Был также и другой брат, Иеремия именем, который еще помнил Крещение Русской земли, и был ему дан от Бога дар предсказывать будущее. Когда он прозревал в ком-нибудь дурные помыслы, то обличал его втайне и наставлял, как уберечься от дьявола, а если какой-нибудь брат задумывал уйти из монастыря, он, сразу же прийдя к нему, обличал замысел его и утешал брата; и если кому-нибудь предсказывал он — хорошее ли или дурное, — всегда сбывалось слово старца.    И еще другой брат, именем Матфей, был прозорлив. Однажды, стоя в церкви на месте своем, поднял он глаза и оглядел братию, стоящую по обеим сторонам клироса и поющую, и увидал, как по церкви ходит бес в образе ляха, держа под полой цветы шиповника, и бес вынимал из-под полы цветок и бросал на кого хотел. Если к кому-либо из стоявших иноков прилипал цветок, тот, немного постояв, начинал дремать, придумывал какую-нибудь причину, и уходил из церкви, чтобы поспать, и уже не возвращался до конца службы. Если же бросал на кого-либо другого из стоящих и к тому не прилипал цветок, то тот крепко оставался стоять на службе, пока не отпоют заутреню, и уже только после этого уходил в келью свою.    Был обычай у этого старца: отстоявши заутреню, когда уже братия расходилась по кельям своим, этот блаженный старец последним выходил из церкви. Однажды вышел он так и присел отдохнуть под билом, ибо келья его была далеко от церкви, — и вот видит он, как большая толпа идет от ворот. Поднял он глаза и увидел беса, сидящего, подбоченясь, верхом на свинье, а множество других идут около него. И спросил их старец: «Куда идете?» И сказал бес, сидевший на свинье: «За Михалем Тобольковичем». Старец же осенил себя крестным знамением и пошел в келию свою. А так как уже наступало утро, то уразумел старец видение и сказал ученику своему: «Пойди и спроси — в келии ли Михаль?» И сказали ему: «Он давеча, после заутрени, ушел за ограду монастырскую». И поведал старец о видении этом игумену и старейшей братии, и призвал игумен инока Михаля, и строго поучил его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Кавказский край нуждался в архипастыре, хорошо знакомом с различными религиозными верованиями коренных жителей и отлично осведомленном о духовных потребностях своей паствы. Ей хотелось иметь архипастыря доброго, справедливого, прозорливого, высокообразованного, волевого, деятельного и умелого в делах административного устройства новой епархии. Кроме того, он должен был также служить примером собственной высоконравственной и добродетельной христианской жизни. По рекомендации митрополита Филарета Киевского и Галицкого, выбор пал на викария Киевской митрополии епископа Чигиринского Иеремию (Соловьева) , отличавшегося глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Сам митрополит Филарет говорил о Кавказской епархии: «Нива Господняя невозделанная, паства еще не образованная, а потому и служение архипастыря этой паствы, поистине крестоносное должно быть, прежде всего, в духе апостольском». По словам владыки Иеремии, митрополит Филарет «в первоначальное основание Кавказской епископии преподал благословение свое, и Святыя Лавры Киевския и святых ее отцов Антония и Феодосия, вручил частицы многих святых мощей, благословил иконами и Дом Епископа Кавказского, и семинарию Кавказскую, снабдил ризницей, паче же всего напутствовал наименованного Епископом Кавказским». Первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия прибыл в свой кафедральный город Ставрополь 10 апреля 1843 года в Великую субботу. Свое архипастырское служение на Северном Кавказе он начал торжественной архиерейской службой в первый день Св. Пасхи в Троицком кафедральном соборе. Владыке Перемни удалось быстро завоевать симпатии своей новой паствы. Он стал творцом нового течения в общественной жизни Ставрополя, где до того в связи с военными действиями на Кавказе преобладающую роль играл военный элемент. В Ставрополе в это время находилась штаб-квартира командующего войсками Кавказской линии и Черномории и резиденция наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска. С утра до глубокой ночи город оглашали военные клики. Звон оружия, конский топот казачьих сотен, стук колес военных обозов раздавались по улицам. Время деятельности владыки Иеремии, пишет А. И. Васильев, «было периодом сильного возбуждения церковной жизни на Северном Кавказе. В Ставрополе, преимущественно военном городе, явились благодаря созданию епархии новые интересы. Епископ первый поднял вопрос о постройке храмов, которых было очень мало на Северном Кавказе, об организации просветительных учреждений – семинарии и духовных училищ, о необходимости борьбы с расколом и разными сектами, о развитии христианского просвещения в населении и среди туземцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молись и святым, «угодившим Богу», заповедует литература Православной Руси («Стословец» – 3, 2). Святых должно «похвалять и почитать». Их «Самые ангелы почитают и славят» (23, 258). Но кто такие святые? Чем они выделились из прочей массы людей? Это «преблаженные и великие чудо делатели», те, которые одержали победу над злом, приняли великую благодать от Бога и стяжали добро (23, 258). О таких «чудоделателях» в «Слове на собор святых отцов» говорится: богоблаженные отцы, хранители правой веры, недремлющие стражи Христовой Церкви, «за нюже и до крови противу врагов брань поставили», добрые пастыри стада Христова, за которое и душу положили, усердные наставники, напоившие мир спасительным учением, земные ангелы, предстоящие Божию Престолу и всегда просящие мира всей земле, светильники миру, духовные врачи, заступники обиженных, «сущим в бедах скории помощницы», чистые сосуды, органы Святого Духа, «красные обители, в них же Святая Троица». Это: Сильвестр, епископ Римский, «иже крещением Константина царя от проказы очисти», Митрофан Константинопольский, «иже слепцу очи словом отверзе и немому молитвою глаголати сотвори», Александр Александрийский , «иже пророческим даром украшен», и многие другие. Они прославили Христа на земле, и Он их «прославил на небеси» (1, 171–173). А вот что говорится о первых русских святых: «Как пресветлые светила сияли они в Русской земле: одни были постниками, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах, некоторые постились через день или два, иные питались лишь хлебом и водой, а другие только вареными или сырыми овощами, и все в любви жили: меньшие покорялись старшим и не смели при них говорить, и все это делали с покорностью и с великим послушанием; также и старшие имели любовь к младшим, наставляя и утешая их, как детей своих возлюбленных. И если какой брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его, и по великой любви своей епитимию, наложенную на одного, разделяли трое или четверо. Такова-то была Божественная любовь» (Киево-Печерский Патерик – 6, 469). Пресвитер Дамиан был великим постником, брат Иеремия предсказывал будущее, брат Матфей был прозорливым (6, 471), преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый, спавший без постели на песке и топивший свою келью мусором, творил чудеса, в частности, призванный в молитве на помощь тонувшими, спас корабль от потопления (9, 345, 347). К таким людям шел каждый со своим горем и уходил от них укрепленный, ободренный, здоровый. «Приходили больные различными недугами, – читаем в «Житии Преподобного Сергия Радонежского», – от них исцелялись, были они и от бед верные избавители, и от смерти быстрые заступники, на дорогах и в море они путь делали легким, нуждающимся обильно подавали, нищих кормильцами были, для вдов и сирот были неистощимым сокровищем, – как сказал Божественный апостол: «Ничего не имели, но всем обладали» (8, 333).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Обилием реликвий, их составом и спецификой надписей интересен серебряный крест рубежа XVII–XVIII веков. Он содержал 14 частиц мощей святых иноков Успенского Киево-Печерского монастыря. погребённых в пещерах Антониевой и Феодосиевой в XI–XIV веках. Тексты. сопровождающие мощи, точно и лаконично обозначают их принадлежность в соответствии с рассказами Печерского Патерика и других источников: «болярин» Варлаам, «врачебный» Демьян, «посник» Сисой, «игумен» Авраамий, «дьякон» Анастасий, «священник» Тит, «послушник» Сергий, «прозорливый» Еремей (Иеремия. И. Р.) и др. Среди святынь необычен дубликат реликвий, принадлежащих Николе Святоше (в надписи «Святыш»), в миру Святославу, князю Черниговскому (ум. в 1143 году). Он первым из русских князей принял пострижение в Киево-Печерской обители, стяжал, сообразно с именем своим, совершенную, святую жизнь, а по успении, ещё до обретения мощей, чудесным целительством стала обладать власяница блаженного 1282 . Первым ощутил её силу брат Святоши Изяслав. Тяжко заболевшему князю игумен дал власяницу и велел облечься в неё, после чего Изяслав выздоровел, и с тех пор всегда брал святыню и надевал на себя, когда заболевал, и тотчас обретал здоровье. «И во всякой битве имел он с собою эту власяницу и оставался невредимым», – сообщает Патерик. Вероятно, из двух реликвий, вложенных в крест, помимо собственно мощей преподобного, одна была частицей его чудесной власяницы. Особенное внимание к личности и культу святынь, связанных с именем князя, кроме естественного благоговения перед киево-печерским подвижником, кажется объяснимым, если предположить новгородско-псковское происхождение вкладчика – Наума Румянцова, для которого могла иметь значение родственная связь Святоши со столь чтимым в псковско-новгородских землях святым князем Всеволодом-Гавриилом Псковским, женатым на его дочери 1283 . Согласно утвердившейся традиции, следующей тексту Патерика, среди святых частиц печерских иноков помещены мощи Новгородского архиепископа и чудотворца Никиты. Бывший затворник Печерской обители, он впоследствии стал архиепископом Новгорода и после кончины (в 1108 году) погребён в новгородском Софийском соборе. Там хранились его мощи, обретённые в 1558 году вместе с нетленными одеждами. Прославление мощей святителя нашло отражение в летописи, житиях и посвящённом ему Похвальном слове. С именем епископа связывали и победы русского оружия в Ливонской войне.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Пролог (от греч. πρλογος – предисловие, предварительная речь, – повествование). Так называется книга, содержащая в себе краткие повествования о жизни святых и событиях, празднуемых церковью. (Слов. свящ. В. Михайловског о) Пророк-ки. Пророками называются богопросвещенные люди, которые, через озарение свыше познав таинства, по своей высоте и глубине для обыкновенных людей непостижимые, или события, по отдаленности исполнения их в будущем, от естественной прозорливости сокрытые, возвещали о том другим через знаки или слова для славы Божией, назидания церкви и наставления частных лиц. По словам блаженного Августина , пророк есть проповедник слов Божиих людям, которые или не могут, или не достойны слушать оные непосредственно от самого Бога. Хотя даром пророчества Бог наделял всегда и наделяет благоугодивших Ему и в настоящее время, но преимущественно пророки жили и проповедовали до пришествия Иисуса Христа, Коего пришествие и устроение им благодатного царства и были главным предметом их проповеди. Одни из пророков оставили свою проповедь и пророчество в письменах, а после других не осталось никаких писаний. Первых, кроме Моисея, Самуила Давида, известны четыре больших и 12 малых. Большие пророки: – Исаия (9 мая) жил и проповедовал в продолжении почти 60 лет в царстве Иудейском при царях Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии и Манасии, при котором и умер мученическою смертью. Отцы церкви (св. Кирилл Александрийский и блаж. Иероним и Августин) называют Исаию евангелистом по ясности и полноте пророчеств его о рождении, служении, страданиях и смерти Иисуса Христа и вообще о славных временах царства Христова. Кроме других особенно замечательно его пророчество о рождении Спасителя от Девы: „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил“, ( Ис.7:14 ) и описание страданий Иисуса Христа, описание как бы очевидца. – Иеремия (1 мая) пророчествовал в течении 40 лет пред разрушением Иерусалима и в течении нескольких лет после сего события, случившегося за 588 лет до Рождества Христова, умер мученическою смертью: своими соотечественниками в Египте побит был камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Рядом с Летописцем мученик Евстратий, не им, однако, описанный. Он взят был в плен половцами при разорении лавры ханом поляком и продан с другими пятьюдесятью иноками Печерскими корсунскому еврею. Евстратий поддержал их всех в истинной вере и сам сподобился крестной смерти в самый день Пасхи за исповедание имени Господа Иисуса Христа, пред своим жестоким мучителем. Образ его страдания поставлен над его ракою. Далее два затворника, закладенные в своих келлиях, которые послужили им и гробом: Элладий и Иеремия Прозорливый, обличавший сокровенные помыслы братии. Еще далее два мученика, вольный и невольный, друг против друга: Моисей, родом Угрин, любимый отрок Святого страстотерпца князя Бориса, избежал мученической смерти господина своего, но, отведенный в плен Королем Болеславом, подвергся там жесточайшим истязаниям от некоей именитой жены польской за любовь свою к целомудрию. Подобно Иосифу, преодолел он все искушения и после пятилетней муки укрылся в пещеры к Преподобному Антонию, где довершил подвиг святой жизни, сохранив по смерти благодатный дар– укреплять в целомудрии притекающих к его нетленным мощам. Против него вкопал себя в землю по самые перси иной ревнитель той же добродетели, Иоанн Многострадальный. Палимый несчастною страстию, услышал он над гробом преподобного Антония тайный голос, что обретет себе избавление при мощах неведомого ему Угрина, и, движимый верою, ископал себе глубокую яму пред его ракою. Там засыпал себя землею, сперва на дни Великого поста, а потом и на всю жизнь, и уже опаляемый не страстию, но страшным призраком дьявольским пребыл тверд в своем ужасном подвиге и даже исцелил от той же страсти притекшего к нему брата костию от Преподобного Моисея. Честная глава его и крестообразно сложенные руки, повитые пеленами, доселе выходят из-под земля, как некий таинственный столп, во утверждение веры и чистоты. Владыка с благоговением остановился пред сим изумительным страдальцем, которого подвиг невольно поразит и остановит каждого идущего мимо, путем гробового покоя стольких Святых Божиих. Он снял с главы Иоанна малую шапочку и надел ее на меня, говоря мне с теплым чувством искренней веры: «Скажи мне, видел ли ты где-либо что-либо сему подобное? Вот подвиг, которому чуждо должно быть пытливое «каков? почто?», внушаемое сознанием человеческой немощи пред сим образцом силы Божией. Молись только и прославляй Бога за его угодников!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма АК) в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ), а также предположительно на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в правой части композиции в одном из цветков древа. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) И. представлен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» в левой части иконы (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 3-м ряду 2-м слева (между преподобными Матфеем и Дамианом), с надписью на нимбе: «прп(д) uepeмia». Он изображен старцем (вполоборота вправо) с впалыми щеками, голова покрыта клобуком, руки в молении. Единолично И. представлен на иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки И. в Ближних пещерах. Сохранилась икона кон. XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и И. (НКПИКЗ). В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 9-м ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. художественный музей) он облачен в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Uepeмiu прозо»). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. имеет характерные черты внешности. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за прп. Феодосием) в 6-м ряду 3-м справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iepeмiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293632.html

Предание гласит, что когда палач занес меч над головой святителя, его рука окаменела. Это потрясло турок, жизнь Патриарха была спасена. Его отправили в ссылку. Последние свои годы он провел на юге, скорее всего в Бачковском монастыре. Автор его жития, Киевский митрополит Григорий, описал нам трогательно прощание пастыря с народом. “Он шел, окруженный народом, как некий второй Иеремия, и при этом самые камни города источали слезы! Какой-то человек крикнул ему с плачем: “На кого оставляешь нас, добрый пастырь наш?” А он – сам со слезами на глазах – ответил: “Пресвятой Троице оставляю вас – сейчас и вовеки!” Мне кажется, что за этими словами – “Пресвятой Троице оставляю вас – сейчас и вовеки!” – стоит не только крепкая вера образцового святителя и горячего молитвенника, остававшегося рядом со своим народом, как и полагается архипастырю, в его самый тяжкий час. За этими словами, если иметь в виду все, что случилось в последующие пять столетий, стоит целая программа выживания нашего народа. Видя страшную политическую, религиозную, культурную, экономическую и демографическую катастрофу, нависшую в то время над нашим народом, св. Патриарх Евфимий высказал ему свой завет. С достаточной уверенностью можно добавить и другое: он высказал его не в пустое пространство безнадежности и в качестве последнего пожелания; он увенчал им свои многолетние старания обучить народ выживанию при самых тяжелейших обстоятельствах, ибо был прозорливцем и видел то, что произойдет. Следует указать и на то, что это грандиозное дело уже имело исторических предшественников в болгарском мире – взять хотя бы дело св. Климента Охридского, обучившего за несколько лет более 3 500 священнослужителей для богослужения на родном языке по всей болгарской земле. А то, что произшло с болгарским народом, действительно неописуемо ужасно. В конце XIV века, перед турецким завоеванием, болгарская нация по вычислениям профессора Христо Гандева состояла примерно из 1 300 000 человек. В ту эпоху это была численность большой европейской нации: приблизительно таковым было и население Англии.

http://pravoslavie.ru/38348.html

Но вот что интересно: в приведенных словах речь идет об одном человеке, жизнь которого приносится в жертву, чтобы не погибли все. Члены Синедриона, стремящиеся убить Спасителя и движимые при этом собственными мотивами, были, не сознавая того, орудиями Божественного Промысла в деле спасения человечества. Евангелие открыло нам смысл происходивших тогда событий: Иисус Христос один жертвенно умер, чтобы не погиб весь род человеческий, плененный диаволом. О существования в древнем Израиле мест заключения под стражу мы находим в книгах Ветхого Завета: царь Аса (911-870 г. до Р.Х.) посадил в темницу прозорливца Анания за обличение и предсказание поражения от сирийцев (2 Пар.16,10). Св. пророк Иеремия получил ударение от священника и надзирателя Иерусалимского храма Пасхора. Он заключил великого пророка в яму, которая была близ верхних Вениаминовых ворот (Иер.20, 2). Важно обратить внимание на причину заточения св. провидца: предсказание гибели Иерусалима, котороеисполнилось исполнилось в 586 г. Пророчество Иисуса Христа о великом городе ( не останется здесь камня на камне (Мк.13,2)) было известно первосвященникам и старейшинам и несомненно умножило в них злостное желание расправиться с Проповедником. Во времена Спасителя в Иерусалиме существовала народная темница (Деян., 5.18). В ней, по-видимому, содержался разбойник Варрава (Лк. 23, 19). Вслед за первым юридическим нарушением (взятие под стражу без проведенного следствия) последовало второе: Иисус Христос, задержанный в Гефсиманском саду, сразу же был приведен на суд, минуя предварительное заключение. Оно было элементарной правовой нормой как древнееврейской, так и римской судебной практики. Обвиняемый мог ознакомиться с делом, приготовиться к оправдательным ответам. Власть, с другой стороны могла провести тщательное расследование. Взят был Христос под стражу при содействии одного из двенадцати Своих учеников. Иуда Искариот привел старейшин иудейских, толпу и римских воинов в масличный сад к востоку от Иерусалима, куда удалился для молитв Божественный Учитель с апостолами. Условным знаком, позволившим воинам опознать в ночной тьме Иисуса Христа, было целование (обычный способ приветствия у евреев) Иудой Учителя. Это предательство с разных точек зрения рассматривается в обширной литературе (начиная со святоотеческих толкований Евангелия до современных публикаций). Мы коснемся темы иудиного предательства только в той мере, в какой это дает нам материал для более полного исследования обстоятельств суда над Христом.

http://pravoslavie.ru/put/040409102211.h...

ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛИЯ МУРОМЕЦ († 1188 ?), прп., Киево-Печерский (пам. 19 дек., во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_3.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010