Возможно ли приписывать такое дело нескольким бедным Евреям, которые, прошедши всю вселенную, были законным образом убиты за их убеждения? Поверить этому невозможно; даже здравый разум указывает нам в этом событии, изменившим совершенно все общество человеческое, на действие Самого Бога. Траян одобрил поступки Плиния с христианами и писал ему, что: «разыскивать их не следует, но если донесут на них, то наказывать». Можно бы спросить: зачем не разыскивать христиан, если они преступны? Если же не преступны, то за что наказывать? Траян был, конечно, император просвещенный и оказывал терпимость; однако рассудок свой подчинял той ложной политике, которую принял вместе с венцом императорским. Он решил, однако, чтобы христиан-отступников не осуждать и вообще против исповедающих веру Христову негласных доносов не принимать. «Это уже слишком нехорошо, пишет он, и недостойно нашего века». Но если донос не безгласный, то судить и осуждать тех христиан, которые от своих убеждений не отказываются. Сам Траян, поступил так с Игнатием великим, святителем Антиохии. Мученичество Игнатия антиохийского В девятое лето своего царствования (106) император прибыл на Восток для войны с Парфами. Во время пребывания его в Антиохии донесено было ему на Игнатия, и он велел его представить. 902 «Кто ты, злобный демон? Сказал ему император, что осмеливаешься пренебрегать нашими повелениями и учишь других стремиться к погибели?» Игнатий же отвечал: «никто не вправе называть злобным демоном Богоносца. Демоны в рабах Божиих не обитают. Если ты хочешь сказать тем, что я злобен для демонов, потому что веду с ними брань, то охотно принимаю данное тобой название, потому что, имея своим Царем небесным Христа, я сопротивляюсь козням демонов. – Кто же такой Богоносец? – тот, кто носит Христа в сердце своем. «Разве ты полагаешь, что мы не имеем также в сердцах своих богов, помогающим нам против врагов. – Обольщаешься, называя богами демонов народных, отвечал Игнатий; только один Бог, сотворивший небо, землю, море и все, что в них – один только Христос Иисус единородный Сын Божий. Да наслажусь же я вскоре в царствии Его. «Ты говоришь о том, который распят был при Понтии Пилате? – Да о Том который вознес на крест грех и сокрушил вместе с тем грехоначальника, о Том, Кто осуждая всякое заблуждение демонское и всякое зло, покорил их под ноги тех, которые носят Его в сердце своем.» – «Итак, ты носишь в сердце распятого? Да, по написанному: вселюся в них и похожду "

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

доточена в Иерусалиме и Палестине, что ап. Иаков считался первым епископом Иерусалимским, но этому имени суждено было, затем, выдержать соперничество с другим, более известным в церковной практике, именно с именем Игнатия Антиохийского . По свидетельству древнего предания, этот последний установил, по божественному вдохновению, порядок литургии в своей церкви и ввел антифонное пение. И, действительно, попеременное псалмопение составляет характеристическую особенность антиохийского ритуала с самых древних его форм. Антиохии принадлежит также и первое введение трисвятого, а отсюда это славословие перешло в александрийскую литургию и распространилось по всей Малой Азии и Византии. Все эти сведения о литургической роли Антиохийской церкви значительно подкрепляются письменными свидетельствами того времени: но о них после, а теперь перечислим главные источники, в которых сохранилась до нас эта литургийная отрасль. Количество литургий этой отрасли очень значительно и большая часть из них находится в употреблении или сохранилась в записях у сирийских сектантов яковитов и обязана своей известностью ученым сирийским издателям Аврааму Эхелленскому и Ассеману, к которым примыкает целая группа менее известных литургистов-издателей. Число этих литургий, по словам Авраама Эхелленского, простирается до пятидесяти с лишком; из них более тридцати перечислены им. Ренодот в своем издании: Liturgiarum orientalium collectio, во втором томе, поместил до сорока сирийских литургий под разными названиями: но он разместил их без всякой системы и, снабдив комментариями относительно деталей, не сделал цельной критической оценки. В римских изданиях допущена была фальсификация, особенно, в передаче слов установления таинства и в молитве призывания Св. Духа. Изменения были сделаны в духе римской догматики и преследовали вероисповедные цели. Я не буду перечислять всего множества памятников сирийско-палестинской литургии, а остановлюсь на тех из них, которые могут служить древнейшим материалом для изучения этого литургийного типа и представляют его в наиболее развитой форме. Во главе этих памятников следуете поставить

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Понедельник. 16-е июня. Заозерскому лучше. Был у него. Говорит довольно здраво. Сознает, что с ним что-то неладно. О прошлом вспо­минает смутно. Брат его приехал и думает взять домой, а предваритель­но перевез его на квартиру. Я усиленно занимаюсь по вечерам – до трех ночи – приведением в порядок своих многочисленных материа­лов по Молдавской Церкви./ Вторник – воскресенье. 17–22-е июня. Чудная летняя погода! Такое лето редко: не особенно жарко, дождички перепадают, листвы на дере­вьях полно, цветы благоухают. Настроение поэтому хорошее. Выезжаю после обеда в скиты, в лес, иногда один, а иногда вдвоем с иеродиаконом Алексием (Симанским), студентом IV курса, моим постриженником и ставленником. По вечерам гуляю то с о. Иосифом (Петровых) , то с о. Игнатием (Абуррусом), то с помощниками в уютнейшем нашем садике. Луна светит, воздух благорастворенный, монастырская тиши­на. Просто прелесть. Чувствуется прекрасно, не то что в каком-нибудь ноябре, когда в природе слезливо, а на душе тоскливо. Впрочем, и нояб­ри теперь не страшны. Я так теперь привык к своему месту, к Лавре, что я положительно говорю, что ничего другого, никакой перемены не желаю. И, о если бы меня подольше оставили в покое! Я ко всем при­вык, ко мне тоже, – чего же лучше? Впрочем, да будет воля Божия, а о своей воле я никому не намерен заявлять... Такое настроение свое отмечаю на добрую память. В воскресенье, 22-го, рукоположил во иеромонаха в Троицком соборе о. Игнатия (Абурруса). Первенствовал в служении тоже араб, о. Александр (Тахан), из III курса Киевской академии, настоятель Антиохийского подворья в Москве, избранный синодом Антиохийским в митрополиты Тарсийские 522 . Он очень приятное впечатление производит: и своим внешним благообразием, и внутренними каче­ствами – умен, деликатен, дипломатичен и, говорят, добр. На место его и назначается о. Игнатий. Но о. Александру очень не хочется уез­жать из Москвы, потому что на митрополитстве (в Сирии все епископы – митрополиты) не будет тех удобств, какими теперь он пользуется. Поэтому он всячески оттягивает свой отъезд, то под предлогом, что паства его греческая и он не получил от нее приглашения (конечно, если ждать приглашения, то он никогда не дождется), то нужно соблю­дение каких-то формальностей, то в Петербург поехать с какой-то целью секретною и т.п. Служит он хорошо, хотя с характерным вос­точным тембром голоса. На великом входе поминал я Блаженнейшего патриарха Антиохийского Мелетия 523 ./Благодать хиротонии получил о. Игнатий с особенным благоговением. По окончании литургии ска­зал ему довольно продолжительное наставление и возложил на него иерейский крест и кандидатский, хотя он не имеет еще права носить, так как утверждение в кандидатстве последует в сентябре. Но ввиду сильного желания его я надел на него в качестве подарка от меня лично, чем он был несказанно польщен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Гуманный и любящий справедливость преемник Домициана, Нерва (96 – 98), вернул ссыльных и не желал относиться к исповеданию христианства как к политическому преступлению, хотя и не признал новую религию как religio licita. §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. Запрещение христианства. Мученичество Симеона Иерусалимского и Игнатия Антиохийского Источники Плиний Младший: Epist. χ. 96 и 97 (al. 97 sq.). Тертуллиан : Apol., с. 2; Евсевий: Н.Е. III. 11, 32, 33, 36. Chron. pasch., p. 470 (ed. Bonn.). Acta Martyrii Ignatii, в издании: Ruinart, p. 8 sqq.; недавние издания: Theod. Zahn, Patrum Apost. Opera (Lips. 1876), vol. II, pp. 301 sqq.; Funk, Opera Patr.Apost., vol. I. 254–265; II. 218–275; и Lightfoot: S. Ignatius, S. Polyc, II. 1, 473–570. Труды О правлении Траяна вообще: Tillemont, Histoire des Empereurs; Merivale, History of the Romans under the Empire. Об Игнатии: Theod. Zahn: Ignatius von Antiochien. Gotha 1873 (631 pages). Lightfoot: S. Ignatius и S. Polyc, London 1885, 2 vols. О хронологии: Adolph Harnack: Die Zeit des Ignatius. Leipzig 1878 (90 pages); см. также Keim, l. с. 510–562; но особенно Lightfoot, l. с. II. 1, 390 sqq. Послания Игнатия мы обсудим в главе XIII, которая посвящена церковной литературе, § 164 и 165. Траян, один из лучших и наиболее достойных похвалы императоров, которого почитали как «отца своей страны», вслед за своими друзьями Тацитом и Плинием совершенно не понимал природы христианства; он первый официально объявил христианство запрещенной религией (до него такое отношение к христианству было неформальным). Он восстановил суровые законы, запрещающие любые тайные общества 41 , и провинциальные власти применяли их к христианам, так как те часто собирались для поклонения. Решением Траяна определялось отношение правительства к христианам в течение более ста лет. О решении этом говорится в его переписке с Плинием Младшим, губернатором Вифинии в Малой Азии со 109 по 111 г. Плиний вступил в официальный контакт с христианами. Он сам видел в этой религии всего лишь «развращенное и неумеренное суеверие» и с трудом мог объяснить его популярность. Он сообщил императору, что это суеверие неустанно распространяется не только в городах, но и в селениях Малой Азии и увлекает людей любого возраста, общественного положения и пола так, что храмы почти заброшены, а жертвенных животных никто не покупает. Для того чтобы остановить распространение веры, он приговорил к смерти многих христиан, других же, бывших римскими гражданами, отправил на суд имперского трибунала. Но он просил у императора дальнейших инструкций: следует ли ему проявлять уважение к возрасту; следует ли ему считать преступлением само принятие имени христианина, если других преступлений человек не совершил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Некоторые выражают сомнение, каким образом рескрипт Траяна мог послужить руководственным началом во всей последующей практике. Ведь это частный ответ императора на частный запрос проконсула. Почему же распространять его на всех христиан?    Но, во-первых, нам неизвестна в полном объеме судьба этого письма. В конце концов, отчего не предположить, что с подобным же вопросом к Траяну мог обратиться и другой кто-либо, и тогда Траян мог разослать свое письмо в виде циркуляра. С другой стороны, ответ Траяна, как ответ на юридический вопрос, этим самым выделялся из ряда обыкновенных писем, и притом, попав в сборник такого юриста, как Плиний, он тем более имел шансов получить важное юридическое значение. Во всяком случае, поводов сомневаться в действительности этого письма нет никаких. История указывает отдельные частные случаи, в которых действие рескрипта продолжалось до времен Диоклетиана, несмотря на то, что в гонение Декия уже само правительство брало на себя инициативу в деле преследования христиан. Мученики при Траяне    В царствование Траяна, по свидетельству Евсевия кесарийского, почили мученическою смертью епископы Игнатий антиохийский и Симеон иерусалимский, и по преданию, не подтверждаемому Евсевием и более древними авторами, сверх того, Климент римский.    В определении времени мученической кончины Игнатия антиохийского ученые колеблются между 104 и 116 гг., т.е. спорный период обнимает собою большую часть царствования Траяна, а в одном из новейших исследований (A. Harnack, Die Zeit des Ignatius und die Chronologic der antiochenischen Bischofe. Leipzig 1878) высказана догадка, что Игнатий пострадал, быть может, даже не при Траяне, а при Адриане (полное имя Адриана — Imperator Caesar divi Trajani parthici films, divi Nervae nepos. [Publius Aelius] Trajanus Hadrianus Augustus). Но это воззрение не встретило сочувствия среди ученых. В данном случае спор относительно времени смерти св. Игнатия вытекает из предубеждения против хроники Евсевия. Гарнак был поражен тем обстоятельством, что имена антиохийских епископов заносятся на четыре года спустя в сравнении с именами римских епископов. Он старался доказать, что это пикантное однообразие возможно лишь при подборе и корректуре годов. Но контрапроба Ляйтфута (J. В. Lightfoot, The Apostolic Fathers. Part II. S. Ignatius. S. Polycarp. Vol.1-III. London 18892) показала, что однообразие цифр не должно смущать историка; он приводит в пример перечень кентерберийских епископов, в котором часто фигурирует цифра 10. Та же странность замечается и в гражданской истории, например, в последовательной смене правлений во Франции после революции (1793, 1804, 1814, 1824). Таким образом, попытка потрясти хронологию антиохийской церкви не привела ни к каким результатам. Тем более странно сомневаться в датах Евсевия, что этот последний прямо сознается в своем бессилии, где он не может указать настоящих дат, как, например, относительно иерусалимского епископата.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Обзор содержания этих произведений показывает, что писатели их не представляют собою определенной «школы» или «направления»: это просто группа писателей, произведения которых носят одинаковые характерные признаки. Простота Церковных отношений в после-Апостольское время, обстоятельства жизни и деятельности Апостольских учеников обусловили собою и общие отличительные свойства возникших в это время произведений как в отношении к внешней форме их, так и к внутреннему характеру их и духу. В силу отмеченного уже консерватизма после-Апостольского времени, оно и в своих литературных памятниках не было резко отделен от предшествующего периода, хотя и отличается от него. Когда Игнатий в Послании к Траллийцам говорит, что его Послание написано «по образу Апостольскому», он дает ему такую характеристику, которая одинаково приложима к Посланиям Климента и Поликарпа: все они написаны по образцу канонических Посланий, особенно Посланий Апостола Павла, так что их в некотором смысле можно рассматривать как приложение к Новому Завету. Подобно каноническим Посланиям все они вызваны случайными поводами, выдвинутыми самою жизнью и дают ответ только на эти частные запросы, решая их применительно к положению лиц, нуждавшихся в этих Посланиях. Эти произведения ни в какой степени не ставят своей задачей трактовать взятые темы дидактически и полно – они преследуют цели практически-увещательные: авторы их стремятся изложить верующим в простых словах сущность открывшегося во Христе спасения, убеждают повиноваться Церковным предстоятелям и предостерегают от ересей и разделения. Так, знаменитый учитель Климент пишет от имени Церкви, в которой он предстоятельствует, чтобы успокоить несогласия в Церкви Коринфской. Престарелый пастырь Антиохийской Церкви на своем пути к мученичеству выражает благодарность за участие и дает наставления тем Христианским общинам, с которыми он приходил в соприкосновение во время путешествия. Епископ Смирнский Поликарп , имея случай отправить посылку к Филиппийцам (с Посланиями Игнатия), находит удобным, в ответ на их просьбу, написать несколько слов утешения и наставления. Таковы поводы к возникновению Посланий Климента, Игнатия и Поликарпа. Та же эпистолярная форма сохранена и в Послании Варнавы, хотя дух его отличен: оно не представляет собою естественного излияния чувств, возникших из личных отношений, но является скорее трактатом, облеченным в эпистолярную форму, с явно отмеченною полемическою целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сопоставление цельной картины церковных отношений и отдельных черт церковной жизни, какие представляет нам Διδαχ, с данными новозаветных писаний и произведений послеапостольской литературы говорит о том, что памятник отражает очень раннее состояние Церкви, когда церковные отношения и отправления еще не были кристаллизованы, не вошли еще в твердые рамки. Церковная организация носит все признаки близости к апостольскому времени, представляя сочетание руководственной деятельности апостолов, пророков, учителей, епископов и диаконов. При этом еще не произведено точного разграничения между обязанностями и полномочиями епископов и диаконов: предписание выбирать касается тех и других; в требованиях относительно свойств, функций и авторитета их Διδαχ также не делает никакого различия между епископами и диаконами. Если сравнить этот строй с теми данными, какие представляют послания Игнатия Богоносца , то невольно бросится в глаза огромная перемена, происшедшая в Церкви между появлением Διδαχ и посланиями антиохийского святителя: в последних все священнослужение и церковное управление оказывается правильно сосредоточенным в едином ясно расчлененном иерархическом строе с тремя раздельными и определенными степенями: епископа, пресвитера и диакона. Нет ни малейшей возможности допустить, чтобы такой значительный успех в отчетливости и твердости церковного строения был достигнут в пределах одного и того же поколения. Далее, Διδαχ описывает литургию очень примитивную, очень простую и очень бедную ритуалом и не делает никаких намеков ни на гностическое движение, ни на преследования христиан; в речи о пророках не слышится и намека на монтанистическое пророчество. Вообще, весь строй церковной жизни по Διδαχ представляется более первоначальным, чем тот, какой отражается даже в посланиях Игнатия Богоносца и Климента Римского . Все это заставляет относить композицию Διδαχ ко времени ранее конца I в. С другой стороны, заключающиеся в Διδαχ   следы регламентации относительно празднования воскресного дня и совершения в этот день таинства Евхаристии, поста в среду и пятницу, необходимости для верующих трижды в день читать молитву Господню со славословием, предостережения против ложных пророков и апостолов показывают, что памятник в своих наставлениях представляет соединение свободы церковной жизни в век апостольский с началом церковной формулировки и дисциплинарного регулирования, какими несомненно отмечается уже ближайшее к апостолам время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Итак, благотворите, сколько кто получил от Господа. Не медлите, чтобы не окончилось строение башни, ибо ради вас приостановлено дело ее строения. Если не поспешите исправиться, окончится башня, и вы не попадете в нее». После этих слов он встал с ложа и, взяв Пастыря и дев, удалился, но сказал мне, что он Пастыря и дев отпустит обратно в дом мой. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях I. С именем св. Игнатия Богоносца мы переносимся к древней церкви сирийской и ее митрополии – Антиохии, где он был епископом. Этот царственный город селевкидов, после Рима величайший в пределах римской империи, большею частью населенный жителями, говорившими на греческом языке, достопамятен в истории первобытной христианской Церкви тем, что здесь уверовавшие в евангелие из язычников первые стали называться христианами. Св. Игнатий Богоносец был родом сириец: слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек. О месте 552 и времени его рождения, о первоначальном его воспитании и дальнейших обстоятельствах жизни до мученической кончины его нет определенных сведений. Название «Богоносец» (θεοφρος); которое придавали ему другие, и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, «имеющего Христа в сердце» (Acta Martyr. c. 2). Но в позднейших жизнеописаниях 553 оно получило другой смысл (θεφορος) и послужило поводом к следующему сказанию: будто Игнатий был тот самый отрок, которого Господь в последний год Своего служения на земле поставил в пример апостолам, спорившим о первенстве, говоря: иже смирится, яко отроча сие, той есть болий во царствии небеснем ( Мф. 18:2–5 ). Достойно внимания то, что Златоуст воспитывавшийся и проходивший свое пресвитерское служение в Антиохии, где епископствовал св. Игнатий, в похвальном слове св. Игнатию 554 , прямо говорит, выражая тем предание самой церкви антиохийской, – что он не видел лица Иисуса Христа во плоти. Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково: одни называют его учеником ап.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

в) Другим видом языка, употреблявшимся в ранней патристической литературе в связи со священнослужением, является тот, который мы могли бы назвать " типологическим языком " . Этот язык снова многозначительно указывает в том же самом направлении отношенческого понимания священнослужителя. Мы встречаем такого рода язык уже у св. Игнатия Антиохийского в том, как он говорит о различных санах в Церкви, пользуясь терминами " typos " или " topos " : например, епископ является " типом " (символом) или " на месте " Бога и т. д. Многозначительно отметить, что эта разновидность языка становится возможной только тогда, когда имеешь в виду конкретную евхаристическую общину . Таким образом, посвящение в сан становится тем, что мы пытались охарактеризовать в предыдущей части этой статьи, то есть назначением на определенное место в общине, а посвященный определяется (после посвящения) именно своим местом в общине, которая по своей евхаристической природе отражает само Царствие Божие здесь и сейчас . Именно по этой причине этот типологический язык Игнатия так легко мог найти свой путь в ранних литургических документах, таких как Сирийская " Didascalia Apostolorum " и " Апостольские Постановления " . Чтобы понять это лучше, мы должны соединить это с более явно сотериологическим понятием " " (=вместо), употребляемое Златоустом для характеристики отношений между, например, епископами или священниками и Христом . Этот способ изложения к несчастью сам обязан своим происхождением идее " викария " в юридическом смысле, то есть предстательство за кого-то, кто отсутствует. Но его правильный смысл следует искать только в идее предстательства путем причастия, как это подразумевается в библейском образе " корпоративной личности " (например, в " Слуга Божий " или " Сын Человеческий " ) и так многозначительно употребляется в повествованиях о Вечере Господней в Евангелиях . Таким образом, посвященное лицо становится " посредником " между человеком и Богом, причем здесь предполагается не установление дистанции между ними, а соединение посвященного и с тем и с другим в контексте общины, частью которой он сам является.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Брент Аллен Скачать epub pdf Содержание Предисловие 1. Восстановление подлинных писем Игнатия 2. История жизни Игнатия и церковь в Антиохии 1. Осуждение в Антиохии: римское законодательство и вмешательство римских христиан 2. Судебный процесс Игнатия: внешнее преследование или внутренняя политика? 3. Конфликт внутри общины, рассмотренный в традиции Евангелия от Матфея 4. Дидахе; кризис пророческого служения 5. Решение Игнатия для безвыходного положения в Евангелии от Матфея и Дидахе 6. Обвинение со стороны противников Игнатия 7. Защита Игнатия в ответ на заявления его противников 3. Драматургия мученической процессии 1. Социальная психология Игнатия как козла отпущения 2. Риторика Игнатия во время мученической процессии 3. Игнатий и риторика Второй софистики 4. Мученическая процессия и евхаристия: христианские мистерии 1. Предводители языческих культов и культовые церемонии 2. Духовенство Игнатия как typoi в христианском мистериальном культе 5. Нападки на подлинность писем Игнатия в наше время 1. Вайенборг и приоритет пространной редакции 2. Реескемпс: средняя редакция как поддельное дополнение для утверждения иерархии 3. Роберт Джоли: средняя редакция – полностью псевдоэпиграфическая подделка 4. Томас Лехнер: псевдоэпиграф Игнатия против позднейшего валентинианства 4.1. Хронология Евсевия и традиционная датировка 4.2. У Игнатия нет учения о епископах как преемниках апостолов 4.3. Довалентинианскую теорию эонов нельзя найти у Игнатия 5. Хюбнер и Винсент: монархианство Игнатия и докетизм Маркиона 6. Игнатий и Поликарп 1. Собрание корпуса писем Игнатия Поликарпом 2. Церковное управление в Послании к Филиппийцам Поликарпа и в средней редакции 7. Заключение Список сокращений Раннехристианские и еврейские авторы Классические произведения и эпиграфика Другие сокращения Избранная библиография и книги для дальнейшего чтения     Предисловие Вскоре после утверждения на Западе идей Реформации письма Игнатия Антиохийского стали постоянным предметом для споров. По словам Евсевия Кесарийского , Игнатий и Поликарп были собеседниками апостолов, и предполагаемая дата создания писем Игнатия максимально приближена к принятой дате появления новозаветных документов. Поэтому в историческом плане письма Игнатия становились наиболее авторитетным подтверждением положения, согласно которому церквами должны управлять епископы как преемники апостолов и порученного им служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010