Священномученик Игнатий Богоносец О жизни и деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает несовершенный греческий язык его посланий. Существует предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн Златоуст пишет следующее «… воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи». Нет также однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинство епископа…», вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его «Богоносцем».

http://pravoslavie.ru/39841.html

Ближайший друг и сподвижник святого Игнатия Богоносца , учитель святого Иринея Лионского , святой Поликарп, епископ Смирнский, написал несколько посланий, но до нас дошло только одно – послание к Филиппийцам, написанное вскоре после мученической кончины святого Игнатия Богоносца . Святой Поликарп был совершенно единомыслен со своим другом в воззрениях христологических и тесно с ними связанных – сотериологических. В противоположность докетам святой Поликарп говорил словами святого Иоанна Богослова: «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист» 59 . Не признание во Христе истинного человечества святой Поликарп, подобно святому Игнатию, считал равносильным отрицанию самого христианства, отвержению его основ; залог нашего оправдания он полагал именно в принятии Иисусом Христом истинного человеческого тела 60 . По его воззрению, Иисус Христос есть Первосвященник, Который умер за нас 61 , за наши грехи 62 , «Который грехи наши вознес на Своем теле не древо, Который не сделал греха и во устах у Которого не обрелось лжи, и Который все претерпел ради нас, чтобы жить в Нем» 63 . «Вы, – говорит филиппийским христианам святой Поликарп, – спасены... по воле Божией чрез Иисуса Христа» 64 , так будьте же подражателями Его терпения 65 , стойте в добродетелях, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти ( Тов. 4, 10; 12, 9 ). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы «поведение ваше было безупречно среди язычников» ( 1Петр. 2, 12 ), и таким образом и вы получите похвалу за свои добрые дела и имя Господне не подвергнется из-за вас хулению. Горе не тому, кем хулится имя Господне» 66 . «Препоясавши чресла ваши, служите Богу в страхе и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Петр. 1,12 ) и престол одесную Себя, Которому всё покорено небесное и земное, Которому всё дышущее служит, Который придет судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание, удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Знаете ли вы, братие, о том, почему сему святому усвоено это последнее наименование, почему он называется Богоносцем? поскольку мы думаем, что далеко не все вы знаете о сем, то о причине наименования святого священномученика Игнатия Богоносце м мы сегодня и побеседуем с вами в общее назидание ваше. Святой Игнатий называется Богоносцем по двум причинам: во-первых, когда Господь жил на земле и однажды учил народ, тогда родители Игнатия, бывшего в то время отроком, подошли вместе с последним к Господу и слушали Его Божественное учение. Спаситель, увидев Игнатия, подозвал его к Себе, обнял его, взял на руки, а потом поставил его посреди Своих слушателей и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя; тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» ( Мф.18:2–5 ). И вот, ради того, что Игнатий, сказано, «носим бысть руками Бога воплощенна, того ради и Богоносец наречен бысть». Вторая причина наименования Игнатия Богоносце м была та, что он постоянно имел Бога на устах своих и носил в сердце. Когда гонитель христиан Траян спросил Игнатия, почему он называется Богоносцем, тогда святой отвечал: «Кто носит Христа Бога в душе своей, тот есть Богоносец. И я в себе ношу Его, как и написано: «вселюсь в них и буду ходить в них " » ( 2Кор.6:16 ). Повествуется об Игнатии и следующее: когда он был ведён на снедение зверям, то непрестанно произносил имя Иисуса Христа. Ведшие его спросили: «Почему ты это имя непрестанно поминаешь?» Священномученик отвечал: «Потому и поминаю, что это имя непрестанно ношу я в сердце своём. Кто устами Господа исповедует, тот и в сердце своём всегда Его носит». Теперь вы знаете, братие, почему святой священномученик Игнатий называется Богоносцем, и нам остаётся только вывести для вас из всего сказанного выше какой-либо урок. Какой же урок дадим вам? Тот, братие, чтобы вы знали, что все мы, подобно Игнатию, можем всегда сделаться Богоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

8. Как свидетельствует Слово Божие о том, что даже чрез одежды святых действовала благодатная сила Божия? «На больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ). Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей». ( 4Цар.2:14 ). Исторические свидетельства убеждают нас в том, что почитание мощей св. угодников ведет свое начало от первых времен христианства. В описании мученической кончины св. Игнатия Богоносца , друга и ученика св. ап. Иоанна Богослова, сообщается, что оставшиеся от его тела только твердейшие части были отвезены в Антиохию и положены в полотно, как неоцененное сокровище, по благодати обитающей в мученике, оставленное святой Церкви. Жители на пути лежащих городов, начиная от Рима, преемственно принимали тогда и несли на раменах своих до здешнего города (т.е. Антиохии) его останки, восхваляя увенчанного победителя (Злат. Похв. слово св. Игнатию). Ныне св. мощи Игнатия находятся в Климентовской церкви в Риме. Смирнские христиане, извещая о кончине священномученика Поликарпа (жившего во времена св. Апостолов), говорили о себе: «Собрали кости его – сокровище драгоценнейшее дорогих камней и золота, и положили их там, где следовало. Туда, как только будет можно, мы будем собираться с веселием и радостию и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения, как в память уже совершивших свой подвиг, так в научение и утверждение будущих подвижников» 70 . В актах о мученической кончине святого Киприана Карфагенского рассказывается, что когда палач готовился отсечь голову Святителя, многие из христиан постилали платки и полотенца, чтобы сберечь для себя кровь Священномученика. 62 Отсюда-то и ведет свое начало обычай Церкви полагать при освящении храмов частицы мощей святых под престолами и совершать евхаристии на антиминсах со вложенными в них частицами св. мощей. Читать далее Источник: Утверждение истины/иером. Филипп. - 2-е издание, значительно дополненное. Киев : Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. - 168 с.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если совесть – «искра Божия и свет», то нравственные пороки и религиозные заблуждения образовали мутную пелену между совестью и разумом. Язычник смешивал воедино свои представления и заблуждения с естественным голосом совести уже потому, что это «естественное» уже не было естественным, а эмпирическим; естественное повредилось после грехопадения. Он не только исполнял религиозный долг, принося в жертву своих детей или участвуя в оргистических мистериях, но он получал в этом «радость» и успокоение. И мусульманин не только исполняет долг перед религией, участвуя в газавате, но идет туда с радостью, в надежде получить вечное блаженство. Поэтому я говорю о поврежденном состоянии совести, которая нуждается в возрождении и в объективных ориентирах. Она не умерла в человеке, но затемнена. Она может указывать на добро и зло, но может замолкнуть и скрыться, и свет ее смешаться с тьмой страстей, которые человек воспринимает как голос совести. Император Троян говорил: «Мы носим своих богов в своем сердце». Он считал это делом не долга, а совести, и таким образом отвечая святому Игнатию Богоносцу , называл сам себя языческим «богоносцем». Апостол Павел в приведенных нами словах прямо говорит, что одними делами без веры Авраам имел бы похвалу перед людьми, но не перед Богом. Именно вера в Бога и в Его обетование (он «не изнемог в вере» (см. Рим. 4, 19 )) сделали его другом Божиим. Вера и надежда вменилась ему в праведность, а впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4, 22–28 ). Что касается г-на Зайцева, то он хочет представить древних праведников какими-то религиозными нигилистами, но вместе с тем добрыми людьми, отключенными от веры, не имеющими твердого вероисповедания, не заботившимися о ритуалах и т. д. Кроме того, как мы уже указали, г-н Зайцев или псевдо-Зайцев (это дело их «естественной совести», по их мнению, «неповрежденной грехом») беспрерывно манипулирует омонимом «язычник», который означает два различных понятия: человек из чужого народа (по отношению к иудеям) и идолопоклонник, которое вошло в наше обычное словоупотребление. Поэтому святые из других народов в интерпретациях г-на Осипова могут звучать, как святые из идолопоклонников, что и нужно г-дам Осипову и Зайцеву, но совершенно не приемлемо для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

О том, что богослужебное пение уподоблено пению ангельскому, существует немало упоминаний в Священном Писании и предании. Так в книге пророка Исаии упоминается о небесном престоле, окруженном ликом ангелов непрерывно воздающих хвалу Богу. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). В Новом Завете рождение младенца Иисуса Христа также сопровождалось пением ангелов которому сподобились внимать Вифлеемские пастухи. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Из преданий христианской церкви вспомним видение ангелов св. Игнатию Богоносцу , воспевавших Святую Троицу попеременно звучащими песнями. А также о видении ангелов отроку, в молитвенном порыве вознесенному на воздух во время землетрясения в Константинополе в 439 г. Отрок слышал пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» и по возвращении на землю поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. Неземное происхождение церковного пения, как бы его «дарованность свыше», подтверждается и тем, чтο составителями как текстов церковных песнопений так и их древних напевов были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни, получившие различные духовные дарования. Вспомним имена преп. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца – творца кондаков и икосов, Анатолия патриарха Константинопольского – первого песнописца стихир, Космы и Феодора Студита – творцов канонов, и конечно же – Иоанна Дамаскина , с именем которого связывается установление в восточной церкви системы осмогласия. Так, к примеру из жития прп. Романа Сладкопевца нам известно, что прп. Роман поначалу не обладал даром пения и чтения, но имел искреннюю веру и вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание св. Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий, что вызывало зависть у некоторых клириков. Однажды в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили св. Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими св. Роман не ушел из храма после окончания службы а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала св. Роману свиток (листки, свертываемые в трубочку) и повелела его съесть. Так прп. Роман получил поэтический дар, а также красивый и певучий голос. На Всенощном бдении праздника Рождества Христова прп. Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он нашел все пути премудрости... После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36—38). Что скажешь ты на это? Будешь опровергать эти слова? Но не можешь, — истина остается блистающей собственным светом и ослепляющей глаза еретиков, не желающих верить ей. Хотя глубоко это состязание и велик жар, но слово это больше, превосходнее неудобства слушающих, и жар утоляется росой поучения; и если мы собираемся однажды или дважды в неделю, то слушателю не должно быть нерадивым. Когда ты выйдешь отсюда, и кто-нибудь спросит тебя: о чем беседовал учитель? — ты скажешь: против еретиков; если он скажет: о чем он беседовал? — и ты не найдешься отвечать, то стыд тебе величайший; а если ответишь, то уколешь его; если то будет еретик, исправишь его; если то будет нерадивый друг, привлечешь его; если невоздержная жена, вразумишь ее, — а отвечать ты обязан и жене: «жены, — говорится, — в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают... у мужей своих» (1Кор.14:34—35). Когда ты придешь домой и жена спросит тебя: что принес ты мне из церкви? — скажи ей: не мяса, и не вина, и не золота, и не нарядов, украшающих тело, но слово, умудряющее душу. Когда ты придешь к жене, то предложи духовную трапезу; скажи наперед, пока свежа память: насладимся духовным, а потом насладимся чувственной трапезой, потому что если мы так устрояем дела свои, то будем иметь Бога среди нас, и трапезу благословляющего, и нас увенчивающего. За все же это будем благодарить самого Отца, с Сыном и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Произнесена в Константинополе и, если упоминание о том, что Златоуст привык сам терпеть преследования, а не других преследовать, считать указанием на изгнание именно Златоуста, то во время между первым и вторым изгнанием его, т. е. в конце 403 или в начале 404 года; но перенесевие мощей св. Фоки празднуется 22 июля.    В Библии: «наш» — и.И. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, бывшему ... Мученические подвиги доступны всем — мужам и женам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Петром и семилетнее пребывание последнего в Антиохии в качестве епископа 900 . Несмотря на свою видимую древность воззрение это не опирается на источники. Уроженец Антиохии, хорошо осведомленный, евангелист Лука вот что говорит о распространении христианства в Антиохии: «Разсеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них кипряне и киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили еллинам, благовествуя Господа Иисуса» 901 . Отсюда ясно, что не ап. Петр первый проповедал евангелие в Антиохии, как это утверждает уже александрийская хроника 902 , и это тем более, что ап. Петр в это время, как это видно из Деяний апостольских, вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме 903 . Поэтому, если Антиохия и может быть названа апостольской общиной, то только в том смысле, что она была плодом совместной деятельности многих апостолов, в том числе и апостола Петра. О семилетнем епископстве последнего в Антиохии древние источники ничего не знают. Не было известно это и Игнатию Богоносцу – факт высокой важности. Напротив из послания к Галатам (2:11 и сл.) можно заключить, что ап. Петр в Антиохии в сравнении с другими апостолами не занимал никакого высшего положения 904 . Наконец усвоение антиохийского епископата ап. Петру противоречит самому характеру апостольской должности, как должности универсальной, направленной на благо всей церкви. Но если бы даже было и так, то на востоке, где апостольские церкви встречаются весьма часто 905 , одно апостольское происхождение, даже и от Петра 906 не могло иметь такого веса, чтобы выдвинуть известную общину на первое место. Таким фактором являлась величина и еила самой общины. Антиохия была третьим городом Римской империи 907 . Население ее простиралось до 200.000 человек 908 . «Она была царицей Сирии» 909 и «столицей востока» – νατολικ μητρπολις по выражению Евсевия 910 . Христианство распространилось здесь рано и приобрело, как мы знаем, массу приверженцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Содержание    Ряд мужей апостольских достойно завершается другом Игнатия Богоносца и соучеником его у апостола Иоанна, Поликарпом, епископом Смирнским в Малой Азии. О Церкви Смирнской упоминается в Апокалипсисе, где возвещается ее ангелу-предстоятелю: «знаю твои дела и скорбь и нищету, но ты богат... Не бойся того, что тебе надобно будет претерпеть; вот диавол будет ввергать некоторых из вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни». (Откр. II:8—11). Не известно, точно ли Поликарпа имел в своей мысли тайновидец, изображая ангела Смирнской Церкви, но черты этого изображения нашли прекрасное применение в жизни и смерти св. Поликарпа.    О происхождении его и первой поре жизни нет достоверных сведений. Но характеристические черты для его общественной деятельности сохранились в памятниках, представляющих его отношения к его другу Игнатию и к ученику, св. Иринею, епископу Лионскому.    Поликарп был еще молод, когда Игнатий Богоносец незадолго до своего мученического подвига писал к нему, епископу Смирнскому: «Зная твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я весьма рад, что удостоился видеть непорочное лицо твое: о, если бы и всегда я мог наслаждаться им о Боге» (гл. 1). Он, как пишет Ириней, был наставлен в вере Христовой апостолами и обращался среди многих из тех, которые видели Господа; особенно же он, вместе с Игнатием, был учеником Иоанна Богослова и им был поставлен в епископа Церкви Смирнской. Весьма трогательно воспоминание св. Иринея о своем малоазийском учителе, которое он оставил в письме к Флорину, бывшему также учеником Поликарпа, но впоследствии впавшему в гностические лжеучения: «Не такое учение предали нам предшествовавшие нам отцы, которые слушали самих апостолов. Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся... Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать пред Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! до какого времени Ты допустил меня дожить» (Евсев. Ц. Ист. V, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В деле об акафисте указана фамилия составительницы акафиста, но не указано имени. Принадлежит ли данный акафист Анисье Андреевне Шишковой, написавшей несколько акафистов, или другому лицу, не знаем. Поэтому считаем неизлишним привести места из переписки преосвященного Феофана 278 с составительницей акафиста св. Игнатию Богоносцу . Письма к М. Д. и ее мужу 279 : «Спешу вам сказать потребное по поводу предпринимаемого вами труда составления акафиста священномученику Игнатию Богоносцу . О том, что имя Господа Иисуса оказалось написанным в сердце сего святителя, древнейшие сказания не упоминают. Святой Димитрий Ростовский не вставил сказания о сем в тексте жизнеописания св. Игнатия, но в конце особым шрифтом присовокупил: «неции повествуют» и проч. Так обыкновенно он поступает, когда достоверность каких-либо сказаний сознается им не вполне обоснованной. И в церковной службе св. Игнатию не упоминается о сем. Потому, как ни желательно, чтоб было так, неупоминание о сем в акафисте не будет грехом. Взамен того умудритесь раза два-три вставить выражение, что у него в сердце обитал Христос, что он ощущал его Сущим в себе и носил Его в сердце своем. Для обогащения ума мыслями, кроме жития св. Игнатия в Четьи-Минее, прочитайте церковную ему службу в Минее месячной и, если найдете, послания его. Они были изданы давно уже. Итак, благослови вас Бог потрудиться в сем деле» 280 . «Поздравляю с окончанием акафиста св. Игнатию Богоносцу . Цензурных мытарств.чего бояться? Ныне у ней двери очень широки. Прежде были очень тесноваты. Впрочем, что идет в церковное употребление, строже рассматривается и, кажется, в Синод препровождается» 281 . «Акафист св. Игнатию лучше не присылать. Напрасная проволочка времени. Наперед знаю, что он хорош и не уступит прежним, а удовольствие прочитать буду иметь и без этой присылки. Впрочем, если находите предварительный просмотр потребным, пришлите. Поспешу просмотреть и возвратить» 282 . «Просмотрел акафист и кое-что поправил. Акафист очень хорош» 283 . 111 Акафист св. мученику Трифону

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010