Ис.47:5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут назы­вать тебя го­с­по­жею царств. «Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств». Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка, заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии, под ударами ее нового завоевателя. «Темнота» – на языке Священного Писания, символ «несчастия и плена» ( Ис.50:10 ; Мих.7 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно, гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили титул «Царя царей» ( Ис.13:19 ; Иез.26:7 ; Дан.2 и др.). И вот теперь из положения господствующего властелина он должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плч.2:10 ; Плч.3:2 ; Мих.2:8 ). Ис.47:6–7 . Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна – это жестокость обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6 ст.), другая – непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта, очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой вавилонской башни ( Быт.11 гл.). Ис.47:6 . Я про­гневал­ся на народ Мой, уничижил наследие Мое и пред­ал их в руки твои; а ты не ока­за­ла им мило­сердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. «Я прогневался на народ Мой». Обычная библейская точка зрения на политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного гнева за измену Израиля Всевышнему ( 2Цар.24:14 ; Зах.1:15 и др.). « А ты не оказала им милосердия». Жестокое и пренебрежительное отношение вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов ( Иер.51:34 ; Пс.136:8–9 ; Плч.4:16 ; Плч.5:12 ). «На старца налагала крайне тяжкое иго». Упоминание о старце едва ли имеет здесь какое-либо конкретное значение – просто это особый прием усиления и обострения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.61:2 . проповедо­вать лето Го­с­по­дне бла­го­приятное и день мще­ния Бога нашего, утешить всех сету­ю­щих, «Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего». Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» ( Пс.84:11 ). В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как «лето благоприятное» в «день мщения» нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема – говорить антитезами. Ближайшей, определяющей параллелью к выражению «лето благоприятное» может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее ( Ис.50:2 ), а к термину «день мщения» – слова последующего контекста: «день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других ( Ин.9:39 ). Ис.61:3 . воз­вестить сету­ю­щим на Сионе, что им вместо пепла даст­ся украше­ние, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насажде­нием Го­с­по­да во славу Его. «Вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда». Проповедь Сына Божьего не будет гласом вопиющего в пустыне, а достигнет положительных результатов и даст успокоение и мир всем ее принявшим. «Вместо пепла», как символа покаяния и печали ( 2Цар.13:19 ; Ис.47:1 ; Ис.52:1–2 ), Мессия принесет сионским страдальцам диадему, украшающую голову – символ господства, достоинства и возвышения ( Ис.28:5 ; Иез.21:26 ). «Вместо плача Он даст ей елей радости», которым умащали себя древние в радостных случаях жизни... «Вместо духа унылого, почти изнемогающего, Он даст славную одежду», которая будет их постоянным украшением. «Елей радости», которым умастят себя возрожденные, и славная одежда, в которою облекутся страдальцы, будут служить видимым знаком неизреченно радостного настроения последователей Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто производит в нас сознание о грехах? Не ум и не разум, а совесть. Она знает и видит всё, что происходит в нас и что мы делаем; она доносит нам на нас же, если делаем что дурно, и мы сознаём; свидетельствует пред нами о нас же, если забываем свои поступки, и мы сознаём; судит нас, одобряя наши добрые дела и наказывая за худые, и мы сознаём. Случается, и нередко, что совесть темнеет от нашего мрака греховного, слепнет от нашей плотской нечистоты, дремлет и спит от нашего нерадения и беспечности. Что поможет нам тогда сознать свои грехи? У Господа, Который не хощет смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти ( Иез.33:11 ), есть много, очень много средств к пробуждению совести. Не говорю о слове Божием, которое своим светом озаряет мрак её, – о скорбях и болезнях, которые очищают её от наших нечистот, – о несчастиях и бедствиях, которые приводят её в бодрость и деятельность, – о сокровенных действиях благодати на душу грешника, – скажу о настоящем посте: не действует ли он на пробуждение совести, предписывая нашему чувственному человеку самое строгое воздержание в пище и питии? Не говорит ли мне и тебе, возлюбленный собрат: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф.5:14 )? Говорит, и говорит постоянно и непрерывно в течение всего святого поста. Имеяй уши слышати, да слышит ( Мф.13:9 ). Когда совесть пробуждается от греховного усыпления и входит в свои права, тогда развёртывает пред нашим мысленным взором несколько записей. В одной записаны грехи, оскорбляющие величие и благость Божию; в другой, притеснения и обиды всякого рода противу ближнего; в третьей, грехи, растлевающие нашу душу и тело; в четвёртой, опущенные добрые дела; в пятой, нечистые добрые дела, и так далее. Что скажет грешник, прочитав две, три статьи своих преступлений? Скажет ли, что невиновен? Совесть, как молния, внезапным грозным светом озарит мрак души его, и обличит всё до малейших нечистот, помыслов и желаний. Хочет ли, или не хочет, а принужден будет сказать: виноват: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Пс.50:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Ос.12:7 . Ханаан в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби. Ос.12:8 . И рече Ефрем: обаче обогатех, обретох прохлаждение себе. Ханааном называет Пророк Ефрема. Так и блаженному Иезекиилю повелено было сказать Иерусалиму: «корень твой и бытие твое от земли Хананейски: отец твой Аммореанин, и мати твоя Хеттеаныня» ( Иез.16:3 ); потому что, кому поревновали в нечестии, от тех заимствовали и название свое. Поэтому ты, Ефрем, подражая лукавству Ханаана, приобрел неправедные мерила ума; потому что презираешь справедливость, желаешь несправедливого владычества, высоко думаешь о богатстве, и в высокомерии себе приписываешь собрание оного. Должно же знать, что о неправедном мериле упоминает и блаженный Давид, говоря: «лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». И последующие за сим слова согласны с тем, что сказано о Ефреме: не уповайте на неправду и на восхищение не желайте: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» ( Пс.61:10–11 ). Сказанное у Давида и у Пророка истекло от единого Духа, и самые последние слова у Давида: «яко Ты воздаси комуждо по делом» ( Пс.61:13 ), согласны с прибавленным здесь: Вси труды его не обращутся ему ради неправд, имиже согреши; потому что лишен будет обилия благ, подвергшись справедливому наказанию за беззаконие. Ос.12:9 . Аз же Господь Бог твой, изведох тя из земли Египетски: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника. Поскольку, избавленный от египетского рабства, благодеяние сие предал ты забвению, то снова будешь жить в кущах, переселенный в чуждую землю, и воспомянешь о тех кущах, которые устроил, веселясь во время праздников и с торжеством совершая память пребывания в пустыне. Говорит же здесь Пророк о празднике кущей. Ос.12:10 . И глаголах ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся. Но ты справедливо несешь это наказание; потому что, прияв от Пророков предречения об оном, не убоялся, и не захотел переменить своих мыслей, хотя предсказания сии выражены были не словами только, но и льдами. Ибо таковы были и предречения богомудрого Осии; по Божию повелению поял он, то жену блужения, то любодейцу, представляя в себе образ Бога всяческих, и обличая беззакония народа. А сверх сего Бог дает сим разуметь, что различные употреблял откровения, показуя не естество Свое (оно невидимо), но сообразуя созерцаемое с потребностью; потому что не всем являлся одинаково, но иначе Даниилу, иначе Иезекиилю, иным образом Исаии, и иным Михею; и прежде сего различно являлся Моисею и Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Ответ». Если апостол заповедует «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Фес.3:6 ), то как вы сами по себе не благорассудили? Итак, если они будут воздерживаться от греховной привычки, подвергшись и надлежащей епитимий, то могут быть принимаемы. Впрочем, надобно наблюдать, кто те, которых вы называете «встречающимися», – еретики ли они, или явно предосудительные по жизни? О таких говорит апостол: «называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем», и пр., «с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ). «Вопрос 9». О пресвитерах, вкушавших пищу вместе с еретиками однажды или дважды, но не вступавших в общение с ними, или не подписавшихся, или не служивших вместе с ними: можно ли допускать таких к общей трапезе и псалмопению, с печатью благословения, или без печати? «Ответ». Относительно таких надобно наблюдать: священники, вкушавшие пищу, со священниками ли еретиками, или с таковыми мирянами вкушали пищу, и с известными ли или православно мыслящими, но имеющими общение с еретиками? В случае священных лиц суд строже. Но тех и других, по надлежащем раскаянии, можно допускать к общению и в соли, и в молитвах, и в печати. «Вопрос 10». О мирянах, подписавшихся под ересью и имеющих общение с нею: можно ли с такими мирянами православным мирянам вместе вкушать пищу? «Ответ». Безразличие – причина зол. «Не указывают различия между чистым и нечистым», – говорится в Писании ( Иез.22:26 ). Поэтому, если православные имеют ревность, то им не следует допускать таких до вкушения пищи вместе, пока они наперед не подвергнутся епитимий за нечестивую подпись и не откажутся от общения с еретиками. Но так как некоторые оскверняются общением с еретиками по стеснительным обстоятельствам, избегая опасностей, то можно допускать их до вкушения пищи вместе, если они исповедуют, что делали это случайно, и раскаиваются. Впрочем, и тогда не безразлично со всеми, а с некоторыми соответствующими условиями, принося и тем, и другим пользу, а не вред душевный.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives//Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана). Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4). Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12). Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост.

http://pravenc.ru/text/189763.html

г) к воровству: Ахан сказал Иисусу: я согрешил пред Господом: между добычею увидал я одну прекрасную сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота, весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это. И побили его все израильтяне камнями ( Нав.7:20–21 ); д) к убийству: Сын мой! Если будут склонять тебя, не соглашайся, если будут говорить: иди с нами, сделаем засаду для убийства, наберем всякого драгоценного имущества, пополним дома наши добычею, сын мой! не ходи в путь с ними ( Притч.1:10,13 ). Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь ( Иез.22:12 ); е) к расстройству и бедности: Корыстолюбивый расстроит дом свой ( Притч.15:27 ). Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета постигнет его ( Притч.28:22 ); ж) к погибели: Желающие обогащаться впадают в искушение и сеть, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1Тим.6:9 ). Верующие должны а) беречься корыстолюбия: Блуд и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ); б) умерщвлять в себе корыстолюбие: Умертвите земные члены ваши: блуд… любостяжание ( Кол.3:5 ); в) избегать тех, которые преданы любостяжанию: Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ); г) молиться об избавлении от корыстолюбия: Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти ( Пс.118:36 ). Любостяжательный не останется без наказания: Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным ( Притч.28:20 ). Наказание за любостяжание: Кто алчет чужого добра, оно отнимает жизнь у завладевшего им ( Притч.1:19 ). За грех корыстолюбия народа Моего Я гневался и поражал его, скрывал и негодовал ( Ис.57:17 ). Домы Израиля перейдут к другим, равно поля и жены; потому что Я простру руку Мою на обитателей сей земли, говорит Господь. Ибо от малого до большого каждый из них предан корысти ( Иер.6:12–13 ). Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавели, и ржавчина и будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни ( Иак.5:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иер.1:9 . Простре руку Свою, и прикоснеся устом моим, и рече Господь ко мне: се, дах словеса Моя во уста твоя. Сказует же Пророк, какие это были словеса. Иер.1:10 . Се, поставих тя днесь над языки и над царствы, да искорениши, и разориши, и расточиши, и разрушиши, и паки созиждеши, и насадиши. Ибо Иеремия предвозвестил не только плен Иудеев, но и освобождение дарованное Киром. Предвозвестил и другим многим народам, не только всякого рода бедствия, но и спасение, дарованное вочеловечением Владыки Христа. Поэтому сказанное: «искорениши, и разрушиши» означает прискорбное; а «созиждеши, и насадиши» – противоположное тому. После сего Бог показывает Пророку ( Иер.1:11 ) «жезл ореховый», или, по сирскому и еврейскому чтению, миндальный, ибо таким наименован жезл в том и другом чтении. И когда Пророк был спрошен, отвечал, что он видел; Владыка сказал ему: Иер.1:12 . Благо видел еси, понеже бдех Аз над словесы Моими, еже сотворити я. Называет же «бдением» Свою готовность к наказанию, а сном – долготерпение. Ибо блаженный Давид говорит: «востани, Вскую спиши Господи» ( Пс.43:24 )? И еще: и «воста яко спя, Господь» ( Пс.77:65 ). Миндальный жезл дает разуметь скорость наказания; потому что миндальное дерево цветет ранее других деревьев. А по переводу семидесяти должно понимать это так: плод орешника имеет горькую и твердую скорлупу, и ею покрыто удобоснедное; так и наказание имеет в себе, по видимости, нечто неприятное и скорбное, но по последствиям полезное. Потом Бог показывает Пророку ( Иер.1:13 ) «коноб поджигаемый, и лице его от лица севера». И «конобом» называет Иерусалим, а огнем царя вавилонского. Ибо его именует пришедшим от «севера», потому что Вавилон находится к северу от Иерусалима. И богомудрый Иезекииль именует Иерусалим «конобом», а жителей его- «мясами» ( Иез.11:3 ). Потом Бог яснее выражает Пророку сказанное приточно; ибо говорит: Иер.1:15 . Се, Аз созову вся царства царей земных от севера, глаголет Господь; и приидут и поставят кийждо престол свой в преддвериях врат Иерусалимских, и на всех стенах его, и на всех градех Иудиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1 талант золото 1 талант серебро 33,510 кг золото По-еврейски называется мане, мана, т.е. «часть», «доля». Вес каждой мины определяется в 100 сиклей – в 3Цар.10:16 и 2Пар.9:16 говорится, что каждый из золотых щитов, сделанных Соломоном для дома дубравы ливанской, весил три мины, или, что то же, 300 сиклей. При этом в позднейшее время истории у евреев были в употреблении также меры в 15, 20, 25 (ср. Иез.45:12 ) и в 50 сиклей, называвшиеся в народном употреблении также минами; последняя мера, т.е. мина в 50 сиклей, употреблявшаяся также у вавилонян, была особенно распространена у евреев (см. «Библ. археологию» И. Троицкого ). серебро 558,5 г 1 сикль золото По-еврейски называется шекель, т.е. «вес». Согласно БЭБ, сикль разделялся на две беки или полусикля (20 гер), а впоследствии и на трети и на четверти (см. также: И. Троицкий «Библ. археология»). 1 сикль серебро 11,17 г 1 бека (полусикль) серебро Согласно БЭБ и «Библ. археологии» И. Троицкого, бека равнялась 10 герам или одному полусиклю. 5,59 г. серебро 1 литра серебро Согласно данным БЭБ, греч. слово литра соответствует лат. либра : это рим. единица веса. ­­ 327,45 г 1 кесита (агнец) Неизвестно, что разумеется под названием кесита, но судя по тому, что у 70 греческих толковников и в Вульгате слово это переведено словом «ягненок», можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес, отмечает проф. А.П. Лопухин . Монеты, упоминаемые в Новозаветное время Сребренник серебро Ходячей иудейской монетой в новозаветное время был сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. Драхма серебро Основная денежная единица драхма – серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000ю часть аттического таланта, 100ю часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма – 4,37 г серебра, эгинская – 6,3 г. В разное время вес монеты и ее цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно.

http://azbyka.ru/shemy/biblejskie-mery.s...

Относясь с пастырской заботой, ответственностью и любовью к людям с гомосексуальными наклонностями, как ко всем чадам Болгарской Православной Церкви и всему болгарскому народу, мы решительно противопоставляем себя попыткам представить и навязать греховную тенденцию в качестве нормы нашего общества, в качестве повода для гордости и примера для подражания. Возносим сердечную молитву ко всеблагому Богу, Который не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился от пути своего и жив был (см.: Иез. 33: 11), да даст Он покаяние и вразумление всем, да простит им согрешения и спасет их по Своей великой милости и человеколюбию. Аминь! С любовью и озабоченностью, + НЕОФИТ, Патриарх Болгарский Рейтинг: 9.9 Голосов: 972 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Нана, Тбилиси 20 июня 2016, 23:04 Укрепи Господи, болгарский народ, во главе с его духовным отцом Святейшим Патриархом Болгарским Неофитом в этой неравной борьбе за духовное здоровье болгарского народа! Иоанна, г. София 19 июня 2016, 00:52 В сущности, " парад " был вечером, уже - на Троицу. Это уже девятый по счету и все - в аккурат к большим христианским праздникам. Irakli 18 июня 2016, 12:49 Одной проповедью невозможно помочь - нужна альтернатива! Католикос-патриарх всея Грузии, Илья II, 17 марта, в день ЛГБТ назначил " День семьи и семейного единства " . Весь город Тбилиси отмечает этот день, и подпольным попечителям ЛГБТ-цев остается прикусив губы наблюдать за всенародным шествием! Ксения 18 июня 2016, 09:21 Какие замечательные слова, сами в душу льются. Но когда мы научимся слушать их и запоминать и передавать из поколения в поколение. Все просто и доступно. Но наше поврежденное грехом существо продолжает искать чего то своего, обманываясь в ложных истинах. Вот только потом наступает час прозрения или расплаты, только тогда доходит до нас, что мы шли путем, который мог привести нас к погибели. И Слава Богу что мы успеваем покаяться в своих грехах. Простите что не так, это из личного. Храни Вас БОГ! Сергей Максимов 18 июня 2016, 06:31

http://pravoslavie.ru/94404.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010