иером. Иаков (Цветков) Св. Священномученику Игнатию Богоносцу епископу Антиохийскому 106 (Декабря 20-го). Кондак, глас 1-й. Неся усерднейшия подвиги (θερμτατα θλα) божественная своего дерзновения, пылая любовию к Богу, Игнатие, ты сожег в пепел безбожие. Истерзанный зверями, хотя ты удаляешься от мира; но, соединившись со Христом узами любви своей к Нему, ты радуешися священноначальниче, первейший между мужами апостольскими (ποστολικτατος). Но Господу за нас непрестанно молися. Икосы: (Ανν σοι παντες) Все мы песнь тебе воспиваем, Богоносцу, как поистине преемнику апостолов, мудре Игнате, священнейший сосуде избрания Божия, богодерзновенный (θετολχος) подвижниче, приснотекущая река богословия: ты потопил зверей – еретиков, и излил нам потоки догматов, орошающия доселе мир православный (ρθоδξων); почему песненно вопием к тебе: «Не забуди народ свой, но молися за нас непрестанно Господу». (Σι γκαλσατο) Тебя, отроком суща, объял Господь, когда взял и поставил посреди апостолов, ( Лк. 9:47–48 ), предвидя, как Бог, что ты соделаешься (θειν σε) им равным на пути подвигов. Честна глава твоя, ибо сподобилась божественный длани: отсюда, соделавшись далеко известным (γνωριστες) ты уже вполне (τελεως) был посвящен самим Господом председательствовать на епископском престолы во граде Антиохийском. Почему вопием к тебе, святителю: «Не забуди народ свой, но молися непрестанно за нас Господу». (Μγας) Великим солнцем возсиял ты церквам своим, подобно как светозарные лучи, послания свои разсылая повсюду, прогоняя мрак ересей и просвещая святым светосиянием благочестия, Игнатие. Ибо, как апостол, ты, вместе с тем, являешься и великим проповедником, для весех ясно благовествуя таинство Евангелия. Почему вопием к тебе: «Не забуди народ свой, но молися непрестанно за нас Господу». (νθρακα) Восприяв таинственный угль любви к Богу ( Ис. 6:7–7 ), ты возгорелся желанием пить чашу мучения, мудре; почему, поспешая к подвигу, ты взывал к народу: «Да не возбранит кто либо мне быть пожренным (σφαγιασθ’ναι) за Христа, истинно за меня умершаго; с любовию и я должен приять кончину, имея веру в Господа моего». Почему песненно вопием к тебе: Не забуди народ свой, но молися за нас непрестанно Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О, многострадальный и предивный мучениче, Богоносный Игнатие! Приими от нас недостойных сие малое хвалебное пение и умоли Бога, да сохранит ны и защитит Своею благодатию от всякаго зла в сей жизни, и во время кончины нашея не оставит нас, и по кончине сподобит Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом уподобился еси, егда Господь, прием тя на Свои пречистыя руце, постави тя посреде ученик Своих, и возложь руку Свою на твою главу, рече им: «Аще не обратитеся и будите яко дети, не внидите в Царствие Божие». Сего ради, преклоньше колена, вопием ти: Радуйся, Богом носимый. Радуйся, яко Бога выну в сердце своем имел еси. Радуйся, рабе благий и верный. Радуйся, мужу желаний. Радуйся, яко от юности Христа всем сердцем возлюбил еси. Радуйся, яко всецело Ему предался еси. Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче. Кондак 1 Избранный страстотерпче и избранниче Христов, святителю Игнатие, похвальная приносим ти пения. Ты же, предстояй со ангелы у Престола Всевышняго, не престай молитися о нас, усердно вопиюших ти: Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче. Молитва О, великий святителю, Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны, грешныя, прибегающия к твоему заступлению, и умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничесо в жизни не возмогло отлучити тя от любви ко Господу: ни лестная обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки. Ты с радостию предстал еси пред зверьми на смерть лютую, и яко Ангел возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго. Сего ради и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем за ны пред Спасителем нашим. Помогай всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче же в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем, и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианстей кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

17 августа 1892 года в Московский духовно-цензурный комитет был представлен акафист свв. мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. Цензурный комитет нашел, что акафист этот «может быть книгой вполне пригодной для нравственно-назидательного и благоговейно-молитвенного чтения, поскольку мысли, составляющие содержание акафиста, все основаны на правильном усвоении истин св. православной веры Христовой и проникнуты глубокими чувствованиями благочестивого сердца. Написан акафист церковнославянским наречием, слогом, за немногими исключениями, чистым и правильным». Посему Московский духовно-цензурный комитет, признавая акафист заслуживающим одобрения к напечатанию, представил его на благоусмотрение Святейшего Синода 23 ноября 1892 года за 2405. Из Св. Синода рукопись акафиста была передана для прочтения преосвященному епископу Герману, который 27 августа 1893 года дал отзыв, что «акафист составлен удовлетворительно и может быть напечатан с теми немногими исправлениями, какие в нем были сделаны». Святейший Синод 10/17 сентября 1893 года за 2501 постановил: акафист свв. мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии разрешить к напечатанию со сделанными в нем исправлениями. Указ Московскому духовно-цензурному комитету был послан 17 сентября 1893 года за 4186 276 . Акафист свв. мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии написан Леонидом Ивановичем Денисовым, бывшим студентом Московского университета, составителем многих книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. 110 Акафист св. священномученику и чудотворцу Игнатию Богоносцу 24 февраля 1893 года действительный тайный советник П. И. Саломон представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет рукопись под заглавием «Служба с акафистом святителю Игнатию Богоносцу », составленную супругой действительного статского советника Шишковой. 4 мая 1893 года архимандрит Тихон, рассматривавший рукопись, доложил комитету, что акафист «как по содержанию своему, так и по изложению вполне соответствует церковным песнопениям и может быть одобрен для церковно-молитвенного употребления». Духовно-цензурный комитет представил акафист на благоусмотрение Святейшего Синода 7 мая 1893 года за 572.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Итак благослови Господи потрудиться в сем деле. Помоги вам Господи благодушно провести предлежащую зиму в одиночестве спасительном. Однако же вы очень не воздержны. Мало разве труда составить акафист? Нет, вот еще подай труд. Не хочу быть безжалостным. Но если бы и оказался таким, не нахожу что указать вам сработать для моей церковки, как ни восхищаюсь вашею работою: и по законченности отделки и по изяществу ее. Да и довольно для меня вашей работы: трое воздухов прекрасных. К тому же совсем нет других вещей около престола и жертвенника и вообще при служении, к которым бы шла вышивательная работа. Разве вот что! На престоле у меня лежит крест со свв. мощами, под ним малая пелена, которая уже потерлась. Так прошу сработать и вышивкою украсить такую пелену: величина пол-аршина квадрат, с подкладкою и позументиками или бахромкою. Но вместе жалею, что отягощаю вас. Благослови вас Господи! Супругу вашему поклон и Божие благословение. Помоги ему Господи без вреда протянуть зиму в душном С.П.Б. Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. Письмо 300. Поздравление с праздником. Об оконченном акафисте св. Игнатию Богоносцу. Труды по благотворению. Матери – причастницы мученичества Милость Божия буди с вами! Поздравляю вас с светлым праздником нашим. В начале это была воистину главизна нашего спасения! Теперь зрится все дело домостроительство спасения со всеми обильными и необъятными плодами. Какая голова может вместить все в одном обзоре и не быть пораженною изумлением?! Поздравляю с окончанием акафиста святому Игнатию Богоносцу . – Цензурных мытарств чего бояться? Ныне у нее двери очень широки. Прежде были очень тесноваты. Впрочем, что идет в церковное употребление, строже рассматривается и кажется в Синод препровождается. У вас труды по благотворению. Помоги вам Господи. Это самый тяжелый труд и тревожный, хоть всегда сопровождается глубоким утешением. Про какую-то краску говорят, что она так глубоко и цепко входит в окрашиваемое вещество, что остается на веки. Так окрашивает душу благотворительность! В ней больше всего отражается свет богоподобия. Помоги вам Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. 1891 г. Письмо 298. О посылаемых новых книгах и о здоровье – своем и мужа адресатки Милость Божия буди с вами! Виноват я пред вами, что так долго не писал. Прошу извинить и простить. Между тем отпечатано несколько книжек не новых, но в новом виде. Прежние «Письма о христианской жизни» в 4-х выпусках, теперь превратились в три книжки: 1) «Начертание христианского нравоучения», 2) «Собственно письма с прибавлением», 3) «Сборник отеческих наставлений». А еще две: Душа и ангел не тело, а дух и Митерикон – прятались в журналах. Теперь извлечены и будут гулять по свету. Посылаю их к вам и прошу принять. Если придет охота читать, начинайте с последней – «Митерикон», это собрание наставлений монахиням и отчасти изреченных свв. старцами. Затем обратите внимание на Душа и ангел не тело. Это (духовный) револьвер – игрушечка. Что ни страница, то выстрел. Можете поупражняться в стрелянии и навыкнуть стрелять. Как ваше здоровье и как дела? – Супруг ваш, кажется, загадывал воротиться в деревню и тут засесть за подходящие занятия. Исполнил ли? Если да, благослови Господи его пребывание с вами. Вдвоем успешнее и легче будет управляться и с житейскими и с духовными делами. Помоги вам Господи! Мое здоровье – нешто. Головокружения часто беспокоят. Глаз же все еще служит, хоть очевидны его замыслы отказаться от своей должности. Придется покориться его воле. Супруг ваш загадывал об операции. Делана ли? И удачно ли? У нас одна с ним напасть – катаракт. Но у меня такой, который не допускает операции. А у N.N. какой? Если допускающий, но неиспытанный еще, желаю подвергнуть его этому и при этом с полным успехом. Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. Письмо 299. Об акафисте св. Игнатию Богоносцу и рукодельной работе для церкви на Выше Милость Божия буди с вами! Спешу сказать вам потребное, по поводу предпринимаемого вами труда составления акафиста священномученику Игнатию Богоносцу . О том, что имя Господа Иисуса оказалось написанным в сердце сего святителя, древнейшие сказания не упоминают. Св. Димитрий Ростовский не вставил сказания о сем в тексте жизнеописания св. Игнатия; но в конце его особым шрифтом присовокупил: нецыи повествуют, и проч. Так обыкновенно он поступает, когда достоверность каких-либо сказаний сознается им не вполне обоснованною. И в церковной службе св. Игнатия не поминается о сем. Потому, как ни желательно, чтоб было так, не упоминание о сем в акафисте не будет грехом. Взамен того умудритесь раза два-три вставить выражение, что у него в сердце обитал Христос, что он ощущал Его сущим в себе и носил Его в сердце. Для обогащения ума мыслями, кроме жития св. Игнатия в Четь-Минее, прочитайте церковную ему службу в Минее месячной и, если найдете, послания его. Они были изданы отдельно давно уже.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Минь. Т. II. С. 582 Творения Т. II. С. 628, 629 419. Соблюдение порядка в храме Станем входить благочинно, внушая друг другу – идти стройно и в порядке, чтобы нам приводить зрителей в изумление не многочисленностью только, но и порядком. Даже если бы и не было никого другого, но мы одни только шли по пути, и тогда не следовало бы бесчинствовать рады неусыпающего Ока, везде присутствующего и все видящего; но теперь представьте, что среди нас замешалось много еретиков, и если они увидят, что мы так ликуем, смеемся, кричим, пьянствуем, то уйдут, крайне осудив нас. Если же соблазняющий одного подвергается неизбежному наказанию, то мы, соблазняя столь многих, какому подвергнемся наказанию? Минь. Т. II. С. 582 Творения Т. II. С. 629 Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, бывшему архиепископу Антиохии великой, который был отведен в Рим и там потерпел мученичество, а оттуда опять перенесен в Антиохию 420. Кандидат священства Похвала Игнатию Богоносцу . Как, если кто вручит человеку неистовому и безумному острый меч, и безумный совершит им убийство, вину принимает на себя давший этот меч, – так и тот, кто дает право власти священства человеку, живущему в пороках, навлекает на свою собственную голову весь огонь его грехов и дерзостей. Минь. Т. II. С. 589 Творения Т. II. С. 635 421. Труды пастырства выше среди новообращенных Инии трудишася, и вы в труд их внидосте ( Ин. 4:38 ). Хотя апостолы трудились гораздо больше пророков, но так как те первыми сеяли слово благочестия и привлекали к истине еще неученые души людей, то им и присуждается большая часть труда. Не все равно – учить, пришедши после многих других учителей, или самому первому бросать семена. Потому в Афинах смутились слушатели и отступили от Павла, укоряя его: странна некая влагаеши во ушеса наша (ср.: Деян. 17:20 ). Минь. Т. II. С. 591 Творения Т. II. С. 637 422. Мощи святых – скорбь нашу умеряют, а радость укрепляют Бог оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надлежащее прибежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас. Итак, убеждаю всех вас, находится ли кто в унынии, или в болезнях, или в скорбях, или в каком-нибудь другом житейском несчастии, или в глубине грехов, пусть с верой приходит сюда, и он избавится от всего этого, и возвратится с великой радостью, получив облегчение совести от одного созерцания; или – лучше – не одним только находящимся в несчастьях необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился в радости, в славе, во власти, или имел великое дерзновение пред Богом, и тот пусть не пренебрегает этой пользой. Он, пришедши сюда и увидев этого святого, сделает свои блага непоколебимыми, воспоминанием о его подвигах научив душу свою умерять себя и не допустив совести своей превозноситься своими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

В половине 17 века, именно в 1644 г., Уссерий, архиепископ ирландский, отыскал латинский манускрипт этих семи посланий, и в манускрипте не оказалось ничего противоречащего свидетельствам отцов Церкви первых столетий. Спустя два года, Исаак Фоссий нашел в библиотеке Флоренции греческий текст посланий Игнатия, в котором недоставало только послание к Римлянам. Но в 1659 году Руинарт нашел и это послание на греческом языке в библиотеке парижской. Греческий манускрипт во всем согласовался с латинским, и потому ясно было, что наконец найдены подлинные сочинение св Игнатия. Но когда отыскан был греческий текст, протестантские богословы начали иным образом нападать на послание Игнатия. Встречая в этих посланиях довольно подробное учение об иерархии и божестве Иисуса Христа, они стали доказывать, что во времена Игнатие не могло быть столь подробного учение об этих предметах, и что следовательно послания, приписываемые этому отцу Церкви, должны быть писаны кем либо спустя один или два века после смерти Игнатия. Узнав об открытии Фоссия, Блондель начал с энтузиазмом хвалить это открытие, называя XVII-й век счастливейшим, потому что он отыскал такой манускрипт, которым за XIII веков пользовался Евсевий. Но после подобных восторженных фраз ученый переменяет тон речи и говорит, что автором посланий, приписываемых Игнатию, должно быть лицо, жившее спустя век после епископа антиохийского Игнатия. Когда критики, подобные Блонделю, были опровергнуты Уссерием и Фоссием, – явился новый противник посланий Игнатия, именно Делле, один из лучших ученых кальвинистов. Он вполне согласен был признать найденный текст посланий Игнатие тем самим, которым пользовался Евсевий; но всеми мерами старался доказать, что послания, приписываемые св. Игнатию, написаны кем-либо другим, спустя два века после смерти Игнатия. Пеарсон честерский, в своем сочинении: Vindiciae Ignatianae, представил свидетельства XIV-mu веков о посланиях Игнатия, и с такою силою отвечал на важнейшие возражение против подлинности этих посланий, что спор об них, может быть, и не возобновился бы, если бы новое открытие не подало пищи этому спору.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

В связи с этим необходимо выяснить, кто мог в случае необходимости заменить старейшего пресвитера на Евхаристическая собрании. Вполне бесспорно, что один пресвитер мог заменить другого, т. к. все они имели одно и то же служение; но это бесспорно только по отношению к их служению пастырства. Служение священства принадлежало всему народу, а не одним пресвитерам. Мог ли на этом основании старейший пресвитер поручить совершение «благодарения» любому члену церкви, который, как и он сам, имел харизму священства? Игнатий Богоносец указывал, что Евхаристия является действительной, если она совершается епископом или тем, кому епископ дозволит совершать ее («ekeinh bebaia eucaristia hgeisqw, h upo episkopon ousa h w an autoj epitreyh») 397 . Если мы возьмем эти слова отдельно от контекста, то создается впечатление, что, по Игнатию, с разрешения епископа, Евхаристию мог совершить любой член церкви. Была ли действительно таковой мысль Игнатия? Это мало вероятно. Заявлению Игнатия, что «твердой» является Евхаристия, совершаемая с разрешения епископа, предшествует увещание следовать за епископом и пресвитериумом, который представляет из себя сонм апостолов, и почитать диаконов, как заповедь Божию. Поэтому Игнатий не имел особой нужды уточнять свою мысль кому точно епископ мог поручать совершение Евхаристии. Тем не менее, некоторая неопределенность остается у нас. Считал ли Игнатий правомочным лицом, которому епископ может позволить совершение Евхаристии, пресвитера или диакона, или пресвитера и диакона? При совершении священнодействий ближе всего к епископу, по Игнатию, стояли диаконы, которые были помощниками в этой области. В нескольких местах своих посланий Игнатий называет диаконов своими сослужителями 398 . В силу этого он мог считать диакона тем лицом, которому епископ обычно поручал заменить себя на Евхаристическом собрании. Но вряд ли он мог совершенно отстранить пресвитеров от совершения Евхаристии, т. к. они восседали на Евхаристическом собрании ближе всего к епископу. Если это предположение правильно, то мы находимся в кругу мыслей совершенно неизвестных апостольскому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Проповедником истины, богоносным отцем подражая,/всего себе на служение Богу и ближним вдал еси,/и сан священства нося, покоя не ведал еси,/службы Божия в Храме присно совершая,/и в домех верных молебныя пения воспевая,/нуждающимся щедро благотворя,/тако наименование благотворца и безсребреника стяжал еси, Иоанне./Темже и по успении твоем российския людие прославляют имя твое,/и вечную память тебе возглашающе,/поют Богу: аллилуйя. Величание Величаем тя,/святый праведный отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Игнатию,архимандриту Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/Богоносе отче Игнатие,/приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/исцели, молим тя, и немощи наша,/моля о нас Единаго Человеколюбца. Кондак, глас 1 Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/всем служил еси, Игнатие, и угождал,/тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/в чесом паче Господеви благоугождь и стадо Его добре упасши,/молися о нас, чадех твоих. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Игнатие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Даниилу, архиепископу Сербскому, глас 3 Чудо явися извещения,/делами добродетелей Божиих возсиял еси,/монашествующих лики упасл еси,/архиерейская седалища утвердил еси,/еретическаго нападения не усумневся,/Церковию Христовою управляя,/преподобне отче, Данииле премудре,/уснув, яко спя,/тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/и подает цельбы болящим от различных недугов,/и демоны прогоняет./Сего ради молим тя:/моли спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возбранному и дивному нашея земли светильнику днесь любовию притекаем/и песнь тебе, Богоносе, плетем,/яко имущему дерзновение ко Господу:/избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти:/радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, благотворите, сколько кто получил от Господа. Не медлите, чтобы не окончилось строение башни, ибо ради вас приостановлено дело ее строения. Если не поспешите исправиться, окончится башня, и вы не попадете в нее». После этих слов он встал с ложа и, взяв Пастыря и дев, удалился, но сказал мне, что он Пастыря и дев отпустит обратно в дом мой. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях I. С именем св. Игнатия Богоносца мы переносимся к древней церкви сирийской и ее митрополии – Антиохии, где он был епископом. Этот царственный город селевкидов, после Рима величайший в пределах римской империи, большею частью населенный жителями, говорившими на греческом языке, достопамятен в истории первобытной христианской Церкви тем, что здесь уверовавшие в евангелие из язычников первые стали называться христианами. Св. Игнатий Богоносец был родом сириец: слог его посланий, написанных на греческом языке, по отзыву ученых, доказывает, что он не был природный грек. О месте 552 и времени его рождения, о первоначальном его воспитании и дальнейших обстоятельствах жизни до мученической кончины его нет определенных сведений. Название «Богоносец» (θεοφρος); которое придавали ему другие, и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, «имеющего Христа в сердце» (Acta Martyr. c. 2). Но в позднейших жизнеописаниях 553 оно получило другой смысл (θεφορος) и послужило поводом к следующему сказанию: будто Игнатий был тот самый отрок, которого Господь в последний год Своего служения на земле поставил в пример апостолам, спорившим о первенстве, говоря: иже смирится, яко отроча сие, той есть болий во царствии небеснем ( Мф. 18:2–5 ). Достойно внимания то, что Златоуст воспитывавшийся и проходивший свое пресвитерское служение в Антиохии, где епископствовал св. Игнатий, в похвальном слове св. Игнатию 554 , прямо говорит, выражая тем предание самой церкви антиохийской, – что он не видел лица Иисуса Христа во плоти. Кто был наставником Игнатия в вере христианской, об этом древние писатели говорят неодинаково: одни называют его учеником ап.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010