Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня. Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям. 6 июня Пименовская икона Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление. 8 июня Урюпинская икона Богоматери Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8-го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Лавра стала музеем-заповедником. Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе духовное наследие народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов. 3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины – Успенский собор.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенца», икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть»,– Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

О. фактически отождествляется здесь со своим племянником - новгород-северским кн. Игорем (Георгием) Святославичем. В следующем общерус. своде - Никоновской летописи, созданной в Волоколамской обители в 20-х гг. XVI в. по повелению митр. Даниила , в отличие от ряда Московских сводов 2-й пол. XV в. содержится подробный рассказ о кончине И. О. и о чудесах, происходивших во время его отпевания (ПСРЛ. Т. 9. С. 159-160, 166, 168-171, 175-176, 179, 188). Известия Никоновской летописи стали основным источником 2-й редакции Жития И. О., сохранившейся в 10-й гл. в составе 5-й степени «Книги степенной царского родословия» с названием «Страдание святаго мученика Киевьскаго великаго князя Игоря Ольговича инока». Данная редакция Жития помещена в рукописном сборнике 1633 г. Германа (Тулупова) : сначала ошибочно под 11 февр., затем под 27 нояб. (день памяти блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича ) (РГБ. Троиц. 694. Л. 147-151 об.); под 5 янв.- в Милютинских Четьих-Минеях; под 5 июня - в Четьих-Минеях митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) . На известность Жития И. О. среди православных в Речи Посполитой указывает упоминание о нем в Густынской летописи, составленной в 1-й пол. XVII в., после 1608 г. (ПСРЛ. Т. 40. С. 84). Проложное Житие И. О. впервые помещено в печатном Прологе 1662 г. Особая «Повесть о убиении блаженного Игоря» сохранилась в редакции Киево-Печерского патерика , созданной в сер. XVII в. архим. Киево-Печерского монастыря Иосифом (Тризной) . Ее источником была южнорус. летопись типа Ипатьевской. В «Повести...» рассказывается, что перед гибелью И. О. молился перед иконой Божией Матери «Умиление», впосл. получившей название Игоревская . В XIX в. икона находилась в приделе св. ап. Иоанна Богослова, позднее - в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (ср.: Закревский. 1868. Т. 2. С. 684-685; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 236). Очевидно, сюда икона могла попасть в сер. XIII-XV в., когда в Киево-Печерский мон-рь из разрушенных церквей города был перенесен ряд почитаемых икон.

http://pravenc.ru/text/293519.html

О.В. Губарева Глава 3. Образ Божией Матери «Умиление» («Ласкающая») Игоревская икона Божией Матери. XVI в. Москва Святое лобызание любви «Умиление» (в Греции «Елеуса» – Ласкающая, Милующая) – русское название икон, на которых Младенец Христос прильнул к лику Богородицы и нежно обнимает Её. Подобные изображения Божией Матери и Христа известны с VII века 88 , но окончательно иконография «Умиление» сформировалась лишь в конце XI – начале XII веков. Наиболее ранним из известных образов «Умиление» с уже сложившимся каноном является Владимирская икона Божией Матери 89 . В древнерусском языке слово «умиление» означает «скорбь», «жалость», «милосердие», «смирение», «любовь». Поэтому такое название, характеризуя отношения Матери и Сына 90 , раскрывает и основную идею иконографии: образ святой жертвенной любви, которая является главной заповедью христианского учения. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин.13:34 ), – сказал Христос ученикам. Что это за любовь и какова её мера человечество осознало только после Голгофы. Современные исследователи иконописи, опираясь на изучение древних текстов и историю Литургики, толкуют «Умиление» как образ Боговоплощения, спасительной жертвы, любви Христа и Его Церкви 91 . Многие авторы отмечают и то, что данная иконография по смыслу совпадает с предуготовительной частью Литургии, которая оформилась в чин Проскомидии после возникновения образа «Умиление» 92 . Перед « Символом веры » бывает в алтаре братское целование. На иконах «Умиление» в движении Христа к Богородице можно также увидеть святое целование. «Лобзание святое, или лобзание любви, представляет древнейший обряд и восходит ко временам апостольским ( Рим.16 ; 1Пет.5:14 ). Порядок целования в алтаре следует образу двух главнейших заповедей: любить Бога и любить ближнего. Поэтому и лобзают священнослужители прежде предуготовленные к освящению Дары и Престол – седалище Бога Живаго, а затем друг друга…» 93 . Среди мирян в Церкви в знак благоговейной любви к Богу и смирения тоже установили благочестивый порядок целования Евангелия, потира, креста и икон, а также друг друга в Пасхальной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

сост. О.А. Платонов Очерки истории русской иконы Русская икона в XII–XIV веках Богоматерь Купятицкая. Икона. XVIII в. 142,5х116,8 см. ГМИР Единственным памятником киевской древности в Софии Киевской является Корсунский бронзовый крест, с изображением Богородицы, чтимой под именем Купятицкой Божией Матери. Даже предания отказываются назвать что-либо на русском юге памятником древнейшей иконописи и настойчиво указывают то на Москву и Владимир, то на Рязань, Смоленск и Нижний Новгород, куда перенесены были образа: Спаса Нерукотворного Образа в 1352 г. в Нижний Новгород или Одигитрии в Суздаль в 1381 г., или в Рязанский Богословский монастырь икону Иоанна Богослова в 1237 г. и в храм Архангела Михаила – его византийский образ. Лишь позднее мы увидим, что все же связи русского юга с греческою Корсунью и Кафою уже с конца XIV в. и в течение всего XV столетия обусловили собой возрождение характерного южного мастерства, которое получило название Корсунского. Древний Киев, благодаря бесчисленным нашествиям, начавшимся с XI в. и закончившимся общим запустением Киевской Руси, сохранил от своей древнейшей иконописи так мало, что составить себе представление о древней киевской иконописи по фактическому материалу, т.е. по памятникам, не представляется возможным. Чудотворная икона Успения Богоматери в Киево-Печерской лавре, подвешенная наверху к иконостасу и почти не доступная рассмотрению, на основании предания относится к 1073 г.; по внешнему виду продолговатой низкой дощечки, на которой она написана, икона имеет форму древней миниатюры, написанной ранее обычной композиции Успения (в «Праздниках»), и напоминает мозаичное изображение Успения в алтаре римской церкви св. Марии Маджиоре XIII в., но, кажется, грубо переписана. Икона Игоревской Богоматери, в той же лавре, в приделе, относимая, по преданию, к князю Игорю Ольговичу, не может быть ранее конца XIV в. Точно так же и образ Николая Чудотворца, сохраняемый на хорах Киевской Софии, должен быть отнесен к XV в. и тоже нуждается в расчистке. Таков весь материал по древней киевской иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. кн. киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147). В 1146 г., по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича, его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб». Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском мон-ре. Его пребывание в мон-ре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед иконой, к-рая впосл. была названа Игоревской и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в «Повести о убиении блаженного Игоря» в редакции Киево-Печерского патерика, созданной в сер. XVII в. архим. Иосифом (Тризной) (список сер. XVII в.- РГБ. Троиц. Фунд. 714). Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ) Игоревская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в.? (ГТГ) Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до нач. XX в.; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомч. Стефана (о чем упом. в лит-ре, посвященной киевским святыням). В наст. время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре. И. и. (ок. 40×31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о рус. иконописи худож. А. шинкаренко выполнил копию с И. и. (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым ( Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

http://pravenc.ru/text/293515.html

С. Снессорева Июнь 5.06. Игоревская Игоревская В Успенском соборе Киевской Лавры хранится икона Игоревской Божией Матери. Икона помещена в приделе св. Иоанна Богослова на северной стороне, близ царских врат. Пред сею иконою молился в последние минуты своей жизни великий князь киевский Игорь Ольгович, подвизавшийся уже в схиме в киевской обители св. Феодора, где находилась тогда и сама св. икона. Великий князь Игорь, внук Святослава, был убит возмутившимися киевлянами 19 сентября 1147 года и погребён в монастыре св. Симеона, созданном Святославом Ярославичем. Игоревская икона древнего греческого письма, покрыта серебряною вызолоченною ризою, и в конце её вырезана надпись о принадлежности сей иконы Игорю и о его страдальческой кончине. К Игоревской иконе с особенным усердием прибегают те несчастливцы, которые подвергаются каким-либо бедственным случаям; в молитвах пред нею ищут утешения в скорбях. Великий князь Игорь Ольгович вспоминается, как святой страстотерпец, наравне со святыми князьями Борисом и Глебом. Память его совершается 5 июня. Памятником его молитвенных стояний остаётся и доселе икона Божией Матери, по имени его названная Игоревскою. 6.06. Пименовская 53 Сия чудотворная икона находится в Московском Благовещенском соборе. Она принесена сюда из Константинополя в 1381 году митрополитом Московским Пименом и, от имени его, носит название Пименовской. От сей иконы проявлено много чудес. Однажды, во время молебного пения в доме одного купца, по прозванию Титрума, от сей иконы истекло чудное и благовонное миро, от помазания которым многие больные получили исцеление; посему икона называется мироточивою. 8.06. Ярославская Ярославская Чудотворная икона принесена в г. Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином и находится в Ярославском кафедральном соборе. 9.06. Коломенская Икона изображает Коломенскую Богоматерь, которой празднуется 9 июня с 1413 г. Коломенская 11.06. Абульская Абульская В городе Абуле, в Испании, одна слепая монахиня прозрела пред сею иконою в 1870 году; с того времени стали ей праздновать 11 июня. Абульская икона известна в исторических сказаниях только по своему имени. 11.06. Достойно есть – Милующая 54

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010