3. Старцы поясняют, что вещи и одежда — это чувства, которые в рабстве у вражды. Только когда человек совершенно освободит их от вражды и заставит приносить плоды Богу, то Божий покров осенит его. Ведь облака не было, пока шло строительство, но как только оно закончилось, покрыло облако скинию собрания (Исх 40, 34). То же самое произошло, когда строился храм. Пока работы продолжались, облако не появилось, а когда полностью закончили храм, и в нем принесли в жертву кровь и тук всесожжений, и это было приятное благоухание Богу, тогда облако наполнило дом Господень (3 Цар 8,10–11). Эти примеры показывают: пока человек не возлюбит Бога всей крепостью своей и всем разумением своим и не прилепится к Нему от всего сердца, Божий покров не осенит его. 4. Как корабль не может отправиться в плавание, пока не закончена погрузка, так и душа не сможет миновать волны страстей, если ей не хватает каких–либо добродетелей. Так и воин, который выходит биться с врагами царя, не сможет противостать им, если выйдет не во всеоружии. И монах не сможет противостать страстям, если забудет о какой–либо добродетели. Город, обнесенный стеной, легко будет захвачен, если хотя бы в одном месте стены окажется пролом. Сколько хочешь поставь стражей у ворот, они не смогут остановить врагов у городских стен, пока пролом не заделают. Точно так же и монах, которым овладела какая–то страсть, не справится с врагами. 5. Не я об этом говорю, но божественное Писание. В книге Бытия сказано: И сказал Господь [Бог] Ною… тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем (Быт 7,1). И сказал ему (Аврааму): будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и Тобою (Быт 17,1–3). То же самое свидетельствует Писание и об Иове. И Исаак, благословляя сына своего Иакова, сказал: Бог же Всемогущий да благословит тебя (Быт 28, 3), чтобы ты смог совершить всю волю Его. 6. Екклезиаст учит нас: даже мельчайшая страсть истребляет всю силу добродетелей: Мертвые мухи портят и оскверняют благовонную масть (Еккл. 10,1). А в книге Иезекииля сказано: В он же день обманется праведник праведностью своей, не помяну Я его (Ср. Иез 18, 24). И апостол заметил: Малая закваска квасит все тесто (1 Кор 5, 6). Иаков сказал: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем–нибудь, тот становится виновным во всем (Иак 2,10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

    4. Искреннее покаяние состоит в том, что всякий грех представляется нашей душе как смертный яд, а потому человек старается не только побеждать искушения, но не иметь их. Святые Отцы Церкви, глубокие знатоки человеческого сердца, советуют христианам хранить, как средство избегать искушений, постоянную мысль о будущей жизни и о внушениях Божественной благодати. Внушения же Божественной благодати бесконечны; они на всех ступенях зовут нас к очищению от грехов, к восстанию от греховного сна.    Горе нам, если мы малодушно уклонимся от призывающего гласа Божия: «покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» Тогда мы услышим над собой приговор Вечной Правды: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли... когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу» (Притч. 1:24, 25, 27, 28). От такого приговора да спасет нас Господь, долготерпеливый и милосердый.    Теперь Церковь в течение всех недель, до самой св. Четыредесятницы постоянно будет раскрывать нам в своих песнопениях и молитвах, в чтении апостольском и в Евангелии убедительные доказательства необходимости неотложного покаяния. В заключение скромного моего слова, обновлю в вашей памяти слова пророка, призывающие к покаянию: «Душа согрешающая, она умрет... беззаконник же, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою» (Иез. 18:20, 27).    Покайтесь, братья и сестры, старцы и юноши, жены и мужи, и Христос с нами. Аминь! II     Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись    (Гал. 3:27)    Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Св. Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безотложную необходимость. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).    Истину этих слов Иисус Христос доказал собственным примером, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дальше Господь: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Чис. 18:24), – для обеспечения жизни левитов дается десятина, чтобы они могли служить спокойно при скинии, не занимаясь попечениями житейскими. «Я – часть ваша и удел ваш», и поэтому десятину, которая приносится Богу, Бог отдает пропитанию левитам. В книге Второзаконие говорится: «потому что нет левиту части и удела с братьями его, сам Господь есть удел его» (как говорилось: «Господь Бог твой»), и повторяется это в книге Второзаконие (Втор. 14:27, 29). Более того, в книге пророка Иезекииля, когда пророк описывает видение нового Иерусалима и Святой Земли, и расселение колен Израиля вокруг этого нового храма, Бог говорит ему: «А что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я их владение» (Иез. 44:28). После того как левиты подтвердили, что они Господни, Моисею было приказано сделать следующее, – мы помним, что всякий первенец должен был быть посвящен Господу, должен был служить при скинии, – всех первенцев Израилевых взять для службы при скинии левитов. После того была произведена перепись, и было обнаружено, что первенцев в Израиле больше чем левитов, тогда за оставшихся первенцев был внесен выкуп. Левиты должны были быть особым выделенным родом среди народа израильского. И то, что их уделом является не святая земля, а Сам Бог, – является пророчеством о Новом Завете, в котором действительно уже реально открывается то, что уделом христиан, их сокровищем, их достоянием является не какая-то земля, не какое-то государство, но Сам Бог: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). То есть, нашим новым градом и новым жительством является Церковь, которая есть Христос. По-видимому, это и нужно видеть в этом ветхозаветном установлении. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/430964/

Если интересно подробнее узнать о синергии (соработничестве) Бога и человека в деле нашего спасения, то почитайте 13е собеседование прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Совершив Искупление, Господь повелел Своим ученикам проповедовать Евангелие всем народам, всей твари: “идите, научите все народы” ( Мф.28:19 ); “идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” ( Мк.16:15 ). Бог желает спасения всем людям: “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” ( Иез.18:23 ). А спасение подразумевает веру: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:16 ). Итак, Бог призывает ко спасению всех людей, и Его призыв сопряжен с благодатным содействием. Призывающее действие Божественной благодати не ограничивается ни национальными, ни половыми, ни социальными границами. Между тем, чтобы уверовать в Истинного Бога и следовать за Христом, от человека требуется личное желание, личное волеизъявление: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф.16:24 ). Однако далеко не все склоняются к тому, чтобы уверовать. “Виновен” ли в этом Бог? — Нет. Человек может отказываться верить по разным причинам (в силу определенного воспитания, определенного душевного расположения и пр.). И почему тот-то и тот то, несмотря на Божественный призыв, не уверовал, — ответы в разных случаях будут разными. Что касается слов “Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть” ( Мф.11:27 ), на это уместно ответить следующим образом: все, что необходимо нам знать для спасения (некий условный “минимум”), Сын давно уже открыл, и его спасительное учение представлено в Священном Писании. В свою очередь Священное Писание переведено на множество языков, выдержало множество переизданий, ктому же сейчас его тексты доступны широкому читателю и в Интернет-пространстве. Книги «Вопросы и ответы»

http://azbyka.ru/vopros/bog-sam-otkryvae...

Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть“. Крест назван знамением Господа, потому что он служит победным и царским знамением Его. У евангелиста же Матфея тут прибавлено: Тогда восплачутся вся колена земная, – восплачутся от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу – Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте, восплачутся и все, которые, хотя были и христианами, но мудрствовали земная, т.е. жили не так, как требовала Христова вера (Феоф.). Мк.13:27 . И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Послет Ангелы Своя, по Евангелию Матфея, с трубою громогласною ( Мф.24:31 ). 3десь под трубой разумеется не труба в собственном смысле, а некое таинственное действие Божие, по которому Ангелы соберут всех людей для суда. Спаситель уподобляет это Свое действие гласу трубы, потому что у Иудеев обыкновенно были в употреблении трубы для созывания народа в собрания ( Лев.25:9 ; Суд.3:27 ). Апост. Павел в своих посланиях говорит о таковой же трубе ( 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 ). Соберет избранных, т.е. истинных христиан, достойных царства небесного, для наследия его (Чит. объясн. 20 ст.). Ангелы соберут всех людей не только избранных, но и творивших беззакония – сих последних, для вечного мучения в аду ( Мф.13:41–42 ). От четырех ветров, т.е. от четырех стран света: востока, запада, севера и юга. У Иудеев страны света иногда назывались четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ). От конца (края) земли до конца (края) неба, т.е. со всего земного шара, со всей вселенной ( Пс.18:1–7 ), Мк.13:28 . От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. В этих и дальнейших словах Господь подтверждает, что все, предсказанное Им о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии, непременно сбудется. Он, указав им на одну из смоковниц, которые росли во множестве по склонам горы Елеонской, сказал: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки (егда уже ветвие ее будет младо) и изращает лествие, видите (то знаете), яко близ есть жатва (что близко лето). Св. Златоуст так объясняет это место: „Господь привел в пример смоковницу для подтверждения того, что Его предсказание непременно исполнится. Ибо как необходимо быть первому, т.е. оживлению смоковницы, так равно и последнему, т.е. лету“. Мк.13:29 . Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 . Истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все это будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иер. 32:36–37 36. И нын так реч Гдь Бгъ ко град, немже ты глаголеши: преданъ бдетъ в рц цр Вавлнска мечемъ и гладомъ и моромъ. 36. И однако же ныне так говорит Господь, Бог Израилев, об этом городе, о котором вы говорите: «он предается в руки царя Вавилонскаго мечем и голодом, и моровою язвою»: 37. Се азъ собер все земл идже разсхъ во гнв моемъ, и рости моей, и в и бращ на мсто, и посажд во 37. Вот, Я соберу их из всех стран, в которыя изгнал их во гневе Моем, и в ярости Моей, и в великом негодовании, и возвращу их на место сие, и дам им безопасное житие. 36, 37. От близкого будущего пророк переходит к будущему дальнейшему, от печального к радостному. Город скоро перейдет во власть халдеев: так сказал Господь (ср. Иер. 32:28, 29 ); так объявлял народу пророк Иеремия (по переводу слав.-греч. ты глаголеши ср. Иер. 32:3, 34:2 ); так повторяли за пророком и те, которые верили в истину слов его (евр.-русск. вы говорите). Пророк не повторяет здесь, но очевидно подразумевает то, что сказал он еще в начале царствования Седекии, именно – что царь и другие жители Иерусалима и всей Иудеи будут уведены в плен. Он уверяет здесь только, что плен в чужой стране не будет безконечен. Се азъ собер … и бращ на мсто… ср. Иер. 3:18, 30:3 . Во Иер. 23:6   в надежди. Ко град... В Комплют. изд. перевода 70-ти и в тексте блаж. Феодорита, согласно с евр. текстом, прибавлено: «сему». Иер. 32:38 38. И бдтъ ми в люди, и азъ бд имъ в Бга. 38. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. 39. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. 39 . По русскому с еврейского переводу, Господь обещает дать Своему, имеющему возвратиться в отечество, народу одно сердце и один путь, – сердце, проникнутое любовию к ближнему, – путь, образ жизни, запечатленный одним неизменным страхом Божиим. Единодушное исполнение закона Божия, сущность которого заключается в словах: люби ближняго твоего, как самаго себя ( Гал. 5:14 ), водворит в человечестве согласие, мир. Слав. перевод, следующий переводу 70 толковников и согласный по смыслу с сирским пешито (см. примеч.), заключает в себе мысль, сходную со смыслом Иез. 36:26  и разъясненную в толков. Иер. 31:33, 34 , отчасти также в толков. Иер. 24:7 . Эта мысль представляется еще более подходящею к связи речи, чем смысл русского перевода. Между тем как доселе израильтяне «делали только зло пред очами» Божиими ( Иер. 32:30 ), «не хотели принять наставления» ( Иер. 32:33 ), «жили по упорству сердца своего злаго» ( Иер. 7:24 ), – в будущем Господь обновит их сердце, из упорного сделает мягким, покорным закону Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Краткое сообщение ( 3Цар.12:31 ) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13–15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились – частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове ( Иез.44:10–14 ) – нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX: μταια, Vulgata: daemonia, русский синодальный перевод передает еврейское название буквально: «козлы», но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. Ис.13:21,34:14 ). См. у проф. Ф.Г. Елеонского , «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней», Спб. 1884, с. 136–140; у А. Глаголева , «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», Киев 1900, с. 591 –595. О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16–17), говорится и в ( 3Цар.12:27–28 ), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. 3Цар.14:22–24 ) и в Иудее началось идолослужение (ср. 2Пар.12:1 ). Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 436. 2Пар.11:18 .  И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Народу было сказано: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня. Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор.4:15,12 ). По этой причине и невозможно было для народа изображать лице Божие. 15 . На каком основании в Новом завете в храмах сооружаются изображения святых апостолов и мучеников и святых угодников? До времени искупления все люди были под грехом и клятвою; посему ветхозаветные угодники и пророки не были тогда прославлены на небе, ибо не достигали обетований совершенства ( Евр.11:40 ), а только издали видели оные и радовались ( Евр.11:13 ). По этой причине в Ветхом завете, по установлению Божию, подлежали изображению и почтению только имена их, а не лица: И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов израилевых… и положи два камня сии на нарамники ефода; это камни на память сынам израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом ( Исх.28:9,12 ). На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое было на диадеме главы его. Этому уступил истребитель и этого убоялся ( Прем.18:24–25 ). Но уже к концу Ветхого завета, ближе ко времени искупления и примирения человека с Богом, Бог научил через пророка Иезекиля изображать во храме и лица человеческие ( Иез.41:19 ) Без сомнения, это были лица ветхозаветных праведников. Назначение этих изображений было то, что они, предуказывая прославление, с пришествием Сына Божия, святых угодников, приуготовляли и располагали людей к мысли о почитании их изображений. И мы видим, что в Новом завете Иисус Христос обещает Своим апостолам прославить их ( Ин.17:22 ) и иметь их в общении с собою на небе ( Ин.14:2–3 ), как Своих друзей ( Ин.15:14–15 ); а Иоанну Богослову было показано, что святые угодники действительно предстоят на небе престолу Божию прославленными ( Откр.4:1–11 ): Он прославляет их принятием в общение с Собою, облачением их в белые одежды и увенчанием золотыми венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он отклоняет от грехов, с одной стороны, притупляя пожелания, с другой — вливая надежду спасения. Так Он говорит у Иезекииля: Если вы обратитесь от всего сердца и скажете: Отец, то внимать вам буду как народу святому (Иез. 18:33). И опять говорит Он: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас (Мф. 11:28); сюда относится и дальнейшее, говоримое Господом о своем лице. Всего яснее Он приглашает к доброму через Соломона в таких словах: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! (Притч. 3:13). Потому что доброе бывает ищущим находимо и бросается оно в глаза ему (ср. Притч. 2:4; Иер. 2:24 и т. д.). И у Иеремии говорит Он о мудрости: Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу (Вар. 4:4); известно же через Логоса, благодаря которому мы блаженны и мудры. Благоразумие же и разумение заповедуются у того же самого пророка, когда он говорит: Слушай, Израиль, заповеди жизни: взимайте, чтобы уразуметь мудрость (Вар. 3:9). У Моисея Педагог по свойственному Ему человеколюбию обещает еще и награду ревностно ищущим спасения, ибо Он говорит здесь: Я введу их в землю (добрую), как я клялся отцам их, (Втор. 31:20). И далее через Исаию говорит Он: Я приведу да святую гору Мою, и обрадую их (Ис. 56:7). Есть у Него еще и другой род воспитания, ублажение. Блажен — говорит Он у Давида, — который не стоит на пути грешных. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет (через это намекнул Он и на Воскресение); и во всем, что ни делает, успеет (Пс. 1:1–3). Таковыми хочет Он иметь нас, дабы мы были блаженны. И опять, указуя на другую выравнивающую чашу весов, на правосудие, говорит Он: Не так — нечестивые (и так); но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли) (Пс. 1:4). Указав на наказуемость греха, на летучесть и ветреность его природы. Педагог подал совет не лишать себя виной права на пользование всеми преимуществами свободного человека; а, пригрозив соответственным наказанием, Он обнаружил благодатную свою благость, через то весьма искусно пригласив нас вместе с тем и к открытию красоты добра в себе самих, и к уразумению интереса свыкаться с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010