Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ [греч. Εθμιος Νος κ Δημητσνης] († 22.03.1814), прмч. Афонский (пам. 1 мая, пам. греч. 22 марта). Е. Н. из Д. (в миру Елевферий), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии, происходил из г. Димицана (Пелопоннес). Вместе с братом Иоанном он получил образование в греч. уч-ще (впосл. Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула). Затем Елевферий 2 года прожил в Яссах вместе с отцом и старшими братьями. Здесь он решил принять монашеский постриг на Св. Горе. Но осуществлению его желания воспрепятствовала русско-тур. война. Он прожил полтора года в Бухаресте, пользуясь покровительством франц. консула и некоего рус. чиновника. Там Елевферий предался порочной жизни, к-рая привела его к вероотступничеству. Познакомившись с тур. посланником (рейс-эфенди), он присоединился к его свите и отправился вместе с ним в Шумен, где принял ислам. Угрызения совести стали терзать Елевферия сразу же после обрезания. В Адрианополе он посетил богослужение в кафедральном соборе и приобрел греч. одежды. За ним был установлен строгий надзор. Рейс-эфенди, желая укрепить новообращенного в мусульм. вере, усыновил Елевферия. Однако тот, раскаиваясь в отречении от Христа, обратился в российское посольство, где ему помогли отправиться на Св. Гору. Там Елевферий исповедал свои грехи К-польскому патриарху Григорию V , жившему на покое в мон-ре Великая Лавра. Патриарх вверил его руководству духовника Великой Лавры Мелетию, и через 40 дней Елевферий был возвращен в лоно Церкви через помазание св. миром. После этого Елевферий нек-рое время жил в скиту св. Анны под наставничеством свящ. Василия, в Дохиаре, в Эсфигмене и затем в принадлежавшем Иверскому мон-рю скиту св. Иоанна Предтечи, где иером. Никифор наложил на него строгую епитимию. Он посетил Иверский мон-рь, где монашествовал его двоюродный брат Онуфрий. Елевферий, преуспев в посте, молитве и воздержании, принял постриг с именем Евфимий.

http://pravenc.ru/text/187793.html

[Греч. Σκτη Αγου Παντελεμονος], особножительный скит во имя вмч. Пантелеимона при мон-ре Кутлумуш на Св. Горе Афон . Расположен в центральной части п-ова Айон-Орос, к востоку от Кутлумуша, на пути к Иверскому мон-рю. П. с. учрежден иером. Харалампием в посл. четв. XVIII в. Документ, регулирующий отношения с мон-рем Кутлумуш и определивший границы владений П. с., датирован 1780 г. ( Πολτης, Κατραμδος. 1967. Σ. 379-380). В послании монахов П. с. в Россию от 1842 г. основание скита датировано 1778 г. (Ibid. Σ. 384). По преданию, кириакон был заложен в 1782 г., а освящен в 1790 г. ( Χρυσστομος. 1966. Σ. 11). Типикон П. с. создан по инициативе патриарха К-польского Неофита VII , обеспокоенного настроениями в скиту, к-рые он лично наблюдал во время своей ссылки на Афон между 1794 и 1798 гг. Патриарх Неофит 22 сент. 1799 г. наделил 3 пользовавшихся уважением святогорцев (проигумена Иверского мон-ря Дионисия, Иоанна - из скита во имя прав. Анны и Христофора - из скита св. Иоанна Предтечи) полномочиями патриарших экзархов и поручил им отправиться вместе с представителями Кутлумуша в П. с., восстановить там порядок и написать Типикон, взяв за образец правила, существовавшие в Предтеченском скиту при Иверском мон-ре. В тот же день патриарх Неофит отправил послание монахам из П. с., в котором осуждал их поведение и призывал к порядку ( Πολτης, Κατραμδος. 1967. Σ. 381-383). Типикон был составлен в 2 экземплярах, один из которых отправлен в архив Кутлумуша, другой - в архив скита. Экземпляр для П. с., датированный 1 нояб. 1799 г. (кодекс 34 в каталоге Л. Политиса и М. Катрамадоса), скреплен печатью мон-ря Кутлумуш и утвержден собственноручной подписью сщмч. Григория V , сосланного по завершении его 1-го Патриаршества на Афон. В 1808-1812 гг. в П. с. подвизался ученик иером. Кирилла (Кастанофиллиса) прмч. Карпенисийский Герасим . В 1821 г. в ходе Греческого национально-освободительного восстания кириакон П. с. был разграблен «частью властителями, а частью и восставшими соплеменниками» (Ibid. Σ. 384). Восстановление затянулось на неск. десятилетий: 30 марта 1842 г. монахи П. с. отправили в Россию послание с просьбой о помощи, в к-ром перечислили все еще отсутствовавшие у них предметы церковной утвари. В 1848 г. было возведено здание б-ки П. с. В 1895 г. в П. с. подвизался бывш. митр. Карпафский и Касосский Нил, впосл. схоларх Афонской академии (Афониады). В 1903 г. П. с. были преподнесены в дар частицы мощей прмч. Герасима Карпенисийского. Среди др. святынь П. с.- частицы мощей вмч. Пантелеимона, св. Трифона, св. Параскевы, 99 отшельников, подвизавшихся вместе с прп. Иоанном Отшельником, нмч. Панайотиса Кесарийского, прп. Нила Мироточивого. В наст. время в П. с. 23 каливы.

http://pravenc.ru/text/2578882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Гумениссы Богородицы монастырь [греч. Γουμνισσα, Ιερ Μον Παναγας Γουμενσσης, Γουμνισσας, Γουμεντσης], муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в получившем свое название по имени мон-ря г. Гумениса в Центр. Македонии (Греция). Обитель была основана в XIV в. на месте обретения иконы Божией Матери Гумениссы. Первоначально эта икона хранилась в небольшом мон-ре, находившемся на месте, где в наст. время расположен экзокклисион (часовня) св. Параскевы,- близ с. Пендалофо у подножия горы Пайко. Однажды икона чудесным образом покинула мон-рь и спустя нек-рое время была обнаружена иноками на расстоянии 7 км к северо-востоку. Образ Божией Матери был возвращен обратно, но снова вернулся на избранное Пресв. Богородицей место. Когда это чудо произошло в 3-й раз, иноки решили оставить здесь икону и построили новый мон-рь. В 1346 г. хрисовулом имп. Иоанна V Палеолога Г. Б. М. был передан в качестве подворья (метоха) Иверскому мон-рю на Афоне. Благодаря почитаемой иконе в Г. Б. М. стекалось много паломников. Во 2-й пол. XV в. мон-рь был разорен турками, а игумен за оказанное сопротивление был повешен в окружавшем обитель лесу на платане. На месте казни игумена в наст. время находится главная площадь г. Гумениса. В годы османского владычества некий ага взял взаймы у братии монастыря 30 золотых лир. Когда иноки попросили его вернуть долг, ага пришел в ярость и похитил икону Божией Матери. Он попытался рассечь топором икону, но вырвавшийся из нее пламень испепелил агу. Икона прославилась и др. чудесами (напр., спасение ребенка Г. Папагеоргиу во время пожара 27 янв. 1921). В 1938 г. икона источала слезы. 3 марта 1975 г. она была украдена. Первоначальные монастырские постройки не сохранились. Собор Пресв. Богородицы, сооруженный в кон. XVII в. (по др. источникам, в 1760), представляет собой 3-нефную базилику. В 1802 г. к собору с юж. и зап. сторон были пристроены галереи. В 1864 г. была воздвигнута ц. во имя вмч. Георгия Победоносца.

http://pravenc.ru/text/168304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН ИЗ АГАРЯН [греч. Κωνσταντνος ξ Αγαρηνν] († 1819), нмч. (пам. греч. 2 июня). Род. в мусульм. семье в с. Псилометопон на о-ве Лесбос и отличался красотой и благоразумием. Соседка-мусульманка накормила юношу отравленными сладостями, и тот тяжело заболел. Он не мог исцелиться от этого недуга, пока одна христианка не дала ему выпить святой воды. Вместе с семьей юноша переселился сначала в Магнисию (ныне Маниса, Турция), а затем из-за побоев отчима переехал с братьями в Смирну (ныне Измир), где помогал им в овощной лавке, доставляя продукты в дома богатых покупателей. Одним из них был Смирнский митрополит. Юноша выучил греческий язык, и на него произвели большое впечатление душеполезные слова архиерея. Он захотел принять Православие и отправился на Афон. После отказа в ряде обителей он получил благословение на крещение от проживавшего на покое в Иверском мон-ре сщмч. Григория V , патриарха К-польского; его крестили в Кавсокаливийском скиту. На Афоне К. из а. посетил скит св. Иоанна Предтечи, принадлежащий Иверскому мон-рю, к-рый прославился благодаря подвизавшимся здесь преподобномученикам Прокопию († 1810), Онуфрию Габровскому († 1818), Евфимию Новому из Димицаны († 1814), Игнатию († 1814) и Акакию Новому из Нивори († 1816). К. из а. захотел, как и они, принять смерть за Христа. По закону отступничество от ислама каралось смертной казнью. Посоветовавшись с духовником, К. из а. после длительного поста и молитв решил поехать в Магнисию, чтобы окрестить свою сестру. Он отправился в путь, но во время остановки в Кидонии (ныне Айвалык) был узнан турком из Смирны. 23 апр. 1819 г. К. из а. был арестован и приведен к аге. Сначала он отрицал, что был мусульманином, однако потом сознался, что исповедовал ислам, но отверг его, т. к. истинной является только христ. вера. В тюрьме К. из а. подвергли пыткам, наиболее жестокие из них придумал медник, к-рый в 1807 г. истязал др. новомученика - Георгия с о-ва Хиос (пам.

http://pravenc.ru/text/2057076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕНИСЕЙСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1623 г. указом царя Михаила Феодоровича по благословению 1-го сибир. архиерея архиеп. Тобольского Киприана (Старорусенникова) . История обители мало исследована, т. к. большая часть архива сгорела во время неоднократных городских пожаров. Мон-рь, первоначально именовавшийся в честь Рождества Христова, возглавляли игум. Параскева (Племянникова), игум. Стефанида (Кошелёва; с 1664), мон. Вера, мон. Марина (с 1672), игум. Агриппина (Сальникова; с 1681), игум. Феодора (Волкова; с 1683), игум. Анастасия (Мещерская; 1704), наместница София, игум. Иулиания (с 1713), игум. Марфа (Черницкая; с 1742), затем игум. Иустина (Могилёва), игум. Анфиса (Протасова; с 1754). Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Енисейский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1679 г. Е. м. владел 1460 дес. земли близ Енисейска. В монастырских вотчинах - Еланской и Усть-Лаврентьевской - трудились 29 крестьян по «вечной записи». В обеих деревнях имелось по мельнице. Монастырь вел широкую торговлю хлебом, рыбой, пушниной во мн. сибир. городах. К сер. XVIII в. к Е. м. было приписано 249 крестьян. В кон. XVII-XVIII в. в Е. м. находилось «особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола» ( Сельский С. Ссылка в Вост. Сибирь замечательных лиц//Русское слово. 1861. 8. С. 4). Вероятно, именно в Е. м. содержалась Прасковья Салтыкова (впоследствии жена царя Иоанна V Алексеевича ). В 1735 г. в Е. м. была сослана камер-медхен имп. Екатерины I Яганна Петрова. О ссылке сектанток в Е. м. упоминал Н. С. Лесков в очерке «О квакереях». В 1764 г. Е. м. стал штатным и был приписан к 3-му классу. По штатному расписанию девичьему мон-рю полагалось иметь 17 монахинь вместе с настоятельницей. Тогда же в Е. м. были переведены нек-рые насельницы тобольского Богородице-Рождественского мон-ря. Е. м. возглавляли игум. Иулитта (Иовлева; с 1776), игум. Прокла (Соловьёва; с 1793), игум. Девора (Коновалова; в 1815-1826, 1830-1842), игум. Евпраксия (Попова; с 1826), игум. Евгения (Старикова; с 1842). При игум. Деворе (Коноваловой) сестры Е. м. совершали паломничества к святыням Киева. В янв. 1843 г. в Е. м. поселился старец св. прав. Даниил Ачинский . Последние дни жизни он провел на попечении игум. Евгении (Стариковой) и был похоронен в мон-ре. В 1860 г. по благословению еп. Томского и Енисейского Парфения (Попова) в 5 саж. от Рождественского храма над могилой старца была построена каменная часовня во имя прп. Даниила Столпника (в 1869 сгорела, в 1870 отстроена), ставшая местом паломничества. Служивший в Рождественском храме мон-ря прот. Василий Касьянов составил жизнеописание подвижника.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТЕПОПТА ХРИСТА МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το Χριστο Παντεππτου], в К-поле. Эпитет Христа Παντεππτης - «Всенадзирающий» (в рус. лит-ре часто ошибочно - «Всевидящий») возник до основания П. Х. м. и упоминается еще в Псевдо-Клементинах ( Ps.-Clem. Hom. 8, 19. 1), др. мон-ри с таким посвящением неизвестны. Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков Эски-Имарет-джами. Фотография. 2012 г. Фото: В. Е. Сусленков П. Х. м. был основан Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (1081-1118), до 1087 г., когда тот своим указом передал к-польской ц. Мирелейон принадлежавшие первоначально П. Х. м. острова Лерос, Липси и Фармакониси (RegImp. 1995. Bd. 22. Nr. 1137, 1139). В 1104 г. с. Ливисдиада, принадлежавшее прежде П. Х. м., перешло к Иверскому мон-рю на Афоне (Ath. Iver. 232). В конце жизни Анна Далассина удалилась в П. Х. м., где вскоре, после 1100 г., умерла ( Zonara. Epit. hist. XVIII 24; Mich. Glyc. Annales. 620). В XII в. П. Х. м. был мужским; согласно Феодору Вальсамону, при патриархе Луке Хрисоверге (1157-1170) его игуменом был Мелетий (PG. 138. Col. 73). С игуменом мон-ря переписывался Иоанн Цец ( Iohannis Tzetzae Epistolae. Lpz., 1972. Nr. 9). В 1181 г. протосеваст Алексей I Комнин заключил на некоторое время в П. Х. м. патриарха Феодосия I Ворадиота за участие в мятеже кесаря Иоанна; в 1183 г. имп. Андроник I Комнин ослепил и отправил в П. Х. м. стратига Андроника Лапарду; в апр. 1204 г. имп. Алексей V Дука Мурзуфл разбил свой лагерь рядом с мон-рем на вершине холма, чтобы наблюдать за венецианским флотом в бухте Золотой Рог ( Nicet. Chon. Hist. 315, 361, 755). По всей видимости, именно П. Х. м. упомянут под названием «монастырь Пандопафтии» у Антония Новгородца как владевший ок. 1200 г. гвоздями Креста Господня и мощами святых. После 1204 г. П. Х. м. перешел в руки латинян и был передан ок. 1206 г. венецианскому мон-рю бенедиктинцев Сан-Джорджо-Маджоре. Первым настоятелем в лат. П. Х. м. был Павел, перенесший в 1222 г. из него в Сан-Джорджо-Маджоре мощи мч. Павла Нового Каюмского, иконопочитателя, пострадавшего при имп. Константине Копрониме. Однако в 1244 г. П. Х. м. арендовал у бенедиктинцев архиеп. Бенедикт Ираклийский.

http://pravenc.ru/text/2578886.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Некрасовское Ярославской обл., на берегу Волги, у устья р. Солоницы. Мон-рь впервые упоминается под 1628 г. в костромской писцовой книге, где о нем сказано как о существующем «из давних лет». (По мнению костромского краеведа А. Соловьёва, обитель возникла в XV в.) По преданию, Б. м. основан на месте явления чудотворной иконы свт. Николая, к-рая приплыла на берег Волги по р. Солонице на бабайке (большом рулевом весле) и хранилась в часовне, построенной местными жителями. Инок Троице-Сергиева мон-ря Иоанн поставил на берегу Волги деревянный Никольский храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, куда и перенесли чудотворный образ свт. Николая. В 1628 г. в мон-ре имелись Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского и 3 кельи, где жили неск. иноков. Мон-рь владел 10 четвертями земли, к-рую обрабатывала братия. К сер. XVII в. материальное положение мон-ря, по-видимому, упрочилось. На месте сгоревшей в 1650 г. деревянной церкви на средства благотворителей был выстроен и в 1659 г. освящен каменный пятиглавый двухэтажный Никольский храм (нижняя - теплая Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского, верхняя - холодная в честь иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»). В эти годы были сооружены также каменные братские кельи. Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. м. «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту» (год пожалования неизвестен). Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель .

http://pravenc.ru/text/77282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ (1302-1380), прп. (пам. греч. 20 апр.). В миру - Андроник, род. в Нов. Патрах (совр. г. Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами (1319) он был пленен, однако ему удалось бежать. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Прп. Афанасий и Иоасаф Метеорские. Роспись собора Преображения Господня в мон-ре Большие Метеоры. XVI в. Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, к-рый взял его под свое покровительство. Он получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники. Желая получить также и духовный опыт, Андроник посетил Афон и К-поль, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма : прп. Григорием Синаитом , Даниилом Исихастом, Исидором I (впосл. Патриарх К-польский), Григорием Акиндином . Затем он отправился на Крит, где нек-рое время подвизался в безмолвии в уединенном месте. Ок. 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому мон-рю. Там от иером. Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея (Μηλα), живут 2 старца, Григорий и Моисей, к-рые достигли вершин добродетели. Андроник пришел к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью все необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима и выпало много снега, он едва не погиб в горах. Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский мон-рь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Веррию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная ц. Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением. Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (Μετωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Б. Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.

http://pravenc.ru/text/77008.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010