366 Очистите руц ... двоедушьнии. – Покаяние, как проявление смирения, дает возможность человеку, во-первых, очистить руки (избавиться от греха) и сердце, а во-вторых, проявить волю в выборе, – в том, чтобы приблизиться к Богу. И тогда Бог приблизится к человеку. 369 ...спасти и погубити. – Выражение «спасти и погубити» из Мф. 10, 28 , где говорится о том, что люди могут убить тело человека, но не могут убить его душу. Бояться нужно не людей, а Бога. Только всемогущий Бог, установивший совершенный Закон, может судить, осуждать или прощать. Ср. 1Цар. 2, 6 : «Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит». 372 Вдущому же убо добро дяти и не дющю, грхъ ему есть. – Синод.: «кто разумеет делать добро» (т. е. знает, что нужно, и умеет). О том, что неведение иногда освобождает от ответственности, а ведение (знание) усугубляет ответственность, говорится в Евангелии: «Раб, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, а который не знал, но делал достойное наказание, бит будет меньше» ( Лк. 12, 47–48 ); «Если бы я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем» ( Ин. 15:22 ). 374 ...плачтеся, задрежущеся о страстехъ ваших, грядущих на вы. – Плачьте задрежуще – κλασατε δλολζοντες. Синод.: «Плачьте и рыдайте». У Срезневского: «задрьзатися – захлипатися» (может быть: рыдать вопия). «Бедствия, страсти» (Синод.: «лютые скорби») – ταλαιπωραις. Скорби – это не только потеря мимотекущего богатства, которая предстоит; «грядущие скорьби» – это скорби, предшествующие Второму Пришествию. О скорбях, предшествующих «кончине века», говорится в 24-й главе Евангелия от Матфея. Здесь у апостола Иакова начало темы предвещения Страшного суда, развиваемой далее. Во времена апостольские наступление Страшного суда ощущалось как самое ближайшее будущее. 376 ...дьнь заколениа. – Метафора, обозначающая день Страшного суда. Основана на тексте пророка Иеремии ( Иер. 12:3 ): «собери их как овцы на заколение, и очисти их в день заколения». Иаков изменяет эту метафору, делая ключевым словом «ожиревшее сердце». Как скотину перед убоем откармливают, так и богатей, насладившиеся жизнью, откормили сердца свои. Их надлежит зарезать, как скот. Но очищение (метафора Иеремии, вероятно, связанная с иудейским обычаем особого очищения мяса, предназначенного для еды) ожиревшего затруднительно. Так и «ожиревшее сердце» (в духовном смысле) нелегко очистить перед «днем заколения», т. е. перед Страшным судом. О дне заколения также: Иерем. 25, 34: «Воскликните, пастуси, и возопите, и восплачите, овни овчии, яко исполнишася дние ваша на заколение, и падете, якоже овни избранные».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Что ж относится до описания сих внутренних действий в чувственных образах и подобиях, то это изображали отцы, как и выше сказано, по сходству и удобству для познания неопытных во внутренней молитве. Да и самое Священное Писание давало им пример для оного, изобразив насладительное единение души с Богом в ярких картинах чувственной любви и общения Возлюбленного с Возлюбленной, что читается в канонической книге Священного Писания, именуемой Песнь Песней. Сему обыкновению выражений сделал весьма близкое подражание святой Макарий Великий : «Как предавший всего себя греху нечистой страсти, – говорит он, – естественно и c удовольствием влечется к оной и творит ее, так и истинно любящий Бога все плоды духовные, даже вышеестественные, с великим удовольствием и сладостию духовною, без труда и удобно, как бы естественно, соделывает. Таковой есть искренно прилепившийся ко Господу и соединявшийся с Ним во един дух». На второй вопрос. Всякое действие должно иметь цель. Цель молитвы есть соединение с Богом, Который есть весь благо, весь желание, весь сладость, весь блаженство, весь любовь! А посему соединение с Богом есть внушение любви, блаженства сладости и утешения. Стремиться к сей цели приказывает нам Сам Иисус Христос: «Будите во мне и Аз в вас» (ср. Ин. 14:20 ), «Хощу, да идеже есмь Аз и тии будут со Мною» ( Ин. 17:24 ), «Взыщите мя всем сердцем вашим и явлюся вам» (Иерем. 29:13), «Внидите в мя еси желающии мя пламенно» (ср. Ин. 10:9 ). В наставлении как молиться Иисус Христос ясно обнаружил цель молитвы во втором прошении «Да приидет Царствие Божие» (ср. Мф. 6:10 ) в сердца наши, которое есть любовь, мир и радость... Итак, стремление ко вкушению молитвенной сладости есть влечение Божие. Святая Церковь в повседневных гимнах своих восклицает: «сладости райския не лиши мя» и «наслаждения еще в тебе сподоби», «да будет мне общение с Господом в радость и веселие» и прочее. Апостол Павел к сему убеждает поучая: «Ревнуйте дарований больших, духа не угашайте, всегда радуйтеся!» ( 1Кор.12:31 ; 1Фес.19:16 ). Святые отцы, опытно познавшие истину сей цели и сладость ощущений молитвенных,так выражаются: «Мы не за иное что в сердечном безмолвии ходити готовы бываем, точию за сладкое онаго в душе чувствие и веселие» (Исих. гл. 120). «Как при насаждении винограда, – говорит святой Макарий Великий , – прилагается прилежание и труд с целию собрания плодов, и если их не будет, то все дело будет тщетно, так и при молитве, если плодов духовных, то есть любви, мира, радости и прочих в себе не усмотрим, бесполезен будет труд наш; а потому духовные труды наши, (молитву) с целию или надеждою плодов, то есть наслаждений сладостию в сердцах наших, мы исполнять должны» (Сл. 3. гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

40. Итак, набольшие в монастырях, если увидите, что кто либо нуждается в чем и терпите недостаток, не нерадите о нем, зная, что вы должны дать отчет за все стадо, в «немже вас Дух Святый постави еписко­пы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28). Посему «должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на Мя» (Рим. 15:1 –3). И Апо­стол говорит о себе: «во всем угождаю не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10:33). 41. Если же Господь и Спаситель наш так заповедал, и Святые так действовали, и отцы наши так нас учили, то воспрянем от сна, и будем усердно исполнять то, что заповедано нам. «Елико бо предпаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением Писаний упование имамы» (Рим. 15:4). Никто из нас да не будет для другого виною заблуждения, и не станем ревновать тем, кои благоденствуют в жи­воте сем (Пс. 36:7). Пусть они имеют в изобилии все потребное для тела, но, ведь, умирая, они ничего из того не возьмут с собою. Сыны века сего только в животе сем имеют упование; потому что они от мира, а мир любит свое.-Но те, кои суть сыны Божии, помнят слово Евангель­ское: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» (Ин. 15:18); и еще: «иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4); и еще: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16:33); и еще: «Блаженни плачущии: яко тии утешатся. Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся, блаженни изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5:4—6. 10).-О сынах же века сего что напротив говорится? «Горе вам богатые: яко отстоите утешения вашего. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся: яко возрыдаете и восплачете» (Лк. 6:24. 25). 42. Посему будем избегать содружества с миром, чтоб удостоиться услышать: «вечер водворится плач и заутра радость. Слыша Господь и помилова мя... Разтерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс. 29:6—11.12). Ибо кто из Святых без борьбы и скорби прошел путь мира сего? Иеремия говорит: «Не седох на сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: наедине седох, яко горести исполнихся» (Иерем. 15:17); и св. Давид пишет: «яко плача и сетуя, тако смиряхся» (Пс. 34:14). Их стопам последуя, разумеем, что спасение наше в претерпении скорбей. Потерпим; и исполнится на нас обетование рекшего: «на время мало оставих тя, а с ми­лостию великою помилую тя» (Ис. 54:7). Итак, если скорбь и теснота на время, а не всегда пребудут, то будем сеять слезами, не ослабевая, да радостью пожнем: ибо знаем, что Господь избавляет чтителей Своих от искушений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодною водою, намащали его и сжигали на устроенном для этого костре. Когда пламя совершенно погасало, собирали пепел тела, кропили его вином и молоком и заключали со слезами и духами в урну. У народа Божия – иудеев мы встречаем также погребальные обряды, но более кроткие, сообразные с природою, чуждые суеверия и бесчеловечия язычников. Иудеи не бальзамировали и не сжигали тел умерших, но намащали их благовониями, обвивали тонким полотном и погребали в пещере, или гроте ( Ин. 19:39 – 41 ). В память умершего преломляли над ним хлеб (Второз. 26:14. Иерем. 16:7); а для выражения своей скорби о скончавшемся посыпали голову пеплом, а иногда налагали на себя пост ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12; 3:35 ). Св. вера Христова, сообщившая между прочим, и высокое понятие о человеке – христианине, заставляет с почтением смотреть на него и тогда, когда он ляжет бездыханен и мертв. Этот умерший христианин теперь – добыча смерти, жертва тления, но он член Иисуса Христа ( 1Кор. 12:27 ); в развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6:15 – 19 ); тело христианина освящено приобщением божественного тела и крови Христа Спасителя. Можно ли же не воздавать почтения Иисусу Христу, Которого умерший есть член? Можно ли презирать Духа Святого, Которого умерший был храмом?» 134 . Наконец, это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15:53 ). Поэтому – то наша православная церковь , освящая своими священнодействиями все важнейшие случаи в жизни христианина, не оставляет сына своего без материнских попечений и тогда, когда он перешел из этого мира в далекую и неведомую страну вечности. Трогательные обряды, совершаемые св. церковью над гробом христианина, не пустые и пышные церемонии, которые часто изобретаются тщеславием и суетностью человеческою и которые не трогают сердца и ничего не говорят уму, напротив того имеют глубокий смысл и значение и, будучи основаны на внушениях св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   Такое сохранение тем более необходимо для них, что мир возненавидел их. Иисус Христос молит Отца Небесного не о том, чтобы Он взял их от мира или спас от бедствий; но чтобы освятил их словом истины, которое спасет их от мира и соединит их с Богом и между собою. И такое соединение простирается не на одних избранников Апостолов, но на всех верующих в Него.    И о них вечный Первосвященник возносит молитву к Отцу Небесному, чтобы Он удостоил их славы той же, которую и Он имел у Отца, чтобы и они были там со Отцем Небесным, потому что они только уверовали в Него и поняли силу любви Божией, открывающейся в ниспослании людям Сына Божия.    Готовясь к страданиям, Иисус Христос говорит и молится о прославлении Отца, о славе Своей, потому что Его дело (страдания за Человечество и спасение людей) и составляет самое славное дело домостроительства Божия; потому что в этом деле наилучше и наиболее проявились Премудрость и Благость Божия, всемогущество и правда; или, как выражается Псалмопевец: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася (Псал. 84:11).     Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). В этих словах указана и цель великого дела Христова на Земле и цель Евангелия и средства к достижению этой цели, именно познание Бога и признание Иисуса Христа Сыном Божиим, потом принятие и сохранение всего того, что Он возвестил им.    Насколько это последнее не легко, видно из того, что Иисус Христос молит Отца, дабы Он сохранил их от мира, от гибели, потому что мир возненавидел их, как ненавидел и Его, потому что они могли бы также легко погибнуть, как погиб сын погибельный.    Наоборот, насколько важно принятие открытой Богом истины, видно из того, что ещё в Ветхом Завете Сам Господь упрекал народ Израильский через пророка (Иерем. 2:13) в том, что он оставил Его, Источника воды живой, и ископал себе кладенцы сокрушенные, которые не могли сохранять воды. Иначе сказать, Израиль искал ложных источников Боговедения и благочестия и ими хотел утолить жажду своего искания истины; но вместо удовлетворения ея, он более и более раздражал ее. Таково было состояние Израиля и во дни пришествия Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Эти слова не прилично ли отнести к той церкви, которая, руководствуясь более молвою о тебе, а не знанием, презрела людей достойных, какие были в ней? Оказалось неверным мнение тех, которые хорошо о тебе думали. Кто мог предположить, что под одеждой овцы скрывается хищный волк? Есть у апостола слова: «подобает и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас» ( 1Кор. 11, 19 ). Приклони ухо твое и выслушай слова, которые он сказал Тимофею и Титу. Что он повелевает им? то, чтобы они «уклонялись скверных суесловий» ( 1Тим. 6, 20 ). Потому что это содействует к успеху только нечестия, возращая всегда терние и волчцы. Он просил Тимофея «пребывати в Ефесе, ...да завещает некиим не инако учити» ( 1Тим. 1, 3 ). Пред очами у меня слова пророка Иеремии: «страшная содеяшася на земли: пророцы пророчествоваша неправедная» (Иерем. 5, 30–31). Скажи мне: эти слова Писания остаются ли неизвестными тебе, или ты знаешь их, но пренебрегаешь ими? Если они остаются для тебя неизвестными, не стыдись узнать истину так же, как ты не боялся узнать ложь и учить ей. Если же ты пренебрегаешь ими, тогда как знаешь их, то подумай, что ты ничем не оправдаешься, когда от тебя потребует отчета в порученном тебе таланте Тот, кто чрез них хочет всегда получить Себе прибыль от этой святой ссуды. Посмотри, какая казнь постигла того, кто скрыл полученный им талант, и возвратил его в том виде, в каком принял его ( Матф. 25, 24–30 ). Поэтому рассмотри со вниманием, как велика и грозна опасность не возвратить того, что ты принял. Можешь ли ты сказать тогда Господу нашему: «их же дал еси мне, сохраних» ( Ин.17:12 ), когда ты закалаешь и терзаешь, как мы слышим, Церковь Его? Что говорит тебе твоя совесть, когда ты живешь в этом городе, почти всеми оставленный? О если бы они в то время употребили большую осторожность, нежели какую они употребляют ныне, когда им нужно искать спасения! Откуда пришло тебе желание направить свои речи на такие вопросы, решение которых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем ослабляется в нем благоговение к рождению Девы? Нечестивыми словами о Боге не должно возмущать чистоту древней веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вот, ваше Боголюбие, за великое счастье считать изволите с убогим Серафимом беседовать, уверены будучи, что и он не лишен благодати Господней. Что же речем о Самом Господе, Источнике приснонеоскудевающем всяким благостыни и небесныя и земныя?! А ведь молитвою мы с Ним Самим, Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим, беседовать удостоиваемся... – Ну, а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите? – Стяжавайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сто на один рубль духовный, но даже еще того в бесчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божьего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда я не был еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5, 17 ), но да ведь, как помните, и прибавляет: «Хочу лучше пять слов сказать умом, нежели тысячи языком» ( 1Кор. 14,19 ). И Господь говорит: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ), то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48, 10). А дело Божие есть: да веруете в Бога и Егоже послал есть Иисуса Христа ( Ин. 17, 3 ). Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, т.е. вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сойдя с осляти, Спаситель вошел в храм и застал там множество торговцев и менял денег. Тогда Он сделал бич из веревок и выгнал вон из храма всех продающих и покупающих, говоря: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13, Ис. 56:7, Иерем. 7:11). И так, как время было уже позднее, Иисус вышел в Вифанию – ближайшее селение – со Своими учениками. Тропарь Церковнославянский текст Русский перевод Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе – Победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Христе Боже! Ты пред Своими страданиями, удостоверяя в общем (всех людей) воскресении мертвых, воскресил еси Лазаря из мертвых, посему и мы, подобно отрокам (еврейским), нося знаки победы над смертию (т.е. ветви), Тебе, Победителю смерти взываем: Осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне! Кондак Церковнославянский текст Русский перевод На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: Благословен еси грядый Адама воззвати. Ты, Христе Боже, на небеси на престоле (седящий), на земле – едущий на молодом осле, принял хвалу от Ангелов и прославление от детей, взывающих к Тебе: Благословен грядущий воззвать (от вечной смерти) Адама! Светлое Христово Воскресение «Христос Новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Припев в 9-ой песни канона в Великую Субботу). Как солнце своей яркостью затмевает луну и звезды, так светлое Воскресение Христово своей радостью и торжественностью выделяется между прочими праздниками. Отмечая его, мы радуемся не только событию далекого прошлого, но предвкушаем в нем и наше собственное воскресение для вечной жизни в Царстве Света и Добра. Праздник Воскресения Христова, или 1Кор. 5:3). О событиях, связанных со смертью и воскресением Спасителя, повествуют все евангелисты (Мф. 28:1—15; Мк. 16:1—8; Лк. 24:1—11 и Ин. 20:1—21). Когда Господь Иисус Христос умер, Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом сняли Его тело со креста и положили в погребальной пещере, которую Иосиф высек в скале в своем саду, где еще никто не был погребен. Обряд погребения пришлось совершить наспех и упрощенно, так как с вечера наступала еврейская пасха, когда по закону не полагалось заниматься никакими делами, но все должны были у себя дома вкушать пасхального агнца. По настоянию Синедриона, к пещере, где погребли тело Иисуса, Пилат приставил стражу из римских воинов, а самый вход в пещеру закрыли тяжелым камнем, к которому приложили официальную печать. Все это было сделано для того, чтобы предотвратить какие-либо попытки похитить тело Иисуса, потому что Он предсказал, что воскреснет из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

56. Слова мои, чадо, сказаны тебе, и пусть сердце твое сбережет их. Помни о Христе, хранящем тебя, и не забывай о Троице поклоняемой. Послание о вере I 1. Я часто удивлялся, почему вы испытываете такие чувства ко мне и отчего так уступаете моей ничтожности, столь малой, незначительной и недостойной любви; почему обращаетесь ко мне со словами, напоминающими о дружбе и отечестве, пытаясь вернуть меня, словно некоего беглеца, в лоно родной земли. Что же касается меня, то я признаю и не отрицаю, что стал беглецом, однако узнайте, если, конечно, желаете узнать причину моего бегства. 2. Тогда, пораженный неожиданностью, я был подобен людям, оглушенным внезапным грохотом, и не мог собраться с мыслями; я сразу удалился, став беглецом, значительное время проведя вдали от вас. Затем мной овладело томительное влечение к божественным догматам и к любомудрию, касающемуся их. Я говорил себе: каким образом могу я одолеть порок, живущий вместе с нами? Кто станет моим Лаваном, избавителем моим от Исава и воспитателем в горнем любомудрии? 3. Но поскольку с помощью Божией достиг я по мере моих сил цели и нашел «избранный сосуд» и «глубокий колодезь» (я имею в виду уста Христовы — Григория), то прошу и умоляю вас: дайте мне немного времени. Дайте не потому, что возлюбил я жизнь городскую, ибо от меня не скрыто, что лукавый подобными вещами вводит людей в обман, но потому, что общение со святыми считаю весьма полезным. Ибо в беседах о божественных догматах и в слушании наставлений относительно них я обретаю твердый навык в умозрениях, от которого трудно отказаться. Таков мой образ жизни. 4. Вы же, о божественные и наилюбезнейшие из всех главы, берегитесь филистимских пастырей, дабы никто не засыпал ваших колодезей и не замутил чистоту ведения вашего относительно веры. Ибо эти филистимские пастыри всегда радеют о том, чтобы научать души простые, исходя не от Священного Писания, но из внешней мудрости, уводя их в сторону от истины. Ведь разве тот, кто вводит в нашу веру «Нерожденного» и «Рожденного», догматствует о Вечносущем как о не–сущем, а о присном по природе Отце учит, как о ставшем Отцом, утверждая также, что Святой Дух не вечен, — разве такой человек не является филистимлянином? Он завидует овцам нашего Патриарха, прилагая усилия к тому, чтобы не пили они воды чистой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14), но чтобы навлекли на себя участь, предреченную Пророком: Мене оставиша, Источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенная, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2:13). А должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как научили нас Божии глаголы и те, которые постигли их возвышенным образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010