1:18. Не ясно, идет ли здесь речь о верующих, возрожденных через Евангелие (ср.: 1:21; 1 Пет. 1:23; см. коммент. к Ин. 3:3,5), или о сотворении человека по слову Божьему (Быт. 1:26); «начаток» (первые плоды), вероятно, говорит в пользу начала нового творения. Это ясно в обоих случаях: Бог, дарующий жизнь, противостоит «похоти», которая порождает грех (1:15), и это служит иллюстрацией благодати Божьей, даруемой человеку (1:17).     1:19—27 Истинная религия    Иаков теперь обращается к тому, как следует переносить испытания (1:2—18). Пример зилотов, чьи идеи обрели популярность в иудейской Палестине, что в итоге привело к разрушению Иерусалима, не могслужить образцом для подражания. Иаков осуждает не только насильственные действия, но и разговоры о насилии, которые сопутствуют им.     1:19. Это были, насколько известно, одни из самых популярных увещеваний в еврейской литературе мудрости, начиная с притчей (напр.: Прит. 14:29; 15:18; 16:32; 19:11); найти подобные параллели в греческих источниках довольно затруднительно. Иаков противопоставляет эту библейскую и традиционную мудрость духу противления, который привел к уничтожению его страны.     1:20. Военное сопротивление иудеев, направленное против власти Рима и его приверженцев из иудейской знати, преподносилось как орудие праведного гнева Божьего. Но Иаков связывает праведность с миром (3:18) и непротивлением злу (5:7).     1:21. «Нечистота», скверна, в данном контексте должна относиться к неправедному гневу (1:20); «кротость» же — это добродетель, непротивление.     1:22. Воспринять слово (1:21) означает больше, чем просто услышать его; нужно жить в соответствии с полученным словом (1:19,20). (Предположение, что «привитое слово» связано с концепцией стоиков о " внутренней причине», представляется несостоятельным: «внутренняя» причина не требует импульса извне.) Хотя большинство иудейских учителей (некоторые не придерживались этой точки зрения) расценивали знание закона выше его практического воплощения в жизнь (поскольку они считали, что практика зиждется на теории), все они были единодушны в том, что для исполнения закона нужно и то, и другое. Тезис о том, что важно не только знание истины, но и ее воплощение на практике, был серьезным нравственным принципом в литературе мудрости и был очевиден для читателей. Слушать и не исполнять равносильно самообману (ср.: Иез. 33:30—32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10 Память. Имеется в виду посмертная память о человеке. имя. Иначе говоря, репутация то же, что и память. 10 заповеди. Т.е. наставления мудрого учителя (см. 2,1; 3,1 и ком.). глупый устами преткнется. Т.е. сам навлечет на себя беду, поскольку, не постигая мудрости, пытается казаться мудрым. 10 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно. Букв.: «(тот, кто) ходит с чистым сердцем, будет идти безопасно». 10 Кто мигает глазами. См. 6,13 и ком. глупый устами преткнется. См. ст. 8 и ком. Эта фраза не подходит к первой поэтической строке стиха ни в качестве прямой параллели, ни в качестве антитезы. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) дает следующий вариант: «но тот, кто смело судит, приносит мир». 10 праведника. Т.е. мудрого человека. Мудрость и праведность мыслятся как взаимосвязанные понятия. источник жизни. Образ, сходный с образом «древа жизни» (см. ком. к 3,18). Источник жизни слова мудреца (ср. Иез. 47,1–12 и Откр. 22,1–3 ). 10 Ненависть. Это чувство отвергает добросердечие в человеческих взаимоотношениях. В 1Ин. 3,15 ненавидящий брата своего отождествляется с убийцей. Ненависть, попирая все установленные связи, разрушает человеческое общество. покрывает. Стремясь сохранить гармонию человеческих отношений, любовь скрывает все, что способно нарушить их. Идея этого стиха используется в Иак. 5,20 и 1Пет. 4,8 . 10 сберегают знание. Мудрый человек продолжает учиться, уже не будучи учеником; глупец же считает, что он знает все. уста глупого. Примечательно, что глупец в большинстве случаев предстает болтуном (ст. 6,8,13,18,19,31,32). Послание Иакова, своего рода «книга Притчей» НЗ, также затрагивает эту тему ( Иак. 1,26; 3,1–12 ). Наставлениям о том, когда уместно молчать, а когда говорить, отводится в учительной литературе значительное место (см. 26,4.5; Иов 38,2; 42,1–6 ). 10 крепкий город. Речь идет об изменчивости жизни. Спокойствие и уверенность состоятельного человека основываются на его богатстве (28,11), однако он легко может убедиться в его призрачности (11,4.28; 18,10). Только Бог способен надежно защитить человека (3,5.6; 23,4.5; 30,7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Это, возможно, было установлено для гарантированного обеспечения сеном и фуражом колесничих и кавалерийских коней. Противоположный пример, когда монарх дарил землю одному из своих вельмож, известен из ассирийских источников царя Ашшурбанипала. Своим декретом царь освобождал этого вельможу от взимания налогов с выращенного на этих землях урожая и с поголовья скота. 7:7. Свинцовый отвес. В настоящее время этот традиционный перевод считается неверным, так как выяснилось, что древнееврейское слово " апак родственно аккадскому аппаки, что означает «олово». Свинцовый отвес может быть со свинцовым или железным грузом и с его помощью определяют вертикальность конструкции. Израильский исследователь Ш. Пол полагает, что речь идет об оловянной стене, символе слабых укреплений Израиля (ср.: железные стены в Иер. 1:18 ; Иез. 4:3 ). В данный момент точный смысл этого выражения остается неясным. 7:10–17 Амасия выступает против Амоса 7:10. Пророческая весть как государственная измена. В Древнем мире бытовали представления о том, что пророки не только провозглашают вести богов, но и способствуют осуществлению божественной акции. В повелениях ассирийского царя Асархаддона своим вассалам он требует, чтобы они доводили до его сведения любые предосудительные или негативные заявления, исходящие от провидцев или толкователей снов. Неудивительно поэтому, что пророка, настроенного против царя, надлежало контролировать, дабы он не вносил смуту и не способствовал установлению беспорядка. Пророков, чьи слова могли побудить людей к бунту или накликать беду, нередко заточали в темницу. 7:13. Святыня царя. В Вефиле царем Иеровоамом II были установлены царские святилища, которые должны были служить центрами поклонения в Северном царстве ( 3Цар. 12:26–30 ). Амасия занимал скорее политический пост, поскольку священники в Вефиле назначались царем, а не занимали эту должность по наследству, как в колене Левия ( 3Цар. 12:32 ). Естественно, что Амасия был предан царю, а потому любые критические высказывания в адрес царя или его святыни в Вефиле воспринимал как оскорбление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20. Горе нам, – что, когда едим и пьем, не припоминаем о бывающей в нас от многоядения брани! 21. Горе нам, – что лишь только возбудят в нас демоны блудные воспоминания, как уже находят нас готовыми на то в сосложении с помыслами! 22. Горе нам, – что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! 23. Горе нам, – что так окаменены сердца наши, что часто, напряженно ища сокрушения и слез, не успеваем в этом по причине крайнего нерадения и разленения! 24. Горе нам, – что, когда Бог сказал: душа, яже согрешит, та умрет (Иез. 18, 4), мы нисколько не печемся о ней, хотя она непрестанно согрешает. 25. Горе нам, – что, тогда как тело наше падко на грех по причине насыщения и утех, мы до похотения раздражаем нечистые и скверные помыслы, чрез очи принимаем стрелы лукавого в сердца свои и чрез прикосновение к телам делаемся женонеистовыми конями, ни о разумном достоинстве своем не помышляя, ни вечного мучения не страшась! 26. Горе нам, – что о страданиях и болезни плоти много стенаем и беспокоимся, а о ранах и неизлечимых болезнях души болим нечувствием! 27. Горе нам, – что владычественная сила души подчиняется у нас рабе ее – плоти, и господствует худшее над лучшим, а не обе в едином желании работают создавшему их Богу! 28. Горе нам, – что грехи наши поновляются злыми и нечистыми помыслами, – и мы не различаем удаления от нас Бога и нашествия в нас нечистых духов! 29. Горе нам, – что, будучи несмысленны и неразумны, любим и восхищаем похвалы святых, а не подвиги их и дела! 30. Горе нам, – что в делании заповедей Божиих не проявляем ни страха рабов, ни усердия и благоразумия наемников, ни любви сынов! 31. Горе нам, – что в угождение людям не отказываемся все говорить и делать, нерадя о том, что праведно! 32. Горе нам, – что стыдимся лица человеков, когда грешим, а на стыд вечный никакого внимания не обращаем! 33. Горе нам, – что, будучи (рождены) от бедных и неславных родителей, не знали мы себя (думать о себе не думали), а давши пред Богом обет нищеты и неславности, любопримся, чтоб нас ставили наравне с богатыми и славными!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Страх», бывший обязательством завета для древнего Левия, назван здесь, как укоризненная антитеза к качествам обличаемым священников; это – тот самый «страх», за отсутствие которого Иегова обличает их в Мал.1:6 . (==+3 л. ед. ч. м. р. impf. каль от гл. «бояться»+суф. 1 л. ед. ч.) – «и он боялся Меня» – заключает в себе больший смысл, чем это выражение имеет на нашем языке. Страх Божий в Библии обозначает не просто боязнь чего-либо, не страх в смысле трусости или опасения, а скорее благоговения, соединенное с послушанием. Понятие это является в В. З. синонимом религии. § 71. . Выражение LXX перевели буквально π προσπου νματς μου, тоже – вульгата (a facie nominis mei) и тарг. («от лица имени Моего»); но сирский – просто дополнением («боялся имени Моего»). , собственно говоря, имеет причинное значение – «ради», «по причине» и обыкновенно употребляется при выражениях боязни, страха, благоговения, почтения и пр. Но хотя, так. обр., оно не тожественно с , однако, по особенностям русской стилистики, мы должны его переводить «пред» 1150 ; в данном случае – «пред именем Моим». О том, что выражение «пред именем Моим» равносильно выражению «предо Мною», – см. толк.1, 6, § 29 fin. может быть производимо от двух глаголов – (нифаль) и (шель или нифаль). Выбор между этими производствами должен определяться отношением значения этих глаголов к контексту и характером употребление каждого из них в Библии. По этим основаниям мы и предпочитаем производить от . Гл. в каль значит «б. пораженным, устрашенным» ( Иов.32:15 ; 4Цар.19:26 ; Ис.8:9; 20:5; 31:9; 37:27 : Иер.8:9; 14:4; 48:1, 20, 39; 50:2 ; Авд.9 ); в ниф. – 1) «б. уничтоженным» ( Ис.7:8; 51:6 ) и 2) «пугаться», «унывать», «бояться», часто на ряду с (напр., Втор.31:8 ; Нав.1:9; 8:1; 10:25 ; Иер.17:18 ), употр. с и с ( Иер.1:17 ; Иез.2:6; 3:9 ); ср. еще – Ис.30:31; 31:4 ; Иер.10:2 . Из этой справки видно, что разбор perf. 3 л. ед. ч. м. р. ниф. от гл. для настоящего случая не только вполне годится, но и подтверждается параллелизмом с и подчинением дополнения поср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

11:11–15. Времена года в Израиле. Период дождей приходится в Израиле на зимние месяцы, а сухой период – на летние. Период дождей начинается осенью («ранний дождь») и заканчивается весной («поздний дождь»). Эти дожди имеют большое значение, ибо способствуют общему повышению уровня влажности и смягчают почву перед вспашкой. Злаки убирают весной (ячмень – в мае, пшеницу – в июне), а в летние месяцы (в июле и августе) занимаются молотьбой и веянием. Виноград собирают осенью, а сбор урожая маслин продолжается до зимы. 11:18. Знаки. См. коммент. к 6:8,9. 11:29. Гаризим и Гевал. Горы, расположенные близ Сихема в центральной горной местности: Гаризим (высота 2489 футов) – на юге, Гевал (высота 3077 футов) – на севере. Это место избрано для указанной церемонии потому, что оно считалось центром обетованной земли ( Суд. 9:37 ) и отсюда можно было рассмотреть значительную ее часть. Долина, пролегающая между этими горами (вади Наблус), была одним из немногих проходов через этот регион. В юго-восточном конце эта долина очень узка (склоны гор отстоят друга от друга всего на четверть мили), и как нельзя лучше подходила для проведения этой церемонии. 11:29. Благословения и проклятия. В международных соглашениях того времени содержатся благословения и проклятия, уготованные договаривающимся сторонам за соблюдение (или несоблюдение) условий договора. Считалось, что благословения и проклятия будут посланы тем божеством, именем которого заключалось соглашение. Между 2-м и 3-м тыс. до н. э. благословения становились все более краткими, а проклятия – все более подробными. 11:30. Галгал. Это не тот Галгал, который израильтяне использовали как плацдарм в Книге Иисуса Навина, а пункт, расположенный в окрестностях Сихема, значительно севернее. Возможно, это Эль-Унук (Е1-Ипик), в 4 милях к востоку от Сихема. 12:1–32 Централизация богослужения 12:2,3. Святилища под открытым небом. Очевидно, такие святилища были широко распространены в Ханаане. Местные святыни вызывают у автора резкую неприязнь, так как они способствовали развитию «популярной» формы религии, содержавшей элементы хананеиского культа и несовместимой с учением Яхве. Поэтому богослужения во всех местах, связанных с хананейскими богами (Ваалом, Элом и др.), а также почитание Бога за пределами Иерусалима, «места, какое изберет Господь, Бог ваш» ( Втор. 12:5 ), было запрещено. Между святилищами под открытым небом и «высотами» (bamah), представлявшими собой религиозные центры городов и селений ( 3Цар. 11:7 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:16 ; 2Пар. 21:11 ; надпись Меши), существовало различие. Очевидно, «высотами» называли внутренние, достаточно просторные помещения, в которых жили жрецы и хранилась различная священная утварь. Четкое различие между двумя видами религиозных объектов проведено в 4Цар. 17:9–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

35:9–34. Кровная месть. Несмотря на то что библейский закон недвусмысленно говорит об обязанности «мстителя за кровь» отомстить за смерть родственника, этот обычай мог служить помехой отправлению правосудия. Чтобы дать родственникам «успокоиться» и провести надлежащее расследование, были учреждены шесть городов-убежищ. Для вынесения обвинительного приговора требовалось двое свидетелей ( Чис. 35:30 ), и только после этого «мститель за кровь» имел право умертвить убийцу ( Чис. 35:19–21 ; Втор. 19:12 ). Выкупить убийцу было невозможно ( Чис. 35:31,32 ). Это правило являет собой полную противоположность законам, действовавшим в других местах древнего Ближнего Востока. И хеттские, и среднеас-сирийские законы предусматривают возможность уплаты выкупа за жизнь убийцы. Ассирийский закон занимает промежуточную позицию, предоставляя родственникам погибшего выбор: умертвить убийцу или принять выкуп. 35:25,28. Смерть первосвященника. Не время, проведенное в ссылке, освобождает человека от вины за непредумышленное убийство. ( Нав. 20:2–6 ). Кровь убитого человека можно было искупить только другой смертью, ибо любое убийство связано с грехом кровопролития. Но поскольку обвиняемый не был признан убийцей, ему полагалось оставаться в убежище вплоть до смерти первосвященника. Поэтому освобождение от греха кровопролития происходило именно благодаря смерти первосвященника. Таким образом, даже смерть первосвященника продолжает его религиозное служение народу, избавляя людей от грехов (см.: Исх. 28:36–38 ; Лев. 16:16 ). 35:33. Осквернение земли кровопролитием. Земля обетованная, будучи даром завета, является священной и не может быть осквернена кровопролитием или идолопоклонством ( Иез. 36:17,18 ). Поскольку кровь – это источник жизни и дар Бога, осквернение, вызванное кровопролитием, может быть смыто только кровью. Поэтому даже кровь животных следовало выливать на жертвенник в качестве искупления за грех человека, заклавшего их (см.: Лев. 17:11 ). Вот почему осужденный судом убийца должен быть казнен, а смерть первосвященника очищает от осквернения, вызванного непредумышленным убийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Под великим пророком разумеется Сын Божий, Который возвестил людям во всей полноте волю Отца Небесного ( Ин.15:15 ). Пророком Его называет ап. Петр ( Деян.3:22, 7:37 ). Это название принадлежит Ему в буквальном смысле: Он предсказал о своей смерти, воскресении, о судьбе последователей и всего человеческого рода. Уподобляется Он Моисею потому, что как Моисей был посредник между Богом и людьми и вождь народа Израильского, так и Мессия Христос – Иисус есть единый ходатай Бога и человеков, вождь и законодатель завета нового ( 1Тим.2:5 ). Как Моисей вывел народ из рабства египетского, так Христос избавил людей от рабства диавольского и сделал их благодатными сынами Отца Небесного. Глава 28-ая. Благословение исполнителям закона Божия, и проклятие нарушителям 1–11 ст. В первой части своей вдохновенной речи Моисей рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев за повиновение закону Божию. Обещается счастие всюду – в жизни частной, семейной, общественной и государственной (12 ст.) и могущество в военном отношении (7 ст.). Счастлив и богат был народ при Давиде и Соломоне, когда слушался Господа. Во второй части (ст. 15–44) рисуются картины, возвещающие суд Божий за неповиновение закону Божию. Возвещается проклятие на все дела, если Израиль не будет слушать гласа Господа. Оно отразится на теле, которое будет поражаться всякими болезнями (ст. 22–27). Отразится на духовных силах, которые будут парализованы совершенно (ст. 29). Отразится на жизни семейной (ст. 18, 30, 32, 41) и на жизни общественной (ст. 43, 44). Военная слава вследствие проклятия померкнет, и Израиль 6удет рассеян по всем царствам земным (ст. 25). Пророчество об отдаленной бедственной судьбе Евреев 45–68 ст. Моисей пророческим взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя не видеть в речи Моисея предсказания о плене Вавилонском и не разуметь Вавилонян под тем народом, который Моисей описывает нашедшим на Израильтян (см. ст. 36, 49, 50, 48). Грозный завоеватель Вавилонский здесь, как и в речах пророков Иеремии, Иезекииля, Даниила и Осии, изображается под образом хищного орла, бросавшегося на добычу ( Иер.48, 49 ; Иез.17, 3 ; Дан.7:4 ; Ос.8:1 ). В стихах 64–66 Моисей изображает бедственное состояние Евреев во времена преемственного ряда пленов – Персидского, Египетского, Сирийского и Римского; когда, действительно, они терпели всякие истязания за веру, лишаемы были имущества и склонялись к идолопоклонству насильно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Глава 21 Меч Иеговы Глава заключает в себе три пророческие речи, произнесенные, вероятно (см. объясн. Иез.20.45 ) по выступлении Навуходоносора в поход против Иудеи и дышащие нравственным удовлетворением пророка от того, что заслуженный Иудеей и предсказанный им суд Божий над ней начал уже совершаться. В первой речи (ст. 1–7) пророк высказывает общий взгляд на приближающуюся войну, как на меч Божий, висящий над Иудеей (грядущее бедствие – кара Божия); во второй речи (ст. 8–17) доказывает, что меч этот уже совершенно готов (непосредственная близость кары); в третьей (ст. 13–32) предсказывает, что хотя аммонитяне, вместе с Иудеей восставшие против Навуходоносора, лежат на пути последнего в Иудею и должны бы были принять на себя первый удар завоевателя (что дало бы возможность Иудее собраться с силами), но последний займется сначала Иудеей; впрочем и аммонитян кара не минует. Иез.21:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к Иерусалиму и про­изнеси слово на святилища, и изреки про­роче­с­т­во на землю Израилеву, «Святилища» – храм; множественное число для обозначения совокупности всех его святынь (слав.: «на святыни») или ради 3 частей его. Иез.21:3 .  и скажи земле Израилевой: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я – на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого. Аллегорию горящего леса пророк объясняет аллегорией же – меча Божия. Но вторая аллегория понятна сама собою, потому что грядущий суд Божий есть именно суд мечом через посредство Навуходоносора; что он или вернее война его против Иудеи разумеется под мечом Божиим, ясно показывают, ст. 19, 30. – «Праведного и нечестивого». Что посылаемые Богом бедствия не делают различия между праведным и нечестивым, это тайна Провидения, отмечаемая не раз Св. Писанием: Иов 9.22 ; Пс 78.2–3 . Пророк Иезекииль не видел в этом обстоятельстве противоречия взглядам, выраженным в Иез.18 гл. (Следовательно, там праведнику обещается неземная жизнь). Но LXX, чтобы устранить это видимое противоречие и избежать порождаемого этим местом недоумения о путях Промысла, ставят здесь: «неправеднаго и беззаконнаго», а Таргум: «переселю твоих праведников из среды твоей, чтобы истребить твоих грешников». Замечательно, что и по взгляду пророка Иезекииля, так обличавшего Иерусалим, в нем были праведники (не один Иеремия).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010