понятиям, которые мы видели в Ucx. XXXII, 12 . Господь щадит до времени народ, дабы окружающие его язычники не думали, что сила их сокрушила Израиля, не смотря на помощь Иеговы. 680 (Ст. 28–33). До сего стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа: с 28-го стиха по 33-й его собственные слова передают как бы личные его мысли. Он говорит об Израиле, видя пророческим духом его забвение Иеговы и обетований: Что он народ потерявший смысл (ст. 28–29), иначе как мог бы он забыть, что не собственное силой своей занял он Палестину, отняв ее у многочисленных врагов, а силою Заступника Израиля и Господа его (ст. 30). Ст. 31-й напоминает Израилю, что враги его как египтяне ( Ucx. XIV, 25 ) или Валаам (Чис. гл. XXIII, XXIV) торжественно сознавали, что перед Заступником Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Ст. 32 и 33 признаются относящимися не к язычникам, о которых была речь в предыдущем стихе, а к самому Израилю: в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою пересаженною из Египта в землю обетования называется самый народ (Ср. Псал. 79 , стих 9 и Исаии V, 1–7), но плоды дала эта лоза горькие, – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды (Ср. Исаии I, 10; Иерем. XXIII, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Теперь Св. пророк обращается к тем из Иудеев, которые хотя и были виновны пред Богом, но более других были скромны, послушны закону, умеренны в своих желаниях. Взыщите Господа, говорит Св. пророк этим людям, т. е. покаянием, исправлением себя ищите милости и прощения у Господа Бога, а для получения сей милости Божией суд содевайте, и правды взыщите, взыщите кротости, и отвещайте я, т. е. «держитесь (поясняет бл. Федор) прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную, умеренную и примите за правило следовать этому до конца; ибо это значит: отвещайте я. Потом пророк показывает и плод от сего (исправления) – яко да покрыетеся в день гнева Господня, т. е. если вы приступите к упомянутому выше покаянию, то вы приобретете спасение» от врагов, от погибели. Соф.2:4 . Зане Газа расхищена будет, и Аскалон во исчезновение будет, и Азот в полудни отвержется, и Аккарон искоренится. С Евр: «ибо Газа будет покинута, и Аскалон запустеет; Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится». Т. е. спешите покаяться, говорит пророк, время нашестшя врагов ваших приближается, вы нигде не найдете себе спасения, даже у соседственных вам народов, ибо гнев Божий простирается и на соседственные страны Филистимлян, и оне будут разграблены, опустошены теми же врагами, Халдеями. Так, например, Газа 31 , будет расхищена ими. Газа, Филистимский город, была разорена Египтянами, потом, после раззорения Иерусалима, – Халдеями, Сириянами; Симон Маккавей взял ее, а Александр Ианней разрушил. О раззорении Газы пророчествовал и Св. пр. Амос 1. 6. 7 . Филистимляне были постоянными врагами Еврейского народа, нападали на Иудею. грабили ее и уводили в плен Иудеев и продавали их в рабство Идумеянам, за то и должны были пострадать в свое время (Сн. Иерем. 47:1; Иезек. 25:15; Ис. 11:14, 14:28 ). Аскалон во исчезновение будет – другой, Филистимский, приморский и некогда знаменитый торговлею город. После нашествия Халдеев, которые раззоряли Филистимлян, Аскалон был взят Маккавеем Иоанафаном, разрушен Саладином. Теперь на его месте одне развалины, напоминающия о его прежнем величии. Сбылось пророческое слово: Аскалон исчез с лица земли. Азот в полудни отвержется, т. е. жители Азота, также Филистимляне, отведутся в плен в полудни, или, как поясняет бл. Иероним 32 , не тайно, а после войны, при ясном свете, после победы будут увлечены в плен 33 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

К нему, Господу нашему, как имеющему ключи ада и смерти, мы и должны прибегать с молитвою за себя и за своих близких по крови и по вере людей, как живых, так и умерших, и по вере нашей будет нам: Мф. 9:29 . Разобрать главнейш. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о молитве и милостыне за и мерших Мф. 16:26–27 ; Мрк. 8:36–37 ; Лук. 16:26 ; Петр. 3:18–19; Рим. 2:5–6 ; Рим. 8:1–2; 14:12 ; 2Кор. 5:10 ; Гал. 6:5–7 ; Псал. 6:6 ; Еккл. 9:10; 11:3 ; Иерем. 16:6–8; Псал. 48:8 . XV. О спасении 1) Спасение... как дорого это слово для тех, кто жаждет спасения, напр., для утопающего или объятого огнен. пламенем, или тяжко больному... Так же должно бы жаждать спасения и в духовной жизни для бессмертной души. Кто сознает свои грехи пред Богом, тот, как утопающий, непрестанно взывает: Господи, спаси и ко Пресвятой Богородице и к Ангелам, и угодникам Божиим молитвенно взывает о помощи в спасении. 2) Кто не сознает грехов за собою, тот говорит: «я уже спасен», как, напр., сектанты, хвалящиеся тем, что они уже «теперь имеют жизнь вечную», а между тем сами еще находятся во временной земной суете и не знают, что будет с ними завтра; не взывают о спасении своем и беспечные грешники, говорящие: «я успею еще покаяться» или те, в коих совесть усыплена житейской суетой, заботой об угождении плоти, которые идут широкими вратами: Мф. 7:13 , и не помышляют о конце своей земной жизни: Сирах. 7:39; 28:5–6 . 3) Но мы не только думать о спасении должны, а жаждать его, как жаждет путник воды в пустыне в знойный день, иначе мы будем подобны тому, кто готов все свое наследство отдать за чечевичную пищу: Быт. 25:32–33 . Жизнь земная человека, по сравнению с вечностью, куда меньше чечевичного зерна против гор наследства: 2Кор. 5:1–2 , и все-таки многие из нас, пренебрегая вечной жизнью блаженной, гоняются за временными мимолетными наслаждениями, но не так поступали угодники Божии: Евр. 11:25,36–38 . 4) Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит: 2Петр. 3:9 , желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»: Мф. 11:28 . Нужно только прийти ко Христу... чрез веру... добрые дела... таинства церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

На подобные ошибочные умозаключения свт. Василий Великий отвечает следующее: « Но говорят, если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис. 45, 7). И еще говорится: Ибо сошло бедствие от Господа к воротам Иерусалима (Мих. 1, 12). И: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (Ам. 3, 6). И в великой песне Моисеевой сказано: Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей (Втор. 32, 39). Но для разумеющих глубинный смысл Писания ни одно из этих мест не заключает в себе обвинения Богу в том, что Он будто бы виновник и творец зла. Ибо Сказавший: Я есть тот, Кто создает свет и тьму, объявляет через это о Себе как о Создателе вселенной, а не как о творце зла... Он производит бедствия - означает, что Бог преобразует зло и приводит к лучшему, чтобы оно, перестав быть злом, приняло в себя свойства добра » [xxiii] . Также свт. Василий дает очень точное замечание: « адские муки не имеют своей причиной Бога, но нас самих » и в борьбе с дьяволом Бог всегда на стороне человека. Апостол Иаков говорит: « В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью » (Иак. 1: 13-14). По свидетельству блаженного Феофилакта Болгарского [xxiv] под искушениями в данном отрывке Священного Писания отцы понимали, в том числе различные скорби, неприятности, болезни и страдания, которые случаются в жизни каждого человека. У пророка Иеремии есть такие слова о зле и неприятностях в жизни человека: « Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа, Бога твоего, в то время когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет - чтобы пить воду из Нила? И для чего тебе путь в Ассирию - чтобы пить воду из реки ее? Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя » (Иер. 2: 17-19). Также читаем еще в Ветхом Завете, что Господь « любит миловать » (Мих. 7:18) и что „ Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих » (Плач Иерем. 3: 33).

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/31/...

В самом деле, иногда бывает, что тот, кто оставался с нами в одном искушении, побежденный отступает пред другими. Во-вторых повелевается: «Не возлагайте надежды на вождей,» — ибо «проклят человек, который имеет надежду на человека» (Иерем. XVII:5). Тщетна надежда, возлагаемая на человека, и истинна та, которая возлагается на Бога. Посему и говорит Апостол Павел: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратное» (Деян. ХХ, 30); также и сам Господь говорит чрез пророка: «Вожди народа Моего не познали Меня: они глупые сыны, и непонимающие; они умны на то, чтобы делать зло, а делать добро они не сумели» (Иерем. IV:22). Правда, говорит он, они назывались вождями Моими и вождями народа Моего, но так как они не познали Меня, и делами своими лишили себя этого имени, то и являются они сынами глупыми и не понимающими; у них достает благоразумия только для того, чтобы подчинять себе простое стадо и попирать его ногами своими, а как делать добро и управлять народом, они не узнали этого. Не доверяйте вождям или: судьям], т. е. ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, ни [другому] какому либо чиноначалию человеческому. Не то я говорю, что вы не должны подчиняться этим степеням церковным: «Ибо кто будет злословить отцу или матери, тот должен быть предан смерти» (Левит. XX, 9), и Апостол учит, что должно повиноваться предстоятелям в церкви (1 Петр. II. (?) Евр. XIII, 17); но [я хочу сказать], что иное дело почитать вождей, а иное возлагать на них надежду. Будем почитать епископа, оказывать предпочтение пресвитеру и почтительно вставать пред диакон, но не будем возлагать на них надежды, потому что тщетна надежда на людей и тверда надежда только на Бога. — Третье повеление; «Храни себя от той, которая почивает с тобою,» не доверяйся ей. Посему и Апостол называет женщин сосудом некрепким, и повелевает, чтобы им от мужей оказывалась честь. Ибо «не создан муж для жены, но жена ради мужа» (1 Корнф. XI, 9) и «жена должна бояться мужа» (Ефес. V:33), говорит он. Обязанность жены бояться и любить мужа со страхом; обязанность мужа только любить, потому что любовь есть свойство совершенных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что же, Господи, неужели Ты оставляешь это желание без утешения и не являешь даже тени желаемого питающему такое желание? Затем Он говорит: Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо (Исх.33:22,23). Не сказал: когда буду проходить Я, но: слава моя , — потому что видеть проходящую славу — не значит видеть самое существо. Моисей не видел ничего больше славы, и ее видел не всю, а только сзади , не потому, чтобы божественное естество ограничивалось заднею и переднею стороною, — оно просто и несложно, — но потому, что Сам Бог так являет Себя, соразмерно не с свойственным Ему достоинством, но с силою имеющих удостоиться видения. Моисей достиг славы Божией, но не переступил этой славы; а ты еретик, переступив славу, исследуешь существо Божие? Обратимся и к блаженному Павлу. Павел в новом завете, помыслив о некоторых частных делах домостроительства Божия, как бы в изумлении пред глубинами мысли, произ­нес следующее великое и исполненное изумления изречение: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? И в заключение сказал: ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Римл.11:33-36). Видишь ли, как он, достигнув славы Божией, не перестудил предела? Но что я говорю о людях? Поднимись мыслью к тому, что выше мира; спроси небеса и скажи: что вы можете возвестить мне о Боге? Небеса, объясните мне, каков Бог; скажите мне, что есть Бог по существу? Но небеса не отвечают на вопрос о том, чего они знать не могут. Если же ты станешь дерзновенно спрашивать их, то они ответят чрез дивного Иеремию таким божественным изречением: подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь (Иерем.2:12). Воистину ужасается небо, когда видит, как исследуют боже­ственное естество. Против этого скажет и блаженный Давид, обуздывая неумеренную любознательность, и ответит: ты слышал не о том, что небеса поведают естество Божие, а о том, что — славу Божию .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

LXX: Уста твои съедят и чрево твое наполнится главою этою, данною тебе.    Началом чтения и простого исторического понимания служит съедение свитка. Но когда чрез постоянное поучение мы заключаем книгу Господню в сокровищнице памяти, то духовно наполняется чрево наше и насыщаются внутренности, чтобы мы вместе с апостолом Павлом имели внутренности [полные] милосердия (Кол. гл. 3) и чтобы наполнилось то чрево, о котором Иеремия говорит: чрево мое, чрево мое болит мне и чувства сердца моего смущают меня (Иерем. 4:19).     И я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Давид говорит: кол сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Псал. 118:103).    И в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. (Псал. 18:10-11). И Сампсон нашел сот меду в пасти льва (Суд. 14:8). И Господь после воскресения съел часть печеной рыбы и сот (Лук. 24:42). И в Притчах о пчеле говорится, хотя этого нет в еврейских списках: иди ко пчеле и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии во здравие употребляют (Притч. 6:8), что делали Моисей и пророки, и евангелисты и апостолы, чтобы всякий царь, сердце которого в руке Божией, пользовался сладкою нищею. А кто прост и без хитрости змия имеет невинность голубей, тот пусть верует простым сердцем и спасается. Ибо повсюду встречаются козни и часто диавол принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14), и мед каплет из уст женщины-блудницы, обещая приятное, чтобы вливать яд.    Ст. 4. И Он сказал мне: сын человеческий, ступай и иди к дому Израилеву и говори им слова Мои.    Когда говорится: ступай и иди к дому Израилеву, то этим дается понять, что он не был вместе с народом грешным, хотя он, по-видимому, жил в тех же пределах при реке Ховаре. Ибо написано: и я был среди переселенных при реке Ховаре (1. 1), Но пророк не имел общения с ними и испытывал огорчение при виде беззаконных. Тоже делал и Моисей (Исх. гл. 33), поставив скинию вдали от стана народа, в которую когда он входил, то спускался столп облачный и становился пред входом в скинию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  33. Бог вездесущ    Сам Бог в ветхом завете говорить о Себе; „разве я Бог только вблизи... а не Бог и вдали?... Не наполняю ли Я небо и землю? (Иерем. XXIII, 23, 24). Небо престол Мой, а земля подножие ног Моих, где же построите вы дом для Меня и где место покоя Моего?» (Исх. 1). Еще нагляднее представляет эту истину Иов, который говорит о Боге: Он превыше небес..., глубже преисподней..., длиннее земли мера Его и шире моря“ (Иов. XI:8, 9). Ап. Павел учит о Боге, что Он не далеко от каждого из нас, о Нем бо живем, движемся и есмы (Деян. XVII, 27, 28), и что Он над всеми й чрез всех и во всех нас (Еф. IV:6).    „Бог пребывает, учит св. Афанасий Великий, во всем по Своей благости и силе, вне же всего (т. е. Сам в Себе, внутри Себя) по Своему собственному естеству» (De decrem. synod. nys. с. 11). „Надобно знать, учить, св. Иоанн Дамаскин, что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело» (De fid. ormodox. lib. I. с. 13; curs. compl. graec. Т. col. 852).    „Что Бог есть везде, мы знаем, но как – (везде), это не особенно понимаем», говорит св. Иоанн Златоуст, смиренно сознаваясь в слабости ума человеческого постигнуть тайну везде присутствия Божия (Homil. 2. in Epist. ad hebr. n. 1). (Сн. „Опыт. прав. догм. богосл.» еп. Сильвестра. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 121, 126, 129, 133).   34. Где Бог, там и все доброе, а где нет Бога, там все злое    «С кем есть Бог, тот все доброе делает и все доброе с ним делается; а с кем нет Бога, тот делает все злое и с ним все злое делается. Если Бог с нами, никто же на ны (Рим. VIII:31); если же нет Бога с нами, то все враги наши восстают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердою каменною стеною; если же нет Бога с нами, то и твердые каменные стены будут паутиною, не защитят нас. С кем Бог, тому и благо; а кто без Бога, тому горе.    С кем же есть Бог и с кем нет Его, на это легко отвечать каждому: кто добродетелен, богоугоден, при том Бог пребывает; а кто злое творит и Бога прогневляет, при том нет Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Бог говорит устами Иеремии: если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: " какое бремя от Господа? " , то скажи им: " какое бремя? Я покину вас, говорит Господь " (Иер.23:33). Бог угрожает, если изменяется и одно слово; а ты извращаешь всю правильность догматов, отвергая имя Отца, отрицая достоинство Сына, ниспровергая славу Святого Духа? Ужели ты можешь убежать от рук Бо­жиих? Тяжело и страшно извращать слово Бога живого, Господа Бога нашего. Бог гневается, если извращаются какие-либо Его слова; а когда извращаются догматы, ужели Он не негодует? Ужели ты мудрее Спасителя? Ужели ты точнее Евангелия? По­бойся Божия суда, побойся того страшного имени и оставь злобу, восприими покаяние, и вера твоя будет служить порукою за твое спасение, потому что покаяние доставляет спасение как тем, которые заражены ересью, так и тем, которые совер­шают вообще злые поступки.   6. Покаяние — корень благочестия. Покаемся же и своим по­каянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему. Укажу на пример: народ некогда согрешил, покаялся и пролил слезы; Бог говорит: слышу Ефрема плачущего: Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой (Иерем.31:18). И что говорить ему Бог? Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (ст. 20). Никто пусть не устрашает тебя: ни молва, ни тьма варварская, ни гу­стая туча; хотя бы неприятели были и безчисленны по своему множеству, наш Защитник крепче. Если при виде множества ты робеешь, то пророк Елисей говорит тебе: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними (4Цар.6:16). Там множе­ство варваров, а здесь отряд ангелов. За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010