Николай Васильевич в Совете убежденно ответил противникам нашей идеи, и эти противники потом превратились в людей, которые воздержались при голосовании. Воздержавшиеся сидели втроем вместе и, наверное, заранее договорились, как действовать в данной ситуации. В первой публикации Михайловский пишет, что на месте снесенных касс БКЗ нужна маленькая часовня, потому что храм будет слишком громоздким. Это заявление, видимо, говорит о том, что искусствовед не может себе представить, как следует, ситуацию. Хотя Пунин и Лисовский - тоже искусствоведы, но они - историки архитектуры. Было удивительно, что, если я делал доклад от греческой общине, которая выступает за наш проект, то вдруг Михайловский сказал про какую-то часовню, за строительство которой тоже якобы выступает греческая община. Все это было странно. И когда Михайловский заявил, что видит в ситуации какую-то интригу, Николащенко ему парировал, что тот сам создает интригу, потому что не только коммунисты виноваты, что они снесли Греческую церковь и другие храмы, но и мы все виноваты. И восстановление этой церкви, подчеркнул Борис Васильевич, - это покаяние всех нас в связи с тем, что случилось. На наших глазах сжигали иконы, на наших глазах ломали храмы. Он говорит, что, когда был студентом, то, как мог, писал письма в защиту святынь, и его за эти письма наказывали. Потом долго шло обсуждение византийской архитектуры, потому что Греческая церковь как таковая была первой не только в Петербурге, но, скорее всего, и во всей России. Если посмотреть книгу «Византийское искусство» Юрия Савельева, члена-корреспондента Академии Художеств, то он как раз ее описывает, как императорский заказ. Император Александр II хотел повернуть страну ближе к нашим славянским народам и, соответственно, византийский стиль принять за основу для храмового зодчества. Церковь Димитрия Солунского стала аналогом для многих церквей Белоруссии и всей России в целом. Каждое очередное покушение на Александра II сопровождалось строительством нового храма в византийском стиле. Вспоминали участники заседания и про Кронштадтский Морской собор, который в этом году празднует 100-летие, и говорили о том, что это ничто иное, как воссоздание, реконструкция, и это, конечно, здорово. Но строительство Греческой церкви нельзя назвать воссозданием, правильно называть его новым строительством по старым чертежам. Все знают, что Кронштадтский Морской собор был построен через 50 лет после строительства Греческой церкви, и я уверен, что архитектор Морского собора Косяков, хотя и сам, конечно, был мастером, но ходил смотреть на Греческую церковь для того, чтобы ее идеи потом использовать при проектировании Морского собора. Греческая церковь была первой и единственной в своем роде постройкой в России в византийском стиле.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/07/na...

Закрыть Инициатива нижегородских патриотов нуждается в поддержке Воеводам России – Вечная Слава! Елена Васканова   15:49 02.11.2023 346 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский Вестник Увы, не только годы, а века отделяют нас от событий 1611–1612 годов, когда Русь стонала от нашествия польско-литовских интервентов. Врагом захвачены были города, земли губерний. И до Москвы добрались оккупанты: в Кремле хозяйничали, предвкушая привольную жизнь за счет трудов русских крестьян и умельцев. Не по нраву полякам была и вера русская, православная: свою католики насадить хотели, чтобы труженик в России был послушен им, жестоким грабителям. Многолетние исследовательские труды историков, писателей Валентина Костылева (роман «Кузьма Минин» издан в 1939 году), Михаила Юхмы (роман «Дорога на Москву» издан в 1966 году) помогли восстановить имя турхана, князя-воеводы Буртаса, который в 1612 году объединил отряды чувашских ополченцев и повел их на воссоединение с нижегородцами для освободительного похода на Москву. Князь Буртас известен был как один из ближайших соратников Кузьмы Минина в ополчении. Не случайно уже после победительных для России битв за Москву Минин не прерывал дружеских отношений с Буртасом. Царем Кузьма Минин был включен в комиссию, направленную в Казань для разбирательства по жалобам о казнокрадстве. Возвращаясь из Казани, Минин занемог и остановился в крепости у Буртаса около села Шобашкаркасы. Болезнь оказалась смертельной. Кузьма Минин скончался возле дуба, у которого в последние дни своей жизни грелся под лучами весеннего солнца. Дуб этот прошедшие века почитался чувашами как священный. В память об освобождении Москвы под предводительством Минина, Пожарского и Буртаса чуваши собирались под этим дубом в памятные для России дни. В 2014 году многовековой дуб рухнул, что воспринято было как предзнаменование потрясений в России. Но чуваши знаковое место не оставили заброшенным – возле пня дуба посадили цветы, яблони, поставили памятный знак. Дуб дал отростки. Несколько лет назад возникла идея на месте кончины Кузьмы Минина установить достойный памятник единства русского и чувашского народов. Провели конкурс на лучшую монументальную композицию. Победителем стал заслуженный художник Чувашской Республики Петр Пунин. По его проекту – конный памятник воевод Минина, Пожарского и Буртаса должен быть установлен на высоком кургане.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/02/inicia...

Изд.: Кат. выставки картин, этюдов и рисунков А. А. Иванова, с краткой биографией художника и кратким описанием его большой картины «Явление Христа народу». М., 1897; Алленов М. М. А. А. Иванов: Альбом. М., 1980; Александр Иванов: Акварель/Сост.: Е. Плотникова. М., 1998; Александр Иванов: Альбом/Авт. текста: Н. Яковлева. М., 2002. Лит.: Романов Н. Эскизы и этюды А. Иванова в Румянцевском музее//Аполлон. 1912. Вып. 8. С. 5-19; Павлуцкий Г. Г. Источники худож. творчества А. А. Иванова//Искусство. К., 1914. С. 3-20; Зуммер Вс. М. Система библейских композиций А. А. Иванова: Анализ 13-ти сложных сюжетных циклов//Искусство в южной России. К., 1914. 7-12; он же. О вере и храме А. Иванова. К., 1918; он же. Проблематика худож. стиля Ал. Иванова: стиль «библейских эскизов»//Изв. Азербайджанского гос. ун-та. Баку, 1925. Т. 2-3; он же. Эсхатология Ал. Иванова//УЗ науч.-исслед. кафедры истории европ. культуры. Х., 1929. вып. 3. С. 393-408; Стасов В. В. О значении Иванова в рус. искусстве// Он же. Избранное. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 125-149; Алпатов М. В. А. А. Иванов: Жизнь и творчество. М., 1956. 2 т.; Неклюдова М. Г. «Библейские эскизы» А. А. Иванова (к истории создания и замысла, к вопросу о стиле)//Рус. искусство XVIII - 1-й пол. XIX в. М., 1971. С. 48-115; Загянская Г. Пейзажи Александра Иванова. М., 1976; Алленов М. М. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»): Идейно-худож. проблематика: Канд. дис. М., 1975. 2 т.; он же. Александр Андреевич Иванов. М., 1980; он же. Картины природы и Картина Природы в пейзажном творчестве: (Уроки Александра Иванова)//Человек - природа - искусство: Вопросы комплексного изучения: Сб. ст. Л., 1986. С. 160-178; он же. Александр Иванов. М., 1997; Пунин Н. Н. «Библейские эскизы» Александра Иванова//Проблемы изобразительного искусства XIX ст. Л., 1990. Вып. 4. С. 14-21; Поспелов Г. Г. «Круг жизни» народа у Александра Иванова// Он же. Рус. искусство XIX в.: Вопросы понимания времени. М., 1997. С. 74-111. М. М. Алленов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200471.html

П. Р. Важное значение дневника для приходского священника//Руководство для сельских пастырей. 16. 1876. С.475–488. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. СПб., 1889. Правила святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. М., 1912. Правила святых отец с толкованиями. М., 1884. Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению и ежедневное вечернее и утреннее. Владимирово, 1948. Православие: словарь атеиста/Под ред. Н. С. Гордиенко. М., 1988. Православие, армия и флот России. Каталог выставки. СПб., 1996. Православное богословие и благотворительность (дьякония). Сб. статей/Сост. H. A. Печерская. СПб., 1996. Преображенский А. (прот.). О богослужении Православной Церкви с подробным объяснением Всенощного Бдения и Литургии. СПб., 1884. Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924. Преображенский Я. В. Новый и традиционный: духовные ораторы оо. Григорий Петров и Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Критический этюд. СПб., 1902. Протонов В. В. Черные Вороны. Пьеса в пяти действиях. СПб., 1908. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990. Пустошкин В. Ф. Церковь Христова в опасности. Отповедь Преосв. епископу Филарету, главе Вятской епархии. СПб., 1908. Пыпин А. Н. Исследования и статьи по эпохе Александра Первого. Пг., 1916–1917. Пыпин А. Н. Рец. на кн.: Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Казань, 1891–1892. Оттиск статьи из «Вестника Европы» (недатированный). С. 710–711, 732. Пятидесятилетие преставления приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского . Юбилейный сборник. Нью-Йорк, 1958. Райские цветы с русской земли/Сост. П. Новгородский. Сергиев Посад, 1912. Рассказы сельских священников о дивных явлениях милости Божией и грозных судьбах Его. М., Рига, 1996. Революция 1905–1907 гг. в России, Документы и материалы. Сост. А. Л. Сидоров и др. Т. 1: Высший подъем революции, вооруженные восстания в ноябре – декабре 1905 г. М., 1955. Рожнов В. Е. Пророки и чудотворцы: этюды о мистицизме. М., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Еще в 1915 г. Н. Пунин писал: «В иконе нет ни движения, ни действия, -триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа или ведения, сошлись, чтобы в мистической белизне испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, и страдашями, и ее скорбью». Особая тишина пронизывает икону. «В этом словно все время нарастающем движении линий, в невозможной тишине душевного мира, в безболезненно чистом созерцании одиноких и остропечальных ликов вычерчивается незаметными, едва ощутимыми линиями индивидуальная сущность каждого из трех посланцев неба; пусть это одна душа, но у нее три формы, и она трепещет по-разному В этих формах… Это тончайшее разделение внутренне и внешне связанных состояний духа в сущности и есть художественное содержание иконы, ее тема, ее идея, идея совершенно исключительная по глубине и крайне сложная в выражении» 272 . То, чего не могла вместить в себя древнерусская письменность, справедливо отмечал М. В, Алпатов, в мире древнерусской иконописи облечено «в отчетливую, зримую форму» 273 . «Самые поэтические образы всего древнерусского искусства» 274 ангелы Рублева воплотили в себе и самые сокровенные глубины духовного мира древнерусского человека, его стремление уже в этом красочном, чувственно осязаемом мире приблизиться к миру идеальному, непреходящему, абсолютному в своей красоте и гармоничности. «Ангелы, -пишет академик Д. С. Лихачев, -символизирующие собой три лица Троицы, погружены в грустную задумчивость, и молящийся вступает в общение с иконой путем «умной» (мысленной) молитвы. Ангелы слегка обращены друг к другу, не мешая друг другу и не разлучаясь. Они находятся в триединстве, основанном на любви. Тихая гармония Троицы вовлекает молящихся в свой особый мир» 275 . Для средневекового зрителя, знакомого с христианством хотя бы по церковному богослужению, «Троица» Рублева являлась глубоким художественным образом откровения триединого Бога и символом Евхаристии (в композиционном центре иконы на белом фоне стола помещена чаша с головой агнца-средневековый символ евхаристической жертвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Поражает мужество и сила духа заключенных Абезьского лагеря: истощенные болезнями и голодом люди еще и думали о том, как потомкам передать сведения об упокоенных в безвестных могилах выдающихся узниках. В морге в тело Карсавина была вложена капсула с эпитафией, чтобы потомки узнали, кем был этот человек Подробности погребения Льва Карсавина сообщил редактору одной из газет Коми Владас Шимкунас, который работал заведующим стационаром лагерной больницы в Абези. При вскрытии в лагерном морге в тело Карсавина была вложена капсула с эпитафией, чтобы когда-нибудь потомки узнали, кем был этот человек, захороненный в безымянной могиле. Впоследствии обнаружить место захоронения Льва Платоновича удалось аспиранту Ленинградского института культуры Владимиру Шаронову, которому в поисках помогли как факты, сообщенные врачом-литовцем, так и воспоминания и рукописи Анатолия Ванеева, бывшего заключенного Абезьского лагеря, автора эпитафии Льву Карсавину и книги «Два года в Абези». Историю этого исследования, проведенного Владимиром Шароновым, можно прочесть на сайте журнала республики Коми «Регион» . Памятник Н.Н. Пунину на мемориальном кладбище поселка Абезь Местом упокоения номерное кладбище поселка Абезь стало и для искусствоведа Николая Пунина, преподавателя Института живописи, скульптуры, архитектуры, Ленинградского университета, художественного критика, профессора, исследователя, музейного работника, идеолога и пропагандиста авангардных течений. 15-ю годами брака с Николаем Пуниным была связана Анна Ахматова. И благодаря заступничеству Анны Андреевны (она написала письмо Сталину) первый арест для Николая Николаевича завершился освобождением. Но в 1949-м году Николай Пунин был арестован во второй раз и приговорен к 10 годам лагерей. Его жизнь оборвалась 21 августа 1953 года в лагерной больнице поселка Абезь… Очищаем от снега его могилу, потому что портрета на памятнике из-за снежной шапки почти не было видно, и несколько минут стоим молча... Как грубо, жестоко была оборвана жизнь интереснейших людей прошлого столетия. Больно, что последний приют они обрели на лагерном кладбище маленького поселка Коми, куда так трудно даже в наши дни добраться…

http://pravoslavie.ru/116870.html

Пессимизм Тургенева возбуждал в современном ему обществе недоумение и создал знаменитому романисту то нравственное оди­ночество, которым он так тяготился. Тургенев жаждал рукоплеска­ний и популярности, особенно среди молодежи, а «Отцы и дети», «Дым», «Пунин и Бабурин» и «Новь» возбуждали только шумные споры и самые противоположные нарекания. Тургенев выставлял себя постепенцем и либералом конституцион­но-монархической закваски . Но в чем выразились его симпатии к конституционной монархии? Разве только в осуждении резких выхо­док Добролюбова против Кавура и в убеждении, что нам, русским, не подобает иронизировать над такими конституционными министра­ми, как Кавур, ибо мы еще не доросли даже до конституции. Тургенев ничего не сделал для русского политического самосозна­ния и для русской политической мысли. Он не отличался ни граждан­ским мужеством, ни политической дальновидностью, ни верным по­ниманием отечественной старины, но он был истинным художником и не мог не касаться того, чем стоит и держится Россия - Самодер­жавия. Он упоминал о нем редко, мимоходом, тоном завзятого запад­ника и отщепенца, но тем не менее и у него можно найти несколько мест, весьма ценных для изучения русского монархизма как чувства и настроения. Укажем на некоторые из этих мест в виде примеров. Говоря в «Литературных воспоминаниях» о пожаре на море, про­исшедшем в мае 1838 года на пароходе «Николай I » , на котором Тургенев впервые поехал за границу, он мастерски передает впе­чатление, произведенное на пассажиров вестью о пожаре. «Совер­шенно справедливо, что ничто не равняется трагизму пожара на море или крушения, кроме их комизма». Перечисляя все подмечен­ные проявления трагического и комического, Тургенев рассказыва­ет, между прочим, о таком эпизоде: «Какой-то генерал с угрюмо растерянным взором не переставал кричать: «Нужно послать курье­ра к государю! К нему послали курьера, когда был бунт военных поселений, где я был, и это спасло хоть некоторых из нас!» Генерал, конечно, заговаривался и под влиянием ужаса, как казалось, пред неминуемой и страшной смертью, был близок к умопомеша­тельству, но характерно, что даже при таких обстоятельствах про­явилась его непоколебимая вера в могущество Императора Николая I! Как типично, что он даже в открытом море хотел спасти себя и других посылкою курьера к Государю! Слова генерала, конечно, были похожи на бред, но в них отражалось обычное политическое настроение старика.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

Вот – из того ж Михайловского, из письма к возлюбленному другу П. Вяземскому – на эту же тему: трезвого понимания ограниченности своих полномочий, своего дара (к слову, в таком трезвении тоже – прямо христианское смирение): В глуши, измучась жизнью постной, Изнемогая животом, Я не парю – сижу орлом И болен праздностью поносной. Бумаги берегу запас, Натугу вдохновенья чуждый, Хожу я редко на Парнас, И только за большою нуждой. Но твой затейливый навоз Приятно мне щекотит нос: Хвостова он напоминает, Отца зубастых голубей, И дух мой снова позывает Ко испражненью прежних дней. Кто еще так вольно мог говорить о творчестве? Только тот, кто сам есть воплощение творчества. Кто еще так вольно мог говорить о творчестве? Только тот, кто сам есть воплощение творчества. А уж обывателю совсем малопонятно такое отношение, «изнутри», из рабочего кабинета. В «испражненьи прежних дней» немало шедевров – стоит лишь взглянуть на список пушкинских сочинений до 1825 года. Но Пушкин-то, в «Разговоре книгопродавца с поэтом» вдохновенье назвавший «признаком Бога», знал, что «…крайнее безумие — гордиться Божиими дарованиями» (преподобный Иоанн Лествичник). И, наконец, главное в нашем продолжении бердяевской тезы «Пушкин – Саровский». Мне не кажется достаточным это «дуо». Когда речь идет о двух, всегда есть соблазн впасть в противопоставление частей, составляющих пару, в ущерб пониманию их взаимодополнительности. В чем не может быть вольного или невольного противопоставления, так это в троице. Николай Пунин в слове о рублевской иконе Святой Троицы сказал: «…пусть это – одна душа, но у нее три формы, и она трепещет в приходящих по-разному этих формах... тончайшее разделение внутренне и внешне связанных состояний духа...» Я клоню к тому, что с преподобным Серафимом Саровским и Александром Пушкиным должен быть третий. Непременно должен. «Религия, искусство и наука. Выкиньте что-то… – будет лишь анализ без полного синтеза, получится неустойчивая и слащавая шаткость». Ученый муж Д. Менделеев, вышедший, как, к примеру, и В. Вернадский, из семьи священника, писал в «Заветных мыслях»: «Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух ; инстинкт, разум и воля ; свобода, труд и долг . Последний должно признать по отношению к семье, родине и человечеству , а высшее сознание всего этого – выраженным в религии, искусстве и науке . Выкиньте что-то из каждой троицы – будет лишь анализ без полного синтеза, получится неустойчивая и слащавая шаткость, а в образовавшуюся пустоту того и гляди проникнет отчаяние либо ворвется какой-то вздор, не выдерживающий первичной критики».

http://pravoslavie.ru/71272.html

В чем не может быть вольного или невольного противопоставления, так это в троице. Николай Пунин в слове о рублевской иконе Святой Троицы сказал: «...пусть это - одна душа, но у нее три формы, и она трепещет в приходящих по-разному этих формах... тончайшее разделение внутренне и внешне связанных состояний духа...» Я клоню к тому, что с преподобным Серафимом Саровским и Александром Пушкиным должен быть третий. Непременно должен. «Религия, искусство и наука. Выкиньте что-то... - будет лишь анализ без полного синтеза, получится неустойчивая и слащавая шаткость». Ученый муж Д. Менделеев, вышедший, как, к примеру, и В. Вернадский, из семьи священника, писал в «Заветных мыслях»: «Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух ; инстинкт, разум и воля ; свобода, труд и долг . Последний должно признать по отношению к семье, родине и человечеству , а высшее сознание всего этого - выраженным в религии, искусстве и науке . Выкиньте что-то из каждой троицы - будет лишь анализ без полного синтеза, получится неустойчивая и слащавая шаткость, а в образовавшуюся пустоту того и гляди проникнет отчаяние либо ворвется какой-то вздор, не выдерживающий первичной критики». Что ж, это нам близко. Поищем третьего - исходя из троичности, учитывая триаду, «русскую троицу». Отводя, по Менделееву, преподобного Серафима Саровского - религии, Александра Пушкина - искусству, следует дополнителя в триаде русского космоса разглядеть в науке. Эпоха, разумеется, должна быть той же. Ведь мы рассматриваем хоть и чрезвычайную волну, но одну. Николай Иванович Лобачевский Как вам покажется в этом ракурсе Николай Иванович Лобачевский? Родившийся в 1792 году - позже Прохора Мошнина (преподобного Серафима Саровского), но на семь лет раньше Александра Пушкина. Умерший последним в этой троице - в 1856 году. Коля Лобачевский родился в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Это та самая губерния, где совершил свои духовные подвиги преподобный Серафим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Анна Ахматова 1 мин., 26.09.2019 Анна Ахматова — великий русский поэт, прошедший вместе со страной тяжелейшие испытания. Ее первый муж, Николай Гумилев, был расстрелян ЧК. Третий муж, Николай Пунин, погиб в лагере.  Сын Ахматовой,  известный историк Лев Гумилев,  провел в заключении более 10 лет. Жертвам сталинского террора  посвящена поэма Ахматовой «Реквием».  О своей судьбе она писала:  «…Нет,инеподчуждымнебосводом,  И не под защитой чуждых крыл, —  Я была тогда с моим народом,  Там, где мой народ, к несчастью, был...»  В годы блокады голос Ахматовой звучал по радио, воодушевляя ленинградцев. Ахматова дважды номинировалась на Нобелевскую премию,  но так и не получила ее. Она также известна как переводчик и исследователь творчества Пушкина.  За год до смерти Ахматова получила докторскую степень Оксфордского университета.  Посмотреть все  Минутные биографии Проект «Минутная биография» реализуется МООМС «Большая семья» при поддержке Фонда президентских грантов, его основная цель — знакомство с людьми, внесшими вклад в историю нашей страны: учеными, писателями, военачальниками и т.д. Каждый рассказ занимает всего минуту. Информационным партнером проекта является журнал “Фома”. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/anna-ahmatova.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010