М.Н. Боголюбов Россия и Гавайские острова (Становление религиозных связей) Архимандрит Августин (Никитин) «Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов» (Иезек.29:13) «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них» ( Ис.42:10 ). Предисловие. Россия начала утверждаться на Тихом океане во второй половине XVIII в., когда русскими первопроходцами были основаны фактории, а затем и селения на Алеутских островах и на Аляске. Несколько позднее, в 1812 г., была основана колония Форт Росс в Калифорнии. Менее известна история освоения россиянами «рая Тихого океана» – Гавайских островов. Гавайские острова были открыты европейцами в середине XVI в. Но отдаленный от Европы архипелаг еще долго оставался неизвестным для большинства мореплавателей, и в 1764 г. английский капитан Браун фактически заново открыл гавань, у которой впоследствии была основана нынешняя столица Гавайских островов – Гонолулу. Гораздо больше сведений о Гавайских островах Европа получила после «третьего открытия» этого архипелага английским мореплавателем капитаном Джеймсом Куком (1728–1779); по словам одного из русских авторов, «до Кука, т.е. до 1778 г., о них никто не имел решительно никаких сведений, и они как бы канули в вечность» 360 . В книге, посвященной путешествию Дж. Кука по Тихому океану, сообщалось об одном из гавайских островов, который мореплаватели посетили в феврале 1778 г. Интересны приведенные там сведения о религиозных верованиях местных жителей: «Поколику мы усмотреть могли, обряды веры на острове Атое имеют большое сходство с таковыми же обрядами на островах Дружеских и Общества» 361 , – писал один из участников плавания о своем пребывании на Гавайях. Из этого сообщения следует, что жители архипелага были приверженцами племенных культов. Члены 3-й экспедиции Дж. Кука собрали на Гавайях некоторые предметы быта островитян. После гибели Кука (1779) 362 английские корабли покинули Гавайский архипелаг и взяли курс на Камчатку, где в те годы Болышерецким гарнизоном командовал майор Бем. Английские мореплаватели были радушно приняты в российском порту, и капитан Клерк, заменивший Кука на посту начальника экспедиции, перед уходом из гавани сделал ответный жест благодарности. Вот что пишет об этом один из английских мореплавателей: «После того как майор (Бем. – Авт.) посетил и осмотрел оба корабля, он обедал на 6орту «Решимости» («Resolution»). После обеда мы показали ему редкости, которые мы собрали во время нашего путешествия, и капитан Клерк подарил ему полное собрание вещей со всех нами посещенных островов» 363 . Вскоре после этого майор Бем покинул Камчатку и, прибыв в Петербург, в 1780 г. передал гавайские диковины в Академию наук. Сегодня эти экспонаты находятся в собрании Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук (С. –Петербург) 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Заповедь относительно устроения кущей у Иосифа замечательна по толкованию знаменования этого обычая согласно с Midrasch (Tanchuma а. а. О.), где применительно к ( Ис.4:6 ) кущи берутся как символ защиты от дневного зноя и зимнего ненастья, а не как воспоминание обитания в кущах по выходе, в духе объяснения ( Лев.23:43 ). – Закон о воспрещении для первосвященника брака с содержательницей гостиницы, о чем Библия не говорит, объясняется неточным переводом у Иосифа слова (соб. блудница), как находим это также в халдейском переводе Библии ( Суд.11:1, 16:1 ; 1Цар.3:16 ; Иезек.23:44) и у Иосифа еще в других местах в том же смысле (ρχ.V, 1–2, 7; срв. Zipser, κατ πινος σ. Wien. 1871, р. 29). С характерными дополнениями передан у Иосифа закон о народоправлении. В подлежащем месте ( Втор.16:18 ) – не указывается числа «судей-надзирателей», коих должен был поставить Израиль «по коленам своим, чтобы они судили народ судом праведным». Иосиф частнее формулирует этот закон. 284 Прежде всего, «по коленам своим» у него заменяется «во всяком городе»; начальниками должны быть мужи «отменной добродетели и праводушия»; наконец, указывается точное число их – 7 в каждом городе, и при них нарочито избираемые (πηρται) 2 левита. Во время царского периода, как известно, эти начальники городов зависели от царя ( 3Цар.22:26 ; 2Пар.18:25 ). 285 Обосновка того, почему не должны быть принимаемы обвинения и свидетельские показания женщины (легкомыслие и дерзновенность их пола) та же самая дается в Талмуде. 286 Характерно, затем, постановление о наказаниях за преступления не уголовного характера в том именно отношении, что число ударов назначается 40 без одного (39), а не ровно 40 ( Втор.25:3 ), что находим также в Талмуде. 287 Закон о разводе в передаче Иосифа носит несомненные следы позднейших раввинских толкований в духе Гиллеля 288 , когда допускает «не мало причин», дающих основание к разводу. Наименование скопцов убийцами детей своих, истребителями причины их бытия – повторяется в Талмуде 289 ; на основании запрещения женщине одевать мужскую одежду и наоборот, Иосиф внушает особенную осторожность делать это «во время войны», смешивая Библейское запрещение ( Втор.22:5 ) с раввиническим толкованием оного, вошедшим в Талмуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Он подвергся проклятию не только за грех отца, но без сомнения и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Что ни отцы за детей, ни дети за отцев не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах. Так, например, они говорят: ядшему кислая оскоменятся зубы (Иер. XXXI, 29); еще: душа согрешающая, та умрет (Иезек. XVIII, 20), и еще: да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы (Втор. XXIV, 16). Итак, прошу, никто из вас, не зная цели божественнаго Писания, не дерзай порицать написаннаго в нем, но с благодарностию принимай слова его, удивляйся точности божественнаго Писания и размышляй о том, какое великое зло грех. Вот, в самом деле, брата, рожденнаго одною и тою же материю, происшедшаго из одной и той же утробы, грех сделал рабом и, лишив свободы, привел в подчинение. Отсюда-то началось рабство. До того времени между людьми не было такой изнеженности и такой роскоши, чтобы один нуждался в услужении других, но каждый служил сам себе, все были в равной чести и не было никакого неравенства. А как явился грех, то и нарушил свободу, и уничижил достоинство, дарованное людям от природы, и ввел рабство, дабы это было постоянным уроком и внушением роду человеческому - убегать рабства греха и стремиться к свободе добродетели. Поэтому если раб и господин хотят постоянно получать от этого пользу, то пусть раб помышляет о том, что он сделался рабом, потому что Хам оказал такую дерзость, а господин, с своей стороны, пусть представляет, что подчинение и рабство произошли не от чего другого, как от того, что он же (Хам) обнаружил злую волю и лишился равной с братьями чести. 7. Впрочем, если мы будем внимательны, то все это, появившееся в жизни за грехи наших прародителей, нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием. Так, первый человек за преступление подвергся осуждению смерти и положил начало жизни в печалях и трудах, а Хам ввел рабство. Но пришедший (на землю) Господь Христос сделал, что все это будет только одним названием, если мы захотим того.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

( Иез.17:2 ). У евреев она известна уже со времен Сампсона ( Суд.14:14 ). Но высочайшим представителем загадки предание считает царя Соломона, который, по замечанию книги Сираха ( Сир.47:17 ), «наполнил всю землю притчами и загадками». Мидраш на книгу Притчей, второй парафраз на книгу Есфирь, иначе называемый таргум шени, а также Иосиф Флавий (Autiqu. VIII. 5. 3. ср. Contra Appionem 1,17.) говорят о больших состязаниях загадками, происходивших между Соломоном и царицею Савскою 4 и царем тирским Хирамом. Что загадка, как один из видов наставления, не заключала в себе ничего противного откровенному учении, видно из Иезек. гл. 17, где сам Бог предлагает пророку загадать загадку дому Израиля и сопровождает ее своим разъяснением. Что касается книги Притчей, то уже ее общее надписание ( Притч.1:6 ) обещает дать читателю вместе с другими видами притчи и загадки , LXX: ανιγμα. Со времени Гердера (Geist der hebräishen Poesie. Von Iusti. 3 Aufl. 1 Th. 269 и дал.) к числу загадок относят следующие пять притчей 30-й главы: стт. 15–16. ст. 18–20. ст. 21–23. ст. 24–28. ст. 29–31. Сказанным формы притчей нашей книги кажется вполне исчерпываются. Остается упомянуть еще о цепи притчей т.е. о поставлении рядом различных притчей, имеющих между собою что-либо общее. Прежде всего здесь имеется в виду прямое синонимическое сходство отдельных притчей между собою, напр. ( Притч.26:1–12 ) стоит ряд притчей о глупых, ( Притч.26:13–17 ) о ленивых, ( Притч.26:20–22 ) о сварливых. Далее здесь имеют место и все остальные связи, которые мы указали между строками внутри отдельных притчей, особенно связи синтетические. Впрочем, в подобные цепи притчей замыкаются далеко не все притчи. (Das Salomonische Spruchbuch von Delitzsch, 8–12). Что касается собственно поэтического метра книги Притчей и ее просодии, то об этом трудно сказать что-нибудь определенное, вследствие неопределившегося доселе взгляда на сущность библейского стихометра вообще, хотя равномерность построения строк во многих стихах нашей книги, особенно 10–22, может наводить на мысль о существовании в книге Притчей какого-нибудь сокрытого ритмического закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

5, 16). Тебя же твое худое дело таким напротив покрыло мраком, что тобою имя Божие похулилось. Увы мне грешному! На какую высоту жизни позваны мы, и куда низверглись, срамничая подобно злонравным мирянам. Ты говоришь, что тот начал брань; но разве ты не слыхал как кротко Господь сказал слуге, ударившему Его в ланиту: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши? (Ин. 18, 23). И опять на кресте: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят? (Лк. 23, 34). Ведая сие, тебе должно было и, когда укоряют, благословлять и, когда бьют, молиться о них и, когда хулят, молчать (1 Кор. 4, 12. 13). Ты же, не подражая благому, чьим подражателем сделался? — Смотри, какова заповедь, заповеданная Апостолом: всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4, 31); а вы дошли до рукопашной, дрались за волосы, друг друга душили? — Так презрен закон Божий. Всуе ковачь сребро кует, говоря пророческим словом (Иер. 6, 29). Напрасно и я смиренный тружусь до утомления. Впрочем и при этом я не перестану дедать свое дело, тем паче, что иной раз имею много внимательных слушателей. 2) Но где же причина такого безчестия? Ибо должно не обличить только грех, но указать и врачевство. Злая совесть изобрела эту злую новость, гордостное о себе мудрование, злаго сердца замысл. ,,Если он мне скажет то–то, говорит в сердце своем задорный, я отвечу ему вот что; если он меня хватит так–то, я отплачу ему тем–же.» — Потом когда случится раздражение, по какому либо поводу, тогда, что гадали в сокровенности, выносим мы и наружу. Ибо неложен рекший: от избытка сердца уста глаголют. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф. 12, 34. 35). 3) Сделаем же сердце наше сокровищем благих преднамерений. И тогда не только не изнесем мы ничего лукаваго, и не станем драться; но и если кто ударит вас в десную ланиту, мы обратим к нему и другую (Мф. 5, 39), и что бы другое ни случилось, поступим по Евангельской заповеди. — И вскую умираете, доме Израилев? (Иезек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

( Исх. 21, 23–25 ; Лев. 24, 19–29 ; Втор. 19, 16–21 ); ж) в охранение седьмой: смерть за кровосмешение и вообще нецеломудрие во всех видах ( Исх. 22,16. 17 ; Лев. 26,10–21 ); з) в охранение восьмой: строгим правом возмездия обезопашено имущество граждан и всякий, даже малейший, ущерб его ( Исх. 21, 33–36; 22,1–11 ; Лев. 24, 21 ); и) в охранение девятой: уличённый лжесвидетель подвергается тому самому наказанию, какое следовало бы оклеветанному им, если бы последний оказался виновным ( Втор. 19, 19 ). В охранение только одной десятой заповеди, запрещавшей самые желания и помышления, противные любви к ближним, не было и не могло быть нарочитых гражданских постановлений, которые, занимаясь одним внешним, никогда не в состоянии простираться на внутреннее. 3) Необходимость такого охранения законов нравственности законами гражданскими и такой строгости наказаний за все преступления против веры совершенно объясняется: а) из характера Еврейского народа: Евреи, как свидетельствует вся их история, были склонны к идолопоклонству и вообще к нарушению воли Бога своего, несмотря на все Его заповеди, на всю её отеческую, преимущественную любовь к ним, на все Его чудеса, щедроты и благодеяния, так что, после многократных опытов, не оставалось другого средства к удержанию их в повиновении закону, кроме страха самых строгих наказаний (Иезек. 20, 3–25; Тал. 3, 19) 158 Таким образом, подзаконная вера во всех своих частях носит на себе неизгладимую печать высочайшей мудрости. Единственная цель этой веры была та, чтобы утвердить в Израильтянах веру в Бога единого, невидимого, Творца и Промыслителя вселенной, научить их достойно чтить Его и во всём исполнять Его волю; чтобы сохранить в них, и через них для всего мира, веру и обетования Божьи о будущем Избавителе мира, воспитать их в народ истинно-благочестивый, как семя святое для освящения всего человечества. К этому непосредственно направлены были: закон веры, преподающей столь совершенное учение о Боге, человеке и Мессии, и закон нравственный, предписывающей человеку столь чистые правила любви к Богу, ближним и к самому себе; к этому, по преимуществу, направлены были и закон обрядовый и закон гражданский, так что вся жизнь Израильтянина, частная и общественная, была проникнута Верой, и весь ряд его действий долженствовал быть одним непрерывным служением Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

29 Соберитеся в Евр: текошешу от кашаш значит: тщательно исследовать, в форме гитпаел значит исследовать самого себя, но значит и собирать. Тщательно исследуйте себя, т.е. уничтожьте все свои нечистоты. В Вульгате: convenite, congregamini gens non amabilis; в Библ. Кастел: coite, convenite. «Соединитесь союзом любви, народ нелюбимый, недостойный любви Божией». Бл. Иероним. 31 Газа, в 16 римск. милях от Аскалона приморский город, при Св. Апостолах был в запустении. Дeяh. VIII, 26 . Теперь, благодаря своему положению, способствующему торговле Сирии с Египтом Газа довольно значительный город с 16 тыс. жителей. См. Всеобщ. Землеописан. По Бланку т.3, стр.161, 1864г С.-П. Св. пророк говорит о раззорении Газы, а не об уничтожении, в прежния времена. 35 Пришельцы Крита, в Еврейск. goi Keretim – народ Крефейский. LXX вместо goi – народ, читали: gar advena – пришлец; вместо Keretim – Cretæ – Крита. Акила и Феодотион читали: народ погибельный или убийственный ( θνος ολεθριον); потому что корень карат значит excidit – истребил; отселе, по бл. Иерон., gens perditorum – народ губителей. Большая часть толковников разумет здесь часть Филистимск. народа, – pars Philistæarum, говор. Розенм. и указывает на Иезек. 25:16, где сказано: «Я, говор. Господь, простру руку Мою на Филистимлян и истреблю Критян, и погублю остаток морского берега». Тоже Гроций, Друзий, Мюнстер, Корн , a Lap., Калм. В Библ. Кастел. «Cerethæa gens». 36 Крит. Сего слова нет в Еврейском, гд, вместо него, хевел pars, portio, т.е. приморская часть земли. Вульгат: funiculus веревка, т.е. межевая, – часть, удел. 37 Ограда μανδρα – ограда и хлев, в Евр: керот fissuræ. Под этим словом толковники разумеют расселины или вырытые в земле пещеры пастухов для защиты от солнечнаго зноя. Бл. Иерон., Бохарт, Розенм. 38 Пожируют νεμησονται от νεμω – пасу, кормлю, обитаю, наслаждаюсь и т.п. Вульг: ibi pascentur; у Кастел. Pascant. 39 Об этих словах так говорить бл. Иероним: «nec in Ebraeo, nec apud ullum fertur interprætum, et contextum capituli sensumque conturbat», этих слов нет ни в Еврейском, нет ни у какого-либо из толковников, и они не вяжутся с контекстом и смыслом речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

39, 25, 27–29). 52. И ниже пророк говорит, что он видел построенный на весьма высокой горе город, у которого обозначаются многочисленные ворота; и одни из них описываются затворенными; о них так говорит он: «и обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на восток: и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: сия врата заключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключена. Зане старейшина сей сядет в них ясти хлеб пред Господем. По пути Елама врат внидет, и по пути его изыдет» (Иезек. 44, 1–3). Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными. 53. " Сия врата, – говорит, – заключена будут и не отверзутся» (Иезек. 44, 2). Прекрасные врата – Мария, которая была заключена и не отверзлась. Христос прошел чрез (эти) врата, и не отверз их. 54. А чтобы показать, что у всякого человека есть врата, чрез которые входит Христос, (мы приведем следующие слова Писания: «возьмите врата, князи, ваша и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ). Насколько же, следовательно, были превосходнее врата у Марии, в которой пребывал и из которой изошел Христос? Существуют также и врата чрева. Посему святой Иов говорит: «да померкнут звезды тоя нощи... яко не затвори врат чрева матери моея» ( Иов. 3, 9–10 ). 55. Существуют, стало быть, и врата чрева, но не постоянно заключенные. Только те одни врата могли остаться заключенными, чрез которые прошел младенец без повреждения девственных затворов. Поэтому-то пророк и говорит: «сия врата заключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, т. е.: никто из людей; яко Господь Бог Израилев, – говорит, – внидет ими, и будут заключенна» (Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(Иезек. IV, 14). 3. mah — 378 раз, а именно: 39 раз в значении «vis vitalis», т. е. тожественное с nephesh, (Иезек. XXVII, 5–8); 134 раза, как «влияние», «вдохновение» (1 Царств XVI, 14) и 131 раз просто в значении «ветра», «дуновения (Исх. X, 13) и, наконец, 74 раза в смысле нравственной сферы жизни: ревность страсть и под. (Быт. XXVI, 35; Агг. I, 14). 4. Точно так же и понятие leb, «сердце» (851 раз), то обозначает физический орган (29), то внутреннюю жизнь (257 раз) или эмоции (166), то интеллектуальную сферу (204 раза), то волю (195 раз)   . Вообще же ветхозаветная психология, проникнутая поэтическими образами пророков и языком библейского фольклора, не дает нам научной системы о человеке. Наряду с этим для Ветхого Завета характерно особое понимание человеческой личности не в ее абсолютно–персоналистическом значении, а через призму коллектива, национального целого, реализуемое в и через общество, которое на ней базируется   . Это corporate personality наряду с возвышенным пониманием человеческого достоинства облегчит в будущем для ап. Павла проповедь церкви, как Тела Христова и Царствия Божия. Иудейству было чуждо дуалистическое восприятие личности, как души противопоставленной телу. Платоновские настроения не имели бы места в Ветхом Завете. Абстрактному, аналитическому и дуалистическому пониманию Греков Иудейство противополагает теистическое, конкретное, религиозное. Греческий интеллектуализм сталкивается с ветхозаветным волюнтаризмом   . А. Состав человека На этом именно фоне ап. Павел и строит свою проповедь о спасении и прославлении человека. Его язык не укладывается в рамки иудейской антропологии. Выражения Апостола, уходя своими корнями в Ветхий Завет, черпали многое также и из языка современного ему эллинизма. Так, по подсчету того же ученого Апостол употребляет следующие выражения: «сердце» (52 раза), «душа» (13 раз), «дух» (146 раз), «плоть» (91 раз), «ум» (21 раз), «совесть» (20 раз)   , привнося к тому же разделение человека на «внутреннего» и «внешнего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Вот что можно сказать а priori. Как дело происходило в действительности, сказать крайне трудно. Несомненно одно – канонизация в Абиссинии, как и в России, происходила без участия патриаршего престола; копты не знают эфиопских святых точно также, как греки не признают наших, абиссинские святые – местные в монофиситской церкви точно так же, как русские – в православной. Далее можно предполагать, что иногда в святцы вносились имена по каким то особенным соображениям, возникавшим в кельях невежественных начетников. Исследователей приводит в ужас 25 число месяца сене с именем Пилата и величанием в честь этого христоубийцы, но они вероятно не знают, что это еще не самое худшее: под 29 генбота мы читаем: „и преставление Александра царя, сына Филиппа. Бог молитвами его да помилует нас; аминь“, а под 29 сене „успение Марка, царя римского“. Если Александра Македонского можно было еще возвести в пророки за жертвоприношение в иерусалимском храме, то для Марка Аврелия, гонителя христиан, не было никаких оснований чествования. Как проникали подобные monstra в официальные церковные книги, мы не можем определенно сказать. Некоторые указания дает нам, правда, поздний, но вполне аналогичный случай, очевидцем которого был Брюс, рассказавший его в записках о своем путешествии 22 . Какой-то дабра-либаносский монах Себхата-Эгзиабхер додумался до святости Навуходоносора на основании таких текстов как Иезек. 29, 20 Иерем. 43, 10, Дан. 3.95–100 , и увлек за собой много народа, уважавшего его за святость жизни; двор также благоволил к нему, а царь Такла-Хаманот III даже был серьезно убежден в том, что Навуходоносор действительно ветхозаветный пророк. Отлучение от церкви, провозглашенное на Себхата-Эгзиабхера акабе-саатом Саламой, нелюбимым за свою безнравственность и вскоре казненным по обвинению в измене, не имело действия и толпы народа стали требовать церковного собора, так что правительство должно было принять экстренные меры для водворения спокойствия. Чем дело кончилось – неизвестно, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010