67    «А упадшее на камень, – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13). Не относятся ли эти слова Христовы ко многим их наших интеллигентов, которые пред революцией увлекались так называемым богоискательством: они как птички радостно порхали от одного христианского учителя к другому, а то и неверующему, не отличая христианских учителей от лжеучителей. Но это увлечение христианскою верою оказалось призрачным: когда наступили искушения их веры, – в современный период, – многие из них совсем отпали от веры Христовой!    68    «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Псал. 1:3). Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело. И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания... А вырваться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божием, – никак нельзя нам. А смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божией. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение!    69    «И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней книжный сверток. И он развернул его предо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем плач, и стон, и горе» (Иезек. 2:9—10). Не такова ли вся жизнь христианина на земле? – Со всех сторон горе: от явных и тайных врагов Христовых. Постоянные волнения, стоны от борьбы со злом... Болезни тела и бедствия внешния... Скорби за близких и всех людей... Тогда особенно желанного для христианина явления жизнь будущая, где не будет ни стонов, ни плача, ни болезни, но вечная блаженная жизнь со Христом Богом и всеми святыми... Однако, без этих страданий на земле не можно получить вечной небесной радости: свиток скорбный необходимо нам вкусить, как пророку...»    70    «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12:32). Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо!.. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе... Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, – постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию... Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства!.. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие!.. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией... Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос 30. Чем искоренить в себе страсть злого вожделения? Ответ. Пламенным вожделением исполнять волю Божию, подобным тому, какое обнаружил в себе сказавший: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Псал.18, 10–11 ). Ибо вожделение лучшего, когда есть возможность и сила насладиться вожделеваемым, как учили святые отцы, всегда понуждает пренебрегать и гнушаться тем, что маловажнее, кольми же паче тем, что дурно и постыдно.    Вопрос 67. Что такое нечистота, и что такое распутство? Ответ. Что такое нечистота, показал закон, употребив сие наименование в означение того, что случается непроизвольно по естественной необходимости. А распутство выясняет, кажется мне, премудрый Соломон, наименовав (распутного) «любосластным... и беспечальным» ( Притч. 14, 23 ); почему распутство есть такое расположение души, которое не имеет и не терпит тяготы подвига; следовательно, оно есть и невоздержание, не имеющее власти над мятежными похотями. Вопросы об унынии, печали и нерадении    Вопрос 32. От чего бывает безвременное и неумеренное усыпление, и как избавляться от него?    Ответ. Подобное усыпление бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге, и когда пренебрегаем судами Божиими; избавляемся же от него, когда восстановляем в себе подлинное и достодолжное понятие о величии Божием, а также и вожделение исполнять волю Божию, подражая сказавшему: «не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу» ( Пс.131, 4–5 ).    Вопрос 45. Если кто, услышав, что Господь сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лук.12, 47–48 ), вознерадит о познании воли Господней, то получит ли он какое либо облегчение? Ответ. Явно, что неведение такого человека притворно, и он подлежит неизбежному суду за грех . Ибо Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Иоан.15, 22 ), потому что священное Писание везде и всем возвещает волю Божию. Поэтому подобный человек осуждается не меньше, наравне с неведущими, но осуждается строже, наравне с теми, о которых написано: «как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях» ( Псал.57, 5–6 ). А тот, кто приставлен к домостроительству слова, если вознерадит о том, чтобы возвестить слово, будет, по написанному, осужден, как убийца (Иезек.33, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А потому и прошу вас оставить такую смешную мысль и этим заградить уста возражающих против этого. В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд мы подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово, за смех и злоречие, за помысел и пьянство, а равно и в добрых делах — за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду. Сказано: « на челах людей скорбящих, воздыхающих обо всех мерзостях, сделай знак » (Иезек. 9:4). Как же ты смеешь говорить, что Бог, с такой строгостью испытующий нашу жизнь, напрасно и без причины угрожает геенной? Прошу тебя, не губи такими суетными надеждами и себя самого, и тех, которые верят тебе. Если ты не веришь нашим словам, спроси иудеев, эллинов, всех еретиков, и все они как бы одними устами ответят, что будет суд и воздаяние. Но тебе не достаточно человеческого свидетельства? Тогда спроси самих бесов и услышишь, как они вопиют: « пришел Ты сюда прежде времени мучить нас » (Мф. 8:29)? Сообразив же все это, убеди душу твою не предаваться суетным мыслям, чтобы она на опыте не изведала геенны, а напротив, уцеломудрившись помышлением о геенне, могла бы не только избежать будущих мучений, но и получить будущие блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 32 «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17–18).   Снисходительность увещаний ап. Павла. — Разногласие в догматах. — Неотделимость молитвы от дел.   1. Опять увещание и после увещания молитва. Сказав: остерегайтесь вводящих разделения и не слушайтесь их, (апостол) присовокупил: « Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими », и: « Благодать Господа с вами » (Рим. 16:20). Заметь же, как снисходительно он увещевает, делая это не как советник, но как слуга и даже с большим к ним уважением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В моей совести звучат слова Господа, изреченные за 2300 лет до нашего времени чрез одного из великих пророков: " О тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов, и говорят один другому, брат брату: " Пойдите, послушайте, какое слово вышло от Господа " . И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо они в устах своих делают из этого забаву, и вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий: они слушают слова твои, но не исполняют их " (Иезек. 33, 30-32). Не то же ли происходит и с нашею проповедью, с нашими пастырскими беседами, поучениями? К нам, проповедникам, приходят послушать, как ходят на концерт, в театр; бывает, что и умиляются нашим словом, но как только вышли от нас, так и забыли то, что слышали... Душа болит, когда сознаешь эту бесплодность проповеди, это удивительно равнодушное отношение нынешних христиан к делу своего спасения! Но не быть же нам и отступниками от Христа. В нас еще не совсем погасла совесть. Надо возжигать этот светоч божественный. Пусть он горит и светит нам все ярче, все животворней! Вот он ярко осветил наше сердце, все наше духовное существо, во дни говения. Не давайте же ему гаснуть. Поддерживайте этот священный огонек. Чем, как? Прежде всего - ежедневною молитвою. Увы, я знаю, что многие, считающие себя образованными, именующие себя православными христианами, не только не читают, но и не знают всех утренних и вечерних молитв! Дай Бог, чтоб из тех, кто будет читать эти строки, не было ни одного такого! Таким, именуемым православными, все некогда, все недосужно - им, видите ли, минута дорога: когда тут молиться - дела ждут! Вот если целые часы терять на празднословие, пересуды, чтение печатных простынь - это нужно, на это тратится половина жизни... А с Господом побеседовать, с святыми Божиими - времени нет, досуга нет! А хотим, чтобы Господь нас миловал, благословлял труды наши, сами же не хотим понудить, - как скорбно мне произносить это слово: понудить себя вместо того, чтобы сказать - иметь счастье - с Отцом Небесным побеседовать, Его благословения себе на грядущий день. Его покрова на наступающую ночь испросить!.. Положим же за твердое, неотменное правило: читать, утром и вечером хотя по три молитвы: ведь на это только несколько минут нужно будет уделить. Садясь за обед и ужин, принимаясь за дело, хотя крестным знамением себя ограждать, хотя мысленно к Богу обращаться. Видите, для начала христианской жизни надо же поставить себя в присутствие Божие, а это и совершается чрез молитвенное обращение к Богу. Надо заставить себя делать это, приучить себя, сделать это насущною потребностью сердца. Ужели и на это воли недостанет? Ужели и тут ложный стыд нас удержит? Как же после этого требовать, как желать и ожидать, чтоб совесть наша не погасла?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Вера в якобы грядущее благоденствие человечества еще здесь на земле – так называемый «хилиазм»  – решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая -тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» ( Матф. 24, 12, 21–22 ), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец. Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мира. Как православные русские люди, любящие свое отечество – святую Русь, – можем мы, конечно, питать в глубин души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, возстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть  мы сами  – есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какою ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и возстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную оторочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа. Но только не для того, чтобы опять начать жить беспечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда, и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мира и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле. К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Иеремии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Иерем. 6, 14) и тем вводят народ в заблуждение (Иезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: «мне снилось, мне снилось»... Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые разсказывают их в вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему» (Иерем. 23, 16–17, 25–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот, Иезекииль говорит, что моавитяне за то были наказаны, что радовались (несчастью) израильтян (Иезек.35:12); а были и такие, которые спаслись потому, что воздыхали о бедствиях других. Если же есть некоторое утешение для тех, которые воздыхают о чужих бедствиях, то гораздо более (утешения) для тех. которые радуются почестям других. Бог обвинил моавитян за то, что они радовались (несчастьям) израильтян. И хотя сам же Он наказывал их, однако же Он не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам наказывает, – потому что и Сам неохотно наказывает. Если же должно соболезновать о наказываемых, то тем более не должно завидовать тем, кому воздается честь. Чрез это именно погибли Корей а Дафан; кому они завидовали, тех сделали более славными, а на себя навлекли наказание. Зависть есть зверь ядовитый, зверь нечистый, зло произволения, не заслуживающее прощения, порок, которому нет оправдания, причина и матерь всех зол. Итак, уничтожим ее с корнем, чтобы избавиться и от настоящих бед и сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 1. " И, проходя, увидел человека, слепого от рождения " . Будучи весьма человеколюбив и заботясь о нашем спасении, а притом желая заградить уста нечестивым, Господь не опускает ничего, что только Ему подобало, хотя бы никто Ему ни внимал. Это знал и пророк, и потому говорил: " так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем " (Пс.50:6). Поэтому-то и теперь, когда не приняли Его высокого учения, и даже назвали Его беснующимся и покушались убить, – Он, выйдя из храма, исцеляет слепого. Таким образом, Своим отсутствием Он укрощает их ярость, а совершением чуда смягчает их жестокосердие и упорство, и удостоверяет в словах Своих. И совершает Он чудо не обыкновенное, но такое, которое теперь только в первый раз последовало: " от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному " (Иоан.9:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Испытывает же мучение за беззакония свои тот, кто перестает совершать прежние грехи; и великую пользу приносит тому, кто прежде грешил, видеть дом Божий и знать план всего устройства его, так что он перестает грешить и, имея стремление к нему, говорит в Господу: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Исал. 25, 8), и еще: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Псал. 26:4), когда начну жить и быть со Христом, служащим жизнию для верующих. Далее следует: выходы и входы, подразумевается: дома. Выходы же тех, кои выходят к находящимся совне, а входы тех, кои чрез наставление учителей проникают внутрь. И все, говорит, очертание его или находящееся в нем (substantiam ejus), как перевели LXX, что относится не столько к свойствам (naturam) храма, сколько к утвари и богатству. И все уставы, и все чиноположение и все законы храма покажи тем, кои понесли мучение за беззакония свои и перестали или устыдились того, что прежде делали. Покажи же им для того, чтобы они соблюдали все то, что заповедано. Ибо нет никакой пользы знать очертание дома и все разделения его, о которых написано: у Отца Моего обители многи суть (Иоанн. 14, 2), и еще: постави пределы языков по числу сынов Израилевых или ангел Божиих (Второз. 32:8), если не исполняется то, что заповедано. Дом же и закон всех заповедей Божиих и город, стоящий на верху горы, должен быть признаваем за тот, о котором написано: не может град укрытися, на верху горы стоя (Матф. 5:14) и: речная устремления веселят град Божий (Псал. 45:4), что, очевидно, относится в Церкви; находится же он на той горе, которая стоит на вершине всех гор и которою был поражен князь Тирский (Иезек. гл. 28); и все концы и пределы этого дома — Святое святых. В том доме, то есть в скинии, построенной Моисеем, и в храме, который был воздвигнут Соломоном, только внутренние части, где находились херувимы, и очистилище, и ковчег завета и стол курения, назывались «Святое святых». А в этом доме, который показывается Иезекиилю и который стоит на вершине горы, все пределы его признаются за Святое святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как веровать в Того, о ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? ( Рим. 10:13–15 ). Эти проповедники Слова Божие, призывавшие людей обратиться к Богу, действительно были посылаемы Богом с древнейших времен, – не умолкли они и доселе. Это – древние пророки, в особенности Иисус Христос, затем Его апостолы и все их преемники. К ним апостол Павел применяет слова псалма, что no всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (ст. 18). И так, заключает Апостол, вера (спасающая человека) от слышания, а слышание от Слова Божия (ст. 17). Так Бог употребляет все средства, чтобы возбудить в человеке желание обратиться к Богу и уверовать в Него. Но так как от самого человека зависит – послушаться призвания, или отвергнуть его, так как Бог не может спасти человека без собственного его желания обратиться к Богу, а только может употреблять многоразличные средства для того, чтобы возбудить это желание: то отсюда становится ясным, почему Священное Писание обращение человека к Богу или начало его спасения приписывает то Богу, то человеку. Напр., говорится там: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44; сн. ст. 65); без Меня не можете делать ничего (15, 5), говорит И. Христос; Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению (Филипп. 2, 13), говорит апостол Павел. С другой стороны, Иегова говорит устами пророков: обратитесь от всех преступлений своих.... Отвергните от себя все пороки свои…, и сотворите себе новое сердце и новый дух. Обратитесь, и живите! (Иезек.18:3032) 96 Обратитесь ко Мне, говорит Иегова воинств, и Я обращусь к вам ( Захар. 1:3 ). Сопоставление изречений первого и второго рода приводит нас к убеждению, что обращение человека к Богу совершается при взаимодействии Бога и человека. При этом Бог всегда желает, чтобы всякий грешник обратился к Нему и употребляет для этого многоразличные средства; но из людей, при воздействии на них Бога, один обнаруживают желание обратиться к Богу, а другие нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Они отпали от Церкви. Те, которые отпали от Церкви, не будут налагать на себе крестное знамение. Когда человек не почитает Сына Божия, то и крестного знамения творить не будет; православный же христианин, творя крестное знамение, наглядно показывает свою готовность распять себя за Господа ( Гал. 2:19, 5:24, 6:14 ). Творить крестное знамение «на себе», а не «в себе». Приводят также сектанты места из книги Откров. 13:16–17 и 14, 9–10, но в этих местах ясно говорится об антихристе. Антихрист налагает свою печать на своих сторонников, но слово Божие различает две печати: печать Божию и печать антихристову. Православные христиане имеют печать Христову. О тех, которые имеют печать Божию уже пророк Иезекииль сказал: «Не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:3–4); «и видел я того ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле, и морю, говоря: не делайте вреда ни Земле ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр. 7:2–3 ). «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» ( Откр. 9:4 ). О печати же антихристовой сказано, что кто не имеет его печати, тот ничего не сможет купить ни продать ( Откр. 13:15–18 ). Сектанты, признавая, что крестное знамение печать не Христова, но его противников, свободно везде покупают и продают. Таким образом, сектанты ничего не могут привести для доказательства того, что крестного знамения не нужно; и все места, какие они приводят из Свящ. Писания, нисколько не подтверждают сектантского лжеучения о крестном знамении. Православные христиане, творя на себе крестное знамение, тем самым открыто, пред всеми проявляют свою веру в Распятого Христа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным» ( Мф. 10:32 ). Крестное знамение было предвещено еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

С западной стороны она упирается в море (Средиземное), с восточной и полуденной в пустыни, а с северной в высокие, покрытые снегом на вершинах своих горы (Ливанские). На этих горах в старину росли леса огромных дерев кедров. Скажу несколько слов об этих великанах, потому что о них часто упоминается в св. писании и в церковных песнях. Образчики кедрового дерева попадаются во многих садах и парках. Кедры похожи на сосну с иглами вместо листьев, сходными с можжевеловыми; зеленеют круглый год. Плоды кедров, известные мелкие орешки, растут в шишках, похожих на сосновые. Дерева эти долго живут, растут ветвисто и высоко. Бревна их толсты, крепки и долго не гниют; кедровыми досками и теперь украшаются в св. земле святые церкви. Из-под надрезанной или треснувшей коры дерева вытекает белая, душистая смола. Кедры Ливанские славились своею громадностью, росли чрезвычайно раскидисто и красиво; они были украшением Ливанских гор. Вот что говорит о них Сам Господь во святом писании: «кедр на Ливане красовался ветвями и тенист как лес, высок ростом, его маковка среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его.... От того рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые.... Кедры в саду Божием (в лесах св. земли) не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею, все дерева Эдемские завидовали ему» (Иезек. 32 гл). Говорит ли Господь в своем св. писании о могущественных и славных людях или о гордых и самохвальных, ставит их похожими на кедры Ливанские; или говорит о Своей силе и всемогуществе, опять указывает на кедры ливанские, которые падают как соломинки по Его мановению; обещает ли кому славу и благополучие, ставит в пример этого их же. Они составляли дорогой строительный материал: древний еврейский славный царь Соломон украшал ими дворцы свои и храм Божий, построенный им в г. Иерусалиме. Теперь от старинных кедров осталась небольшая роща; тамошние жители берегут ее как святыню. Уцелевшие дерева эти имеют до 15 саженей вышины и до 6 в обхвате. Ветви их раскидываются саженей на 16; зеленеют они круглый год. Некоторым из этих дерев насчитывается до 3.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010