Флп. 2,12 ; 1Ин. 2,17 ). 66:3–4 Пустые проявления внешней религиозности так же неприятны Богу, как и многобожие (ср. 1,11–14; 65,3–5). 66 задушающий пса. Так поступали жители Карфагена. свиную кровь. См. 65,4. собственные... пути. Несмотря на щедрость жертвоприношений, они сделаны не от чистого сердца. 66 Я звал. См. 65,12. 66 ненавидящие. Противостояние грешников и праведников, намеченное в гл. 65, данный стих изображает в более резких тонах. 66 возмездие врагам Своим. Данное пророчество исполнится окончательно во время Второго пришествия Христа ( 2Тим. 1,7–10 ). 66 Еще не мучилась... родила. Появление нового сообщества избранных будет стремительным и безболезненным (65,25). разрешилась. Это пророчество сбылось в рождении Церкви (ст. 5; Деян. 2; 8 ). 66 мать. Господь уподобляет Свою любовь к людям материнской любви к детям. 66 в огне, и колесницы. Образы пламени и бури ( Втор. 33,26 ; Пс. 17,6.11 ) сопровождают почти все ветхозаветные описания Бога, совершающего Свой суд (10,17.18; 29,6;30,27.28;64,1–3). как вихрь. Божественная кара будет стремительной и яростной ( Иер. 4,13 ). 66 все народы и языки. Все живущие на земле увидят торжество Царства Божиего (ср. Зах. 8,23 ; Откр. 7,9 ). славу. Т.е. славу Божию, открывающуюся в Его храме ( Иез. 11,22.23; 44,4 ). 66 из спасенных. Речь идет о людях, которые вопреки гонениям (ст. 5; Мф. 24,9–14 ) будут проповедовать народам славу Божию ( Ис. 66,18 ). в Фарсис. См. ком. к 23,5. к Пулу и Луду. Названия племен Северной Африки. к Тубалу. Область к северо-востоку от Чермного моря. Явану. Одно из названий малоазийских народов (ср. Иез. 27,13.19 ; Иоил. 3,6 ). возвестят народам. Все народы покорятся Господу и возрадуются при виде Его могущественных деяний (см. ком. к 24,14–16). 66 представят всех братьев ваших. Вместе с язычниками пребывающий в рассеянии народ Израиля возвратится к Богу (43,5; 60,4.9; Рим. 11,13 ). 66 новое небо и новая земля. Ср. 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 . семя ваше и имя ваше. Народу Божиему, радующемуся в лучах вечной славы, никогда больше не придется испытывать невзгоды или быть укоряемым (65,18.19; ср. Иер. 31,35.36 ; см. ком. к 43,1). 23 из месяца в месяц и из субботы в субботу... всякая плоть. С наступлением нового века вся вселенная будет славить Господа (ср. Зах. 14,16 ). В христианской церкви откроется возможность вечного и непрерывного богослужения, в котором будет деятельно участвовать «всякая плоть». 24 червь... огонь. В НЗ этот образ геенны места, где предаются огню нераскаявшиеся грешники, стал ключевой метафорой вечных мук и казней (48,22; 57,20; Мк. 9,47.48 ). Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

       мистическое, тотальное, мгновенное, окончательное, бесследное, ужасное – такое исчезновение уготовано вождям народа ложно благочестивым. Пс.72:20             Как сновидение проснувшегося, Владыко,                         [так] пробудив [их], Ты образ их презираешь. «Проснувшегося» – букв.: по просыпании. Явь быстро замещает сонное видение, оно рассеивается, превращается в ничто. Что остается от сна после пробуждения?.. – Таковы те, кто живет во лжи, когда «пробудит» их от этой жизни Господь. «Презираешь» – Нафан сказал Давиду: «почему ты презрел слово Яхве?» ( 2Цар.12:9 ). Давид ответил в покаянии: я – да, но Ты… «сердце сокрушенное Ты не презришь» ( Пс.51 /50:19), потому что Ты – милостив. Асаф говорит, что Бог «презирает» тех, в ком нет и не может быть покаяния, – самый «образ» (целем ) их презирает, в котором была суть Божьего замысла о человеке ( Быт.1:26 ). Горестно – что Свой образ, человека, – Бог презирает 399 , презирает того, кого сотворил по образу Своему. Пс.72:21             Ибо [как] заквашенное [было] сердце мое,                         и утробами моими – я пронзался. «Заквашенное» – чистое сердце должно быть, как опресноки; их пекли из незакисшего теста и вкушали в Пасху ( Исх. 12:39 ); «заквашенное» (вскисшее) сердце – заразившееся беспокойством, в нем начался процесс брожения. Сказано с покаянным чувством 400 . " Утробы» келайдот – почки, чувствительная часть тела и вместилище чувств ( Пс.7:10 ); вера должна достигать этих «утроб» ( Иез.12:2 ). «Пронзался» – как будто почки кто-то «точит». Так тяжело было искушение от того, что лживые – авторитетны в Церкви. Пс.72:22             И я [был] несмысленный и не познал,                         [как] скоты я был пред Тобой. «Несмысленный» – «дурной» в значении «неистовый, свирепый, грубый» ( Иез.21:36 ); Пс.49 /48:11. «Не познал» – вся «трудность» была в том, чтобы «познать» (см.ст.16) – увидеть нечто верой – вопреки тому, что видишь глазами: глаза есть и у «скотов». Пс.72:23             Но я всегда с Тобой,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Необходимость участия самого человека в деле своего спасения. Чтобы грешник мог воспользоваться Благодатью Божией во своё спасение, для сего со стороны его требуется свободное участие, и, так сказать, не- —6— кое содействие действованию благодати. В жизнь духовную возрождается благодатью человек – существо свободное, а Бог никогда не делает насилия Своей твари, которую Сам же одарил свободой. Всего менее свойственно Господу производить насилие в деле нашего спасения, как нравственном и духовном, ибо нравственное перестало бы быть нравственным, если бы лишилась того существеннейшего свойства, – свободы – коим оно отличается от всякого иного бытия – бытия чувственного. По сему Господь, хотя сам обещал нам дать сердце ново и дух нов ( Иез.36:26–29 ), – но вместе и от нас требует: отвержите от себе вся нечестия ваша, ими же нечествовасте ко Мне: и сотворите себе сердце ново и дух нов, и сотворите вся заповеди Моя ( Иез.18:31 ). Равным образом, хотя вера есть дар Божий ( Еф.2:8 ), но Спаситель требует её от нас, как чего-то зависящего и от нашей волн: «веруйте в Бога и в Мя веруйте» ( Ин.14:19 ; ср. 7:17). Определение взаимного участия, какое принимает в деле спасения человека Бог, и какое потребляется со стороны самого человека. Взаимное участие благодати Божией и самого человека в деле спасения его, на основании слова Божия частнее можно определить так: а) Бог в благодатном возрождении человека участвует первоначально: Бог Отец избра нас в Сыне Своем еще прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред ним в любви… по благоволению хотения своего. ( Еф.1:4–5 ), и явившаяся Благодать Божия спасительная всем человеком научает нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит.2:11–12 ). Человек участвует в деле своего спасения второстепенно. Без Христа Спасителя мы не можем творити ничесоже ( Ин.15:5 ) и «недовольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога» ( 2Кор.3:5 ). б) Благодать в духовной жизни христианина участвует деятельно . Бог есть действуяй в вас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении ( Флп.2:33 ). А нравственные силы самого человека спасаемого действуют зависимо от господственной силы Благодати и находятся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому последнему полустишию старались дать дать такой смысл: «(напиши явственно) так, чтобы можно было читать бегло или на бегу»; но а) для такого смысла было бы в тексте: чтобы бегущий читал его; притом же б) чтобы (цель) не значит: так, чтобы (изъяснение). Причина такого сохранения откровения не на обыкновенном, но на продолжительно существующем письменном материале, заключается (подобно, как у Иер.30:2 и д.) в не скором исполнении откровения: на томительные дни скорби и ожидания нужно оставить израилю незыблемое свидетельство божественного о нем попечения: «Ибо относится видение еще ко времени (собств. к пункту), назначенному в будущем, и спешит к концу, и не солжет. Если замедлит, пожди его; потому что придет, придет оно, не запоздает» (ст. 3). Видение – упомянутое (с членом), или назнаменуемое им событие. Ближайшее еврейское выражение о времени употребляется, особенно часто у пророка Даниила, по отношению к пророчествам, имевшим, по нарекованному совету Божию ( Деян.2:23 ), исполниться еще впереди, т. е. не очень скоро, а спустя «многие дни и отдаленные времена» ( Дан.11:27,35 ; Дан.8:17,19 . сн. Дан.8:26 ; Дан.10:14 ; Иез.12:27 ) 119 . Спешит, буквально: дышит (глагол, как Иез.21:36 евр., слав. 31; Пс.27:12 евр.), жадно стремится, влечется само собой (как schaaph Еккл.1:5 .), чтобы не опоздать (как параллельно говорится в самом конце стиха): истинное пророчество, как слово живого, всеведущего и всемогущего Бога, как бы одушевлено желанием своего конца, исполнения (inhiat fini, anhelat ad eventum), подобно тому, как зачавшаяся здоровая жизнь одушевлена желанием рождения, исканием окончательного развития, чего нет в неимущем жизни пророчестве ложном – обмане. Посему-то напр. о давно предопределенной, но еще не наступившей погибели нечестивых говорится, что она не дремлет (ихже суд искони не коснит и погибель их не дремлет – 2Пет.2:3 ). Я неусыпно смотрю за исполнением слов Моих, говорит Бог у пророка Иеремии ( Иер.1:12 ), – и у пророка Исаии: долго Я молчал, безмолствовал, удерживался, только стонал, как родильница, томился и воздыхал, но ныне...

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

От Египта Иудея перешла в руки вавилонян и под условием верности их могла бы сохранить свое существование. Но ее сгубила надежда на тот же Египет. Уверенный в его помощи, второй преемник Иоакима Седекия ( Иер.37:5 ; Иез.17:15 ) отложился от Навуходоносора ( 4Цар.24:20 ; 2Пар.36:13 ), навлек нашествие вавилонян ( 4Цар.25:1 ; 2Пар.36:17 ) и, не получив поддержки от египетского фараона Офры ( Иер.37:7 ), погиб сам и погубил страну. Если международные отношения Иудеи сводятся к непрерывным войнам, то внутренняя жизнь характеризуется борьбой с язычеством. Длившаяся на протяжении всей истории двухколенного царства, она не доставила торжества истинной религии. Языческим начало оно свое существование при Ровоаме ( 3Цар.14:22–24 ; 2Пар.11:13–17 ), языческим и кончило свою политическую жизнь ( 4Цар.24:19 , 2Пар.36:12 ). Причины подобного явления заключались прежде всего в том, что борьба с язычеством велась чисто внешними средствами, сводилась к одному истреблению памятников язычества. Единственное исключение в данном отношении представляет деятельность Иосафата, Иосии и отчасти Езекии. Первый составляет особую комиссию из князей, священников и левитов, поручает ей проходить по всем городам иудиным и учить народ ( 2Пар.17:7–10 ); второй предпринимает публичное чтение закона ( 4Цар.23:1–2 ; 2Пар.34:30 ) и третий устраивает торжественное празднование Пасхи ( 2Пар.30:26 ). Остальные же цари ограничиваются уничтожением идолов, вырубанием священных дубрав и т. п. И если даже деятельность Иосафата не принесла существенной пользы: «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» ( 2Пар.20:33 ), то само собой понятно, что одни внешние меры не могли уничтожить языческой настроенности народа, тяготения его сердца и ума к богам окрестных народов. Поэтому, как только умирал царь – гонитель язычества, язычествующая нация восстанавливала разрушенное и воздвигала новые капища для своих кумиров; ревнителям религии Иеговы вновь приходилось начинать дело своих благочестивых предшественников ( 2Пар.14:3,15:8,17:6 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это первоначальное богоустановление, по которому брак есть неразрушимая и нерасторгаемая связь двух в одну плоть ( Быт.2:24 ; Мф.19:4 и д.; Есф.5:2 ), было возмущено грехом. Уже каинит Ламех взял себе двух жен ( Быт.4:19 ), и у патриархов ( Быт.29:16 и д. 26:34) мы находим обычай рядом с законною женою брать еще наложниц, чтобы с ними, особенно при неплодородии жены преумножать потомство ( Быт.16:3; 22:21; 30:3 и д.; 36:12). Этот основывающийся на древней практике многих древних народов факт 850 не был запрещен даже Моисеевым законом, который не возвышает моногамии до единственно правильной нормы брака, но старается только ограничить двоеженство и многоженство, – косвенным образом уже чрез предписание будущему царю не брать многих жен ( Втор.17:17 ), прямым образом чрез запрещение брать в жены вместе двух сестер ( Лев.18:18 ) и предпочитать в рождении детей одну жену другой ( Втор.21:15 и д.), наконец, чрез определение не поступать с купленною как с рабою, если она была назначена в жену для сына, но поступать с нею как с дочерью, и в случае, если сын имел бы еще другую жену, то первую не лишать содержания, одежды и супружеского сожития, в противном случае она должна быть освобождена без выкупа ( Исх.21:7–10 ). Но еще более должна была проясняться в сознании народа идея и богоопределенное отношение брака строгостью, с которою закон запрещает под опасением наказания нецеломудрие, блуд и кровосмешение, запрещает брак с идолопоклонниками – ханаанитянами и старается различными определениями ограничить развод, который позволяется человеку только по его жестокосердию (Мф.19:8), а также указанием на первоначальное богоопределение ( Быт.1:27; 2:18 и д.), изображением худых последствий, какие уже принесли патриархам двоебрачие и многобрачие и религиозным значением моногамии, как образа соединения Иеговы с Израилем, уже в законе указанного в общих выражениях, и яснее развитого пророками ( Ос.2:18 ; Ис.50:1 ; Иер.2:2 ; Иез.16:8,23 ). 851 Таким образом, помимо законного предписания духовным влиянием откровенной истины брак получал в глазах народа высшее нравственное значение, как священный, заключенный пред Богом союз ( Мал.2:14 ) и израильтяне научались дорожить доброю женою, как сокровищем и как даром Божиим ( Притч.12:4; 18:22; 19:14; 31:10 и д.; Сир.26:1 и д.). Таким образом мы находим, что в большинстве случаев только знатные и богатые люди имели двух или более жен ( Суд.8:30 слич. 10:4; 12:9,14; 1Цар.1:2 ), а большие гаремы содержали только цари ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:2 ; 2Пар.11:21; 13:21 ); простые же израильтяне большею частью довольствовались одною женою, так что моногамия, вообще говоря, была господствующею во все времена и особенно сделалась такою после плена, Тов.1:11; 2:11; 8:4 ; Дан.13:63 ; Мф.18:25 ; Лк.1:5 ; Деян.5:1 и др. 852 § 107. Запрещенные браки

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В представлении адвентистов первосвященническое служение Спасителя совершенно уничтожает Его царское служение – настолько, что ни в трудах Е. Уайт, ни в «Настольной книге по теологии» царское служение Иисуса Христа вообще не упоминается. Это свидетельствует об отвержении ими актуальной царской власти Сына Божия и искажении образа соединения в Его Ипостаси двух природ. Напротив, в Писании различными образами представлена полнота славы Господа Иисуса Христа. Например, в послании к Евреям ап. Павел говорит, что Ему кланяются ангелы (1:6), Он вошел во внутреннейшее за завесу (6:19) и в самое небо (9:24), превознесен выше небес (7:26), воссел одесную престола величия на небесах (8:1), или на высоте (1:3), или одесную престола Божия (12:2). В книге Откровения Господь не только восседает на престоле вместе с Отцом (3:21), но и называется Царем царей и Господом господ (1:5, 17:14, 19:16), имеет ключ Давидов – знак царской власти ( Откр. 3:7  и Ис. 22:22 ). Этим ключом Он отворяет дверь, и ее никто уже не затворит, т.е., объясняет прот. Н. Малиновский , подает помощь никем несокрушимую 436 . Царственное служение Спасителя было предуказано уже в Ветхом Завете. Пророки предсказали, что Христос получит в наследие народы и будет пасти их жезлом железным ( Пс. 2:6–8 ), навечно сядет на престоле Давида как его Потомок ( 2Цар. 7:12–19 ), будет именоваться Царем, единственным Князем и Пастырем, вечным Владыкой народов ( Ис. 40:10–11 ; Иер. 33:5–6 ; Иез. 34:23–28 ; Мих. 5:2, 6 ; Зах. 9:10 ; Дан. 2:44, 7:13–14 ). О воцарении над домом Иаковлевым и о бесконечном Царстве говорит и архангел Гавриил ( Лк. 1:32–33 ); Господь одобряет признание Его царского статуса Нафанаилом ( Ин. 1:49 ) и народом в день входа в Иерусалим ( Мф. 21:9 , Ин. 12:13 ); Сам называет Себя Царем в ответ на вопрос Пилата ( Ин. 18:37 ). По воскресении Он говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) 437 . Описанная в терминах ветхозаветного богослужения слава Христа по вознесении заключается в том, что Он вошел в самое небо ( Евр. 9:24 ), во внутреннейшее за завесу ( Евр. 6:19–20 ). В Ветхом Завете слово «завеса» само по себе всегда означало завесу между святилищем и Святым святых ( Исх. 26:33 ; Лев. 16:2, 12, 15 ; Чис. 18:7 ), а «вне завесы» означало «вне Святого святых» ( Исх. 26:35, 27:20–21, 40:22, 26 ; Лев. 4:5–6, 16–17, 24:1–3 ). Если нужно было упомянуть завесу святилища, то ее обозначали особо: завеса у входа в скинию, или ко входу в скинию и т.п. ( Исх. 26:36, 35:15, 39:38, 40, 40:5, 28 ) 438 . Таким образом, сразу по вознесении Христос вошел не в святилище, а в Святое святых. Но это разрушает всю логику адвентистов, т.к. они вводят Его в Святое святых лишь в 1844 г. Поэтому они вопреки Ветхому Завету утверждают, что в Евр. 6:19  сказано о завесе в святилище, а также вводят еще одно фантастическое небесное событие – помазание святилища 439 , хотя оно никак не может быть связано с богослужением дня очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Может оказаться и так, что устойчивый оборот речи будет понят читателем перевода в несколько ином смысле, чем в оригинале. Возьмем, к примеру, слово сердце и обороты речи, которые оно образует в библейском иврите: · чистое сердце ( Притч.22:11 ) – искренность; · твердое сердце ( Втор.15:7 ) – упрямство; · горячее сердце ( Втор.19:6 ) – ярость; · возвышенное сердце ( Втор.8:14 ) – гордость; · мягкое сердце ( 4Цар.31:25 ) – раскаяние; · крепкое сердце ( Пс.30:25 ) – храбрость; · растаявшее сердце ( Иез.21:15 ) – страх; · необрезанное сердце ( Лев.26:41 ) – непокорство; · скользкое сердце ( Ос.10:2 ) – притворство; · повернуть чье-то сердце ( Пс.118:36 ) – привлечь внимание; · положить на свое сердце ( Втор.11:18 ) – хорошо запомнить; · выйти из чьего-то сердца ( Втор.4:9 ) – быть забытым; · украсть чье-то сердце ( Быт.31:26 ) – обмануть; · быть сердцем за кем-то ( 2Цар.15:13 ) – перейти на чью-то сторону; · сказать в сердце ( Втор.8:17 ) – решить. Эти примеры можно было бы обсуждать подробнее, а список их можно было бы расширить, но и этого достаточно, чтобы показать: часть идиом в буквальном переводе звучит адекватно и на русском языке, часть выглядит непривычно, но может быть угадана, а часть подводит читателя к совсем другому значению. Даже достаточно дословный Синодальный перевод не пытается передать все эти выражения буквально: «для чего ты обманул меня» ( Быт.31:26 ), хотя в оригинале me ît watignob et-lbbî что ты сделал и украл сердце мое’. Разумеется, если идиома оригинала понятна и для носителя языка перевода, ее стоит сохранить, только при этом надо убедиться, что понимание достаточно точное. Также можно подобрать существующее выражение в языке перевода, например: leb-îš yirl arê abšlôm сердце мужа Израиля за Авессаломом’ – Израильтяне встали на сторону Авессалома ( 2Цар.15:13 в переводе РБО). Самый простой и надежный способ – передавать смысл идиом языком, где все слова употреблены в своем прямом значении, но эта стратегия может привести к тому, что текст будет слишком обеднен. Некоторой компенсацией за неизбежное обеднение текста может быть введение идиоматического языка в перевод там, где оригинал его не содержит, – разумеется, при условии, что мы не исказим значение и не внесем в текст чуждые реалии и выражения. Например, в тувинском слово праведник решено было переводить как ак сагыштыг кижи человек с белыми мыслями’. Правда, впоследствии оказалось, что это выражение понимается как указание на честного человека и не более того. Для праведника был выбран неологизм чптг-шынныг кижи справедливый-правильный человек’, впрочем значения тувинских прилагательных здесь несколько отличаются от русских. Также использовалось выражение актыг кижи невинный человек’ (от того же корня ак- белый’, правда, здесь он носителями языка уже не воспринимается как образное выражение).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

О, углубимся же в наше обличающее сердце, дабы дом наш подлинно был основан на камне (Мф. 7, 24)! 36. Сказанным я совсем не хочу отяготить и обеспокоить тех, чьё сердце преисполнено Господом. Если состояние человека таково, что Бог изрекает его душе мир – аминь; мир ей! Опасно то, когда немощи и недостатки христиан хотят уврачевать наискорейшим и легчайшим образом, говоря им: мир! мир! – а мира нет (Иер. 8, 11). 37. Также сказанное вовсе не отталкивает грешников (пусть и величайших); но, наоборот, призывает их . Неисследимое богатство Христово  (Еф. 3, 8) благовествуется и возвещается всякому. Грешникам проповедуется, что Бог явился во Христе и примирил с Собою мир (2 Кор. 5, 19) и что теперь Сей примирившийся с человечеством Бог стоит у дверей их сердца, стуча и моля, чтобы и они примирились с Ним (Откр. 3, 20; 2 Кор. 5, 20). Им возвещается радостная весть, что путь приготовлен, и Царство Божие приблизилось (Мф. 3, 2-3), – но надлежит им покаяться (Мф. 3, 2; 4, 17; Деян. 17, 30), дабы воспринять сердцем сие великое спасение. Тогда они будут введены на добрую почву, в Божий чин и порядок, и придут в состояние Евангелия, соделавшись чрез Дух Иисуса Христа истинными чадами Нового Завета. 38. Ибо является ошибкой, когда Евангелие, или великие блага Нового Завета, ограничивают только одним оставлением грехов. Несомненно, оставление грехов чрез жертву Мессии есть существеннейшее, фундаментальное благо Нового Завета; но он заключает в себе также и многие другие, ничуть не менее важные и драгоценные блага и обетования, проистекающие из сего первого блага – и прежде всего дарование нам духа святыни (Рим. 1, 4), чрез что Закон Божий написуется в сердце человека (2 Кор. 3, 3) и душа уготовляется и становится святилищем и храмом Божиим (1 Кор. 3, 17). Ибо достойное всякой славы, чести и поклонения намерение и цель Бога – в Новом Завете обитать внутри сердец чад Своих, как в Ветхом завете Его Божественное Величие обитало в храме внешне. Для сего нам и отверст путь к Богу чрез примирение во Христе. Путь этот, открытый нам Христом, есть освящение наше Духом; конец сего пути – соединение с Богом . Итак, идём же по нему (Евр. 10, 19-22)! Все ветхозаветные пророки говорили об этом, предрекая великие блага Нового Завета. Прочтите хотя бы немногие их изречения и поразмыслите над ними: Лев. 26, 9-12; Ис. 54, 9-14; Иер. 31, 31-34; 32, 38-40; Иез. 36, 25-29; 37, 23-28. Не видно ли отсюда со всей ясностью, что для того, чтобы стать чадом Нового Завета – а чада Нового Завета суть те, в коих Господь хочет обитать внутренне, – человек должен веровать не только в примирение с Богом во Христе, но и в Его обновляющий Дух, и быть причастным Этому Духу?

http://bogoslov.ru/article/5340652

§ 231. Надежда эта без терпения быть не может. И где истинная надежда, там и терпение, и где терпение, там и надежда, поскольку надежда подвержена многому искушению, как и вера. Искушается отнятием временных благ, когда лишаемся здоровья, чести, богатства, благосклонности человеческой, мира, тишины, покоя, и попадаемся во всякое неблагополучие. В этом бедственном состоянии потребно терпение, чтобы непозволенным образом не искать от бед избавления, но лучше сдаться на волю Божию и ожидать от Него милости или помогающей в терпении, или избавляющей от бед, как Он знает Сам. Нет большего искушения надежде, как когда помыслы восстают в совести и говорят: Нет спасения ему в Боге его (Пс. 3:3), когда страх Суда Божия, ужас геенны и отчаяние смущают и колеблют душу и утесняют совесть. Удобнее человеку претерпевать всякое внешнее искушение, нежели это утеснение совести. От этого бывает, что человек никогда не может веселиться, всегда мраком печали покрыт; и что прочих веселит, то ему большую причину к печали подает. В таком тяжком искушении больше прочего потребно терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, пока сильная эта непогода пройдет или облегчится. Здесь нужно надеяться сверх надежды и уповать сверх упования, как об Аврааме пишется: Он, сверх надежды, поверил с надеждою (Рим. 4:18). Не слушать, что помысел говорит, а что Бог обещает: Не хочу смерти грешника (Иез. 18:23, 32), и еще: а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20), – и прочим утешительным Божиим обещаниям внимать. К этому подвигу и терпеливой надежде увещевает пророк: Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26:14), и милостью Божией обнадеживает: Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19), а себя в пример представляет: Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою (Пс. 39:2), и еще: Верю, что увижу блага Господни на земле живых (Пс. 26:13). § 232. При этом должно примечать такое слово Псаломника: Уповай на Господа и твори добро (Пс. 36:3); это слово показывает нам, что уповающий на Бога должен добро творить, следовать воле Божией, а не своей. Напрасно тот надеется на Бога, который противится Богу; напрасно чает от Бога милости тот, который не перестает раздражать Его нераскаянным нравом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу тот, который сердцем от Него отвращается и обращается к маммоне, серебру и золоту, нечистоте и прочим бездушным божкам. Ибо Бог есть Избавитель Своим, а не чужим, то есть противникам Своим. Господь крепость людям Своим даст, – говорит Псаломник, – а не чужим (Пс. 28:11), желание боящихся Его исполнит, а не небоящихся, и молитву их услышит и спасет их, а не небоящихся (Пс. 144:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010