В болезни старшего сына не унывайте. Жизнь наша имеет только одну цель – спастись. Иногда Господь через болезни и немощи уберегает людей от гибельных опасностей (в том числе от тяжелых нравственных падений). Болезни временны, а жизнь в Царстве Небесном – вечна. « Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» ( 2Фес. 2:16 ). Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вам надо сократить молитвенное правило, пока не изменятся ваши жизненные обстоятельства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: « Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее ( Мф. 2:27 ), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении». Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность – нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование на спасение, чувство благодарения к Богу, потребность делать людям добро. Наше общение с небесным Родителем не может ограничиться утренними и вечерними молитвами. Оно должно быть постоянным. В любую минуту нашей жизни должна быть память о Боге. Чувства, которые мы при этом испытываем (благодарение, покаяние, надежда на помощь), молитвенно соединяют нас с Господом. Постоянной внутренней молитвой можно восполнить недостаток возможности продолжительного стояния на молитве. Батюшка, что делать, когда наступает такое состояние, что не хочется молиться?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В евангельском эпизоде с богатым юношей (Мф. 19, 16–26), который спрашивал Христа, как ему спастись, ответ был таким: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». И Господь перечисляет ему заповеди, данные людям через пророка Моисея. Юноша говорит, что исполняет этот минимум от юности своей. Тогда Христос говорит: «Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной». И юноша отошел, поняв, что этого сделать не сможет. Те пять талантов, которые предложил ему Христос, оказались для него непосильными. Так же и святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о спасении и совершенстве» пишет, что спастись не очень сложно, надо только исполнять заповеди, но Христос призывает нас к совершенству. Христианство, особенно это касается монашества, указывает на необходимость для человека не быть привязанным к земным вещам, ибо мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14), а «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Спаситель (Мф. 6, 21). Из Евангелия мы узнаем, что Христос неоднократно призывал обращавшихся к Нему: «Раздай все», «Отдай нищим», «Оставь мертвых погребать своих мертвецов» и «Иди за Мной». И те, кто пошел за Христом безоглядно, кто взыскал этого совершенства, те видят свою душу в таких красках, какими описывает себя преподобный Андрей Критский. Но прежде чем говорить о себе такими же словами, как преподобный Андрей, мы должны внимательно взглянуть внутрь себя, чтобы увидеть несовершенство своей жизни, ее несоответствие тем принципам, к которым мы стремимся. Если же мы, не имея такой цели, какая была у святых, будем просто употреблять слова, которыми они описывали свою жизнь, для нас это будет либо лицемерием, либо пустословием. Читая покаянный канон, мы видим в нем отражение высоты души святого Андрея, выражение его подвига, его молитв, его видения мира и своей души. И понимаем: раз Церковь ставит нам такой идеал, такой пример, то мы должны подражать ему не только в употреблении подобных слов по отношению к себе, но прежде всего в стремлении туда же, куда стремился он. Таким образом, сначала мы должны поставить себе цель достичь святости, а потом устремиться к этой цели, и в процессе делания мы уже увидим себя в таких красках. Пока человек к этому не стремится и ничего для этого не делает, он не увидит себя в таком плачевном состоянии. Для него слова святого Андрея останутся поэтическим преувеличением.

http://pravoslavie.ru/120464.html

В житиях святых и творениях святых отцов для нас сохранилось множество свидетельств о том, как выглядит и как действует душа, а также о явлениях и видениях душ умерших – праведников и грешников 110 . Так, свт. Игнатий (Брянчанинов) учит, что душа «имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела» 111 . По выходе из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как это описано в книге Откровения ( Откр. 6:9, 7:9 ) и как об этом свидетельствуют прп. Макарий и другие св. отцы 112 . Выход души из тела обозначается в Писании под различными образами: изведения души из темницы ( Пс. 141:8 ), разрешения ее от уз тела ( Флп. 1:23 ), исхода ( Лк. 9:31 ), отшествия ( 2Пет. 1:15 , 2Тим. 4:6 ), разрушения земного дома и нерукотворенного жилища от Бога на небесах ( 2Кор. 5:1 ), возвращения духа к Богу ( Еккл. 12:7 ) 113 . Смерть является следствием греха, действующего в людях, потому что в результате грехопадения Адама грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим. 5:12 ). Вся эта жизнь дана человеку для борьбы с грехом, покаяния и исправления. По смерти наступает время воздаяния. Блж. Феофилакт Болгарский объясняет, что «в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи» 114 . Грехопадение Адама закрыло людям путь на небо, так что до совершенного Иисусом Христом искупления как праведники, так и грешники нисходили в ад. Лишь Господь открыл затворенные для нас врата и двери вечные ( Пс. 23:7–10 ). Через эти врата Он Сам восшел на высоту, пленил плен ( Еф. 4:8 ) 115 и сел на Престол Божества ( Откр. 3:21 ). Теперь каждый человек получил возможность войти в жизнь вечную, и после смерти всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В молитве должны соединяться ум и сердце человека. Молитва совершается умственным усилием человека, который обращается к всеведущему Богу, сознавая, что «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» ( Евр 4:13 При этом слова молитвы следует произносить с сердечным вниманием, то есть вникать в их смысл не только умом, но и сердцем. Осознавая произносимое и одновременно переживая его, молящийся соединяет ум и сердце и таким образом собирает свои душевные силы, достигая сосредоточенности в молитве. Молитва, совершаемая с холодным сердцем, то есть только умом и словами, не позволяет человеку раскрыть свою душу перед Богом и расслышать Его ответ. О таких людях Господь Иисус Христос сказал: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф 15:78 ). Святитель Феофан Затворник пишет: «Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, при этом следя за тем, чтобы ничто стороннее не входило в Именно сердечная молитва позволяет сохранить внимание и избежать рассеянности, то есть такого состояния, когда молящийся произносит слова молитвы, а его ум блуждает, отвлекаясь на посторонние мысли. В молитве христианин предстоит невидимому Богу. Молясь, не следует представлять в уме какой-либо образ Бога, ибо, по слову апостола, «Бога не видел никто никогда» ( Ин 1:18 ; см. также: Исх 33:20 ). «Бог есть дух», не имеющий зримого образа, и «поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин 4:24 ). Преподобный Макарий Египетский наставляет молящихся «не воображать Бога в уме телесно в некоем месте снаружи, внизу или вверху, будто бы Он находится или описуется в каком-либо Святитель Игнатий (Брянчанинов) призывает во время молитвы «быть в присутствии Господа и предстоять Господу», но ни в коем случае не «воображать

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

В Новом Завете, в первой же главе первого из Евангелий, мы встречаем сон-откровение праведного Иосифа, усомнившегося в девстве Пречистой Девы. Когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго ( Мф.1:20-23 ). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду ( Мф.2:12 ), а после их ухода Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф.2:13 ). Наконец, по смерти Ирода Ангел еще дважды является Иосифу во сне — сперва с вестью о смерти Ирода и повелением вернуться в землю Израилеву, а затем с указанием поселиться в Галилее ( Мф.2:19-22 ). Так через сны Господь являет Свою волю о спасении всего мира, вершину Божественного Промысла. Как относиться к снам Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно разъясняет нам святоотеческие принципы отношения к снам, характер снов и «технику безопасности». Последуем за его мыслью, выделив шрифтом важные для нас выводы. «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается… в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышленнем и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение само по себе не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?»

http://azbyka.ru/snovideniya

«В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех… залог неминуемой гибели… если этот грех не уврачуется благовременно покаянием». Епископ Игнатий (Брянчанинов) . 3 Любые отношения человека, любая деятельность, в которой нет присутствия Духа Святого, приводят к тому, что в душе поселяются бесы. А Бог удаляется все дальше. Апостол Павел гово­рит: ничто не должно обладать мною… тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор.6:12-19 ). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ), – говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них». Преподобный Ефрем Сирин . 2 В Библии о любви сказано много. Вот что мы встречаем о ней в посланиях апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор.16:14 ) «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ) «…постоянно любите друг друга от чистого сердца» ( 1Петр.1:22 ) «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ; Кол.3:19 ) А так пишет о любви Антоний Сурожский : «Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность. Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но — «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой! До чего прекрасно!» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась». 1 8. О целомудрии

http://azbyka.ru/sovremennye-aspekty-blu...

В общем, борьба духовная, как у отцов, подвиг. А у этой Терезы сентиментальность, она любуется маленьким Иисусом. Нет тут элементов, не изжитых ею, она не святая, она любуется мальчиком. Это у православных не позволяется. Каждая серьезная православная игумения сказала бы: «Оставь эти глупости». Это своего рода инфантильность, а у Терезы это как идеал. Что значит «маленький Иисус?» Я не принимаю это, пусть даже это была и святая – спасибо, это не для меня. Пусть даже и православные святые. Как Игнатий Брянчанинов говорил, что иногда надо святых уважать неисполнением того, что они говорят. Это в комментариях на «Отечник». Не может каждый святой прописывать нам, как жить и строить нас под себя как индивидуум, как отдельное лицо. А Церковь может, потому что Церковь , как говорит святой Григорий Палама , это мириадоипостасный Христос. Значит, созвучие, собор, симфония. Именно соборность – это в наше время особенно отец Иустин подчеркивал. Я это место очень люблю, и простите меня за эту слабость – моей работой была «Экклесиология апостола Павла», в которой это было одним из центральных мест. Смотрите: молитва апостола Павла в конце 3 главы Послания к Ефесянам, с 14 стиха и до конца. Молится апостол «пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Значит, создание внутреннего человека, святого. Значит, создавать в себе, выстраивать и возрастать в том, что Бог дал, и что Дух Его дает – и натуральное, и ветхозаветное, и новозаветное. Потом апостол говорит: «верою вселиться Христу в сердца ваши» – шаг еще дальше, чтобы Христос вселился, конечно, через веру, ненасильственно. «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви могли постигнуть со всеми святыми» – значит, со всеми верующими и особенно с теми верующими, которые идут вперед, как святые. «Постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» – все измерения полноты Евангелия, Церкви, Царства Божия и т.д. «И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В прошлой главе мы уже сказали несколько слов о молитве. Но значение молитвы в жизни христианина столь велико, что она заслуживает отдельного разговора. Тем более, что и здесь йога претендует на то, чтобы встать на место христианства – заменить христианскую практику молитвы медитацией. По словам святителя Феофана Затворника , сердце человеческое «Господь благоволит именовать храмом Своим», потому что, входя умом в сердце, мы предстоим Ему там в молитве. Суть молитвы – это встреча и непосредственное собеседование человека с Богом, недаром она является основой и одной из важнейших составляющих духовной жизни. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Спаситель говорит здесь о значении не только церковного собрания, но и общей (соборной) молитвы. Не менее важна и молитва индивидуальная, о которой Спаситель сказал: Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:6 ). Даже в одиночестве обращаясь к Богу, христианин предстоит перед Ним как член своей семьи, общины и в конечном итоге Церкви. Молитвенное правило, наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов) , «должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних». И приводит слова преподобного Матоя: «Предпочитаю… непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». Молиться можно словами самыми простыми и краткими. Из Евангелия мы знаем, что Господь ставил фарисеям в пример молитву мытаря Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк. 18:13 ); откликнулся на возглас Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк. 23:42 ) распятого рядом с Ним разбойника. Богу важны не слова, а те мысли, чувства и настроения, с которыми человек к Нему обращается.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Священном Писании мы на первых страницах находим заповедь послушания Богу первых людей: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15-17 ). Как сказал святитель Василий Великий , «оно [древо] было дано для того, что нужна была запо­ведь для нашего послушания» С. 302]. Человеку как существу разумному и свободному Господь дает заповедь послушания, чтобы через нее человек возрастал в добро­детелях и любви к Богу. Только свободный выбор человека делает послушание по-настоящему ценным. Свобода подразумевает возможность и иного выбора, отсюда в мире появляется зло. Блаженный Августин так писал про послушание: «Послушание — единственная добродетель для всякой разумной твари, действующей под властью Бога, первый же и величайший порок гордости заключа­ется в желании пользоваться к погибели своею властью; имя этому пороку непослушание» 112]. Святитель Тихон Задонский определяет послушание как «покорность Богу» 748]. Послушание — одна из важнейших хри­стианских добродетелей, которая, по мнению святителя Иоанна Златоуста , наряду со смирением есть начало нрав­ственного совершенства и «матерь всех добродетелей» 56, 57]. «Великой добродетелью» и «началом всех добродетелей» называет послушание святитель Игнатий (Брянчанинов) 2, С. 97]. На примере первых людей, патриархов и пророков Бог учит заповеди послушания. В Ветхом Завете мы так же встречаемся с опытом непо­слушания Богу; пример Адама и Евы, древних народов и народа избранного показывают последствия подобного непослушания. Допотопная история человечества оканчивается гибелью людей вследствие их непослушания Богу. Напро­тив, лишь послушанием спасается Ной с семейством: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

http://azbyka.ru/svyatootecheskoe-ucheni...

В четверток был в Угрешской обители, которая, несмотря на близость свою к Москве, посещается богомольцами очень мало и потому – очень уединенна. С душевным утешением увидел я там некоторых монашествующих, провождающих жизнь внимательную, в страхе Божием. Они очень хранятся от монашествующих города Москвы, не презирая их, но избегая расстройства душевного, которого никто так скоро сообщить не может, как брат, живущий нерадиво. Сие наблюдали Василий Великий и Григорий Богослов , когда жили в Афинах. Сие заповедал наблюдать св. апостол Павел. Он говорит коринфянам: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или сребролюбцами, или хищниками, или идолослужителями; ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже не есть вместе» ( 1Кор. 5, 9, 10, 11 ). Видишь ли, как порок, когда он в брате, гораздо заразительнее и прилипчивее, нежели когда он в постороннем лице! Это от того, что люди позволяют себе гораздо более дерзновения и свободы пред братиями, нежели пред посторонними, пред которыми они стараются скрыть порок свой. Вглядывайся в общество человеческое: в нем беспрестанные опыты свидетельствуют справедливость слов мудрого, святого боговдухновенного апостола Руководствуйся сам этим нравственным апостольским преданием и сообщай его братиям в их назидание и охранение от греха. В пятницу был я в Кремле для поклонения его святыням. О. игумен Угрешский был моим путеводителем В этот день посетили меня добрые граф и графиня Шереметевы; также и я побывал у некоторых знакомых и родственников своих. Был в монастырях: Чудове, Новоспасском, Симонове, Донском; видел прежде живших у нас иеродиакона Владимира, Евстафия, Грозного – слышал, что здесь Булин и Черный, направляющиеся к Киеву. Скажу одно: братиям нашей Сергиевой пустыни должно благодарить Бога, что он привел их в эту обитель, в которой довольно строго наблюдают за нравственностию, чем сохраняют молодых людей, дают им возможность усвоить себе благонравие, составляющее существенное достоинство инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010