Иеромонах Д. утверждает, что все Святые Отцы, в отличие от свт. Игнатия, учили всегда и во всем беспрекословно слушаться своего духовного наставника, а святитель Игнатий якобы создает предпосылки для " доселе невиданного богословия непослушания, протестантского по своей духовной сути " (С. 6). Но что же в действительности пишет святитель Игнатий? Он говорит, что, конечно же, нужно слушаться беспрекословно, но это относится к духоносным старцам, когда авторитет наставника вне всякого сомнения. По милости Божией, в юности мне довелось общаться с белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным, f 1982) 9 , подвизавшимся в с. Ракитное. В его словах у меня никогда не бывало никаких сомнений. Хотя иногда ошибался и он, но эти очень незначительные ошибки в нашем общении имели место всего несколько раз, и всегда в таких случаях батюшка очень переживал. Когда же духовник не духоносный, то есть душевный, типа меня, вполне естественно, что к нему нет такой веры, как к преподобному отцу. Разница очевидна: нет у него ни того опыта, ни тех духовных знаний, ни той силы благодати, которая ясно открывает волю Божию. Зачем же играть в игрушки? Если современный духовник не понимает, что ему далеко до древних Отцов, то он, как говорит святитель Игнатий, начинает " принимать на себя роль " старца. Все его решения становятся, как у папы римского, непогрешимыми. Но со стороны хорошо видно, что это не так, и верить в его " непогрешимость " нелегко. Верит человек всегда на основании чего-то. Вера - не какая-то абстракция: она должна быть подкрепляема делами, примером добродетели, чтобы стало ясно, во что верить. Никакой слепой веры - дескать, верь, и все, - не может быть. Вера послушника зависит не только от его произволения и делания, но и, обязательно, от духовного состояния старца, от того, на какой степени духовного преуспеяния тот находится, в какой мере имеет добродетели, через которые он и познает опытно волю Божию. Истинная вера возможна только в истину, а не в ложь, почему древние Отцы и повелевают испытать старца, прежде чем довериться ему. Таким образом, старец должен вначале заслужить доверие послушника. Естественно, душевный, не духоносный наставник не может так руководить, как древние знаменоносные Отцы, не имеет права покушаться на такие формы духовного руководства. Смирение его и заключается в том, чтобы, поняв свою немощь, не требовать беспрекословного послушания, как это было в древности. Подлинные наставники ныне так и поступают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Комментируя эту повесть, св. епископ Игнатий указывает на то, что главной причиной падения монаха было преждевременное и самовольное вступление его в отшельничество, для которого он не созрел. Также замечает, что диавол на отшельников часто действует явно, а на живущих в общежитии обычно помыслами, но действие это в сущности одно и то же. Чтоб погубить человека, диавол употребляет часто самые благовидные предлоги, живописует обильное добро и пользу, а ввергает в тяжкие грехи и пагубу. Насколько же враг лукав и предусмотрителен! – Выход отшельника в первый раз как будто не имел в себе ничего бедственного, даже закончился, казалось бы, обильной пользой. Но вред был в том, что у души была отнята спасительная осторожность, показана ей безвредность выходов. Так, часто диавол свою жертву, выводя на погибельный путь, долго может подготовлять, скрывая от нее всякий вред, и рисовать многие достоинства этого пути, пока наконец не улучит время уже непоправимо повредить потерявшему осторожность христианину. Епископ Игнатий напоминает искушение, постигшее преподобного Петра Афонского. И этот отец был хитро искушаем злым демоном, который предстал пред ним в виде его родственника и красноречиво уговаривал его оставить безмолвие и идти в родную страну спасать там погибающих соотечественников. Святой Петр отверг эту лесть и посрамил диавола. Святитель Игнатий говорит: «Святые могли отражать нападения врага единственно по милости Божией, содействием благодати Божией, живущей в святых и просвещающей их; как выдержать эти нападения при одной слепой самонадеянности, при решительном скудоумии, при самомнении, которое всегда льстит себе и обманывает себя? Как выдержать эти нападения, находясь по внутреннему человеку во мраке духовном, в плену и порабощении у диавола? – Не лишним будет заметить, что правда плотского мудрования, проповедуемая духами, тождественная с правдою, проповедуемою враждебным Богу миром, противоположна правде евангельской» 62 . Он же приводит и другой случай демонского искушения: демоны, принимая вид Ангелов, являлись одному брату, будили его, показывали ему свет и звали к Божественной службе 63 . Но тот, испросив совета у старца, посрамил бесов и не послушался их, хотя они как будто предлагали благое. Тогда бесы стали клеветать на того старца, открывшего брату их козни. Они говорили брату: «Старец твой лицемер, он имел деньги и не дал взаймы одному брату, сказав, что у него их нет». Брат и это с утра пораньше пересказал старцу. Старец сказал: «Что у меня были деньги – правда, а брату, просившему у меня взаем, не дал, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб не впасть в нарушение десяти. Из этого могло произойти большое смущение, причиною которого были бы эти деньги. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Существует мнение, что вера послушника может восполнить «недостаточество» старца. Епископ Игнатий был в корне не согласен с этим мнением. Он говорил: «...Вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит...», 308 ибо и ап. Павел пишет о произвольно погибающих, что они любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде ( 2Сол. 2,10–12 ). Исцеляя двух слепцов, Христос Спаситель сказал: По вере вашей, да будет вам ( Мф. 9, 29 ). Эти слова Само-Истины не имеют право повторять «ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которым они погубляют ближних», 309 – пишет Владыка. Правда, известны случаи, когда по особому смотрению вера действовала через грешников, обращая ко спасению и самих грешников. Епископ Игнатий приводит два примера из жития святых. 1. Исцеление слепой монахини, испившей воду, в которой были умыты ноги разбойника Флавиана, переодевшегося с целью ограбления обители в одежду инока-странника. 310 2. Воскресение умершего младенца по молитве блудницы. 311 Но эти примеры опять являются не правилом, а исключением из правила и «...мы поступим правильно, – пишет епископ Игнатий, – если будем удивляться смотрению непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания». 312 Искренняя вера новоначального не может восполнить недостатки старца, и если он (новоначальный) не прекратит с ним общения, то непременно нанесет вред своему душевному деланию, а может быть, получит и смертоносную душевную рану. Св. ап. Павел писал солунянам: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякого брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас ( 2Сол. 3, 6 ). Эти слова могут быть достаточным основанием каждому иноку для удаления от старца, учение которого противоречит Свящ. Писанию и нравственному преданию Св. Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

15.6. Советы святых отцов относительно выбора старца    Так как может случиться, что неопытный новоначальный выберет и старцем себе неопытного руководителя, то преподобный Симеон Богослов советует, особенно на первых порах, исследовать и самому «божественные Писания, и особенно деятельные писания святых отцов, чтоб, с ними сличая то, чему учат тебя учитель и настоятель, мог ты, как в зеркале, видеть, насколько они согласны между собою, — и затем согласное с писаниями усвоять и удерживать в мысли, а несогласное, — рассудив добре, — отлагать, чтоб не прельститься». Такая предосторожность необходима потому, что, как говорит преподобный Симеон Богослов, «во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей, которые последующих им ввергают в ров пагубы, по слову Господа: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14)». Ибо у добрых учителей и уроки бывают добрые, а у худых — худые. Поэтому преподобный Симеон Богослов и говорит, что «если хочешь научиться евангельскому житию, то отдай себя опытному и чуждому страстей учителю, чтоб вместо евангельского диавольскому не научиться житию».    Приведенные соображения еще раз доказывают, на сколько серьезен сам по себе молитвенный подвиг и как вместе с тем важно его всестороннее изучение не только теоретическое, но, главным образом, практическое, дли всякого человека, стремящегося к самоусовершенствованию.    Т. 5. С. 220.    Т. 5. С. 225.    Т. С. 237. Ср.: С. 314 (свв. Каллист и Игнатий).    Т. 4. С. 266.    Т. 3. С. 380.    Т. 1. С. 49.    Т. 1. С. 48.    Т. 1. С. 49.    Т. 2. С. 570 (свв. Варсануфий и Иоанн).    Т. 1. С. 590.    Т. 2. С. 142—143.    Т. 2. С. 143.    Т. 2. С. 143.    Т. 5. С. 232    Т. 2. С. 143—144.    Т. 5. С. 466.    Т. 2. С. 144    Т. 2. С. 145 (св. Иоанн Кассиан Римлянин).    Т. 2. С. 145.    Т. 2. С. 145.    Т. 5. С. 382 (свв. Каллист и Игнатий).    Там же.    Т. 5. С. 14.    Т. 5. С. 14.    Там же. Глава 16. Молитва — пища и жизнь для души... 16.1. Только любовь выше молитвы    Считая молитву главнейшим делом в жизни, святые отцы говорят, что она есть «превыше естества человеческого», «божественнее всех добродетелей», «царица добродетелей», так как из нее, как из источника, истекают все добродетели, включая главную из них — любовь. В тех же случаях, когда человеку предстоит выбор между молитвою и делом любви к ближнему, то он, по учению святых подвижников, должен предпочесть молитве дело любви. Ибо, по словам святого Иоанна Лествичника, только «любовь выше молитвы, ибо молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

16. Иеромонах Геронтий (Ермаков). Умер в ссылке. 17. Иеромонах Иерофей. Выбыл из Козельска. 18. Иеромонах Серапион. (Далее знак вопроса, – Сост.). 19. Иеромонах Севастиан, впоследствии архимандрит. Бывший келейник старца Нектария. Умер и погребен в Караганде (место ссылки) в 1965 году. 20. Монах Питирим, бывший келейник старца Нектария. Умер в ссылке. 21. Архидиакон Лаврентий (Левченко), потом иеромонах. Умер в ссылке. (Другим почерком приписано: 1946 г. – Сост.) 22. Иеродиакон Игнатий. Умер в ссылке. 23. Иеродиакон Даниил, потом иеромонах. Умер в ссылке. 24. Монах Родион (Шейченко), потом иеромонах Рафаил. Два раза был в ссылке. Умер и погребен в Козельске в 195 (?) году. 25. Монах Василий (Белоградский), канонарх. Выбыл из Козельска. 26. Монах Иоанн (Левченко): отец архидиакона Лаврентия. Умер в Козельске. 27. Монах Акакий, певчий. Выбыл из Козельска. 28. Монах Кирилл (Зленко). После ссылки умер в г. Мичуринске в 1932 году. 29. Монах Карп. Умер в ссылке. 30. Монах Евтихий. Выбыл из Козельска. 31. Монах Евфимий. 32. Монах Клеопа. 33. Схимонах Тимон, звонарь (слепой). Умер и погребен в Козельске. 34. Монах Урван, сапожник. (Поставлен знак вопроса. – Сост.). 35. Монах Григорий. Выбыл из Козельска. 36. Схимонах Иаков. Умер и погребен в Козельске. (Другим почерком прибавлено “схи” к слову “монах” и в конце – дата: 1934 г. – Сост.) 37. Монах Иаков (Сивцов), – Георгий. Убит и погребен в Гомеле в 194 (?) году. 38. Монах Илия (Жирнов), потом иеромонах Иоанн. Умер в ссылке. 39. Монах Викентий (Никольский). Умер в ссылке. (Приписка: 1938 г. – Сост.). 40. Монах Авенир, певчий. (Знак вопроса. – Сост.) 41. Монах Иоанн (Шустов). Умер в ссылке. 42. Монах Агапит (Таубе). Умер, возвратясь из ссылки в 1930-х годах. Примечание: Монахи: Агапит Таубе, Иоанн Шустов, Иаков Сивцов, иеродиакон Игнатий и иеромонах Аифал Панаев до ареста и ссылки жили в Оптиной пустыни и работали в музее “Оптина пустынь”. М. Добр[омыслова]». Дополним эти скупые сведения в отношении некоторых оптинцев (об иных мы привели и еще приведем то, что известно нам, в нашем труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

309 Папа, отвечавший подобным образом, был после смерти своей выкопан из земли папою Стефаном VI; его разложившийся уже труп был предан суду и осужден. Иоанн IX отметил это осуждение. Эти факты и безнравственные жестокости пап этой эпохи прикрываются римлянами снисходительным покровом. Они анафематствуют только великого патриарха, который, по своим добродетелям и по своим богословским познаниям, заслуживает быть помещенным наряду с знаменитейшими епископами Церкви. Фотий, без сомнения, помер в тот самый год, когда Формоз отослал к Стилиану свое пресловутое письмо против него, то есть в 891 году. 310 Восточная Церковь одинаково чтит Игнатия и Фотия. Она произнесла анафему против всего, что было писано, как против одного, так и против другого. Она заявила себя совершенно благоразумной в этом своем решении. Она пожелала, чтобы эти два патриарха были судимы ими самими и их личными письмами; чтобы не обращались для этого к страстным повествованиям. Но Игнатий лично ничего не писал против Фотия, а этот последний, в своих многочисленных сочинениях, тоже не нападал на Игнатия. После восстановления этого последнего патриарха и примирения Фотия с императором Василием, они виделись, взаимно простили друг друга, и можно сказать, что Игнатий помер на руках Фотия, как свидетельствуют об этом слова последнего патриарха, произнесенные пред четырьмястами епископами на соборе 879 года. Таким образом, только ради лукавства латиняне ссылаются на некоторых врагов Фотия, греков по национальности, под тем предлогом, что эти греки сами принадлежали к Восточной Церкви. Эта Церковь не признала их; она имела мудрость уведомить своих верующих, что клеветы, внушенные самой слепой ненавистью, будут ли они проистекать от греков или латинян, равно предосудительны. 311 Стилиан, епископ Неокесарийский и враг Фотия, оставался корреспондентом папства после смерти этого патриарха. Иоанн IX писал ему, в 900 году, говоря 312 : Мы желаем, чтобы декреты наших предшественников оставались неотменяемыми относительно Константинопольских патриархов; однако же этот папа не постарался примирить декреты Uoahha VIII с декретами Николая, а тот и другой папа были его предшественниками по одному и тому же праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

309 Это значит, что если самоистребления не могли происходить помимо мысли о преследованиях, то могли повторяться помимо наличного факта преследования. Отсюда понятно, почему сгоревшие без преследований считались мучениками за веру и самосожженцев называли «сожженными за веру». 310 Понятно также и то, почему после издания строгого против раскольников указа 1685 года, в котором и о проповедниках самосожигательств было упомянуто особо, самоистребления усилились. 10). Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления Главные противники самоистребления. – Обсуждение вопроса «у Троицы». – Деятельность инока Евфросина. – Отлучение 1691 года. – «Отразительное писание». – Положение вопроса в конце периода Самоистребление вскоре после своего возникновения сделалось предметом внутренней борьбы в расколе. Таким образом, нам остается остановить свое внимание на двух заключительных вопросах: кто вел борьбу против самоистребителей? и как велась эта борьба? Оказывается, что борьба против «самоубийственных смертей» началась скоро после появления их и что ведена была долго, упорно и людьми энергичными. В памятнике этой борьбы указываются в качестве главных противников самоистребления следующие лица: Досифей, Иов, Феодосий, Пафнутий, Игнатий, Евфросин, Мина, Галактион, инок Христофор. Имена – почти все известные. Досифей – известный тихвинский игумен; Иов – священноинок Иов Тимофеев, деятель на Дону; Пафнутий и Феодосий – черные попы, содеятели Досифея на юге; Игнатий – священноинок, «пастырь поволжский»; Мина – мних, участник первого керженского «схода» на старца Онуфрия; Галактион слепой – инок, сожитель инока Корнилия на Водлозере, сотрудник Мины на упомянутом «сходе» на Онуфрия. 311 Одни из этих лиц влияли своим авторитетом, другие понесли на себе много личного труда. Имя Евфросина, ученика Досифея, выделялось из всех. Он «собрал» протестовавшую братию, он вел устные беседы с проповедниками самоистребления, ему же принадлежал и главный труд письменной против них полемики. Первое в этом роде обсуждение вопроса было «у Троицы», когда там был игумен Досифей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Автор настаивает на том, что святитель Игнатий не понял контекста, в котором прозвучали эти слова. «Главы 32 и 33, – разъясняет автор, – говорят не о послушании, а только о поиске, выборе духовного наставника. То есть в данном случае преподобный Симеон обращается не к послушнику, а к христианину, еще не имеющему духовного отца» (38). В традиции монашества, настаивает автор, сопоставление того, что говорил старец, с Писанием возможно было только при выборе наставника, после того же, как выбор произошел, «всякое сличение его устроения со Священным Писанием становится предосудительным и греховным» (39), – послушник должен слепо повиноваться своему наставнику. Однако именно из контекста становится ясным, что в отрывке речь идет не только о выборе наставника, но и о послушании ему. Если бы речь шла только о выборе, то непонятно, зачем тогда христианину, только еще ищущему наставника, уже «усвоять и удерживать в мысли» то, что не направлено к нему в виде духовного совета. Автор приводит еще один отрывок из трудов преподобного Симеона, на который также ссылается святитель Игнатий. «Всякий невидящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник и последующих ему ввергает в ров пагубы по слову Господа: Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 )» (42–43). Этот текст, по мнению отца Доримедонта, адресован не послушнику, а старцу. Однако сам же он с горечью замечает, что в некоторых авторитетных аскетических источниках эта цитата помещается «в контексте наставлений, обращенных не к старцу, а к новоначальному послушнику» (43). Это, по мнению автора, приводит послушника к соблазну – он начинает неверно толковать послушание старцу. Но что же такого соблазнительного в этом тексте и такого специфического, предназначенного только для слуха старца увидел здесь автор? Ведь это всего лишь небольшое расширение всем известной фразы из Евангелия. Неужели же послушник не способен понять, что в Евангелии речь идет о духовном руководителе? По логике автора и Евангелие должно привести послушника к соблазну.

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

Владимир 20 марта 2020, 17:46 " Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда... Итак, если ... любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их. Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста, и всегдашнего умиления: то сии добродетели выше естества. (Лествица 26:67) игорь ковалев 20 марта 2020, 12:43 Алексей. ,,не берусь толковать что имел в виду Св.Игнатий. " " ,,Вам правильно сказали,Вы неверно и не к месту толкуете, " " К месту-это точно.А если вы не берётесь толковать,с чего вы взяли,что я не правильно толкую?Где логика?/,,по своему разумению. " " -я разбирался в этих вопросах не один год и советовался.А слова св.Игнатия вам холодом не веют?Это же всё субъективные ощущения. Могу вообще только его и др. св.Отцов слова приводить.Я понимаю,что если вы не любитель аскетических творений св.Отцов,то для вас это будет очень жёстко.Но,что поделаешь,надо же своё мировоззрение приводить в согласие со св.Отцами,а не отвергать,потому,что вы не можете это вместить. Алексей 20 марта 2020, 01:11 Игорю Ковалеву: не берусь толковать что имел в виду Св.Игнатий,знаю другое,и цитаты из Св.писания можно так истолковать,что волосы дыбом встанут.Вам правильно сказали ,Вы неверно и не к месту толкуете,по своему разумению.В ваших раскладках главного нет,духа Христова,от них холодом каким то веет.Извините,наболело. игорь ковалев 19 марта 2020, 22:37 Наталия Ростова.Спасибо за совет.Лучше Евангелие почитаю или св.Отцов-полезнее для души.По обсуждаемой теме сказать нечего?Только не свои мысли,ваши мысли я помню.Устал уже от общения,как слепой с глухим.Единственная польза,что перечитываю св.Отцов по теме и глубже уясняю для себя обсуждаемые вопросы.Интересно логичное,аргументированное,подтвержденное цитатами из Писания и св.Отцов мнение.

http://pravoslavie.ru/129213.html

Вскоре после явления преподобного Иаков почувствовал облегчение от недуга своего и, полагая, что он уже совершенно освободился от него, не счел нужным исполнить повеление святого и идти к его гробу. Однако, не прошло и двух недель после того, как крестьянин снова сделался нездоров и начал страдать гораздо сильнее прежнего. Когда, наконец, страдания вразумили его, привели его в сознание своей виновности перед преподобным и он начал раскаиваться и жалеть о своем непослушании, тогда ему снова явился преподобный Герасим, повелевая немедленно исполнить свое прежнее приказание. На этот раз Иаков поспешил в Троицкую обитель и когда, по совершении панихиды, приложился к иконе, находившейся при гробе преподобного, и испил освященной воды, тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность за свое исцеление положил обещание написать икону преподобного и ежегодно, в день его памяти, приходить на поклонение к его гробу. Житель Вологды Аникий был нездоров глазами и более года не мог выходить из своего дома по причине своей слепоты. Мать его Антонина, по обещанию больного, привела его в церковь Пресвятой Троицы, основанную преподобным Герасимом. По совершении здесь молебствия слепец приложился к иконе святого, твердо веруя в его чудодейственную помощь. Тотчас же слепой прозрел и возвратился домой без провожатого, славя Бога и угодника Его, заступника болящих — преподобного Герасима. Игнатий, уроженец города Каргополя, проживавший в Вологде, работая в лесу, почувствовал нестерпимую зубную боль; мучимый ею, он принужден был оставить работу и возвратиться домой. По дороге он молился преподобному Герасиму, обещая мысленно сходить на поклонение его гробу, — и болезнь его мгновенно прошла. Получив исцеление и возвратясь домой, Игнатий в течение трех суток не вспомнил о своем обещании и не позаботился об исполнении его. На четвертый день у него опять заболели зубы и настолько сильно, что все лицо его опухло; от нестерпимой боли он упал навзничь и лежал на земле долгое время как мертвый. Увидевши в таком положении Игнатия, жена его бросилась к нему с плачем и слезами, подымая его с земли. При этом она сказала ему с горечью: «Забыл ты свое обещание преподобному Герасиму и тем прогневал Господа!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010