Иез.2:2 .  И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и по­ставил меня на ноги мои, и я слы­шал Говорящего мне. Так как пророк сам не может встать от ужаса и оцепенения, то его поднимает «дух», неопределяемый ничем ближе (даже без члена: пророк говорит явно с некоторою неопределенностью); так, Иезекииль везде называет какое-то сверхъестественное воздействие на себя силы Божией, которое он должен был особенно ясно ощущать ( «вошел в меня, дух») и которое посещало его только в некоторые моменты видений, то укрепляя изнемогающую, под величием последних, его слабую человеческую природу, как здесь и Иез.3.24 , то перенося на место видений и обратно с него: Иез.8:3, 11:1, 24, 3:12, 14, 37 (LXX между «вошел в меня» и «поставил» вставляют «и взя мя и воздвиже мя» д. б. по Иез.3.14 , но там явно не такое же действие духа, а близкое к Иез.8.3 ). Недосказанность отсылает к Иез.1.12 , где разумеется Дух Святой. Иез.2:3 .  И Он сказал мне: сын человеческий! Я по­сылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые воз­мутились про­тив Меня; они и отцы их измен­ники пре­до­ Мною до сего самого дня. Когда вышний голос ласково ободрил пророка, и он успокоился от первого испуга перед явлением, он призывается быть пророком («посылаю» уже у Исаи технический термин; Ис.6:8 ) Израиля (вместо «сынам» LXX читали близкое по начертанию «дом»: беней-бет), который к сожалению едва уже достоин называться этим высоким именем «богоборца», а скорее упорно не послушными язычниками («людям»; евр. «гоим», ко времени Иезекииля должно было стать нравственно-религиозным термином вместо прежнего этнологического смысла, почему может быть LXX-ю намеренно опущено). Впрочем, Израиль, с самого начала существования («отцы» здесь в самом широком смысле) и до сего самого дня не отличался верностью: по Иезекиилю в отличие, например, от Иеремии ( Иер 2.2 ). Израиль испорчен до своих первоисточников ( Иез.16.3 ). Иез.2:4 .  И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я по­сылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Го­с­по­дь Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.24:23 .  и по­вязки ваши будут на головах ваших, и обувь ваша на ногах ваших; не будете сето­вать и плакать, но будете истая­вать от грехов ваших и воз­дыхать друг перед­ другом. Иез.24:22–23 ­­ 16–17. См там. Разница слав. с рус.: вместо: «повязки…» – «власи ваши на главах ваших» – не будут стричься; иначе слав. в 17 ст. Иез.24:24 .  И будет для вас Иезекииль знаме­нием: все, что он делал, и вы будете делать; и когда это сбудет­ся, узнаете, что Я Го­с­по­дь Бог. Второй и последний раз в книге названо имя пророка. Важность момента. Слав. «чудо» неточно вместо «знамение». Иез.24:25 .  А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украше­ние славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, – «Украшение славы» и т. д. – храм; ср. ст. 21. В слав. точнее 4 эпитета. Иез.24:26 .  в тот день при­дет к тебе спасшийся оттуда, чтобы подать весть в уши твои. «Спасшийся». Страшная недоговорка; ср Иез.14.22 . «В уши твои». То, что Бог говорил до сих пор уму и духу пророка, услышит он тогда телесными ушами. Исполнилось через 1,5 года ( Иез.33.21 ), если предсказано было в день ст. 1. Иез.24:27 .  В тот день при этом спасшемся откроют­ся уста твои, и ты будешь говорить, и не останешься уже безмолвным, и будешь знаме­нием для них, и узнают, что Я Го­с­по­дь. Известие о падении Иерусалима прекратило наложенное свыше на пророка периодическое онемение ( Иез.3.26–27 ), как лишнее теперь уже: сопленники пророка благодаря этому известию стали более чутки к его речам, да и речи его стали приятнее для них, утешительными; начался светлый во всех отношениях период деятельности пророка, когда он стал, благодаря так точно исполнившимся его пророчествам, признанным пророком, когда к голосу его стали прислушиваться и он стал благодаря этому знамением Божиим, «чудом» (слав. пер.) для народа ( Зах 3.8 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.3:21 .  Если же ты будешь вра­зу­млять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, по­тому что был вра­зу­млен, и ты спас душу твою. Стих не выдерживает параллелизма с 19 в такой степени, как 20 с 18. Даны следующие возможности: а) пророк не вразумляет, и согрешающий (беззаконник или праведник) погибает; b) пророк вразумляет, но его не слушают; с) пророк вразумляет и его слушают; по отношению к грешнику допускаются а и b, по отношению к праведнику а и с, понятно, почему. – «То и он жив будет… и ты спас душу свою». «Ты приобрел сразу две жизни: себе и ему» (блаж. Феодорит). «И себя, и нас спасаете, когда оставляете беззаконие; и себя, и вас спасаем, когда не молчим о том, что нехорошо» (св. Григорий Двоеслов) . Иез.3:22 .  И была на мне там рука Го­с­по­да, и Он сказал мне: встань и выйди в по­ле, и Я буду говорить там с тобою. Иез.3:23 .  И встал я, и вышел в по­ле; и вот, там стояла слава Го­с­по­дня, как слава, которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице свое. Повторение Ховарского видения, столь величественного и исключительного через такой короткий промежуток времени (сейчас или очень скоро после откровения Иез.3.16 , как показывает отсутствие даты в 22 ст. при наличности ее в 16; во всяком случае менее года; ср. 1, 2, и Иез.8.1 ) могло быть вызвано продолжающейся нерешительностью пророка начать свое служение в виду основательно ожидаемой им бесплодности его. Несправедливо предполагают, что после откровения Иез.3.16 и д. пророк начал свою проповедь, но вынужден был замолчать, почему в Иез.3.25–27 ему дается новая программа; если б это было, почему бы и не сказать об этом и оставлять между 21 и 22 ст. «зияющую дыру» (Бертолет). Если для разъяснения некоторых недоумений, порожденных в пророке призывною речью, достаточно было внутреннего откровения ( Иез.3.16–21 ), то для фактического введения пророка в его служение и для сообщения ему подробной и точной инструкции для деятельности нужно было внешнее откровение, новое явление Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обращаясь к Иезекиилю, Бог через него обличает его современников, не желающих слушать обвинения в свой адрес: «...ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат...» Господь повелевает Иезекиилю собрать все необходимое и для вразумления людей на глазах у них переселиться «в другое место». Пророк, к-рого Бог «поставил... знамением дому Израилеву», должен вынести свои вещи через проломанное в стене отверстие и закрыть свое лицо, «чтобы не видеть земли» (Иез 12. 1-6). По приказанию Бога он объясняет народу символический смысл своего действия: «...что делаю я, то будет с ними,- в переселение, в плен пойдут они»; подобно Иезекиилю, начальствующий в Иерусалиме «впотьмах поднимет ношу на плечо и выйдет» из города через проломанную стену; он так же, как пророк, закроет свое лицо, «так что не увидит глазами земли сей». Бог отведет его в Вавилон, где он и умрет, и рассеет «споборников его и все войско его» по всем ветрам (Иез 12. 8-14). Это пророчество также сопровождается обещанием сохранить небольшую часть переселенцев «от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях...» (Иез 12. 16). Господь повелевает Иезекиилю есть хлеб «с трепетом» и пить воду «с дрожанием и печалью»; так и жители Иерусалима «хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии», поскольку за грехи людей земля будет лишена «всего изобилия своего», города будут разорены, а страна превращена в пустыню (Иез 12. 17-20). Бог обличает неверие израильтян в исполнение пророчеств, выражаемое поговоркой: «Много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет». Он обещает непреложно исполнить все, что было предсказано: «...ни одно предвещание не будет ложным в доме Израилевом» (Иез 12. 21, 24). Тщетна надежда тех людей, к-рые полагают, что мн. пророчества говорят «об отдаленных временах»: ни одно из слов Божиих «уже не будет отсрочено» (Иез 12. 26-28). Иезекииль обращается к народу со словами обличения ложных «пророков Израилевых». Он возвещает «горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели». Бог накажет их за то, что они ссылаются на Него, говоря народу собственные измышления. Лжепророки обещают Иерусалиму «видения мира», однако Господь обратит на них Свою ярость и предаст город на разрушение (Иез 13. 1-16). Точно так же будут наказаны и женщины, пророчествующие «от собственного своего сердца» и использующие «чародейные мешочки» и покрывала, «чтобы уловлять души». Бог вырвет у них пойманные ими души, отпустит их на свободу и избавит Свой народ от ложных пророчеств (Иез 13. 17-23).

http://pravenc.ru/text/293579.html

Иез.23:35 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня, то и терпи за беззаконие твое и за блудодей­с­т­во твое. «И отвратилась от Меня». Слав. и Вульгата точнее и сильнее: «и отвергла мене назад тела твоего». Иез.23:36 .  И сказал мне Го­с­по­дь: сын человеческий! хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; Начинается, как показывает выражение: «хочешь ли судить» (ср. Иез.20.4 ), новый отдел речи, в котором пророк возвращается к изображению вины (а также и кары – начиная с 45 ст.) двух сестер (после того, как была описана и вина их, и кара за нее) с целью сделать некоторые добавления к сказанному об этом и сообщить подробности, которые там мешали бы цельности картины. «Оголу». «Обстоятельство, что Огола уже погибла и ее нет, не мешает суду пророка над ней, так как для пророчества время, как и место, не составляет границ; с Ховара пророк судит Иерусалим» (Сменд). Иез.23:37 .  ибо они пре­любо­дей­с­т­во­вали, и кровь на руках их, и с идолами сво­ими пре­любо­дей­с­т­во­вали, и сыновей сво­их, которых родили Мне, через огонь про­водили в пищу им. «Прелюбодействовали». Далее объясняется, что это они делали «с идолами» (служили им). «Кровь на руках их». Тоже объясняется далее, какая кровь принесенных в жертву идолам «сыновей». «Которых родили мне». В Иез.16.20 прямо «родила». Замечательный взгляд на завет Божиий с народом, благодаря которому все плотские дети уже актом рождения (отсюда и обрезание) становятся детьми Божиими. Тем преступнее принесение их в жертву идолам. – «Через огонь проводили» – Иез.16.20 ; ср. Иер 7.31 . Иез.23:38 .  Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои; См. Иез.22.8 (через «святилище» здесь переведено тоже евр. слово, какое там «святыни»). – «В тот же день». Это замечание является совершенно непонятным без того объяснения, какое дается ему в следующем стихе; поэтому и на основании того, что его нет в большинстве рукописей LXX, полагают, что оно проникло сюда из 39 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.26:18 .  Ныне, в день паде­ния твоего, содрогнулись острова; острова на море при­ведены в смяте­ние по­гибелью твоею. «Содрогнулись» уже не от страха пред Тиром, а от ужаса о его падении, напомнившем им и о их бессилии. – «Острова», может быть, берега. «Острова». Как показывает пояснение «на море», – острова в собственном смысле; тем более, что в евр. первое имеет необычное, арамейское окончание множественного числа (на нун вместо мем). – «Погибелью твоею», слав. точнее: «от исхода твоего». Иез.26:19 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь Бог: когда Я сделаю тебя городом опустелым, подобным городам необитаемым, когда подниму на тебя пучину, и по­кроют тебя большие воды; Дается опять, в заключение речи, прямое предсказание о гибели Тира, причем усиливается прежняя мысль (ст. 14), что гибель его будет окончательная. Здесь уже ясно дается понять, что прежде окончательной гибели Тир потеряет прежнее могущество и будет влачить жалкое существование, что и было результатом осады Навуходоносора. Окончательная гибель Тира представляется здесь уже прямо делом моря, как в ст. 4 она только сравнивалась с потоплением в море: море не могло быть равнодушно к нечестию и гордости Тира, обязанного ему всем, и, подобно земле, не сносящей большого нечестия, имело потопить его, придя своими наводнениями и колебаниями от землетрясения (см. объясн. ст. 3) на помощь завоевателям. – «Пучина», евр. тегом ( Быт 1.2 ) – глубина моря, рассматриваемая, как первое море, питающее верхнее или просто море. Иез.26:20 .  тогда низведу тебя с отходящими в могилу к народу давно быв­шему, и по­мещу тебя в пре­исподних земли, в пустынях вечных, с отшедшими в могилу, чтобы ты не был более населен; и явлю Я славу на земле живых. От стиха веет загробным духом, холодом могилы и ада. – «С отходящими в могилу». Не прямо: «низведу в могилу», ибо речь о городе в его целости, с зданиями и т. п. – «Могила» евр. бор. соб. яка; слав. «пропасть»; Вульг. lacus (озеро). См. Ис 14.15 . – «К народу, давно бывшему», слав. точнее: «людем века», т. е. к давно исчезнувшим с земли народам, напр., рефаимам и др. исполинам; ср. Иез.28.8 и д. – «В преисподних земли», букв. – в глубинах земных: царство мрака для наглядности представляется в недрах земли, как совокупность всех могил. – «В пустынях вечных», слав точнее: «яко пустыню вечную». Место Тира не будет отличаться от никогда не заселявшихся пустошей. – «И явлю Я славу в земле живых». В то время, как Тир будет в подземном мире, Бог на земле, в мире, представляющем с живущими людьми противоположность мертвому загробному миру, частнее – в земле Израилевой, как лучшей из всех ( Иез.39.21 ; Иез.20.6 ), совершит нечто славное, устроит царство славы Своей, основанию которого Тир как бы мешал своим существованием ( Иез.38.16 ). Но, согласнее с контекстом, чтение LXX: «ниже восстанеши на земли живота»; – другая, мягче судьба Египта: Иез.29.13 и д. Ис 19.18 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7). Проходя мимо нее, Бог «покрыл наготу» ее и вступил с ней в союз: Он «дал... на голову» ее «прекрасный венец», и слава ее «пронеслась по народам» (Иез 16. 8-14). Вместо верности облагодетельствовавшему ее Богу «дщерь Иерусалима» «стала блудить и расточала блудодейство... на всякого мимоходящего, отдаваясь ему». Все, что было подарено ей Богом - украшения, платья, пищу и елей,- она использовала для идолослужения и блудодейства, а рожденных Богу сыновей и дочерей она «приносила в жертву на снедение» идолам (Иез 16. 16-21). «Дщерь Иерусалима» отвергала подарки тех, с кем она блудила, потому Бог сравнивает ее с прелюбодейной женой, «принимающей вместо своего мужа чужих» (Иез 16. 31-32) - сыновей Египта, Ассура, Ханаана и Халдеи (Иез 16. 26-29). Иезекииль изрекает приговор неверной «дщери Иерусалима»: за все грехи Бог предаст неверную «кровавой ярости и ревности», ее дома «сожгут... огнем», а саму ее «побьют... камнями, и разрубят... мечами» (Иез 16. 38-42). В идолослужении «дщерь Иерусалима» уподобилась своим сродникам - матери Хеттеянке, отцу Аморрею, сестре Самарии и сестре Содоме, однако и их она смогла превзойти в нечестии (Иез 16. 44-52). Наказав нарушившую клятву верности «дщерь Иерусалима» и опозорив ее перед всеми окружающими народами, Бог вспомнит заключенный некогда союз с ней и восстановит с ней «вечный союз». Он простит ей все, что она делала, когда она вспомнит о своих преступлениях; несмотря на прощение и возобновление союза, впредь ей невозможно будет «и рта открыть от стыда» (Иез 16. 60-63). Предстоящие Израилю бедствия Иезекииль изображает с помощью загадки и притчи. Могучий орел прилетел на Ливан, «снял с кедра верхушку» и отнес «верхний из молодых побегов его» в один из торговых городов Ханаана. Затем он взял побег «от семени этой земли» и посадил его на поле рядом с источником воды; из этого семени выросла виноградная лоза с многочисленными отростками и ветвями. Когда появился др. могучий орел, лоза «потянулась к нему своими корнями», чтобы он поливал ее, хотя она была посажена на хорошем поле и имела все возможности для того, чтобы пускать побеги и приносить плоды.

http://pravenc.ru/text/293579.html

«Уменьшил назначенное тебе» – пределы обетованной земли, как супруг кажется имел право ограничивать неверную жену в средствах содержания ( Исх 21.10 ); слав. иначе: «и отвергу законы твоя», языческие обряды. – «Дочерям Филистимским». 5 городов Филистимского пентаполиса. Филистимское угнетение в конце периода судей, а не частные факты вроде Ам 1.6 и далее. Ирония: искала мужчин, попала в руки женщин. – «Устыдились». Верные язычники не могли понять неверности Иегове со стороны Израиля или вообще язычники оказывались иногда нравственно выше и чище Израиля; ср. Иез.3.7 ; Иез.5.6 ; Ам 3.9 . Иез.16:28 .  И блудила ты с сынами Ассура и не насытилась; блудила с ними, но тем не удоволь­ствовалась; Вразумление не имело действия. Союз с Ассирией, сопровождавшийся увлечением ее идолослужением, начался с Ахаза, и должно быть симпатии к этим восточным монархиям побудили Иосию так неудачно выступить против Нехао; ср. Иер 2.18, 36 . Настойчиво указывается ненасытность идолослужения у Израиля. Иез.16:29 .  и умножила блудодеяния твои в земле Ханаанской до Халдеи, но и тем не удоволь­ствовалась. «В земле Ханаанской до Халдеи» – точнее слав.: «ко земли Хананейстей, Халдейстей». Так как после указания на ассирийское идолослужение историческая последовательность не позволяет ждать речи о ханаанском идолослужении, а только о халдейском, то «ханаанская» здесь эпитет к Халдее, приложенный к ней не за безнравственность ее, как думают некоторые, а за торговлю: ср. Иез.17.4 ; Соф 1.11 . На халдейское идолослужение в Иудее указывает Иез.8.9 (культ Фаммуза) и должно быть Иер 44.11 (служение «царице небесной» по – евр. «мелекет» – Мелитта; ср. 4Цар 23.5 ); по существу, халдейское идолослужение мало разнится от ассирийского. Иез.16:30 .  Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Го­с­по­дь Бог, когда ты все это делала, как необуздан­ная блудница! «Как истомлено должно быть сердце твое». Слав.: «что сотворю сердцу твоему». Греч.: «как вступлю в завете дочерью твоею». «Как необузданная блудница». Слав.: «блудницы продрзыя; и соблудила еси трегубо в дщерех твоих»; второе предложение является другим переводом (дуплетом) того же евр. слова, которое сначала переведено «продерзыя».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неск. человек «из старейшин Израилевых» пришли к пророку, которому Бог открыл, что они допустили «идолов своих в сердце свое». Иезекииль говорит, что Бог Израилев даже через пророка не даст ответа идолопоклоннику, если он не отвратится от своего нечестия (Иез 14. 1-8). Если же «пророк допустит обольстить себя» и будет говорить так, как будто Господь «научил этого пророка», то он будет «истреблен» Богом «из народа» (Иез 14. 9-10). Иерусалиму предстоят 4 «тяжкие казни»: меч, голод, лютые звери и моровая язва. Они будут посланы Богом, чтобы «истребить в нем людей и скот». Те, кто переживут эти казни, станут переселенцами и расскажут о том, что случилось с городом (Иез 14. 21-23). Ничто уже не может спасти Иерусалим: даже если бы в земле, отступившей от Бога, нашлись такие 3 праведника, как Ной, Даниил и Иов, то они могли бы спастись только сами, а «земля... сделалась бы пустынею». Они не смогли бы избавить от заслуженного наказания ни своих сыновей, ни дочерей, но «праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез 14. 12-19). Бог, обращаясь к Иезекиилю, сравнивает Иерусалим с бесполезным «деревом виноградной лозы», к-рая в отличие от др. деревьев не может быть использована в хозяйстве - она «отдается огню на съедение». Даже будучи еще целой, виноградная лоза ни на что не годна; тем более когда она уже наполовину обгорела, она совершенно бесполезна и должна быть снова брошена в огонь. Подобно «дереву виноградной лозы», и Иерусалим вместе с жителями будет отдан «огню на съедение». За то, что люди поступали вероломно, вся земля станет пустыней (Иез 15. 1-8). Пророк описывает отношения Бога со Своим народом с помощью аллегорической притчи. Он обращается к символизирующей этот народ «дщери Иерусалима» как к брошенной сироте: «...при рождении твоем, в день, когда ты родилась... водою ты не была омыта для очищения... и пеленами не повита» (Иез 16. 4). Сирота смогла вырасти только благодаря тому, что Бог сжалился над ней: она «стала большая и достигла превосходной красоты» (Иез 16.

http://pravenc.ru/text/293579.html

пер. Слав. «воеводы» – военные начальники в отличие от «старейшин», как гражданских, или военные губернаторы, генерал-губернаторы от просто губернаторов. Вульг. magistratus – ниже, чем principes. – «Красивым юношам» – для большей близости сравнения, так как молодостью больше увлекается женщина; посему Вульгата удачно: juvenes cupidinis; в дальнейшем смысле: юношески бодрые и отважные. – «Всадникам», которые тем более импонировали израильтянам, что они никогда не имели хорошей конницы. – «Ездящим на конях» – плеоназм, или: всадники в собственном смысле в отличие напр. от ездоков на военных колесницах. Иез.23:7 .  и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни при­стращалась; «Оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась». Не только в случае с ассириянами, но и вообще политические союзы всегда влекли за собою увлечение чужеземными культами. Ассирийскому влиянию северное царство обязано было культом Кевана и Саккута ( Ам 5.26 ), как и вообще служением воинству небесному ( 4Цар 17.16 ). Иез.23:8 .  не пере­ставала блудить и с Египтянами, по­тому что они с нею спали в молодости ее и растлевали дев­с­т­вен­ные сосцы ее, и изливали на нее по­хоть свою. Золотые тельцы Иеровоама, культ которых упорно держался до падения северного царства, были египетского происхождения и тот факт, что Иеровоаму так легко было ввести и широко распространить их, показывает, насколько глубоко коренилась в народной душе склонность к египетскому идолослужению. Кроме того здесь имеются в виду союзы с египетскими фараонами, напр. Осии с Шу (Шабаком. 4Цар 17.4 ; ср. Ос 7.11, 12.1 ). Иез.23:9 .  За то Я и отдал ее в руки любо­вников ее, в руки сынов Ассура, к которым она при­страстилась. В том, что Израильское царство уничтожено именно Ассирией, которую так оно любило, сказалась как бы Божественная ирония (ср. Иез.6.11 ); «вместе с тем это показывает, какого мнения была Ассирия о Самарии» (Берт.). Иез.23:10 .  Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. И она сделалась по­зором между женщинами, когда совершили над нею казнь. «Они открыли наготу ее» – Иез.16.37 . Может быть имеется в виду, что Самария была разрушена до основания ( 4Цар 17 ). – «Взяли сыновей и дочерей ее» – жителей в плен. – «А ее убили мечом». Уничтожили царство. – «И она сделалась позором между женщинами», т. е. окрестными народами. Иез.23:11 .  Сестра ее, Оголива, видела это, и еще раз­вращен­нее была в любви своей, и блуже­ние ее пре­взошло блуже­ние сестры ее. Поведению Оголивы, изображение которого начинается с этого стиха, пророк отводит больше места (до 35 ст.), так как она ближе лежала к сердцу его, так что и судьба Оголы служит у него как будто только к тому, чтобы пролить более света на поведение Оголивы, показать, что она была хуже той, тогда как ужасная судьба той должна была бы предостеречь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010