“Господь смотрит на сердце” человека (1 Цар. 16, 7), а не на его дела. Спаситель осуждает тех, которые “дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф. 23, 5), и произносит в их адрес гневные слова: “Горе вам, книж­ники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы проро­кам и украшаете памятники праведников” (Мф. 23, 29); “горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять” (Лк. 11, 42). Святоотеческая мысль глубоко изъясняет Евангельс­кое учение о любви, показывая ее существенное отличие от мирских о ней представлений, от того, что Тертуллиан, например, называл красивым пороком, а священник Па­вел Флоренский — переодетым эгоизмом. Главней­шим свойством христианс­кой любви святые отцы на­зывают смирение, которое является основанием и чи­стой жертвенности, и дей­ствительного бескорыстия, присущих таковой любви. По открытому отцами духовному закону, вообще не может быть ни одной ис­тинной добродетели там, где нет смирения. Преподоб­ный Варсонофий Великий учит, что “смирение имеет первенство среди доброде­телей”8, а святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что “все добродетели усматриваются последующими за ним”9. И это прежде всего относится к вершине добродете­лей — любви. “Если высшая из добродетелей, лю­бовь, — пишет святитель Тихон Воронежский, — по слову апостола, долготерпит, не завидует, не превозносит­ся, не раздражается, николиже отпадает, то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение”10. Потому сподвижник преподобного Варсонофия Велико­го преподобный Иоанн Пророк говорил: “Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суе­тен и не вменяется ни во что”11. Учение святых отцов говорит вполне однозначно: доб­рым делом является только такое, которое совершается с христианской любовью, то есть со смирением. В против­ном случае оно утрачивает свою пользу и превращается даже во зло, поскольку не может, по Апостолу, течь из одного источника сладкая и горькая вода (Иак. 3,11). Об этом говорит и духовный закон, открытый нам Самим Спасителем в следующих словах:

http://radonezh.ru/analytics/dela-very-5...

“Слово Божие – истина; заповеди евангельские – истина, а всякий человек – ложь”. Свт. Игнатий Брянчанинов . За последнее время, проповедуемое наиболее примитивными христианскими сектами панрелигиозное сознание, совсем выбивает почву из-под ног желающих обрести истину. В XXI веке “общественное мнение” объективной истиной считает уверенность в её отсутствии. В этих условиях людям, обретающим веру во Христа очень тяжело сориентироваться в море “церквей”, называющих себя Христовыми. Часто люди ошибаются. Об этом сетуют все конфессии. Значит необходимо выработать правильные ориентиры для поиска. Как правило, его результат во многом зависит от тех критериев, по которым определяется подлинная Церковь. Поэтому, прежде, чем утверждать, что Православная Церковь и есть Церковь Христова, необходимо показать каким критерием это определено и доказать несостоятельность иных систем поиска Церкви. Итак, первый, так сказать лежащий на поверхности критерий, которым руководствуется основная масса людей, ищущих подлинное христианство – нравственный. Если мы наблюдаем в некой общине высоконравственных, общительных, отзывчивых, добродушных, искренних, честных, любвеобильных и т.д., то вывод напрашивается вполне очевидный: это наверняка и есть Церковь Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 15:13; 13:35 ).  Всех почитайте, братство любите… ( 1Пет. 1:17 ). Также и апостол Иоанн считает: Кто любит своего брата, тот пребывает во свете ( 1Ин. 2:10 ). Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам ( 1Ин. 3:23 ). Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает ( 1Ин. 4:12 ) ибо любящий другого исполнил закон ( Рим. 13:8 ) – дополняет ап. Павел, и заповедует: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть связь, дающая совершенство. И да владычествует в ваших сердцах мир Божий, к которому вы призваны в одном теле, и будьте дружелюбны ( Кол. 3:14-15 ). Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры ( 1Тим. 1:5 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

     Некогда Господь «предстоял иудеям, облеченный плотью; нам предстоит Он, облеченный во Евангелие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1) . Эту мысль можно продолжить. Так же, как на Голгофе воины делили между собой одежды Христовы – те одежды, от прикосновения к которым выздоравливали неисцелимые больные, так и сегодня неверующий ум, встречаясь с Евангелием, разделяет и препарирует евангельское слово. Вместо смысла в Писании ищут противоречий, вместо истины – темы для спора. Не желая укрепиться на камне веры, находят камень соблазна и преткновения – и соблазняются, и претыкаются. Вот и в сегодняшнем Апостоле мы читали слова, с помощью которых совопросники века сего пытаются доказать наличие противоречий в Библии. «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Слова понятны. В письмах апостола Павла есть множество подобных мест. И действительно, в Писании мы можем найти такие слова, которые, на первый взгляд, будут противоречить учению Павла о соотношении веры и дел. Но перед тем как эти места привести, важно сказать, кто является их автором. Дело в том, что у великого тарсянина и вправду был серьезный оппонент из числа новозаветных писателей. Это первый епископ Иерусалима – Иаков, брат Господень. В отличие от Павла, проповедующего разрыв с ветхозаветным обрядовым законом, Иаков был иудеохристианином – и во Христа веровал, и закон соблюдал. Это чувствуется в тех местах Писания, где упоминается об Иакове. Например, когда Павел пришел к Иакову в Иерусалим, то от него и от окружавших его ревнителей закона получил совет совершить очищение по обряду (см. Деян. 21). Во время апостольского собора именно Иаков напомнил, что «закон Моисеев... по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Как раз в той главе, из которой мы сегодня читали, Павел рассказывает, как Петр перестал есть с язычниками, когда в Антиохию из Иерусалима пришли люди от Иакова. Из этих штрихов складывается портрет авторитетного учителя веры, строгого ревнителя закона, с мнением которого считались даже прославленные апостолы.

http://pravoslavie.ru/116125.html

  Кто не родится свыше — не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более — для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.   «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» — с недоумением спрашивает Никодим. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но велико его желание познать истину! Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. «Рожденное от плоти есть плоть», — говорит Господь. И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Грех растлил самое наше естество. «Яко в беззакониях зачат есмь», — исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду Таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте — Духом Святым — узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно — где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит».   «Как это может быть?» — спрашивает Никодим. Есть то, что выше нашего естественного разумения. Но оттого что он не может постигнуть слово Христово своим умом, он не отказывается от искания истины. Сколь многие самонадеянно полагают, что невозможно поверить в то, что невозможно увидеть телесным зрением. «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» — говорит Христос. Мы слышим здесь слово упрека Господа тем, кто берется учить других духовному, а сам плохо разбирается в этом. Тем, кто проводит время только во внешнем изучении Писания и внешнем соблюдении всего и небрежет о самой сути. «Можно быть вполне заслуженным доктором богословия, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — а случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да есть ли Бог?» «И откуда взяться свету, — добавляет святитель, — у этой тьмы».

http://radonezh.ru/2023/04/21/protoierey...

 богословские понятия в святоотеческом Б. функционируют иным образом, нежели в философской мысли. Катафатическое Б. Не означает ли невозможность постижения Бога в Его сущности вообще всякую тщету Б.? Свт. Григорий Богослов отвечает на этот вопрос так: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. …Весьма большая разность - быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое. Есть Бог - творческая и содержательная причина всего… для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью»   В связи с занятостью, ограничусь уже имевшимся диалогом. С уваж. Александр, Кашира 24 марта 2012г. 10:01 Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Если еще не иссяк интерес к понятию о «молоке» могу предложить вам убедиться в этом немедленно. Возьмите любой отрывок из Писания и истолкуйте (запишите), а затем сопоставьте с толкованиями известных святых, например И. Златоуста, Ф. Болгарского, Е. Сирина, …. (не подсматривайте, честно – для себя).  И  совсем не долго - но весьма показательно. Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий, видеть закон тления во всем тленном, видеть близкую всем, необъятную вечность, видеть Бога в великих делах Его в создании и воссоздании мира. Жизнь земная представляется ему скоро оканчивающимся странствованием, события ее — сновидениями, блага ее кратковременным обольщением очей, кратковременным, пагубным обольщением ума и сердца. Чаша Христова . Игнатий (Брянчанинов) jasvami 25 марта 2012г. 12:19 Александр, Кашира писал: " Возьмите любой отрывок из Писания и истолкуйте (запишите), а затем сопоставьте с толкованиями известных святых "

http://bogoslov.ru/article/2450170

– Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина. 26.11. Какие грехи называются смертными? – Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека. «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием… Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству Покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» ( Ин. 11:25 ). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» ( святитель Игнатий Брянчанинов) . 26.12. Неужели все люди грешники?  –  «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1 Ин. 1:8–9 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

а) в великопостной молитве читаем: «Иисусе, – спасительное Имя, помилуй мя» 988 . Ведь эти подлинные слова церковной молитвы и осуждает Послание. Но, может быть, их нельзя понимать в прямом смысле, а нужно видеть в них или поэтический образ, или просто пояснение имени «Иисус»? б) Но за прямой смысл подобного выражения говорит такой авторитетный в духовном отношении писатель-подвижник, как еп. Игнатий (Брянчанинов) : «Вся сила и всё действие молитвы Иисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего Имени – Иисус« 989 . »Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу " 990 . в) Наконец, подтверждение и разъяснение этой мысли мы находим у постоянного члена Св. Синода архиеп. Никона. В «Троицком Слове» за 1911 г., журнале, издаваемом и редактируемом архиеп. Никоном, печаталась рукопись под заглавием: «Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой». Затем отдельные оттиски этих рассказов вышли в качестве «издания Оптиной пустыни» с цензурного разрешения и с весьма одобрительным предисловием архиеп. Никона, тогда епископа Вологодского. На стр. 46 этой книжки мы читаем: «Имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущую и самодействующую благотворную силу». 2) «Ужасный вывод», вытекающий, по мнению Синода, из первого пункта, состоит в том, что «и несознательное повторение Имени Божия – действенно. «Но это, – по словам Синода, – противоречит прямым словам Господа: «Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи» и проч.» Раскроем это «и пр.» или, проще говоря, продолжим так некрасиво, – чтобы не сказать – неблагоговейно, – оборванный в Послании текст евангельский. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! Войдёт в Царство Небесное, но исполнявший волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак, что же? Чтобы призывание Имени Божия было спасительным, требуется от призывающих его исполнение воли Божией, но действенность его вообще не ограничена этим условием, как видно из приведённого нами текста. Имя Божие творило чудеса, исходя из уст беззаконников, о которых Господь скажет: Я никогда не знал вас». «Никогда» – значит – ив период чудотворений. Эту мысль высказывает блаженный Феофилакт: «В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от Имени Иисуса " 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А невоцерковленные люди потом будут вопрошать, со стороны глядя на христиан во главе с таким младостарцем: чем, мол, они отличаются от секты. И будут правы. С точки зрения Православия – безумно поступают не только младостарцы, но и те люди, которые, видя откровенную нелепость, ложь, а зачастую и насилие, позволили убедить себя в «высокодуховности» своих руководителей. Без-умие – болезнь нашего века, болезнь, в основе которой лежит безбожие, суеверие и дремучее невежество «просвещенного» современного человека. Как же тут не вспомнить слова Апостола Павла: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4; 3). Почему-то считается, – конечно, негласно, – что, приходя в Православную Церковь, человек должен совершенно перестать думать. Часто даже интеллигентные люди, когда заходит речь о духовных предметах, становятся по уму словно малые дети. Между тем, святой апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14; 20). И святые отцы называют мудрость, или духовное рассуждение, высшей добродетелью. В чем же она состоит и на чем основана? На следовании не нашим мнимым наитиям или даже подлинному духовному опыту (поскольку он неполный), а Божественному Откровению, заключенному в Священном Писании и Предании, то есть в Библии и святоотеческих творениях, без которых и Библию правильно понять невозможно». То есть нужно читать и читать Книги Священного Писания, и тогда и станут понятны слова Апостола, который предупреждает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И в другом месте: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4; 1); «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13; 5). Святитель Игнатий Брянчанинов также остерегает христиан от человекопочитания (гуруизма):   «Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела» . Об этом предупреждают и преподобный Пимен Великий, и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, и многие другие святые.

http://pravmir.ru/guruisticheskie-gruppy...

Авва Геронтий ( 82, 89 ). В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Иисус Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на женщин. Ибо любящий смотреть на красивые лица преимущественно сам возжигает в себе пламя страсти, делает душу пленницей и после этого скоро приступает и к совершению пожелания... Ибо Господь не сказал: кто пожелает, поскольку можно желать и сидя в горах, но «кто смотрит с вожделением», то есть кто сам производит в себе пожелание, кто без всякого принуждения вовлечет этого зверя в свое спокойное сердце; это уже происходит не от природы, но от нерадения... Поэтому-то Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, но только запретил смотреть на них с вожделением ( 115, 561 ). «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5, 29 ). Спаситель произнес эти слова не о членах. Он нигде не осуждает плоти, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, но через него смотрит ум и сердце. Если душа обращена на другие предметы, глаз часто не видит предметов, находящихся перед нами. Поэтому не все должно приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, правом, но об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Адриан 19 октября 2017, 17:31 Каким образом этот знакомый священник ещё священник и как он служит, если не поминает Патриарха? Ведь действительно Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности. А народ Божий слышит что не поминают, и как реагируют - или ему все равно? Или священник служит в приходе из себя одного? Елена 19 октября 2017, 17:00 Спасибо за статью. Дай Бог вразумления. Если зайти на YouTube, то видео о Патриархе с негативным сюжетом преобладают. Если видео положительное, то в комментарии лучше не заглядывать. Ощущение, что пираньи ведут себя как ангелы в сравнении с теми, кто пишет. Если видео патриотического содержания (хоть о Патриархе, хоть о православной церкви вообще), то оно не предлагается к просмотру при входе на главную страничку ютюба. Но все, кто хулит церковь, Святейшего или веру там в первых рядах. Заглянула в википедию. Чей ресурс ютюб? США: Сан-Бруно, Калифорния. Я сейчас Америки не открыла. Но вывод-то сделать можно тем, кто так " ревнив " ! Или не понимают, что их используют? Не дети же! Сергей Ч 19 октября 2017, 16:55 На мой взгляд статья не полезная, т.к. возбуждает ненужные волнения и страсти. " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " .От Матфея. Гл.5. Патриарх наш, хоть и не святой, но как говорится родителей не выбирают. Свт. Игнатий (Брянчанинов) призывает ежедневно читать Евангелие, там найдем ответы на все вопросы. Илья 19 октября 2017, 15:16 Вообще, удивительное, конечно, невежество - когда священники забывают, что совершать Литургию они могут только потому, что это им поручает епископ. И какая извращенная идея - когда люди полагают (понятно, по чьему наущению), что это не Церковь их спасает - а они, сохраняя какие-то принципы, облагораживают " плохую " Церковь своим присутствием!

http://pravoslavie.ru/107304.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010