Глава 39 Гибель Гога Она предсказана уже в конце предшествующей главы; но желая, вследствие особенной важности ее для славы имени Божия, представить ее еще в более потрясающем виде, пророк повторяет все предсказание о нашествии Гога вкоротке (ст. 1–8), чтобы затем остановиться исключительно на гибели; описывается большая добыча, полученная от гибели неприятельского войска Израилем (9–11); так как эта добыча выразится во множестве горючего материала, то пользование ею будет собственно очищением земли от остатков нечестивого войска, каковое очищение потребует в сожжения трупов (12–16); после добычи Израиля от войск Гога описывается добыча от них зверей земных (17–20); изображение всего ужаса катастрофы заключается указанием на цель ее: для язычников – откровение славы Божией (21–24), для Израиля – окончательное восстановление его (ст. 25–29). Иез.39:1 . Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! См. объяснение Иез.38.2 , который здесь сокращен, как и естественно в повторении. Иез.39:2 . И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. «Поверну» – см. объяснение Иез.38.4 . – «Поведу тебя». Евр. шишшетиха – странная форма от нигде не употребленного глагола шаа, в котором предполагают значение «водить на помочах»; LXX καθοδηγησω, «наставлю», Вульг. educam; другие, предполагая корень шеш, «шесть»: «накажу тебя 6 карами» (перечисленными в Иез.38.22 ), или: «оставлю от тебя шестую часть». Тарг.: «обольщу». Пешито: «соберу». – «От краев севра» – см. объяснение Иез.38.6 . – «Горы Израилевы» Иез.38.8 . Иез.39:3 . И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Скифы славились как стрелки из лука, почему Геродот называет их " ιπποτοξοται (IV, 46); ср. Иер 5.16, 6.23 . «Угроза очень конкретна: лук держат левой рукой, а стрелу правой» (Берт.). «Бог сделает Гога неспособным сражаться» (Тр.). Иез.39:4 . Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. |
Иез.33:22 . Но еще до прихода сего спасшегося вечером была на мне рука Господа, и Он открыл мне уста, прежде нежели тот пришел ко мне поутру. И открылись уста мои, и я уже не был безмолвен. Как ранее пророк был приведен в молчание не внешним принуждением, но самим Богом ( Иез.3.25 ), так и теперь, хотя молчание его должно было разрешиться известием о падении Иерусалима ( Иез.24.27 ), оно прекращается целым днем ранее получения им этого известия (ср. Иез.24.2 и объяснение его): еще вечером накануне получения известия пророк приходит в экстаз ( «была на мне рука Господа» – см. объяснение Иез.1.3 ), в котором он должно быть получил все откровения этой главы (и ст. 1–20). – «И открылись уста мои и я уже не был безмолвен». Мог смелее и свободнее говорить, так как исполнение пророчеств обнаружило пред всеми в нем истинного пророка. См. объяснение Иез.3.26 . Иез.33:23 . И было ко мне слово Господне: Настоящая речь (23–29 ст.) направлена против оставленных на родине завоевателем евреев, которые очутились таким образом единственными обладателями св. земли и стали предаваться благодаря этому несбыточным мечтам о скором восстановлении царства: результатом этих мечтаний было восстание потомка Давидова Измаила и убийство им вавилонского наместника Годолии ( Иер 41.1–2 ), а затем новое (3-е) переселение евреев, в Вавилон в 23 году Навуходоносора, через 5 лет по разрушении Иерусалима. Известие о таком настроении оставшихся на родине евреев, имевшем так печально окончиться, пророк мог получить от тех же беглецов, от которых он получил (по ст. 21) известие о падении Иерусалима. Но эта речь могла быть написана и впоследствии, когда восстание против Годолии произошло или готовилось, а помещена здесь при систематизации речей. Иез.33:24 . сын человеческий! живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: «Авраам был один, и получил во владение землю сию, а нас много; итак нам дана земля сия во владение». «На опустелых местах», какою была вся страна: селиться можно было только на развалинах. Тем безрассуднее были мечты «живущих». – «Авраам был один». Начатки той гордости плотским происхождением от Авраама (ср. Ис 51.2 ), которая так разрослась ко времени Спасителя. Если Авраам один стал владетелем Ханаанской земли, то целому ряду ( «а нас много») потомков Авраама тем более можно рассчитывать на такое владение. – «Нам дана земля сия во владение». Самонадеянность, совершенная противоположность угнетенному настроению пленников. Ср. Иез.11.15 . Они внезапно почувствовали себя владетелями земли – пусть она будет вся в развалинах, им нужно только протянуть руки, чтобы взять ее; взять ее можно без всяких усилий. |
Возобновляется обетование Иез.11.19–20 ; см. там «Сердце новое», восприимчивое ко всему божественному. – «Дух новый», именно Божий, как объяснимся в след. ст. Это и производится в христианстве Духом Святым, который сообщается верующим только после крещения; ср. ст. 25. Иез.36:27 . Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. «Дух Мой», посредством чего только и возможна жизнь, вполне сообразная с волею Божией. Обетование о даровании Духа Святого, менее, впрочем, ясное, чем у Иоиля. «В заповедях Моих и уставы Мои…» см. объяснение Иез.5.6 . Иез.36:28 . И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. Только при таком условии возможна для Израиля жизнь в св. земле ( Лев. 25.18–19 ; Втор 5.16 ) и восстановление заветных отношений с Богом (см. объяснение Иез.11.20 ). «Я», евр. анохи длинная форма вместо ани – единственный раз у Иезекииля, тогда как ани 138 раз, ради чего весь стих считали глоссой из Иер 30.22 , но случай может объясняться тем, что с Ос 1.9 такая форма местоимения в этой формуле стала господствующей. Иез.36:29 . И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода. Следствием очищения от грехов ( «нечистот» – имеется в виду главным образом идолопоклонство, как главный грех и источник других) будет возвращение земле благословения Божия. – «Призову хлеб». Растения, как и вся бездушная природа, повинуются слову Божию (ср. Пс 104.16 ), которого одного достаточно, чтобы они выросли. Иез.36:30 . И умножу плоды на деревах и произведения полей, чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода. Не только хлеб будет умножен, но и другие полезные людям растения – древесные плоды, травы, зелень. «Поношения... из-за голода», слав. «гладные укоризны». Голод является позором для страны, потому что он – знак гнева Божия, из-за которого Бог лишает страну Своего благословения. Иез.36:31 . Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши. |
Иез.48:28 . А подле границы Гада на южной стороне идет южный предел от Тамары к водам пререкания при Кадисе, вдоль потока до великого моря. Подобно северной границе (ст. 1), описывается и южная в евр. дословно по Иез.47.19 ; см. объяснение там. После «Гада» LXX: † «от восток». – «Южный предел», евр. темана, – Феман, см. объяснение там же. – «От Тамары», греч. απο Θαιμαν, слав. «от юга» (в XLVII гл. – «от Фемана»), – нередкое употребление этого слова, но не подходящее здесь. – «К водам пререкания при Кадисе» – греч. και υδατος βαρυμως Καδης, слав. «воды Варимоф-Кадиса», неточная транскрипция евр. мериват, в XLVII гл. правильно Маримоф, но там неточно «Кадим». – «Потока», евр. нахала означает и наследство, посему LXX: «наследия» (в XLVIÏ «продолжающееся»). Иез.48:29 . Вот земля, которую вы по жребию разделите коленам Израилевым, и вот участки их, говорит Господь Бог. «По жребию», см. объяснение Иез.45.1 и Иез.47.22 . Как велики были уделы колен в представлении пророка? Если так точный в числовых данных пророк не указывает размера их, то должно быть потому, что их легко исчислить по даваемым им границам св. земли и величине священного участка. Протяжение св. земли от указанной пророком сев. границы до южной составит 3 1 3 геогр. градуса, 50 геогр. миль (350 верст 371 километр). Ширина священного участка, если единицею меры его является «трость» Иез.40.5 , составит 10–11 геогр. миль. На долю 12 колен остается таким образом ок. 40 геогр. миль, – каждому колену 3 13 мили. Длина участка с з. на в., равная ширине Ханаана от Иордана до Средиземного моря, около 11 миль (Следовательно, для князя по бокам священного участка остаются узкие полосы земли не более, чем в 1 2 мили шириной, при длине в 10 миль, ширине священного участка). Иез.48:30 . И вот выходы города: с северной стороны меры четыре тысячи пятьсот; «Выходы» – тоц " от – трудно определить, чем отличается это понятие от «ворот», которым посвящен этот отдел: должно быть большею общностью: включает и стены, длина которых повторяется здесь (ст. 16; ср. Притч 4.23 ; см. объяснение Иез.42.11 ). Это как бы общее надписание отдела. |
Изображая духовное блуждение ее с самодельными божествами, Иезекииль продолжает Божественную речь так (между прочим): «взяла шитые платья свои и одела их (языческие божества) и ставила пред ними душистое масло мое и благовонное курение мое. И хлеб мой, который я давал тебе, и пшеничную муку, оливковое масло и мед, которыми я кормил тебя, ты отдавала их к услаждению их обоняния. Это точно было, говорит Господь Иегова. И взяла сыновей своих и дочерей своих, которых ты родила мне, и заколола их в пищу им (речь о приношении людей в жертву Молоху), мало ли того, что ты блудила? Ты блудила с соседями своими Египтянами ( Иез.16:26 )… Блудила ты с Ассириянами, не зная сытости ( Иез.16:28 )… Пустилась блудить по земле Ханаанской до самой Халдеи, но и тем не довольствовалась ( Иез.16:29 ). Как должно быть испорчено сердце твое, говорит Господь Иегова, когда все это ты делала более, нежели какая либо самовольная блудница» ( Иез.16:30 ). «У тебя, при блудодействе твоем вышло наоборот против того, что бывает с женщинами: не за тобою гонялись, и не тебе давали подарки, а ты давала подарки, вышло наоборот (т.е. Иудеи приносили мнимым богам жертвы, ничего сами от них не получая)». Содом и Самария меньше были развратны. И при всех своих мерзостях и при любодействе своех, ты не вспомнила о днях юности своей, когда ты была гола, нага и брошена» ( Иез.16:22 )… Подобным образом в другом месте олицетворяет Пророк царства Иудейское и Израильское, представляя их в виде двух женщин Оголы и Оголивы. Были две женщины, дочери одной матери, так сказано было Пророку, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости и т.д. изображается духовное блудодейство избранного народа, чрез перенятие пороков и особенно идолопоклонства, с Ассириянами и Халдеями ( Иез.23 ); по разрушении Израильского царства или отвержении Оголы, сестра ее Оголива – Иудейское царство – «это видела и хуже ее занялась любодейством ( Иез.23:11 ). Она более и более продолжала блудить, вспомнив дни молодости своей, в которые блудила на земле Египетской» ( Иез.23:19 ). |
Иез.30:20 В одиннадцатом году, в первом месяце, в седьмой день месяца, было ко мне слово Господне: Март (пасхальный месяц) 587 г., за 4 месяца до разрушения Иерусалима, менее чем через 3 месяца после даты Иез.29.1 . Иез.30:21 . сын человеческий! Я уже сокрушил мышцу фараону, царю Египетскому; и вот, она еще не обвязана для излечения ее и не обвита врачебными перевязками, от которых она получила бы силу держать меч. «Сокрушил» – прошедшее время указывает на совершившийся факт: отражения египетского войска, предпринявшего поход на освобождение Иерусалима. – «Мышцу» – армию. – «И вот она еще не обвязана» – для излечения; слав. «и се, не помолися (не обратился к врачам) еже дати ему цельбу». – «Врачебными перевязками» евр. хиттул απ. λεγ. медиц. термин. LXX: «пластырь», μαλαγμα. Иез.30:22 . Посему так говорит Господь Бог: вот, Я – на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его, здоровую и переломленную, так что меч выпадет из руки его. «Посему» – так как начало уже сделано (Сменд). – «Здоровую» – другую часть армии. – «Переломленную» еще более и окончательно. Иез.30:23 . И рассею Египтян по народам, и развею их по землям. Повторение Иез.29.12 и тожественный со ст. 26. Иез.30:24 . А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему меч Мой в руку, мышцы же фараона сокрушу, и он изъязвленный будет сильно стонать перед ним. «А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими». Бог еще увеличит и без того значительное могущество Навуходоносора (для окончательного поражения Египта) новыми победами, между прочим и взятием Иерусалима. – «Меч Мой» – неотразимый. Что Навуходоносор – орудие Божиих судов, эта мысль часто повторяется у Иезекииля. – «Мышцы же фараона» и т. д. до конца стиха совершенно иначе у LXX: «и наведет его на Египта, и пленит пленение его, и взмет корсти его». Поразительный пример разногласия между двумя столь авторитетными представителями библейского текста – «и он изъязвленный будет сильно стонать». Должно быть указание на личную судьбу фараона Офры, действительно убитого. |
Иез.12:19 . И скажи народу земли: так говорит Господь Бог о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: они хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней. «Народу земли» обозначает обыкновенно все население страны ( 4Цар 21.24 ) или простой народ ( Иез.22.29 ); так и здесь под ним могут разуметься подданным того царя, о котором до сих пор была речь; хотя пророк уже не живет между ними и не может в собственном смысле говорить ( «скажи») к ним, но живость, с которою он следит за судьбою отечества, позволяет ему в соплеменниках своих, видеть его представителей; притом же он пишет для времени, когда все должны сознать, что им говорил пророк. – «Потому что» слав. точнее: «яко да», «чтобы». Весь трагизм будет в том, что иерусалимляне и иудеи вообще своею окончательною растерянностью от страха сами должны содействовать тому, чтобы их злой рок постиг их тем скорее. – «Земля его», т. е. Иерусалима; LXX без местоимения. – «Изобилия» – жителей, произведений, богатств. – «За неправды…» Пс 106.34 . Иез.12:20 . И будут разорены населенные города, и земля сделается пустою, и узнаете, что Я Господь. Ср. Иер 4:27, 9:11 . «Нужно заметить, что одновременно Иеремия пророчествовал в Иерусалиме, а Иезекииль в Вавилонии, и пророчества первого посылались к пленникам, а второго к жителям Иерусалима, чтобы можно было убедиться в промышлении одного в разных странах Бога» (блаж. Иероним). Иез.12:21 . И было ко мне слово Господне: До Иез.14.11 идет ряд речей об истинном и ложном пророчестве, вызванных должно быть все усиливавшимся недоверием к пророческим предсказаниям. Недоверие это вызывалось 1) медленностью исполнения пророчеств; 2) умножением ложных пророков; 3) ненадлежащим пользованием истинными пророчествами. Первому предмету посвящены два откровения в XII гл.: Иез.12.21–25 и Иез.12.26–28 , первое из которых, направленное главным образом против оставшихся на родине иудеев, говорит о непреложности предсказаний, второе – против пленников – о близости их исполнения, но то и другое откровения тесно связаны между собою потому что нескорое, не при нынешнем поколении, исполнения угроз Божиих для этого последнего равносильно было бы их совершенному неисполнению. |
Иез.40:26 . Подъем к ним – в семь ступеней, и преддверия перед ними; и пальмовые украшения – одно с той стороны и одно с другой на столбах их. Иез.40 :26а 22b. «Преддверия», евр. еламав, LXX еламы; «перед ними» – LXX «внутрьуду» см. 22 ст.: должно быть разумеется притвор – портик Е (может быть, описка вместо «еламо» – см. 25 ст.), потому что с ним связываются далее: «Пальмовые украшения – одно с той стороны и одно с другой на столбах их», букв. «и пальмы у него», ло, т. е. у «елламав», или «ворот», LXX: их. Притвор портик Е был важнейшей частью всего сооружения ворот и если существовали только две пальмы (т. е. орнамента) друг против друга, то их лучше помещать на столбах портика у самого выхода его во двор храма (священнейшая часть ворот); по возможно, что смысл выражения здесь разделительный и указывает на симметрическое расположение пальмовых украшений по всему зданию ворот (см. объяснение ст. 16 кон.). Симметрическое расположена пальмовых орнаментов – новая, сообщаемая пророком подробность: при обозрении северных и южных ворот не одна такая подробность прибавлена к картине ворот, по-видимому, полно очерченной по восточным воротам. Иез.40:27 . И во внутренний двор были южные ворота; и намерил он от ворот до ворот южных сто локтей. Иез.40:27 ст. 19 (см. об.) и 23. Иез.40:28 . И привел он меня через южные ворота во внутренний двор; и намерил в южных воротах ту же меру. Измерение и обозрение внутреннего двора начинается с южных ворот, потому что у них стоит пророк. Для измерения этих ворот пророк проходит со своим спутником всю длину их до самого двора, как то делается далее в ст. 32 с восточными воротами. Иез.40:29 . И боковые комнаты их, и столбы их, и притворы их – той же меры, и окна в них в притворах их были кругом; всего в длину пятьдесят локтей, а в ширину двадцать пять локтей. Называются важнейшие части здания ворот: боковые комнаты, (ст. 7), столбы между ними (ст. 10) и притворы (еламмав см. объяснение 22, 25, 26 ст.) с окнами в них (евр. ло, ему), т. е. в воротах и в еламмав (притворах, – должно быть единственное число см. объяснение 25 и 26 ст.) и указывается величина ворот. Все это во внутренних воротах размерами вполне отвечало внешним воротам. |
Иез.34:26 . Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. Новые отношения между Богом и Израилем коснутся и бездушной (не одушевленной лишь, как в 25 ст.: зверей) природы, сообщив ей необыкновенное плодородие; так как последнее в Палестине зависело всецело от дождя, то о нем и речь ближайшим образом. – «Холма Моего», т. е. Сиона, общее – Иерусалима с его храмом, который по XLVII гл. будет каким-то таинственным образом (см. объяснение там) обусловливать исходящею из него рекою плодородие будущей (таинственной) обетованной земли. Иез.34:27 . И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. Ср. Лев. 25:18–19, 26:3–4 . – «Безопасны» – слав. «с надеждею мира». – «Сокрушу связи ярма их». Израиль мыслится под образом подъяремного животного. Ярмо состояло, как и теперь, из двух частей, связанных поперечным бревном. – «Освобожу из руки поработителей их». Ближайшим образом разумеется освобождение от халдейского ига. Иез.34:28 . Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать их. Иез.34:29 . И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов. «Полевые звери», может быть, синоним «народов». – «Насаждение славное». Может разуметься вся растительность земли, которая по Иез.36.35 станет настоящим раем. Но выражение напоминает и нередкое у пророков ( Ис 11.1 ; Иер 23.5 ; ср. Иез.17.22 ) представление Мессии под образом отрасли; такому пониманию благоприятствует употребленный здесь глагол, точнее переводимый не «произведу», а как у LXX: «восставлю», и чтение LXX: «сад мирен» (читали шалом, мир, вместо лешем, во имя, славный). «И не будут к тому малы числом на земли» – только в слав. Библии. – «Не будут уже погибать от голода на земле», особенно частого во время постоянных опустошительных войн у евреев с соседями (подтверждение для «мирный» LXX); вообще же Ханаан отличался плодородием. – «Посрамление» за бедность, доходившую до голода. |
Иез.39:26 . И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их, См. объяснение Иез.16.63 . Иез.39:27 . когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов. Израиль, как и язычники, мог сомневаться в могуществе Иеговы ввиду плена и рассеяния своего: возвращение из этого плена окончательно восстановит в Израиле правильное и твердое понятие о Боге, честь (святость) Его имени. Иез.39:28 . И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них; «Испытания Израиля, так как и благодеяния, полученные им от Бога, возвысят мысль его к Богу и покажут ему, что все с ним происходит по воле Божией» (Тр.). – «Рассеяв их между народами». LXX: «внегда явлюся им во языцех». – «И не оставлю уже там ни одного из них». «После падения Вавилона все израильтяне могли возвратиться в свою страну и те, которые добровольно остались на чужбине, имели, по крайней мере, в Ханаане свое отечество и в храме Иерусалимском место своего культа» (Генг.). Иез.39:29 . и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог. Через влияние Духа Божия на Израиля последний получит возможность жить в строгой сообразности с волей Божией ( Иез.11.19–20 ), греху не будет уже места, почему Богу не нужно будет отвращать гневного лица Своего от Израиля. Таким образом, этот стих – хороший переход к XL-XLVIII гл., излагающим именно те требования воли Божией, в которых Израиль будет ходить при теократии конца времен и который сделают его ненарушимо блаженным. – «Потому что Я изолью дух Мой». LXX: «зане излиях ярость Мою» – должно быть по Плач 4.22 ; Ис 40.2 , но против контекста. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: |
| |