15 октября 1825 г. II Высокопреподобный отец Любезнейший и почтеннейший о Господе брат и сомолитвенник! Драгоценное письмо ваше от прошлого августа девятого дня дошло до меня. И поскольку я теперь в дороге, к тому же напала на меня и немощь: то не могу вам сообщить теперь обширных соображений на вопросы ваши, и разве самые краткие. Прошу же милостивого снисхождения, дать мне время справиться. Протоиерей Демьяновский поступил худо. Я его и наказал, бывши ныне в Мариуполе. Но он обижен. Не следовало бы его лишать звания смотрителя училищ, на которое он имел право, прослужив тут инспектором более десяти лет, и училище поддерживавший при слабости смотрителей, до того бывших. Для духовенства он пожертвовал своим гражданским чином, в коем состоял уже. И сложив оный, из-за послушания мне, пошел в священники, потом поступил в протоиерея. Тому то и завидуют беспутные греки, кои и церкви разграбили, правление духовное запутали. Демьяновский всё то по возможности поправил и меня одолжил. Смотритель же новый по приезде, говорят, не удостоил его позволения и сесть при себе. И так общая их горячность и неопытность! Ростовское училище теперь закрыто с присоединением оного к Мариупольскому. А потому ни инспектор, ни учитель, склонные к нетрезвости, вредить уже оному не станут. Мудрено, однако, чтобы и другие, по училищам, учители тем не заражались. В городах столь пустых, как напр. Ростов, им не с кем обращаться. Да и сведений имеют мало, чтобы привлекать могли к союзу лучших людей. Книг нет, они их не читают. Накажите мою смелость; только позвольте выразиться. Совсем не нужно заботиться о многих, по городам уездным, училищах. Olea et opera pereunt. Крымское духовенство совершенно лицемерит. Желанием училищ оно прикрывает только старую свою склонность выводить детей в светское ведомство. Греки прехитры. Да и много ли их там, чтобы быть училищам? И не равный ли труд, когда они привозить станут детей своих в Мариуполь, или прямо в семинарии, т. е. в училище при семинарии, и обратно, когда не будут с детьми отправляться в Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Участники Общего собрания заслушали доклад митрополита Илариона «О деятельности НОТА в 2022 году в контексте развития теологической отрасли знания». В докладе был дан анализ работы Ассоциации, которая за пять лет превратилась в ведущее отраслевое объединение, включающее 77 высших учебных заведений. Также в ходе выступления владыка Иларион обратил внимание на то, что уже более полугода осуществляет служение в Венгрии, что затрудняет руководство работой Ассоциации. Он предложил избрать нового руководителя и внес кандидатуру ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Кирилла. Владыка подчеркнул, что эта кандидатура вносится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе обсуждения задач Ассоциации на новом этапе развития и организационных вопросов, связанных с процедурой голосования, выступили: Е.В. Еремин; М.Н. Стриханов; Д.О. Швидковский; В.В. Зотов, проректор Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина. В результате открытого голосования, в котором приняли участие ректоры и представители образовательных организаций с правом голоса, на пост президента НОТА был единогласно избран епископ Звенигородский Кирилл. Архиерей поблагодарил всех, кто создавал и развивал Ассоциацию на протяжении первого пятилетия ее работы, а также присутствующим за выдвижение и поддержку его кандидатуры со стороны как церковного, так и светского вузовского сообщества. В ходе Общего собрания был также рассмотрен вопрос о принятии в состав Ассоциации новых членов: Мариупольского государственного университета, Омского государственного педагогического университета, Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан, Государственного института экономики, финансов, права и технологий, а также Барнаульской, Коломенской и Кузбасской духовных семинарий. Ректорам и представителям вступивших в Ассоциацию вузов были торжественно вручены сертификаты членов НОТА. В настоящее время Научно-образовательная теологическая ассоциация насчитывает в своем составе 84 высших учебных заведения.

http://patriarchia.ru/db/text/6006571.ht...

Цель форума — консолидация усилий школ и Церкви для определения общей позиции в формировании системы общечеловеческих ценностей учащихся с помощью курсов духовно-моральной направленности. 20 мая. ПРАВМИР. 22-23 мая в Святогорской Свято-Успенской Лавре состоится форум «Формирование системы общечеловеческих ценностей школьников методами курсов духовно-моральной направленности», сообщает «Донбасс Православный» . Форум пройдет по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, в рамках договора о сотрудничестве между управлением образования и науки Донецкой облгосадминистрации и Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, согласно плану работы Донецкого областного института последипломного педагогического образования. Цель форума — консолидация усилий школ и Церкви для определения общей позиции в формировании системы общечеловеческих ценностей учащихся с помощью курсов духовно-моральной направленности. Задача форума — направить профессиональный и творческий потенциал педагогов и духовенства на системность, комплексность, интеграцию, которые предусматривают преемственность и разнообразие содержания преподавания курсов духовно-моральной направленности и методов формирования моральных ценностей в учреждениях образования Донецкой области. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 марта, 2024 6 марта, 2024 19 февраля, 2024 13 февраля, 2024 11 февраля, 2024 25 января, 2024 1 декабря, 2023 30 ноября, 2023 29 ноября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-svyatogorskoj-lavre-...

Народная милиция Луганской Народной Республики сообщила об освобождении 15 населенных пунктов. Как отмечается в распространенном сообщении в Telegram-kahaлe, подразделениями Народной милиции «от вооруженных формирований Украины освобождены населенные пункты Путилино, Артема, Широкий, Шульгинка, Теплое, Нижнетеплое, Верхнетеплое, Плотина, Петровка, Бахмутовка, Герасимовка, Малиновое, Нижняя Ольховая, Верхняя Ольховая, Камышное». Силы ДНР в ночь на вторник сбили над городом Харцызск ракету, выпущенную из тактического комплекса «Точка-У», сообщили в территориальной обороне ДНР. «В ночь на 1 марта над Харцызском сбита ракета, выпущенная из ТРК " Точка У " , - говорится в сообщении. - При падении боеприпас разделился, осколки повредили дома в Харцызске». В ДНР призвали не выходить из дома без лишней необходимости и прятаться в укрытиях при обстрелах. Число прибывших в Польшу с Украины беженцев превысило 377 тыс. Заместитель начальника управления народной милиции ДНР Эдуард Басурин заявил, что Вооруженные силы РФ и Народная милиция Донецкой Народной Республики организуют для выезда жителей Мариуполя два гуманитарных коридора.  Украинские националистические формирования захватили автомобили Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, судьба сотрудников миссии неизвестна, сообщила Народная милиция. Шесть населенных пунктов на мариупольском направлении за сутки перешли под контроль Народной милиции ДНР. Украинские националисты расстреляли мирных жителей, которые покидали Волноваху, сообщается в Telegram-kahaлe штаба обороны ДНР, передаёт РИА Новости. «Украинские националисты расстреляли гражданских в Волновахе в 10:10 утра, открыв огонь по выходящим из города мирным жителям с белым флагом», — отметили в ведомстве. Подробности уточняются. Для РФ  неприемлемо, что на территории ряда европейских стран находится американское ядерное оружие, его давно пора вернуть в США, заявил  глава российского МИД Сергей Лавров. По его словам,  наземных ракет средней и меньшей дальности в России нет. 

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/os...

Указания на устрашающее значение смертной казни, как на одно из оправданий для его существования, мы находим в статьях г. Кратирова 59 , прот. Соловьева 60 , г. Мариупольского 61 и г. Троянова 62 . При этом можно отметить, что все названные авторы указывают на то, что вопрос об устрашающем значении смертной казни имеет второстепенное значение, когда идет речь о нравственном оправдании этого вида наказания. Мы целью своей статьи ставили принципиальное решение вопроса, поэтому для нас мало имеет значения: признать ли, что смертная казнь обладает устрашающим значением или не признать этого. Раз мы заранее установили, что смертная казнь по существу есть явление нравственно-недостойное человеческого общества, то само собою понятно, что если даже и признать пользу для жизни общества устрашающего влияния смертной казни, такое влияние не может оправдать факта применения безнравственного средства. Никакие утилитарные соображения, хотя бы то самого высокого свойства, не могут оправдать недостойных средств их осуществления. Тем более не оправдывает их факт казни потому, что элементарные нравственные требования не позволяют рассматривать личность и ее жизнь в качестве средств для чего-то другого. Устрашающего, бесспорно, можно придумать очень много. Были ведь и попытки церковного анафематствования политических преступников. Но это оставлено, так как признано по существу безнравственным. И раз мы по существу именно признали смертную казнь явлением недостойным человеческого христианского общества, то можем вовсе игнорировать и вопрос о том, имеет или не имеет смертная казнь устрашающее значение. Позволим себе, однако, и в этом случае сделать некоторые замечания. Защитники смертной казни в нашей богословской литературе ссылаются на устрашающее значение казни или так, будто бы это ее значение не подлежит никакому сомнению (напр., о. Соловьев); или же так, будто бы сомнения в устрашающем значении смертной казни исходят от лиц, вовсе не компетентных в решении этого вопроса. В действительности вопрос о том, имеет ли смертная казнь устрашающее значение в смысле предупреждения преступления или нет, этот вопрос в настоящее время может быть скорее признан решенным в науке в отрицательном смысле и в крайнем случае спорным, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Часть народа полностью на нашей стороне, а немалая часть, поддерживающая ВСУ, сопротивляется, считает нас захватчиками, пришедшими на их землю. Поэтому все идет не так быстро, как ожидали кабинетные политологи… - А если говорить о технической стороне вопроса? — Ты представляешь, что такое «Азовсталь»? Это сама по себе крепость, с различными подземными коммуникациями, с четко выстроенной логистикой перемещения, со строениями, каждое из которых является бастионом. Все это высокоточным оружием и ковровыми бомбардировками надо в ноль сметать для того, чтобы нормально туда можно было зайти. Каждое строение там — это суперкрепость. Там даже не нужно большого количества бойцов для того, чтобы держать эти объекты. Украинцы действуют мобильными группами. В них снайперы, гранатометчики, пулеметчики. Группы постоянно меняют позиции по этой заранее выстроенной системе логистики. То, что мы называем «сетевой структурой», они перенесли в военную сферу, когда одна ячейка уничтожается, тут же включаются другие, а в это время создается новая ячейка сопротивления. Поэтому самое трудное — просто вычислить, где они в данный момент находятся. Наша группа работает выявителями огня. Мы проходим определенную часть Мариуполя, выявляем огневые точки, даем координаты авиации и артиллерии на подавление. Дело в том, что в то время, пока их подавляют, мобильные группы меняют позиции, появляясь в другом месте. При такой тактике воевать можно очень и очень долго. Поэтому, когда будет полностью зачищен такой объект, как «Азовсталь», я не могу сказать, и, наверное, никто не ответит на этот вопрос. Я не знаю, не хочу никого вводить в заблуждение. Нужно исходить из того, что война будет долгая и упорная, а противник оказался совсем не тот, каким мы его представляли. - Но ведь есть объективные данные, есть репортажи военкора Семена Пегова из мариупольского порта. Мы же видим на экране: вот мариупольский порт, вот корабли у причалов стоят, вот журналист берет интервью у экипажей… — Я не могу говорить о другом направлении, потому что мы не в мариупольском порту, мы работаем по «Азовстали» с другой стороны. Я не военкор сегодня, я боец, который работает изнутри, при этом старается снимать. Не могу говорить о том, что происходит в порту, я там не был.

http://ruskline.ru/opp/2022/04/12/pochem...

Работа идет планомерная, целенаправленная и очень жесткая. И неторопливая, потому что учтен опыт предыдущей кампании, и наши правильно работают. Сначала массированная обработка. Точечная, перемежающаяся с массированной обработкой артиллерии и работой авиации — для того, чтобы вывести долговременные оборонные точки из строя, разбомбить склады и поразить транспорт. Технически устранить всякую возможность сопротивления с их стороны. И только потом начинается штурм. Это тактика правильная. Поэтому говорить о сроках, мол, мы сейчас рванем, заштурмуем — зачем? Мы будет только класть своих людей. — Советник главы Офиса президента Украины Арестович говорил в разговоре с беглым экс-адвокатом Фейгиным, что на Северодонецком фронте союзные силы сосредоточили очень много артиллерии, и из-за этого украинские силы терпят серьезно фиаско. Ты согласен с его оценкой? — Там на всех ключевых направлениях у нас сосредоточено достаточно много артиллерии и авиации, это нормально. А сколько ее конкретно — сказать не могу. — Как ты оцениваешь боеспособность украинских сил? Она выше, ниже по сравнению с мариупольской? Они лучше или хуже воюют, чем мариупольцы? — Я тебе еще по итогам мариупольской кампании говорил, что они воюют на хорошем среднем профессиональном уровне. Они достаточно долго готовились, но дело не в этом. Дело в том, что у них есть мотивация. Потому что воюют кто? Воюют те, которые относятся к другому народу — украинцам. Это те, которые никогда ничего русского не примут, которые будут сопротивляться отчаянно. Вот эта установка на то, что мы сейчас уничтожим националистические батальоны, а большая часть ВСУ перейдет на нашу сторону — ты же видишь, не оправдалась. Воюют хорошо всушники, рядовые. Нацбатов практически не осталось. Наемников не так уж и много. Воюют рядовые всушники. Как мы в 2014 году защищали свою землю, так и они со своей точки зрения сейчас защищают свою родину. Поэтому война эта будет очень кровопролитная и жестокая. Не надо противнику отказывать в мотивации и в другом взгляде на мир. Надо уважать противника.

http://ruskline.ru/opp/2022/06/11/gennad...

С 1782 г. правительство обращается к колонизации иностранцами Новороссийского края, Крыма и Бессарабии. Для водворения их было отведено: в Екатеринославской губ. 52 тыс. десятин, в Херсонской 263 тыс. 91 и в Таврической – 214 тыс. Впоследствии отведены были особые участки и в Бессарабии 92 . В 1786 г. приглашены были Екатериной II для улучшения хлебопашества и скотоводства в Новороссии из восточной Пруссии, с берегов Вислы, менониты 93 . В 1789 г. 228 менонитских семей прибыло из Пруссии в Екатеринославскую губернию и заняли днепровский остров Хортицын, основав здесь 8 колоний 94 . В 1795 гг. переселилось еще 118, из коих 86 поселились на Хортицыне, а 32 семейства – в Павлоградском и Новомосковском уездах. В 1803–4 гг. прибыло 362 семьи, для поселения которых назначены были местности в Мелитопольском уезде и в Таврической губ. (на реке Молочной). Число всех менонитов, живших в России (в 1867 г.) доходило до 40.000 95 . В Бессарабии немцы поселены были по приглашению правительства в 1814–17 г.г. Они пришли сюда из Виртемберга, Баварии, Пруссии и др. мест 96 . В 1801 г. поселена была правительством в Кровелецком уезде Черниговской губернии, в 12 верстах от Вишенок, община гуттеров 97 , имевшая коммунальное устройство. В 1818 г. часть гуттеров переселилась в Новороссийский край 98 . Колонисты наилучшим образом воспользовались льготами, правами и преимуществами, данными им русским правительством. Свое благосостояние они довели до высокой степени. О настоящем состоянии колонистов южного края высокопреосв. Никанор говорит следующее: «край этот превращается совершенно в Германию, – колонии вытесняют русское землевладение систематически; немцы работают на себя страшно и страшно богатеют; из них сотни и тысячи пришли сюда нищими, а теперь – богачи и землевладельцы» 99 . «В Херсонской губернии немцы живут большими островами, говорит корреспондент «Голоса», – и составляют как бы отдельные царства, где все – немецкое, начиная со школ и богослужения и кончая самыми мелочными потребностями хозяйства. Немцы в Одесском, Тираспольском и Ананьевском уездах в последнее время (1867 г.) стали закупать в больших размерах землю, причем покупки эти совершаются при помощи займов из колонистского капитала. Эти закупки и забор в посессию земли немцами принимают такие размеры, что грозят краю совершенным онемечением» 100 . По сообщению «Сельского Вестника» в последнее годы к немцам колонистам перешло много земель в губерниях: Херсонской, Екатеринославской и Таврической. В Мариупольском уезде Таврической губ. всей земли числится 650 т. десятин, и из них 500 т. находится в руках немцев 101 . Г. Клаус говорит, что новороссийское менонитское братство, в количестве 15,213 человек мужск. пола, сверх 143 т. десят. казенного надела, в 1866 г. владело 122 т. десятин на правах частной собственности. Менониты имели тогда высшие училища: два русских (в Хортицине и Гальбштадте) и два реальных (в Гальбштадте и Орлове на Молочной) 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Среди новых товарищей его появляется личность, немало влиявшая на него и связанная потом с ним крепкими узами на долгое время. Это был сын греческого священника одного из греческих приходов Мариупольского уезда Екатеринославской епархии Серафим Серафимов 47 . Он был последний год в богословском классе, т. е. на год старше Капустина. Серафимов был очень вдумчивый, религиозно настроенный юноша с немалыми запросами и хорошо учившийся. С ним, вероятно, сразу же сошелся Андрей, и у них нашлись многие общие интересы. Общий-то культурный и духовный уровень семинаристов был не ахти какой высокий. Нравы вполне отвечали и той обстановке, в которой они жили, и тогдашним методам воспитания. Кроме довольно обычных и неизбежных во всякой школе лени, скуки и равнодушия к науке, не редки были и более серьезные недостатки и пороки, нарочито же пьянство и карты. Всего этого были чужды и Андрей, и Серафим. Оба воспитывались в благочестивой, богобоязненной обстановке священнической семьи, один – русской, другой – греческой, они могли противостоять этим искушениям и соблазнам. Серафим вполне унаследовал, кроме того, черты чисто византийского, греческого православия, скорее логического, холодного и глубокого в отличии от славянского, немного эмоционального, лирического подхода Капустина. По личным качествам склонности к созерцательной жизни Серафим прекрасно дополнял душевные свойства Андрея, более общительного, жизнерадостного, остроумного и прямого. Среди однокашников как-то сложилось мнение о Серафиме как о будущем иноке, да и он сам был к тому склонен, тогда как веселый Андрей, среди товарищей прозванный Козой, Козулей, Капустой, больше, казалось бы, предназначен был к жизни семейной мирского пастыря. Господу было угодно все повернуть по-другому. Серафимову очень покровительствовал тогдашний архиерей екатерннославский – Гавриил 48 , да и вообще он выделялся, по-видимому, среди массы семинаристов. Когда в 1837 г. Серафимов окончил семинарию и поступил в состав десятого выпуска Киевской Дух. Академии, то связь между молодыми друзьями не порвалась. Они писали один другому, и, к счастью, некоторые из этих писем сохранились. Они представляют материал огромной автобиографической важности. Эти письма были напечатаны в «Трудах Киевской Духовной Академии » за 1906 и 1908 годы и снабжены ценными примечаниями сообщившего их. Мы пользуемся этой перепиской, отражающей жизнь и настроения Андрея в течение трех екатеринославских лет. В них весь Капустин. Они полны юмора, пересыпаны остротами на семинарском жаргоне, народными выражениями и чисто великорусскими и типично хохлацкими. В них много того особого беспечного, порой беспричинного заразительного смеха, настроения тех лет, когда все возможно, все легко и кругом такой простор и ширь. Эта бесшабашная болтовня свойственна только молодости. Но с ней наряду и глубокие философствования о Боге, христианстве, грехе, покаянии и, конечно, столь созвучная Андрею мысль о смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Знаете ли вы, братие, о том, почему сему святому усвоено это последнее наименование, почему он называется Богоносцем? поскольку мы думаем, что далеко не все вы знаете о сем, то о причине наименования святого священномученика Игнатия Богоносце м мы сегодня и побеседуем с вами в общее назидание ваше. Святой Игнатий называется Богоносцем по двум причинам: во-первых, когда Господь жил на земле и однажды учил народ, тогда родители Игнатия, бывшего в то время отроком, подошли вместе с последним к Господу и слушали Его Божественное учение. Спаситель, увидев Игнатия, подозвал его к Себе, обнял его, взял на руки, а потом поставил его посреди Своих слушателей и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя; тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ( Мф.18:2–5 ). И вот, ради того, что Игнатий, сказано, «носим бысть руками Бога воплощенна, того ради и Богоносец наречен бысть». Вторая причина наименования Игнатия Богоносце м была та, что он постоянно имел Бога на устах своих и носил в сердце. Когда гонитель христиан Траян спросил Игнатия, почему он называется Богоносцем, тогда святой отвечал: «Кто носит Христа Бога в душе своей, тот есть Богоносец. И я в себе ношу Его, как и написано: «вселюсь в них и буду ходить в них " » ( 2Кор.6:16 ). Повествуется об Игнатии и следующее: когда он был ведён на снедение зверям, то непрестанно произносил имя Иисуса Христа. Ведшие его спросили: «Почему ты это имя непрестанно поминаешь?» Священномученик отвечал: «Потому и поминаю, что это имя непрестанно ношу я в сердце своём. Кто устами Господа исповедует, тот и в сердце своём всегда Его носит». Теперь вы знаете, братие, почему святой священномученик Игнатий называется Богоносцем, и нам остаётся только вывести для вас из всего сказанного выше какой-либо урок. Какой же урок дадим вам? Тот, братие, чтобы вы знали, что все мы, подобно Игнатию, можем всегда сделаться Богоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010