Говорил в пророках. Как? – Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, – 2Петр.1:21 . «Являлся в пророках». «Великая благочестия тайна: Бог явился в плоти, оправдал себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе (I. III, 16). Таково свидетельство Слова Божия о воплощении Христа», Единородного Сына Божия и «явлении в пророках». О иных явлениях Бога иные и свидетельства священного писания. Напр.: «Мужи, братия и отцы!» – взывал некогда св. архидиакон Стефан, исполненный веры и силы, –послушайте. Бог славы явился, – нет слова: «во плоти», – отцу нашему Аврааму в Месопотамии». Но сказано: в Аврааме. «И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую Я укажу тебе». Деян.7:2–3 . А чтобы Господь являл Себя в пророках – в лице, напр., Исаии, Иеремии, Ионы, Захарии и т. п., – таковых указаний в Слове Божием нет. В доказательство, будто «Господь родился от жены», т. е. Девы Марии в естестве, как и все человеки, «Катехизис» приводит текст из книги Прем.7:2–5 : «Я в утробе матери образовался в плоть от семени мужа... ибо ни один царь не имел начала иного рождения». Богохульное приложение слова писания к Божественному Лицу Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», разрушается само собой, если только поставить еретикам вопрос: почему вы не начали священный текст с 1-го стиха главы? Добросовестный ответ может быть один: потому что такое начало не соответствует мысли еретического «Катехизиса». Напиши они слово премудрости так, как требует смысл речи: «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного», – и для всех и каждого из читателей «Катехизиса» – ясно: о человеке, а не о Богочеловеке идет речь. И лжеучение обличено и сбывается другое слово премудрого учителя священной древности в притчах Соломоновых: кто утверждается во лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими...

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Если не всегда приемлет Господь молитву праведников, устрояя для них нечто лучшее, то тем более отвращается Он от молитвы грешников. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови, – говорит Господь народу Своему чрез пророка ( Ис.1:15 ). Когда же умножаются грехи народа до того, что за них он подлежит исправительному и карательному наказанию, тогда Господь не приемлет молитвы не только самого народа, но оставляет не услышанным и праведника, ходатайствующего за согрешивший народ. Тяжко согрешили некогда израильтяне и не хотели покаяться, и сказал Господь к пророку Иеремии: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему ( Иер.15:1 ). Вот причины, по которым, по указанию Святого Откровения, молитвы могут остаться не услышанными. По которой из них неприятна молитва русского народа о сохранении драгоценной жизни возлюбленного монарха, мы не знаем, но сие ясно откроется после, когда снимется печать недоведомых судеб Божиих. Во всяком случае, гораздо безопаснее признать самих себя виноватыми в неисполнении нашей молитвы, чем кого-либо или что-либо другое, а тем более дерзнем ли мы возглаголать слово на Вышнего, что якобы слух Его отяготился и рука Его сократилась, чтобы Он мог слышать и спасти того, о ком мы приносили наши молитвы! Не следует ли посему поискать нам в себе или около себя причины совершившихся печальных событий? Не потому ли от нас отъята жизнь царя в преполовении ее, и притом тогда, когда она еще была весьма нужна, что не все мы единомысленно и не все одинаково по достоинству ценили эту жизнь и не все достодолжно заботились о хранении ее? В наши времена стремления к анархии, разрушению существующих порядков, частых слухов о подкопах, взрывчатых бомбах и т. п. жизнь царей и представителей законной власти не есть ли состояние человека, находящегося под мечом, висящим на волоске? Если император Александр I, освободитель народов Европы от поработителя их и поборник идеи Священного союза в противовес безбожным доктринам, расшатавшим основы религии и царских престолов, оставил наследнику своему Николаю I так называемых декабристов, а Александр II был мучеником за идею и дело освобождения крестьян от крепостной зависимости, то Александр III, будучи царем правды и мира, не был ли во всю жизнь свою исповедником за истину самодержавия в единении с Церковью? Не выходили ли из груди этих царей – исповедников и мучеников – молитвенные вздохи: Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня ( Пс.3:2 ). А служение их не было ли тяжелым бременем, побуждавшим их в тайнике души взывать иногда: Ослаби ми, да почию ( Пс.38:14 ), и не потому ли посылал Господь конец их долгим страданиям, чтобы дать им у Себя жизнь и покой навеки?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Заметим, что здесь не могло быть речи о прелюбодеянии, которое по Bmop. XXII, 20–22 наказывалось смертью. По тексту Евангелиста Марка Х, 11, 12 кажется можно заключить, что и жена имела право требовать развода от мужа и по всей вероятности на основании того же закона, который высказан для конкубината в Иск. XXI, 10. Мы заключим эту заметку ссылкой пр. Иеремии на этот закон (III, 1), когда он от имени Господа говорит Израилю: «Говорят, или муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа: то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, и однако же возвратись ко мне, говорит Господь». 575 (Ст. 5). Ср. выше XX, 7. Но надо обратить внимание, что там говорится об обручившемся с женою; не вошедшем еще к ней; здесь о вновь женившемся. Как в том, так и в другом случае давался льготный год, причем год по преданию начинался на основании ст. 5-го от дня брака. 576 (Ст. 6). Ср. Ucx. XXII, 26 и ниже ст. 14-й. Мельницы, построенные на быстротекущих горных ручьях, даже и ныне в восточных странах весьма простого устройства. Часто струя воды из канавы, а иногда и просто ударом течения вертит вертикальный шест с деревянными лопастями, который пропущен снизу сквозь первый жернов и поворачивает верхний жернов. Оба эти жернова очень малы и легко снимаются двумя людьми и даже одним сильным человеком. Хижина на ручье с такою мельницею составляет очень часто все богатство поселянина, не имеющего ни клочка другой земли. Взять у него жернов значит отнять у него всякое средство пропитания. Закон Моисея есть закон чрезвычайно практический, важный для людей бедных и необходимый в виду жадности народа, которого все дурные и хорошие стороны были ему известны. 580 (Ст. 10–13). Ср. Ucx. XXII, 25–27 , пр. 17-е. Мы указывали уже на цель законодателя развить в народе нравственные чувства добра и сострадания. По-видимому залог возвращался на ночь (если это было платье, или вернее плащ или аба как носят их на востоке) и с рассветом опять принимался в залог.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иер.4:7 .  Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разо­рены, останут­ся без жителей. Иер.4:8 .  Посему пре­пояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Го­с­по­дня не отвратит­ся от нас. Иер.4:9 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснут­ся священ­ники, и изумят­ся про­роки. «Лев» – это, конечно, один определенный враг Иудеи, т. е., халдейский народ. – «Из чащи» – из зарослей, покрывавших собою берега реки Иордана, где водились львы (ср. Иер 49:19, 50:44 ). – «Ярость гнева Господня не отвратится от нас». Пророк показывает тщетность надежд, какие было начали питать в себе иудеи в царствование Иосии; они думали, что гнев Божий уже не постигнет их ( Иер 2.35 ; Иер 4.10 ). – «Сердце» ­­ мужество (ср. Ис 7.2 ). – «Изумятся пророки» – т. е. те, которые считали себя пророками, потеряют всякую сообразительность: так то, что случится, будет противоречить их предсказаниям, какими они успокаивали своих соотечественников! Иер.4:10 .  И сказал я: о, Го­с­по­ди Боже! Не­ужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души? Кто это говорит? Новые критики (Корниль и др.) полагают, что здесь Иеремия выводит говорящими ложных пророков. Иеремия, говорят, ни в каком случае не мог обвинять Бога по поводу пророчеств, которые высказывали ложные пророки, обещавшие иудеям мир. Но все предание читает первое слово 10-го стиха по евр. тексту как vaomar ­­ и сказал я (т. е. Иеремия), а не как vajomeru ­­ и скажут они (т. е. ложные пророки), так что здесь правильнее видеть возражение со стороны пророка (ср. Иер 1.6 ; Иер 14.13 ). Что же хочет сказать этим возражением Иеремия и какое откровение он имеет ввиду? Некоторые толкователи (напр. Якимов) видят здесь недоумение пророка по поводу того, что Бог попускал ложным пророкам обольщать народ светлыми перспективами (ср. 3Цар 22.20–22 ). Но естественнее всего предположить, что пророк имеет здесь в виду пророчество Олдамы, содержащееся в 4Цар 22.18–20 , по которому все время правления Иосии должно было пройти в мире. Но теперь взору пророка угрожающая Иерусалиму катастрофа представляется настолько близкою, что он не в состоянии разрешить противоречие, какое получалось из сравнения пророчества Олдамы с скоро имевшим разразиться судом Божиим. – Это горестное недоразумение пророка остается без ответа, но ответ уже собственно дан раньше: Иеремия уже сказал во II-й и III-eй главах, что только искреннее и действительное покаяние могло отвратить от народа иудейского гнев Божий, а такого покаяния иудеи не принесли Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Именно для них было характерно амбивалентное отношение к тому отдаленному подобию Соломонова царства, которому предстояло возникнуть после эдиктов Кира и Артаксеркса, отпускавших евреев на родину, и ненадолго завоевать себе политическую независимость по итогам восстания Маккавеев. Александрийская традиция одухотворяет представление о Храме, тем самым снимая обвинение с несовершенного земного Храма и оставляя эсхатологическую – духовную – перспективу. Истинный Храм всегда был на небесах. Значит, отпадает необходимость в особом священнике-мессии, возобновителе левитского священства. Небесный Храм, когда откроется, будет Храмом священства Мелхиседекова (см. подробнее в разделе III. 2.1). Что касается самой Палестины, в ней нашлось больше места двум крайним точкам зрения: утверждению, что Второй Храм и есть окончательный, а обетованное государство Мессии будет построено с центром в существующем Иерусалиме, и отрицание святости Второго Храма вообще – как оскверненного «нечестивым священником», в связи с чем пришествие Мессии ожидалось как очищение сперва Израиля, потом же, согласно «Свитку войны», всей земли до края вселенной. Согласно с первой из названных точек зрения был казнен христианский первомученик Стефан, формулировка обвинения которого гласила: «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» ( Деян 6:13 ). На суде перед своими обвинителями он проповедовал буквально следующее: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (ст. 7:48–50) Апелляция к пророку, приведенная в этой проповеди, говорит о том, что не одними только идейными процессами в диаспоре, касающимися осмысления собственной идентичности, определялась двойственность в отношении к историческому Храму. Когда он восстанавливался, пророчества Иезекииля об идеальном Иерусалиме, так же как слова Исайи о царстве Отрока Господня и предсказания Иеремии о Новом Завете, уже существовали, но их исполнение не могло рассматриваться иначе как отложенное на неопределенный срок 1071 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Минь. Т. VI. С. 104 Творения Т. VI. С. 386 своими словами Беседа 2. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний 670. Проповедник, имея один талант, не желает скрывать его Беседа II . Хотя наша трапеза (слова) очень скудна, но мы не скроем и ее, но вынесем все, что есть у нас, на средину и предложим вам. Хотя ее мало и скудно, но мы предлагаем. Так и тот, которому вверен был талант, не за то был осужден, что не представил пяти талантов, но за то, что и один, полученный им, зарыл в землю, – за это он и был наказан. И Бог, и люди требуют не малого или многого, но того, чтобы приношение было никак не меньше настоящей силы. Минь. Т. VI. С. 107 Творения Т. VI. С. 390 Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце его (2 Пар. 26:16), также о смиренномудрии, о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость 671. Гордость опасна, ибо зарождается от доброй совести Беседа III . Таково зло – гордость: она после многих трудов уничтожает все сокровище добродетели. Прочие грехи обыкновенно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (ср.: Лк. 17:10 ). Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери. Не сказал: когда исполните все, тогда вы ничего не стоите; но сами вы глаголите, яко неключими есмы; говори, не бойся, не по твоему суду произношу Я приговор. Если ты сам назовешь себя непотребным, то Я увенчаю тебя, как благопотребного.– Минь. Т. VI. С. 113 Творения Т. VI. С. 397 Беседа 4. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева " (Иов 10. 8-12,18). " Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя " (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии. " Не убивай ребенка, причиняя выкидыш " , – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в " Учении двенадцати апостолов " , одном из древнейших памятников христианской письменности. " Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь " , – писал апологет II века Афинагор. " Тот, кто будет человеком, уже человек " , – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. " Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы " , – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: " У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного " . Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт " худшими, нежели убийцы " . Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием " свободы выбора " женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

не указывает источника, и таковым могли быть пророчества Иеремии и Иезекииля, и что свидетельство его об убиении Офры Навуходоносором противоречит греческим историкам, по которым Офра убит его преемником Амазисом. Не говоря о слабости этих доводов (Геродот напр., не упоминает и о битве при Кархемисе; он черпал из египетских источников, о которых сам же говорит, что жрецы египетские часто подделывали историю), поход Навуходоносора на Египет ныне более и более подтверждается египетскими и вавилонскими надписями. Гиероглифическая Нес-Горинская надпись говорит, что в царствование Офры войско Аму (сирийцев), Азиатов и др. северных народов наводнило Египет и проникло до первых порогов, но отсюда было отражено наместником и самим царем. Вавилонские летописные фрагменты рассказывают, что Навуходоносор на 37 году совершил поход на страну Мицир (ср. Мицраим евр. название Египта) для войны с тамошним царем, из имени которого могли прочесть только конец ази (Амазис? Schrader, Keilinschr Biblioth. III, 140 и д. Бертолет). Иез.29:17 .  В двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Март 571 г. Через 14 лет после предыдущей речи. Иез.29:18 .  сын человеческий! Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стерты; а ни ему, ни войску его нет воз­награжде­ния от Тира за работы, которые он употребил про­тив него. «Большими работами». Трудные вообще осадные работы – рытье рвов, устройство траншей и валов из камней и песку – при осаде Тира достигали неимоверной степени, так как Навуходоносор, вероятно, подобно Александру Великому, должен был устраивать дамбу через пролив. – «Все головы оплешивели, и все плечи стерты» от ношения на тех и других тяжестей. Слав.: «всяко рамо наго» – взорвались одежды. – «Нет вознаграждения от Тира». Он не мог быть разграблен, потому что или не был взят, или же сдался на выгодных условиях или же, как говорит блаж. Иероним, сокровища были увезены на кораблях, когда тиряне увидели постройку дамбы через пролив и взятие города стали считать неминуемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отпевание в больнице имеет своей целью напомнить живым о скоротечности земных дней, о связи понятий «жизнь, болезнь, смерть», настроить живых жить богоугодной жизнью. Приложения Проблемы биоэтики Из основ социальной концепции Русской Православной Церкви. По материалам Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, гл. XII XII. 2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» ( Пс. 138, 13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» ( Иов. 10:8–12, 18 ). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер. 1, 5–6 ), — сказал Господь пророку Иеремии. «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш» — это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо… зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», — писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», — утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смерто убийства… Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — сказано во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91м правилом VI Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

По поводу выражения ст. 17-го о богах, которых не знали израильтяне ср. Вт. XIII, 7. 675 (Ст. 18–20). О слове Заступник в ст. 18 срав. пр. 3-е этой главы. Господь в негодовании пренебрегает «сынами своими и дочерьми своими». Выражение это указывает, что и израильтянки были глубоко виновны в развращении народа: подтверждение этого видим в Исаии III, 16; Иеремии VII, 18; XLIV, 15 и др. О выражении «сокрою лице Мое» ср. Bmop. XXXI, 17, 18 . 676 (Ст. 21). Место это признается лучшими комментаторами в совокупности со ст. 43 пророчеством о призвании язычников в церковь Божию взамен Израиля, часть только которого восприняла в христианстве полноту обетований. Это мнение подтверждается и словами Апостола Павла в послании к Римл. Х, 19 (ср. также стих 20-й ссылку на Исаии LXV, 1). Господь берет себе в удел тех, коих израильтяне сами не считали народом (ср. выр. Иис. с. Cupax. L, 27, 28 ). В языке Библии язычники были народ бессмысленный, ибо они были «чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» ( Eфec. II, 12 ); Израилю же настойчиво указывает Моисей: «что в законах Господних мудрость Израиля, и разум его перед глазами других народов».... так как на земле не было такого великого народа, к которому был бы так близок Господь,... и у которого были бы такие справедливые постановления и законы». (Вт. IV, 6–8). О мудрости же человеческой и мудрости Божией ср. I Коринф. I, 18–25. Общий смысл таинственного пророчества стиха 21-го заключается в том, что Господь, отвергая избранный народ за его неверность и постановляя завет с народом или народами, которых израильтяне считали ничем, т. е. не существующими перед Иеговой Богом завета израильского, тем возбуждает ревность и в отпавшем Израиле и заставляет его опять обратиться к Богу своему. (Ср. ниже ст. 36 и 43). Апостол Павел в гл. XI посл. к Римл. указывая на положение язычников и Израиля в церкви Христовой и на милосердие Божие, заключающее в своей любви как Израиля, так и язычников, восклицает: «О бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его»! (К Puмл. XI, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010