Иудеев соблазняло в Иисусе Христе Его уничижение, и они потребовали от Него такого знамения, которое бы ясно указывало на Его Божественное достоинство Мессии. Им мало было тех чудес, которые творил Христос по любви Своей к страждущим людям, по мольбам отдельных лиц. Они хотели узреть " Знамение с неба " (Матф. 16:1). Они лицемерно, как враги, просят знамения, а потому Он называет их " Родом лукавым и прелюбодейным " (Матф. 12:39; ср. Луки 11:29) в том смысле, что они неверны Богу, и на эту неверность Ему указывали еще пророки, представляя идолопоклонничество иудеев в образе супружеской измены Богу — прелюбодеянием (см. Ис. 57:3; Иезек. 16:15, 23-27). Господь говорит, что такого знамения не будет дано им и указывает только на величайшее чудо в прошлом, ставшем прообразом нового: сохранения пророка Ионы во чреве кита в течение трех суток; так же после трех дней телесной смерти воскреснет Христос. Собственно, Христос пробыл в гробе один день и две ночи, но на Востоке всегда было принято считать часть дня или ночи за целое (примеры: 1 Цар. 30:12; Быт. 42:17-18; 2 Пар. 10:5-12 и др). Ниневитяне — жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства на берегу Тигра, к северу от Вавилона, покаявшиеся в результате проповеди пророка Ионы, осудят на предстоящем Всеобщем Суде евреев за то, что они, евреи, не вняли проповеди своего Мессии и в своем упорстве не захотели покаяться. Царица южная — царица Савская, приходившая к Соломону (3 Цар. 10) из Аравии, также осудит евреев, так как она пришла издалека послушать мудрость Соломона, а иудеи не захотели слушать Саму Воплотившуюся Премудрость Божью, Которая " больше Соломона " . Далее Господь рассказывает притчу о нечистом духе, вышедшем из человека и вернувшимся в него с другими, еще более злыми, чем он сам. Этой притчей Господь наглядно объясняет то, что хотя бы Он и заставил евреев каким-либо поразительным чудом уверовать в Себя, но нравственная их испорченность настолько сильна, что через некоторое время неверие их возникнет с еще большей силой и упорством. Неверие и испорченность в них — это тот самый злой дух из притчи о бесноватом. Если человек остается нерадивым, праздным, невнимательным к себе, то злой дух и страсти, изгнанные из него однажды, возвращаются к нему с гораздо большей силой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

29 Соберитеся в Евр: текошешу от кашаш значит: тщательно исследовать, в форме гитпаел значит исследовать самого себя, но значит и собирать. Тщательно исследуйте себя, т.е. уничтожьте все свои нечистоты. В Вульгате: convenite, congregamini gens non amabilis; в Библ. Кастел: coite, convenite. «Соединитесь союзом любви, народ нелюбимый, недостойный любви Божией». Бл. Иероним. 31 Газа, в 16 римск. милях от Аскалона приморский город, при Св. Апостолах был в запустении. Дeяh. VIII, 26 . Теперь, благодаря своему положению, способствующему торговле Сирии с Египтом Газа довольно значительный город с 16 тыс. жителей. См. Всеобщ. Землеописан. По Бланку т.3, стр.161, 1864г С.-П. Св. пророк говорит о раззорении Газы, а не об уничтожении, в прежния времена. 35 Пришельцы Крита, в Еврейск. goi Keretim – народ Крефейский. LXX вместо goi – народ, читали: gar advena – пришлец; вместо Keretim – Cretæ – Крита. Акила и Феодотион читали: народ погибельный или убийственный ( θνος ολεθριον); потому что корень карат значит excidit – истребил; отселе, по бл. Иерон., gens perditorum – народ губителей. Большая часть толковников разумет здесь часть Филистимск. народа, – pars Philistæarum, говор. Розенм. и указывает на Иезек. 25:16, где сказано: «Я, говор. Господь, простру руку Мою на Филистимлян и истреблю Критян, и погублю остаток морского берега». Тоже Гроций, Друзий, Мюнстер, Корн , a Lap., Калм. В Библ. Кастел. «Cerethæa gens». 36 Крит. Сего слова нет в Еврейском, гд, вместо него, хевел pars, portio, т.е. приморская часть земли. Вульгат: funiculus веревка, т.е. межевая, – часть, удел. 37 Ограда μανδρα – ограда и хлев, в Евр: керот fissuræ. Под этим словом толковники разумеют расселины или вырытые в земле пещеры пастухов для защиты от солнечнаго зноя. Бл. Иерон., Бохарт, Розенм. 38 Пожируют νεμησονται от νεμω – пасу, кормлю, обитаю, наслаждаюсь и т.п. Вульг: ibi pascentur; у Кастел. Pascant. 39 Об этих словах так говорить бл. Иероним: «nec in Ebraeo, nec apud ullum fertur interprætum, et contextum capituli sensumque conturbat», этих слов нет ни в Еврейском, нет ни у какого-либо из толковников, и они не вяжутся с контекстом и смыслом речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

М.Н. Боголюбов Россия и Гавайские острова (Становление религиозных связей) Архимандрит Августин (Никитин) «Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов» (Иезек.29:13) «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них» ( Ис.42:10 ). Предисловие. Россия начала утверждаться на Тихом океане во второй половине XVIII в., когда русскими первопроходцами были основаны фактории, а затем и селения на Алеутских островах и на Аляске. Несколько позднее, в 1812 г., была основана колония Форт Росс в Калифорнии. Менее известна история освоения россиянами «рая Тихого океана» – Гавайских островов. Гавайские острова были открыты европейцами в середине XVI в. Но отдаленный от Европы архипелаг еще долго оставался неизвестным для большинства мореплавателей, и в 1764 г. английский капитан Браун фактически заново открыл гавань, у которой впоследствии была основана нынешняя столица Гавайских островов – Гонолулу. Гораздо больше сведений о Гавайских островах Европа получила после «третьего открытия» этого архипелага английским мореплавателем капитаном Джеймсом Куком (1728–1779); по словам одного из русских авторов, «до Кука, т.е. до 1778 г., о них никто не имел решительно никаких сведений, и они как бы канули в вечность» 360 . В книге, посвященной путешествию Дж. Кука по Тихому океану, сообщалось об одном из гавайских островов, который мореплаватели посетили в феврале 1778 г. Интересны приведенные там сведения о религиозных верованиях местных жителей: «Поколику мы усмотреть могли, обряды веры на острове Атое имеют большое сходство с таковыми же обрядами на островах Дружеских и Общества» 361 , – писал один из участников плавания о своем пребывании на Гавайях. Из этого сообщения следует, что жители архипелага были приверженцами племенных культов. Члены 3-й экспедиции Дж. Кука собрали на Гавайях некоторые предметы быта островитян. После гибели Кука (1779) 362 английские корабли покинули Гавайский архипелаг и взяли курс на Камчатку, где в те годы Болышерецким гарнизоном командовал майор Бем. Английские мореплаватели были радушно приняты в российском порту, и капитан Клерк, заменивший Кука на посту начальника экспедиции, перед уходом из гавани сделал ответный жест благодарности. Вот что пишет об этом один из английских мореплавателей: «После того как майор (Бем. – Авт.) посетил и осмотрел оба корабля, он обедал на 6орту «Решимости» («Resolution»). После обеда мы показали ему редкости, которые мы собрали во время нашего путешествия, и капитан Клерк подарил ему полное собрание вещей со всех нами посещенных островов» 363 . Вскоре после этого майор Бем покинул Камчатку и, прибыв в Петербург, в 1780 г. передал гавайские диковины в Академию наук. Сегодня эти экспонаты находятся в собрании Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук (С. –Петербург) 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Кончились для них благополучные дни, прошли дни веселия и торжеств. Настало время унижения и позора, время гнева Божия, скорби и тесноты, время опустошения и разорения, время тьмы и мрака, облака и мглы, время трубы и бранного крика ( Соф. 1:15,16 ). Вскоре, после смерти Иосии, Иудеи порабощены были власти Египтян и обложены тяжкою данью ( 4Цар. 24:33 ). Бог сказал чрез Св. пр. Софонию: отомщу на князи и на дом царский ( Соф.1:8 ). Это пророчество начало сбываться вскоре после смерти Иосии, ибо следующие цари зависели от произвола поработителей сначала Египтян, а потом Халдеев, которые возводили и низводили их, заключали и освобождали но своей воле. Все последние цари до самого плена Вавилонского кончали жизнь плачевным образом. После Иосии царь Иоахаз умер в Египте, куда пленником, в оковах, отведен был Египетским царем Нехао, процарствовав только три месяца (ок. 611 г. до P. X.; 4Цар. 23:31 ; 2Пар. 36:2 ). Но вот в это же время начинают появляться, во исполнение пророчеств, и страшные гости, призванные на пиршество Иудейское Самим Господом ( Соф. 1:7 ). Это – знаменитые жестокостью Халдеи «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть непринадлежащими ему селениями, народ страшный и грозный... Он и над царями издевается, и князья служат ему посмешищем» ( Аввак. 1:6,7,10 ). Эти враги начали вторгаться в Иудею при преемнике Иоахаза, Иоакиме. Навуходоносор, царь Вавилонский, победив наголову Египтян, на Евфрате при Кархамисе, разорив Египет, вторгнулся в Иудею и взял Иерусалим (ок. 607 г. до P. X. Иерем. 25:1; Дан. 1:1 ). Отселе начинается великая суббота наказания Божия Евреев, о которой говорили пророки (Иерем. 25:11, 29:10; Иезек. 4:5,6; 2Пар. 26:21 ). С этого времени начинаются переселения Иудеев в Вавилон. Этих переселений, в разные времена, было шесть (в 607, 601, 600, 590, 589 и 585 гг. или около – до Р.Х). Царь Иоаким был в жалком положении, он находился под властью Халдеев и был их данником:, а когда вздумал отложиться от них, то наказан был Богом неприятельскими вторжениями Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян ( 4Цар. 26:2 ), а после вторичного нашествия Навуходоносора в оковах взят был в плен ( 2Пар. 26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Заповедь относительно устроения кущей у Иосифа замечательна по толкованию знаменования этого обычая согласно с Midrasch (Tanchuma а. а. О.), где применительно к ( Ис.4:6 ) кущи берутся как символ защиты от дневного зноя и зимнего ненастья, а не как воспоминание обитания в кущах по выходе, в духе объяснения ( Лев.23:43 ). – Закон о воспрещении для первосвященника брака с содержательницей гостиницы, о чем Библия не говорит, объясняется неточным переводом у Иосифа слова (соб. блудница), как находим это также в халдейском переводе Библии ( Суд.11:1, 16:1 ; 1Цар.3:16 ; Иезек.23:44) и у Иосифа еще в других местах в том же смысле (ρχ.V, 1–2, 7; срв. Zipser, κατ πινος σ. Wien. 1871, р. 29). С характерными дополнениями передан у Иосифа закон о народоправлении. В подлежащем месте ( Втор.16:18 ) – не указывается числа «судей-надзирателей», коих должен был поставить Израиль «по коленам своим, чтобы они судили народ судом праведным». Иосиф частнее формулирует этот закон. 284 Прежде всего, «по коленам своим» у него заменяется «во всяком городе»; начальниками должны быть мужи «отменной добродетели и праводушия»; наконец, указывается точное число их – 7 в каждом городе, и при них нарочито избираемые (πηρται) 2 левита. Во время царского периода, как известно, эти начальники городов зависели от царя ( 3Цар.22:26 ; 2Пар.18:25 ). 285 Обосновка того, почему не должны быть принимаемы обвинения и свидетельские показания женщины (легкомыслие и дерзновенность их пола) та же самая дается в Талмуде. 286 Характерно, затем, постановление о наказаниях за преступления не уголовного характера в том именно отношении, что число ударов назначается 40 без одного (39), а не ровно 40 ( Втор.25:3 ), что находим также в Талмуде. 287 Закон о разводе в передаче Иосифа носит несомненные следы позднейших раввинских толкований в духе Гиллеля 288 , когда допускает «не мало причин», дающих основание к разводу. Наименование скопцов убийцами детей своих, истребителями причины их бытия – повторяется в Талмуде 289 ; на основании запрещения женщине одевать мужскую одежду и наоборот, Иосиф внушает особенную осторожность делать это «во время войны», смешивая Библейское запрещение ( Втор.22:5 ) с раввиническим толкованием оного, вошедшим в Талмуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Под просветлением лица, которое производит мудрость, разумеется покой души, отпечатлевающийся и во вне, с которым человек встречает и переносит неприятные и запутанные обстоятельства и противоречия жизни, и не допускает себя до уныния (ср. Иов.29:24 ). LXX вторую половину стиха иначе переводят: ναιδς προσπ αυτο μισηϑσεται; слав.: «безстудный возненавиден будет лицем своим». Они, очевидно, переменили пунктуацию последнего слова. – вм. (=евр. ; ср. Плач.4:1 ) читали . – В ст. 2 – 4 излагается учение о правильном поведении по отношению к царю, как первом средстве к оправданию истинной мудрости. – В ст. 2 Екклесиаст предостерегает народ израильский от революции, напоминая ему клятву, обязавшую его к верноподанничеству в послушании царю; по причине этой клятвы, он должен повиноваться царю даже в том случае, если его повеления несправедливы и распоряжения жестоки. – «Я», т. е. говорю, советую. LXX совершенно выпускают ; а Гитциг (по примеру Вульгаты), переменяя последнее слово 1 чл. из imperat. в particip. , связывает в одно предложение с следующими словами и переводят: «я соблюдаю слово царя». Но уже Ельстер заметил, что было бы странно, если бы Екклесиаст вместо того, чтобы говорить в тоне учителя, увещевающего других, каким он является в других местах своей книги, стал рассказывать о том, какими он сам руководится правилами» (s. 103). – «уста» – образное выражение, вместо «слово, повеление», которое выходит из уст (ср. Быт. 45:21 ; Иов.39:27 ). – «И ради клятвы пред Богом». Клятва произносилась пред Богом и состояла в призывании имени Его, как свидетеля произносимых слов (ср. Исх.22:10, 11; 8 Цар.2:43). Здесь разумеется верноподданническая клятва, даваемая правителям народным. О форме ее и времени происхождения мы не имеем верных исторических известий; известно только, что она была в обыкновении гораздо ранее времени Екклесиаста (ср. 4Цар.11:17 ; Иезек.17:12 в д.); след. Гитциг неосновательно ссылается на это место для доказательства происхождения книги Екклесиаст после Птоломея Лага.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Ты все это испытала потому, что умножила у себя богатства и торговлю различными учениями, считая их более яркими, чем светила, и более блестящими, чем звезды небесные. Это, как я сказал, изложено нами для понимания смысла вкратце; теперь, возвращаясь к началу отдела, мы объясним, но мере своих сил, каждый пункт в частности. Кто не скажет, что красивая Ниневия есть прекрасная по своей природе душа, которая, изнежившись вследствие роскоши и удовольствий мира сего и обратившись к свойственным женщинам наслаждениям, утрачивает мужественность и делается слабою подобно женщине? Ибо если душа праведника, пришедши «в мужа совершенного» (Ефес. 4:13), сохраняя свойственную ей крепость и соединяясь с Богом, есть один дух с Ним (1 Кор. 6:16); то почему, наоборот, душа, любящая мир, не составляет единства с миром и, дошедши до женской изнеженности, не утрачивает свойственную мужам крепость? Я полагаю, что по этой причине в книге Исход (гл. 1) фараон повелел всякое дитя мужеского пола, которое родится у евреев, бросать в реку, а всякое дитя женского пола оставлять в живых. Ибо царь египетский, который в другом месте говорит: «моя суть реки, и аз сотворих я» (Иезек. 29:3), не мог ничего другого повелеть, как только то, чтобы бросалось в воду и течением ея уносилось в море все то, что есть сильного и мужественного у евреев и у тех, которые проходят чрез мир этот, и наоборот, чтобы оставлялось в живых, возрастало и умножалось все женственное и слабое и то, что считается красивым в этом мире. При этом заметь, что властитель египетский не может убивать ни мужей из числа евреев, ни тех, которые уже вышли из состояния детства, а только тех, которые находятся еще в нежном возрасте, имеют слабое тело и лишь начинают развиваться. Он знает, что женщины могут возрастать лишь в том случае, если будут убиваемы Мужчины; поэтому он хочет все сильное и мужественное у евреев задушить в этой пучине своей реки, чтобы свободнее у них развивалось одно только женственное. Что же касается следующих затем слов: «врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей», то ты можешь понять их, взяв из Иеремии свидетельство, в котором написано: «взыде смерть сквозе окна ваша» (Иерем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

( Иез.17:2 ). У евреев она известна уже со времен Сампсона ( Суд.14:14 ). Но высочайшим представителем загадки предание считает царя Соломона, который, по замечанию книги Сираха ( Сир.47:17 ), «наполнил всю землю притчами и загадками». Мидраш на книгу Притчей, второй парафраз на книгу Есфирь, иначе называемый таргум шени, а также Иосиф Флавий (Autiqu. VIII. 5. 3. ср. Contra Appionem 1,17.) говорят о больших состязаниях загадками, происходивших между Соломоном и царицею Савскою 4 и царем тирским Хирамом. Что загадка, как один из видов наставления, не заключала в себе ничего противного откровенному учении, видно из Иезек. гл. 17, где сам Бог предлагает пророку загадать загадку дому Израиля и сопровождает ее своим разъяснением. Что касается книги Притчей, то уже ее общее надписание ( Притч.1:6 ) обещает дать читателю вместе с другими видами притчи и загадки , LXX: ανιγμα. Со времени Гердера (Geist der hebräishen Poesie. Von Iusti. 3 Aufl. 1 Th. 269 и дал.) к числу загадок относят следующие пять притчей 30-й главы: стт. 15–16. ст. 18–20. ст. 21–23. ст. 24–28. ст. 29–31. Сказанным формы притчей нашей книги кажется вполне исчерпываются. Остается упомянуть еще о цепи притчей т.е. о поставлении рядом различных притчей, имеющих между собою что-либо общее. Прежде всего здесь имеется в виду прямое синонимическое сходство отдельных притчей между собою, напр. ( Притч.26:1–12 ) стоит ряд притчей о глупых, ( Притч.26:13–17 ) о ленивых, ( Притч.26:20–22 ) о сварливых. Далее здесь имеют место и все остальные связи, которые мы указали между строками внутри отдельных притчей, особенно связи синтетические. Впрочем, в подобные цепи притчей замыкаются далеко не все притчи. (Das Salomonische Spruchbuch von Delitzsch, 8–12). Что касается собственно поэтического метра книги Притчей и ее просодии, то об этом трудно сказать что-нибудь определенное, вследствие неопределившегося доселе взгляда на сущность библейского стихометра вообще, хотя равномерность построения строк во многих стихах нашей книги, особенно 10–22, может наводить на мысль о существовании в книге Притчей какого-нибудь сокрытого ритмического закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Придите же, плачьте и воздыхайте вместе со мною все вы, которыя чужды этого срама; ибо те жалкия и несчастныя, может быть, страдают между прочими болезнями и безчувственностию. А вы, ведущия такую (добродетельную) жизнь и удостоившияся быть в брачном чертоге с Женихом, имеющия горящие светильники и украшающияся досточтимым венцем девства лучше всякой царской диадимы, плачьте вместе с нами и горько воздыхайте; это — не малое врачевство и к исправлению тяжко больных, и к утешению оплакивающих их болезни; это сделал некогда и Жених ваш. Так, взглянув на Иерусалим, ниспадший до крайней степени погибели и уже не имевший возможности возстать от болезни, Он заплакал (Лук. XIX:41); и при Вифсаиде Он уже не предлагал ни увещаний, ни знамений, но только выражал сожаление, неоднократно повторяя этим городам, как мы поступаем при умирающих (Лук. X:13). И блаженный Павел, подражая своему Учителю, во всю жизнь не переставал оплакивать падших и остававшихся в этом падении и не хотевших возстать, и так горько, что даже с некоторыми сильнейшими выражениями говорил об этом в послании к Римлянам: (Римл. IX:2—4). Видишь ли, как разительны эти слова, какую представляют они болезнь сердца? Храмлющих и бедствующих из верных он оплакивал так, как бы сам находился в таких же бедствиях. , говорил он, (2 Кор. XI:29)? Не сказал: скорблю, но: , желая выразить словом нестерпимость и чрезвычайность скорби. Будем же и мы подражать и нашему Владыке, и подобному нам рабу. Не малая будет нам награда за эти воздыхания и слезы, равно как не малое осуждение от Бога будет тем, которые без сожаления смотрят на бедствия собственных членов. Первое можно узнать от терпеливейшаго мужа Иезекииля, а второе от блаженнаго Михея. Так, первый говорит, что, когда иудеи достигли крайняго нечестия и уклонились к идолопоклонству, то Бог повелел (Иезек. IX:4); ибо не только нужно воздыхать, но и болезновать; и хотя они ничего не сказали и не сделали для исправления совершавшихся грехов, но когда они только оказали должное с своей стороны, то и были почтены такою честию от человеколюбиваго Бога, что удостоились и безопасности, и великой славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3331...

НЕВЕРУЮЩИЙ. О,   Боже мой, что я слышу! Ты, друг мой, поразил меня этими словами. Кто, будучи к тебе так близок как я, не стал бы теперь со мною оплакивать твою участь? А родители реки слез прольют, когда узнают о твоем отступлении! Ты помнишь, как они умоляли нас при разлуке, чтобы пребыли верными вере отцов наших. Как теперь помню любезное наставление отца твоего; помню и храню, потому что оно произнесено таким ученым иудеем, коего за разум и добродетельную жизнь уважают не в одном городе нашем, но и в других дальних местах. Так он говорил всем нам: «Дети! служите Царю, переносите тягости службы, – души же своей не погубите. Молю вас, не отступите от закона своего; ибо мы – те люди, коих избрал Себе Господь в наследие; возлюбил нас паче всех языков, соделал нас народом царским и священным: вы же будете Ми царское священие, и язык свят ( Исх. 19, 6 ). Святые мы, потому что Бог освятил нас законом своим, как венцем славы своей, который мы охотно взяли из среды пламени и огня на Синае, и сказали все единодушно: вся елика рече Бог, сотворим и послушаем ( Исх. 19, 8 ). Сколько бы мы ни грешили пред Богом; но Он всегда очистит нас от нечистот наших, как Сам рек: И очищу вы от грех ваших (Иезек. 36, 29). И так, дети, отступить израильтянину от закона своего, значит добровольно лишить себя всех небесных благ и будущих обетовании, которые для каждого иудеянина приготовлены от сложения мира, как писано в книгах наших: «Все израильтяне, без исключения, имеют часть блаженства в раю» (смотр. Сидер, стр. 126). «Такой человек, т. е. отступающий от закона иудейского, сам себе враг и недостоин называться сыном израилевым, возлюбленным Божиим. Повторяю, если сделаетесь христианами, то чрез это лишите не только себя небесного наследия, но и нас, родителей ваших: мы за ваше преступление сойдем во ад, Ангел Господень явится каждому из нас по смерти с укоризною и расскажет, какое непотребное племя произойдет от детей крещенных. Помните слова мои!» говорил отец твой. Он просил меня, как старшего летами, надзирать за тобою; ты же с клятвою заверил его и всех жителей города нашего, что будешь верным сыном святого Израиля! Вторично ты клялся всеми нами уважаемому доброму инвалиду А., отправляясь из Казанских батальонов в городе Вольске. Ты заверил его, что если даже и вся партия примет крещение, то ты пребудешь твердым хранителем закона отцев своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010