Пуло Иван Елизарьев, дьяк, 1559 г. [см. Овечкин] Пуло, пул – медная монета небольшой ценности Пуляй, Пуляевы : Иван Васильевич Пуляй Свиязев [см. Свиязевы], 1498 г., Новгород; Осип Домашнего [см. Домашний] Пуляев. помещик, 1594 г., Новгород Пунин Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Пуня – небольшая летняя постройка, служившая как баня Пунко : кн. Иван Андреевич Телятевский [см. Телятевские], 1508 г. Пуной, пунко – мелкая пташка, сосновка или зимний подорожничек, стренатка (Даль) Пупок , крестьянин, XVI в., Новгород; Иван Семенович Пупок Колычев [см. Колыч], первая половина XVI в. Пупынин Ждан [см. Ждан], подьячий, 1600 г., Новгород Пупыш , несколько лиц в Новгороде, XVI в.; Пятый Пупышев, крестьянин, 1624 г., Соль Вычегодская Пурганов Кирман Евстафьев, крестьянин, 1615 г., Важская область Пургосов Воин Тимофеевич, помещик, 1587 г., Тула; Пургосовы, вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд Ср. в летописях Пургас – мордовский князь, 1228 г. 71 Пурдыло ( Пурдыш ) Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород Пурнев Дема Родионович, помещик, 1495 г., Новгород Пурыш Иван Иванович Татищев [см. Татище] Пурыш – курыш, индюк Пустило ( Путило ), Пустиловы ( Путиловы ): Пустило Нечаев Мичурин [см. Нечай, Мичура], 1570 г., Бежецк; Иван Иванович Путило Козлов [см. Козел]; Путиловы, несколько родов, XV–XVI вв., Новгород и Ярославль [см. Коротень, Корчемка, Непогодье, Угрим, Чурыгин] Пустин Мурат [см. Мурат], крестьянин, 1611 г., Новгород Пустобояров : Пятый, царский сытник, 1573 г.; Дружина [см. Дружина], стряпчий Сытного дворца, 1620 г., Дмитров Пустой Жабин [см. Жабин], помещик, перед 1592 г., Арзамас Пусторосль, Пусторослевы : Пусторосль Алексеевич Буру нов Сорокоумов-Глебов [см. Бурун, Сорокоум], начало XVI в.; Федор Михайлович Пусторосль Бороздин [см. Борозда], начало XVI в.; от него – Пусторослевы Пустоселов Дмитрий, еретик, сожженный в 1505 г., Новгород Пустоха, Пустошка, Пустошкины : Василий Григорьевич Пустоха Аничков [см. Аничковы], конец XV в.; Пустохины и Пустошкины, помещики с конца XV в. и позже, Новгород [см. Пир, Чехол]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мир взрывается из-за несчастного фильма или стихов. Никто слова сдерживания произнести не может. Те, кто протестует, не знают толком, против чего выступают. У одних таким образом выливается накопившееся недовольство жизнью. Возрастает возмущение и тех, кто недоволен арабской революцией, увидев, что она жуткая, нетерпимая, кровавая. Всякие возможности мирного развития не допускаются. Ситуация с религиозно-политическими провокациями на примере мусульманского мира понятна. Есть и ответ на вопрос, что делать. Выход один – не поддаваться на провокации. Они несут нестабильность в обществе, заполняют жизнь людей, отвлекают от важных проблем. Это политическая сторона. Но и искусство провокативно. Для современного искусства это характерная черта. Так было всегда. " Черный квадрат " Малевича – художественная провокация. Импрессионисты, фовисты и многие другие художники сознательно шли на скандал. Музейные люди сталкивались с провокациями давно. Известен манифест Маринетти и русских футуристов: уничтожим музеи, это помойки, кладбища... Между прочим, и продажи картин из отечественных музеев на Запад были связаны с этой идеей. Классическое искусство барахло, если за рубежом его ценят, пусть платят деньги. У нас есть передовое, авангардное искусство. По поводу возвращения эрмитажных картин из Москвы комиссар при Эрмитаже Николай Пунин сказал: хорошо, что вернулись, но они никому не нужны. Музейщики относились к таким выступлениям спокойно: вы делаете свое дело, мы свое, а там посмотрим. Надо внимательно наблюдать за современным искусством. Мы часто говорим, что на 50% это шарлатанство. Как определить настоящее? Картинки на стенах, сделанные во время арабской революции, сегодня не искусство, потому что идет война. Через 200 лет они будут искусством. Карикатуры на Мухаммеда – не искусство, хотя стилистически к нему относятся. Искусство кончается там, где оно становится политической провокацией. В какой степени оно попадает в сферу уголовного преследования – не наш вопрос. Важно на провокации не поддаваться и знать, как им противодействовать.

http://religare.ru/2_97540.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский человек из Буживаля 130 лет назад, 3 сентября 1883 года, умер И.С. Тургенев 04.09.2013 495 Время на чтение 11 минут Иван Сергеевич Тургенев считается самым «европейским» из всех наших писателей XIX века, но своими вершинными достижениями он обязан русскому народу и «русской теме». В отличие от писателей-разночинцев того времени, Тургенев с малых лет жил в достатке и изобилии, но обстановка в его семье мало способствовала увлечению русской литературой. Мать его, Варвара Петровна, была женщиной, озлобленной своею судьбой. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке " Смерть " (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее, а когда она подросла, стал преследовать тем, что ныне называется «сексуальными домогательствами». Пешком, полуодетая бежала Варвара Петровна к своему богатому дяде, И.И. Лутовинову, жившему в знаменитом теперь имении Спасском. Но попала она, что называется, из огня да в полымя. Ведь Лутовинов - прототип насильника, о котором рассказывается в тургеневском «Однодворце Овсянникове»... Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 крестьянских душ. Сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в непривлекательном виде. Жестоким " побоям и истязаниям " подвергался и сам маленький Тургенев, хотя считался любимым сыном матери. " Драли меня, - рассказывал впоследствии он, - за всякие пустяки, чуть не каждый день " . Однажды он даже приготовился бежать из дому. Умственное воспитание его шло под руководством часто сменявшихся французских и немецких гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала презрение; члены семьи говорили между собой исключительно по-французски. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу... крепостной камердинер, изображенный им в лице Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

СУДЬБЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА Каков был общественный резонанс националистических и империа- листических идеологем? С одной стороны, можно говорить об их несомненных и значительных успехах в среде политической, экономической и культурной элиты России, особенно в период 1907 - 1917 гг. Всероссийский национальный союз (ВНС) (лидеры - П.Н. Балашев, В.А. Бобринский, В.В. Шульгин и др.) составлял вторую по численности депутатов фракцию в III и IV Государственных Думах, не чужды националистических настроений были и октябристы и даже прогрессисты с кадетами (не говоря уже о " правых " ). Националистическим может быть назван внутриполитический курс П.А. Столыпина в последние годы его премьерства (публицисты ВНС писали после его смерти, что он " открыто и ясно принял национальную программу и выполнял ее на деле " , что " общий фон всех государственных работ П.А. - национализм " (33)). Рябушинские и Коноваловы финансировали национал-либеральную газету " Утро России " . Национальная идея в разных ее вариациях становится главенствующей в сознании многих " властителей дум " - философов, художников, поэтов... В 1911 г. Андрей Белый в письмах Александру Блоку патетически восклицает: " Гибель подстерегает каждого из нас ежеминутно всякими неожиданностями, но подстерегает нас гибель, как русских, ибо русские...среди интеллигенции...все наперечет, все друг друга знают, и все...кому не след знать...о нас знают. Но наплевать. Даже и смерть...на поле Куликовом...ясная смерть. мы - русские, а Русь - на гребне мировых событий. в великом деле собирания Руси многие встретятся: инок, солдат, чиновник, революционер, скажут, сняв шапки: " За Русь, за Сичь, за козачество, за всех христиан, какие ни есть на свете " ... " (34) Молодой критик-футурист Н.Н. Пунин записывает в дневнике 18 сентября 1916 г.: " Должны ли мы воевать? Да, должны. Мы обязаны воевать во имя своей национальной жизни, во имя своих прав на будущее. Мы существуем, подобно колоссу, на чьи плечи Европа еще положит великие бремена; мы существуем от Померании до Сахалина, мы варвары - великое море огня. Мы должны воевать, бить и гнать Германию, оспаривать у Германии и только у Германии права на престол, нация, которая не имеет прошлого, должна иметь свое будущее. Но не во имя рыхлых идеалов истощенной Франции и не ради лицемерных добродетелей Англии - этой неизменной синечулочницы - мы льем орудия. Попранные права Бельгии, Сербии, что нам за дело до всех попранных прав - во имя своей жизни, во имя своего высокого господства, ради великой футуристической России " чемодан " в Померанию, шрапнелью покроем кенигсбергские форты... " (35) Подобных цитат можно было бы привести еще очень много...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Служители каждого храма составляли ПРИЧТ. Кроме настоятеля — священника и его помощника — дьякона, в причте состояли и низшие церковнослужители, не получившие религиозного образования и не посвященные в сан, — ДЬЯЧКИ (официально ПСАЛОМЩИКИ) и ПОНОМАРИ. Дьячка, по сходству слов, часть путают с дьяконом, но дьякон принадлежал к духовному сословию, а дьячок с 1868 года был отчислен от него и стал человеком мирским, однако при этом обязательно грамотным, так как ему часто приходилось читать церковные книги. Условный автор «Повестей Белкина» признается, что « первоначальное образование получил от нашего дьячка ». Евпраксеюшка, любовница Иудушки Головлева, « была девицей духовного звания » — дочерью дьячка. Узнав от племянниц Иудушки, что актрисы разные роли играют, жена попа замечает: « Стало быть, и там тоже: кто попом, кто дьяконом, а кто в дьячках служит ». Пономарь был старшим служителем в церкви, одной из его обязанностей было чтение молитв над покойником — труд тяжелый, длительный и однообразный. Отсюда знаменитая фамусовская фраза: «…Читай не так, как пономарь,/А с чувством, с толком, с расстановкой» . После реформ 1860–1876 годов, то есть с развитием капиталистических отношений, сословия юридически сохранялись, но правовые отличия между ними стирались: военная повинность распространилась на всех (кроме духовенства), телесные наказания отменили, формально все были равны перед судом, обязаны были платить налоги и т.п. Зато большую роль стал играть уровень доходов и образования. Мещанство получило широкий доступ к государственной службе, к военной карьере в качестве офицеров. Большое значение в развитии русского демократического и революционного движения имели РАЗНОЧИНЦЫ. Слово это произошло от юридического термина «люди разных чинов и званий». То были выходцы из различных социальных групп (кроме дворянства), получившие образование. Уже в 1840е годы они становятся в авангарде общественной жизни России, из их среды вышли многие писатели и публицисты. Одним из первых образов разночинца в русской литературе стал Бабурин в рассказе Тургенева «Пунин и Бабурин», человек значительный, покоряющий своей честностью и благородством.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

14 авг. 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», гл. обр. направленное против А. и М. М. Зощенко. А. обвиняли в том, что ее поэзия, «пропитанная духом пессимизма и упадничества», «буржуазно-аристократическим эстетством» и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской лит-ре. Произведения А. перестали печатать, тиражи ее книг «Стихотворения, 1909-1945» и «Избранные стихи» были уничтожены. В 1949 г. вновь арестованы Л. Гумилёв и Пунин. Чтобы смягчить участь близких, А. в 1949-1952 гг. написала неск. стихотворений, прославляющих Сталина и Советское гос-во (Огонек. 1950. 14, 36, 42). С нач. 50-х гг. она активно работала над переводами стихов К. Хетагурова, Я. Райниса, В. Гюго, Р. Тагора, корейск., польск., арм., груз., евр., латыш., чеш. и др. поэтов. После смерти Сталина стихотворения А. снова появились в печати: в 1954 г.- в сб. «Ленинградский альманах» (Кн. 9), в 1957 г.- в 1-м томе «Антологии русской советской поэзии». В 1958 г. вышла кн. «Стихотворения», в 1961 г.- кн. «Стихотворения, 1909-1960», в 1965 г.- «Бег времени: Стихотворения, 1909-1965». За пределами СССР были изданы: в 1963 г.- поэма «Реквием», в 1965 г.- «Сочинения» в 3 томах (под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова). В 1964 г. на родине был отмечен юбилей А.- 75 лет со дня рождения, 55 лет творческой деятельности. В том же году А. была удостоена итал. премии «Этна-Таормина», в 1965 г.- степени д-ра Оксфордского ун-та; побывала в Италии, Англии и Париже. А. умерла в подмосковном санатории, после чего ее тело было отправлено в Ленинград, где 10 марта 1966 г. в Никольском Морском соборе после панихиды было совершено отпевание. Похоронена А. в Комарове под С.-Петербургом. Н. В. Королёва Поэтическое мировоззрение А. во многом сформировано живой верой поэта, ее стихи насыщены христ. символикой и образами. Важнейшие христ. понятия имеют для А. глубокий личный смысл. Ад в нек-рых стихотворениях А. является не потусторонней реальностью, а воплощен в страданиях и чувстве богооставленности, к-рые душа претерпевает в этом мире за неправедную жизнь. В позднем творчестве А. тема ада преимущественно ассоциируется с «Божественной комедией» Данте , раскрывается через картины войны и блокады Ленинграда. Важную роль в поэзии А. играют образы храмов и церковного богослужения, являющегося для нее неотъемлемой частью повседневной жизни («И глядеть бы на смуглые главы», «Под звоны древние далеких колоколен» и др.). Начиная с 20-х гг. одним из основных источников поэтического вдохновения для А. стала Библия («Рахиль» (1921), «Лотова жена» (1924) и др.).

http://pravenc.ru/text/77204.html

В Церкви нет ничего случайного, привнесённого ветром истории, а всё подчинено только одной цели – соединению человека с Богом Однако сейчас, по прошествии времени, я всё же твердо убеждён, что главную прививку от этого духовного раздвоения я получил именно благодаря своему предыдущему опыту в современном искусстве и его последующему осмыслению. Это осмысление привело меня к выводу, что современный человек, так или иначе сформированный современной культурой, несет в себе вполне определённый недуг. Его можно сформулировать термином «разорванное сознание», который предложил в начале прошлого века Пунин, писав об известном художнике-авангардисте Татлине. Такое сознание неспособно воспринять то, что именуется традицией во всей своей духовной и исторической полноте, вовсе не из-за отсутствия необходимых знаний или исторической памяти. Как раз часто бывает наоборот – люди, обладающие разорванным сознанием, хорошо знают традицию, историю Церкви и историю культуры. Более того, они даже могут быть достаточно глубоко в неё погружены, сами будучи в Церкви. В то же время эта традиция ощущается ими как нечто внешнее по отношению к Церкви, как совокупность исторических наслоений и казусов, имеющих связь с давно забытыми историческими обстоятельствами и поэтому ненужными и даже вредными для современного христианина. Для того, чтобы попытаться понять, что же лежит в основе этого феномена разорванного сознания, вернёмся к модернизму начала прошлого века, который затем стал причиной возникновения постмодернизма, так или иначе формирующего нашу сегодняшнюю жизнь. Может показаться, что эти понятия лежат лишь в плоскости культуры и не имеют к нашей повседневной жизни никакого отношения. Но это не так. Модернизм, возникновение которого совпало с началом ХХ века, сформировавшись в рамках культуры, оказал влияние на все стороны бытия. Это было не просто новое культурное течение, а духовный слом тех основ, на которых базировалась прежняя эпоха. Можно сказать, что это был своеобразный рубеж культур и эпох.

http://pravoslavie.ru/103146.html

Сегодня, в день памяти жертв политических репрессий, в городах и районах Республики Коми проходят митинги, служатся заупокойные литии и звучат имена пострадавших в годину репрессий. Но для населенных пунктов Крайнего Севера – города Инты и поселка Абезь – этот день особый, ведь их история создавалась узниками суровых северных лагерей. В Абези в разные годы находились в заключении философ Лев Карсавин, искусствовед Николай Пунин, протоиерей Константин Шаховской, искусствовед и поэт Виктор Василенко, советский писатель и журналист Роберт Штильмарк, советский археолог, историк Древнего Востока, действительный член Академии наук СССР Михаил Коростовцев и многие другие выдающиеся люди прошлого столетия. В канун дня памяти жертв политических репрессий я посетила места Коми края, связанные с историей ГУЛАГа. В поселке Абезь Абезь. Первые впечатления Несмотря на то, что печально известный поселок Абезь знают сегодня во всем мире, поезд здесь стоит лишь несколько минут, поэтому я и мои спутники едва успеваем спрыгнуть с подножки вагона на мерзлую землю, как состав уже трогается. Несмотря на воскресный день, в это хмурое и холодное утро на станции нас встретил экскурсовод «Абезьского мемориального комплекса» Александр Мерзликин. «Ваш приезд сюда связан с немалыми трудностями – физическими, моральными и материальными, поэтому мы встречаем в поселке делегации в любое время», – объясняет Александр Дмитриевич свое гостеприимство. Вероятно, сказалась бессонная ночь, проведенная в дороге, но поселок Абезь сначала показался мне унылым, даже мрачным. Но так в моем представлении и должен был выглядеть населенный пункт, историю которого создавали заключенные Абезьского лагеря. Абезь – это не только трагические страницы истории, но и великолепная природа Крайнего Севера Однако дальнейшее погружение в жизнь поселка показало, что это было только первое впечатление утомленного дорогой человека. На самом деле в поселке проживает около 400 любящих свою малую родину людей, которые его не променяют ни на один другой, даже самый лучший город земли.

http://pravoslavie.ru/116870.html

Анна Ахматова: галерея портретов (фото) Многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан. 5 марта, 2016 Многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан. Галерею портретов Анны Ахматовой создал в начале 20-х годов выдающийся фотомастер Моисей Наппельбаум. Десятки ее фотоизображений сделали во второй половине 20-х годов писатель Павел Лукницкий и искусствовед Николай Пунин. Позже Ахматову не раз снимали фотокорреспонденты газет, ТАСС, АПН, ЮПИ, бесчисленные фотолюбители. Многие художники, скульпторы и фотографы почитали за честь запечатлеть ее легендарный чеканный профиль, знаменитую челку и королевский стан. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 мая, 2013 16 января, 2016 28 января, 2016 24 февраля, 2024 1 января, 2024 16 декабря, 2023 9 августа, 2023 5 августа, 2023 4 января, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/anna-axmatova-galereya...

Мать правила царством: принимала поваров, бурмистров, наблюдала за работами, но и сама читала, сама кормила голубей в полдень, беседовала с приживалками, охала, жалела себя. А у сына появились, конечно, свои приятели из дворовых. На прудах можно было чудесно пускать кораблики. Из молодых липовых веток вырезать свистульки. Бегать в догонялки. Ловить птиц. Это последнее занятие нравилось ему особенно. Водились у него всякие сетки, пленки, западни. С семилетнего возраста его тянуло именно к птицам. С этих пор он их и изучал так любовно, знал в подробностях жизнь, пение, и когда какая утром начинает раньше щебетать. Мало-ли всяких иволг, кукушек, горлинок, малиновок, дроздов, удодов, соловьев, коноплянок жило в спасском приволье? В дуплистых липах гнездились скворцы — на дорожках аллей, среди нежной гусиной травки валялись весною пестрые скорлупки их яичек. Вокруг дома — реющая сеть ласточек. В глухих местах парка сороки. Где-нибудь на дубу тяжкий ворон. Над прудом трясогузки — перелетают, или попрыгивают по тенистому бережку, качают длинными 12 своими хвостиками. В зной — тишина, белая зеркальность вод, цветенье лип, пчелы, смутный, неумолчный гуд в парке полутемном. Здесь узнал он и поэзию книжную — кроме природы. Любовь к ней пришла из чтения дворовым человеком в уединенном углу того-же парка — Пуниным назвал в рассказе Тургенев первого своего учителя словесности, милого старика, который на глухой полянке за прудом мог и подзывать зябликов, и декламировать Хераскова. Дружба с Пуниным, конечно — полутайна, все это вдали от гувернанток, приживалок, наперекор всему. Но тем прелестней. И неважно, как в действительности звали его. Важно и хорошо, что поэзия предстала перед мальчиком Тургеневым в облике смиренного энтузиаста, в облике «низком» и одновременно возвышенном, полу-раба, полу-учителя. В парке, в зелени и среди света солнца ощутил он впервые «холод восторга». Пунин, крепостной человек, самоучка и любитель словесности, читал особенным образом: сперва бормотал вполголоса, «начерно», а потом «пифически» гремел, «не то молитвенно, не то повелительно» — это священнодействие и побеждало.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2404...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010