14не допускает прямой параллели. В ветхозаветных пассажах встречаются образы потока воды, источника воды, что может означать, например, мудрость ( Прит. 18:4 ) или благословение Ягве ( Ис. 58:11 ). Однако в таких местах ВЗ обычно нет эсхатологического напряжения, свойственного евангелисту Иоанну (см.: Ин. 7:39 ). Автор Евангелия нигде более не говорит о верующем как об источнике живой воды ( δωρ ζν), образ которой в терминологии Четвертого Евангелия, как мы уже говорили, указывает на Ипостась Святого Духа. Что касается употребления термина чрево, то по толкованию свт. Иоанна Златоуста он означает сердце как вместилище внутренней жизни человека 317 (ср.: Пс. 40:8 ; у LXX:39:9), что не противоречит и христологической интерпретации. Если же видеть в термине чрево то средоточие, к которому ипостасно восходят и Дух и Сын и которое имеет Отец, то в истечении из чрева воды живой можно распознать образ ипостасного исхождения Духа от Отца, бывший прикровенным до прославления Христа. Еще один аргумент за христологическую интерпретацию Ин. 7:37–38 появляется, если обратить внимание на фразу καθς επεν γραφ (как сказано в Писании). Что именно процитировано и каков источник цитирования? Если процитирован текст: «у того из чрева потекут реки воды живой», то почти невозможно найти источник цитаты 318 , поскольку она не встречается ни у LXX, ни в масоретских рукописях. Многие исследователи считают, что здесь мы не имеем дела с прямой цитатой 319 ; вероятно, у цитируемого текста есть несколько источников, большинство из которых относятся к мессианским ожиданиям грядущего века (ср.: Ис. 43:19, 44:3 ; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1–11). Образ Духа и образ живой воды также являются эсхатологическими образами. Поскольку евангелист Иоанн использует символику Исхода (пасхальный Агнец, змий, манна), то можно предположить, что и здесь он подразумевал образ, подобный тому, что мы находим в том эпизоде, когда Моисей извел воду Меривы из скалы ( Числ. 20:8–11 ), образ которой указывает нам на Христа, поэтому и местоимение ατο относится ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

значит святое святых, всесвятейшее. Этим именем в свящ. книгах Вет. Зав. называются: жертвенник всесожжения ( Исх.29:37, 40:10 ) и жертвенник курения ( Исх.30:10 ), – каждый в отдельности и оба вместе со всеми принадлежностями скинии: с ковчегом откровения, со столом для хлебов предложения, со светильником и умывальником ( Исх.30:29 ), – далее, благовонный порошок, воскуряемый на жертвеннике пред святое святых ( Исх.30:36 ); хлебы предложения ( Лев.24:9 ), жертвенное мясо ( Лев.6:10, 18; 10:17 ), вся окружность горы, на которой должен стоять созерцаемый прор. Иезек. храм ( Иез.34:12 ), равно как и самый храм ( Иез.45:3 ); наконец в книге Паралип. говорится об Аароне, что он «отделён был для посвящения его во святейшее, он и сыновья его на веки» ( 1Пар.23:13 ). Отсюда видно, что само по себе выражение: codesch codaschim не дает определенного указания на то, что именно под ним должно быть понимаемо. На этом основании некоторые толковники слав. помазать святое святых – прилагают к освящению восстановленного Зоровавелем и первосвященником Иисусом, после плена вавилонского, жертвенного алтаря (Визелер), или к освящению заровавелева храма (Михаэлис, Ян Стэудель), или же к освящению осквернённого Антиохом Епифаном жертвенного алтаря (Гитциг, Кранихфельд и другие). Но ни одно из этих толкований не может быть принято. Против их состоятельности говорит то, что ни при одном из выставленных освящений не было помазания священным маслом, – помазания, которое всегда служило внешним средством и символом; таинственного облагодатствования. Так, например, когда Саул был помазан Самуилом, то на него сошёл Дух Божий ( 1Цар.10:9–10 ). То же самое было с Давидом ( 1Цар.16:13 ). Равным образом когда была помазана скиния со всеми принадлежностями её, помазана была Моисеем по приказанию Божию; то облако покрыло скинию и слава Господня наполнила её ( Исх. 40 гл.), что и служило ясным признаком избрания Богом помазанных мест в место своего благодатного тут обитания. Так как при указанных выше освящениях жертвенника и храма не было помазания, вместе с тем не было никакого и откровения славы Божией, не было, значит, никакого чрезвычайного облагодатствования; то на эти освящения нельзя смотреть как на акты божественные, а скорее, нужно смотреть как на религиозные действия человеческие, которые никак не могут быть приравниваемы к Божественным действиям, указываемым всеми положениями 24 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

( Быт. 3: 21 ) Бог дал первым людям одежды кожаные. Эти одежды они могли приготовлять, только убив животное. Смерть животного должна была им напоминать и об их смертности, о том, что они сами достойны смерти и рано или поздно должны будут умереть. Это одеяние, одежда кожаная, как Богом данная, была потом обычным одеянием всех подвижников. „Те, которых весь мир был недостоин, говорил ап. Павел, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления“. ( Евр. 11:37 ). Скоро евреи, пастухи стад, пришли к мысли стричь овец и приготовлять одежду из шерсти. Иудеи приписывают это изобретение Ноеме, сестре ковача Фовела. Во всяком случае, это изобретение очень раннее. В Библии говорится о Лаване, что он пошел стричь скот свой, об Иуде, что он пошел в Фамнафу к стригущим скот его и т. д. Упоминается, что Ревекка покрывалась покрывалом, что Иаков подарил Иосифу разноцветную одежду, а в книге Иова упоминается о ткацком челноке. В Египте евреи научились приготовлению полотен из льна. В Св. Писании не раз упоминается о льне Египетском ( Притч. 7: 16 ; Иезек. 27:7). Египетские льняные изделия славились и в христианские времена. Раввин Вениамин Тудельский говорит о льняной фабрике в Дамиетте. „Большая часть ученых думают, говорит Гассельквист, что египетский лен был такого превосходного качества, которому мы в настоящее время и подражать не можем. Но если сравнить голландское полотно с тем, в которое завернуты египетские мумии и которое выделано на древних и лучших фабриках Египта, то так прославленное египетское полотно покажется нам довольно грубым. Бумажные ткани в библейские времена, как кажется, не были известны нигде кроме Персии. Правда, есть много ученых, которые утверждают противное и говорят, что священные одежды еврейских священников сделаны были отчасти и из бумажных тканей (См. Ключарев. История ветхозаветного священства, стр. 75). Но это несправедливо. О бумажных тканях упоминается только в книге Есфирь ( Эсф. 1: 6 ). Бумажных тканей не находят и на египетских мумиях древних времен (до Александра Македонского).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

29 Если кто из вас думает...— I Коринф. 3, 18. 30 Наглавник, или кукуль,— род капюшона, который носили монахи. 31 Порфирит — гора на берегу Красного моря и прилегающая к ней пустыня были излюбленными местами, куда селились египетские отшельники. 32 То же что авва, но женскокого пола 33 ...оказаться достойным ее в день Суда...— подразумевается Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед ним из могил. 34 Чтец — низшая церковная должность. 35 ...не хотящего ничьей смерти...— парафраз. Иезек. 33, 11. 36 Тавенниский монастырь — монастырь, расположенный вблизи Сиены (Египет), известный своим строгим уставом. 37 ...остановиться в пристройке церкви святого Юлиана. — Многочисленные пристройки церкви святого Юлиана часто использовались как гостиница для прибывающих в Антиохию духовных лиц и светских посольств. 38 ...Бог поставит эту женщину в грозный час судить нас...— намек на Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед ним из могил. 39 ...не видел того глаз...— I Коринф. 2, 9. 40 Оглашенные — люди, готовящиеся принять крещение, т. е. вступающие в церковь и получившие наставление в вероучении. На последней части богослужения, литургии верных, оглашенным запрещалось присутствовать. 41 Евхаристия — здесь часть литургии, важнейшей из церковных служб, во время которой приготовляются хлеб и вино, т. е. Святые дары. Священник извлекает из просфоры кубик, символизирующий агнца, кладет его на дискос (это символизирует пребывание младенца Христа в яслях) и крестообразно разрезает (символ смерти); затем дискос и сосуд с вином, потир, накрываются покровцем, и в этот момент, как мыслили себе верующие, происходило пресуществление вина и хлеба в плоть и кровь Христову, которыми верующие причащались. 42 Великая церковь — главная церковь города, находившаяся в непосредственном ведении архиепископа, по терминологии рассказчика — епископа города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

26 У Никиты это изъясняется так: Христос обвиняет иудеев за оставление неложных путей, то есть вразумлений чрез закон и пророков и Евангельской жизни. Пути правы и неложно ведущее ко Христу суть наставление закона и предвозвещения св. Пророков. Но достигнув конца Закона и Пророков, т.е. Христа, они захромали, потому что дерзко поступали с Ним, не по здравому смыслу. Итак он говорит, что язычники, не получившие закона моего, ни пророка, как только были призваны, легко послушались и возлюбили мое владычество: а первенец мой Израиль, сделавшись сыном диавола, по равному с ним образу мыслей, удалил себя от близости ко Мне, притом же и солгал Мне, потому что от него ожидан был плод правды, между тем он не принес его, как и сказано: солжет произведение маслины. Феодорит: Нареченные сынами и вписанные в ряды сынов отчуждили себя, сделавшись неблагодарными за благодеяния, охромав касательно веры и оставя стезю благочестия. Так чрез пророка Иеремию Бог говорит: Я насадил тебя, как виноград плодоносный, весь истинный; как же ты обратился в горечь, виноград чужой? ( Иер. 2:21 ). Первое показывает свое собственное насаждение; второе обличает; а слова: обветшали и охромали Симмах перевел словами: обесчестят и постыдятся. 27 Никита в Катенах говорит: Ты творишь милость и верному народу, который, будучи помазан Духом, называется помазанным. Тот же народ называется и Давидом, как близкий к семени Давида, то есть, помазанника. А семенем верного народа называются научившиеся от него благочестию. Сие семя будет сохранено до века, ибо род верных не оскудеет никогда, поелику Бог милует и хранит его. А что и Христос называется Давидом, сие сказал Бог всем чрез Иезекииля: «и восставлю над ними одного Пастыря, который упасет их – раба моего Давида, и будет им Пастырем, и Я – Господь – буду им в Бога, и Давид – князь среди их. Я, Господь, сказал это» (Иезек.34:24). И опять: «и раб мой Давид – князь среди их – будет один Пастырь над всеми... и Давид раб мой – князь до века» ( Иез.37:24 ). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ап. Петр ( Деян.2:38 ) сказал: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов и приимете дар Святого Духа. По чиноположению церковному, если крещается возрастный, то сам, а если младенец, то его восприемники должны засвидетельствовать его веру произнесением Символа веры , а покаяние – торжественным отречением от диавола. Крещение есть истинное Таинство Нового Завета. § 9 В Крещении видим все признаки истинного Таинства. Оно освящено примером Иисуса Христа ( Мф.3:13 ), и, как необходимое для спасения ( Ин.3:5 ), Им торжественно установлено. Посылая Апостолов проповедовать Евангелие, Он сказал им: Шедше науиите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа ( Мф.28:19 ). Важнейшее видимое действие в сем Таинстве есть троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов крещается раб Божий во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Вода здесь употребляется, как образ Духа Святого, очищающего нас от греховной скверны; – о каковом действии Его говорит Господь (Иезек.36:25): Воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших. И в Нов. Завете представляется Дух Святый под образом воды ( Ин.7:37,39 ). Погружение означает смерть ветхого нашего человека и погребение со Христом, а изъятие из воды – воскресение или рождение в новую жизнь. Спогребохомся ему крещением в смерть. говорит Ап. Павел ( Рим.6:4 ), да якоже воста Христос от мертвых славою отчею, тако и мы во обновлении жизни да ходим. Примеч. Крещение должно совершаться предпочтительно и приличнейшим образом чрез погружение тела в воду, потому что а) самое слово βαπτισμος значит погружение; b) погружение лучше всякого другого действия изображает смерть ветхого человека и благодатное возрождение в духовную жизнь, которое совершается в Крещении ( Рим.6:3 ); с) в первенствующей Церкви Крещение совершалось чрез погружение, для чего и были устрояемы крещальни (βαπτιστρια), окропление употреблялось только в случае болезни, угрожающей смертию, и заключения в темнице (Кипр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

В списке 3. перед 6 главою Варуха написано под одну строку: писанїе пштено к жидово, іеремїею пррко. Эта надпись есть и в ркп. толкования на пророков. Л. 560 в 1, 622 в 2, 539 в 3. едорита епкпа кпрьскааго (д.б. крскаго) сказанїе пророчьст иезекїилев. Нач. Бжїи прркъ пророчества догланїа имть. Л. 560 об. в 1, 622 в 2, 539 в 3. Пророчьство иезекїево ( 3. іезекїилево), или книга пр. Иезекииля. Л. 597 об. в 1, 662 в 2, 577 в 3. Пррчьство іезекїил пророка, или сказание о пр. Иезекииле. Иезекїилъ съ б сарира жрьць, – взято из повествования Дорофея (Chron. Pasch. Т. I. р. 296.). Как первое сказание о книге, так и сие последнее о житии пророка буквально читаются и в древнем толковании пророков по списку Упиреву. И самый текст книги заимствован из сего же толкования. Те же опущения в списках, как и в тексте толкования, опущения, замеченные и г. Востоковым (Опис. Рум. муз. стр. 35.). Напр. опускаются слова, иногда и с нарушением смысла: 3:3. 11. 5:1. 6. 8:5. 10:6. 7. 28:19. 21. 36:11. 37:2. 21. 26. 44:13. 16. 19. 48:24. 25. и др., и целые стихи: 10:21. 22. 36:12. 37:20 и др. В гл. 28. ст. 18. читается со вносными словами: вси вы гнь раждигаете, и възмагаете пламы. поидте по свт гни вашего, и по пламени иже раждетосте. Слова сии, взятые из Исаии 50:11., читаются здесь и в вышеупомянутом толковании пророков. Так же, как в сём толковании, и в списках словà Иезек. 48:4. разделены большою вставкою, в которой помещены Иезек. 45, 12–46, 24. мры же двадести. воли. птьдесть же сикль и т.д. В своём же месте, т.е. после 45:11. в толковании начинается прямо 47 глава. Но сей пропуск вознаграждён в списках переводом обеих глав 45 и 46 с Вульгаты, и притом вполне, так что в 45 гл. до 11 ст. читается перевод с Греческого по толкованию, а потом с первого же стиха сей главы перевод с Вульгаты. Перевод сей такого же качества и тоге же должен быть времени, как и перевод прочих книг и глав, переведённых с Латинского. И здесь есть, подобные вышеприведённым, на поле замечания к переводу. Так против слов 45:11. замечено: ефи и батосъ равин и единыа мры бд. ефи е мра жит и прочи иже со а бато е мра вин і елю и прочи что е мокро. Против слов: по мр хори бдеть равно избавленїе ихъ – хоро есть мра. хоро съвокплее мнствъ. хоро крило. хоро ббеиъ кожанъ. Наконец 37:24. в списках Библии дважды написаны: и пастхъ единъ бдеть всмъ имъ. Это произошло от того, что в толковании слова сии читаются дважды, в двух разных отделениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

13, 2). 18) И Пророки иногда говорят от лица Отца, как например в Псалмах говорит Бог: единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу: Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною (Псал. 88, 36. 37); и еще: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131, 11), как и Петр сказал: Давид Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти посадити Христа на престоле его (Деян. 2, 30); а иногда от лица Сына, как например говорит Исаия: тако глаголет Господь: вас ради присно имя Мое хулится во языцех; сего ради познают людие Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь Сам глаголяй, ту есмь (Иса. 52, 5. 6); иногда же от лица Святаго Духа, как например говорит Пророк Агав: тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей (Деян. 21, 11); и еще Павел пишет к Тимофею: Дух явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим. 4, 1); и также: рече Дух к Филиппу: приступи и прилепися к колеснице сей Ефиоплянина евнуха (Деян. 8, 29). И Пророк Иезекииль, жалуясь на ветхий народ, сказал: и опечалили Мя во всех сих, глаголет Господь (Иезек. 16, 43); а Павел к народу новому пишет: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 30). Давид говорит об иудеях: и преогорчиша Бога в пустыни (Псал. 77, 40); а Исаия о них же сказал: тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго, и обратися им на вражду (Иса. 63, 10); и Стефан говорит в Деяниях: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши (Деян. 7, 51). И если Стефан говорит в Деяниях: Бог славы явися отцу нашему Аврааму (Деян. 7, 2); то Павел то–же говорит и о Сыне: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 1, 8); а подобно сему говорит и Давид: Господь сил Той есть Царь славы (Псал. 23, 10). Ибо единая есть слава Отца и Сына и Святаго Духа: славы Моея, сказано в Писании, иному не дам (Иса. 48, 11). И Сын — не второй Бог, но Слово единаго и единственнаго Бога, богоглаголемое во Отце, как и Отец богоглаголется в Сыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

5. Столь же ясно говорит блаженный Иезекииль, описывая имею­щее быть возрождение: «была на мне рука Господа,... привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма» (Иезек.37:1, 47:1–3). Везде – «на восток», так как оттуда источник спасения. Как там шла слава Его – по пути на восток (Иезек.43:2), так оттуда шла и вода. «Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток». И не напрасно это – из непокро­венного. Ничто не покрыто, все обнажено, чисто, прозрачно, исполнено света. «Путем, обращенным к востоку»: и «когда тот муж пошел на восток». Не иное что было, как исход мужа. Вместе с водой пришел человек, и было таинство. Одно предзнаменовано домострои­тельство Спасителя, а другое действие Духа. Вода и муж, домострои­тельство воплощения и действие Духа. «Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур ( мера)». Какая мера? (Мера) дара. Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. «В руке держал шнур ( меру)». Прошу вас вникнуть, чтобы увидеть надежду бессмертия, возвещенную свыше. «Вода течет по правую сторону. Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур ( меру)». Какая мера? Благодать, и мера дара. «И отмерил в воде тысячу». Что значит – «тысячу»? Не сказал – локтей, сажень, но просто – «тысящу». Одно говорит, а другое скрывает. " И еще отмерил тысячу». «И прейде водою, воду оставления. И... измери мерою», ею же мери, «тысящу.... И прейде водою, воду оставления». Какую воду оставления он перешел водою. Так как в крещении есть и чувственная вода, и духовная, то он прошел чувственной водою воду оставления, т.е., чрез чувственную воду он пришел к Духу, имеющему оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Объясняя погрязшим в нечестии и пороках, Иезекииль так взывает к ним от имени Бога: отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, – говорит Господь Бог; но обратитесь и живите ( Иез.18:31–32 ). В одном из знаменательных видений, которыми Бог посещал возвышенного духом Иезекииля, получил он откровение о воскресении мёртвых. «Была на мне рука Господа, – повествует он, – и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей; и обвёл меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. – И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожей, и введу в вас дух, и оживёте и узнаете, что Я – Господь. И вот, – продолжает Иезекииль, – произошёл шум, движение, и стали сближаться кости, кость с костью своей. И видел я, вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, но духа не было в них». Когда же, по повелению Божию, пророк призвал духа, чтобы он дохнул на этих мёртвых для оживления их, то «вошёл в них дух, и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище... И сказал Он мне, – продолжает Иезекииль: – сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «изсохли кости наши и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Поэтому изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я Господь сказал это и сделал, говорит Господь»... (кн. прор. Иезек., гл. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010