Один говорит: «Он подобен корню, растущему в земли жаждущей » (Ис. 53:2); другой взывает и говорит: « Прежде солнца пребывает имя Его » (Пс. 71:17). Один говорит: «Это Отроча (Младенец), рождение Которого совершилось днесь» (Пс. 2:7); другой: «Он древен, древнее всех тварей» (Мих. 5:2). Один вещает: «Видел я Мужа, стоящего на высокой ограде » (Ам. 7:7); другой говорит: «Я наименовал Его Ангелом, в руке у Которого благовествование Отца» (Мал. 2:1). Один спрашивает: « Убо истинно ли Бог обитати будет с человеки?» (2 Пар. 6:18). Другой говорит: « Сей есть Господь, Бог наш » (Вар. 3:36). Один говорит Иерусалиму: «Восстань, светися… прииде бо твой Свет » (Ис. 60:1); другой взывает: «Радуйся зело, дщи Сионя , торжествуй и проповедуй , Иерусалим» (Зах. 9:9). Один говорит: «Это — Восток » (Зах. 6:12); другой именует Его звездой (Ис. 10:17). Один называет Его жезлом (Ис. 11:1); другой — Пастырем Израилевым. Один говорит, что Он — Царь, а другой, что Он — вождь и советник. Один именует Его агнцем, а другой — всесожжением. Один говорит: «Это — Камень , отторгшийся без рук » (Дан. 2:34); другой именует Его Князем мира и правды (Ис. 9:6). Один говорит: «Это Тот, Которого видел я, как Он восшел на облака» (Ис. 19:1); другой говорит: «Я видел, что сидит Он на колеснице из Херувимов» (Иез. 10:18). Один говорит: « Видех Господа седяща на престоле высоце , и воскрилия (края) риз Его наполняли святой храм» (Ис. 6:1). Другие премудро начертывают иные таинственно прикровенные образы. Один говорит: «Слышал я от Отца, как вещал Он: приидите, и сошедше, смесим тамо язык» (Быт. 11:7); другой возвещает и говорит: «тебе глаголется, Навуходоносоре» (Дан. 4:28). Один говорит: «На меня возложено — идти и проповедовать о творении, что Господь изрек Единородному Своему: сотворим человека по образу Нашему » (Быт. 1:26). Один изображает снисшествие (сошествие) Его, как тихо капающий дождь, и Марию также представляет наподобие прекрасного, чистого руна (Пс. 71:6). Другой преднаписует его зачатие и изображает рождение Его (Ис. 7:14). Иной предуказывает путь Его, говоря: правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40:3). Такими вещаниями славословили Его, когда вступал в Иерусалим, и лик пророков славил вшествие Его в Сион. Дети и пророки присоединились там к ученикам, чтобы с торжеством и честью ввести Царя, и взывали: осанна!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пс.50:11 .  Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти Все грехи мои, – как бы так говорит, – пред всеобъемлющим взором Твоим открыты и обнажены; но Ты удали их от Себя, и все беззакония мои истреби из книги живота моего и уничтожь их. Пс.50:12 .  Сердце чисто созижди во мне, Боже! Сердце в св. Писании принимает многие значения: иногда означает отдельный, единичный член телесного состава, иногда же внутреннюю глубину душевной силы разума и смысла, как руководящего нами начала, в следующих, например, выражениях Спасителя: «что помышляете в сердцах ваших?» или: «почто помышления входят в сердца ваша?» ( Лук.5:22 ), где сердцу усвояется сила мышления. Иногда означает волю, как в следующем месте: «люди сии устами Мя чтут, сердце же их далече отстоит от Мене» (Мк.7:6; Ис.29:13 ); иногда – благоволение и душевное расположение или любовь, как сказано о Давиде»: обретох Давида, мужа по сердцу моему» ( 1Цар.13:14 . Деян. 13:22 ); иногда же самую душу, как в рассматриваемом стихе: «сердце чисто созижди». Не о том прошу, говорит, чтобы Ты претворил ее существо в иное, но о том, чтобы, падшую ее в настоящее состояние, восстановил в состояние первобытной красоты, в какой Ты и создал ее. И если Ты очистишь ее от застарелой нечистоты прародительского греха, уничтожив его во мне, то Ты созиждешь во мне сердце, т. е. душу чистую. И потому ЗДЕСЬ «созижди» сказано вместо «возстанови» и «сердце» заменяет «душу». И дух прав обнови во утробе моей Обнови или восстанови, сказано вместо «вдуни» или «вдохни» в меня снова дух правый, то есть, даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы. Под словами же «во утробе моей» разумеется ЗДЕСЬ самая внутренняя, сокровенная и невидимая глубина души. Подобным образом и Господь говорит чрез пророка Иезекииля к находящимся в плену вавилонском иудеям: «и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам» ( Иез.11:19 и Иез.36:26 ), то есть, восстановлю немощное и бессильное ныне сердце ваше и дух ваш ослабевший приведу в первобытное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Погребение Иисуса Христа. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Погребение Иисуса Христа. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Постепенно, со ст. 13 беседа превращается в монолог, а сам Н. замолкает. Несмотря на существование в ВЗ схожих пророчеств, подготавливающих к этому откровению (Ис 32. 15; 44. 3; Иоил 2. 28-29; Иез 36. 25-26), слова Христа встречают непонимание со стороны Н. (Ин 3. 10) и требуют дополнительного разъяснения от Господа. Под видом беседы последовательно и в краткой форме излагается все евангельское учение, содержание к-рого собеседник Господа пока не может вместить, оказавшись не в состоянии последовать новому откровению (Ин 3. 12). Подробное пояснение и призыв Спасителя (Ин 3. 11-21) остаются без ответа, беседа заканчивается, и о реакции Н. ничего не сообщается. Возможно, это указывает скорее не на непонимание, а на неспособность принять сказанное. Но, как видно из дальнейшего повествования, услышанное произвело на Н. глубокое впечатление. В сцене беседы содержится символический параллелизм с контекстом Евангелия от Иоанна: если Н., не будучи учеником Христа, приходит из тьмы к свету, то один из Его бывш. учеников, Иуда Искариот, уходит из света Сионской горницы в ночь (Ин 13. 30). Беседа Господа завершается в стихах 19-21 словами о свете и о суде. Содержательные элементы беседы обнаруживают параллели с разговором Господа с самарянкой (Ин 4. 10-15). Здесь четко выделяются вопрос собеседника (Ин 3. 2/4. 9), ответ Иисуса (Ин 3. 3/4. 10), его неправильное понимание слушающим (Ин 3. 4/4. 11-12), еще менее понятный для спрашивающего следующий ответ (Ин 3. 5/4. 13) и заключительное разъяснение. Библейские критики по-разному смотрят на состав беседы: одни исследователи не рассматривают ее как единое целое, выделяя в ней следы исправлений. Они, полагают, напр., что беседа заканчивается в Ин 3. 12 (15), а последующие стихи рассматривают комментарий евангелиста, раскрывающий основную мысль, выраженную ранее. В то же время, по мнению др. авторов, проведение точной границы между этими редакторскими блоками не представляется возможным ( Brown. 1966. Vol. 1. P. 136).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

Помогающий бедным а) блажен: Кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ). Блаженны милостивые ( Мф.5:7 ); б) будет охранен и спасен Богом: Блажен кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его ( Пс.40:1–3 ); в) будет благоденствовать по благоволению от Бога: Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу [нищему], сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих ( Втор.24:19 ). Бог силен обогатить вас всякою благодатью, как написано: расточил, роздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подает обилие посеянному вами, и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость ( 2Кор.9:8–11 ); г) будет благословен Богом: Праведник всякий день милует, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего ( Притч.22:9 ); д) получит вечную награду на небе: Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк.14:13–14 ). Кто презирает бедных, презирает Христа: Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и вы не одели Меня; поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших, то не делали Мне ( Мф.25:42,45 ). Злые а) не делают правды бедным: Справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? ( Иер.5:28–29 ); б) притесняют бедных: Притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Итак, изолью на них негодование Мое, говорит Господь ( Иез.22:29,31 ); в) грабят бедных: Бедных сталкивают с дороги, заставляют ходить нагими ( Иов.24:4,10 ). Что вы угнетаете бедных, говорит Господь? Награбленное у бедного – в ваших домах ( Ис.3:14–15 ). Наказание а) за отказ помогать бедным: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, и не будет услышан ( Притч.21:13 ). Кто закрывает глаза свои от нищего, на том много проклятий ( Притч.28:28 ). Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный… Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть ( Мф.25:41–46 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ин.1:17 ; Рим.4:16 ; Рим.6:1,14 ; Гал.5:3,4 ; Еф.1:6 ; Евр.2:9 ). Как свойство Божие, благодать так же от вечности принадлежит Богу, как и все другие Его свойства. Хотя предметом действия ее является падший человек, и, следоват., к деятельности она вызвана только грехопадением, но она от вечности существовала в Боге как благоволение или предопределение о спасении, почему и называется «благодатию... данною прежде лет вечных» ( 2Тим.1:9 ; ср. Еф.1:4,6 ; Рим.3:29,30 ). Что касается откровения этого свойства в мире, то можно сказать, что вся история бож. домостроительства есть ничто иное, как сплошное проявление благодати. Действие ее началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления, сопровождавшем наказание ( Быт.3:15 ), и не прекращалось в течение всей ветхозаветной истории, проявляясь – то как милосердие и сострадание к несчастью и бедствиям человечества ( Пс.24:6 ; Пс.102:8 ), то как долготерпение, отдаляющее по мере возможности наказание грешнику ( Исх.34:6 ; Пс.144:8 ) и ведущее его к покаянию ( Рим.2:4 ), то как готовность простить кающегося грешника и даровать ему жизнь ( Ис.55:7 ; Иер.18:8 ; Иез.18:21–23 ; Иез.33:11 и др.), – словом, как любовь к падшему во всех ее видах. В этом случае даже сама наказующая правда Божия мож. быть рассматриваема как проявление той же спасающей любви, поскольку и она, проявляясь как удаление Бога от грешника, имела своею целью привести его чрез это к покаянию и – затем – к помилованию ( Ис.54:3,8 ; Плач.3:32 ; Мих.7:18 ). Словом, благодать является душою всего Бож. откровения, как ветхозаветного, так – тем более и новозаветного, в котором она нашла полнейшее свое проявление в искуплении, совершенном Иис. Христом ( Еф.1:6,7 ; 1Пет.1:13 ; сн. Ин.1:14 ; Рим.5:21 ; Рим.15:16 ) 38 . За исключением пророчества Зах.12:10 , где говорится об излиянии на дом Давидов и живущих в Иерусалиме «духа благодати и щедрот» (πνεμα χριτος και εκτηρμν) (с которым однако по смыслу тождественны пророчества об излиянии св. Духа – Ис.44:3 ; Иез.11:19 ; Иез.36:26 ; Иез.37:1 сл.; Иоил.2:28,29 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Некоторые страницы Ветхого Завета нам достаточно освещают то внутреннее обращение, которое пережили во время своего пребывания вдали от родины переселенные в Вавилон иудеи. В этом отношении, прежде всего, надо указать книгу пророка Иезекииля. Сам Иезекииль является одним из тех, кто больше всего этому обращению способствовал. Он удачно сочетал в себе древний профетизм и священнический ритуализм, который, до этого, часто были друг с другом в разрыве. От Иезекииля берет свое начало то течение в послепленном благочестии, которое проявилось в стремлении к ограждению ритуальной святости, к отделению от языческого мира, к углублению в Закон, в апокалиптику, т.е. в проникновение в сокровенный смысл истории. От него же пошло течение, выразившееся в размышлении над религиозно-практическими проблемами, и породившее так называемую хохмическую письменность, пытавшуюся постигнуть, как это указывает ее название, тайны Божественной Премудрости – Хохмы – Софии. Но к этим всем темам мы подробно вернемся в связи с религиозными верованиями и настроениями Израиля в последующие периоды. его истории. Но Иезекииль также говорит о внутреннем обновлении, о замене каменного сердца сердцем плотяным ( Иез.11:19 , ср. 18:31), о новом Духе, который Бог даст Израилю ( Иез.36:26 ), об обновляющем действии божественной благодати (гл. 57). В этом отношении он является продолжателем основной линии пророка Иеремии. И потому другим показателем внутренней перемены, происшедшей у переселенных в Вавилон, является та судьба, которую после смерти Иеремии, получило у них его литературное наследство. При жизни Иеремия был всеми отвергаем и знал одни только гонения. Но после смерти он неожиданно становится одним из главных духовных вождей пленного, а затем послепленного иудейства. Следы его влияния встречаются у Иезекииля ( Иез.16:62, 34:25, 36:25–28 ), во второй части книги Исаии ( Ис.42:62, 49:1–8, 51:7 , 5З:7–8, 59:26) и выявляются во всей полноте после плена в благочестии так называемых «анавим», или бедных Израиля, предшественников тех нищих духом, о которых Евангелие говорит, что их есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ; Лк.6:20 ) 1 . И, наконец, таким же свидетелем духовного состояния пленных является анонимная «Книга Утешения», составляющая вторую часть книги Исаии ( Ис.40–55 и м.б. 60–62) и условно именуемая как произведение Второисаии. Проповедь ее автора прозвучала перед самым концом плена, поддерживая у пленных духовное усилие, пробуждая у них надежды на скорое возвращение на родную землю, возжигая мессианские чаяния и раскрывая смысл пережитого испытания. К ней мы еще вернемся, когда будем говорить о начале послепленной эпохи. Сейчас же наметим те плоды, которые пророческая проповедь породила среди иудейских пленных в Вавилоне. 3. О некоторых проявлениях духовного перерождения Израиля в вавилонском плену

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

В Книге Исаии Бог обращается к плененному народу Израиля как к страдающей женщине, как к Своей отверженной жене. Обещая положить конец одиночеству, Он призывает Израиль забыть «посрамление юности твоей, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего» ( Ис.54:4 ). Он заверяет Израиль в обретении безопасности в постоянном доме со своим мужем и говорит: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его... Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великой милостию восприму тебя... Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров» ( Ис.54:5–7,11 ). В этом заявлении отражается все, чего больше всего не хватает покинутой женщине: образ любящего мужа, заботящегося об удовлетворении ее материальных потребностей, оберегающего ее от причинения вреда и обеспечивающего ей благополучие и стабильность. Бог делает ясное заверение в Своей верности: «Не будут уже называть тебя “оставленным”, и землю твою не будут более называть “пустынею”, но будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою – “замужнею”» ( Ис.62:4 ). Израиль поистине стал искупленной Божьей невестой, ярким образом произведенного Богом изменения тяжелого положения одинокой скорбящей женщины. На всем протяжении Библии особую милость и заботу Бог проявляет в отношении покинутых и нуждающихся. Псалмопевец говорит о непрестанной верности Бога любящим Его: «Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным» ( Пс.36:25 ). Он выражает мысль, что Бог верен более кого-либо на земле, ибо даже «отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» ( Пс.26:10 ). Он называет Бога «отцом сирот и судией вдов», Который «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» ( Пс.67:6 ; Втор.10:18 ). Бог требовал от Израиля поступать так же: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте», – и напоминал израильскому народу о необходимости заботиться о пришельцах на своей земле ( Исх.22:22 ; Втор.10:19 ). Более того, Он установил особую систему для их пропитания в Израиле, разрешив им подбирать любые остатки урожая на полях, с масличных деревьев и в виноградниках ( Втор.14:29; 24:19–21 ). Когда Израиль проявлял неповиновение Богу, его отношение к сиротам и вдовам становилось одним из пунктов обвинения, выдвигавшегося против него ( Ис.1:23 ; Иез.22:7 ). Бог понимал тяжелое положение самых обездоленных членов общества и проявлял милостивую заботу о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Ветхом Завете присутствует также тема о количественном возрастании людей. Если проследить использование слова умножить в Книге Бытие, можно увидеть многочисленные обетования, что Бог умножит число потомков патриархов (напр., Быт.16:10; 17:2; 26:24 ), и это обетование повторяется во Второзаконии (напр., Втор.6:3; 7:13; 8:1 ) накануне вхождения израильтян в обетованную землю. Ветхозаветная история подтверждает, что это умножение действительно происходило, и первым тому примером служит изображенная в Исх.1 юмористическая картина, в которой чем больше египтяне угнетали израильтян, тем больше они умножались ( Исх.1:7–8, 12 ). В пророческих видениях восстановленного Израиля тоже присутствует тема количественного возрастания (напр., Иер.23:3 ; Иез.36:11; 37:26 ). Новозаветным аналогом служит заявление в Деян.12:24 , что «слово... Божие росло и распространялось». Намеки на тему возрастания можно увидеть даже в ветхозаветных притчах. Стезя праведных, например, «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). В то время как «богатство от суетности истощается», «собирающий трудами умножает его» ( Притч.13:11 ). Когда нечестивые погибают, «умножаются праведники» ( Притч.28:28 ). В число наиболее известных новозаветных историй о возрастании входят несколько притчей Иисуса и сотворенных Им чудес. К притчам, в которых присутствует тема возрастания, относятся притча о сеятеле и семени с получением впечатляющего стократного урожая ( Мф.13:3–8 ), о горчичном зерне, выросшем в гигантское дерево, в ветвях которого вили гнезда птицы ( Мф.13:31–32 ; Мк.4:30–32 ; Лк.13:18–19 ), о закваске, когда небольшого количества дрожжей хватило для закваски трех мер муки ( Мф.13:33 ; Лк.13:20–21 ) и притча о талантах, в которой двое слуг удвоили деньги своего господина благодаря умелому их вложению ( Мф.25:14–17 ). Притчу о талантах Иисус завершает словами: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится» ( Мф.25:29 ). Притчи о Царстве тоже по сути представляют собой рассказы о возрастании.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives//Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана). Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4). Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12). Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост.

http://pravenc.ru/text/189763.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010