Глава IX Вместе с необходимыми постройками и учреждением порядков внутри обители настоятель Игнатий должен был обратить свою деятельность и на другие отрасли ее благоустройства, именно, на поземельную собственность и сельское хозяйство. По вступлении в управление монастырем он не нашел ни одного межевого знака на монастырской земле. По делопроизводству обители оказалось, что всей землей, которая была приобретена покупкой еще основателем пустыни, пользовались незаконно экономические крестьяне деревни «Подмонастырской слободы», монастырь же имел лишь 25? десятин, занимаемых огородом и покосом, и что все хлопоты монастыря о восстановлении его прав на эту землю, несмотря на неоспоримость его документов, остались безуспешными. В 1835 году архимандрит вошел с прошением о восстановлении на монастырской земле межевых знаков и о скорейшем разборе прав на владение землей, неправильно присвоенной крестьянами, а также о наделе монастыря лесным участком, согласно объявленному 4 июня 1835 года высочайшему повелению, в силу которого монастыри, в видах поддержания их в способах существования, должны быть наделены для устроения земледельческого хозяйства примерно от 100 до 150 десятинами земли. Спорное с крестьянами дело о земле решено в 1836 году тем, что хотя земля признана принадлежащей монастырю, но в видах затруднения выселиться с нее крестьянам, основавшимся на ней с 1765 года, положено, по соглашению с настоятелем, разделить землю на две части: восточную сторону, на которой стоит монастырь, по линии от севера к югу отдать ему, а западную, на которой поселились крестьяне, уступить им. Согласие на эту уступку прекрасно выражено настоятелем в письме его к бывшему статс-секретарю по принятию прошений князю Голицину: «Ваше сиятельство, – писал архимандрит, – обычное снисхождение Ваше внушает мне смелость беспокоить Вас покорнейшею просьбою, впрочем, весьма для Вас легкою. Она состоит в следующем: наша обитель давно ведет процесс о земле по купчим, плану и межевой книге генерального межевания, ей принадлежащей, но оспариваемой казенными крестьянами, которые насильственно на ней поселились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава VI. Возвращение в Вологду; Молога; старец Иларий; Свирские старцы: схимонахи Феодор и Антиох; Торик; Брянчанинов; приезд в Москву; настоятели Московских монастырей: городских и загородных в 1834 году Вскоре после Николина дня, того же 1833 года, помнится мне 10-го декабря, отец Иларий (Младший) получил паспорт для проезда в Вологду по случаю перемещения его в Лопотов монастырь, где тогда настоятельствовал отец Игнатий Брянчанинов . Отца Илария провожали с благожеланиями как отец игумен Моисей, так и отец Леонид и прочие старцы, и мы выехали 12 декабря. На пути мы останавливались во многих местах и прибыли в Вологду декабря 24 пополудни. Отец Иларий немедленно отправился представиться к преосвященному Стефану, который объявил ему, что отца Игнатия в Вологде уже нет, так как его вызвали в Санкт-Петербург по Высочайшему повелению Государя Императора, и сказал ему: «Я вами теперь распоряжаться не могу, дожидайтесь известий из Петербурга ». И предложил ему настоятельское, строительское место в Лальском монастыре, в городе Лальске, отстоящем около 800 верст от Вологды. Мы пристали в доме у моего родителя. Отец Иларий написал письмо к отцу Игнатию (Брянчанинову) , а преосвященный сообщил ему формально о приезде отца Илария, и на то и другое извещение последовало на одной и той же почте, именно: что отец Иларий назначается настоятелем Николаевского Угрешского монастыря Московской епархии. Туда прежде назначался отец Игнатий, но как лично известный Государю Императору (Николаю I), он был вызван в Санкт-Петербург и был назначен архимандритом в Сергиевскую пустынь, что на Петергофской дороге, то и спросил его митрополит Московский Филарет (временно пребывавший тогда в Санкт-Петербурге): «Не имеет ли он кого-нибудь в виду, кого бы он мог указать на свое место?» Воспользовавшись этим случаем, отец Игнатий представил владыке отца Илария и, желая сделать приятное отцу Игнатию, владыка Московский принял предлагаемого им настоятеля. Мы пробыли еще несколько времени в Вологде и в конце февраля отправились в Москву на город Мологу, Ярославской губернии, родину отца Илария. Остановились в доме его матери, которая была еще в живых; с ней жила и сестра его со своим мужем, а брат его жил в Петербурге и занимался торговлей. Молога – небольшой городок, прежде бывший только торговой слободой, но в царствование Екатерины II переименован в город, расположен при реке Мологе, впадающей в Волгу, по ее течению, на левой стороне, луговой, расстоянием от Ярославля 110 верст. В окружности Молога имеет с лишком четыре версты. В уезде до 26 озер, из них некоторые довольно обширные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава V Спустя год представилась необходимость о. Леониду со всеми учениками переселится из Свирского монастыря, по причине многолюдства этой обители, в другое место; он направился в Площанскую пустынь 54 Орловской епархии. Димитрий Александрович в числе прочих учеников следовал за старцем. На пути он заехал в Петербург, где остановился у друга своего Чихачева. Свидание и откровенная беседа с ним благотворно повлияли на болезненного телом и скорбного духом Димитрия Александровича: ему поверил он думы свои, печали свои и встретил в нем полное и отрадное для себя сочувствие. По новизне предмета Чихачев не знал, чем утешить, ободрить товарища своего, и жалобам его на неудов летворительность старца противопоставлял глубокую преданность свою и любовь; он верил ему, понимал его скорбь, видел в нем живое участие к себе и платил ему взаимностью. Друзья о Господе горели желанием соединиться и вместе неразлучно шествовать путем подвижничества. Проводив товарища в путь, Чихачев вторично подал прошение об увольнении от службы, которое в этот раз и получил в Бобруйской крепости, куда был командирован. Нимало не медля, взял он почтовых лошадей и поспешил в Площанскую пустынь, куда прибыл 11 января 1829 года. Он застал Димитрия Александровича еще более изнемогшим телом от болезни, духом от разных скорбных недоумений и неустройств, которые все более умножались в его духовных отношениях со старцем о. Леонидом. В Площанской пустыни общество учеников старца, ходивших к нему для откровения помыслов своих, увеличилось. Собрания их в келье старца, при многолюдстве, не обходились без некоторой молвы и рассеянности. Лишние иногда разговоры невольно приводили к празднословию и осуждению и тягостно отзывались в душе Димитрия Александровича, особенно стремившегося и прилежавшего к уединенному безмолвию, внутреннему и внешнему. О. Леонид, замечая, что он скорбит и томится душой, приписывал неудовольствие его то болезненному его состоянию, то внутреннему превозношению против других, чего он был совершенно чужд, ибо видел и ощущал свою только немощь и опасался лишь своего крушения, что, однако, ускользнуло от проницательного старца и образовало ошибочность взгляда его на душевное состояние ученика. Обрадовавшись прибытию к себе товарища, он несколько ободрился. Первое время было проведено друзьями в радости свидания, в благодарении Бога за избавление их от сетей мира, в ознакомлении Чихачева с порядком и уставами новой его жизни. Он тоже поступил в число учеников о. Леонида и стал ходить к нему на откровение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава XIII. Епископ Игнатий в продолжительное настоятельство в Сергиевой пустыни не только не скопил себе никакого капитала, но дошел до такого положения, что не имел даже средств без посторонней помощи совершить предстоявшую дальнюю дорогу. Он всегда был чрезвычайно щедр на милостыню, отказа не делал никому, если имел что подать. Когда не случалось денег, подавал вещами, так что келейные старались наделять просящих деньгами, сколько было возможно, предупреждая просителей от личных отношений к архимандриту. Поэтому, когда надобно было выехать из Петербурга, епископ вынужден был прибегнуть за денежным вспомоществованием к одному близкому ему по духовным отношениям лицу, которое и снабдило его пособием в 1000 рублей. 25 ноября он оставил Петербург и 26-го прибыл в Москву, откуда ездил в Сергиеву Лавру. 5 декабря вечером приехал в Тулу, где, будучи принят благосклонно преосвященным Алексием 141 , литургисал, и 7-го отправился в дальнейший путь. В Орле он не застал архиепископа Смарагда, явившего в бытность свою в Синоде искреннее расположение к тогдашнему архимандриту Сергиевой пустыни, и проехал до Фатежа, где по болезненности прожил трое суток в доме купца Харичкина. 13-го вечером прибыл в Курск, где 15-го служил литургию в соборе по приглашению Илиодора, архиепископа Курского и Белгородского, а 18-го переехал в Харьков, где 20-го отслужил литургию. 21-го епископ в четыре часа пополудни весьма засветло поворотил со станции «Голая Долина» в Святогорский монастырь, отстоящий в двенадцати верстах оттуда. Был один градус тепла. Ехали на колесных экипажах. Когда своротили с большой дороги на проселочную, к монастырю, поднялась сильнейшая степная снежная метель. В расстоянии сажени ничего не было видно. Ямщики сбились с дороги и ехали куда попало. Наконец, лошади упорно остановились без всякой видимой причины: оказалось, что экипаж епископа стоял на краю глубокого обрыва, над самой пропастью, и только к двум часам ночи, при ярко светящей луне и при двадцати градусах мороза, прибыл епископ в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава XVII Зиму с 1866 года на 1867 год преосвященный Игнатий провел в заботах о приготовлении к печати избранных им изречений и повестей из жизни святых иноков, из которых составился 5-й том, изданный уже по кончине его под наименованием «Отечник». С тем вместе он не оставлял продолжать и другие, частью начатые, частью пополняемые им статьи. В эту зиму составил он статью, также как и «Отечник», из изречений святых отцов – «О терпении скорбей», написал статью «Об отношении христианина к страстям его» и значительно пополнил «Разговор старца с учеником его о молитве Иисусовой». Это пополнение вызвано было вопросами, поставленными лицами, прочитавшими статью в начальном ее виде, изданную в 1865 году в первом томе «Аскетических опытов». Дни шли за днями, состояние здоровья преосвященного, по-видимому, мало изменялось. Окружающие привыкли видеть его постоянно болящим, слабым силами, но притом постоянно одетым, постоянно занятым работой за письменным столом или в молитвенном подвиге, и ничто видимо не выражало близости кончины его, хотя он жаловался иногда на боль сердца, на болезнь ног и другие недуги, но все они проходили как явления временные и довольно обычные, нисколько не изменявшие порядка дневных занятий. Несмотря на разнообразные недуги, о которых сообщал он окружающим, никто не слыхал его болезненного стона. Он не раз говорил, что, заставляя себя не стонать в болезнях, он приучал себя претерпевать все находящее, а по обычаю афонских подвижников, не раздеваясь ни днем, ни ночью, кроме как для перемены белья, до самого часа кончины, он как бы скрыл от окружающих этим неизменным внешним порядком жизни и самую опасность своего положения. 16 апреля 1867 года, в день Светлого Христова Воскресения, совершив литургию, преосвященный так утомился, что с трудом довели его до кельи. Оказался необходимым ему получасовой отдых, чтобы собраться с силами принять пищу. В этот же день объявил он окружающим, чтобы после вечерни никто его не беспокоил, ибо с этого часа дня он никого принимать не будет, выставив причиной этого распоряжения «необходимость свою готовиться к смерти». Сослужившие ему в этот день священнослужащие все удостоверяют, что при пресуществлении Святых Даров лицо епископа необыкновенно просветлело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава пятая ВОЗДУШНОЕ ЦАРСТВО ДУХОВ Чтобы понять, в какую же область входит душа после смерти, мы должны учесть все особенности человеческой природы. Мы должны понять природу человека до его падения, затем, изменения, происшедшие после падения, наконец – способности человека вступать в контакт с духовными существами. Возможно, самое ясное православное рассмотрение этих вопросов можно найти в книге епископа Игнатия (Брянчанинова), которую мы уже цитировали, говоря о православном учении об Ангелах (том III собрания его сочинений). Одну из глав этой книги владыка Игнатий посвятил рассмотрению " чувственного восприятия духов " , т.е. ангельских и бесовских явлений людям. Ниже мы будем цитировать эту главу, которая излагает православное святоотеческое учение, трезвенно и точно переданное одним из величайших православных отцов нашего времени (подзаголовки автора). Первоначальная природа человека " До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных " (преп. Макарий Великий, Слово 4). Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее и вполне свободно. Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душою. Он был способен к общению с ними, а также к тому Боговедению и общению с Богом, которые сродни святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов. Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне могут пребывать одни святые и одними душами своими, с которыми по воскресении соединятся их тела. Тогда эти тела оставят в гробах свою дебелость, усвоившуюся им при падении; тогда они соделаются духовными, даже духами, по выражению Макария Великого (Слово 6, гл. 13), явят в себе те свойства, которые им были даны при сотворении. Тогда человеки снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела, которое одновременно было и тело, и дух, мы видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении. (Однако существует различие в тонкости между телом человека в раю до его падения и его телом на Небе по воскресении. См. Слово 45, гл. 5 Симеона Нового Богословаю. – Прим. автора).

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

ГРЕХ (см. также: Зрение своих грехов, Падение, Покаяние). ...Вы брошены в Париж, столицу моды, столицу образованного мира и, можно сказать, в столицу тьмы и греха. В столице тьмы и греха охранитесь от помрачения, охранитесь от греха. Где больше опасности, там нужно больше осторожности. Если необходимые обстоятельства заставят быть в городах, где свирепствуют чума или другая заразительная болезнь, то надо стараться кончить там дела как можно скорее и уехать как можно скорее. Тем более так должно поступить относительно города – столицы греха. Кто знает, не нанесет ли всезлобный грех какой раны? Кто знает, какую он нанесет рану? Он может нанести и смертельную рану, неисцельную. 181 . Не должно смущаться бывающими переменами как чем-то необыкновенным, не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердный Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недра спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех . 184 . Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед Всесвятой Кровью вочеловечившегося Господа, пролитой за нас. «Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы, человеки, исцелехом» (см.: Ис.53:5 ). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека. [...] Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так бессилен для борьбы против него, что не перестает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающего навыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Диавол Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – вместе, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства. Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего. Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов Своих, что пространство между небом и землей, вся видимая нами лазоревая бездна воздуха, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. «И произошла на небе война,» – повествует великий зритель тайн, святой Иоанн Богослов, – «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). Это низвержение диавола и увлеченных им духов с неба, по объяснению святого Андрея Кесарийского , последовало за первым согрешением их, когда они были устранены святыми Силами из ангельского сонма и изринуты из него, как повествует о том святой пророк Иезекииль (см. Иез. 28, 16 ). В Книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной, он скитался в ней, быстро пролетал ее, томимый ненасытной злобой к роду человеческому (см. Иов 1, 7 ). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами «злобы поднебесной» ( Еф. 6, 12 ), а главу их – «князем, господствующем в воздухе» ( Еф. 2, 2 ). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека отдельно. Нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками, они склоняют и обучают человека греху всевозможными средствами. 68 «Противник ваш диавол,» – говорит святой апостол Петр, – «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5, 8 ), и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собой, свою греховность, свое падение и низвести ее в ад, уготованный диаволу и ангелам его. Так действуют они по праву, приобретенному ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Дополнения к месяцеслову Месяц Сентябрь 11. Преподобнаго Силуана Афонскаго (1938). 22. Собор Тульских святых. 26. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1989). 28. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Месяц Октябрь 3. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (обретение мощей, 1988). 4. Собор Казанских святых. 10. Преподобнаго Амвросия Оптинскаго (1891). 15. Иконы Божия Матере «Спорительница хлебов». 31. Священномученика протоиерея Иоанна (1917). Зри: Суббота между 31 октября и 6 ноября. Собор Карельских святых. Месяц Ноябрь 15. Преподобнаго Паисия Величковскаго (1794). 19. Святителя Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго (1867). 21. Священномученика протопресвитера Александра (1937). Месяц Декабрь 15. Собор Крымских святых. 20. Праведнаго Иоанна Кронштадтскаго (1908). 30. Святителя Макария, митрополита Московскаго (1563). Месяц Январь 10. Святителя Феофана, Затворника Вышенскаго (1894). 18. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). 21. Преподобнаго Максима Грека (1556). 23. Собор Костромских святых. 24. Блаженныя Ксении Петербургския (XIX). 25. Священномученика Владимира, митрополита Киевскаго и Галицкаго (1918). Зри: Неделя между 25 и 31 января. Собор новомучеников и исповедников Российских. Месяц Март 25. Святителя Тихона, патриарха Московскаго и всея Руси (1925). Преподобнаго Саввы Новаго (1948). Месяц Апрель 5. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (перенесение мощей, 1652). 30. Святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Ставропольскаго (1867). Месяц Май 11. Равноапостольнаго Ростислава, князя Великоморавскаго (870). 19. Благовернаго великаго князя Димитрия Донскаго (1389). Месяц Июнь 10. Собор Рязанских святых. Собор Сибирских святых. 19. Святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси (1607). 23. Собор Владимирских святых. Зри: Неделя после 29 июня. Собор Тверских святых. Месяц Июль 4. Преподобнаго Андрея Рублева, иконописца (XV). 5. Преподобномучениц великия княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духовное наследие уральских старцев Предисловие составителей Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго... Притч. 21, 20 Во второй части нашей книги мы предлагаем вниманию читателей письма преподобного Илии (Чеботарёва), иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой), а также «Заветные письма» преподобного Зосимы (Верховского) – уникальный документ, представляющий как историческую, так и духовную ценность. Подробнее мы скажем о письмах старца Илии и творении преподобного Зосимы, как требующих особого пояснения. Писания обоих преподобных старцев являются прекраснейшими образцами святоотеческой литературы. Созданные в XIX веке, они дышат тем же духом, что и поучения древних подвижников созерцательной жизни. Но именно из-за того, что написаны они из возвышеннейшего духовного состояния, мы и сочли нужным сопроводить их кратким комментарием для современного читателя. Прежде всего, укажем на то, что преподобные Илия и Зосима были истинными старцами-духовниками, в которых, по слову Господа, нет лукавства. Для XIX века, в котором, по признанию святителя Игнатия (Брянчанинова) , «дух времени был таков и отступление от православной христианской веры начало распространяться в таком сильном размере, безнравственность была так всеобща и так укоренилась, что возвращение к христианству представлялось невозможным» 297 , – весьма редким явлением было то духовное преуспеяние, которого достигли эти старцы. Об огненной ревности к молитве, к телесной, но прежде нее умной аскезе свидетельствуют письма схимонаха Илии. Так, он пишет: «...а особенно, когда чувствуете в себе тяжесть и расслабление в теле, в это время напрягайте все силы души и тела и так молитесь, чтобы у вас рубашка-то была как из воды вынутая, чтобы можно было ее выжать...» 298 Отец Илия назначает своим духовным чадам исполнять большое количество поклонов (например, назначил сестре за провинность положить тысячу пятьсот земных поклонов в течение одного дня); строго говорит о сне: «...вставай в два часа, а ко сну отходите в 9 часов » 299 , « а ночи-то спи по-птичьему: прислонись на голом полу и не раздевайся, опоясавшись, – так мало давай себе покоя... » 300

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010