Это соответствие выразилось с следующих словах: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лук. 1:38 ). Эти простые по виду слова, хотя сказаны были в безвестном Назарете перед лицеем одних небожителей, перевернули ход истории всего земного мира и дали возможность человечеству вернуть себе утерянное небо. Этих благих слов небо искало на земле в течении 5-ти тысяч лет. Что означают эти слова? То же что и слова Воплотившегося вслед за ними Богочеловека: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6:38 ). Эти слова Спасителя и Его Матери указывают нам метод, как низведения Бога с высоты небесной в наше сердце, так и возведения нашей души из юдоли плача в горний мир. Наше спасение зависит от того, готовы ли мы собственную нашу волю покорять воле Божьей, которая есть освящение наше (1Фес. 4:3). Ап. Павел, когда познал истинного Бога, первое что спросил: «Господи! Что повелишь мне делать» ( Деян. 9:6 )? И впоследствии заповедовал всем познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим. 12:2 ). Но вы скажете, хорошо, когда Бог беседует с тобой, непосредственно открывая волю Свою! А что делать тем, кто не слышит Его гласа и не видит Его указаний относительно себя? Бог давно позаботился и о них, дав заповеди, исполнение которых способно вводить в жизнь вечную ( Мк.10:19 ). Затем Он повелевает им обращаться к тем, кто способен понимать и объяснять волю Его. На вопрос Савла, что делать, Господь не дал ему личных указаний и не низвел на него тотчас Духа премудрости, который бы научил его всему, но послал к Анании с обещанием: «И сказано будет тебе, что тебе надобно делать» ( Деян. 9:6 ). Как найти такого человека? По этому случаю еще древними было сказано: «Обращайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни» ( Сирах. 37:15 ). Не можете найти такого человека? «Рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, идите по нему» (Иерем. 6:16). Не у кого спросить? Обратитесь к своей совести, которая есть голос Божий, верно подсказывающий, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божьей. Говоря короче, есть много возможностей разными способами познать волю Божию сердечно желающим знать и исполнять ее. Господь близок ко всем истинно ищущим Его, и волю боящихся Его сотворит, молитву их услышит, и спасет их ( Пс. 144:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

175 “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии. 176 Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi). 177 Ср. Гал. 6:3. 178 Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8. 179 Ср. Мф. 7:8. 180 Букв. “в умерщвленной жизни”. 181 Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”. 182 Ср. 1 Кор. 15:47. 183 Ср. 1 Кор. 15:48. 184 Ср. Ин. 3:3. 185 Ср. Пс. 81:6. 186 Ср. Рим. 5:15—18. 187 Ср. Иак. 2:18. 188 Ср. Ин. 6:33. 189 Ср. Ин. 6:50. 190 Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122). 191 Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo). 192 Ср. Ин. 10:10. 193 Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном. 194 По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”. 195 В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26—127) — пятнадцатисложным политическим стихом. 196 Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1—10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26—28), пир (Мф. 22:2—10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23). Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). 197 Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. 198 Ср. Пс. 32:6. 199 Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Но и боговидение первого человека, и боговидение будущей жизни, и боговидение подвижническое есть боговидение преестественное — собственно удел неба, а не земли. На земле мы видим Бога только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно ( 1Кор.13:12 ), через посредство свидетельствующей о Нем твари. Между тем и земное, и небесное боговидение есть одно и то же видение Божественной славы; естественное — в мире земного, изменчивого, образного естества, и преестественное — в премирном, вечном, первообразном Царстве бытия. Простираясь через всю совокупность дел творения и Промышления Божия, оно может составлять также особенную лествицу богозрительного восхождения, дополнение к блаженной лествице нравственно-деятельного восхождения. Та — лествица труда, эта — отдыха. Ослабевающий в той может укрепиться на этой. Та возводит, эта возносит к Богу. На той последняя ступень позволяет видеть Бога через союз веры, надежды и любви; на этой — через союз правды, мира и радости в Духе Святом, последних свидетелей и указателей на земле присутствия Божия. Ревнители подвига воли и подвига мысли! Время постнического приготовления нашего заканчивается. Через неделю мы призовемся к тому, к чему готовились — к живому созерцанию величайшей тайны искупления нашего, к зрению Бога во плоти — в болезни, в муке, в смерти, в славе Воскресения… Ослепительный блеск солнца требует, чтобы взор, долженствующий к нему устремиться, приготовлен был к тому постепенно большим и большим видением света. Блеск совершеннейшего христианского богозрения заставляет нас идти к нему лествицей естественного богозрения. Посвятим этому святому делу минуты настоящего собеседования. Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), — говоритбоговидец. Таким образом, как бы с первого раза отнимается всякая надежда на богозрение и делается напрасным исследование о нем. Бог есть дух ( Ин.4:24 ), — говорит Господь. Он наполняет Собой небо и землю (Иерем.23:24), живет во век ( Втор.32:40 ), невидим ( 1Тим.1:17 ), не подобен никакому подобию ( Ис.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы ИНОКОВ КАЛЛИСТА И ИГНАТИЯ КСАНФОПУЛОВ наставления безмолвствующим, в сотне глав 1. О нужде научать друг друга добру. Нам, которые, яко чада Света и наследники Божии, сонаследники же Христовы, по обетованию же божественному должны быть научаемы самим Богом ( Ин. 6, 45 ), носить неизреченно в сердце яснее пламени написанным Новый Завет , и управляться благим и правым Духом, надлежало бы жить Ангелоподражательно и никакой не иметь нужды, чтоб кто-либо научал нас: «познай Господа» (Иерем. 31, 34). Но как ныне с одной стороны наше с детства отклонение от доброго и уклонение к худому, с другой обольщение и непримиримая вражда против нас лютого велиара, научают нас, отвратившись от спасительных и боготворных заповедей, носиться по душепагубным стремнинам, и, что всего плачевнее, возбуждают нас против самих себя и мудрствовать и действовать, до того, что, по слову Божию, «несть разумеваяй или взыскаяй Бога», и мы все, уклонившись от правого пути, стали неключимы ( Пс. 13, 2. 3 ), плотяны и безблагодатны: то крайнюю имеем нужду во взаимном друг друга направлении к добру и содействии в том. 2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того. Так как ты, движимый, по слову Господню, желанием испытывать божественные животворные Писания и посвященным сделаться в таинства их непогрешительно, часто просил и у нас неключимых слова и писанного правила, на пользу себе, а, может быть, и другим, как сам говоришь: то мы, если не прежде, то теперь должным сочли исполнить, с Божией помощью, похвальное желание твое, забыв из любви к тебе и пользы ради твоей, о нашей совоспитаннице – лености, и тебе подражая в твоем рвении к добру и твоем неутомимом трудолюбии, чадо наше духовное и возлюбленнейшее, паче же всего устрашившись Божия осуждения, которым угрожается всякому, скрывающему талант свой, а при этом и заповедь отеческую желая исполнить, которую заповедали нам отцы наши и учители духовные, чтоб мы и другим боголюбивым вверяли то, чему от них научились. Бог же, Отец любви, и всех вообще благ всещедрый раздаятель, дававший слово и скотам несмысленным, да дарует нам, нескорым и немотствующим, благопотребное слово во отверзение уст наших, на пользу слышащих, тебе же и прилучающимся, по слову своему, да приложит ухо мудро и разумно слушать сие, и, как Ему любезно, неуклонно жительствовать по сему: ибо без Него, как написано, не можем мы делать ничего душеполезного и спасительного ( Ин. 15, 5 ), и: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующии» ( Пс. 126, 1 ). 3. Программа предлежащего наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Лука таким образом в этой заметке отличает раннейшую, при Ироде бывшую, перепись, во время которой родился Христос, от позднейшего римского ценза в Иудее при Квиринии. Для доказательства указывают: Ин. 115. 30 : πρτς μου ­ πρτερς μου ­ прежде чем я; 15, 18: πρτον μν ­ πρτερον μν ­ прежде чем вы; Колос. 1, 15 : πρωττοκος ­ προτερτοκος – рожденный первее или ранее всех тварей; 2 Макк. 7, 41: σχτη τν ιν ­ после всех сыновей (умерла мать) 177 ). Аналогию родительного причастия при сравнительном прилагательном находят: Иерем. LXX 29, 2: στερον ξελθεντος εχονου. . ξ Ιερουσαλμ ­ στερον ξελθεν εχοναν; Ios Antiq II, 15, 2: Иудеи оставили Египет μετ τη τρικοντα κα τετρακσια τν πργονον μν Αβραμ ις τν Χανανααν λθεν, τς δ ακβου μεταναστσεως εις τν ιγυπτον γενομνης διακσιοις πρς τος δκα πντε νιαυτοις στερον, т.е. 430 лет позднее чем, праотец Авраам пришел в Ханаан и 215 лет позднее, чем случилось переселение Иакова в Египет. Родительный причастия γενομνης во втором предложении, как это видно из параллелизма обоих предложений, здесь очевидно соответствует неопределенному наклонению с частицею η первого предложения 178 ). «Что такой перевод слова πρτη в значении προτερα, говорит Шюрер, в случае крайней необходимости можно оправдать филологически. С этим трудно спорить. Но это еще отнюдь не доказывает, что такой перевод в данном случае есть единственно возможный и правильный» 179 ). И прежде всего следует обратить внимание на то, что когда πρτος употребляется вместо πρτερος, оно в таких случаях всегда управляет родительным существительного однородного с тем, к которому служит определением. Так у Ин. 1, 15, 30 сравниваются Христос и Креститель; в 15, 17 – Господь и ученики; во 2 Макк. 7,41 – мать и дети: все это – предметы однородные, именно лица. Тоже следует сказать и о всех других, приводимых примерах, – везде в них при превосходной степени подразумевается и сравнительная с родительным однородного существительного: ιζυρτατον τν λλων ­ самый несчастный и притом несчастнее всех других; λεπττατον πντων τν γρν τ δωρ κα το λαου – самая подвижная из всех жидкостей есть вода и притом подвижнее масла...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ст. 18–19. Горе вам, влекущим беззаконие вервями суеты, и грех , как ужами колесницы; говорящим: пусть Он поспешит и пусть скоро придет дело Его, чтобы мы видели, и пусть приблизится и наступит совет Святаго Израилева, и мы знаем оный. Вместо ремня колесницы, LXX перевели: ремень ярма юничнаго, или коровьяго. Но мы чаще читаем, что грехи называются узами. Из таких мест есть оное: пленницами своих грехов кийждо затязается ( Притч. 5:22 ). И Господь, обличая преступный народ, который прилагал грехи ко грехам, сделал бич их вервий, показывая им, как они дом Божий сделали вертепом разбойников, и дом молитвы обратили в дом торговли ( Мф. 21:12, 13 . Ин. 2:15, 16 ). И один из возлежащих на вечери Господней, не имеющий брачной одежды, будучи связан по ногам и рукам, выбрасывается во тьму кромешную ( Мф. 22:11–13 ). И Господь приходил для того, чтобы сказать находившимся в узах: изыдите ( Ис. 49:9 ), и пребывавшим во тьме: открыйтеся (там же). Ибо Он разрешает узников, и просвещает слепцов ( Пс. 145:7, 8 ), которых Иеремия называет узниками земли (Плач. Иерем. 3:34). Он скорбит не о тех, которые начали и скоро перестали грешить, ибо несть человек праведен на земли, иже сотворит благое, и не согрешит ( Еккл. 7:21 ); но о тех, которые долгим ужем тянут грехи. Посему и в Числах (гл. 19) мы читаем, что рыжая юница, которой пепел есть очищение народа, не иначе заколалась в жертву и приносилась к жертвеннику Господню, как если она не производила полевых работ, и не носила ярма, и не была связана узами ига Навуходоносорова. И у этого самого пророка дщери Сионския, вместо пояса истины ( Ефес. 6:14 ), препоясываются веревкою ( Ис. 3:23 ). И Ахитофел и Иуда (из которых один предал Давида, а другой – Господа), влача свои грехи должайшим ужем, повесились, думая, что угрызение совести настоящею смертью прекращается, и что ничего нет после смерти. Что же касается так называемых по еврейскому тексту и всем другим переводчикам вервей суеты, то это означает, что грех легко прицепляется к творящим оный, и это прицепление так суетно и легко, как прицепление нитей паутины, но когда мы захотим освободиться от него, то оказываемся связанными крепчайшими узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так Он везде оказывает снисхождение. Впрочем, чему ты удивляешься? Бог сам прежде попускал иметь о Нем неточные и недостойные Его понятия, например, будто Он телесен, будто Он видим, – а потом против этого говорит: " Бог есть дух " (Ин.4:24); также: будто и радуется жертвоприношениям, – что несвойственно Ему; изрекал Он и слова, несоответствующие истинному о Нем понятию; и многое тому подобное, так как Он никогда не взирает на Свое достоинство, но всегда на нашу пользу. Если отец не взирает на свое достоинство, когда лепечет вместе с детьми, называя пищу, яства и напитки не настоящими име­нами, но каким-то детским и варварским наречием, то тем более Бог. Так Он через пророка снисходительно укоряет ( иудеев), когда говорит: " переменил ли какой народ богов [своих] " (Иерем.2: 11); и везде в Писаниях видно снисхождение Его и в словах, и в действиях. " По сей причине " , – говорит (апостол), – " обличай их строго, дабы они были здравы в вере " . Потому, говорит, обличай их, что они имеют нрав дерзкий, коварный и не­обузданный; они преданы бесчисленным порокам. Если они склонны ко лжи, коварны, чревоугодливы и беспечны, то для них нужно сильное и обличительное слово: кротостью такой человек не может быть тронут. Итак, " обличай их " . Здесь он говорит не о чужих, но о своих. " Строго " . Глубоко, гово­рит, поражай их. Ведь нужно не со всеми обращаться одинаковым образом, но различно и разнообразно, смотря по обстоятельствам. В настоящем случае он нигде не прибегает к увещаниям, потому что как, укоряя человека послушного и благородного, можно убить его и погубить, так и лаская человека, имеющего нужду в сильном обличении, можно испор­тить его и не довести до исправления. " Дабы они были здравы " , – говорит, – " в вере " . Итак, здоровье состоит в том, чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого. Если те, которые соблюдают правила касательно пищи, не здоровы, но больны и немощны, – так как " Немощного в вере " , – говорит (апостол), – " принимайте без споров о мнениях " (Рим.14: 1),–то, что сказать о тех, которые постятся и соблюдают субботу вместе с иудеями, или ходят на места, почитаемые священными у язычников, – разу­мею место в Дафне, так называемую пещеру Матроны, место в Киликии, называемое Кроновым? Могут ли они быть здоро­выми? Поэтому для них нужно сильнейшее обличение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

…В нашу жаждущую душу прочно въелась отвратительная зараза требовательного духа… В зависимости от условий зараза может распространиться по всему организму и начать разрушать духовную жизнь человека или может ослабнуть до легкой формы горячки, обостряющейся лишь время от времени. …Нет ничего плохого в уверенности, что Господь обязательно исполнит желание преданного сердца. Такая уверенность имеет под собой библейские основания. А преданность Богу подразумевает полное доверие – мы должны поручить себя Его заботам; это доверие, которое не сочетается с требовательным духом. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ЛОЖНЫЕ ПУТИ …У большинства из нас требовательность присутствует в скрытом, неявном виде, и, как мне кажется, многие готовы признать ее существование, когда она становится более-менее очевидной. Однако подобное признание требует от человека немало мужества, оно дается нелегко даже весьма зрелым людям. Диагноз «грех» неприятен, и мы склонны всеми силами противиться ему, предпочитая думать, что мы прошли больший путь по дороге выздоровления… Псалмопевец просил Бога: «Испытай меня… и узнай сердце мое… И зри, не на опасном ли я пути…» ( Пс. 138:23-24 ). Думаю, я слышал немало проповедей о полноте Духа, о Его сошествии на верующего, о печати Духа, о крещении Им, но мне не часто приходилось слышать об испытании Духом. Всякая другая тема дает человеку успокоение и утешение. Испытующее действие Духа Святого способно причинить на беспокойство. Но возрастание в вере всегда сопряжено с некоторыми неудобствами. Дух давался человеку не только для утешения, но и для обличения ( Ин. 16:8 ). Если все дело заключается в нашем сердце и если ему столь искусно удается скрывать свое уродливое содержимое под покровом самообольщения, тогда мы должны взять на вооружение ту простую истину, что только Господу Богу дано проникать в сердца людей (Иерем. 17:9–10). Мы должны найти способ позволить Духу Божьему явить нам то, что Он там видит. …Боюсь, что наших стараний находить время слушать Бога недостаточно. Есть более серьезные проблемы, которые препятствуют Духу проникнуть в нашу душу.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Увещание Сие прочитывая, внимай, о пресвитере! Украсил тебя Господь благодатью священства, то соответствовать потщися самим делом. Называешися ангел Господа Вседержителя, то непременно обязан еси возвещати людям волю и закон Господа Вседержителя. Ангел бо значит вестника, и точно для того именуется иерей ангелом, чтоб устне его, аки источник полны были разума, и взыскали бы люди закон Божий от уст его. Малах.2:7 . Пастырем именуешися, то паси же стадо тебе порученное, защищай расхищаемое, врачуй болезнующее, обращая заблуждающее. Пасти же инако не можешь, только учением, по оному. Иерем.4:15: и дам вам пастырей по сердцу моему, и упасует вас разумом и учением. Подобне, ниже защищать, ниже врачевать инако можешь, только словом Божиим, которое есть нам всеоружие. 2Кор.10:4 . Ефес.6:17 . Евреем4:12. Притч.30:5 . Сила Божия есть верующим. Римл.1:16 . Мудрость Божия, умудряющая во спасение, 2Тим.4:15 . Лекарство болящим, заблуждающим стезя, Псал.118:35 . Ты надзиратель прихожан, тебе порученных. Деян.20:28 . Поставлен еси страж людям. Иезек.33:7. Смотри же на все стороны неуспно, и возвещай грешником,откуда идет на них меч ярости Господней. Отцом тебе вси обыкновенно зовут: буди же, и в самой вещи Отцом прихожан твоим, раждая их Богу благовествованием и тайнодействием, 1Кор.4:15 . Имей и матернюю к ним утробу, болезнуя с Павлом, Дóндеже вообразится в них Христос. Галатом.4:19. Раб еси Царя, посланный звати на брак сына его. Мф.22:3 . На вечерю велию. Лк.14:17 . И не только раб, но и друг женихов. Ин.3:29 . И уневеститель, 2Кор.11:2 . Зови же не ходи нем, многожды исходя, проси, моли убеди внити, да наполнится дом званых, обручи приход твой единому мужу деву чисту представити Христу. 12 Памятовали твердо о сем долге пастыри первых христианских веков. И что за неисполнение оного следует, напоминали: и потому ово правилами на соборах вселенских и поместных сей долг подтверждали 7 , ово же в писаниях своих и поучениях всеприлежно всякому, бремя сие на себе взимаюшему, внушати ни преминули 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Но самый опасный из нравственных недугов – это состояние ожесточения. В состоянии нравственного рабства и даже отчаяния у человека есть еще хотение делать добро, но недостает силы. Но в ожесточении человек, зная добро и сознавая в себе даже достаточную силу для совершения его, обнаруживает, однако ж, полную невосприимчивость к нему, так что он, смотря очами, не видит, и слушая ушами, не слышит и не разумеет сердцем ( Ис. 6: 9–10 ). Это есть состояние полного опустения и одичания нравственного чувства ( πηλγηχτες – Ефес. 6: 19 ), совершенного прекращения функций совести, следовательно, состояние нравственной мертвенности 727 . Но это еще только пассивная сторона ожесточения. Активная же сторона этого состояния состоит в полной, чисто сатанинской ненависти к добру, направленной единственно к ниспровержению и разрушению царства добра. Что среди людей может существовать такая демонская ненависть к добру, это видно из того встречающегося нередко «сорадования неправде» ( 1Кор.13: 6 ), которое обнаруживается в маниакальном удовольствии разрушения или уничтожения, как это было, например, у императора Калигулы, который пожелал однажды, чтобы все головы римского народа имели одну только шею, так чтобы можно было все их отсечь одним ударом 728 . Не напрасно поэтому слово Божие называет этого сорта людей, представляющих в себе крайний предел ожесточения, «сынами диавола» ( Ин.8: 34 ; 1Ин.3: 8 ). Предпочитая зло вопреки собственной совести, добру и находя постоянно удовольствие только в нем одном такие люди упорно хотят и творить лишь одно злое, чтобы распространить и утвердить царство и господство зла. «Отойди от нас, – говорят они Богу, – «не хотим мы знать путей Твоих!» ( Иов. 21: 14 ). А пророк Иеремия говорит о них: «О, Господи!.. Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иерем. 5: 3). Так как человек в этом состоянии намеренно отвергает самую благодать Божию, без которой ни один недуг не уврачуется, то очевидно из этого состояния всего труднее и едва ли возможно освободиться тому, кто имел несчастие глубоко предаться ему. Такое состояние Священное Писание представляет нам, например, в Фараоне ( Исх. 5: 2 ). XXV. Нравственное вменение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010