Ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не постыдится (Исак 28:16, Рим. 10:6–11 ) 678 . Эти слова закона по истине служили таким же предсказанием о грядущем законе сердца (– вера), какое является в устах позднейшего пророка Иеремии, говорящего от лица Иеговы: вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; но вот завет этот: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Бог, а они будут Моим народом». И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: познайте Господа, ибо все сами будут знать Меня от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их, и грехов их уже не вспомяну более (Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:8–12 , сн. 10:16–17). Итак, заповедь сердца (– закон веры), познание воли Божией без особого научения чьего-либо, – вот пункты, в которых соединяются оба пророчественные в смысле Апостола изречения. Но последнее более выясняет общую мысль и именно – тем, что выставляет за основание ее прощение грехов. Оба изречения, таким образом, связуются в одном: праведный верой жив будет, ибо законом – познание греха и, следовательно, только через веру в всепрощающую милость Божию – оправдание. Поэтому-то Апостол и говорит, что конец закона Христос к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ). Так, кроме простой веры, как дела сердца, все будут знать Бога, есть будут научены Богом (Исак 54:13 сн. Иоан. 6:45 ) и все – язычники и израильтяне – в одни уста будут славить Бога, в надежде давшего им якорь спасения, как сказано возвеселитесь язычники с народом Его ( Втор. 32:43 ), и еще: хвалите Господа все язычники и восхвалите Его все народы ( Псал. 116:1 ). Исаия также говорит: будет корень Иессеев и восстанет владеть народами: на Него язычники надеяться будут ( Ис. 11:10 ) ( Рим. 15:10–12 сн. 9). Особенно же будет чрезвычайно обильное излияние благодати Св. Духа без различия пола и состояния: и будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Иоиля 3:1–2 или 2:28–29, сн. 679 Деян. 2:17–18 ). Это обилие благодати Духа, особенно у пророков, нередко представлялось под образом потока вод многих и под. сн. Исаии 58:11; –11:9; – 55:1; – 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12. Кто жаждет, поэтому говорит Господь в Новом Завете, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7:37–38 ) 680 . А евангелист прямо и объясняет это изречение Господа: сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (ст. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

У апостола Павла встречается только νθεμα, и притом всегда в смысле «проклятого». Слово это происходит от νατθημι, кладу что-нибудь вверх, предлагаю что-нибудь кому-либо, напоминаю о чем-нибудь. В специальном смысле – посвящаю. В Лев. 27:28–29 содержится заповедь, по которой «все заклятое, что под заклятием отдает человек (LXX: πν δ νθεμα ν ναθ νθρωπος) Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня (LXX: πν νθεμα γιον αγων οται τ κυρ); все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти». При этом нужно заметить, что понятие о нечистом, хотя и соединялось со словом «анафема», однако не всегда 80 . Но понятие об уничтожении, истреблении – почти всегда; исключались, может быть, только случаи, когда заклятое, как посвященное Богу, предоставлялось в пользование священникам (напр. Лев. 27:21 , Иезек. 44:29). Отсюда делается ясным смысл слов апостола: никто не произнесет анафемы на Иисуса, т.е. никто не скажет, что имя Его должно изгладиться, исчезнуть с лица земли. В переносном же смысле анафемствование Иисуса, именно как Лица исторического, бывшее обычным у иудеев и язычников, означает непочтительное отношение к Иисусу Христу, которое позволяли себе неверующие. Оно служило признаком, по которому можно было отличать неверующих от верующих, ложных пророков от истинных. В таком смысле толкует это место Златоуст. «Когда увидишь, – говорит он, – кого-нибудь не произносящего имя Его, или даже проклинающего, – то такой человек ложный пророк» 81 . Апостол формулирует здесь отрицательный критерий, по которому можно узнавать людей, одушевленных и неодушевленных Духом Божиим. Если кто унижает Иисуса Христа, считает Его обманщиком, или человеком, достойным божеского проклятия, если чьи-нибудь слова клонятся к порицанию Его личности и святости, то коринфяне, говорить апостол, могут быть уверены, что люди, высказывающие такие речи, не одушевлены Духом Божиим 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Вступим же, братия, в состязание с любите­лем состязаний, постараемся силою истины восстановить пад­ших по немощи неверия. Если бы, говорят, Христос имел власть, то Он не сказал бы: если возможно, да минует . Но поэтому осуждай и Бога, употребившего в законе одно вы­ражение, которое очень далеко от Его власти. А именно, когда Бог говорил на горе Синае, во время тогдашнего великого и страшного явления, когда весь народ трепетал, слушая голос Бога живого, — тогда Он, имеющий власть над всем, разде­ляющий всем все и подающий все, говорит Моисею: если бы (в русском переводе нет слов: кто даст) сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек (Втор.5:29)? Бог говорит: если бы сердце их было у них таково. Кто же, Господи, силен больше Тебя, чтобы дать? Не Ты ли подаешь все, и особенно способствующее благочестию? Не Ты ли даруешь доброе сердце любящим Тебя, не Ты ли даруешь, как и Да­вид молится Тебе: сердце чистое создай во мне, Боже (Пс.50:12)? Пророки просят у тебя чистого сердца и прочих благих даров, равно как и чистоты сердца; а Ты изрекаешь свойственные человеку слова: если бы сердце их было у них таково. Кто же может дать больше Тебя? Но, хотя Ты, как благий, и сказал так, однако, бла­женный Моисей не последовал этим словам Твоим, а возвестил достоинство Твое, явил власть Твою, показал могущество Твое. Он сказал народу во Второзаконии: до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать (Втор.29:4). 8. Видишь ли, что Бог дает и сердце, и глаза, и уши, и все? Как же тот, кто дает все, говорил: кто даст народу сему такое сердце ? И как опять, если не Он дает сердце, говорил Он чрез Иезекииля: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное , вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иезек.11:19; Иер.31:33)? Подобно тому, как там сам Бог, Который может дать сердце благое, говорит: кто даст , так и Единородный Сын Отца, наполняющий могуществом Своим вселенную и самовластно говорящий: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18), также отве­чает по-человечески и от лица немощной плоти говорит: если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо в настоящем случае Он исцелил всего человека ( Иоан. 7:23  разумеется расслабленный при овчей купели 5:1–10) в субботу, т. е. сделал для него величайшее благо (сн. Мф. 12:11–12 и др.), а они, т. е. неразумные фарисеи и книжники, со слепой ревностью преследуя букву закона о субботе, говорят: зачем исцелил в субботу, чего не должно бы делать (срав. Иоан. 5:10,16 и др.) по скрупулезным правилам раввинской галахи. «Не судите поэтому, говорит им Господь, «по внешности, но судите судом праведным» (7:24). Это прямое указание на то Его вечное изречение: вы оставили важнейшее в законе: справедливость и верность ( Мф. 23:23 ), завершающиеся в одном: любви, которой и не доставало у лицемерных книжников и фарисеев. Таким образом, и на закон об обрезании, как на закон о субботе, Господь заповедует смотреть с его духовной, а не внешней стороны 561 . Так смотрели на него уже и ветхозаветные верующие дивнозрители, взывая к обрезанию ушей и сердца, а не плоти (срав. Втор. 10:16; 30:6 ; Лев. 26:41 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ; Иезек. 44:9 и др. сн. Деян. 7:51 ; Рим. 2:28,29 ). И, таким образом, как в отношении субботы, так и в отношении к обрезанию, Господь полагает первый основной камень к духовному, типологическому толкованию его Апостолами. И вот мы у Св. Апостола Павла находим такое дивное распространение толкования Господня. В послании своем к Колоссянам он пишет: во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых; и вас, которые были мертвы в грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам еси грехи, и пр. (2:11–13 ст. 14–15) 562 . Недолго сравнительно первый человек – Адам приносил себя в такую жертву Богу, какую принес потом Себя его первообраз (срав. Рим. 5:14 ) т. е. в жертву послушания, совершенной преданности воле Божией (сн. Рим. 5:19  с Евр. 10:5–10 и др.). Ослушался он этой воли и отпал от блаженного союза, соединения с Богом и пал, погрузившись в глубину естественного следствия греха – смерти ( Рим. 6:23 ) духовной и телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55–56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). 2.4. Таинство покаяния «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» [ 443 ]. Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23). От приступающих к таинству покаяния требуется: а) вера во Христа, ибо «…всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его» (Деян. 10, 43). б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10). в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19). Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва [ 444 ]. 2.5. Таинство священства «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» [ 445 ]. Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

27 Церк. слав. «живот» шире чем просто «жизнь» и означает совокупность всего, чем наделён и обладает человек. 29 В древности почти все молитвы Литургии и ектении выслушивались коленопреклонно. Об этом читайте приложение «О древней практике совершения ектений» 31 Слава Божия – отнюдь не простая известность. Пророку Иезекиилю на берегах реки Ховар было явление Славы Бога Израилева в виде величественного и прекрасного образа, сотканного из света и огня (Иезек.1). Херувимы – опора Славы Божией, являющейся Священным Началом, Присутствием Божиим. У Святых Отцов (свт. Григорий Палама ) Слава Божия это то светлое облако или сияние нетварных Божественных Энергий, которое созерцали св. апостолы в Лице Христа (греч. «энергиа» – благодать). Бог есть Свет, и Христос есть сияние Славы Отца. См. Ин.1:14 : «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»; Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Сущность Божия (евр. Шихина) абсолютно непостижима и недоступна. Триединый Бог бытийствует в окружении Своих нетварных энергий, в Своей Славе. Он почивает во Своей святости подобно Солнцу, окруженному сиянием своей же плазмы – солнечной короны. Слава Божия, по библейскому учению, как бы прикрывает Шихину Божию – непостижимую сущность Бога. Слава Божия мыслится как совокупность всех совершенств. Слава Божия есть совершенная Красота Божия, нетварное одеяние глубинной сущности Бога, созерцание которой переживается как единое Благо. Это состояние блаженства пережили святые апостолы на Фаворе, созерцая облако Славы Божией. Благодать Божия посылается Богом и действует в Церкви через святые Таинства, особенно через Евхаристию. Причастники «одеваются» во Христа – в Предвечную Славу Отца. Ею обновляется (освящается) весь тварный мир. Еврейские раввины учили: «Там, где двумя или тремя читается Тора, там Шихина Божия посреди них». Христос повторил эту фразу по отношению к Себе: «Там, где двое или трое собрались во Имя Моё, там Я посреди них». Переживанием Присутствия прекрасной Славы Божьей и воспеванием Её пронизана вся Литургия Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Итак христиане, из святого писания и из Божественных откровений познавши, какую благость имеет Бог к тем, кои искренно прибегают к Нему и покаянием исправляют прежние падения, и воздает опять обещанные блага, не наказывая за грехи соделанные прежде, не будем отчаяваться о нашем спасении. Ибо как чрез Исаию пророка обещал Он оскверненных во грехах омыть и как волну и снег убелить, так и ныне чрез Иезекииля пророка с клятвою обещал не погубить: «живу Аз, глаголет... Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему» (Иезек. 33, 11). 28. Пришел некогда ученик аввы Силуана, Захария, и нашел его в исступлении и руки его простерты к небу. И, затворив дверь, он вышел; и вошедши в шестой и девятый час, он нашел его в таком положении. Около десятого часа он постучался и вошедши нашел, что он отдыхает, и говорит ему: «Что было с тобою ныне, отче?» Он же сказал ему: «Я нездоров ныне, чадо». Но он, взявши за ноги его, говорил: «Не отпущу тебя, если не скажешь мне, что ты видел». Говорит ему старец: «Я был восхищен на небо и видел славу Божию, и стоял там доселе, и теперь отпущен». 29. Сказала святая Синклитикия: будем мудры как змеи, и чисты как голуби, чтобы прозорливо устремлять мысли на сети его, ибо об этом сказано: быть мудрыми, как змея, чтобы не утаились от нас нападения диавола и козни его. Подлинно подобное подобным всего скорее распознается, и простота голубя указывает на чистоту деяния. 30. Говорил некто из отцев: сидели некогда старцы и говорили о полезном. Был между ними один прозорливый, и видел ангелов, которые обмахивали их ваиями и восхваляли их. Когда же зашла иная беседа, ангелы отошли и стала кружиться между ними свинья зловонная и марала их; когда же опять стали говорить о полезном, опять пришли ангелы и прославляли их. 31. Говорили о некотором великом старце в Ските, что, когда братия строили келью, выходил он с радостью и полагал основание и не уходил до тех пор, пока не будет она окончена. Однажды, выйдя на стройку кельи, он весьма уныл. И говорят ему братия: «Что ты уныл и печален, авва?» Он же сказал им: «Будет опустошено это место, дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«И детей ее (блудницы) не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их» (Прор. Осии 2:4–5 ). Как видим, сказанное в книге Премудр. Соломона о детях прелюбодеев не только не есть «ложное мнение», но вполне согласно с законами, данными Богом чрез Моисея, согласно со словами Господа к Самуилу о детях Илии и к пророку Осии. И такое положение детей от преступных родителей было во все продолжение Ветхого Завета и только в Новом Завете «каждый будет умирать за свое беззаконие и не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но «кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иерем. 31:29–30; срав. Иезек. 18-я гл.). Неправильно ВСБХБ толкует и 8-ю гл. ст. 19–20 из книги Премудр. Соломона, усматривая здесь «ложное мнение», что «душа существует прежде тела». В приведенном месте читаем: «Я (т.е. Прем. Соломон) был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел в тело чистое». Здесь не сказано, что «душа существует прежде тела»! Где же она существует? Несомненно во чреве матери, а не вне его! Но там же зарождается и тело, одновременно с душою и в неразрывной связи с нею. И Соломон в приведенном месте говорит об одновременном зачатии во чреве матери души и тела. Иначе он сказал бы: «я родился в теле чистом и, по рождении, в него вошла душа добрая». Так и говорят те, кто учит о предсуществовании душ. Несколько ранее, именно в гл. 7-й, ст. 2–3, тот же Соломон ясно говорит, что он «образовался в плоть в утробе матерней... и, родившись, начал дышать общим воздухом». Как видим, в «образовании» человека в «утробе матерней и в рождении его» Соломон не отделяет души от тела и признает одновременное их «образование» и «рождение». Напомним, что Книга Премудрости Соломона, как мы уже оказали, была в большом уважении у иудеев рассеяния и читалась в синагогах. В древнехристианской Церкви она была в широком церковно-богослужебном употреблении и в Новозаветных книгах на нее делаются многочисленные ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

«И Я прииму вас». Это обетование Божеского благоволения и благодатного приближения к верующим в Бога, и соблюдающим Его повеления, подобно тому, какое изрек Господь Спаситель: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим. И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господ Вседержитель. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». Обетования об усыновлении избранного народа Богу повторяются у пророков, и преимущественно соединяются с пророчествами о пришествии в мир обетованного Спасителя мира. По отношению к избранному народу израильскому, они показывали тоже особенное Божие попечение об избранном народе, о котором сказали мы, объясняя слова: вселюся в них, и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие (ст. 16). А по отношению к новозаветному времени сии пророчества предсказывали о благодатном усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа, по Его заслугам пред Богом Отцем, действием Святого Духа. Об этом времени пророк Иеремия, от лица Божия, говорит: Яко сей завет, его же " завещаю дому израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога и тии будут Ми в люди (сл. Евр.10:16 ). И не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко все познают Мя от мала даже и до великого их; яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:33–34 ). Это говорит пророк о том времени, когда Иисус Христос совершил уже искупление рода человеческого, примирил Бога с человеками, и ниспослал Всесвятого Духа, научающего всех верующих истинному Боговедению. Подобное и пророк Иезекииль говорит от лица Божия: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашем, и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех Моих ходите, -и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога, и спасу вы от всех нечистот ваших (Иезек. 36:24–29). Слова, пророка в высшем значении относятся к новозаветному времени, когда кров Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( Ин. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

27, 28). Посмотри на благоразумие пророка. Он не сказал тотчас же: я могу возвестить тебе; но, что прежде всего нужно было знать царю, о том и говорит. Тайны , говорит, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны . Защищает тех, которые несправедливо были убиты, показывая, что и он говорит не сам от себя. Я сказал, говорит он, что это не дело волхвов, вовсе не для того, чтобы представить себя самого славнее их, но чтобы ты убедился, что и я говорю не по внушению человеческой природы. Но есть на небесах Бог : не ограничиваете Его небом, но говорит так царю, как варвару, отвлекая его от земли; Бог — не подобный вашим богам, которые вращаются около земли. И Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни . Посмотри, как он говорит прикровенно; всю сущность видения помещает в предисловии и пробуждает ум царя, не высказывая ничего тяжелого и неприятного. Сон твой , говорит, и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет (ст. 29). Говорит согласно с народным мнением, будто сны как бы висят над головою, потому ли, что в ней сосредоточена мыслительная способность, или потому, что под головою разумеются глаза; а сами слова его означают: ты подал повод (к откровению). Не сказал просто: Бог открыл тебе; но сказал так: ты размышлял о том, что будет после сего . Так как он завладевал вселенною, то и размышлял, прострет ли он свою царскую власть на всех, или умрет. Величие власти обыкновенно приводит нас к забвению того, что природа наша смертна. Потому вероятно, что погрузился в бездну собственных подвигов, он не был твердо уверен, что умрет. Тоже случилось и с другим царем. Потому некто и сказал ему: будучи человеком, а не Богом ,— разумея царя тирского (Иезек. 28:2). И посмотри, как он без оскорбления обличает царя. Он не сказал ему: ты думал именно об этом, — но: что будет после сего .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010