Слова же: «нападе на мя» (нисшел на меня) должно принимать в хорошую сторону за выражение любви, как Иаков, обретши Иосифа, «нападе на выю его» (пал на шею его) ( Быт. 46:29 ), и как в Евангелии любвеобильный отец, увидев сына, возвращающегося из странствия, сжалился над ним, «и, побежав, пал ему на шею и целовал его» ( Лук. 15:20 ). И еще у Иезекииля: «и перенес меня в Халдею к переселенцам, в ведении, Духом Божиим» ( Иез. 11:24 ). А иное слышал ты и прежде в сказанном о крещении: «и окроплю вас чистою водою» (36:25) и проч. «И дам вам сердце новое и Дух новый дам вам (26), вложу внутрь вас Дух Мой» (27); и еще: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня Духом» (37, 1 ). 31. Сей Дух умудрил Даниилову душу, чтобы юноше соделаться судиею старцев. Целомудренная Сусанна осуждена, как непотребная, а защитника нет. Кому было исхитить ее у старейшин? Ведут Сусанну на смерть, и она в руках уже исполнителей казни. Но явился помощник: Утешитель, Дух, освящающий всякое разумное существо. Иди, говорит Он Даниилу, иди, юноша, обличи старцев, болезнующих грехами юности. Ибо написано: «возбудил Бог Святый Дух молодого юноши» ( Дан 13:45 ); и выразимся кратко: по Даниилову приговору, целомудренная спасена. Приводим это для свидетельства, потому что не время теперь толкованию. Знал и Навуходоносор, что в Данииле есть Дух Святый. Ибо говорит: «Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе Дух Святого Бога» ( Дан. 4:6 ). Одно говорил Навуходоносор истинно, а другое ложно. Что Даниил имел Духа Святого, это сказано истинно. Но не был он князем обаятелей, потому что был не волхв, но умудрял его Дух. Так и прежде этого Даниил истолковал ему видение образа, которого не разумел сам видевший. Ибо говорит: скажи мне видение, которого не разумею я, видевший. Уразумеваешь силу Святого Духа? Видящий не разумеет, а не видевшие знают и истолковывают. 32. И действительно весьма много можно было собрать из Ветхого Завета и обширнее истолковать сказанное о Святом Духе, но время кратко; должно же позаботиться и о том, чтобы предлагаемое соразмерено было с силами слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives//Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана). Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4). Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12). Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Увы, и в этом случае цивилизованность, гуманность и человеколюбие держатся до первого испытания. И что еще более печально, заповедь Божия в человеческих сердцах тоже держится недолго. Конечно, люди выстраивают различные системы рационализаций и оправданий, которые позволяли бы им быть кровожадными дикарями, вопящими «смерть!» и одновременно считаться людьми цивилизованными и гуманными, даже христианами. Но здесь мы имеем дело именно с самообманом. Как это обычно и бывает с самообманами, он порожден конфликтом между непреодолимо сильным желанием соучаствовать в ненависти и насилии, и желанием сохранить приемлемый образ самого себя. Если Вы чего-то не хотите, Вам не нужно измышлять для этого замысловатых оправданий. Вам нужно искать оправданий, разрешений и извинений только для того, к чему Вы рветесь. В частности, Вам не нужно искать оправданий для ненависти и подстрекательства к убийству, если Вы не ненавидите и не хотите убивать. А вот если ненавидите и хотите – самые нелепые аргументы покажутся убедительными. Но христианин – это не просто человек с другими убеждениями; это человек с другим сердцем. Как обещает Пророк, «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27). В Евангелии есть поразительный рассказ о бесноватом, которого «связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лук.8:29). Когда Господь исцеляет этого человека, его больше нет нужды связывать – он не беснуется. Его видят «сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» (Лук.8:35). На человека необращенного можно налагать цепи и узы закона, которые, до некоторой степени, сберегают его. Но вскоре, увы, он разрывает узы. Они глубоко противны устремлениям его падшего сердца. Именно это мы и видим так часто – декларируемые убеждения, гуманистические или религиозные, держатся до первого испытания, потому что они усвоены чисто поверхностно.

http://pravmir.ru/hristianin-v-mire-nasi...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Христиане убеждены, что только Христос может быть такой необычной личностью. Только Иисус Христос, – Богочеловек, – мог прийти от корня Иесеева и одновременно быть Богом крепким и Отцом вечности со сверхъестественным постижением всего и чудотворными силами. 5) Можно подумать, что все мессианские пророчества говорят о сильном политическом Мессии. Это так выходит, когда читаешь и знакомишься с одной линией предсказаний. Другая линия показывает, что многие пророки, как Иеремия и Иезекииль, пришли к сознанию, что недостаточно особе, принадлежащей к родословной линии Давида, явиться и восстановить Израиль. Суть вести о Мессии заключается в том, что люди должны стать новыми изнутри для того, чтобы пришло спасение к ним. Бог должен заключить новый завет с домом Израиля, – и не так, как было сделано в отношении завета Моисеева ( Иер.31:31–34 ). Иегова должен дать Своему народу «новое сердце» и «новый дух», чтобы он стал соблюдать закон ( Иез.36:26–27 ). Этот новый завет не будут преподавать так, чтобы зазубрить его, но чтобы научиться ему сердцем и чувствами. Значит, послушание станет делом внутреннего человека. Люди уже более не будут учить друг друга, как «познать Господа», ибо все будут знать Его. Бог более не будет вспоминать грех, но это не потому, что люди будут приносить больше жертв, но потому, что все жертвоприношения в тот день прекратятся ( Мал.1:10–11 ). Люди более не будут вспоминать об изделиях, относящихся к эпохе Моисея, как ковчег завета ( Иер.3:16 ). Эти пророчества были исполнены. Иудейские жертвоприношения прекратились и Иисус установил новый завет посредством Своей крови ( 1Кор.11:25 ). Автор Послания к евреям цитирует Иеремию 31:31–34 в подтверждение серьезно обдуманного утверждения, что Посредником нового завета является Христос ( Евр.8:9 ). 6) Другая линия пророчеств подчеркивает всеобщую миссию Израиля и Мессии. Михей и Исайя представляют ее яркой образностью речи: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима...» ( Ис.2:2–3 , Мих.4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Христианин – это не человек, которого «сагитировали» принять определенную систему воззрений. Это человек, которого коснулся Святой Дух. Это вызывает у нас, бедных грешников, трепет – и должно вызывать, – но это так. Мы не могли бы и веровать, если бы Святой Дух не давал нам этой веры. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3), – говорит святой апостол Павел. Если бы Святой Дух – кротко и в то же время могущественно – не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого. Святой Дух обличает нас в грехе. Это обличение иногда путают с чувством вины, но это, скорее, неверно: Святой Дух не внушает неопределенного тягостного чувства, а указывает на конкретные грехи, на те стороны нашей жизни, которые следует исправить. Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, всё, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Потому что Святой Дух не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23). Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27). Святой Дух созидает Церковь. Святой апостол Павел описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.

http://pravoslavie.ru/71312.html

Пророк становится немым, пока бежавший из Иерусалима не возвестит, что Иерусалим разрушен ( Иез.24:25–27 ). Прибавление к первой части. Суд над язычниками, радовавшимися падению Иерусалима гл. 25–32 Аммонитяне и моавитяне, радовавшиеся падению Иуды ( Иез.25:1–11 ), ибумение и филистимляне, воспользовавшиеся несчастием Иуды, для удовлетворения своего мщения и вечной вражды ( Иез.25:12–17 ), испытают такую же участь, как и Иуда; Тир, также радующийся падению Иерусалима, сам надеясь быть главою народов, будет предан Навуходоносору, который осадит и разрушит его ( Иез.23:1–14 ). Падение Тира произведет ужас и на все его колонии ( Иез.23:15–19 ). Тир будет низведен в глубокий мрак и не восстанет уже ( Иез.23:20,21 ). Поэтому пророк произносит плачевную пень на погибель Тира ( Иез.27:1–2 ). Тир сравнивается с кораблем, на постройку и отделку которого всякая страна давала что есть в ней самого лучшего ( Иез.27:3–11 ), который выменивал и приводил на торговые места все лучшее, что имели народы ( Иез.27:12–25 ), и который буря сокрушила к ужасу всех народов ( Иез.27:26–36 ). Особенно достойна жалости участь царя. В величии и могуществе, дарованному ему от Бога, он сравнивал себя с Богом; за это Господь низвергнет его внезапно с престола и предаст его глубочайшему унижению ( Иез.28:1–10 ). Всякого рода пышность и слава окружали престол этого царя; но при этом и открылись его беззакония. Богатство привело его к нечестию и Бог поверг его из славы в бесчестие ( Иез.28:11–19 ), Сидон, вредивший Израилю, также испытывает наказание к истребление ( Иез.28:20–24 ); между тем как Израиль, после поражения всех врагов его завладеет слова, наконец, своею страною и будет жить в мире и спокойствии ( Иез.28:25,26 ). Сила Египта, на которую надеются царь и народ и думают, что она может служить для народа Божия жезлом, на который он мог бы опереться, – будет сломана и уничтожена ( Иез.29:1–7 ); мечь истребит жителей и страна будет пустыней в продолжении 40 лет ( Иез.29:8–12 ), и хотя Египет снова и будет восстановлен, но сила его вперед будет ничтожна ( Иез.29:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Замечание. Нужно еще посмотреть, как произвольно объясняют происхождение этих глав оспориватели. Иные относят их к какому-нибудь самарянину, который будто бы сам от себя издал такое откровение с намерением указать на неправильность новопостроенного храма и побудить иудеев построить, уже вместе с самарянами, новый общий храм. Другие приписывают кому либо из евреев возвратившемуся из плена позднее других и добивающемуся себе участка в Палестине. Но почему бы в последнем случае заниматься главным образом измерением храма и города? Почему, в первом случае, иудеи приняли в св. канон книгу, подложенную от столь ненавистных им самарян? Впрочем, оставляя открытую, как свет дневной, истину, обыкновенно начинают уже бредить. Второе замечание. В одном издании английском (The Monthy Magazin and. Britisch Register London 1798 p. 189), неизвестный изъявил сомнение и в подлинности пророчеств на языческие народы (гл. Иез.25–32 ; гл. Иез.35,36 ; и гл. Иез.38,39 ). Но уже и немецкие столь мнительные и кропотливые ученые едва удостаивают возражателя замечания, что нет ни нужды, ни пользы опровергать основанное на одной прихоти сомнение. Ибо совершенно ясно происхождение сих пророчеств от одного и того же св. писателя, кому принадлежит вся книга. Встречаются здесь обычные Иезекиилю обозначения года, месяца и дня, когда последовало откровение; также часты воззвания: сыне человечь; те же формулы: обрати лице на… слышите слово Господне.... Бысть слово Господне ко мне… и уразумеют, яко Аз есмь Господь и пр. и в сих пророчествах, как в предыдущих, цари часто называют nagid и naschi, указываются те же осадные орудия daik. (circumvallatio) и melolah (agger) ( Иез.26:8 сл. Иез.4:2; 13:13; 21:27 ). Наконец, здесь везде та же тщательность в раскрытии предмета, то же обилие эпитетов, даже (в Иез.28:14 ) указывается на видение славы ( Иез.1:13; 10:2 ). Если же часто в сих пророчествах упоминается преисподняя ( Иез.26:20; 31:14–17; 32;18–13 ), то этого требовал предмет, и это очевидно не доказывает того, что сии пророчества, по своему свойству, различны от прочих. Вообще сказать о встречающихся подобного рода сомнениях и возражениях, что они не более, как нечистые насекомые, – беспокоят изучающего, и, останавливаясь для их отражения, невольно жалеешь о потере на это времени и труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48     О книге пророка Иезекииля Содержание, разделение и происхождение книги . Пророка Иезекииля можно назвать боговдохновенным истолкователем плена вавилонского, смысла и значения его в системе промышления Божия об Израиле. Родом священник, отведенный с Иехонией в плен, пророк Иезекииль действовал среди сельских колонистов из еврейских пленников, оставляя Вавилон для своего великого соработника, придворного пророка Даниила. Результатом свыше двадцатилетней деятельности пророка ( Иез.40.1 и Иез.29.17 ср. с 12) и явилась его большая книга. Но в отличие от Исаии и Иеремии, Иезекииль, пленный, удаленный от своих рассеянных по Халдее соотечественников, вероятно просто писал (а не произносил) свои пророчества для распространения в народе ( Иез.2.9 ): мы видим его только иногда говорящим прямо к народу ( Иез.24.18 ) или старейшинам (да и то пришедшим к нему) ( Иез.8:1, 14:1 ); кроме того, перед народом совершаемы были им символические действия, вообще же «язык его был привязан к гортани и он был нем» ( Иез.3.26 ), открывая уста лишь в исключительных случаях ( Иез.24.27 ) 1 . Посему он часто в книге приводит места из прежних писателей – прием скорее писательский, чем ораторский 2 . Но нельзя ввиду этого согласиться с рационалистическими толкователями Иезекииля, что он скорее писатель, а не пророк: пророчествовать можно и письменно; а благодаря такому характеру пророческого дара, который можно назвать литературным, книга Иезекииля выгодно отличается от других пророческих книг строгим единством содержания, последовательностью и систематичностью. Рядом пророческих речей, видений и символических действий Иезекииль сначала, обличая нечестие Иудеи, предсказывает падение Иерусалима и окончательное пленение народа, а после разрушения царства предрекает погибель прямым и косвенным виновникам этого разрушения, старым и современным врагам Израиля (окрестным языческим народам), а Израиля утешает светлыми картинами великого будущего, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для ВЗ очень характерно отождествление И. с горой Сион, к-рая также именуется святой (Пс 2. 6). В Пс 48 Сион и И. предстают центром мира, местом встречи неба и земли (ср.: Иез 5. 5; 38. 12; подробнее см.: Clifford R. J. The Cosmic Mountain in Canaan and the Old Testament. Camb. (Mass.), 1972; Levenson J. D. Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible. Minneapolis, 1985). В ВЗ часто говорится о том, что с Сионом или И. будут враждовать народы, но Сион и И. останутся непобежденными (Пс 46; Ис 29. 1-8). При этом указывается, что неприступность Сиона для врагов зависит от нравственного поведения избранного народа (Иер 7. 1-15; Пс 15; 24). Даже после разрушения И. оставался местом, на к-рое возлагались надежды об избавлении от плена (ср.: Пс 136. 5: «Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня, десница моя»). Утверждается обычай обращаться в сторону И. с молитвой (Дан 6. 10-11). Появляются пророчества о восстановлении И. Прор. Иезекииль уподобляет это восстановление новому исходу из Египта (Иез 20. 33-40; ср.: Ис 51. 10-11). В И. будет воздвигнуто вечное святилище (Иез 37. 26-28). Опустошенная земля И. станет Эдемским садом (Иез 36. 22-38). В пророческих книгах Сион приобретает черты небесной горы, к-рая превосходит все земные горы (Иез 20. 40; 40. 2; Ис 2. 2-4; Мих 4. 1-4). В видении Иезекииля И. оказывается переименован: «А имя городу с того дня будет: «Господь там»» (Иез 48. 35). У прор. Исаии восстановленный И. описывается как построенный из драгоценных камней (Ис 51. 11-12; ср.: Ис 13. 16-17). При этом для пророков характерно противопоставление нынешнего положения И., который уподобляется блуднице (Иер 2. 20-21, 32 сл.; 3. 1-13; Иез 16. 1-58) и называется «городом нечистым и оскверненным, притеснителем» (Соф 3. 1), его буд. величию и славе: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни» (Зах 8. 3). В межзаветной литературе На эволюцию образа И. в эллинистический период большое влияние оказали события, связанные с осквернением храма Антиохом IV Епифаном и последующими Маккавейскими войнами, в ходе к-рых в 164 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010