В заключение св. Августин говорит, что он не понимает надлежащим образом предмета, о котором идет речь, и потому отказывается произнести решительное суждение о том, может ли дьявол посредством силы заклинания вызывать души умерших, так чтобы они являлись в телесном образе и способны были говорить и открывать сокровенное и будущее.    Первосвященник Ония, спустя несколько лет после своей смерти, являлся Иуде Маккавейскому (2Мак.15:12-15) в образе мужа с поднятыми вверх руками, молящегося за народ Божий. Вместе с ним явился Иуде также давно уже умерший пророк Иеремия. Ония при этом сказал Иуде: «Вот святой муж, защитники покровитель своих братьев, неусыпно ходатайствующий за народ Божий и за святой город Иерусалим». При этих словах Иеремия обратился к Иуде и, вручая ему золотой меч, сказал: «Прими этот меч, как дар Божий; им ты сокрушишь врагов моего народа — Израиля».    Во второй книге Маккавейской (2Мак.10:29.) рассказывается следующее: во время сражения Иуды Маккавея с Тимофеем, начальником войска сирийского, явились вдруг пять мужей; они были на богато убранных лошадях и стали во главе иудейского войска. Два из этих мужей неотступно сопровождали Иуду Маккавея в битве и своим оружием защищали его, а на врагов его метали стрелы и молнии и таким образом ослепляли их и устрашали.    Эти пять вооруженных всадников, которые сражались за израильтян, были, очевидно: Маттафия, отец Иуды Маккавея (2Мак.10:1-2.), и четыре его сына, все в это время уже умершие; ибо из семи сыновей Маттафии в то время оставались в живых только три: Иуда, Ионафан и Симон. Можно также принять этих мужей за ангелов, посланных на помощь Иуде Маккавею. Достоинство книги и свидетельство целого войска ручаются за подлинность этого явления.    Из всего сказанного очевидно, во-первых, то, что иудеи не сомневались в возможности возвращения на землю душ умерших и верили, что они, действительно, являются и открывают людям много такого, что превышает обыкновенное человеческое разумение; во-вторых, то, что возможность и действительность этих явлений утверждается Св. Писанием. Моисей запрещает вопрошать мертвых (Втор.18:11): да не обрящется в тебе (во Израиле)… вопрошали мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ 1. Лахишские письма были открыты археологом Старки (см. W. Keller. Тне Bible as History, р. 282). Письма написаны на глиняных черепках почерком, указывающим на поспешность. В одном из них пророк упомянут по имени, но — начало имени не сохранилось. Окончание «ягу», вероятно, указывает на Иеремию (евр. Ирмейягу). Текст писем в кн.: Н. Bardmke. Hebraische Konsonanmenmeksme. Leipzig, 1954, S. 28-31; англ. пер.: Primchard, АПЕТ, р. 322. Библейские данные о последних днях Иерусалима содержатся в Книге Царств (4 Цар 15), в Паралипоменоне (2 Пар 36, 11 сл.), у Иезекииля (24; 33, 21 сл.) и у Иеремии (главы 21; 32-34; 37-43, 1-7; 52). Как полагают библеисты, в книге последнего эти главы являются частью биографии пророка, написанной Барухом, а также сборника пророчеств, написанных Иеремией между 588 и 586 гг. (см.: L. Stachowicz. Ksiega Ieremiasa. Poznan, 1967, р. 53 сл.) О халдейских источниках см.: D.J. Wiseman. Chronicles of Chaldean Kings. London, 1956. 2. Это пророчество повторяется в Книге Иеремии дважды (23, 5-6 и 33, 2-15 сл.). В последнем случае оно прямо относится к тому времени, когда пророк был заключен в караульном помещении дворца (33, 1). О его значении и подлинности см.: W. Rudolf. Jeremia. — В кн.: О. Eissfeldm (ed.). Handbuch zum Alten Testament, S. 125. 3. Книгу Плача предание приписывало Иеремии, но в настоящее время общепринятым считается мнение, что книга написана несколькими поэтами вскоре после 587 г и в первые годы плена. См: T. J. Меек. Тне Воок of Lamentation, N. Y., 1956. 4. 4 Царств 25, 8 относит штурм Иерусалима к 19-му году правления Навуходоносора. Официально Навуходоносор был коронован в Вавилоне в апреле 604 г. И тогда падение Иерусалима нужно отнести к 586 г. См. статью «Chronology» в кн. «Тне Interpreter " s Dictionary of the Bible», N.Y., 1962, v. I, р. 580. Но Иеремия говорит о 18-м годе Навуходоносора (52, 29). Это может означать, что Иеремия вел счет не с коронации халдейского царя, а со смерти его отца в августе 605 г. И поэтому более точной датой гибели Иерусалима следует признать 587 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Близкое падение теократического царства иудейского в великом всемирном перевороте не могло не смущать истинных сынов Авраама, не потерявших веры в древние обетования Божии. Сам пророк Иеремия, безспорно, принадлежал к числу таких людей, и после того как ему открыто было о близкой погибели Иудеи от такой великой силы, которая еще только росла и росла и, по-видимому, была непоколебима и непобедима, после этого мог ли он в глубокой скорби и смущении не вопросить Иегову: доколе, Господи, продолжится гнев Твой? До конца-ли погубишь народ Твой? Вечно-ли будет существовать, на зло Израилю, держава халдеев? Эти вопросы не могли остаться без ответа, если Иегова не перестал быть Богом Авраама, Исаака и Иакова. И вот, ответ на первые два вопроса дан в Иер. 25:11 : „вместе с другими народами, иудеи будут находиться в рабстве у халдеев лишь 70 лет». Судьба же вавилонской монархии составляет предмет ст. Иер. 25:12–14 . Поработители еврейского народа в назначенное время сами погибнут, и тогда-то оковы рабства спадут с покоренных. Тот и другой ответ составляют не более, как только две стороны одного и того же предмета, взаимно дополняющие одна другую и одну без другой немыслимые. Такими образом, как подлинность пророчества ст. Иер. 25: 11 о 70-ти летнем плене евреев может быть отвергаема лишь на основании догматического предубеждения о невозможности истинных пророчеств: так, в необходимой связи с тем пророчеством, сам же Иеремия и в тоже время должен был пророчествовать и о погибели Вавилона не только символически, прикровенно ( Иер. 25:26 ), но и ясно, понятно для всех и каждого ( Иер. 25:12–14 ) 26 . Неповрежденность Иер. 27–29 гл. Доводы эти достаточно изследованы и проверены Графом в его комментарие (стр. 344 и сл.), и вот результаты этой проверки и изследования. Наряду с указанными случаями употребления сокращонной формы собственных имен, в тех же главах употребляется и полная их форма: Иер. 28:12, 29:27, 29, 30 ; Иер. 27:1, 3, 29:21, 22 ; Иер. 29:24 . Еслибы было верно, что места, в которых употреблена древнейшая форма, принадлежат Иеремии, а места с новейшею формою – позднейшего происхождения: то возможно было бы, по отделении тех и других мест друг от друга, получить хороший смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1.5 Тексты, описывающие конфликты: воинственный пророк и война против пророка . Среди противников Иеремии особо выделяются две группы: пророки (и священники) и цари (и придворные). Значительная часть поэтических слов, направленных против названных противников, а также значительная часть повествовательных текстов, в которых речь идет о конфликтах с ними, были объединены в сборники. Так в 23:9–32 все слова посвящены пророкам-контрагентам Иеремии (ключевые слова: истинные и ложные пророчества). Но, кроме того, полемические слова пророка против лжепророков помещены не только в те контексты, где они просто перечислены среди «элитарных» групп (2:8, 26; 8:1; 13:13), но и (в основном, в паре со священниками) в тексты 4:9; 5:31; 6:13; 8:10–12; 14:13–15. В главах 26–29 несколько эпизодов связаны друг с другом тем, что их главной темой является глубокий конфликт Иеремии со лжепророками. В противоположность Иеремии они передают не слова Яхве, а свои собственные идеи. Высшей точки этот конфликт достигает в споре с пророком Ананией, предрекающим благополучие: Иер.26 Пророки/ Иеремия Выступление пророка Пророк, живущий в общине священники предостерегает народы Анании – переселенцев, требует от хотят убить и Иерусалим от лживых представится священника – блюстителя Храма Иеремию пророков противников Иеремии принятия мер против Иеремии Главы 26–29 представляют собой продукт комплексного развития текстов в процессе ряда редакций, при этом глава 29 (письмо Иеремии) занимает особое положение (ср. Граупнер и Шмид). Бросается в глаза то, что в G текст глав 27–29 короче, чем в Н. Последнее можно объяснить тем, что более короткий текст, помещенный в G, является вторичным, возникшим в результате сокращения (Шмид), возможно, с целью еще отчетливее отделить Иеремию от его противников, лжепророков (Граупнер). Тема конфликта между Иеремией и царем (придворными) объединяет тексты глав 21–24 и 34–38. Комплекс текстов 21:1–24:10 выделяется на фоне литературного контекста. Формула вступления «слово, которое было Иеремии от Господа» (21:1) соответствует вступлениям в главах 7:1; 11:1 и 18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Из окончания ст. 8 видим, что Ариилом тут назван Сион, а в Иез. 43:15–16 это слово дается в значении верхней части жертвенника, т. е. «очага»; исходя из этого Моффат (Moffatt) называет Иерусалим (подчеркивая высокое призвание) «очагом и жертвенником Божьим». Культовая аллюзия в ст. 1б подтверждает это, однако ст. 2б привносит мрачную ноту метафорой, намекающей на катастрофу; также и ст. За отмечает, что слава города отошла в прошлое (ср.: ст. 1а, «в котором располагался станом Давид» [RSV]. В переводе NIV – жил – теряется перекличка со ст. За). Обещание внезапного и чудесного избавления (5–8) частично исполнилось в 701 г. до н. э. (ср.: 37:33–37). Однако собрание народов (7–8), воздвижение укреплений (3; ср.: 37:33) и зримые знамения ст. 6 предполагают, что будет еще большая битва (ср.: Зах. 14:1–21 ). Разочарование народа красочно описано в стихах 7–8; существует немало примеров тому, как мир преждевременно предвкушал гибель церкви. 29:9–24 Духовное помрачение Израиля, углубившееся и прошедшее 29:9–12 Ослепшие прозорливцы. Многозначительная фраза ст. 10 глаза ваши (пророки) показывает, что темой пророчеств продолжает быть Израиль. Это распространяется и на Прит. 29:18 и 1Цар. 3:1–14 . Мимолетный отблеск такого состояния, когда Господь станет запечатанной книгой, дан в Пс. 73:9 . Возвратные глаголы в ст. 9 предполагают, что слепота будет наказана, своеволие само навлекает на себя наказание. Ср.: 6:9–10; 30:10–11. 29:13–14 Формальная вера. Иисус видел в ст. 13 точный образ фарисейства ( Мк. 7:6–7 ). Ст. 14 – это его прямые последствия, потому что поверхностная мудрость работает сама против себя, делая неясным все, с чем сталкивается. Ср.: Рим. 1:22 ; 1Кор. 1:19 . 29:15–16 Презрение Творца. Смесь бравады и безрассудства (ср.: 30:1) может бессознательно выражаться, к примеру, в отрицании неприятых истин (ср.: 30:9–11). Пророки Иеремия ( Иер. 2:26 ) и Иезекииль ( Иез. 8:12 ) в свое время сталкивались с такой же несознательностью. Неопровержимый пример горшечника (16) вновь использован в 45:9 и с оттенком раскаяния в 64:8; апостол Павел приводит его в Рим. 9:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

по Р.Х. римлянами (см. также 4Цар. 6,28.29 ). 19 И разбей кувшин. Этот пророческий жест представляет собой кульминацию всей главы (см. 13,1–11 и ком.). 19 не может быть восстановлен. Иудея, закосневшая в грехе, уже не исправится, и поэтому должна быть уничтожена. будут хоронить их... по недостатку места. См. 7,32. 19 будут, как место Тофет, нечистыми. Тофет был осквернен царем Иосией ( 4Цар. 23,10 ). на кровлях. См. 32,29; 4Цар. 23,12 . воинству небесному. См. 8,2 и ком.; а также 4Цар. 23,4.5 . Глава 20 20 Пасхор. Имя весьма распространенное (см. 21,1; 28,1). Среди тех, кто слышал слова Иеремии в долине, были старейшины из священников (19,1), и среди них, возможно, Пасхор. надзиратель. См. 29,26. 20 ударил Пасхор Иеремию пророка. Возможно, к этому Пасхора подтолкнули его непосредственные обязанности, как и в 29,26 (см. также Втор. 25,2.3 ). Верность пророческому служению была источником многих опасностей (см. Быт. 3,15 ; 2Кор. 1,5–7 ; 2Тим. 3,12 ). 20 Магор Миссавив. Символически переименованный Иеремией Пасхор, не принимающий спасительных слов пророка, уподоблен злейшим врагам Иудеи (см. 26,7–9). царя Вавилонского. Возможно, Навуходоносор уже приближается и наступает время первого завоевания Иудеи 605 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания). 20 ты... и все... которым ты пророчествовал ложно. Таким образом, Пасхор поставлен в один ряд с ложными пророками (14,13), а грозящая ему кара распространяется на все правящие сословия (см. 4Цар. 24,14 ). 20 влек меня... увлечен. Иеремия предвидел, какие испытания принесет ему его служение, и рассматривает свое призвание (см. 1,7.8) почти как принуждение (см. Иер. 4,10 ). 20 лишь только начну говорить я... о насилии. Сознание того, что пророк не властен над происходящим с ним, усиливает в его проповеди тему грядущего гнев Господнего. 20 не буду я напоминать о Нем... имя Его. Эти слова приоткрывают тайное сопротивление Иеремии своей участи; однако пророк обязан пророчествовать, и не может этому противостоять (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

31 город. Т.е. Иерусалим. от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2Пар. 26,9 ; Зах. 14,10.11 ). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета. 31 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3 ; Зах. 1,16; 2,1 . до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно. 31 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33). конских ворот. См. Нав. 3,28 . Глава 32 32 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная Глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21,3–7; 34,1–7;37,3–8.17–20; 38,14–28). 32 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1,1). по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31,11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным. 32 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило. 32 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29,14 и ком.; 31,38.40). 32 чудеса и знамения. См. Исх. 7,3 . между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество. 32:21 Ср. Втор. 26,8 . См. также ст. 20; Исх. 15,14–16 . 32 сожгут. См. 21,10; 34,2; 37,8. на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1,16; 7,18; 19,13, а также Втор. 31,29 ). 32 с раннего утра. См. 7,13. не хотели принять наставления. См. 2,30; 5,3; 7,24; 11,8. 32 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49,1.3; Лев. 18,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кроме названий музыкальных инструментов, в языке книги пророка Даниила встречаются, по мнению ученых, и другие особенности, отличающие его от языка плена и приближающие к языку послепленной эпохи. Так, у Даниила Навуходоносор называется, говорят, Небукаднецар, а у пророка Иезекииля ( Иез.26:7 ), как и в клинообразных надписях, Небукадрецар. Произношение Даниила есть позднейшее перезвучие данного имени, имеющее параллели у LXX, Бероза и Иосифа Флавия. Но указывать только эти параллели – значит замалчивать, что имя Небукаднецар встречается у пророка Иеремии Иер.26:7 ; Иер.29:18, 19 и в 4Цар.25:22 , а потому его употребление в книге Даниила не может служить доказательством ее позднейшего происхождения. Не говорят об этом и случаи совпадения ее языка с языком талмуда и арамейским: в том и другом «непрерывная жертва» 6 обозначается словом «tamid» ( Дан.8:11–12 ; Дан.11:31 ), у Неемии же «olah tamid» ( Неем.10:34 ) 7 ; «род», «поколение» – «gil» ( Дан.1:3 ; Дан.3:10 ), «обрезывать» – «chattak» ( Дан.9:24 ), «записывать» – «rascham» ( Дан.10:21 ). Эти и подобные им примеры, – форма множественного числа 2-го лица – «Khom» и «hom» свидетельствуют лишь о близости языка книги пророка Даниила к арамейскому и о большей окраске его арамейскими формами, чем у других писателей, хотя и у этих последних нередко можно встретить «apax-legomena», имеющие параллели только в арамейском наречии (Юнгеров ibid, с. 95–6). Как на признак послепленного происхождения книги пророка Даниила указывают еще на употребление в ней слова «халдеи» в нарицательном смысле «мудрецы» ( Дан.1:4 ; Дан.2:4, 10 ; Дан.5:7, 11 ); подобного значения оно не могло будто бы иметь в вавилонскую эпоху. Но употребление термина «халдеи» в значении «мудрецы» подтверждается свидетельством древних писателей, между прочим Диодора Сицилийского и Геродота, из которых первый называет их людьми, «посвящающими всю свою жизнь занятию философским мышлением и астрологией». Лишено также основания заявление, что вавилонские мудрецы не могли говорить по-арамейски ( Дан.2:4 ), т. е. языком палестинских сирийцев. Уже пророк Исаия отмечает, что «по-арамейски» объяснялись ассирийские чиновники Сеннахерима и иудейские Езекии ( Ис.36:11 ). Пророк же Иеремия признавал арамейский язык общеупотребительным в Вавилоне ( Иер.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта печальная история является предостережением каждому из нас не допускать легкомысленной уверенности, что к тебе обращался Сам Господь с особым словом или поручением, и призывает всех, кто собирается стать учителем, вначале побыть смиренным слушателем. 29:1–14 «Стройте домы в Вавилоне» Если жители Иерусалима отчаянно надеялись на то, что вскоре Вавилон будет побежден, то что говорить о тех, кто уже был угнан в плен. Теперь пророк отправил им письмо (в частности, доказав этим, что сообщение между двумя поселениями оставалось возможным; движение по торговому пути между ними никогда не прекращалось. Семья Сафана вновь оказывает услугу Иеремии, о чем говорится в ст. 3; ср.: 26:24). В Вавилоне также были представлены различные социальные прослойки иудейского общества (в основном высшие и низшие классы; 4Цар. 24:14 ). Здесь также велась битва за умы; пророки настоятельно убеждали их в скором возвращении домой (8–9). Письмо содержит, казалось бы, печальные вести, но в то же время и великое ободрение. Плохая новость, что плен не будет кратким. Иеремия в своем письме повторяет, что плен продлится семьдесят лет (10; ср.: 25:11). Тем не менее в «смерти» плена заключены ростки новой жизни. Начало письма контрастирует с предыдущим суровым предсказанием пророка. Хотя самому ему некогда было запрещено жениться в знак того, что в Иудее прекратятся браки и деторожденье (16:2), теперь пленникам будет позволено вернуться к нормальным отношениям (6). Количество народа вновь возрастет, тогда как его предыдущее послание, казалось, обещало только вырождение (4:7). Как раз в тот момент, когда все старания кажутся тщетными, Господь вновь решает дать шанс Своему народу (11). Действие, которое, казалось, окончательно уничтожало завет, на самом деле наполняло жизнью то, что имело только видимость жизни. Этот эпизод наглядно показывает разницу между мыслями Господа и планами людей ( Прит. 16:9 ; Ис. 55:8 ). То, что казалось концом надежды, на самом деле было концом пустым мечтаниям. Истинное будущее всегда зависит от Бога. И в нем будет исполненное радости и готовности общение с Ним, больше не спрятанное под человеческим самокопанием. Но неверно думать, будто это будущее находится в некой нереальной «духовной» области. Оно существует среди нормальной жизни; отсюда – браки и дома, и, в свое время, возвращение в отчизну (14). Смысл выражения, переведенного как возвращу вас из плена, на самом деле богаче, чем позволяет предположить перевод. В нем подразумевается совершенное возрождение во всех его смыслах. В следующих главах оно будет повторяться несколько раз. 29:15–32 Пророки в Вавилоне

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010