На время управления епархией митр. Виктором пришелся новый этап ужесточения гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», 16 марта 1962 г. Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». В Краснодарском крае регулярно проводились совещания партийных и советских работников «по вопросам усиления контроля за деятельностью церковников», активизировалась антирелиг. пропаганда, разрабатывалась противопоставленная церковной советская обрядность (в частности, «обряд современной молодежной свадьбы», в 1962 в Краснодаре было совершено ок. 80 таких свадеб). В 1962 г. была закрыта 31 община, духовенство переведено на фиксированные оклады, установлен жесткий контроль за совершением треб, прекратилось исполнение их в домах верующих. В 1959-1962 гг. число общин в епархии уменьшилось на 46% (в 1959 - 202 общины, в 1960 - 172, в 1961 - 140, в 1962 - 109 общин); число священнослужителей уменьшилось на 41% (в 1959 - 222 чел., в 1960 - 197, в 1961 - 162, в 1962 - 131 чел.); затраты на ремонт молитвенных зданий уменьшились на 56% (в 1959 - 123 100 р., в 1960 - 112 709, в 1961 - 58 039, в 1962 - 53 678 р.). В эти годы закрывались преимущественно сельские общины. Были снесены Георгиевская ц. в ст-це Казанской, Александро-Невский собор и Вознесенская ц. в Майкопе, церкви в ст-цах Терновской и Калининской. К кон. 60-х гг. в крае сохранилось 18 храмовых зданий, в которых совершались богослужения, остальные приходы имели молитвенные дома. Уполномоченному поступало большое число заявлений от верующих о возобновлении богослужения в закрытых молитвенных зданиях, о направлении в приходы духовенства. Всем просителям было отказано, многие были привлечены к судебной ответственности. К 1 янв. 1963 г. в епархии числилось 109 церквей и молитвенных домов, в 30 общинах не было священнослужителей. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов. Клир епархии составляли 131 священнослужитель и 66 псаломщиков. За 1962 г. число священнослужителей сократилось на 31 чел., из них уполномоченным были сняты с регистрации 28 священнослужителей. В 1962 г. была совершена 1 хиротония. Несмотря на сокращение количества общин и численности духовенства, количество треб в кон. 50-х - нач. 60-х гг. возросло: в 1962 г. были совершены 29 892 крещения, 311 венчаний, 13 356 отпеваний.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Статья посвящена изучению концепта «соборность» в представлениях профессоров университетов и духовных академий – участников Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., в первую очередь – дискуссии о содержании этого термина в Отделе о высшем церковном управлении в сентябре-октябре 1917 г. По мнению автора, соборность стала концептом, обосновавшим желание единства верующих – мирян, клириков и епископов. При этом ученые стали теми, кто вербализовал и обосновал ожидания церковного сообщества. Церковно-государственные отношения Хондзинский П. В., прот . Церковь и государство на стыке эпох: Декларация митр. Сергия (Страгородского) 1927 г. в контексте взаимоотношений града земного и града небесного//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 112. С. 80–93. Отталкиваясь от цитирования блаж. Августина в Декларации 1927 г., автор статьи исследует позицию митрополита Сергия по вопросу церковно-государственных отношений в ее историческом развитии и приходит к выводу, что позиция митр. Сергия отличалась компромиссной двойственностью, которая обнаруживается при сопоставлении с мыслью блаженного Августина. История гонений Никонов В. В . Наблюдательные дела 1959 г. на культовые здания как репрессивная мера в отношении церковных приходов//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 112. С. 94–106. Опираясь на документы РГАМО, автор статьи исследует деятельность государства по инвентаризации имущества церковных приходов в 1959 г. и приходит к выводу, что мероприятия по инвентаризации носили репрессивный характер, а их целью было усиление мониторинга и экономического давления на Церковь. Тупикин Р. В. (митр. Смоленский и Дорогобужский Исидор) . Руководящие указания Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР за 1959 г. (по материалам архивов Калининской области)//Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. 3. С. 22–38. Автор статьи описывает ряд государственных и церковных документов, относящихся к 1959 г., к началу хрущевской антирелигиозной кампании. В приложении к авторскому тексту публикуются документы Патриархии и уполномоченных органов по взаимодействию с Русской Православной Церковью.

http://bogoslov.ru/article/6194203

Несмотря на заметную активизацию И. п. х. во 2-й пол. 50-х гг., их положение оставалось сложным. В сельской местности почти все участники групп являлись единоличниками и испытывали материальные лишения: платили двукратные налоги, им не выделяли земли под огороды и часто даже не продавали хлеба в сельпо. Угнетающе действовало и многолетнее отсутствие священнослужителей в большинстве общин. В некоторых группах, чтобы преодолевать жизненные трудности, изменилась система запретов, вплоть до разрешения верующим поступать на временную работу в колхозы. Др. часть И. п. х. встала на путь дальнейшего отчуждения от «мира» и проповеди аскетизма. С 1955 г. среди них распространились требования полного безбрачия, был наложен запрет на рождение детей. Объявлялось о близком конце света и неск. раз назначались его даты. Новому росту апокалиптических настроений у членов радикальных групп И. п. х. способствовали начавшаяся паспортизация сельского населения (ранее паспортов не имевшего) и объявленный в 1959 г. 7-летний план развития народного хозяйства, сопровождавшийся новым наступлением на Церковь. Нек-рыми активистами И. п. х. это было расценено как явные признаки правления антихриста перед Страшным Судом. Образовалось несколько новых небольших, но крайне радикальных групп. В 1959 г. в Сосновском и Староюрьевском районах Тамбовской обл. появились т. н. седминцы во главе с А. Мерзляковым, О. Мерзляковой и А. Пенятиным. Они объявляли, что библейская седмица, в которую надлежит свершиться всему, предсказанному Иисусом Христом, началась со Всесоюзной переписи населения и вступления в действие 7-летнего плана и должна закончиться в 1965 г., когда и наступит конец света. Всех верующих, прошедших перепись и не вышедших из колхозов до 1959 г., они считали обреченными на верную гибель. Седминцы порвали отношения с более умеренной частью И. п. х. Они запретили членам своей группы использовать промышленные товары и продукты, произведенные после 1959 г., в т. ч. овощи и фрукты, выращенные на личных участках.

http://pravenc.ru/text/675029.html

В Днепропетровской и Запорожской епархии ощущалась кадровая проблема, из-за недостатка священников без возглавления оставалось значительное количество приходов (54 в 1957 г.). Архиепископ Гурий решал кадровую проблему через рукоположения, приглашал священников из других епархий, направлял местную молодёжь на учёбу в духовные семинарии. Для возрождения и активизации религиозной жизни в малодоходных сельских приходах правящий архиерей направлял туда молодых и активных священников. Для решения проблем нравственного характера среди духовенства епархии архиепископ применял к ним меры дисциплинарного воздействия, вплоть до запрещения в священнослужении и лишения сана. Приходилось правящему архиерею решать и вопросы нестроения в отдельных общинах, особенно там, где возникали конфликты священников с церковным активом и верующими.  Не забывал архиепископ Гурий и своих духовных чад: монахиню Серафиму (Яковлеву) он возвёл в сан игумении, Елизавету Николаевну Вендланд постриг в монашество с именем Ефросиния, участвовал в хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда) во епископа Подольского. В Алуште создал небольшую общину, куда сам неоднократно выезжал, в том числе и на требуемый из-за болезни отдых. Не изменял архиепископ своему правилу — налаживать и поддерживать благожелательные отношения с уполномоченными (в Днепропетровской и Запорожской епархии их было двое). За время управления епархией архиепископом Гурием власти закрыли незначительное количество приходов — не более 16 (из них шесть в Днепропетровской области и десять в Запорожской). В большинстве случаев это были малодоходные сельские приходы. Поводом для закрытия послужило отсутствие в течение длительного времени богослужений и постоянных священников, а также возврат властями общественных зданий, «захваченных» верующими во время немецко-фашистской оккупации. Верующие в ряде мест оказывали сопротивление закрытию, архиепископ Гурий в свою очередь делал всё возможное для сохранения этих приходов.  В 1958 г. в отношениях между государством и Церковью произошли изменения: руководство СССР взяло курс на радикальное в кратчайшие сроки решение «религиозной проблемы» в стране. В 1959 г. для Церкви наступил тяжелейший период, так как власти в это время начали проводить в жизнь постановление от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» в части сокращения обителей. В 1959 г. было закрыто 19 монастырей и скитов, в числе которых оказался и Тихвинский женский монастырь в Днепропетровске. Архиепископ Гурий, по всей видимости, не знал о планах властей закрыть монастырь. Произошло это трагическое событие через два месяца после его отбытия в Минск — 5 августа 1959 г., когда Днепропетровскую кафедру занял рукоположённый им епископ Иоасаф (Лелюхин), на деле оказавшийся «волком в овечьей шкуре». 21 мая 1959 г. Священный Синод на заседании принял решение о назначении архиепископа Гурия на Минскую кафедру с возведением его в сан митрополита.

http://bogoslov.ru/article/6172391

2 В начале декабря 1959 года сообщил о своем разрыве с Церковью. 30 декабря 1959 года извергнут из сана и лишён церковного общения. Подробнее: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М, 1999. С. 370; Фирсов С.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь . СПб, 2004. С. 120. 7 А.И. Новое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 12. С. 69. 8 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 76. 10 О нем см.: Бронский В. Профессор Алексей Иванович Иванов (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1977. С. 25–26; Максимова И.Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 28 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 77. 30 Доктусов Н. Защита магистерской диссертации [доцент А. И. Иванов «Критические издания новозаветного текста и принятый Православною Церковью текст»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 6. С. 16–17. 35 Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. С.79–80; Его же. Новое апокрифическое «Евангелие Фомы»//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 9. С. 72–74. 46 Уржумцев П. Свящ.–проф. Вл. Прелипчану. Новое издание Библии на русском языке. Из журнала «Ortodoxia» 1, январь – март 1957 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 80. 47 Один из старейших сотрудников Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви, начав трудится в них еще в 1955 году. О нем: Отошел к Господу П. В. Уржумцев//Московская епархия. URL: http://old.moseparh.ru/news/text/13695.html (Дата обращения: 11.09.2017). 50 Ваконья И. Бесценное богатство русских переводов слова Божия и церковной литературы (мысли старообрядца)//Журнал Московской Патриархии. М., 1955. 6. С. 65–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

28 нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам»». За время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. в Новгородской обл., по подсчетам уполномоченного, из 33 мест паломничества было уничтожено 31. Уполномоченный отчитывался, что не удалось уничтожить лишь св. озеро у дер. Менюша Шимского р-на (связано с почитанием прав. младенцев Иакова и Иоанна Менюшских) и источник в дер. Дубровка. Тем не менее к нек-рым св. местам паломничества не прекращались. Так, в 50-80-х гг. XX в. в полуразрушенном соборе Варлаамиева Хутынского мон-ря верующие читали тропарь и акафист прп. Варлааму. У дер. Великуша Окуловского р-на в урочище Семиручье особо почитался св. источник во имя вмч. Пантелеимона («Семь ручьев»). После Великой Отечественной войны его безуспешно пытались взорвать. В 50-х гг. местные власти отмечали, что в день памяти вмч. Пантелеимона (9 авг.) к источнику приходили более 2 тыс. паломников. Паломники подвергались адм. давлению и даже уголовному преследованию. В мае 1959 г. исполком Окуловского районного Совета депутатов трудящихся постановил ликвидировать св. источники в районе и использовать эти места для хозяйственных нужд. Территория вокруг источника «Семь ручьев» была отведена под лесопитомник и огорожена. Однако 9 авг. 1959 г. к источнику пришли 120 паломников, в основном из др. районов. Противодействие им оказывали агитаторы. В отчете уполномоченного от 1969 г. сообщалось о ликвидации источника, однако к нему продолжали приходить паломники, он почитается до наст. времени. В 1959-1960 гг. уполномоченный Капица пресекал попытки еп. Сергия выезжать на богослужения в Преображенскую ц. с. Леохнова, недалеко от почитаемого верующими источника прп. Антония Леохновского у дер. Рублёво (ныне урочище в Старорусском р-не). Действенным инструментом в руках уполномоченного являлось снятие с регистрации наиболее активных служителей культа. В 1959 г. Капица лишил права служения в епархии митрофорного прот. П. Чеснокова, настоятеля Преображенской ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

20 февраля 1959 года посетил Совет и Патриарх Алексий, вновь призывая снизить налоги и дать право открывать храмы. Но Карпов ничего уже сделать не мог, потому что речь шла уже о его – конечно, не жизни, но будущей карьере. Тогда 16 мая 1959 года Патриарх Алексий и митрополит Николай пишут письмо Хрущеву с призывом вернуться к принципам Постановления ЦК от 10 ноября 1954 года – это то самое Постановление, которое ознаменовало собой смягчение политики в отношении к Церкви. Но письмо это было проигнорировано, и начинается новое гонение на Церковь . Часть 4 16 мая 1959 года Патриарх Алексий и митрополит Николай пишут письмо Хрущеву с призывом вернуться к принципам Постановления ЦК от 10 ноября 1954 года. Это то самое Постановление, которое ознаменовало собой смягчение политики. Но письмо это было проигнорировано, и начинается новый этап гонений на Церковь . То есть, гонения, собственно, начинают приобретать новые формы. Что значит – новые формы? Например, при закрытии Речульского монастыря в 1959 году насельницы пытались сопротивляться, а их насильственно вывозили из монастыря. При этом милиция застрелила одного из паломников, который пытался за них заступиться. Милиция арестовала огромную группу богомольцев в Троице-Сергиевой лавре в праздник преподобного Сергия и потребовала ото всех задержанных людей дать подписку о том, что они впредь не будут посещать Троице-Сергиеву лавру. Совет в лице Карпова стал настаивать на увольнении на покой неугодных епископов. И здесь, в частности, речь шла о тех епископах, которые прошли очень выразительный жизненный путь и к этому времени занимали разные позиции. Мы с вами говорим прежде всего о Патриархе Алексии, но я бы хотел упомянуть имена двух архиереев, один из которых сейчас канонизован, которые были на самом деле людьми очень разными, но которые, дерзну это сказать, по масштабу своей личности, конечно же, превосходили Святейшего. И именно их Карпов и собирался принести в жертву. Это архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Ташкентский Гермоген (Голубев). Надо сказать, что оба они прошли через следствие, через лагерное заточение. Правда, в отличие от Гермогена (Голубева) Лука (Войно-Ясенецкий) прошел через длительный период обольщения Сталиным. Он действительно поверил в то, что Савл стал Павлом. Диву даюсь, как это могло произойти с таким человеком, как святитель Лука. А Гермоген (Голубев) неслучайно был когда-то близок иосифлянским кругам здесь, в Лениграде, чтобы поддаваться таким иллюзиям. Но оба они были очень честные архиереи, и вот сейчас их можно было принести в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с выходом в 1959 г. постановления ЦК КПСС «О ликвидации так называемых разных святых источников» на территории Пермской епархии были ликвидированы 11 мест паломничества. Уцелел единственный св. источник - в с. Кольцове, посвященный свт. Николаю. Ежегодно 24 июля, в праздник местночтимой иконы свт. Николая «Пещерного», к источнику приходили свыше 3 тыс. паломников со всего Урала. Благодаря пастырским трудам настоятеля прот. Григория Ахидова в 1957-1958 гг. наблюдался значительный приток молящихся в Никольский храм в с. Кольцове, в праздники здесь причащалось свыше 400 чел. Уполномоченный писал о священнике: «Ахидов очень ловкий и ярый мракобес, не случайно же он 10 лет отбыл на Колыме… В Кольцово самая сильная община, которую поэтому следует уничтожить» (ГАПК. Ф. Р-1205. Оп. 2. Д. 35. Л. 60, 89). Еп. Павел заступался за священника, идя на конфронтацию с Горбуновым. В праздник иконы свт. Николая «Пещерного», 24 июля 1959 г., еп. Павел, невзирая на запрет уполномоченного совершать богослужение собором духовенства в летнее время, благословил благочинных и секретаря епархии отслужить соборную службу. 5 авг. 1959 г. прот. Григория Ахидова лишили регистрации, источник был осквернен и зарыт. В 1959 г. священники неоднократно слышали от Горбунова высказывания о необходимости «как можно скорее ликвидировать Пермскую епархию» (Там же. Оп. 1. Д. 37. Л. 103-104). К началу хрущёвских гонений это была самая крупная епархия на Урале, объединявшая 63 прихода. Горбунов настойчиво требовал от Совета смещения еп. Павла. В докладах в Совет он писал: «Я работаю уже с пятым епископом. Четверо из них были иного склада. С ними можно было договориться по любому вопросу. Но с этим вообще невозможно договориться. Он не терпит никаких возражений, ни советов. Он в епархии все перевернул и сделал больше в укреплении церкви, чем его четыре предшественника за пятнадцать лет» (Там же. Оп. 2. Д. 35. Л. 89). 15 сент. 1960 г. под давлением Совета по делам Русской Православной Церкви Синод перевел еп. Павла из Перми в Астрахань. Временное управление Пермской епархией было поручено еп. Свердловскому и Курганскому Флавиану (Дмитриюку). В окт. 1960 г. он сократил штаты Пермского епархиального управления, архиерейского дома и кафедрального собора: из 41 чел. было уволено 15. Осенью 1960 г. в Перми началась кампания по закрытию Троицкого собора. Партийные органы и уполномоченный вынуждали сотрудников гос. предприятий, учреждений, учебных заведений подписывать соответствующие ходатайства. Под рук. настоятеля собора прот. Михаила Лукканена прихожане организовали круглосуточное дежурство на территории храма. К кон. 1960 г. в Пермской епархии закрыли 6 храмов, планировалось снять с регистрации еще 14. 22 нояб. 1960 г. церковный совет Троицкого собора отправил телеграмму управляющему делами Московской Патриархии архиеп. Пимену (Извекову) с просьбой ускорить назначение епископа в Пермь.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

В 1958 г. гос-во начало новое наступление на Церковь. 16 окт. Совет министров СССР принял постановления «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений». Если 1-е постановление не имело отношения к Калужской епархии, потому что здесь все мон-ри были закрыты на рубеже 10-х и 20-х гг. XX в., то 2-м постановлением был нанесен ощутимый удар по материальной базе епархии. В нояб. 1958 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам». 22 апр. Совет по делам РПЦ разослал письма «О введении регистрации членов исполнительных органов и ревизионных комиссий приходских церквей» в целях устранения настоятелей от управления приходами и ослабления материальной базы Церкви. Калужский облисполком рассылал по районам секретные распоряжения с требованием «организовать проведение массово-политической работы среди населения района и путем методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых святых мест; разработать мероприятия, осуществление которых исключило бы возможность посещения этих мест паломниками». Лев-Толстовский районный совет, на территории которого находился почитаемый источник прп. Тихона Калужского, 21 апр. 1959 г. постановил уничтожить св. колодец и на его месте установить насосную станцию. Летом 1959 г. в местной печати подвергли травле настоятеля храма в с. Н. Прыски Николая Догаева. 24 авг. последовало обращение Козельского райисполкома в Калужский облисполком, в к-ром предлагалось закрыть храм в Н. Прысках «как очаг разврата и разложения окружающего населения». Вскоре местные власти стали закрывать храмы: 10 авг. 1959 г. был закрыт храм в с. Введенье Тарусского р-на. События последних лет управления Калужской кафедрой еп. Онисифором дезорганизовали церковную жизнь в регионе, епархиальное управление не справлялось со своими функциями. На заседании Свящ. Синода 5 марта 1959 г. среди др. проблем обсуждалось положение дел в К. и Б. е. В нояб. 1958 г. ревизовавший положение дел в К. и Б. е. Тульский архиеп. Антоний (Кротевич) констатировал полный упадок епархиальной жизни. В помощь еп. Онисифору было решено послать молодого свящ. Анатолия Родионова, назначенного настоятелем Свято-Георгиевского кафедрального собора в Калуге.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Реформа приходского управления была вынужденной мерой. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Советом по делам Русской Православной Церкви выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях», которое устраняло священнослужителей как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин, несмотря на то что после издания Конституции СССР 1936 г., предоставившей всем гражданам одинаковые права, постановление это вступило в противоречие с Основным законом государства. По докладу митрополита Крутицкого Питирима (Свиридова) Архиерейский Собор принял постановление о расширении состава Священного Синода включением в число его постоянных членов управляющего делами Патриархии и председателя Отдела внешних церковных сношений. После Архиерейского Собора 1961 г. постоянными членами Синода, кроме митрополита Киевского Иоанна, Ленинградского Гурия и Крутицкого Питирима, стали архиепископы Тульский Пимен (Извеков) и Ярославский Никодим (Ротов). Заслушав доклад архиепископа Никодима, Собор одобрил постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный совет Церквей, вынесенное 30 марта 1961 г. Архиерейский Собор заседал в то время, когда по всей стране происходило закрытие церквей. Делалось это под разными предлогами: то потому, что церковь была открыта в войну на оккупированной территории по разрешению немецких властей, то из-за того, что вблизи храма расположена школа, или под предлогом, что церковь мешает движению транспорта. В Кировской епархии из 75 православных приходов, существовавших в 1959 г., к 1964 г. осталось всего 35; 7 деревянных церквей было разобрано, одна каменная, в епархиальном городе, взорвана; в остальных 32-х богослужебные книги и иконы были сожжены, сами храмы разорены дотла. В Московской епархии с 1959 по 1963 г. было закрыто более половины церквей. В Москве летом 1964 г. впервые за послевоенное время был разрушен храм – Малого Преображения, в котором еще недавно совершал богослужение митрополит Крутицкий Николай. Особенно тяжко пострадали Белоруссия, Украина, Молдавия. В Днепропетровской и Запорожской епархии в 1959 г. было 285 приходов, а к 1961 г. осталось всего 49. В Киеве у Церкви был отнят великолепный Андреевский собор. Всего по стране за время хрущевских гонений была закрыта почти половина приходов. В 1959 г. Русская Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, в 1961 г. число приходов сократилось до 8 тысяч (к 1966 г. сохранилось 7523 прихода).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010