Гл. 24. 25. Продолжение. Гл. 26. Обетования, высказанные в Св. Писании по отношению к земле, суть, действительно, образные выражения, но, правильно истолкованные, также подтверждают веру в воскресение плоти. Гл. 27. Учение о воскресении очень часто скрывается и под другими образными выражениями. Гл. 28. Продолжение рассуждения. Прообразы воскресения. Гл. 29. Место из пророка Иезекииля ( Иез.37:1–14 ). Гл. 30. Еретики стараются словам пророка придать значение аллегории и полагают видеть в этом восстановление иудейского государственного строя. Опровержение этого мнения. Гл. 31. Слова эти не содержат никакого ясного обетования восстановления иудейского государственного устройства, ибо это восстановление обещано всем людям вообще. Гл. 32. Все должны воскреснуть, равно как и те, которые были пожраны дикими зверями и поглощены морем. Произвольное отношение еретиков к изречениям пророков, которые они то считают аллегорическими, то считают нужным признать за ними прямой смысл. Гл. 33. Переход к Евангелиям. Здесь также далеко не все выражено в притчах, особенно относительно воскресения, конца мира и всеобщего суда. Гл. 34. Грехопадением человек погубил себя, как со стороны духовной, так и со стороны телесной. Восстановление и спасение обещано также человеку в его целости – в духовной и телесной природе. Когда Христос говорит, что Он хочет спасти погибшее, то, очевидно, Его спасающая деятельность будет направлена и на восстановление плоти. Гл. 35. Телесное восстановление следует еще из того, что в Евангелии очень ясно говорится о наказаниях телу, которым оно будет подвержено в аду. Гл. 36. Доказательство воскресения лежит в ответе Иисуса Христа, данном саддукеям, приведенном у Луки ( Лк.20:27–39 ). Гл. 37. Устранение возражения на основании места у Иоанна ( Ин.6:64 ) 190 . Гл. 38. Столь же убедительными являются, как и слова самого Господа, те воскрешения мертвых, которые были совершены Им. Гл. 39. Переход к свидетельствам о воскресении плоти, взятым из посланий Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

«Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах... Цари земные любодействовали с блудницею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её... Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю... помёт раскидаю на лица ваши, помёт праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» ( Ис. 3:14 ; Откр. 18:3 ; Мал. 2:2–3 ). «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так, ибо Царство Моё не от мира сего и дружба с миром есть вражда против Бога! А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь над нами, как у прочих народов; отвергли Меня, чтобы я не царствовал над вами. Я дал тебе царя во гневе Моём», и другие владыки кроме Меня господствовали и сделали сынов свободных рабами человеков ( Лк. 22:25–26 ; Ин. 18:36 ; Иак. 4:4 ; 1Цар. 10:19; 8:5, 7 ; Ос. 13:11 ; Ис. 26:13 ; 1Кор. 7:23 ). «Священники нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого… хотя должны учить народ Мой отличать священное от несвященного» ( Иез. 22:26; 44:23 ). Кому уподобились пастыри и архипастыри, « Церковь Божью святотатственной рукой приковавшие к подножью власти суетной, земной» (А. Хомяков «Остров», 1836)? Не Исаву ли, продавшему своё первородство за чечевичную похлёбку ( Быт. 25:30–34 )?! «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, а кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы он был первородным между многими братьями... А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви... Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» ( Евр. 12:22–23 ; Рим. 8:29 ; 1Кор. 6:4, 16 ). И вот пастухи, продавшие овец своих на заклание, говорят: «Благословен Господь; я разбогател!» ( Зах. 11:3–5 ). «Слушайте же... созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда! » Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин... Народ мой пойдёт в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою; сойдёт в преисподнюю слава их и богатство их... Ибо грядёт день Господа Саваофа на всё гордое и высокомерное и на всё превознесённое, – и оно будет унижено» ( Мих. 3:9–12 ; Ис. 5:13–14; 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 . О чествовании св. икон Иер.1:26–28 . Здесь говорится о грубом идолопоклонстве царей, князей, священников и пророков «дома Израилева», которые дерево и камень признавали за «богов», ко Господу же «обратили спину, а не лицо», – а не об иконопочитании православных людей, применение этих слов к которым, как молящимся перед деревянными св. иконами, так же неосновательно, как неосновательно было бы применение этих слов к св. пророку Моисею: Числ.10:34–36 . О храме Иер.3:16 . Эти слова относятся к вероломным евреям, которые в ветхом завете нередко отступали от истинного Бога и Христа не приняли, за что пророк Иеремия обещает евреям находиться в стыде и сраме: ст.20–25, и лишиться Ковчега завета, что мы видим уже исполнившимся. К православным христианам эти слова пророка не имеют никакого отношения, а равно как и применение этих слов к храмам православным, в которых находятся изображения явлений и событий библейской истории, так же неосновательно, как не основательно было бы применение их к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:29–35; 8:11 , виденному прор. Иез. 41:17–20, 25; 43:5 . О недостойных пастырях О светильниках и фимиаме О храмах Иер.7:4–8 . Этими словами Господь делает укор судьям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст.9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст.10, 11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи произвести разрушение храма: ст.13, 14 и пленение народа: ст.15, следовательно, в этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как все-таки он называется «домом Господним»: ст.2, дом, – где «Лицо Мое» и «имя Мое»: ст.10, 14, т. е. лицо и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот действительно был разрушен, то все-таки по Божию внушению построен был новый «дом Господа»: 1Ездр.1:1–3; 5:2 , а потому совершенно неосновательно приводит в отрицание новозаветных храмов тексты, относящееся к ветхозаветному храму и народу иудейскому а не к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Естественно, что и детей они рождали бы нечистых ( Пс.50:7 ). Но «теперь – говорит апостол – дети ваши святы». – Когда это «теперь»? Когда один из родителей, напр., муж – христианин, верующий в Господа. Такой муж, по толкованию сектантов, от жены язычницы, грешной по природе, может будто бы породить чистое и безгрешное дитя. Как же, однако, возможно, чтобы из горького источника потекла сладкая вода, или от гнилого корня выросли здоровые ветви (Ср. Иак.3:11,12 )? – Это остаётся загадкой и для сектантов. Слово же Божие ясно учит нас, что нечистая мать не может родить чистое дитя: «кто родится чистым от нечистого? – спрашивает прав. Иов, и отвечает: ни один» ( Иов.14:4 ). В виду сказанного, очевидно, что ап. Павел не мог только за плотское рождение от смешанных браков называть детей святыми. Если же он именовал их так, явно, – это были крещёные дети, омытые и освящённые благодатью Христовой ( 1Кор.6:11 сн. Иез.36:25,26 ). И предположить это весьма естественно. В самом деле: допустите, что отец, хозяин дома – христианин. Разве он утерпит, чтобы не привести ко Христу всех детей своих? Это невозможно. – Тоже надобно сказать и относительно матери христианки: она бы тихонько от мужа язычника окрестила своё дитя, – как и бывает теперь в семьях, где муж – штундист, а жена – православная. И так, 14-й ст. 7 гл. 1 посл. Коринф. ясно свидетельствует нам, что при апостолах христианские дети были крещены, ибо некрещёных людей ап. Павел нигде не именует святыми. Вот и подумайте об этом, и скажите мне по совести: запутываю ли я вас своими вопросами? Сектанты были в недоумении. Они не знали, что им делать – соглашаться со мной или утверждать своё. Их выручил Поликарп. Он сказал: – Ну, пусть будет по-вашему. Пускай от смешанных браков дети родятся по плоти нечистыми. А от обоих христианских родителей – ужели дети нарождаются также с нечистотой? Этой нечистоте, по-нашему, не откуда взяться. Ведь христиане омыты и освящены именем Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.6:11 ). Им все грехи прощены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым. Господь создал воду для того, чтобы ее положить освящающим, очищающим, оживотворяющим естеством. Водою был потоплен грех при Ное, водою же была попалена жертва, принесенная праведником. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. «И окроплю вас чистою водою, — говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам» (Иез. гл. 36, 25—26). Водное естество освящается для того, чтобы через себя освятить прежде всего человека. Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским Крещением, ибо Иорданским освящением освящается вода для таинства. Но этого мало. Не только человек очищается водою при рождении, но через то же водное естество освящается и вся природа. Человек лишь венец творения, высшая точка его, и все, на что накладывает он свою греховную печать, заражается тем же грехом. Через человека находится во грехе вся природа. «Тварь и доныне соболезнует и совздыхает нам», — говорит ап.Павел. Поэтому Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу. Мы совсем забываем, насколько тесно мы связаны с миром горним, с Ангелами и святыми, забываем об этой связи, без которой нет и Церкви нашей, без которой не можем ни совершить богослужения, ни надеяться на вечную жизнь. И с миром дольним мы также не чувствуем связи. Мы считаем, что существует отдельно человек и природа. В лучшем случае мы еще признаем, что природа живет, что живут растения и животные, так как это уже трудно отрицать. Но мы утеряли то, о чем надлежало бы знать: Бог сотворил мир, Он есть Жизнь и все, сотворенное Им, — Им и живет — или Бога нет вовсе. Бог в творении прежде всего является как Жизнь, и это для нас, верующих, открывается именно сегодня, когда мы предстоим здесь вместе с Иоанном Крестителем, которому воспевали, чтобы он встал с нами и запечатал бы наше пение, чтобы он снова возвел свой взор к Духу Святому и духовно соединился с нами при этом великом богослужении: «Руку твою, прикоснувшуюся Пречистому верху Владычню, с нею же и перстом Того нам показал еси, воздежи о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновения имея много: ибо болий пророк всех, от Него свидетельствован еси.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Мы и поревновали спасению тех, которые явили чистосердечное единение духа в союзе любви и мира, в искреннем желании стать причастниками даров Бога Духа, от Бога Отца, чрез Бога Сына изливаемых, преподаваемых и сообщаемых в таинствах Христовых. Господь же сердцеведец, споспешествуя благому желанию вашему, братия единоверцы, и благопопечительности нашей о вас, показал мне тогда дом 3 среди вас, для временного храма, и человека-старца 4 из среды вас, для избрания его строителем тайн и преподавателем даров Божиих людям, уразумевшим волю Его и покоряющимся святой Его Церкви. Его преблагим Промыслом, открылись тогда вдруг, в очах ваших, в одно время, и дверь небесных Таин, и лестница надежная для хотящих взойти на небо, в царствие Его. Чрез молитвы нашего архиерейского священнодействия храм этот освящен, и уготован в алтаре Царю славы престол, на котором совершается величайшее таинство Евхаристии – бескровная, умилостивительная жертва непорочного Агнца, закланного на жертвеннике крестном за грехи мира, приносимая священнослужителем о вас, и о всех, и за вся; – а чрез рукоположение архиерейское, Божественною же благодатью, всегда немощная исцеляющею и недостаточная восполняющею, тот немощной старец ваш поставлен во пресвитера, которому дарована власть и сила свыше – пасти словесное стадо, тайнодействовать, учить и быть стражем чистоты веры и того учения, которое проповедывал сам Бог – Слово и Его Апостолы. Какое замечательное сближение священных событий (простой случай так не может устроить)! Не более, как в три дня, явился здесь и храм с неизъяснимым богатством дарования духовного на трапезе Господней, – явился и строитель Таин, чтобы вы могли питаться вкушением тела и крови Христовой, а с тем вместе поддерживались на скользком пути к вечной жизни, Божественными силами, и от других таинств вам сообщенными. Словом: в самое короткое время открыты вам, по благодати Божией, таинственные, живоносные, неиссякаемые источники, из которых всегда можете почерпать жизнь и бессмертие, очищаться от всех нечистот, получать сердце ново и дух нов ( Иез.36:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

Навсегда ли продлится отвержение Иудеев? Нет. Апостол Павел удостоверяет, что Бог не отверг народа своего, что наступит время, когда Иудеи обратятся к вере во Христа, и тогда Бог снова восприимет в свою любовь и милость некогда возлюбленного, потом отверженного Израиля отрока своего. «Не хочу вас оставить в неведении о тайне, – говорит Павел, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока взойдет (в Церковь ) полное число язычников, и таким образом весь Израиль спасется, как написано: приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:25–26 ). Не мудрено, что тогда народ Божий, рассеянный повсюду, снова соберется и вступит в обладание землей обетованной и Иерусалим снова сделается его столицей. И не на это ли указываете пророк Иезекииль, когда говорит: «так сказал Господь Бог: Я возьму вас из среды народов, соберу вас от стран, по которым вы рассеяны, и введу вас в землю вашу, и очищу вас и дам вам сердце новое.., и вы будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» ( Иез.36:24–28 ). Сам Христос Спаситель дает нам право заключать, что продолжающееся доселе жалкое состояние Иерусалима, есть временное, когда говорит: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» ( Лк.21:24 ). Мы видим, что до сих пор Иерусалим попирается язычниками. Во время земной жизни Христа до равноапостольного Константина он был под властью языческих римских императоров; потом после краткого владычества в нем христианских римских же царей, он был под властью народов неверных – Персов и Арабов, и наконец подпал владычеству Турок, которые до сих пор попирают святой город. Но рано или поздно эти времена язычников кончатся, Евангелие проповедано будет всей твари, все народы сделаются христианскими, – тогда и Израильтяне не захотят остаться одинокими, примкнут к обществу спасаемых верой в Христа Иисуса, и что мудреного, повторяем, если по приведенному пророчеству Иезекиилеву, они снова соберутся в свою родную землю и водворятся в Иерусалиме, исконном достоянии своем?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но этого мало: Христос явися, всю тварь хотя обновити. Эта неотделимость человека от твари проходит через все богослужение. Сегодня еще мы молились: Помилуй нас и мир Твой... Мы в христианском сознании не отделяем себя от того мира, в котором живем, и Христос явился на Иордан не только для того, чтобы восставити падшее человеческое естество, но и обновить всю тварь через естество водное. Ты во Иордане крестившись, Спасе наш, воды освятил еси, дланию раба рукополагаемый, и страсти мира исцеляяй. Но почему именно через воду освящается мир? Вода с самых первых дней творения является одухотворяющим, освящающим естеством. Еще не было мира, а Дух Божий носился над водами, как над самым чистым. Господь создал воду для того, чтобы ее положить освящающим, очищающим, оживотворяющим естеством. Водой был потоплен грех при Ное, водою же была попалена жертва, принесенная праведником. Через воду в Ветхом Завете совершалось очищение. И окроплю вас чистою водою, – говорит пророк Иезекииль, открывая тайну духа, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез. 36:25-26). Водное естество освящается для того, чтобы через себя освятить прежде всего человека. Каждый из нас при духовном рождении освящается Иорданским крещением, ибо Иорданским освящением освящается вода для таинства Крещения. Но этого мало. Не только человек очищается водою при рождении, но через то же водное естество освящается и вся природа. Человек лишь венец творения, высшая точка его, и все, на что накладывает он свою греховную печать, заражается тем же грехом. Через человека находится во грехе вся природа. Тварь (с нами) совоздыхает и соболезнует даже доныне, -говорит апостол Павел (Рим. 8:22). Поэтому Господь освятил водное естество, чтобы через него освятить и всю природу. Мы совсем забываем, насколько тесно мы связаны с горним миром, с ангелами и святыми, забываем об этой связи, без которой нет Церкви нашей, без которой не можем ни совершать богослужения, ни надеяться на вечную жизнь.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Об этом обычае, идущем от времён апостольских, свидетельствует, напр., Тертуллиан, писатель 2-го века по рождестве Христовом. Жаль, что не знаете вы прошлых судеб святой церкви нашей. Вы не восставали бы тогда против её божественных порядков... Поликарп о чём-то посоветовался с Авдеем, порылся в своём Евангельице – и закрыл его. В толпе пронёсся весёлый шёпот. Лица всех оживились. – Я жду ответа, сказал я. Можете думать и совещаться между собой, сколько угодно. Только, пожалуйста, не забывайте моего вопроса. III. Наступило долгое молчанье. Среди сектантов поднимается глухой ропот. Наконец, один из них произносит громко: – Что вы затрудняете братьев наших пустыми вопросами, которых нет в Писании? Нешто это беседа? вы капканы и сети расставляете нам, а не истину выказываете... – Напрасно, друзья мои, заподозриваете вы меня в таких нехристианских намерениях. Я не запутать стараюсь вас, а распутать из сетей, в которые вы уже попали – Вот вы говорили, что дети христианские святы по одному плотскому рождению, а доказать этого не можете. Да и никто того не докажет. Прочтите хорошенько место из посл. к Коринфянам, на которое вы ссылаетесь в своё оправдание, – вы сами согласитесь со мной. «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим», пишет апостол. Что это значит? То-ли, что язычница – жена, через сожительство с христианином мужем, становится чистой по природе, и ей не нужно уже крещение? – Ни в каком случае: перерождение плотского человека в «сына света» (Ср. 1Петр.2:9 ; 2Кор.4:6 ) совершает один Господь в крещении ( Ин.3:5–6 ср. 1Кор.6:11 ; 2Кор.5:17,18 ; 1Ин.2:29 ; Иез.36:25,26 : Ин.1:13 ). Человек же человека переродить не может. Он может молиться о нём Богу, может своей любовью и кротостью постепенно привести его к познанию истины, – и только в этом смысле христианин освящает или спасает своего ближнего ( 1Кор.7:16,17 )... Вникните же и в дальнейшие слова Апостола: «иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». «Иначе»... Если бы родители оставались язычниками, – природа их была бы не очищенной действием благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посему-то жертвенное животное, имеющее взять на себя проклятие смерти, чтобы сообщить смертным начало жизни, должно было отличаться особенными признаками полноты жизнн и воспроизведения жизни; таковыми признаками были: цвет животного рыжий (красно-бурый) – символ жизненности в крови, совершенного непорочность ее, пол ее – женский, как могущий производить жизнь, и небытие под ярмом, как символ сохраненной, ненадломленной жизни под рабством греху и смерти. Сожжение жертвы вне стана, а не на жертвеннике при скинии, указывало на то, что в среде самого церковного ветхозаветного общества не было лица, которое по своей непорочности могло бы взять на себя и понести проклятие смертное всего общества, и еще – на то, что эта жертва служила очищением людей, ставших вне церковного общества чрез осквернение трупною нечистотою. Вместе с жертвою сожигались: кедровое дерево, по своей крепости и негниючести, как символ неувядаемого продолжения жизни, иссоп по своему щелочно-очищающему свойству символ очищения от смертного тления, и нить червленого цвета, как символ полноты жизни. Добытый таким способом пепел делался религиозным противоядием смерти и средством очищения от трупной телесной нечистоты. 2. Какой прообразовательный смысл жертвы рыжей юницы и кропления водою очищения? – Жертва рыжей юницы, по своему символическому значению, как жертва, служащая к снятию смертного проклятия за грех, прообразовала, по объяснении. бл. Феодорита и Августина, совершенную и вольную жертву Иисуса Христа, который принял на Себя смертное проклятие чрез вольную поносную смерть на кресте, чтобы всех искупить от клятвы закона и бывшим вне Церкви язычникам приобресть благословение Божие и очищающую благодать Св. Духа (см. Гал.3:13–14 ). Заклание и сожжение жертвы юницы вне стана прообразовало распятие и смерть Христа вне стен Иерусалима ( Евр.13:11–12 ), кедровое дерево прообразовало силу креста Христова, червленая нить – Его животворящую кровь, а иссоп – освящающую и очищаю силу благодати Христовой. Все роды строго предписанных законом телесных очищений, особенно очищение от нечистоты смерти, как ясного знака греха и проклятия, символически указывали на иную, гораздо большую нечистоту сердца, очищение которой ветхозаветными людьми только ожидалось в будущем, в царстве Мессии ( Иез.36:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010