Годовщину канонизации небесного покровителя Димитровграда архимандрита Гавриила (Игошкина) отметили в Ульяновской области 19 октября 2005 г. 11:37 В Ульяновской области отмечается пятилетняя годовщина канонизации архимандрита Гавриила  (в миру — Ивана Ивановича Игошкина), небесного покровителя Димитровграда. Торжественные мероприятия в Димитровграде прошли 17—18 октября. Архимандрит Гавриил был канонизирован в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в числе Новомучеников и Исповедников российских и считается небесным покровителем Димитровограда. Накануне в городе состоялись крестный ход и торжественные богослужения. В этот же день прошла конференция, посвященная памяти преподобноисповедника Гавриила. В ее работе приняли участие студенты и преподаватели димитровградских вузов и профессиональных училищ, старшеклассники, председатели комитетов по делам молодежи городов и районов области, члены Молодежного правительства области, а также архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл и архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Открывая мероприятие, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил: «Эта конференция посвящена памяти почитаемого святого, человека, который был не только нашим земляком, но и современником минувшего двадцатого века. Его жизнь для нас — пример служения людям, идеям добра и веры». Губернатор сообщил собравшимся о своем предложении законодательному собранию области внести изменения в перечень областных премий, включив в него, в том числе, и премию имени Святых покровителей Земли Симбирской. Она будет вручаться за существенный вклад в развитие духовности, нравственности, воспитание патриотизма. Участники конференции приняли резолюцию, в которой призвали молодежь Ульяновской области бережно относиться к богатому духовному наследию нашей страны, к доброте и терпимости. «Возрождение сильной России возможно только с возрождением духовности», — говорится в резолюции. Также в эти дни в учебных заведениях Димитровграда прошли конкурсы творческих работ на духовную тематику, классные часы и беседы, посвященные жизни и духовному наследию архимандрита Гавриила, встречи со служителями церкви и людьми, лично знавшими отца Гавриила. В городских библиотеках организованы тематические вечера и книжные выставки. В краеведческом музее открылась выставка «Православный Мелекесс». В детских школах искусств прошли концерты духовной музыки. В Димитровграде состоялась также презентация книги об архимандрите Гаврииле, в которой собраны материалы из литературного наследия архимандрита, его жизнеописание, воспоминания современников, духовные наставления святого. По материалам Regions.ru  и РИА «Новости» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/53894.html

За ужином новопринятый Игошкин (кланявшийся в ноги) ничего не ел и вышел из-за стола раньше других. Ребята сказали, что он днем все плакал. Я думаю, что он тоскует о доме. Но оказалось, что он просто болен. После молитвы я велел ему идти к нам в кухню. Дали лекарства. Теперь спит. 1 декабря. Много мученья было сегодня с арифметикой. Со своими второклассниками я положительно надсадил грудь. Все позабыли, и мало развития. Приходится теперь пожинать плоды беспорядочного преподавания этого предмета в одноклассных школах. Главная беда в том, что ученики не приучены отдавать себе отчет в том, что они делают. Требуется, например, узнать, сколько золотников, было в дюжине ложек, если в каждой ложке было 7 золотников. Ученик не скажет, что нужно 7 золотников повторить 12 раз, а говорит, что нужно 12 помножить на 7, от чего у него в голове происходит путаница. Когда он окончит умножение и получит 84, спросишь его: чего это 84? И он к великой досаде отвечает: ложек! Обидно. – Теперь я требую, чтобы ученики записывали ход решения строчками в тетради, чтобы они приучились отдавать себе отчет в каждом действии. Во втором классе сегодня закончил упражнения в выдерживании продолжительности нот. Завтра хочу начинать изучение различия звуков по высоте. Боюсь не провалиться бы на начале. Хорошее начало – половина успеха. 2 декабря. Сегодня – среда; по средам у нас в селе бывает базар. У учеников-чужеприходных в базарные дни происходит свидание с родителями и односельчанами. Многие отцы привезли сегодня недоимку за прокормление детей в общежитии. Некоторые справлялись об успехах детей в учении. Одному грамотному отцу я показал в журнале месячные баллы его сына. Увидав все четверки, он перекрестился: «слава Богу!» Больной мордвиненок, включенный в школу в прошлое воскресение, уехал сегодня восвояси: все жалуется на болезнь, – говорит, что ему не под силу заниматься. Старик-дедушка привез было ему всяких припасов на месяц, но ему пришлось все это увезти обратно вместе с внуком. Старик огорчен до слез. На прощанье он дал мне 6 копеек, которые мальчик задолжал за бумагу. Я отказался. – «Пусть, – говорю, – эту бумагу он возьмет даром, на память о нашей школе». – Ну, так возьми это себе в гостинец! – сказал мордвин. – Нет, уж ты лучше больному купи гостинец!» В заключенье, я посоветовал мальчику больше учиться дома – читать и писать, и если ему будут нужны книги, то чтоб приезжал к нам – мы дадим. Старик благодарил и немного просветлел. Придут ли они за книгами?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1909 году. В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована. Обитель просуществовала до 1926 года. Возрождение Обители началось в 1992 г, когда ее территория была передана Московской Патриархии. Расписка преподобномученицы Варвары – Вместе с основательницей Марфо-Мариинской обители милосердия преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в сонме новомучеников и исповедников Российских были прославлены еще четверо подвижников Обители: преподобноисповедники Сергий (Сребрянский) и Гавриил (Игошкин), преподобномученицы Варвара (Яковлева) и Евдокия (Кузьминова). Удалось ли узнать какие-то новые подробности об их судьбах или судьбах крестовых сестер после закрытия обители? – Мы занимаемся тем, что стараемся собрать как можно больше сведений о наших новомучениках и о тех сестрах, которые жили здесь, в обители. Они не прославлены, но их жизнь была замечательной. И наверное, самое яркое, о чем можно сейчас сказать - это история преподобномученицы Варвары, которая сопровождала Великую княгиню в ссылку в Алапаевск. Сохранился документ — расписка, которую дала преподобномученица на предложение ей покинуть Великую княгиню. Этой распиской, данной екатеринбургским палачам, она подписывает себе смертный приговор, при этом она обещает безропотно перейти вместе со всеми заключенными на тюремный режим, никогда не просить об освобождении и содержать себя на собственные средства. Мне кажется, это ярко характеризует святую, которая отдала всю себя, без остатка, своей настоятельнице. В этой же расписке она аргументирует свой отказ уйти именно тем, что она очень нужна настоятельнице и никогда ее не бросит.

http://pravmir.ru/creative/nam-hotelos-b...

Рысь Неронов [см. Нероновы], посадский человек, XVI в., Новгород Рычагов Степан, солдат, 1660 г. Рычалова Анна, вдова гостя, 1664 г., Москва Рычко : Василий Ворыпаев Рычко Плещеев [см. Плещей], писец, 1541 г., Бежецк; Рычко Анфалов Волоцкий, 1560 г.; Клементий Иванович Рычко Вельяминов, умер в 1580 г.; Рычко, холоп, 1495 г., Новгород [см. Искра, Мастрюков] Рюма, Рюмины : кн. Иван Васильевич Рюма Звенигородский, начало XVI в.; Рюма Доможиров [см. Доможир], 1540 г., Нижний Новгород; Рюма Зиновьевич Вражский [см. Врасские], 1559 г., Звенигород; Семен Небогатый [см. Небогатый] Рюмин, подьячий, казнен в 1570 г., Новгород; Рюма Иванович Желтухин [см. Желтухин], 1572 г. [см. Игошкин, Куженкин, Левский, Мансур, Оганя] Рютнев Якут, казак, 1585 г., Псков Рябец Нестор, по родословным преданиям Квашниных выехал в первой половине XIV в. из Киева; от него – Квашнины [см. Квашня] Рябина, Рябинин : Иван Иванович, послух, конец XV в.; Рябина, крестьянин, XV в.; Дмитрий Романович Рябинин, 1531 г.; Богдан Иванов Рябинин, подьячий, 1600 г., Новгород Рябка Василий Андреевич Блохин Аничков [см. Блоха, Аничковы], вторая половина XVI в. Рябка – куропатка Рябов Дорофей, холоп, 1595 г., Новгород Рябцов Ерофей, подьячий, дозорщик, 1616 г., Вологда Рябчик Андрей Федорович Белеутов [см. Белеут], вторая половина XV в. Рязанцевы Иван, Суббота и подьячий Петеля [см. Суббота, Петеля], казнены в опричнине, 1570 г., Новгород Рянжа Прохор Тимофеев, крестьянин, 1564 г., Олонец Ряполов Дубенский [см. Дубенский], первая половина XVI в., Переяславль [ср. Лобан, Мних, Стрига, Тать, Хилок, Хрипун] Ряпуха Захар, крестьянин, 1585 г., Псков Ряпуха, ряпушка – мелкая рыба Ряса, Рясины ( Ресины ): Иван Михайлович Ряса Рылов [см. Рыло], середина XV в., Бежецк; от него – Рясины, вторая половина XV в. и позже, Бежецкий уезд Рясница см. Ресница С Сабанеевы 78 Сабанин Саблуков см. Савлук Сабля, Саблин : Жихарь [см. Жихарь] Саблин, слуга дома св. Софии в Новгороде, умер около 1570 г. [см. Атай] Сабля Вострая см. Вострая Сабля

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

67 Положения Конституции 191 г. существенно корректировало постановление Пленума ВЦИК от 8 апреля 192 г. «О религиозных объединениях». По этому документу разрешалось только отправление культа в стенах молитвенных домов. Духовенство устранялось от участия в хозяйственно-финансовых делах «двадцаток»; частное обучение детей религии, дозволенное декретом 1918 года могло осуществляться теперь только родителями, что грозило им лишением родительских прав. Также для борьбы с «религиозными предрассудками» в стране вводилась рабочая пятидневка со скользящими выходными днями. (См.: Цыпин В, прот. Церковно-государственные отношения за столетие от 1917 года (юридический аспект). С. 28–29; Синельников С.П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917–1929 годах//Вестник церковной истории. 2013. 1–2 С. 323.). 68 См.: Конституция РСФСР 191 г. Эл. вариант http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm; Конституция СССР 1936 г. Эл. вариант http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm 70 Проскурина А.В. Советское законодательство о религиозных культах в 1920-е – 1930-е гг. [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 12.11.2020). 71 Шкаровский М.В., Никитин Д.Н. Ленин./Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). 76 Плякин М, свящ. Просвещение молодёжи в годы гонений//XVI Межрегиональные Пименовские чтения. Молодёжь: свобода и ответственность. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2019. С. 22. 78 Гавриил (Игошкин)/«Древо» открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/16227.html (дата обращения: 08.11.2020). 80 Кашеваров А.Н. Разработка советскими органами тактической линии в отношении Православной Церкви в период окончания гражданской войны и перехода к НЭПу//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2012. 2. С. 103. 81 См.: Русак В. История российской Церкви/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 16.11.2020).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Игла в переносном смысле – острый, бойкий человек, пересмешник (Даль) Игнадуев Андрей, крестьянин, 1570 г., Обонежье Иголка, Иголкин : Иголка, холоп, 1455 г., Муром; Василий Юрьевич Иголкин, 1606 г., Новгород Игоша – Игнатий; Игошка Пленин [см. Пленин], писчик, 1593 г., Арзамас [см. Голуба, Желыбало] Игошкин Рюма [см. Рюма] Шеметов [см. Шемет], писчик, 1562 г., Переяславль Игрень кн. Федор Михайлович Борятипский, 1550 г. Игрень – рыжая лошадь с белесоватыми гривой и хвостом Идар Иванович Гольский [см. Гольский], 1578 г., Арзамас Иевский см. Евский Ижавцов Тихон, помещик, 1606 г., Алатырь Ижога Треня, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Избин Иван, крестьянин, конец XV в., Кострома Извеков Яков Иванович, царский бараш (шатерничий), 1577 г. [см. Гневаш] Извечать, извековать – изувечить, искалечить (Даль) Извольский Степан Степанович, 1551 г. Фамилия от села Изволья в Тульском уезде Изволье – раздолье Изгагины , бояре, XV в., Новгород; выселены в конце века в Нижегородский уезд; Гавриил Андреевич, 1588 г. Изгага – изжога Изгорода Иван Григорьевич Билибин [см. Билибины], 1534 г. Издебский Воин, помещик, литвин, 1578 г., Арзамас Изинский Митрофан Филиппович, 1417 г., Нижний Новгород Излач Кайсаров [см. Кайсаров], казнен в 1570 г. в опричнине Измай Иван Федоров, середина XV в., Двина Измайлов Иван Иванович Инка [см. Инка], воевода рязанских князей, 1493 г. [см. Кудаш, Мясной, Неспрашивай, Стрекало, Сумник, Харамза] Измирь Никитич Серков [см. Серко], 1579 г. Изнарафтов Иван Иевлев, межевщик, 1506 г., Бежецк [Ср. Наравт] Износок, Износковы : Износок Губастого [см. Губастый], дьяк ростовского владыки, 1579 г.; Василий Федорович Износков, боярин кн. Василия Ивановича Шемячича, 1505 г., Боровск Износок – обносок одежды или обуви Изъединов Борис Иванович, конец XV в., Новгород; Семен Борисович, 1603 г., Новгород [см. Жегуля] Изъеда – беда, напасть; изъедина – испорченная молью или мышами одежда Изюм Семенович Малыгин [см. Малыга], 1568 г., Ярославль Инай Ордынцев [см. Ордынцев], дьяк, 1562 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Однако власти не вняли этим предложениям, и как следствие – количество храмов и духовенства сокращалось все сильнее, а количество нелегального духовенства увеличивалось с каждым днем. Среди таких «нелегалов» был и мелекесский архимандрит преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Он много потрудился для сохранения Церкви, за что и был осужден судебной коллегией по уголовным делам ульяновского областного суда на десять лет лишения свободы с конфискацией имущества . Что же касается нелегальных общин, то в них на территории Ульяновской области в начале 1945 года насчитывалось до 50 церковнослужителей и монахов, возрастом от 50 до 70 лет. Некоторые из них работали, остальные кормились приношениями верующих «за нелегальное исполнение треб и церковных служб». В 1944 году в Ульяновской области осталось восемь действующих церквей: три из них – в Ульяновске и пять – в разных районах области, тогда как в 22 районах церквей не было совсем. Одному из нелегальных священников – Панормову, сын которого был генералом Красной армии, в апреле 1944 года горисполком «разрешил исполнять требы по просьбе верующих. Пользуясь этим Панормов в домах верующих совершал крещение младенцев, отпевание умерших и другие религиозные обряды» . Такие священники часто организовывали ходатайства об открытии храмов. Сам владыка Иларий не терял связи с «нелегалами». Сразу после своего назначения на кафедру, он «послал в город Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви». Когда владыке было указано на нарушение советского законодательства, он ответил, что носит титул «Ульяновский и Мелекесский» и собирается соответствовать своему титулу, в то время как в Мелекессе и прилегающих районах совсем нет храмов . В то же время епископ Иларий прикладывал все усилия к легализации безместного духовенства. В мае 1944 года он разослал по епархии отношения с предложением имеющим сан выйти на открытое служение и зарегистрироваться.

http://pravoslavie.ru/31350.html

И с течением времени тех, кто так говорит, среди православных христиан становилось всё больше. Некоторым ещё в советское время казалось удачным в ответ на атеистическую критику сказать: «а ничего подобного, пусть эволюция была, но на неё с небес взирал и её благословлял Бог, так что вере в Бога она не противоречит!» Абстрактной «вере в Бога» наподобие деизма такая точка зрения действительно не противоречит. Но вот с Православием она не имеет ничего общего. Ведь в Библии есть конкретное описание происхождения животных и человека. И оно расходится с эволюционистским представлением. Это очевидно любому непредвзятому человеку. Причём расходится принципиально – в одном случае «создал Бог из земли», в другом «произошло само из воды, а потом друг из друга». Противоречие есть, и его не устранить заклинаниями про то, что «наука и религия не могут противоречить, потому что говорят о разном». Как же о разном? Ведь и Библия, и дарвинизм говорят о происхождении одного и того же мира, - этого мира, в котором мы живём, - а не каких-то разных миров. Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Фото: Фонд.Ru Итак, противоречие есть. Библия в Православии зовётся Словом Божиим неслучайно. Она содержит ту истину, которую Сам Бог открыл человеку. Так что когда выбор стоит: верить ли Богу, сказавшему, что Он создал человека из земли, или верить миру сему, говорящему, что человек произошёл от обезьяны – для благочестивого человека здесь не может быть никаких колебаний. Благочестивый человек будет верить Богу, пусть даже всё остальное человечество станет твердить ему иное, пусть даже из-за своего выбора он будет выглядеть «глупо» и «отстало» в глазах напыщенных авторитетов века сего, пусть даже они перестанут «относиться к нему серьёзно» и поднимут на смех. Собственно, весь вопрос с отношением к эволюционизму для православного человека означает именно это – вопрос о доверии Богу. Это лакмусовая бумажка, которая проявляет наличие или отсутствие такого доверия и вообще места Бога в жизни человека. Она показывает, кому человек больше верит – себе и подобным ему грешным людям, или Богу. А также то, готов ли он пойти вслед за Богом против стереотипов безбожного мира, или предпочтёт сохранить хорошие, дружеские отношения с миром.

http://pravoslavie.ru/37302.html

В XX в. в мон-ре подвизались послушник И. Игошкин (см.: преподобноисп. архим. Гавриил (Игошкин) ), а также иером. Евстратий, бывш. насельник Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря . В 1906 г. о. Евстратий совершил паломничество на Афон, затем в течение 3 лет служил в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Святыни, библиотека В соборе К. м. находилась обретенная Казанская Жадовская икона Божией Матери в сребропозлащенных кованых окладе и ризе (1743). После возобновления мон-ря в окт. 1846 г. для иконы была изготовлена новая риза из серебра и золота с большим бриллиантом (в короне Богородицы), 4 алмазами на венце Младенца, 8 яхонтами, 51 гранатом, 28 аметистами и др. драгоценными камнями и финифтью. При настоятеле (1867-1871) иером. Никодиме икону обложили серебряным листом, поверх к-рого была укреплена новая золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Симбирская купчиха Егорова пожертвовала на чудотворный образ бриллиантовый фермуар с крупным жемчугом. В украшении иконы принимали участие помещица А. А. Мотовилова и сестры Арзамасского жен. мон-ря. К нач. XX в. чудотворная икона находилась в раме с изображениями чудес от Казанской иконы Божией Матери и помещалась в большой заклиросный киот с правой стороны центрального придела монастырского собора. Осенью 1846 г. Казанский образ был перевезен в Симбирск и некоторое время пребывал в городских храмах. В 1847 г. симбирское дворянство обратилось к священноначалию с просьбой, чтобы икона ежегодно приносилась в Симбирск «с торжественной почестию и находилась здесь не менее месяца, чтобы все жители могли насладиться лицезрением сей древней святыни и почтить ее подобающим поклонением» (Там же. С. 23). Прошение было удовлетворено, и с 1848 по 1927 г. 1 месяц в году икона пребывала в г. Симбирске. Святыня торжественно выносилась из пустыни в сопровождении неск. монахов за 7 дней до дня прибытия в город (15 мая). По пути следования крестного хода с иконой в селах и деревнях монастырское духовенство служило молебны. В Симбирске крестный ход встречали все городские священнослужители во главе с архиереем.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 5 (18) Преподобноисповедник Гавриил ( Игошкин ) Преподобноисповедник Гавриил родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Пензенской губернии в семье крестьянина Ивана Игошкина. Во святом крещении младенцу нарекли имя Иоанн, потому что в этот день, 23 мая, праздновалась память Ростовского чудотворца – блаженного Иоанна Власатого Милостивого. Родители его, Иван Павлович и Варвара Павловна, отличались богобоязненностью и простотой. С детства Иоанн познакомился с тяжелым крестьянским трудом, помогая своему отцу в работе. Родители воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное семя принесло добрый плод. Иоанн был старшим сыном в семье. Когда он подрос, его отдали учиться грамоте. Родители смотрели на обучение грамоте как на дело священное: грамота давала ключ к чтению и уразумению Божественных писаний. Приходилось ходить на учебу за десять километров в Русский Качим, – именно там находилось двухклассное духовное училище. Иоанн полюбил храм Божий, в свободное от учебы время посещал его, а дома все свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве. Еще будучи отроком, Иоанн обнаружил склонность к подвижничеству, с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более. Закончив учебу, он решил оставить мир с его соблазнами и ушел 12 ноября 1903 года в монастырь Жадовская пустынь Корсунского уезда Симбирской губернии. В 1909 году послушника Иоанна призывают на военную службу в город Ковно. В Ковенской крепостной артиллерии на должности певчего при военном соборе он прослужил до конца марта 1913 года. Возвратившись домой, Иоанн вместе с родителями занялся крестьянским трудом, но в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, был призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале. В конце 1917 года Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям в Самодуровку. В 1922 году родители его скончались.

http://fond.ru/kalendar/989/gavriil/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009