Иез. 22:30 ). Во-вторых, всё, что мы делаем и в нашей обыденной жизни (кроме греха) делаем по милости Божией. Иначе говоря: благодаря тем законам, которые установил Бог. Ибо Им создано всё… и всё Им стоит ( Кол. 1:16-17 ). Бог установил закон, по которому мы можем слышать друг друга на земле, Он установил возможность, благодаря которой ангелы слышат Бога и друг друга на небе. Подобно сему Господь силен сотворить чтобы небо слышало землю, чтобы находящиеся с Богом слышали оставшихся как ангелы. И вообще, если пророки ходатайствуют перед Господом Саваофом ( Иер. 27:18 ) при жизни (часто среди гонений и унижений), то те же самые Моисей и Илия с Ним беседующие ( Мф. 17:3 ) после смерти, почему же не могут ходатайствовать? Зачем так кощунственно мыслить о Моисее и пророках? Неужели до бесконечности огрубели сердца их так, что, будучи в таком близком общении с Богом, они равнодушно смотрят на труды и страдания своих ближних? С подборкой цитат Писания у П.И. Рогозина против “воздаяния Божеских почестей кому- либо, кроме Бога» 425 православные никогда не спорили (а значит, и приводить сей перечень неуместно). Но, приводимый тут же ряд цитат под тезисом: “Писание говорит нам, что после смерти святые уже не принимают участия в земных делах ( Откр. 14,13 ; Евр. 4,10 ; Дан. 12,13 ), и что их нельзя тревожить ( 1Цар. 28:15 )” , вызывает недоумение. Да, в “Откровении” сказано, что святые упокоятся от дел своих (14,13), но значит ли это, что они теперь безучастно смотрят на старания (или падения) тех, о которых при жизни непрестанно молились? Если двое братьев, взбираясь на вершину горы, помогают друг другу, то когда один из них достигнет её раньше, не поможет ли другому? Неужели хватит у кого-либо из протестантов догматической преданности обещать, что если попадет он в Царство Божие, то тут же перестанет молиться за тех, за кого он молится ныне? Кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ( Евр. 4:10 ) – цитирует Рогозин. Но ведь Бог, упокоившись от дел, не перестал промышлять о нашем спасении. Упокоился ли Он так, что перестал заботиться о созданиях Своих? Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф. 23:37 ) Если праведник упокоился от дел своих, как Бог от Своих ( Евр. 4:10 ), то не оставит и он попечения о братьях своих ( 1Цар. 12:23 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Рим. 8:7 ). Таким образом самолюбие, соединенное с враждой к Богу, составляет внутреннюю сторону, или внутренний принцип греха первых людей. В Ветхом Завете Господь дал чрез Моисея избранному народу Своему нравственный закон. Исполнение этого закона составляло нравственную обязанность израильского народа. Сыны Израилевы должны был исполнять все законы и постановления, данные им Господом чрез Моисея. «Мои законы, – говорит Господь сынам Израилевым чрез Моисея, – исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев. 18:4–5 . Ср. Лев. 18:26, 19:37, 20:22 . Втор.4:1, 5; 7:11–12, 30:10, 16 . 4Цар. 23:3 . 2Пар. 34:31 и особенно Пс. 118 ). Так как здесь законы и постановления, исполнение которых заповедуется сынам Израилевым, прямо называются законами и постановлениями Бога, то они были выражением божественной воли, следовательно, тот, кто исполнял эти законы и постановления, оказывал послушание божественной воле, и наоборот, кто преступал эти законы и постановления, тот оказывал непослушание божественной воле. Поэтому о добродетельном человеке в Ветхом Завете говорится, что он послушен ( Исх. 19:5, 24:7 ; Ис. 1:19 ) и верен ( Ис. 1:21 ) закону, соблюдает ( Втор. 33:9 ) завет Иеговы, исполняет и соблюдает законы и постановления Божии ( Лев. 18:4, 5, 26; 19:37; 20:22 и др.); между тем как о грешнике говорится, что он оставляет и нарушает закон Бога своего ( Ис. 58:2 ), завет Иеговы ( 3Цар. 19:14 ; Иер. 22:9 ), заповеди Его ( 1Ездр. 9:10 ); что он не слушает, не соблюдает слов завета, слов Иеговы ( Иер. 11:3 ; Втор. 18:19 ; Нав. 1:18 ; Пс. 118, 158 ), не слушает гласа Господа и не исполняет заповедей и постановлений Его ( Втор. 28:15 ; 1Цар. 12:15 ; Иер. 13:10 ), пренебрегает Его повелениями и непокорен Его слову ( Чис. 20:24 ; Втор. 1:26, 43, 9:24 ; Нав. 1:18 ; 1Цар. 12:15 ; 3Цар. 13:21 ; Иез. 5:6 и дал. 11:12). Из сказанного ясно, что грех с внешней стороны, по учению Ветхого Завета, представляет преступление нравственного закона, данного израильскому народу чрез Моисея. Но так как этот закон дан был чрез Моисея Самим Богом и таким образом был выражением Его воли, то грех с внешней стороны был вместе с тем преслушанием воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

«Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего (Лев. 25: 35–37) , поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост ( Втор. 23: 20 ; Пс. 14: 5 ; Иез. 18: 8 , 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности (Втор. 15: 4) » 10 . Читаем: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор. 15: 7–8); и еще: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Блаженный Иероним: «Даром получив, даром и раздавай. Сокровище такого рода никогда не истощается» «Если мы будем понимать это только как сказанное о милостыне, то для большинства бедняков это неисполнимо, да и богачи, если будут постоянно отдавать, то не смогут отдавать всегда. Так, после блага милостыни апостолам, то есть учителям, даруются заповеди, чтобы они, даром получив, даром и раздавали. Сокровище такого рода никогда не истощается (то есть то, что отдается на благотворительность. – прот. О.С. ), но чем больше оно раздается, тем больше увеличивается; ведь и источник, хотя орошает находящиеся рядом с ним нивы, однако никогда не иссушается» 11 , – пишет блаженный Иероним. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1   Климент Александрийский , пресвитер .  Строматы//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Т. III. «Герменевтика», 2010. С. 158. 2  Ethic. V, 8; Polit. I, 3. 3   Фома Аквинский . Сумма теологии. II-II, 78.1. 4  «Зонара. Это правило епископам, и пресвитерам, и диаконам предписывает не требовать лихвы. А 5-е правило Карфагенского Собора всякому клирику запрещает взимать лихву. Ибо если это запрещено Ветхим Законом в словах: “да не даси брату твоему в лихву серебра” (Втор. 23: 19), то тем более должно быть возбранено взимать лихву тем, которые дали обет жить по Евангелию. Поэтому правило предписывает и извергать дающих в долг с лихвою, если не перестанут. И 17-е правило I Собора, и 10-е Трулльского воспрещают это.

http://pravoslavie.ru/98878.html

Ср. Иер.23:5, 30:9 ; Иез.34:23, 37:24 ; Ос.3:5 . Мессианская тема будет продолжена в 5-й главе книги Михи. У LXX на месте (царство) – βασιλεα κ Βαβυλνος (царство из Вавилона). Видимо, это следует понимать так, что вернувшиеся их Бавэля иудеи восстановят у себя царство. Такой интерпретирующий перевод LXX непонятен, ведь монархическое правление в персидскую эпоху не было восстановлено в Исраэле. Осада Йерушалаима, плен и спасение. Мих.4:9–14 9 А сейчас – что ты криком кричишь? Разве нет царя у тебя? Разве погиб твой советник, что схватили тебя муки, как роженицу? 10 Корчись и изгибайся, дочь Цийона, как роженица, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдёшь до Бавэля, там будешь избавлена, там искупить тебя YHWH из руки врагов твоих. 11 Ныне собрались на тебя многие народы и говорят: «Да будет обесчещена и увидена! на Цийон – глаза наши!» 12 Но они не знают мыслей YHWH и не понимают совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно! 13 Вставай и молоти, дочь Цийона! Сделаю рог твой железным, копыта твои сделаю медными – и перемелешь многие народы, посвятишь YHWH награбленное ими, и богатство их – Владыке всей земли. 14 Теперь ополчись, дочь полчища – осадою нас обложили. Палкой бьют по щеке судью Исраэля 210 . «Спасение в будущем рождается из драмы настоящего. В этом и состоит… идея данного отрывка» (Скандрольо) 211 . К какому времени отнести эти стихи? О какой именно осаде Йерушалаима идёт речь? Об осаде ассирийскими войсками в 701 году? Об осаде вавилонянами в 597 году? Или о последней осаде ими же в 588–586 годах? Пророк, которому принадлежат эти слова, как кажется, находится внутри осаждённого города (осадою нас обложили), подобно Йешайяну ( Ис.37 ) или Ирмейяну ( Иер.38–39 ). Упоминание Бавэля и намёк на переселение дочери Цийона ( Мих.4:10 ) заставляют многих комментаторов относить этот пассаж (полностью или частично) к началу VI века. Но с другой стороны, 11-й и 12-й стихи, в отличие от 9–10 стихов, возможно, содержат намёк на чудесное избавление от осады 701 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

frons – род капители. При дверях были завеса ( 2Пар.3:14 ; Мф.27:51 ) и цепи (ст. 21). Подобно стенам, двери были украшены позолоченной резьбой херувимов, пальм, цветов. Вход в Святое состоял из двойной двустворчатой двери кипарисового дерева с четвероугольной рамой или косяками из масличного дерева – также с резьбой. 3Цар.6:36 .  И построил внутренний двор из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев. «Внутренний» (евр. пенимит) двор, иначе «священнический» ( 2Пар.4:9 ), или «верхний» ( Иер.36:10 ), в отличие от внешнего, или «большого» ( 2Пар.4:9 ), называвшегося «нижним» ( Иез.40:18–19 ), назначенного для народа и отделявшегося от первого невысокой стеной ( 2Пар.7:3 ). В Иродовом храме был еще двор язычников. Размеры внутреннего двора, или притвора, указаны в ст. 3. Здесь стоял жертвенник всесожжений, так называемое «медное море» ( 3Цар.2:35 , 4Цар.25:13 ; 1Пар.18:8 ) и проч. 3Цар.6:37 .  В четвертый год, в месяц Зиф, [в месяц второй,] положил он основание храму Господа, 3Цар.6:38 .  а на одиннадцатом году, в месяце Буле, – это месяц восьмой, – он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет. «Бул» – древнеханаанское название 8-го месяца еврейского года (конец октября и большая часть ноября), позже получившего имя «Мархешван». Храм Соломонов строился 7,5 лет, что по сравнению с продолжительностью постройки известных колоссальных сооружений древности представляется очень небольшим сроком. По Плинию (Hist. Nat 36, 12), вся Азия строила храм Дианы Ефесской 200 лет. Подобное известно и о египетских пирамидах. 4 В принятом греч т. LXX вм. 60 стоит 40, τεσσαρκονια, что может относиться только к Святому (ст. 17), но в большинстве греч. текстов у Гольмеса стоит ´εξκοντα, 60; так и в слав.-русск. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Третья книга Царств. 237-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А бывали случаи, когда не успевали? И Вы переживаете, и родственники – тоже. Как в такой ситуации поддержать людей, если для них христианская кончина значит многое? Конечно, хотелось, чтобы всегда успевали, но не каждый раз так бывает. Случается, идёшь со Святыми Дарами, а тебя говорят, что опоздали. И тогда открываешь требник и тут же начинаешь служить соответствующий чин — Канон на исход души.  Несколько раз так было, не часто, на перечёт помню. Первый раз — в Бразилии, надо было из Рио-де-Жанейро несколько часов ехать в горный курорт Петрополис, там одна наша эмигрантка умирала. Женщина прождала меня шесть часов, сначала её внук заехал за мной, и потом мы вместе отправились к ней. Вечером добрались, заходим в палату, монитор показывает давление, пульс, работу сердца и так далее, я взял пациентку за руку, она открыла глаза. Я ей: «Здравствуйте, я священник Василий, к вам приехал». Она улыбнулась, и сразу же аппарат перестал пиликать, и на мониторе появились сплошные полосы. Женщина отошла. Я попросил внука не звать пока никого – ни медиков, ни полицейских: «Давай сейчас с тобой прочитаем Канон на исход души». Он согласился, мы вычитали с ним молитвы, потом пришла врач и констатировала смерть. Ещё несколько раз подобное происходило: и на дому, и в больнице. Когда приходишь со Святыми Дарами и тебя встречают с унылыми лицами: «Всё, батюшка, мы не успели», я в свою очередь говорю: «Что вы печалитесь? Это же естественно, должна же душа когда-то выйти, зато вот вы, вот я, вот требник, давайте молиться. Потому что всему своё время – время причащать, пока человек дышит, а сейчас время для молитв на исход души». Людей поддерживает, когда батюшка не вешает нос. Вижу родственников, разбитых перед этой потерей, спрашиваю — какая потеря? Почитай внимательно пророка Иезекииля. У него всё ясно написано. « 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я — Господь.  7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. 8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.  9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.  10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище.» ( Иез.37:4-10 )

http://azbyka.ru/death/skazhi-gospodu-ch...

5. Жизнь, жизненная сила. В большинстве употреблений   обозначает факт или состояние существования живого существа как противоположность угрозе жизни, болезни или смерти и в этом смысле соответствует рус. «жизнь» или «здоровье». В таком значении   употребляется в контекстах, где речь идет о сохранении, спасении жизни, а также об угрозе, опасности или о гибели. Часто спасение   прямо противопоставляется смерти. Так, напр., дочь Саула и жена Давида Мелхола, предупреждая мужа о готовящемся покушении на его жизнь, говорит ему: «...если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» (1 Цар 19. 11). Теми же словами прор. Нафан сообщает Саломии об угрожающей ей и ее сыну опасности: «Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою (  ) и жизнь сына твоего (    ) Соломона» (3 Цар 1. 12). В словах Иова следствием избавления   от смерти является жизнь (  ): «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33. 28; ср.: 33. 30). Согласно Книге Притчей Соломоновых, соблюдение заповедей равнозначно сохранению   тогда как нарушение их ведет к смерти: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (   - умрет)» (Притч 19. 16); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч 21. 23); «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Притч 22. 5; ср.: 1. 19). В том же значении слово   используется в выражении «искать (  ) душу», описывающем желание лишить кого-либо жизни: «И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей» (Исх 4. 19); «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (1 Цар 20. 1; ср.: 22. 23; 23. 15; 25. 29; 2 Цар 4. 8; 16. 11; 3 Цар 19. 10; Иер 4. 30; ср.: 11. 21; 19. 7, 9; 21. 7; 22. 25; 34. 20, 21; 38. 16; 44. 30; 46. 26; 49. 37; Пс 34(35). 4; 37(38). 13; 39(40). 15; 53(54). 5; 62(63). 10; 69(70). 3; 85(86). 14). Эта же идея выражается синонимичными оборотами «подстерегать душу» (        ), «нападать на душу» (    ) и др. Такие выражения характерны для Псалтири, пророческих книг и лит-ры Премудрости, напр.: «...ибо вот, они подстерегают душу мою» (Пс 58 (59). 3); «Толпою устремляются они на душу (    ) праведника и осуждают кровь неповинную» (Пс 93(94). 21; ср.: 34(35). 7; 55(56). 7; 70(71). 10, 13; 123(124). 7; 142(143). 3, 12; Иов 19. 2; Иер 18. 20; Иез 13. 18, 20; Притч 1. 18; 18. 7; 22. 25). Встречаются они также и в исторических текстах. Так, Давид говорит Саулу: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил... а ты ищешь души моей (    ), чтоб отнять ее» (1 Цар 24. 12; ср.: 3 Цар 3. 11; 2 Пар 1. 11).

http://pravenc.ru/text/180712.html

А другие святые Отцы будут настаивать на том, что вся система взаимоотношений Иосифа с братьями – это система взаимоотношений Иисуса Христа с еврейским народом. Ведь он пойдет к своим – свои не примут, за сребреники продадут! А чем все кончится? Он скажет: «Я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет!» ( Быт.45:4 ). И он их простит! Но об этом – далее. « Братья его досадовали на него, а отец его заметил 9 это слово. Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем » ( Быт.37:11–12 ). Надо сказать, что Сихем – это очень дурное место! В Сихеме была изнасилована Дина, дочка Иакова, об этом говорится в Пятикнижие ранее. В Сихеме разделился дом царя Давида. Когда Рехавам в Сихеме объявил себя царем, земля разделилась на Иудею и Израиль. И в Сихеме творится это совершенно дикое дело – когда братья хотят продать своего брата. « Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем 10 » – вот здесь такая конструкция предложения, что если переводить дословно, то надо давать две версии: то ли они пошли пасти самих себя, а заодно прихватили скот – ну, на шашлычок, естественно, то ли они действительно отправились пасти скот, потому что это была их обязанность. Сойдемся на срединном: они пошли пасти самих себя, хороший пикничок устроить, расслабиться, отдохнуть подальше от слишком внимательных взоров отца. Они действительно пошли пасти самих себя. И о нерадивых пастырях у великих пророков сказано, что таковые пасут самих себя ( Иез.34:2 ). Но когда мы расслабляемся, даже когда расслабляются такие великие люди, как патриарх Иаков, совершается несчастье. И такие значимые фигуры, как двенадцать патриархов еврейского народа, расслабляются. А я напомню: двенадцать патриархов – двадцать четыре старца перед престолом Бога Отца совершают поклонение на небесах, написано в Апокалипсисе ( Откр.4:4 ). Двенадцать из них – это патриархи, дети Иакова, о которых мы беседуем, а двенадцать – это апостолы от Иисуса Христа 11 . И вот они пошли пасти самих себя. Ни к чему хорошему это не может привести.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010