Так мы понимаем то, что царь Ниневии сошел с престола своего и переменил порфиру на вретище, благовония на грязь, чистоту на нечистоту, — на нечистоту не мыслей, а словесного изложения. Поэтому и о Вавилоне у Иеремии говорится: «чаша златая Вавилон,... напаяющи всю землю» (Иерем. 51:7). Кого не упояло светское красноречие? Чьи души оно не ослепляло стройностию речи и блеском своего изложения? С трудом люди сильные, знатные и богатые, и с гораздо большим трудом красноречивые веруют в Бога, потому что мысль их ослепляется богатством, силою и роскошью и, будучи окружены пороками, они не могут видеть достоинства и простоты Священного Писания и судят о нем не по высоте мыслей, а по низкому способу словесного выражения. Но когда те самые, которые прежде учили злу, обратятся к покаянию и будут учить добру, тогда мы увидим, что народ Ниневийский обращается вследствие одной проповеди и что исполняется написанное у Исаии: «аще... родися язык» в один раз (Ис. 66:8). Также людей и скот, покрывшихся вретищами и взывающих к Господу, понимай в том же смысле, что и разумные, и неразумные, и мудрые и простодушные приносят, вследствие проповеди Ионы, покаяние согласно с темь, что в другом месте говорится: «человеки и скоты спасеши, Господи» (Псал. 35:7), Мы можем также и иначе понимать скот, покрытый вретищами, главным образом на основании следующих свидетельств, в которых говорится: «солнце и луна покроются вретищем» (Иезек. 32:7), и в другом месте: «покрою небо вретищем» (Ис. 50:3), то есть в смысле печальной одежды, скорби и сетования, что метафорически (μεταφορχς) называется вретищем. В словах же: «кто знает, может быть Бог обратится и простит» для того выражается сомнение и неопределенность, чтобы люди, сомневаясь в своем спасении, усерднее приносили покаяние и более склоняли Бога к милосердию. Ион.3:10. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал.    LXX: И увидел Бог дела их, что они обратились от злых путей своих, и раскаялся Бог в зле, о котором сказал, что сделает им, и не сделал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так сказали бы они [евреи]. Но мы скажем, что еретики заграждают путь, чтобы из Сихема, то есть от добрых дел, мы не приходили к Иерусалим, то есть в Церковь. Они составляют как бы пасть разбойников и убивают тех, которые стремятся чрез путь мира сего достигнуть истины. Сихем означает то есть плеча под плечами же мы разумеем дела, и все лжесвященники скрывают путь и чрез злые дела убивают людей, чтобы они не приходили в Иерусалим. А что плечо означает дела, это видно из следующих слов: „обрати (da) сердце твое к плечу твоему», то есть обрати мысли твои в дела. И об Иссахаре мы читаем, что он подложи рамы своя на труд, и бысть муж земледелец (Быт. 49:15).    Ст. 10—11. В доме Израиля Я видел ужасное; там блудодеяния у Ефрема, осквернился Израиль. Но и ты, Иуда, приготовься (ропе) к жатве у тебя, когда Я возвращу плен народа Моего. LXX: В доме Израиля Я видел ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль и Иуда; начни обирание винограда у себя, когда Я возвращу плен народа Моего. Ос. VIÏ1. Когда Я хотел врачевать Израиля, открылось беззаконие Ефрема и злодейство Самарии; они делали дела лжи, и вошел вор, и разбойник грабит извне    LXX [перевели] таким же образом. Израиль часто получал многочисленная раны от идолослужения и в особенности тогда, когда в пустыне сделали литую голову тельца и сказали: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския (Исх:32, 8). Поэтому Я, как желающий более покаяния грешника, нежели смерти (Иезек. гл. 18 и 33), и говорящий впоследствии в Евангелии: не требуют здравии врачо, но болящии (Лук. 5:31), старался врачевать раны народа Моего. И когда Я употреблял все средства искусства для того, чтобы уврачевать несчастный народ, то внезапно явился Иеровоам из колена Ефремова, сделавший золотых тельцов, а открылось злодейство Самарии, последовавшей за нечестивым царем; потому что и царь и народ сделали дело лжи, то есть идола. Ибо как истукан противоположен Богу, так ложь истине. Сам же царь подобно вору вошел к народу израильскому и подобно разбойнику лишил несчастный народ помощи Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Употребляемые категории: · СОДОМ – жизнь по законам плоти · ЖИТЕЛИ СОДОМА – противоественные чувственные пожелания · ЛОТ – энергия к жизни земной · ЖЕНА ЛОТА – низшие чувства (ощущения) · ДОЧЕРИ ЛОТА – потребности органического свойства · АНГЕЛЫ – высшие силы души · МОАВИТЯНЕ И АММОНИТЯНЕ – похоть плоти и похоть очей Жизнь, устрояемая исключительно по законам плоти, приводит к тому, что естественное употребление ее сил заменяется противоестественным, так что плоть человеческая становится как плоть ослиная, и похоть, образуемая ею, как у жеребцов (Иезек. 23:20). Живущие такой жизнью Богу угодить не могут ( Рим. 8:8 ), не могут наследовать и Царствия Божия ( 1Кор. 15:50 ), ибо слишком велик вопль Содомский и Гоморрский, и грех их тяжел весьма ( Быт. 18:20 ). И пусть Авраам стоит пред лицем Господа с уверенностью, что есть в этом городе достаточное количество праведности, ради которой он не истребится ( Быт. 18:22–32 ), однако дух человеческий справедливо сомневается по поводу того, есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня, и осталась жива ( Втор. 5:26 )? Ведь ему знакомо, что будет после того, как излиется благодать от Духа Божия на всякую плоть ( Иоиль 2:28 ), а именно: будут кровь и огонь, и столпы дыма ( Иоиль 2:23 ). В каждой возрожденной Духом Святым душе был такой день, когда её Лот сидел у ворот Содома, и два Ангела, представляющие собой высшие силы души человеческой, такие как ум и совесть, приходили в Содом. При этом Лот, будучи символом жизненной энергии, относящейся к неразумной части души, поклонился им лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, пребывая в покое. Но, как только они оказались в доме его, городские жители, Содомляне, т.е. все противоественные чувственные пожелания, от молодого до старого, со всех концов города окружили дом Лота, пленив сердце своею страстностью, и стали пытаться осквернить своею похотью пришедших. И хотя Лот, стараясь защитить непорочность последних, предлагал содомлянам своих дочерей, как некие потребности органического свойства, действующие по закону естества, зная, что когда не имеющие закона по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, как показывающие, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2:14–15 ), – но они не вызвали интереса у греховно настроенного естества ( Быт. 19:1–8 ). Другое дело – подчинить себе ум и пленить совесть, ибо когда в людях осквернены и ум их и совесть, тогда они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу ( Тит. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Это выражено прямо и непосредственно, как следствие того в книге Быт. 2:24 : «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть», на что прямо указал и Сам Господь Спаситель по вопросу о расторжении супружеских отношений по всякой причине, Мф. 19:3–6 сл. Мар. 10:2,6–9 , срав. 1Кор. 6:16 . Но св. апостол Павел, сам таким образом ( 1Кор. 6:16 ) признавая истолкованный Господом, прямой смысл ветхозаветного изречения об этом союзе, придает ему, в прежнем же направлении, и таинственное значение, называя этот союз, великой тайной ( Еф. 5:32 ). «Что же это значит? Называет брак великой тайной, поскольку на нее указывает, как на нечто великое и дивное, и блаженный Моисей или лучше, – Бог . Притом аз глаголю, говорит, во Христа, так, как и Он, оставил Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней» 151 . Из того же отношения жены к мужу по происхождению, как мы сказали, проистекают, по апостолу, и свойства самих супружеских отношений их. И прежде всего: главенство мужа над женой, 1Кор. 11:3  срав. Быт. 3:16 , в образе главенства Христа в церкви, как теле Его Еф. 5:23,24 и, во–вторых, любовь мужа к жене, Еф. 5:28,33 срав. Быт. 2:23–24 в образе любви Христа к церкви, за которую Он, по этой любви, предал Себя, чтобы освятить ее, очистив баней водной, чтобы представить ее Себе славной церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна, – Еф. 5:25–27 . Как это живо напоминает преобразовательные черты изображения Иезек. 16:8 и дал. 152 ! Из этих же двух свойств естественно вытекают два, так сказать, практические следствия и именно: из первого – почтительная боязнь, повиновение жены в отношении к мужу, ( Еф. 5:22,33 ) срав. Быт. 3:16  – в образе повиновения церкви Христу Еф. 5:24 ; а из второго попечение мужа о жене – Еф. 5:28,29 срав. Быт. 2:23–24 и 3:16 в образе любвеобильно попечительного отношения Христа к церкви, – Еф. 5:29,23 153 ). в) Но вместе с тем этот союз мужа и жены есть чистый и святой (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Еще в писаниях Ветхого Завета чистота или правота сердца изображалась как такая добродетель, которая привлекает к человеку особенную милость Божию и удостаивает его особенной близости к Богу. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен руками и чист сердцем ( καθαρς τ καρδα) . . . Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля ( Nc. XXIII. 4 – 6 ). Но только воздействием благодати Божественной в человеке созидается «сердце чисто» ( καρδαν καθαρν κτσον) и обновляется дух прав ( πνεμα εθς γκανισον ). Nc. L, 12 . Полное осуществление такого внутреннего обновления человека – в его «духе», в его «сердце», было обетовано чрез пророков – в Новом Завете (Иерем. XXXI, 31). Господь обещал людям дать «сердце ино» и «дух нов», – вместо сердца грубого, «каменного», дать сердце «плотяное» – отзывчивое и восприимчивое к божественным внушениям и воздействиям (Иерем. XXIV, 7; Иезек. XI, 19), вложить «законы» Свои «в мысли их» и на сердцах их «написать» их, причем и люди, со своей стороны, подвигом напряженной самодеятельности должны способствовать достижению такого коренного переворота (ср. Иезек. XVIII, 30 – 32) Следствием такого обновления «сердца» людей, должно было явиться – по изображению пророков – «ведение» Бога ( το εδναι μ Иерем. XXIV:7, XXXI:34), особенная духовная взаимная близость людей с Богом (Иерем. XXIV, 7; Иезек. XI, 20). В царстве Мессии – по силе мессианского искупления – действительно достигается возможная для человека высшая степень приближения к Богу, общения с Ним, познания Его. Эта мысль и выражается образно в обетовании шестого ублажения. Указанием на сердце, как на специальный орган Богообщения, ясно характеризуется богопознание, как явление не теоретического, а нравственно-практического порядка, ибо его основою и необходимым условием является нравственная чистота и всецелая религиозная самопреданность человека. Разумеется, очищение «сердца» от «лукавой совести» ( π συνειδσεως πονηρ ς) Евр. Х, 22 , когда оно становится ληθιν καρδα (ibid), – очищение, совершаемое «послушанием истине» ( ν τ πακο τς ληθεας) в совершенстве нравственной жизни, вдохновляемой «нелицемерным братолюбием». 1Nemp. I, 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

46 Из многих городов того же имени здесь разумеется Никополь, находившийся в Акарнании, между Эпиром и Этолиею. 50 Название Кесарии Палестинской, в отличие от других городов того же имени. Именно прежде она и называлась: Ξτρτωνος πργος (– военное укрепление), о чем см. Страбона. Геогр. XVI, 758. 51 В слове Якорном значится один Галиен и число лет царствования его полагается 15. См. выше стр. 106. 55 Кор (χρος), от евр. , представляет собою меру для сыпучих и жидких веществ. Упоминается, кроме вышеприведенного места из Евангелия от Луки, в 3Цар. 4:22; 5:11 ; 2Пар. 2:10 ; Иезек. 45:14 и др. Подобно хомеру, он заключает в себе 10 эф иди 30 сатов. Еврейское же название св. Епифаний, очевидно, лишь по созвучию производит от талмудического: что значит: навозная куча. См. Buxtorfii, Lexic. chald. talm. et rabb. pag. 423. Ed. Fischeri. Lipsiae, 1875. 56 Лефек (λεθχ), от евр. , означает меру для сыпучих тел, равную пол-кору, и употребляется только в этом одном месте книги, пророка Осии. Но не значит: подъем, как толкует св. Епифаний, а вмещение. За тем не совсем точно и указание на равномерность лефека гомору. Гоморов действительно есть два. В еврейском они и по начертанию различаются: ; в греческом же переводе LXX они передаются одинаково словом: γμορ. Первый (– хомер) равен не лефеку, а кору, т. е. двум лефекам, а последний (гомор) составляет десятую часть эфы, т. е. сотую часть перваго. Что касается до модия, то это позднейшее греческое название, взятое с латинского (modius), означает меру для сыпучих тел, несколько меньшую нашего гарнца. О большом гоморе (хомере) см. Иса. 5:10; Иезек. 45:14 и др., а о малом (гоморе) в Исх. 16:36 . И не малый гомор мог бы вмещать в себе 12 ватов, а скорее большой. 57 Ват (βτος, βθον), от евр. означает меру емкости для жидких или сыпучих тел и как слово может быть производимо, согласно мнению св. Епифания, от – дом, вместилище, напр. вместилище в две саты зерен, как в 3Цар. 18:32 . Соответственно тому, что гомор большой или кор составляется из 10–12 ватов, ват будет составлять 2–3 модия или 1,5–2 гарнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Дела Божеств. правосудия славны и ужасны. 33 Между степенми жертвенника. Но в Евр: «между притвором и жертвенником». Так и в Вульгате: inter vestibulum et altare; бл. Феодор. «при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат». 35 См. у Калмета и Поля. «Locustas fortasse, de quibus Ioel, aquilo in Iudaeam impulerat; pollicetur enim Deus futurum, ut ventum mutet, ac locustas in terrain aridam, sterilemque, ibi perituras, abigat, гов. Калм., hic. Другие разумеют саранчу и под образом её Халдеев. Друзий и др. 39 Пищу в правду τα βρωματα εις δικαιοσυνην; в Евр: гамморе лицдака – doctorem iustitiae – учителя правды. Так и в Вульгате. Но Евр. слово здесь морег значит и учитель и утренний дождь – frühregen. (См. в лексиконе Генезиуса под сим словом), а потому переводят: дождь благовременный, в надлежащей мере, во время и т.п. Под учителем же праведности западные толковники разумеют или пророка (Исаию, Иеремию и др.), или Мессию. Матф. 23, 8 . См. у Калм. и Поля. 41 " Ранние дожди , – гов. Робипсон, – начинаются обыкновенно в последней половине октября или в начале ноября не вдруг, но мало по малу, что дает земледельцу время засеять поле пшеницею и ячменем. В ноябрь и декабрь дождь идет ливнем, но и в январе, во весь период зимы, дожди не перестают совершенно». – В марте, пред началом жатвы озимового хлеба, ко времени посева летних плодов, идет дождь поздний только несколько дней или даже часов. Следовательно оба дождя совершенно необходимы и благодетельны. См. Библ. Археол. Фридр. Вейля- о климате и погоде Палестины. 45 На небе:- комета в виде меча, видения колесниц на облаках: на земле: необыкновенный свет и голос, внезапное отверстие врат во храме, и т.п. См. Библ. Ист. Фил. стр. 442. 46 О Гоге и Магоге упоминается у св. прор. Иезек. 38:2, 32:1; – в Апок. 20, 7 . Под Гогом бл. Феодорит разумеет народ Скифский. «Гогом и Магогом, гов. св. Ефр. Сир. в толк. на 38 и 39 гл. пр. Иезек., называются народы, притеснявшие Иудеев вскоре по возвращении их из Вавилона. Но многие утверждают, что Гогом называется Олоферн, военачальник Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Подлинно, есть много путей погибели чрез уста, например, когда кто сквернословит, когда насмехается, когда пустословит, когда тщеславится как фарисей, который, не имея ограждения при устах своих, в немногих словах излил все, что находилось у него внутри, и потому, как дом без двери, не имев возможности удержать находившегося в нем сокровища, вдруг сделался бедным. Другой, посмотри, погиб чрез тщеславие; ибо он сказал: выше звезд небесных поставлю престол мой ( Ис.14:13 ). А иудеи иногда за то, что радовались несчастиям ближнего, слышат: зане ресте: благо же, бысть якоже прочии языцы Израиль; иногда укоряются за то, что роптали и говорили: всяк творяй зло, добр пред Господем, и в них Сам благоволи. И ныне мы блажим чуждих и созидаются творящии беззаконная. Так написано в книге пророка Малахии ( Мал.2:17 ). Другие погибли чрез ропот, как говорит Павел: не ропщите, якоже неции ропташа, и погибоша от всегубителя ( 1Кор.10:10 ). Иные чрез насмешки: Седоша ясти и пити, и восташа играти ( Исх.32:6 ). Иные чрез злословие: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу ( Мф.5:22 ). И другие, в гораздо большем числе, погибли другими способами, не хранив уст своих. Если ты хочешь слышать, как некоторые погибли и чрез неблаговременное молчание, я покажу тебе. Аще не возвестиши народу, – говорил Господь, – беззаконник в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иезек.3:18). А иной – чрез то, что говорит всякому без разбора и бросает вверенное ему: не дадите, – сказал Господь, – святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиньями ( Мф.7:6 ). Иной – чрез смех; потому и сказано: горе вам смеющимся, яко возрыдаете ( Лк.6:25 ). Видишь ли, как губят уста? Посмотри, как, напротив, и спасают уста. Видел ли ты фарисея, погибшего чрез них? Посмотри на мытаря, спасшегося чрез них. Видел ли иноплеменника, потерпевшего наказание за тщеславие? Посмотри на праведника смиренного и сказавшего: аз есмь земля и пепел ( Быт. 18: 27 ). Видел ли радующегося чужим бедствиям и за то осужденного и наказанного? Посмотри на сострадательного, получившего спасение; ибо сказано: даждь знамения на лица стенящих и болезнующих (Иезек.9:4).

http://azbyka.ru/skvernoslovie_sbornik

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

14 См. соч. Л. Толстой и Достоевский. – Оттиск из журн.: «Мир Искусства» за 1900 г. ч. 1 и 2, стр. 120–122; 127–128; 131; 18 «Л. Толст. И Достоев.» 1900 г. стр. 121–122. – В этом Мережковский видит, между прочим, застарелую дурную привычку «лже-христианства» или «павлианства» (?!) – см. там же стр. 59. 20 «Л. Толст. И Дост. 1900 г. ч.1 и 2, стр. 59, 122, 131; «Нов. Путь» янв. – «Записки религ.-философ. собраний» – стр. 32. 26 К сожалению, на основе этой «религии Конца», без всякой критической оценки ее, создалось у нас среди пастырей Церкви так называемое «обновленческое движение», достигшее затем крайне уродливых форм и проявлений. Так, «обновленцы» в рясах сопричислили св. равноапостольного Кн. Владимира «язычникам» и признали крещение при нем русских «не действенным»; самое православие они объявили «историческим пережитком» и даже «языческим», только с христианской терминологией, требовали оставить название «православие» и пр. (Цер. Общ. Жизнь» 1906. 38. 1907 г. 13. – «Нов. Вр.» 11786 и др.). И все это у них как-то «обновленчески» сживалось с жаждою от «православия» наград и «хлебных» мест!.. 28 В отсутствии разницы в «душе» религии иудейской и эллинской мы отнюдь не можем согласиться с г. Розановым !.. Сверх этого, заметим, что напрасно г. Розанов совершенно справедливую мысль о религиозной связи иудея с природой основывает на тех местах св. Писания, которые осуждают ненормальные проявления этой связи, как, например: Иова 31:26–27 и особ. 31:28, который следовало бы прочитать; – Иезек. 8, 16, 17 ст., где надо было прочесть и ст. 18. В библии нет недостатка в местах, санкционирующих связь иудея с природой, и их-то и следовало привести. В противном случае, при методе г. Розанова , можно обвинить религию Израиля и в сослужении языческим «богам»!.. 35 В погоне за эффектами мозговых операций в пользу своего взгляда на иудейскую культуру, г. Мережковсский иногда пренебрегает даже сказаниями Евангелистов. Так, он говорит, что Иуда «предал Сына Человеческого, чтобы спасти мир», и предал, потому что «не понял, что Дух и Слово может быть Плотью и кровью», а не понял, потому что «был воплощением древнего чистого духа семитства («Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010