По штатам 1764 г., М. Г. м. стал второклассным и в степенном порядке занимал 24-е место; из казны мон-рю отпускалось 1311 р. В 1800 г. имп. Павел I пожаловал обители землю в Клинском у., при дер. Игнатово, мельницу в Звенигородском у. и озеро в Рузском у. Московский Греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1883 г. Московский Греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1883 г. 17 июля 1766 г. М. Г. м. поступил в ведение Синода. В 1768 г. в обитель было разрешено принимать монашествующих из великорусских мон-рей. В апр. 1775 г. по просьбе архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) М. Г. м. был переведен из ведомства Синодальной конторы в епархиальное, а с 1892 г. вновь возвращен в ведомство Синода. Зависимость мон-ря от Синодальной конторы заключалась в том, что при необходимости настоятель обращался за содействием в контору. Однако решение всех текущих вопросов зависело от начальства Иверского мон-ря, подчинявшегося в свою очередь патриарху К-польскому. Обитель находилась на содержании гос. казны. В нач. XX в. М. Г. м. был подведомствен епископам Дмитровским, викариям Московской епархии. В 1812 г. франц. войска разграбили имущество мон-ря. Настоятель (1807-1812) архим. Косма с 4 иноками «претерпели много издевательств и унижений от французов, исполняли тяжелые и непосильные поручения». После изгнания оккупантов на восстановление обители правительство выделило 5,3 тыс. р., в 1814 г. настоятель архим. Кирилл привез с Афона серебряные сосуды и Евангелие. В XIX в. М. Г. м. оставался центром греч. колонии Москвы. 27 мая 1883 г. обитель посетила греч. кор. Ольга Константиновна. Мон-рь долгое время служил своеобразным подворьем приезжавших в Москву по разным делам греческих, а иногда и грузинских, сербских, румынских архиереев и архимандритов. Случалось, в мон-ре одновременно проживали до 3 митрополитов и до 5 архимандритов. До 1917-1918 гг. настоятель М. Г. м. считался в России эпитропом, или поверенным, всех афонских обителей, через него посылали пожертвования в мон-ри и скиты Св. Горы. В кельях мон-ря снимал жилье грек З. П. Зосима († 1827), купец, меценат и коллекционер ( Малиновский. 1992. С. 93).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И. В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий , затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Москвой на Конной площадке, во имя свт. Николая Чудотворца у Сухаревой башни, в честь Казанской иконы Божией Матери за Калужскими воротами (ОДДС. Т. 2. Вып. 2. Стб. 78). В 1727 г. мон-рь вместо подворья у Воскресенских ворот (взято под монетный двор) получил подворье в Белом городе в приходе ц. вмч. Георгия в Ст. Лучниках (в 1770 перестроено в камне). В 1744 г. мон-рю принадлежали 114 крестьян. В 1761 г. доходы П. Н. м. составляли 2246 р. 64,5 к. (из них от Иверской часовни 1957 р. 22 к.), в 1774 г.- 4258 р. 55 к. ( Леонид (Толмачёв). История. 2012. С. 117-118). В результате секуляризации церковных имуществ 1764 г. мон-рь утратил большую часть своих владений. За мон-рем была оставлена 91 дес. (ок. 99,4 га) земли, к-рая в 1771 г. передана крестьянам бывш. подмонастырской слободы и сельца Лукина. В 1799 г. имп. Павел I пожаловал обители мельницу в дер. Граворновой (Гравороновой, Грайвороновой) Московского у. (ныне в черте Москвы), рыбные ловли в окрестностях с. Жилино Бронницкого у. (ныне городской окр. Люберцы Московской обл.) на р. Пехорке (в «Историческом описании…» и работе Никифора (Бажанова) ошибочно указаны «ловли в Серпуховском у. в селе Жилине: первая в реке Пахорке…» (Ист. описание. 1877. С. 108; Никифор (Бажанов). 1886. С. 35)), свыше 32,7 га земли в пустоши Румянцевой в Подольском у. и свыше 54,6 га земли при Граворновой мельнице. Эти луговые земли мон-рь отдавал в аренду (в 1869 доход от них составил 625 р.). В XVIII-XIX вв. мон-рь получал значительные денежные вклады от частных лиц, среди крупнейших - вклад, сделанный после смерти одного из уральских заводчиков Я. Б. Твердышева его вдовой, Н. К. Твердышевой, в 1783 г. (16 тыс. р. на изготовление золотой ризы для Иверской иконы Божией Матери в Иверской часовне). В 1755 г. была перестроена в камне часовня у Сухаревой башни, в 1806 г. обновлена. В кон. XVIII в. мон-рь устроил каменную часовню во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Выхино (сожжена в 1812, возобновлена в 1813, перестроена в 1842). В 1805 г. к Серпуховским воротам перенесена часовня иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Конной площадке, в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Азия), с первых десятилетий ХХ в. насельники келлии занимаются пошивом церковных облачений, в наст. время эту традицию продолжает мон. Нектарий; прп. Афанасия Афонского, куплена в 1742 г., в 1930 г. мон. Нектарий (Кацарос) открыл в ней первую типографию в К. (ныне в руинах); ап. Иоанна Богослова (Репана, το Ρεπαν, недалеко от входа в Кутлумуш), известна с 1674 г., в 1886 г. отстроена заново иконописцами иеродиак. Варфоломеем и мон. Хризостомом. До 1930 г. существовали расположенные на месте современной площади Протата келлии Типографа (το Τυπογρφου) и Церковников (τν Εκκλησιαστικν). Последняя из них, подаренная деспотом Иоанном Углешей († 1371) Симонопетре, первоначально служила представительством этого мон-ря. В 1730 г. эта келлия перешла во владение Великой Лавры, в наст. время на ее месте построено здание ОТЕ (Организация телефонной связи Эллады). Принадлежавшая келлии Церковников кладбищенская ц. свт. Николая Чудотворца напротив апсиды собора Протата теперь находится в ведении Свящ. Кинота. Современное здание церкви построено в 1882 г. на месте храма, расписанного в 1787 г. мон. Макарием из Галатисты. Кроме того, Великой Лавре принадлежала келлия ап. Иоанна Богослова на месте небольшого мон-ря Миници (το Μηντζη). Ватопед - конак-келлия Вознесения Господня (построена в 1882 на месте хиландарской келлии, обменянной на ватопедскую келлию ап. Андрея Первозванного) и 4 келлии, из которых заселено 2 - свт. Николая Чудотворца, где в 1836-1858 гг. работал гравер по меди мон. Анфим Пелопоннесский, а в наст. время живет иконописец архим. Дамаскин (Родакис), и сщмч. Харалампия (обе сразу за Протатом, с зап. стороны). В XIX в. одна из ватопедских келлий в К. была заселена болгарами, а другая - румынами. Иверский монастырь - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (1760) и 4 келлии: Вознесения Господня (Давила, το Νταβλα); свт. Иоанна Златоуста (Казаку, το Καζκου, к востоку от К., слева от дороги к Иверскому мон-рю), основана в кон. XII - нач. XIII в. и заселена русскими иноками после греч.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В соборе императрица, встав на царское место, «духовных персон соизволила жаловать к руке». На воскресной литургии 18 янв. она присутствовала в теплом Входоиерусалимском соборе. В июне 1780 г., при возвращении имп. Екатерины II из Могилёва, встречать ее на границу епархии, в г. Порхов, был командирован архим. Иверского мон-ря Дорофей, в Ст. Руссу - архим. Юрьева мон-ря Виктор (Онисимов). В Новгороде 11 июня в 5 ч. утра ее ожидал у Софийского собора архиеп. Гавриил. Императрица пожаловала архиепископу 1 тыс. р., на ДС и на каменную ограду Антониеву мон-рю - по 500 р., 9 мон-рям - по 300 р. (для жен. мон-рей 2-го класса эта сумма составляла почти 2/3 годового содержания). 15 июня 1785 г., прибыв в Новгород с флотилией в 16 судов из путешествия по р. Мсте, императрица с многочисленной свитой присутствовала в Софийском соборе за литургией, которую совершал митр. Гавриил. 14 авг. 1775 г. имп. Екатерина II узаконила пенсионное обеспечение уходивших на покой настоятелей и настоятельниц штатных мон-рей (пенсия составляла половину оклада); в Новгородской епархии одной из первых возможностью получать пенсию воспользовалась игум. Елисавета - настоятельница Десятинного мон-ря с 1762 г.; уволенная от должности по прошению 17 янв. 1777 г., она прожила, получая «жалованье в келью», еще 17 лет (РГИА. Ф. 796. Оп. 58. Д. 13). В рамках введения на северо-западе России положений губ. реформы 1775 г. было произведено коренное изменение гражданских границ территории, веками составлявшей Новгородскую епархию, одновременно ликвидировалось исконное деление Новгородской земли на пятины, произошло разукрупнение прежнего Новгородского у., уездными центрами стали вновь образованные города - Боровичи, Валдай, Крестцы, Тихвин, куда переносились и духовные правления. 4 мая 1776 г. города Бежецк, Красный Холм и Вышний Волочёк с уездами по ходатайству архиеп. Гавриила были приписаны к Тверской епархии. Указом имп. Екатерины II от 5 марта 1786 г. вместо новгородского муж. Духова мон-ря 3-го класса в штат был включен Валаамский мон-рь С.-Петербургской епархии, а Духов обращен в женский 2-го класса (ПСЗ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XIX в. из приписанной к Свято-Духову мон-рю ц. в честь иконы Божией Матери «Умиление» в Боровичах; ныне в НГОМЗ - ПЭ. Т. 6. С. 80); в другом - к фигуре И. с Иверским мон-рем добавляется образ свт. Филиппа (икона 2-й пол. XIX в. с этими святыми в молении Казанской иконе Божией Матери, празднуемой 22 окт., т. е. накануне дня памяти И., находится в Боровичском мон-ре?). Переработанным вариантом этой иконографии является панорама Валдайского монастыря, гравированная в 1824 г. А. Степановым по рис. архит. А. Макушева (Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон: «Премудрая двоица»: [Кат. выст.]. М., 2005. Кат. 129. С. 106-107): свт. Филипп и И. представлены в облаках над обителью коленопреклоненными, в молении Иверскому образу Божией Матери, который поддерживают 2 ангела (И. одет в рубаху до пят). По мнению Г. М. Зеленской, И. (в молении) и свт. Филипп изображены в нижней части списка Иверской Валдайской иконы Божией Матери, исполненного в 1853 г. в Москве В. К. Мазаевым (ИАХМНИ «Н. Иерусалим» - Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 209-211). Вывод остается гипотетичным из-за отсутствия надписей и несоответствия предполагаемого изображения И. (старец с короткой бородой в апостольских одеждах) его традиц. иконографии (последнее можно объяснить тем, что московский иконописец не знал достоверных изображений святого и текстов иконописных подлинников). После канонизации в 1861 г. свт. Тихона Задонского, родившегося в с. Короцке близ Валдая, была написана икона И. и свт. Тихона в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне пейзажа с озером и Иверским монастырем (Жервэ Н. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий муж. мон-рь.//Рус. мон-ри: Север и Северо-Запад России. М., 2001. С. 167. Ил.). Ряд изображений И. кон. XVII-XVIII в., не связанных с Боровичским и Валдайским мон-рями, свидетельствует о развитии его почитания как одного из местных святых Новгородской епархии. На ее территории изредка появлялись посвященные ему престолы и, следов., писались иконы (известно, что в нач.

http://pravenc.ru/text/200241.html

На пожертвования гл. обр. московских и петербургских купцов и дворян Г. Ф. Шустова, Н. А. Журавлёва и А. И. Решетникова, В. Н. Муравьёва (см. ст. Серафим Вырицкий , прп.) в В. м. были построены каменные 5-главый Иверский собор с пещерной церковью (1872-1877), колокольня со св. вратами (1874-1876, 1894), 2-этажный больничный корпус с богадельней и домовой 5-главой Успенской ц. (1884-1887). Благодаря арочному проему, соединявшему больницу с храмом, тяжелобольные могли слушать службу, не вставая с постели. Больница и богадельня были построены во исполнение просьбы схим. Дарии (Меркуловой), скончавшейся в В. м. Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г. Трапезная мон-ря (бывш. дворянский корпус). Фотография. 2004 г. 8 июля 1886 г. община получила статус 3-классного мон-ря, где проживала 151 сестра. Средства В. м. составляли 31 950 р., усадебной земли было 19 десятин. В мон-ре построили каменный 2-этажный трапезный (1886-1889, 1894), игуменский (1890) и певч. (1897) корпуса. Под трапезной располагались 2 пневматические печи, отапливавшие здание. В 1897-1902 гг. к востоку от Иверского храма по проекту архит. П. А. Виноградова возведен 4-столпный 5-главый Троицкий собор, главный престол к-рого освящен в 1909 г., Вознесенский и Всехсвятский приделы - в 1912 г. В 1913 г. был поставлен металлический позолоченный иконостас, все живописные работы выполнены палехской артелью Н. М. Сафонова . Собор, площадью ок. 1600 кв. м., вмещал 4 тыс. чел. После смерти в 1906 г. прп. Варнавы пожертвования резко сократились, строительство не велось. В В. м. почитались икона прп. Сергия Радонежского с частицей древа от его гроба и икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона. К нач. XX в. на территории мон-ря (20 га) имелись паровая машина, водопровод, баня, 2 пруда, неск. колодцев, скотный двор (60 голов крупного рогатого скота), конный двор (20 лошадей), фруктовый сад и цветники, огороды с парниками. Для прп. Варнавы в сосновом бору был построен 2-этажный деревянный дом, для паломников - гостиницы на 400 чел. В 10 км от В. м. находился участок земли в 150 десятин с лесом, пасекой на 150 ульев и 4 деревянными флигелями для сестер. Рядом с обителью был построен завод, на к-ром изготавливался обожженный кирпич. Мон-рю принадлежали 2 жилых доходных дома в Москве, часовня в С.-Петербурге. На средства мон-ря были построены церковноприходские школы в Выксе (на 60 учеников) и в дер. Мотмос. В В. м. занимались иконописанием, переплетным и башмачным ремеслом, было освоено златошвейное дело, имелись книжная лавка, б-ка, фотомастерская, аптека. В 1915 г. В. м. принял из Курляндской губ. эвакуированное Иллукстское правосл. уч-ще.

http://pravenc.ru/text/161071.html

С Иверским мон-рем связана также деятельность свт. Иоанна Хахульского (Окропири, т. е. Златоуста). Во время правления царя Баграта III Куропалата (975-1014) он сначала занимал Болнисскую кафедру, затем подвизался в мон-рях: Хахули, основанном во 2-й пол. X в. царем Давидом Куропалатом, и в Иверском. Там он переводил духовные книги под рук. прп. Евфимия Святогорца. Сын царя Баграта III прп. Василий (Багратиони) подвизался в Хахульской обители и также занимался переводами книг. В Иверском мон-ре на Афоне он составил «Похвалу святому отцу Евфимию». С мон-рем Хахули связана также деятельность прп. Макария Постника († ок. 1034). Католикос-патриарх Мелхиседек I , происходивший из знатной семьи и воспитанный груз. царем Багратом III, возглавлял ГПЦ при Баграте III, Георгии I и Баграте IV и пользовался значительным влиянием при груз. дворе, будучи в то же время близким к визант. двору и поддерживая отношения с визант. императорами Василием II (976-1025), Константином VIII (1025-1028) и Романом III Аргиром (1028-1034). Мелхиседек I часто посещал К-поль: напр., в составе посольства, возглавляемого груз. царицей Мариам (1030), когда обратился к визант. имп. Василию II с просьбой о восстановлении мцхетского патриаршего собора Светицховели, после чего в храме были проведены значительные реставрационные работы. В т. н. Завещании Мелхиседека (отчете о деятельности Мелхиседека в период Патриаршества) католикос-патриарх описывает свои пожертвования мцхетскому собору Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, рукописи, в т. ч. рукопись Жития Андрея Салоса (Юродивого) (Кекел. Н 1345), подаренную католикосу его дядей, «монастыри и села», также он перечисляет пожертвования собору царя Баграта («большой скараманг» - златотканую накидку), «икону из золота, дарованную… Константином, царем греческим… покровы (над царскими вратами), что дарованы… кесарем Василием»; «дарованную… греческим царем Романом ризу златотканую» (Корпус груз. Т. 1. С. 22-28). По просьбе католикоса-патриарха царь Баграт освободил от податей принадлежавшие Светицховели деревни, что было закреплено грамотой. В этом же документе Мелхиседек отмечает, что тбилисский эмир Али освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино. Т. о., документ отражает лояльность араб. властей к Грузинской Церкви. Существование между ГПЦ и Тбилисским эмиратом многосторонних торгово-экономических и политических связей подтверждается тем, что Церковь имела в Тбилиси недвижимое имущество (лавки и торговые ряды), о чем упоминает в завещании (1123-1124) Шиомгвимскому мон-рю св. царь Давид IV Строитель ( Силогава. Завещание. 2003. С. 122).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010