20–21). Зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. «Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали (пророчества), главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа» (св. Иларий Арльский). «Дух произнес священное Писание и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, – святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ) (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к мирянам, 230). Кроме того, здесь «апостол объясняет… отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков… Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали ниспосылаемое им пророческое слово, это видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату и через них путь истины будет в поношении. О том, «какое различие между лжеучителями и лжепророками, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Затем (апостол Петр) начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их разврате» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

419. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431. Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440. …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23). 447. И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13–14).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

46-47). В Евангелии от Иоанна рассказ о Воскресении завершается словами: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20. 31). Во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается И. Б. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христ. Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря к-рой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна - о жизни во имя Иисуса, к-рой удостаиваются уверовавшие в Него. Т. о., христ. вера, переданная Иисусом Христом в наследие Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц. Имя Иисуса в Деяниях св. апостолов и апостольских Посланиях Деяния св. апостолов являются «книгой о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа» ( Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. 7-8). Вся книга Деяний пронизана удивлением перед могуществом и чудотворным действием имени Иисуса. «Именем Иисуса Христа совершались поразительнейшие знамения пред лицом всего христианского общества, что возбуждало питать во всем обществе христианском веру в неограниченную силу имени Иисуса» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. Т. 2: Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 252). В книге Деяний присутствуют неск. тем, связанных с И. Б.: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Имя Иисуса занимает центральное место в повествовании о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями: «На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники... и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: ...именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

http://pravenc.ru/text/389525.html

4. Плачем ли мы, когда: а) ощущаем прилив к сердцу нечистых помыслов; б) увлекаемся гордостью, злобой, завистью, жадностью, скупостью; в) ко врагу своему чувствуем не любовь, а вражду; г) увлекаемся страстью пьянства, сребролюбия и любостяжания; д) смущаемся и увлекаемся противлением и непослушанием родителям, начальникам или к старшим». Как смягчить «черствое сердце»? Помнить о Христе, страдавшем за всех людей, и просить Его помощи. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс.115:3-4 ): Святитель Игнатий Брянчанинов: «Просили у Господа два возлюбленные Его уче­ника престолов славы – Он даровал им Чашу Свою ( Мф.20:23 ). Чаша Христова – страдания. Чаша Христова доставляет на земле причаст­никам своим участие в благодатном царстве Хри­стовом, приготовляет для них на Небе престолы вечной славы. Все мы безответны пред Чашею Христовою; никто не может жаловаться на нее, отказывать­ся от нее, потому что Заповедавший вкушение ее Сам прежде всех испил ее» ( Аскетические опыты. Том 1. Чаша Христова ). Бороться с собственной гордыней. Читая Священное Писание, думай о том, почему плакал царь Давид: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» ( Пс.37:19 ), почему апостол Петр сказал Христу: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк.5:8 ), почему апостол Павел называл себя величайшим грешником ( 1Тим.1:15 ). Это поможет быть искренним, повторяя перед причащением слова молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Видя грех другого человека, постарайся не осуждать, но подумать: «А я ведь хуже, чем он». Осторожнее относиться к смеху. Спаситель прямо предупреждает: «Горе вам, смеющиеся(греч. гелонтэс, от гэла – смеяться, веселиться, ликовать, насмехаться) ныне! Ибо восплачете (греч. пенфисэтэ) и возрыдаете (греч. клаусэтэ, от клэо – рыдать, оплакивать)» ( Лк.6:25 ). Апостол Павел пишет христианам Ефеса: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство (греч. эутрапелия – балагурство, шутовство, веселая болтовня) не приличны» ( Ефес.5:4 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

50 «Некоторые говорят, что по вкушению плотского греха невозможно называться чистым... Если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия» (Слово 15, гл. 66). См. также: Свт. Иоанн Златоуст . Поли. собр. творений. Т. 6. Беседа IV на слова пророка Исаии). 54 См., например, житие прп. Серафима Саровского . Особенно интересен случай, когда батюшка Серафим благословил на брак уже пожилую девицу, желавшую посвятить себя Богу. В преклонных летах она вступила в брак и, несмотря на это, была совершенно счастлива в семейной жизни («Радость моя...». М.: «Ковчег», 2003. С. 185). 55 «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор. 7, 10–11 ). 56 Здесь можно вспомнить юношу, обратившегося к Иисусу Христу со словами: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ Христос перечисляет ему заповеди Моисея, как достаточные для спасения. Далее, видя, что юноша преуспел в исполнении этих заповедей и желает большего, Господь дает ему иной, более высокий закон: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). «Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим», – комментирует этот евангельский отрывок свт. Игнатий (Брянчанинов) (Аскетические опыты. Т. 2. Слово о спасении и христианском совершенстве). 58 « Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно правилам святого Василия Великого , увеличивается» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. X. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

6, 17) " и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых (Кол. 1, 24)? Кто так умер для мира, как ты, который говорил: " Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа " (Флп. 3, 8)? Святитель Димитрий Ростовский (103, 778-779). Апостол повелевает " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Отложим образ ветхого человека, скотоподобный и звериный, мерзкий и нечистый, и облечемся в новый образ Божий, небесный и святой. И станем подобны Отцу нашему Небесному, Который нас создал по образу и подобию Своему. И этот образ, растленный грехом, Отец наш небесный обновляет во Христе силой святого Духа. Станем подобны Ему благими нравами: будем милосердны, как Он милосерден, будем чисты и святы, как Он свят, будем щедры, кротки, терпеливы и милостивы, как Он долготерпелив и многомилостив. И поскольку будем совлекаться ветхого человека, по стольку будем облекаться в нового; ибо отвержение одного есть облечение в другого, и смерть одного есть жизнь для другого. Совлекается и умерщвляется ветхий человек-облекается и оживляется в нас новый. Поскольку же будем облекаться в нового человека, постольку будут в нас богоподобные свойства. Поскольку же будут богоподобные свойства, постольку будет чист и ясен в нас образ Божий. Святитель Тихон Задонский (104, 212-213). ...Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой и становится сыном Божиим по благодати (108, 522). Господь - Дух и человека, прилепляющегося к Господу, соединяет с Собой, делает духом... Человек этот становится духовным, заимствуя из Духа Господа духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него свойства скотоподобные (111, 134). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление людей, совершено усыновление их Богу. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 138).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

70. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 71. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. 72. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. 73.  Митрополит Киевский Исидор — о нем см. с. 86. 74. РНБ РО. Ф. 1000. 1924. 171. Жизнеописание епископа Игнатия. Прилож. 75.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 2. С. 116–119. 76. См. письма Митрополита Киевского Филарета. С. 34–45. 77. Подробнее см. т. 8, с. 124–127. 78. См. письма Владыки Ярославского (Митрополита Киевского) с. 34–45. 79. О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 426. 80. См. также т. 8, с. 124–127. 81.  Антоний (Г. А. Рафальский; 1789–1848) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1843–1848 гг. 82.  Никанор (Н. С. Клементьевский; 1787–1856) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1848–1856 гг. 83.  Архиепископ Нил… — О нем см. с. 46–51. 84.  Ср:. Дни мои — как уклоняющаяся тень… (Пс. 101. 12). 85.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский в 1856–1860 гг. 86. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 87. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 88.  Преподобный старец Феодор Ушаков (в миру Иоанн; 1718–1791) — великий подвижник, восстановитель Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины. 89. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 516. 90. О нем см. с. 289–290. 91.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). СПб., 1868. С. 41. 92. О ней см. с. 524. 93.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 189. 94. РНБ РО. Ф. 1927. С. 277–279. 95.  С. И. Снессорева. Игумения Феофания (Готовцева). С. 297. 96.  Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Господи… к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс. 142. 8, 9, 10). 97.  ибо… двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20). 98.  Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28, 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Maria 21 октября 2012, 20:32 «Когда я смотрю на малолетних детей, я не могу остаться равнодушным от мысли, чту они должны будут, бедные, вытерпеть в сию пору» -и через 150 лет можно сказать, что все потвердилось и даже больше того.... с приходом новинок как TV, PC, I pod, Nook еще быстрее пошло разложение человечества, в масштабном количестве. Святитель Филарет и Епископ Игнатий (Брянчанинов)были великие столпы православия. Наталья 23 декабря 2011, 11:19 Спасибо автору и всем отцам нашей церкви за свое истинное служение. Не будь всего этого, нас бы давно уже не было, как и мира бесовского, сметенного Всевышним. Нас долготерпят только за это. А призыв Иоанна (Соколова) актуален и сегодня: " Народ! Помни Бога! " . Спасибо. Такие статьи, как напоминание, из области " Прекрасного, Вечного, Доброго " . nikitis 3 декабря 2011, 13:20 Все это, конечно, хорошо. И хорошо, когда человек задумывается, размышляет, делает для себя какие-то выводы. Но не следует забывать, закрывая глаза на то, что коммунистический зверь пришел к власти на плечах развращенного гностицизмом православия, как и фашизм с нацизмом - на плечах развращенного католицизма, протестантства и уже набравшего силу коммунизма. И зачем ждать или где-то искать человека греха, если он давно уже открылся и сделал свое страшное дело, когда люди впустили его в храм духовный? Что толку переворачивать и расставлять по-новому старые догмы, доктрины и религиозные идеи. Мертвое оно и останется так же мертвым. А животворить может только Сам Бог живой, пришедший Христом Иисусом и безусловная простота веры в Него, в Его духовное водительство, в благодать Его. Больше ничто и никто, сколько бы человек сам не перестраивал и не обновлял старое и мертвое. георгий 2 декабря 2011, 19:26 Надобно продлить цитацию слов Христа, чтобы знать, что делать…«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращаеться назад взять одежды свои» (Мф 24, 15-18).

http://pravoslavie.ru/45120.html

   Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — помнишь, как отказался ты идти в больницу просто потому, что там — страшно? Потому, что полубезумные от боли люди, там находящиеся, всё твердили: «домой, домой, домой...»?    Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — ведь ты даже не помнишь имен тех десятков несчастных, изуродованных детей с негнущимися руками, ногами, спинками, у которых живыми были только глаза, детей, которых крестили тогда, в начале 90-х, в детдоме для младенцев-«отказников»... Помнишь муравьев, которые ползали по их бритым, измазанным зеленкой головкам?.. И помнишь ли женщин, которые почти задаром ухаживали за этими детьми?    Посмотри на дела свои, душа моя, и ужаснись — найдешь ли ты что-нибудь, что осмелишься принести Господу и Богу своему как сердечный дар?    Вознес ли я пред Божиим Престолом жертву чистую? И что могло бы быть такой жертвой, как не жизнь моя непорочная?    Посмотри на жизнь свою, душа моя, и плачь: откуда взять тебе эту чистую жертву?    Из гордыни ли, которой полон мир, и ты — вместе с ним?    Из лицемерия, которое люди сделали главным принципом своей жизни, и ты — вместе с ними?    Из жестокости, которую так настойчиво диктует настоящий век, — так настойчиво, что человек уже становится вроде бы и ненужным, если не приносит прибыли? Настолько ненужным, что ему готовы уже определить «срок дожития», да еще и принять все меры, чтобы «дожитие» это было бы как можно короче?! Но ведь сердце твое от этого не рвется...    Плачь, плачь, душа моя, потому что, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), то, что слезами не полито, — не взойдет. Не уставай поливать — ведь и сухой пенёк, по воле Божией, может дать живой росток...     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.     «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” ( Лк.22:3–4 ). “Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” ( Мф.27:3–5 ). Безнадежное уныние лечится именно обретением надежды – памятью о том, что Господь хочет всех нас спасти, и что Он любит каждого из нас. Каждому из нас, тонущих в ощущении собственного падшего естества, Бог протягивает якорь и лишь ждет, чтобы мы сами протянули руки и схватились за этот якорь. «Оно , как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол» (свт. Иоанн Златоуст ). Таким образом, чтобы избежать уныния, печали и скорби, которые могут настигнуть человека при осознании собственных грехов, необходимо хранить память о том, что спасаемся мы не только со своей стороны, своими верой и делами, но и действием Божеий Благодати, Любовью Милостивого Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов призывал выражать самоукорение словами молитвы благоразумного разбойника: «Достойное по делам моим приемлю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» ( Лк.23:41–42 ). Для истинного самоукорения важной подмогой является память о Страшном Суде. Святые отцы учат жить так, словно живешь последний день. Память о неизбежности смерти и страх перед геенной огненной способны остановить совершение греха. Однако один лишь страх перед вечными страданиями не должен быть поводом для самоукорения. Подобное самоукорение в сочетании с подавляющим страхом перед вечными мучениями – еще один из путей к унынию, так как в нем нет надежды на Божие Милосердие. Для Спасения необходимо именно покаяние из Страха Божиего, а не один лишь страх своей возможной печальной участи. То есть мотивом для самосовершенствования должна быть любовь к Богу и боязнь огорчить его, а не только страх перед геенной огненной. Хотя именно этот страх вечных мучений часто лежит в начале духовного делания, но если он станет довлеющим, если все внутренние труды будут подчинены лишь желанию избежать ада, если они не будут наполнены Любовью ко Христу, то тогда они будут словно искусственное понуждение без сердечной вовлеченности в доброе делание, и они потеряют свою ценность.

http://azbyka.ru/samoukorenie

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010