В самом доме Божием воздвигались языческие алтари, приносились идольские жертвы. Так Ахаз, царь иудейский, повелевает первосвященнику Урии заменить медный жертвенник храма новым, по образцу жертвенника языческого, который он видел в Дамаске, - и приказание царя исполняется беспрекословно (4 Цар. 16:10-16). Во времена иудейского царя Манассии в храме Божием сооружен был не один жертвенник языческий и даже был поставлен истукан Астарты, позволялись гадания, ворожба, вызывание мертвых и прорицателей, а сын царский был проведен через огонь (4 Цар. 21:4-7; 23, 4—6; 7, 11; Иерем. 7:31). При иных царях «заперли двери притвора и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжения во святилище Бога Израилева» (2 Пар. 29:7).    Многие места Библии говорят нам и о том, что ветхозаветные пастыри совершенно не радели о своих обязанностях. В те дни Израиль оставался «без Бога Истинного, и без священника учащаго, и без закона» (2 Пар. 15:3). Сама книга закона была утеряна. Священники и левиты, как свидетельствует Сам Господь через пророков, «творят ложь и неправду» (Иерем. 5:31; 6, 13; 23, 11; Соф. 3:4; Мал. 2:8); «спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикера» (Ис. 28:7); «нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» (Иез. 22:26); «не говорили: где Господь?» (Иерем. 2:8); покланялись солнцу и луне и всему воинству небесному (Иерем. 8:1-2); учили за плату (Мих. 3:11) и даже, как разбойники, убивали на пути в Сихем, и совершали мерзости (Ос. 6:9).    Все внимание пастырей сосредоточивалось на видимом, на показном благочестии. В результате этого в среде левитского священства наблюдалось отсутствие одухотворенности, что лишало их благодатных даров, способствовавших достойному прохождению вверенного им служения, и лишало общения с Богом. В силу такого разобщения ветхозаветного священства с Иеговой, оно не могло оказать влияния на народ, а если и оказывало, то только своей недостойной жизнью, которая действовала на еврейский народ развращающим образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). «Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела, которые он делал, не припомнятся; в преступлении своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согрешил, умрет» (Иез.18:24). «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24). § 274. Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к другому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставляющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой отдает себя на посмеяние и поругание врагам своим, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «станут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» (Лк.14:29—30). Посему святое Божие Слово тем только верным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают до конца» (Мф.10:22); которые «начатую жизнь твердо сохраняют до конца» (Евр.3:14), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21), до конца «подвигом добрым подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» (2 Тим 4:7). Сим «соблюдается венец правды» (2 Тим 4:8). Поэтому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие — вечную жизнь — получить. § 275. Препятствия к совершенному спасению и получению вечного блаженства. 1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злыми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», — говорит апостол (Еф.6:12). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить», — говорит святой Петр (1 Петр 5:8). 2) Плоть наша со страстями и похотями восстает против нас, ибо «плоть желает противного духу», — говорит апостол (Галл.5:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ). «Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела,... которые он делал, не припомнятся; в преступлении своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согрешил,... умрет» ( Иез.18:24 ). «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» ( 1Кор.9:24 ). § 274. Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к другому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставляющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой отдает себя на посмеяние и поругание врагам своим, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «станут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» ( Лк.14:29–30 ). Посему святое Божие Слово тем только верным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают... до конца» ( Мф.10:22 ); которые «начатую жизнь твердо сохраняют до конца» ( Евр.3:14 ), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» ( 2Петр 2:21 ), до конца «подвигом добрым... подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» ( 2Тим 4:7 ). Сим «соблюдается... венец правды» ( 2Тим 4:8 ). Поэтому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие – вечную жизнь – получить. § 275. Препятствия к совершенному спасению и получению вечного блаженства. 1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злыми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», – говорит апостол ( Еф.6:12 ). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», – говорит святой Петр ( 1Петр 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

( Быт.17:9-14 ) По указанию Писания обрезание имело нравственное и таинственно преобразовательное значение. В своем нравственном смысле и значении обрезание внушало человеку необходимость бороться со своими греховными стремлениями, необходимость самоограничения не только плоти, но сердца и ушей, то есть отсечение, искоренение всех дурных сердечных помыслов, склонностей и стремлений ( Втор.10:16 ; Лев. 26:41 .; Иер.4:10 ; Иез.44:9 ; Деян.7:51 ). Отсюда истинно обрезанным, по Апостолу, является не тот, у которого «обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве». ( Рим.2:28-29 ) Что касается таинственно-преобразовательного значения обрезания, то значение это изъясняет св. ап. Павел. Так в послании к Римлянам Апостол называет обрезание «печатью правды веры» (IV, 11, печатью праведности через веру), то есть обрезание было действенно и имело значение только при вере в обетованного Искупителя. В частности Апостол видит в обрезании прообразовательное указание на новозаветное крещение. Апостол говорит христианам, что во Христе «вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол.11:11-12) Таким образом, по Апостолу, рукотворенное ветхозаветное обрезание предизображало собой нерукотворенное новозаветное обрезание – крещение, состоящее в совлечении тела греховного или, как говорит Апостол: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Еф.4:22, 24 ) По словам церковных песнопений, обрезание и совершение этого обряда именно в восьмой день по рождении младенца изображало будущую «непрестанную осмаго века жизнь, в нюже Владыка обрезался плотию» (Тропарь по 4й песни канона 1 января). Совершение этого обряда указывало на искупление, когда «Господь человеческая прегрешения обрезует: дает спасение миру (Кондак праздн. 1 января), «свет возсия новыя благодати» (Тропарь по 1й песни канона 1 января). Как глубоко таинственный прообраз союза человека с Богом через веру во Христа, обрезание называется заветом вечным:

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Вообще о том, что душа покидает тело, Библия сообщает неоднократно. Первым таким указанием является предсказание Бога о смерти Авраама: «Ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй» (Быт. 15, 15). Таким образом Господь утверждает, что смерть для Авраама будет заключаться в отхождении его к отцам, и в погребении его тела. Совершенно очевидно, что это — два различных действия, совершаемых различными субъектами. Душа Авраама отошла в шеол, где уже находились его предки, а тело было погребено в двойной пещере. Нельзя отождествлять могилу Авраама с тем местом, где находились его отцы, ибо его предки были похоронены или в Уре (вплоть до Фарры), или в Харране (Фарра — Быт. 11, 32). Поэтому слова книги Бытия прямо свидетельствуют о различной участи души и тела после смерти: «И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое напротив Мамре… Там похоронены Авраам и Сарра, жена его» (Быт. 25, 8-10). Если мы обратимся к еврейскому тексту, то мы увидим еще более яркое свидетельство ухода души в иной мир. Буквально книга Бытия говорит: «И приобщен был к народу своему» , подчеркивая тот известный Православию факт, что после смерти душа не ходит где ей вздумается, а ведется в приготовленное для нее место. То же самое Библия говорит и про Измаила (Быт. 25, 17), Исаака (Быт. 35, 29), Иакова (Быт. 49, 33), Аарона (Числ. 20, 24), Моисея (Втор. 32, 50), Давида (Деян. 13, 36), Иосию (4 Цар. 22, 20) — все они, хотя умерли в самых разных местах (Едом, Египет, Иерусалим, Синайский полуостров, Палестина) и похоронены в разных могилах (а у Моисея и вовсе не известно место его погребения (Втор. 34, 6)), но все они приложились к народу своему. При сектантской антропологии это необъяснимо, но вполне укладывается в учение Церкви о бессмертии человеческой души. По справедливому мнению свят. Филарета Московского, «как Авраам не пошел к предкам своим, и не присоединился к народу своему, по телу, ибо умер в земле чуждой: то выражения сии были бы неуместны, если бы не относились к состоянию духовного человека по смерти. Из этого и других мест Св. Писания видно древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единство судьбы (Ис. 14, 9-10, Иез. 32, 18)» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вспомним слова Библии: «Сделай жертвенник пред завесою, которая пред ковчегом откровения где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ и сделай из них состав, стертый, чистый, святый это будет святыня великая» ( Исх.30:1,6-7 ). Ветхий Завет с осторожностью, но допускает изображения священных реалий, изображение духовного мира. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх.25:18,22 ). Это повеление указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал в давире двух херувимов из масличного дерева И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар.6:23, 28-29 ). Напомню, херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ( Иез.41:17-25 ). Мусульманам можно указать на то, что в этом храме, в котором были изображения ангелов, был и сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И этот Храм Христос называл Своим домом ( Мк.11:17 ). VII Вселенским собором было объяснено: поклонение – только Богу; изображениям – только почитание. Для православного христиан всегда была актуальной заповедь «Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи». Св. Феодор Студит в IX в. писал о том, что честь, которую оказывают иконе, – направлена на первообраз. VII Вселенский собор, объясняя смысл иконопочитания, определил, что изображения должны быть везде, дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать. Иконы напоминают людям о Боге и тем самым побуждают к молитве. Православные христиане почитают иконы, но не поклоняются им, как идолам. Однако мусульмане часто указывают на то, что среди людей, называющих себя христианами, нередко можно наблюдать таких, которые поклоняются иконам, как идолам.

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

Господь говорит: «…Душа согрешающая, та умрёт» ( Иез.18:4 ).  И даже в Новом Завете святой апостол Иаков предупреждает: «Сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:15 ), а в Послании к римлянам сказано: «И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлёю в возмездие им, да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда» ( Рим.11:9–10 ). Речь здесь идёт о пагубности греха. Вспоминается и евангельский случай с исцелением слепорожденного , когда ученики Христовы спросили, кто согрешил: тот человек или родители его. Такая постановка вопроса при виде слепого указывает на некоторую распространенность мнения, что болезни могут являться следствием грехов родителей. Однако в данном случае апостолы получили от Господа отрицательный ответ: «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:3 ). Достойно замечания, что сам человек, находясь в отдалении от Бога, открывает душу для сил злобы поднебесной. Не всё определяет дурная наследственность. Движение человеческого сердца к Богу, при благодатной поддержке, способно на многое. Беды и напасти, в земной жизни, могут быть следствием греха. «Бог поругаем, не бывает. Что посеет человек, то и пожнет»( Гал.6:7 ). Господь ждёт от человека настоящего покаяния. Характерный пример – возвещенное Давиду, после того как он тяжко согрешил, определение Божие (озвучено через пророка Нафана): « … не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, что б она была тебе женою… Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем…Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь …. умрет родившийся у тебя сын». ( 2Цар.12:10–14 ). Вот частичная иллюстрация того, что происходило в доме Давида после совершения им отмеченного выше греха: После того как Давид согрешил с Вирсавией, их первенец умер. Сын царя Давида Амнон возжелал свою сестру Фамарь и обманным путём завлек её к себе, а затем изнасиловал и прогнал вон ( 2Цар.13:1, 14-17 ), другой сын Авессалом, узнав об этом, возненавидел Амнона и предал его смерти ( 2Цар.13:28-29 ), потом замыслил убить отца и занять его престол, и, когда Давид бежал, на глазах у всего города вошёл к его наложницам ( 2Цар.16:20-22 ).

http://sueverie.net/rodovoe-prokljatie-f...

Господь попустил, чтобы Филистимляне взяли и св. херувимов в плен, Он попустил язычникам дважды разрушить жилище Свое – храм Иерусалимский, который освятил Сам, обещая пребывать в нем «во век» ( 3Цар. 9:3 ). Мучители и распинатели Христа не были наказаны при жизни, хотя легионы ангелов могли стать на грозную защиту Его, но горькая ожидает их участь на небе, как и всех хулителей святыни Господней! # Помни слова Господа: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез. 33:11 , 2Цар. 14:14 )! III. Вопросы и ответы православного 1) Где в св. Писании запрещается почитание священных изображений? 1) Нигде. Сектанты не могут указать ни одного места в Писании против почитания св. икон, а приводят из него места, говорящие все об идолах да кумирах, а не об иконах. 2) Где в Писании говорится о священных изображениях? 2) Моисею повелел Господь сделать из золота двух херувимов: посреди них Он являлся Моисею и объявлял народу Свою волю ( Исх. 25:18–22 ). На завесе, отделяющей от святилища «Святое Святых» (то же, что наш иконостас, была завеса), сделаны были, по повелению Божию, вышитые искусною работою изображения херувимов ( Исх. 26:31, 36:18 , 2Пар. 3:10–14 ), как и на стенах и дверях храма ( 3Цар. 6:23–29 и 34–35). 3) Молились ли пред священными изображениями? 3) Да, молились: поклонялись пред ними (Давид Пс. 5:8, 131:8 ); падали лицом до земли (Иисус Нав. 7:6 ); приносили жертвы пред ними (Соломон 3Цар. 3:15 ) и воспевали ( Пс. 137:1–2 ); кадили фимиамом ( Исх. 30:1, 6–8, 40:5 ); зажигали светильники и лампады ( Исх. 37:17, 23, 27:20–21 ), то есть молились ветхозаветные праведники пред священными изображениями так, как и мы, грешные, молимся. 4) Почему молились пред св. изображениями святые люди? 4) Без сомнения, они молились пред священными изображениями потому, что Бог велел молиться пред ними, ибо чрез священные изображения Господь проявлял Свою Божественную силу: 1) сокрушал идолов ( 1Цар. 5:1–5 ); 2) карал язычников ( 1Цар. 5:6–12 ); 3) наказывал не почитающих священные изображения ( 1Цар. 6:19–21 ); 4), наказывал без страха Божия обращающихся с ними. Приведем примеры последнего, ибо о том, как Он сокрушал идолов и карал язычников, мы уже видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Действительно, нечестиво даже и помыслить это. Если бы, с другой стороны, Он был меньше Родившего, и иного существа, а между тем Его почли бы равным, то не сделал ли бы Он всего, чтобы не считали Его таким? Но Он поступает напротив, говоря: " Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне " (Иоан.10:37). Равным образом и тогда, когда говорит, что " Я в Отце и Отец во Мне " (14:10), Он указывает нам на равенство. Ему следовало бы со всей силой опровергнуть это, если бы Он был меньше, и решительно никогда не говорить: " Я в Отце и Отец во Мне " , или: " Я и Отец – одно " (10:30), или: " видевший Меня видел Отца " (14:9). А между тем Он, кода у Него была речь о силе, говорил: " Я и Отец – одно " (10:30), и когда была речь о власти, опять говорил: " как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет " (5:21). Но этого Он не мог бы делать, если бы был другого существа; а если бы и мог, то Ему не следовало бы этого говорит, чтобы не подумали, что (у Них) одно и тоже существо. Если для того, чтобы не считали Его противником Богу, Он часто говорит и то, что Ему несвойственно, то тем более следовало (поступить так) в том случае. Но Он и словами: " дабы все чтили Сына, как чтут Отца " (Иоан.5:23), и словами: дела, " что творит Он " , и Я также творю (ст.19), и тем, что называет Себя воскрешением и жизнью (11:25) и светом миру (8:12), – показывает, что Он равен Родившему, и утверждает то предположение, какое составили себе иудеи. Видишь ли, как много Он говорил, чтобы защитить Себя в том, что Он не разоряет закона? А мнение о равенстве Своем с Отцом не только не опровергает, но и утверждает. Так и в то время когда они сказали: ты говоришь хулу, потому что творишь Себя Богом (Иоан.10:33), Он подтвердил это, указав на равенство дел. 2. Но зачем я говорю о том, что Сын так поступал (говорил о Себе уничиженно), когда и Отец, не восприявший плоти, делает тоже самое? И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного. Так слова: " воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? " (Быт.3:9), и: " посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них " (18:21), и: " теперь Я знаю, что боишься ты Бога " (22:12), и: " будут ли они слушать, или не будут " (Иез.3:11), и: " о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! " (Втор.5:29) сего народа, и также: " нет между богами, как Ты, Господи " (Пс.85:8), – это и многое другое подобное, встречающееся в ветхом завете, очевидно недостойно величества Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Дух пребывает на человеке (Суд. 3:10) и в человеке (Чис. 27:18), в его сердце (Ис. 63:11), Дух наполняет человека (Исх. 31:3) и обнимает его (Суд. 6:34), Дух находит на человека (1 Цар. 10:6, Иез. 11:5), говорит в нем (2 Цар. 23:2), Дух может телесно унести человека (4 Цар. 2:16). По анализу словоупотребления видно, что сошествия Духа на людей бывают различны как по своей продолжительности, так и по своему характеру: краткие и поверхностные, как у судей, или длительные и глубокие, как у пророков . Но о жизни в Духе, о которой нам известно из Нового Завета, говорить не приходится. Block справедливо проводит различие: если в Ветхом Завете Дух находил на избранных людей, чтобы они были исполнителями какой-либо специальной божественной воли, то в Новом Завете Дух постоянно обитает в верующих . Боговидец Моисей, в ответ на ревность Иисуса Навина, порожденную необычным увеличением пророчествующих, желает, чтобы Бог поместил бы Его Дух во всех людей так, чтобы они могли бы пророчествовать (Чис. 11:29). Из этого восклицания видно, что в те времена исполнение Духа Божия было редким уделом немногих даже среди праведников. Но и на удостоившихся принять Его, Он пребывает не постоянно: Дух находит на личности и оставляет их, иногда из-за их греха: не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня (Пс. 50:13), так, по толкованию свт. Афанасия, царь Давид " молится, чтобы Дух пророческий сошел на него, ибо Он оставил его по причине греха " , ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:5). В третьей книге Ездры содержится целая молитва о ниспослании Духа: если я приобрел милость у Тебя, ниспошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было соделано в мире от начала, что было написано в законе Твоем (3 Езд. 14:22). Таким образом, Святой Дух, передававший пророкам слова Божии, понимается как Божественный автор священных писаний. Действия Духа на личность человека многоразличны: Дух научает (Исх. 31:3), подает силу (Мих. 3:8), утверждает на дела благие (Пс. 50:14) и ведет по пути Господнем (Пс. 142:10). Kaiser отмечает, что " одним из наиболее важных, но вместе с тем наиболее трудных аспектов в Ветхом Завете является попытка точно описать действие Святого Духа в личном опыте обновления и освящения в этом Завете " . Сам Kaiser отвечает отрицательно на вопрос, было ли перерождение личности под воздействием Духа в Ветхом Завете, указывая при этом на то, что весть о рождении от Духа в Ин. 3:6 прозвучала новостью для ветхозаветного книжника Никодима. Но этому противоречит изречение Самуила: и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком (1 Цар. 10:6). Таким образом, Дух не просто управляет личностью, но Своим присутствием воздействует на все существо человека, изменяя его.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010