Деятельность лжепророков постоянно называется в числе причин, из-за которых погибают Израильское и Иудейское царства. «Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Иез. 13:17-19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер. 28:1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер. 29:20), Шемаия Нехеламитянин (Иер. 29:31); Седекия, сын Хеноанны; Ноадия-лжепророчица (Неем. 6:14); Шемаия (Иер. 39:31). Имена эти очень характерные: Анания – «дар Господа», Шемаия – «Господь – моя правда», Седекия – «правда Господня». Действительно, профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в этот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. В заключении этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о «сынах пророческих» или «учениках пророческих» (см. например (3 Цар. 20:36; 4 Цар. 2:7; 4:38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более, что подробностей их деятельности Писание нам не сообщает. О них святитель Филарет Московский говорил: «Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. … Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди» с. 159]. Очевидно, что случалось и обратное. Некоторые из них, как, например, ученик пророка Елисей Гиезий (некоторая аналогия может быть проведена с Иудой Искариотом), падали жертвами сребролюбия, но, в целом, Писание говорит о них положительно. Иногда высказывается мнение, что лжепророчество стало результатом деградации и коррупции в этих сообществах – т.н. «пророческих школах» [см. напр.: 29, с. 5–6]. Однако следует заметить, что в Писании «пророки» и «сыны пророческие» четко различаются между собой, и пророчеством называется результат божественного озарения (1 Цар. 10:5; 19:20), поэтому оно относится только к первым. Поэтому мнение о том, что пророческие школы постепенно выродились, и истинные пророки были вынуждены себя им противопоставлять, представляется не вполне обоснованным.

http://sedmitza.ru/lib/text/431375/

В разных законах нового Иерусалима, храма и земли обетования внушаются следующие правила: для царя – милость и правда; для священников и храма (т. е. для верующих относительно Бога) – чистота 8 , благоговение и простота 9 , также крайняя бдительность и опасение, чтобы божественное и благодатное не смешать с человеческим и мирским 10 , не отказываясь впрочем от этого человеческого и мирского, а возводя это человеческое и мирское к духу благодатному 11 ; для народа (т. е. для верующих во взаимных отношениях) – духовная равноправность и братство с устранением всех поводов к взаимным недоразумениям 12 . Вот некоторые, более видные и понятные черты таинственного видения церкви Христовой у Иезекииля! Можно из сказанного видеть, как подробно и обстоятельно предначертано благодатное домостроительство церкви в символическом видении Иезекииля. Гог из земли Магогии, предводитель Мешеха и Тувала ( Иез.38:2,3 ), в позднейшие времена и именно в последние лета ( Иез.38:8 ), сделает нашествие на благоденствующего уже Израиля с несметными ополчениями. С ним будут многочисленные народы и с севера, каковы Персы и Гомеряне, и с юга, каковы Ефиопляне и Ливийцы ( Иез.38:5 ). Он, по слову Пророка, как буря, как туча, готов будет покрыть землю собою и всеми полчищами своими ( Иез.38:9 ). Господь попустит ему напасть на Святую землю собственно с тою целью, чтобы, как глаголет сам Господь, «народы узнали Меня; тогда Я пред глазами их выкажу святость Мою над тобою, Гог» ( Иез.38:16 ). Нашествие его на Израиля имеет такое великое значение в судьбах Божиих, что ранее Иезекииля уже было предрекаемо о нем пророками: «так говорит Господь Иегова: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в прежние дни чрез рабов моих, пророков Израилевых … обещая привести тебя к ним» ( Иез.38:17 ). Что же ждет сего страшного врага на земли обетованной? Страшная погибель не от силы человеческой, но единственно от гнева Божия. «Рыба на море вострепещет от меня и птицы… и звери… и все пресмыкающееся и все люди по всему лицу земли, и обрушатся горы, и падут утесы… и накажу его моровою язвою и кровопролитием и пролью на него и на все полки его… потопляющий дождь и камни града, огнь и серу» ( Иез.38:20–21 ). Израилю останется только очистить землю от оружия и трупов неприятельских; и семь лет не будет брать дров, но будет употреблять в пищу огню одно оружие погибшего врага ( Иез.39:9,10 ), – семь месяцев весь народ земли будет хоронить трупы и затем определять к тому постоянных людей ( Иез.39:12–14 ). Зверям и птицам, со всех сторон земли, будет большой жертвенный стол на горах Израилевых ( Иез.39:17 ). – «И увидят вся народы суд мой, какой я совершил ( Иез.39:21 ). И узнают, что Иегова Бог их (Израиля)… и уже не скрою от них лица моего, потому что излью на дом Израилев Дух мой, говорит Господь Иегова» ( Иез.39:28,29 ). Так заключается все это пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вследствие того, что пророческая мысль, запечатленная в этих стихах, касается под покровом древних событий отдаленного грядущего, – и этот стих сохранился в искаженном виде, а мысль, в нем содержащаяся, представлялась смутно. В масорет. первый член читается , что принято переводить и корабли со стороны Киттима (подразумевается и добавляется сказуемое и придут, как в русск. Синод. перев.), при чем толкуется в смысле м. ч. корабль, хотя употребление его и коренное производство доселе остаются сомнительными (Michael. Suppl. р. 2085). Поэтому давно уже приходило на мысль, что искажение некоторой гл. формы выступать (именно LXX читали по догадке Розенмюлера ибо передают κα εξελεσονται κ χειρν κιτιαων. Самарит. текст употребляет и толкователь и передает в смысле заставить их выйти из руки Китеев; в некоторых евр. кодексах тоже находятся следы этого чтения в форме и ; Онкелос: «быстро будут посланы из земли Китеев» тоже намекают на форму . Такое чтение вынуждены здесь признать Михаэлис в Bibl. Orient. Nov. Р. V. р. 216–218 и Датиус (Rosenmül. Scholia). Таким образом первоначальное чтение должно искать у LXX. К сему должно присовокупить, что Cod. Alex. Тишендорфа вместо εξελευσονται стоить εξελευσεται, а коментатор самаританск. exire eos fecit (у Rosenmüll. Scholia и Walton. Bibl.-Polygl.) дает намек на то, что в некоторых древних редакциях стояло (hifil) – Он (Гог, ср. 23. h.) выведет их (своих людей). Подлинность такого чтения тем более кажется несомненной, что в парал. у Иез.38:2–17 нашествие Гога представляется делом (попущением) Божиим: вот Я на тебя, Гог, князь Роша Мешеха и Фувала, и поверну тебя и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище... ( Иез.38:3–4 , ср. Иез.38:7–8 и Иез.39:2 ). Наконец, последний член этого стиха тоже передается различно. В общепринятом масорет. написано сам он к погибающему, a LXX своим κα ατοι ομοθυμαδν πολουνται дают видеть иное чтение . Что здесь должно стоять , а не , это подтверждается мн. ч. сказуемых и смирят, которое предполагает подлежащее во множествен. числе. Местоимение предполагают и прочие древние переводы. Таким образом согласно первоначальному чтению LXX Чис.24:24 следует читать: Он выведет их от Киттима, и смирят Ассура и смирят Евера, но и сами с ними (вместе) погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

В 9 стихе 4 главы употребляется фраза «тот день». Указанная перикопа в своём контексте относится к теме суда, которая раскрывается со 2 по 20 главы книги. Более точно представленный отрывок условно можно выделить и причислить к проблематике пассажа 3:6–6:0. Пророк призывает свой народ к покаянию и предупреждает о грядущем суде. В 4 главе с 5 по 9 стихи пророк вкратце описывает картины грядущего суда, уже представленные в 1 главе. Очень важная деталь указывается в 6 стихе, которая встречается у пророков о Дне Господнем на Иудею, – военное вторжение с севера ( Соф.1:10 ; Авв.3:3 ; Иез.38:15 ). Здесь, в отличие от других приведённых подобных пассажей, Иеремией делается больший акцент на историческую составляющую, а у пророков Софонии, Аввакума и Иезекииля внимание направлено на суд над Израилем в эсхатологической перспективе. Данное обстоятельство позволяет в рассматриваемом случае фразу «тот день» соотнести с термином «День Господень». В стихе 7 армия Навуходоносора сравнивается со львом, который вышел из логова в погоне за добычей. Тем самым подчёркивается неминуемость предстоящего трагического события, которое в 8 стихе пророк рекомендует встретить с элементами покаяния: одеться во вретище, плакать и рыдать ( Иер.4:8 ). Стихи 29–38 главы 25 содержат весть о Дне Господнем. Данное место, в отличие от предыдущего, возвещает о грядущем суде не только над Иудеей, но и над прочими народами, что предположительно открывает эсхатологический мотив пророчества: Ибо вот на город сей, на котором наречено имя Моё, Я начинаю наводить бедствие; и вы ли останетесь ненаказанными? Нет, не останетесь ненаказанными; ибо Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь Саваоф ( Иер.25:29 ). Исходя из приведённого пассажа, суд начинается с дома Божьего, то есть Его народа. Привилегия богоизбранности влечёт за собой большую ответственность. С 30 по 33 стихи изучаемой главы накал событий возрастает. Как у пророков Софонии ( Соф.1:2–3 ), Аввакума ( Авв.3:4–7 ), Иезекииля ( Иез.39:17–20 ) и Исайи ( Ис.34:6 ), в Книге Иеремии Богоявление перед судом над человечеством сопровождается апокалиптическим описанием сверхъестественных природных катаклизмов, которые приведут к гибели нечестивых. В частности, описывается великая буря и смятение от гласа Бога, Который поднимет Свой голос как топчущие виноград. Через представленные образы подчёркивается величие Божье и Его могущество. 34–38 стихи данной главы описывают растерянность «пастырей народов», то есть правителей, которым только остаётся посыпать голову придорожной землёй в знак выражения своего смирения и скорби пред могуществом Яхве. В рассматриваемой перикопе, в отличие от предыдущего отрывка, уже Бог сравнивается с львом, вышедшим за добычей, который сделает землю пустынной. Таким образом, исследуемый пассаж можно отнести к теме Дня Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Излагая бывшие им видения, они, подобно Даниилу, говорят о себе в первом лице ( Ис.6:1 ; Ис.8:1, 5 ; Ис.21:2, 6, 10 ; Иер.1:4 ; Иер.2:1 ; Иез.1:4 ), а в исторических рассказах выражаются в третьем ( Ис.1:1 ; Ис.2:1 ; Ис.7:3 ; Иер.1:1, 2 ; Иер.7:1 ; Иер.14:1 ; Иез.1 и т. п.). Причины такого явления заключаются по мнению экзегетов, в том, что в требующих живости изображения видениях первое лице гораздо уместнее третьего. Подобно противникам единства книги пророка Даниила, ее подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич. Единственным прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются Дан.8:23–25 и Дан.11:31 , рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме. Но подобное понимание данных мест встречает ничем не устранимое возражение в свидетельстве писателя 1-ой Маккавейской книги. Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый ее современник – автор Маккавейской книги счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62 ; 1Мак.1:39–54 = Дан.9:27 ; Дан.11:31–32 )? Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен. Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей – преследуемые Епифаном иудеи. Неестественность подобных параллелей очевидна сама собою. Даниил с друзьями воспитывается при царском дворе, окружается почестями, иногда, впрочем, живет в отделении от дел правления; маккавейские же иудеи были, напротив, целью гонений Антиоха, безжалостно им преследовались. Даниил был другом почитавших его царей, относился к ним с уважением и сочувствием ( Дан.2:38 ; Дан.4:16 ); Маккавеи же называют Антиоха «изобретателем всех зол, нечестивым и преступнейшим из всех людей» ( 2Мак.7:31–37 ), предвозвещают ему страшный гнев Божий. Вавилонские и мидийские цари познали под руководством Даниила силу Всевышнего, прославили силу Его всеведения, всемогущества, Правосудия ( Дан.2:47 ; Дан.3:95 ; Дан.4:34 ; Дан.6:26–27 ), а Антиох задался целью уничтожить иудейскую религию, заменить ее языческою и ввиду этого требовал от иудеев отречения от обрядности, обрезания, принесения жертв Господу ( 1Мак.1:41–42 ; 1Мак.1:44–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И будет в тот день, не станет света ( Ам.8:9 ): драгоценности неба, светила ( Иов.31:26 ) утратят свою цену, свое сияние ( Ис.13:10 ; Иез.32:7 и пр.) или, может быть, даже истлеют ( 2Петр.3:10:12 ). День этот будет единственный ведомый только Господу, который один знает род и время его наступления: будет то время ни день, ни ночь. В вечернее же время, вместо ночи, явится свет ( Nc. CXI, 4 : Uc. LX, 1–3; XXX, 26 ). При создании мира, мрак хаоса уступил место свету, который с того времени разделил с ним владычество над миром 107 . Таким образом дело Бога света окажется превосходным по пророческому Его объявлению. ( Быт.1:31 ). Но это совершенное состояние всей природы явится не прежде, чем совершится великий переворот, в продолжение которого тьма, по видимому, будет иметь верх над светом, и свет одержит победу над нею только постепенно, после некоторого времени, перемежающегося мрака и сияния. Между тем, подобными кризисами в природе возвещаются или сопровождаются соответственные им кризисы в истории избранного народа. Его судьбы, казавшиеся столь блистательными и вместе с тем столь прочными (XII, XIII), сделались мрачными и темными, как древний хаос (XIV, 1:2); они улучшатся только медленно и будут иметь свои сумерки; но наконец они будут ничем иным, как славой и благополучием без всякого возврата к бедствиям – 6, 7. И будет в тот день, когда раздвоится гора Елеонская, живыя воды, о которых говорили уже древние пророки, потекут из Иерусалима, и будет течь половина их к морю восточному (мертвому) и половина к морю западному (Средиземному); летом и зимой так будет; эти воды будут постоянны, как будет постоянен свет. Сухая местность святого города будет с той поры обильно орошена ( Иоил.3:18 ) и воды мертвого моря, по крайней мере отчасти, сделаются здоровыми ( Ueз. XLVII ). Но эти живые воды предполагают восстановление всей природы; лето будет менее жарко, чем лето настоящей эпохи и времена года будут лучше уравновешены; источники не будут более иссыхать от раскаленного ветра пустыни; и песчаные равнины будут прорезаны ручьями, которые сделают их плодоносными. ( Ис.41:8; 30:25 ; Иез.34:26 и пр.). Между тем Бог, который утолил таким образом жажду природы, не оставит бессмертных душ вздыхающими напрасно о божественной воде, которая одна может утолить их жажду: Святой Дух будет непрерывно изливаться ( Ис.58:11 ) из средоточия Богоправления и жилища Иеговы на всю землю, которая обратится к Спасителю ( Ис.44:3; 41:17 ; Ин.12:37–39 ; Пс.38:6 ). И по мере того, как эти духовные воды будут разливаться от народа к народу до конца земли (которую предъизображает во всей этой главе Иудея), Господь будет царем над всею землею ( Nc.XLVIII; LXXI ); и в тот день Господь будет признан всеми за единаго истинного Бога, и имя Его будет едино чтимо (IX, 10; XIII, 2; Uc. 11; XXI, 28, 29 ; Дан. 11, 35, 44 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Образ собрания народов, как снопов на гумно (ст.12), указывает на сродные образы ( Иоил.4:13 ) «созрелости жатвы и топтания полного до краев точила». И Михеево: «многочисленные народы», или «великие народы» (Goim rabbim) уже потому не отличается от Иоилева: «все иноплеменные народы» (kol hagoim), что Михей свое название «великие народы» употребляет в ст. 2 и 3-м для обозначения всех народов мира. И Иезекиль говорит также только «о многочисленных?, народах» (Goim rabbim), которые с Гогом соберутся для войны «против гор израилевых» ( Иез. 38:6, 9, 15 ), и у него также нападение народов на народ Божий соединяется со спасением этого народа из Вавилона. Потом исход этой борьбы у Михея тот же самый, как и у Иоиля, Иезекиля и Захарии, который также пророчествовал об этой борьбе (Зах. гл. 12), а именно: совершенное поражение народом израилевым, сражающимся в силе Иеговы, Господа своего, врагов своих и прославление чрез это Бога пред лицом всех народов, как Господа всей земли и как Существа святого (ср. ст. 13 с Иоил. 4:12 ; Иез. 38:16; 39:3 – 28). Наконец решительно в пользу такого понимания говорит то обстоятельство, что борьба народов, направленная против Сиона, сделавшегося святым, должна произойти из ненависти и враждебности к его святости и иметь своею целью осквернение града Божия. Такая черта ни коим образом нейдет к Иерусалиму и Иуде времен Маккавейских, но может быть вполне приложена только к тому времени, когда Израиль, спасенный из Вавилона, составит общество святое, т. е. приложена к последним временам раскрытия царства Божия, начавшегося с явлением на земле Спасителя и до сих нор не пришедшего еще в полноту своего проявления. Но из того, что святым сделавшийся Сион в позднейшее время будет спасен из опасности гораздо большей, нежели та опасность, из которой он будет спасен в ближайшей будущности, – из того, что очищенный и освященный Сион в то отдаленное время победит и уничтожит несравненно большую силу, нежели та, которой он в скором времени будет предан, вытекает ясным и очевидным образом, что он (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

6:37. «Судить», «осуждать» и «прощать» – это образы Судного дня, предзнаменованием которого служит Божье воздаяние каждому по его делам (напр., в День искупления). 6:38. Здесь используется метафора из области торговли: емкость, в которую засыпают зерно до самого верха; эту тару затем встряхивают с силой, чтобы зерно осело и уплотнилось так, чтобы ее можно было пополнить еще не раз. Отсыпать «в лоно» – т. е. в складки в одежде, которые использовались вместо карманов. Поскольку евреи, следуя запрету называть имя Бога, употребляли неопределенно-личную грамматическуюформу, то, перефразируя сказанное, можно сказать, что Бог отмерит каждому по его мере; возможна и другая трактовка: Бог воздаст человеку через других. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог судит людей, видя пути их (напр.: Ис. 65:7 ). Притчи и другие тексты говорят о благословениях, которые получают щедрые и великодушные люди (напр.: Втор. 15:10 ; Прит. 19:17; 22:9; 28:8 ). 6:39–45 Истинные и ложные учителя 6:39. Образ слепого часто используется в притчах и нравоучениях. Главная мысль состоит в том, что, прежде чем учить других, необходимо самому познать истину (6:40) и исправиться (6:41). 6:40. В древнем иудаизме цель обучения ученика состояла в том, чтобы сделать из него в будущем компетентного учителя, или рав-вина. По определению, ученик не мог знать о законе больше, чем учитель. 6:41,42. Здесь Иисус использует «гипербо-лу, которая могла рассмешить и тем самым привлечь внимание Его слушателей. 6:43–45. См.: 3:9. Смоквы и виноград часто выращивались вместе и были одними из самых распространенных культур в Палестине, которые в ветхозаветных текстах часто связаны между собой. Терновник и другие сорняки доставляли много хлопот земледельцам (ср., напр.: Быт. 3:18 ; а также Ис. 5:2 ,4LXX). 6:46–49 Прочное и непрочное основание Иисус снова использует метафору Судного дня. Представление о «слушающем и не исполняющем» было хорошо известно из Ветхого Завета ( Иез. 33:32,33 ). Но никто из еврейских учителей, кроме Иисуса, не придавая столь высокий авторитет своим собственным словам; подобное право признавали только за самим законом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

15:23,24. Заявление Иисуса в ст. 24 не отрицает служения язычникам. Раб из Ис. 53:6–8 страдает из-за заблудших овец Израиля (ср.: 40:11; 56:11), но главное назначение Раба – примирить с Богом все народы (42:6; 49:6,7). 15:25–28. Некоторые персонажи Ветхого Завета – и среди них, несомненно, вдова из Сидона, к которой пришел Илия ( 3Цар. 17:18,19 ), и сонамитянка в эпизоде с Елисеем ( 4Цар. 4:28 ), – рассказывали о своих нуждах пророкам, и их просьбы не встречали отказа; на их молитвы отвечал Бог . (Известно, что некоторые еврейские учителя во времена Иисуса проявляли такую же священную дерзость в молении о дожде и т. п.) Но даже праведников, имевших самые тесные отношения с Богом и обращавшихся к Нему в молитве с величайшим благоговением ( Быт. 18:22–32 ), ничто не могло остановить в стремлении получить желаемыйответ. 15:29–31 Исцеление хромых, слепых и немых Здесь Иисус исцеляет многих увечных. Даже в той культуре, где люди не отрицают чудеса, излечение этих серьезных случаев было делом весьма необычным. Лаконичное описание этих чудес Матфеем может вызвать в памяти пророчества Исайи (35:5,6; ср.: 29:18,19,23). 15:32–39 Второе насыщение народа Первое чудо насыщения (см. коммент. к Мф. 14:13–21 ) не было единственным; Иисус мог повторить его в любое время. Магдала (ст. 39) была родным городом Марии Магдалины; его местоположение связывают с Тарихеей, где, по-видимому, было много рыбаков. 16:1–4 Только знамение Ионы 16:1. Взгляды фарисеев и «саддукеев во многом не совпадали. Фарисеи пользовались огромной популярностью, а саддукеи обладали большим политическим весом. Вместе они могли представлять собой опасную силу. Поскольку Матфей писал, вероятно, после 70 г., в его представлении разные лидеры связаны между собой, хотя в то время фарисеи имели преобладающее влияние в религиозных кругах Палестины (ср.:4:3). 16:2,3. В ст. 1 фарисеи и саддукеи просят знамения с неба (ср.: 4Цар. 20:8,9 ; Ис. 38:7 ; 2Пар. 32:24 ). Астрологи использовали небесные знамения, предсказывая падение царей и правителей; пытались толковать такие знамения и раввины. Иудейские авторы, в том числе Иосиф Флавий, считали, что стихийным бедствиям предшествуют небесные знамения (ср. также: Мф. 24:29, 30 ). Некоторые пророки действительно умели управлять небесными знамениями, например Илия, который вызвал огонь с неба ( 3Цар. 18:38 ), однако большинство пророческих знамений не были столь эффектными ( Суд. 6:17 ; ; Иез. 4:3; 12:11; 24:24,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010