В письменных пророчествах это название отсутствует, в Книгах Паралипоменон оно стало почетным именованием великих мужей. Другими идущими из древности именами пророков были róæh и hozæh («прозорливец/зритель»), которые подчеркивают то, что пророк принимает исходящие от Бога слова с помощью видения и слышания; такие откровения связаны порой с экстатическим состоянием. «Прозорливцами» названы Самуил ( 1Цар.9:9 ), Валаам ( Чис.24 ), Гад ( 2Цар.24:11 ); по всей вероятности «прозорливцами» считали сами себя также Амос (ср. Ам.1:1, 7:12, 9:1 ) и Исаия (ср. Ис.29:10, 30:10 ). Название пв» является наиболее часто употребляемым именованием пророков. В единственном числе это слово употребляется для обозначения выдающихся личностей древности (Моисей, Мариам, Девора, Самуил, Илия), влиятельных придворных пророков (Натан, Гад) и младших письменных пророков (Иеремия, Аввакум, Иезекииль, Аггей, Захария). Во множественном числе это слово (п е b " m) обозначает как положительно оцениваемые группы пророков, получавших откровение при помощи экстатических состояний (во главе с Самуилом), и «пророческие ордены» (во главе с Елисеем), так и негативно воспринимаемых оппонентов письменных пророков (ср., например, 3Цар.22 ; Зах.13:2 ; Плач.2:15 и, особенно, тридцатикратно встречающееся словосочетание «священники и пророки»), а также пророков Вааловых ( 3Цар.18:19 слл.). Кроме того, имеется целый ряд различных обозначений для «индуктивных пророчеств», которые совершаются с помощью предсказательских техник (наблюдение и истолкование небесных светил и полета птиц; гадания по внутренностям жертв, гадание на масле; толкования снов и др.). Эти пророческие приемы (искусство предсказания), широко распространенные у народов, соседствующих с Израилем, и, скорее всего, пользовавшиеся популярностью в самом Израиле в допленный период, были признаны в письменных пророчествах «лжепророчествами», и такое мнение о них постепенно стало преобладающим, так как они мало соответствовали богословию Яхве, все более обособлявшемуся от верований соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

  Глава 8 Во время оно, глаголет Господь, извергнут кости царей Иуды… и повергут их противу солнца и луны… и противу всего воинства небеснаго (перед звездами), ихже возлюбиша (Иер. 8:1–2). Тела умерших царей Иудеи сожигали огнем, как видно из истории царей (2 Пар. 16:14. 21:19), но пепел и кости, оставшиеся после сожжения тела, предавали погребению в гробницах предков. Так, пророк говорит, что Вавилоняне выбросят кости царей из гробов и повергнут против солнца, то есть на открытом месте. Таким наказанием отмщает Правда тем нечестивцам, которые при жизни своей безумно любили солнце, луну и звезды, а после смерти их небесные светила отвратят от них лицо свое и будут ими гнушаться. Внял я, и услышал, и нет право глаголющих. «Я наблюдал, — говорит Господь, — и слушал, есть ли в народе этом хотя бы один, право ищущий Бога и раскаивающийся в злобе своей, и не нашел. Все ходят по воле своей, аки конь , бегущий на брань» (Иер. 8:6). Пророк укоряет Иудеев в безумии и в постыдном стремлении к идолослужению и мерзостям языческим. То же было написано в книге Псалмов о всем роде человеческом, после того как всякая плоть развратилась, совершила гнусные дела на земле. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога (Пс. 13:2). Итак, познай долготерпение Божие и богатство милости Божией. Бог не тотчас изъявляет гнев, но медлит с судом и откладывает истязание, пока грешник не осознает своего противления, не раскается в злобе своей и не обратится с пути заблуждения. Еродиа (аист) на небеса позна время свое, горлица и ластовица селная, врабие сохраниша времена входов своих; людие же Мои сии не познаша судеб Господних (Иер. 8:7). Таким ослеплением сердца еще прежде угрожал Моисей Евреям, если преступят они закон Господень (Втор. 28:28), Иеремия же повествует нам, что слово Моисея исполнилось на самом деле, потому что мудрые из Иудеев сделались более несмышлеными, чем неразумные птицы небесные, которые знают перемены времен, и до наступления оных не оставляют своих жилищ, но изменяют места, ищут другие страны и успокаиваются там в известное время года. А священники, и князья, и мудрецы Иудейские совершенно объюродели и заблуждаются, хотят казаться разумными, прозорливыми и вождями слепых, времени же напасти своей не разумеют, и ни себя, ни народ не вразумляют, чтобы уклонились с пути лукавого и обратились к страху Господню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Этот взгляд, вполне согласный с истинным положением дела и достаточно твердо обоснованный со стороны текстуально-критической, еще не изменяет указанного выше предположения относительно первоисточников книг Царств. Если хронист непосредственно пользовался отдельными записями пророков и прозорливцев, то несомненно мог пользоваться ими и древнейший в сравнении с ним писатель книг Царств; записи пророков, существовавшие во времена персидского владычества или несколько позже и цитуемые составителем Паралипоменон, должны были быть известны и в более раннюю эпоху, т. е. во времена плена, когда жил писатель Царств, кто бы он ни был, пророк ли Иеремия, или один из его ближайших учеников и последователей. Этим общим источником вполне удовлетворительно разъяснялось бы и буквальное сходство некоторых отделов Царств и Паралипоменон и различие их в подробностях, обусловливаемое выбором материала с различных точек зрения, в одном случае с более широкой и универсальной точки зрения теократическо-пророческой, в другом с более ограниченной – священника или левита, истого Иерусалимлянина по своим воззрениям и симпатиям. Но, хотя хронист и приводит великое множество отдельных исторических записей, – в действительности едва ли одной из них он непосредственно пользовался. Его частая цитация не свидетельствует об его собственной обширной эрудиции и не доказывает того, что указываемые им памятники в его время продолжали еще существовать. Эпоха персидского владычества, а отчасти также сменившего его македонского, в Иудейской церкви ознаменована самою оживленною и энергичною деятельностию по части собирания и приведения в порядок древних памятников письменности. В начале этой эпохи жил знаменитый Ездра-книжник, которому приписывается главное и почти исключительное участие в составлении канона ветхозаветных книг. Его деятельность в этом направлении сде- —101— лалась даже предметом легендарных сказаний в 3-й книге Ездры (будто бы пятью искусными мужами в течение 40 дней под его диктовку написаны 94 священных книги, утраченные при разрушении Иерусалима, и 24 из них составили теперешний канон Ветхого Завета).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос 32. Кого писатель называет знаемыми (4 Цар. 10:11 )?    Прорицателей, которые думали, что знают будущее. Ибо как пророков называли видящими и прозорливцами, потому что они провидели будущее, так и прорицателей называли ведцами, потому что думали о себе, будто бы знают сокровенное и предузнают не совершившееся еще. Вопрос 33. Кто такой Ионадав сын Рихавль (4 Цар. 10:15 )?    И сам он муж благочестивый, таков же и род его, потому что жили они в кущах и воздерживались от употребления вина. О них с похвалою упоминал и пророк Иеремия (Иер. 35:1—11). Да и сия история дает видеть их благочестие. Царь, увидев Ионадава, сперва благословил его, т. е. приветствовал, потом спросил: «аще есть сердце твое с сердцем моим право, якоже сердце мое с сердцем твоим?» (4 Цар. 10:15). Когда же Ионадав отвечал есть, Ииуй сказал ему: «аще есть, даждь руку свою». После сего, взяв его в колесницу свою, чтобы посадить с собою, сказал: «гряди со мною и виждь, внегда ревновати мне по Господе; и посади его в колесницу свою» (4 Цар. 10:16). Так и отсюда явствует, что в десяти коленах были еще люди, украшенные благочестием, ради которых премудрый Правитель всего терпел и прочих. Вопрос 34. Для чего Ииуй, готовясь избить жрецов идольских, солгал, ибо сказал: «Ахаав поработа Ваалу мало, аз же поработаю ему много» (4 Цар. 10:18 )?    Должно вникать в цель и слов, и дел. Так надобно поступить и здесь. Ииую хотелось, чтобы никто не избежал убийства, посему употребил слова сии, чтобы, положившись на них, пришли все. А чтобы кто из Божиих иереев не понес наказания, приказал изгнать их, как бы недостойных празднества, и таким образом избил только жрецов Бааловых. Он сожег и кумир Ваалов, порубил рощи и всю землю Израильскую освободил и от других идолов. Но златых юниц продолжал чтить. Ваалимом же назвал писатель капище Ваалово. Вопрос 35. Для чего Гофолия умертвила и внуков (4 Цар. 11:1 )?    Как злочестивая и властолюбивая, хотела она вконец истребить весь род Давидов, как благочестивый, чтобы, захватив власть, научить народ собственному своему нечестию. Но премудро правящий всем Владыка предустроил, что священное колено снова вступило в единение с коленом царственным и премудрый иерей Иодай поял в супружество Иосавееф, дочь Иорама, для сохранения искры царского семени. Иосавееф, увидя, что царский род истребляется, похитила и скрыла племянника Иоаса и воспитывала его в храме. Шесть лет управляла царством преступная Гофолия, а в седьмой год первосвященник возвратил царскую власть царскому роду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так как Седекия или его царедворцы и вельможи ответили на требование Навуходоносора сдаться решительным «нет», то вавилонский царь приступил к правильной осаде. По древним правилам осады, вокруг стен Иерусалима возведены были особые валы, чтобы при помощи их достигнуть высоты стен, построены были осадные башни, чтобы воины под их прикрытием могли бросать в город стрелы, привезены были стенобитные, чтобы посредством тяжелых камней расшатывать стены и производить в них проломы. Жители Иерусалима защищались однако же мужественно и осада, с небольшими перерывами, продолжалась почти в течение полутора года. Предводителем иудейских оборонительных сил был один евнух, находившийся на службе царя Седекии. Сам царь играл только страдательную роль, так как он не был ни полководцем, ни вообще руководителем всего движения. Его беспомощность и слабость вполне обнаружились в это опасное время. Если все происшествия в Иудее и Иерусалиме, со времени управления Иоакима, походили на пеструю, шутливую комедию, то теперь вся жизнь народа превратилась в страшную трагедию, и при всеобщем упадке духа, наиболее мужественным и выдающимся лицом являлся пророк Иеремия. Его внутреннее настроение, как и его внешнее положение, благодаря наступившей осаде Иерусалима, сделалось крайне тяжелым и мучительным. Сострадание к народу, как и вообще пламенная любовь к отечеству, заставляли его ободрять борющихся, хотя он сам, вследствие своего преклонного возраста, и не мог принять участия в деле защиты города. Его пророческое призвание и дар прозорливости заставляли его напротив часто провозглашать, что борьба эта напрасна, что напрасно будет пролито много крови, что гибель города и народа есть дело решенное, ради его кровавой вины и греховного бремени. В это время его уже не лишали свободы речи, да быть может и не могли лишить, потому что уважение к нему, как к истинному пророку, вполне было подтверждено наступившими обстоятельствами. Народы севера расположили свои силы пред воротами Иерусалима и готовы были произвести над ним страшный суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Такова аксиома юродивого: без причастности нет исцеления; без соучастия спастись невозможно. Ту же аксиому открывают нам Воплощение и Гефсиманский сад. Хотя иногда юродивый пророчествует и поучает более ясным образом, он, как правило, прибегает не к словам, а к символическим действиям. Это очень древняя традиция. Ветхозаветные пророки часто совершали эксцентричные и даже шокирующие поступки, за которыми, однако, крылся глубокий смысл. Исайя ходил нагишом (20, 2), Иеремия, как вьючное животное, носил ярмо (27, 2), Иезекииль пёк лепёшки на человеческом кале (4, 12), а Осия взял в жёны блудницу (3, 1). События подобного рода происходили и в жизни Симеона. Однажды, накануне большого землетрясения, он носился по Эмесе, ударяя по колоннам зданий. Некоторым зданиям он приказывал: «Стой», — и они действительно устояли; другим же говорил: «Ни стой, ни падай», — и те расселись пополам. Незадолго до мора Симеон ходил по школам и целовал детей, говоря: «Счастливого пути, дорогой мой», — но поступал так не со всеми. Учителю же он сказал: «Не бей тех детей, которых я целую, потому что им предстоит дальний путь». И когда началась эпидемия, все, кого он поцеловал, умерли от чумы  . Поразительные символические поступки отличают также и русских юродивых. Прокопий Устюжский носил в левой руке три кочерги, и по тому, как он их держал, крестьяне могли предугадать, хорошим или плохим будет урожай. За странными поступками Василия Блаженного скрывались пророчества: он уничтожал лавки некоторых купцов, ибо они торговали нечестно; он швырял камни в дома добропорядочных людей, потому что бесы, изгнанные изнутри, льнули к внешним стенам; он целовал углы домов, в которых творились «богохульства», ибо ангелы, не имея возможности войти в такие дома, в слезах стояли вокруг. А более всего ужаснуло его современников то, что он разбил камнем чудотворную икону Богородицы на Варваринских воротах, потому что никому не видимый бес приблизился к доске за святым изображением  . Итак, за дикими, непоследовательными поступками юродивого кроется глубокий смысл: они предупреждают о грядущей опасности или обличают тайные грехи. Абсурдность юродивого целенаправлена, за внешним идиотизмом таится проницательность и прозорливость. Многие сюжеты из жития Симеона свидетельствуют о свойственном ему diakrisis — даре проницательности или различения. Он разбивает сосуд с вином, в которое незаметно для других попала ядовитая змея  ; он ведает тайные помышления сердец  ; он читает мысли на расстоянии  . Иными словами, юродивый — живая совесть общества. Он — зеркало, в котором человек видит свое подлинное лицо, тайное он делает явным, подсознательное заставляет выйти на поверхность. Он — катализатор: оставаясь как бы в стороне, он тем не менее, помогает меняться другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Имел еси помысл чист и непорочную душу, отче преподобне, и ангелоподобное житие на земли проходил еси, смиряя плоть твою подвигами великими; темже яко воистину ангела земнаго и человека небеснаго тя ублажаем и глаголем: Радуйся, ангельскаго образа усердно возжелавый; Радуйся, в схиму святую облеченный. Радуйся, мечем молитвы непрестанно вооруженный; Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, вместо доспехов ратных веригами железными обложенный: Радуйся, вся искушения диавольская победивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 4 Буря страстей не потопи корабля души твоея, Галактионе преблаженне, но веянием Святаго Духа направляем, в тихое пристанище безстрастия вшел еси и, безмолвное житие в затворе много лет препровождая, непрестанно воспевал еси Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше прозорливыя твоя глаголы, отче преподобне, жители града Вологды о скорогрядущем на них гневе Божием, познаша тя, предстателя усерднаго за них ко Господу, и потщашася покаянием очистити себе от скверн греховных, тебе же, яко покаяния проповеднику, возглашаху сицевая: Радуйся, яко Иона, покаяние согражданом твоим проповедавый; Радуйся, яко Иеремия, о разорении града Вологды горце рыдавый. Радуйся, древним пророком равночестный; Радуйся, будущая яко настоящая провидевый. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго; Радуйся, рабе Христов, верность Ему до конца сохранивый. Радуйся, преподобномучениче Галактионе, великий чудотворче. Кондак 5 Боготечно, яко звезда путеводная, шествовал еси, преподобне отче, и примером жития твоего святаго многих ко Христу привел еси, ныне же всю страну Вологодскую благодатно озаряеши многими чудесы твоими. Не престай умоляти за ны Господа, о еже сподобитися и нам вкупе с тобою пети Ему: Аллилуиа. Икос 5 Видевше исполнение пророческих твоих глаголов, дивно сбывшихся в разорении града Вологды от литовцев, сограждане твои, отче Галактионе, благоговейно воспоминаху твоя увещательная к ним словеса, ими же тщался еси привести их к покаянию, посту и молитве, в умилостивление праведно движимаго на них гнева Божия, темже и взываху тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Из окончания ст. 8 видим, что Ариилом тут назван Сион, а в Иез. 43:15–16 это слово дается в значении верхней части жертвенника, т. е. «очага»; исходя из этого Моффат (Moffatt) называет Иерусалим (подчеркивая высокое призвание) «очагом и жертвенником Божьим». Культовая аллюзия в ст. 1б подтверждает это, однако ст. 2б привносит мрачную ноту метафорой, намекающей на катастрофу; также и ст. За отмечает, что слава города отошла в прошлое (ср.: ст. 1а, «в котором располагался станом Давид» [RSV]. В переводе NIV – жил – теряется перекличка со ст. За). Обещание внезапного и чудесного избавления (5–8) частично исполнилось в 701 г. до н. э. (ср.: 37:33–37). Однако собрание народов (7–8), воздвижение укреплений (3; ср.: 37:33) и зримые знамения ст. 6 предполагают, что будет еще большая битва (ср.: Зах. 14:1–21 ). Разочарование народа красочно описано в стихах 7–8; существует немало примеров тому, как мир преждевременно предвкушал гибель церкви. 29:9–24 Духовное помрачение Израиля, углубившееся и прошедшее 29:9–12 Ослепшие прозорливцы. Многозначительная фраза ст. 10 глаза ваши (пророки) показывает, что темой пророчеств продолжает быть Израиль. Это распространяется и на Прит. 29:18 и 1Цар. 3:1–14 . Мимолетный отблеск такого состояния, когда Господь станет запечатанной книгой, дан в Пс. 73:9 . Возвратные глаголы в ст. 9 предполагают, что слепота будет наказана, своеволие само навлекает на себя наказание. Ср.: 6:9–10; 30:10–11. 29:13–14 Формальная вера. Иисус видел в ст. 13 точный образ фарисейства ( Мк. 7:6–7 ). Ст. 14 – это его прямые последствия, потому что поверхностная мудрость работает сама против себя, делая неясным все, с чем сталкивается. Ср.: Рим. 1:22 ; 1Кор. 1:19 . 29:15–16 Презрение Творца. Смесь бравады и безрассудства (ср.: 30:1) может бессознательно выражаться, к примеру, в отрицании неприятых истин (ср.: 30:9–11). Пророки Иеремия ( Иер. 2:26 ) и Иезекииль ( Иез. 8:12 ) в свое время сталкивались с такой же несознательностью. Неопровержимый пример горшечника (16) вновь использован в 45:9 и с оттенком раскаяния в 64:8; апостол Павел приводит его в Рим. 9:20–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дело в том, что на указанной Сафой странице идет непрерывная речь о церковном правлении Иеремии II, и, не будучи прозорливцем, ни один ученый не может с уверенностью решить вопрос, с каких слов начинается рассказ не-Дамаскина. Из разбираемого показания Сафы с несомненной ясностью вытекает одно — именно, что не принадлежат Дамаскину в конце «Патриаршей истории» боннского издания только какиенибудь пять страниц. Дальнейшие указания Сафой отличий Малакса от Дамаскина исчерпываются следующим: у Малакса есть рассказ об Арсении, ученом митрополите Монемвасийском, какого не встречается у Дамаскина, а также нет у этого последнего и повести о том, как Иеремия I спас греческие церкви от разрушения их турецким правительством (повести, нужно сказать, очень маловероятной); наконец, по словам Сафы, Малакс подробнее рассказывает о последних патриаршествах его времени — Дионисия, Иоасафа и Иеремии. Итак, в настоящее время можно смело выставлять на «Патриаршей истории», изданной Крузием, подлинное имя ее автора — Дамаскина Студита. Но не странно ли, почему Малакс в свое время в известной цитированной нами его приписке не написал имени автора той рукописи, с которой он списывал «Патриаршую историю» для Крузия? А с другой стороны, не странно ли и то, что Крузий не поинтересовался (а это он, конечно, мог бы сделать), с какого автора списывал свой труд Мануил Малакс? Впрочем, каждый век имеет свои нравы и обычаи, и не станем строго судить людей, живших 300 лет тому назад. Будем благодарны Малаксу и в особенности Крузию и за то, что ими сделано для науки.    «Патриаршая история» имеет большое значение в науке. Она носит на себе черты беспристрастия, если, увы, обилие резких отзывов и изображение темных сторон в жизни патриархов считать признаком беспристрастия. В действительности, мы не можем определить степени беспристрастия этой «Истории», потому что нам нечем проверять ее показания. Заметим одно: известия о Константинопольских патриархах XV и XVI вв., какие циркулируют в теперешней исторической науке, в подавляющем большинстве заимствуются лишь отсюда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Прорицателей, которые думали, что знают будущее. Ибо как пророков называли видящими и прозорливцами, потому что они провидели будущее, так и прорицателей называли ведцами, потому что думали о себе, будто бы знают сокровенное и предузнают не совершившееся еще. Вопрос 33. Кто такой Ионадав сын Рихавль (4Цар.10:15)? И сам он муж благочестивый, таков же и род его, потому что жили они в кущах и воздерживались от употребления вина. О них с похвалою упоминал и пророк Иеремия ( Иер.35:1–11 ). Да и сия история дает видеть их благочестие. Царь, увидев Ионадава, сперва благословил его, т.е. приветствовал, потом спросил: «аще есть сердце твое с сердцем моим право, якоже сердце мое с сердцем твоим?» ( 4Цар.10:15 ). Когда же Ионадав отвечал есть, Ииуй сказал ему: «аще есть, даждь руку свою». После сего, взяв его в колесницу свою, чтобы посадить с собою, сказал: «гряди со мною и виждь, внегда ревновати мне по Господе; и посади его в колесницу свою» ( 4Цар.10:16 ). Так и отсюда явствует, что в десяти коленах были еще люди, украшенные благочестием, ради которых премудрый Правитель всего терпел и прочих. Вопрос 34. Для чего Ииуй, готовясь избить жрецов идольских, солгал, ибо сказал: «Ахаав поработа Ваалу мало, аз же поработаю ему много» (4Цар.10:18)? Должно вникать в цель и слов, и дел. Так надобно поступить и здесь. Ииую хотелось, чтобы никто не избежал убийства, посему употребил слова сии, чтобы, положившись на них, пришли все. А чтобы кто из Божиих иереев не понес наказания, приказал изгнать их, как бы недостойных празднества, и таким образом избил только жрецов Вааловых. Он сожег и кумир Ваалов, порубил рощи и всю землю Израильскую освободил и от других идолов. Но златых юниц продолжал чтить. Ваалимом же назвал писатель капище Ваалово. Вопрос 35. Для чего Гофолия умертвила и внуков (4Цар.11:1)? Как злочестивая и властолюбивая, хотела она вконец истребить весь род Давидов, как благочестивый, чтобы, захватив власть, научить народ собственному своему нечестию. Но премудро правящий всем Владыка предустроил, что священное колено снова вступило в единение с коленом царственным и премудрый иерей Иодай поял в супружество Иосавееф, дочь Иорама, для сохранения искры царского семени. Иосавееф, увидя, что царский род истребляется, похитила и скрыла племянника Иоаса и воспитывала его в храме. Шесть лет управляла царством преступная Гофолия, а в седьмой год первосвященник возвратил царскую власть царскому роду. Вопрос 36. Кого писатель называет предходящими (4Цар.11:11)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010