Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете...» (Иезек. 37, 1–14). Так будет и тогда, когда отверзутся все гробы, когда море отдаст своих мертвецов – тогда вся земля покроется костями сухими. И вдруг эти кости по велению Божию придут в движение и станут сближаться одна с другой. О какой страшный грохот костей поднимется тогда! Этот грохот всех оглушит. Кости соединятся одна с другой, на них вырастут жилы, вырастет плоть, покроется кожей, и дух войдет в них, и сотворит Господь великое чудо. Он сказал в видении Иоанна Богослова: «Се, творю все новое». И сотворит Он новые тела умерших, а плоть нам неведомую, по свойствам своим. Но сказано в Писании, что будут они телами духовными. Апостол Павел возвестил нам о тех, которые к страшному дню Суда Христова будут еще живыми. Так говорит Он: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 51–52 ). Во мгновение ока эти тела – тела воскресших людей и внезапно изменившихся живых приобретут совершенно новые свойства: они станут нетленными, они будут жить вечно вместе с бессмертным духом своим. Итак, произойдет ужасная мировая катастрофа, о которой говорил и Сам Господь Иисус Христос, о которой говорил и святой пророк Исаия и святой апостол Петр во Втором послании, и апостол Иоанн Богослов в Откровении. Все они говорят, что в этот страшный день Второго пришествия Христова придет конец всей вселенной: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Этот отрывок читается на утрени Великой субботы (Иезек. 37). Но была секта саддукеев, отрицавшая всякую возможность вечной жизни. Они учили, что нет ни «воскресения, ни Ангела, ни духа» ( Деян. 23:8 ). Видя же, что Иисус проповедует и одно, и второе, и третье, решили задать мудрёный вопрос, который, как они были уверены, поставит Его в тупик: «Учитель», – обратились они к Иисусу, –– «Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену брату своему» подобно и второй, и третий и даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи братьев будет она женою? ибо все имели её». Действительно, мудрёная ситуация; и разрешить её, конечно, невозможно, если предположить, что по воскресении люди снова станут жить, как и в этой жизни. «Мудрые» саддукейские головы не могли даже помыслить, что возможно что-то иное, и Господь, не отвечая на их вопрос, сразу сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Потому что и в Писании говорится о воскресении; и простой здравый смысл говорит нам, что сила Божия не могла исчерпать себя в творении мира. Неужели создать из ничего легче, чем потом воскресить? Неужели Бог столь премудро создал человека лишь для того, чтобы опять превратить в ничто?.. А что будут делать люди по воскресении? – Только Тот, Кто сотворил нас и, Кто воскресит нас, – может знать и поведать об этом, например, что в воскресении мертвых «не женятся, не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах». И в заключение Господь привёл саддукеям ещё одно свидетельство Писания. Он напомнил, как Бог явился Моисею в пламени горящего и не сгорающего куста, чтобы призвать его к пророческому служению. Моисей услышал: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова…» А между тем, все трое к тому времени уже 400 лет как оставили земную жизнь, и, казалось бы, какая разница: был у них Бог мертвых, но живых». И действительно, бессмысленно было бы называть Себя Богом тех, кто мёртв и телом, и душою, Богом тех, кого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Обширностью книги пророка Иеремии преодолевается наше намерение говорить хотя кратко, но много. И настоящая шестая книга Толкований на Иеремию будет содержать обетования таинственные которые, по мнению Иудеев и наших иудействующих, исполнятся в кончину мира, так как они не могут доказать, что они исполнились еще при Зоровавеле. Мы же, следуя авторитету апостолов и евангелистов, и в особенности апостола Павла, показываем, что все, что телесно обещается народу Израильскому, духовно исполнилось и теперь исполняется на нас. Между Иудеями и христианами нет иного разногласия кроме того, что тогда как и они и мы веруем в обетованного Христа, Сына Божия, мы думаем, что будущее исполнилось во Христе, а они – что еще исполнится. Поэтому мы, верующие, что Христос уже пришел, необходимо должны признавать, что предсказанное о времени Христа исполнилось и что мы те сыны Авраама, о которых написано: может Бог от камения сего воздвигнути ми чада Аврааму ( Мф. 3, 9 ), которому было обетование: и благословятся о семени твоем вси языцы, говоря об исполнении какового обетования во Христе сосуд избранный сказал: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос ( Гал. 3. 16 ). Помолись же, брат Евсевий, Господу Иисусу Христу, чтобы с тем же трудолюбием и благодатию Духа, с какими истолковали мы обетования и других пророков и в особенности Исайи, мы смогли изъяснить и обетования сего пророка, который сколько представляется простым и легким в выражениях, столько же весьма глубок в величии мыслей. Гл. XXX. Ст. 1–3. Слово, которое было Иеремии от Господа, говорящее: так говорит Господь Бог Израилева: напиши себе все слова : которые Я говорил тебе, в книгу. Ибо вот приходят дни, говорит Господь, и Я возвращу народ мой, Израиля и Иуду, говорит Господь, и возвращу их (или посажу) в землю, которую дал отцам их, и будут владеть ею. Тогда как лжепророки в Вавилоне обещали, что народ, взятый в плен с Иехониею, скоро возвратится, и тогда как Анания, сын Азура, тоже проповедывал в Иерусалиме, пророк Иеремия утверждал, что хотя это исполнится, но не в течение двух лет, как они лгали, а по окончании семидесяти лет. В это время пророку Иеремии повелевается написать в книге и передать потомству, что Господь предвозвещает в будущем. Этим показывается, что вовсе не близко время пророчества, но спустя много времени исполнится то, когда Израиль и Иуда возвратятся в землю свою и совершится предсказание Иезекииля, что два жезла будут соединены и будет управлять ими царь Давид, о котором он пишет: и раб мой Давида, князь в среде их, и пастырь един будет всех (Иезек. 37, 24). Поэтому то, что мы сказали о том пророчестве, тоже должно разуметь и относительно настоящего места, особенно когда Иезекииль в Вавилоне, а Иеремия в Иерусалиме пророчествовали об одном и том же и в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Над Израилем будет один пастырь – Давид. Он будет пасти их, говорит о нем Господь, и он будет у них пастырем (34, 23). Это будущее восстановление Израиля пророк созерцал под образом сухих костей, который всемогущею силою Божиею были призваны к жизни (37). Оживленные и одухотворенные новым духом кости станут святилищем Господа, они образуют из себя весьма, весьма великое полчище верных слуг Господних, «И заключу с ними, говорит Господь, завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки» (26–28). Темные силы, которые будут противоборствовать торжеству добра, будут подавлены и уничтожены. В речи пророка могущество зла олицетворяется под образом Гога, царя Роша, Мосоха и Фувала (38–39). Эти образы, вероятно, взяты от скифов, которые в 7 веке до Р. X. оттесненные с Кавказа массагетами, явились в Малой Азии, западной Азии и угрожали Египту. Память о них еще была свежа во дни пророка, и пророк воспользовался именем их, как эмблемою того зла, которое будет грозить и направляться против новоустрояемого царства Божия. Но это царство Божие создастся (40–48), воздвигнется новый храм, учредится новый культ, совершится новый раздел земли обетованной. И относительно этого раздела земли дается такое повеление от Господа: «и разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у Вас, которые родили у Вас детей; и они среди сынов израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен израилевых. В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог» (47, 22–23). С именем Иезекииля связывается возникновение среди евреев их важнейшего религиозного института – синагоги. У этого поселенца Тель-Авива на Ховаре (Иезек. 3, 15) как видно из его книги, был дом (8, 1), и к нему собирались сыны его народа – послушать, «какое слово вышло от Господа» (33, 30–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). «Вы храм Бога живого». Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим: потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). «Храм Бога живого». Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога, как самосущей или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). «Как сказал Бог – вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу ( Лев.26:12 ; Иезек. 37:23. 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта, и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог, среди избранного народа, устроил скинию или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими, к нему благодеяниями служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь , с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предизображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ ( Евр.10:1 ), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Всякое непосредственное откровение есть Богоявление. Но формы Богоявления весьма различны. Елифаз Феманитянин имел видение «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне, Он стал – но я не распознал вида его – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца Своего»... ( Иов. 4, 12–17 и след.). Здесь Богоявление было главным образом внутренним. Смятенная душа Елифаза почувствовала присутствие Божества, но внешнее явление было темно и неопределенно. В противоположность этому Богоявление при Хориве было, прежде всего, внешним. Приближение Божие не смутило чистой души великого еврейского законодателя. «Явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста и сказал: Моисей, Моисей! он сказал: вот я! (Господи!)» ( Исх. 3, 2–4 ). Языческие правители царств, не имевшие истинного Богопознания и Богопочитания, но имевшие в своих руках судьбы народов, получали непосредственые откровения от Бога. Но эти откровения обыкновенно подавались им в виде загадочных снов, великое значение которых чувствовалось ими, наполняло их душу трепетом, побуждало искать разъяснения и приводило их к тому, чтобы принять наставления и разъяснения от истинных пророков: Фараона от Иосифа и Навуходоносора от Даниила. Таким образом, непосредственно посещавшее их Богоявление (внутреннее) не открывало им истины, но только направляло к тем, кому она вверялась и кто были ее носителями. Этим последним она открывалась иногда исключительно в виде внутреннего озарения, сверхъестественное происхождение которого они ясно и твердо сознавали (в таком состоянии, видим, написаны мессианские псалмы, 44 особенно), иногда это озарение соединялось с внешним знамением или явлением ( Ис. 4 , Иезек. 1, 37). Часто, мы видим, возвестителем Божественных определений пророкам был Ангел Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

VI.37.56). Человек может получить для себя большую пользу, если от созерцательной жизни вновь возвратится к деятельной, чтобы благодаря горению его духа, которое разожгло созерцание, сделать деятельную жизнь еще более совершенной (Гом. Иезек. II.2.11). В созерцательной жизни невозможно пребывать постоянно; рано или поздно человек под тяжестью своей слабости утомляется и от созерцания возвращается назад, к деланию, чтобы осознать свою немощь и то, как он далек еще от совершенства (Там же. I.5.12; Толк. Иов. Х.15.31 ). Более того, по убеждению святителя Григория, пока мы живем среди своих ближних, деятельная жизнь для нас обязательна, а созерцательная только желательна; ведь те, кто не пренебрегает добрыми делами, и без созерцательной жизни смогут войти в Небесное Отечество, а те, кто пренебрегает ими, без деятельной жизни никак не смогут войти туда (Гом. Иезек. I.3.10; ср. Толк. Uob. VI.37.57 ). Увлечение созерцанием без соблюдения меры и должного смирения может также привести к ереси и произвести большой соблазн среди верующих (Толк. Uob. VI.37.57 ). В конечном итоге святитель Григорий полагает, что мера участия человека как в деятельной, так и в созерцательной жизни должна определяться исходя из его личного темперамента (Там же). Согласно святителю Григорию, для того, чтобы увидеть Бога, нужно погрузиться в своего рода сон (sopor, somnus, mentis refrigerium). Ведь тот, кто действует в мире, как бы “бодрствует”, а тот, кто взыскует внутреннего покоя, убегает от мирского шума и суеты и как бы “засыпает” (Там же. V.31.54). Такой “сон” есть “живой покой”, в котором ум человека насколько отрешается от внешнего беспокойства, настолько бодрее становится внутри себя и точнее познает свой внутренний мир (Там же). Кроме того, это состояние святитель Григорий сравнивает со своего рода смертью , схождением в могилу, то есть с духовным умиранием для этого мира, его страстей и желаний (Там же. XVIII.54.89). Подобно тому как могила есть место, в котором скрывается тело, так и Божественное созерцание есть как бы могила духа, в которой скрывается душа (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Деятельная жизнь исполнена многими трудами, а созерцательная жизнь проста и воздыхает лишь к видению Первоначала (Там же. II.2.10). Деятельная жизнь доступна многим, созерцательная – немногим (Толк. Uob. XXXII.3.4 ). Деятельная жизнь первее по времени, поскольку от доброделания человек устремляется к созерцанию. Однако созерцательная жизнь выше, чем деятельная, по достоинству, поскольку последняя трудится для настоящего, а вторая таинственно предвкушает грядущий покой (Гом. Иезек. I.3.9; ср. Толк. Uob. VI.37.60 ). Деятельная жизнь хороша, а созерцательная – лучше 18 , поскольку первая прекращается вместе со смертной жизнью, а вторая еще более возрастет в жизни бессмертной (Гом. Иезек. I.3.9). Деятельная жизнь ограничена настоящим веком, в то время как созерцательная жизнь никогда не закончится: здесь она только начинается, чтобы достичь совершенства в Небесном отечестве, поскольку тот “огнь любви”, который здесь только возгорается, разгорится еще ярче, когда человек увидит Того, Кого любит (Там же. II.2.9) 19 . Поэтому правильный порядок человеческой жизни состоит в стремлении от жизни деятельной к жизни созерцательной (Там же. II.2.11). Однако святитель Григорий считает, что на земле для человека более предпочтительна жизнь смешанная. Деятельная и созерцательная жизнь были соединены еще в законе Моисеевом, где были даны заповеди любви к Богу и к ближнему (Там же. II.6.5). И в Евангельские времена Сам воплотившийся Господь Своим примером подтвердил это, ибо Он вел и деятельную, и созерцательную жизнь, тем самым примирив их в Самом Себе (Толк. Uob. XXVIII.13.33 ). Святитель Григорий приводит такое сравнение: как лицо совершенно тогда, когда имеет два глаза, так и душа, когда живет двойной жизнью – деятельной (­ левый глаз) и созерцательной (­ правый глаз, Там же. VI.37.57). По мнению святителя Григория, тому, кто укротил в себе плотские страсти, остается еще усовершенствовать свой дух усердием в доброделании, а тому, кто “расширил” свой дух в добрых делах, остается еще распространить его на усердие во внутреннем созерцании; ведь равным образом не будет совершенным ни тот, кто пренебрег деланием из-за усердия к созерцанию, ни тот, кто отбросил созерцание из-за усердия к деланию (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Так именно объясняется это предписание Мишны в тосефте: «все места Писания, затрагивающие чувство стыдливости, должны быть заменяемы другими, более удобно произносимыми выражениями». В какой степени соблюдалось это постановление, можно видеть из древних переводов. XXL нередко даже общее выражение нагота твоя прикрывают метафорическим смыслом: нечестие твое, особенно в тех местах, где говорится об обнажении дочери Израилевой (например Иезек.16:37). Выражение: девственные сосцы Иезек.23:3–8, во многих переводах, в том числе и у LXX, переводится чрез: девство, с исключением слова dad, papilla, capitulum mammae. Но гораздо чаще слово dad не исключалось, а только подвергалось корректурному изменению, чрез перемену гласной, в dod, – слово более абстрактного значения: ласка, дружба, любовь. Таким образом Притч.5:19 выражение первотекста dadeha, сосцы её, LXX читают dod, φιλα (сирский: пути её). В книге Aboth рабби Натана (cap. 1) говорится, что книгу Притчей хотели даже исключить из канона за её седьмую главу (стт. 7–20), изображающую неприкровенно влечение женщины к мужчине, но что её спасли «люди великой синагоги», указавшие корректурное чтение некоторых слов. Если же таким образом обычай предписывал прикрывать встречающиеся в библии изображение человеческой наготы и плотских стремлений, то это правило с особенною силою было приложимо к книге Песнь Песней, которая, не смотря на всеобщую распространенность её высшего смысла, в своей внешней аллегорической оболочке представляла нагие изображение первозданной человеческой красоты мужеской и женской и их взаимных отношений. Пред этими изображениями позднейшие иудеи приходили в ужас и отказывались видеть в них какую-либо красоту, точно также как они отказывались признавать красоту в античных статуях. Отсюда вышло передаваемое Оригеном (in Cantic. Cautic. Homiliae quatuor) действовавшеё между евреями запрещёние людям не достигшим вполне зрелого возраста читать Песнь Песней и даже держать в руках: Ajunt observari apud hebraeos quod nisi quis ad aetatem perfeetam maturamque, aetatem sacerditalis ministerii id est tricesimum annum, pervenerit, libellum hunc (Canticum) ne quidem in manibus tenere permittatur et caet 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Пастырь Добрый противополагается не вору и разбойнику, а наемнику (стт. 12–13). В приточном образе это противоположение отвечает единению пастыря и овец. Наемник тоже входит дверью. Его пастырство есть тоже пастырство по праву, основанному на договоре. Но наемник внутренне не связан с овцами. Образ Пастыря Доброго, пребывающего в единении с овцами, восходит к образу пастыря в Ветхом Завете. Пастырь Израиля есть Бог (ср. Пс. 22, 1 ; Ис. 40, 11 ; Иезек. 34, 11–23), но Бог , как Пастырь, ставит Израилю пастырей, которые его пасут: Моисея и Аарона ( Ис. 63, 11 ; Пс. 76, 21 ), Иисуса Навина ( Числ. 27, 12–18 ), и особенно Давида (ср. Иезек. 34, 24; 37, 24; Пс. 77, 70–72 ). Иисус, как Пастырь Добрый, тоже имеет над Собою Отца (ст. 15), и Его служение овцам угодно Отцу (стт. 17–18), но в противоположность наемнику, который оставляет овец в добычу волку, Пастырь Добрый полагает за них душу (стт. 11в, 15в, ср. 17). Этого не делали и не могли делать пастыри, поставленные Богом в Ветхом Завете. И в этом заключается единственность служения Пастыря Доброго. В рукописном предании наблюдается некоторая неустойчивость. Папирусы Честер-Битти, основная рукопись кодекса aleph и кодекс D имеют не τ θμι «полагаю», а δ δωμι «даю», очевидно, под влиянием таких параллелей, как Мк. Х, 45 и др. В таком случае самая возможность ассимиляции доказывала бы, что положение души Пастырем Добрым было понято переписчиком, как его искупительная смерть. Понимание это представляется неизбежным в свете ст. 17. Речь идет не о защите пастырем овец с опасностью для собственной жизни, а об искуплении овец смертью пастыря. Как я уже сказал, этого не делали и не могли делать пастыри Ветхого Завета. Это мог сделать и сделал один только Пастырь Добрый. Искупительная смерть Пастыря Доброго и дает ответ на вставший перед нами вопрос: каким образом посредничество Иисуса дает жизнь? В ст. 28 жизнь, которую пастырь дает овцам, определяется, как жизнь вечная. Это – жизнь, смертью торжествующая над смертью. Как ответ на вопрос, который перед нами ставит ст. 10в, все учение о Пастыре Добром в Ин, X стоит под знаком Его искупительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010