Т. Коридзе Грузинская Церковь во 2-й пол. X-XI в.: 3-й этап монастырского строительства Период 2-й пол. Х - нач. XI в. был отмечен широким церковным строительством (см. раздел «Архитектура» наст. статьи). В 80-х гг. Х в. святыми Иоанном Святогорцем и Иоанном Торникием на Афоне был основан груз. Иверский мон-рь. Обитель благодаря деятельности св. старцев Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев стала крупнейшим очагом груз. культуры, где на груз. язык были переведены десятки греч. церковных сочинений, созданы оригинальные произведения, в т. ч. и на греч. языке. В 1005 г., после смерти св. Иоанна Святогорца, игуменом Иверского мон-ря стал Евфимий, обогативший груз. церковную лит-ру переводами с греч. языка сочинений по библиологии, апокрифам, экзегетике, догматике и полемике, аскетике и мистике, гомилетике, агиографии, литургике, церковному праву; ему же принадлежит перевод «Балавариани» («Душеполезная повесть о Балавари и Иоасафе») и «Абукуры» ( Кекелидзе. Груз. лит. Т. 1. С. 187-192; Он же. Роман «Абукура» и две редакции в древнегруз. письменности// Он же. Этюды. Т. 6. С. 18-40). В первые же годы после кончины (1028) прп. Евфимий был канонизирован. Святые Евфимий, Иоанн, Георгий Святогорцы. Икона из Иверского мон-ря на Афоне. XVI в. (Архив Л. Тогонидзе) Святые Евфимий, Иоанн, Георгий Святогорцы. Икона из Иверского мон-ря на Афоне. XVI в. (Архив Л. Тогонидзе) Приблизительно в кон. X в. насельники Иверского мон-ря чудесным образом обрели икону Божией Матери, к-рую близ Никеи опустила в воду некая вдова, спасая ее от воинов-иконоборцев. По преданию, монахи неск. раз пытались вынести икону на сушу, наконец Пресв. Богородица явилась им, сказав, что этого достоин только один монах - насельник Иверского мон-ря прп. Гавриил Святогорец, подвизавшийся в скальной пещере. Прп. Гавриил прошел по водам, как по суше, и вынес икону, получившую название «Портаитисса» (Вратарница), хранящуюся в Иверском мон-ре и считающуюся одной из главных святынь Афона. С тех пор икона известна как Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/638558.html

Мон-рь Главачок расположен в 64 км к юго-востоку от г. Питешти, на холме возле одноименного села. Впервые упомянут в документах в 1441 г., однако в более поздних источниках сохранились сведения о том, что господарь Мирча I Старый подарил мон-рю неск. сел, что позволяет отнести его основание ко времени правления Мирчи I, рубежу XIV и XV вв. Согласно легенде, мон-рь был основан на месте обретения на дереве (по др. версии - в пещере) неким пастухом чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия», к-рая в наст. время и является главной святыней мон-ря. Обитель была разрушена, очевидно, во время тур. нашествия 1462 г. и заново отстроена господарем Владом IV Кэлугэрулом (Монахом) (1481, 1482-1495), который и был здесь похоронен († 1495). Строительство каменной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы на месте деревянной было закончено при его сыне, господаре Раду IV Великом (1495-1508), подтвердившем все пожертвования мон-рю, которые сделал его отец; Раду IV использовал обитель в качестве господарской резиденции. Благодетелями мон-ря были и др. господари, а также баны Крайовы. Перестройки келий, каменной колокольни были осуществлены при господаре Михне II Турке (1577-1583, 1585-1591). Господарь Александру V Коконуле в 1626 г. преклонил мон-рь афонскому Иверскому мон-рю (в 1639 перешел в ведение Протата). Архидиак. Павел Алеппский, посетивший мон-рь, сравнивал его с церковью Адда из обл. Триполи. В 1701-1704 гг. господарем св. Константином Брынковяну были переделаны господарская резиденция и погреба мон-ря. В результате землетрясения 1802 г. Благовещенская ц. была разрушена и в 1840-1843 гг. отстроена от основания Попечительством школ при участии пахарника К. Фака. В 1858 г. церковь была вновь закрыта из-за разрушений. Мон-рь восстанавливался, однако при коммунистическом режиме был закрыт, церковь действовала как приходская. В 1974-1976 гг. на территории мон-ря были проведены ремонтные работы. Его открыли в 1991 г. стараниями еп. Арджешского Каллиника; в наст. время здесь подвизаются 3 монаха, настоятель - протосинкелл Кассиан (Крецу).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Грамота монахов Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1660 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 606. Л. 1) Грамота монахов Иверского мон-ря царю Алексею Михайловичу. 1660 г. (РГАДА. Ф. 52. On. 2. 606. Л. 1) Оклад напрестольного Евангелия. Дар царей Иоанна V и Петра I. Кон. XVII в. (ризница Иверского мон-ря) Оклад напрестольного Евангелия. Дар царей Иоанна V и Петра I. Кон. XVII в. (ризница Иверского мон-ря) В 1054 г. в К-поле прп. Георгий встретился с царем Грузии Багратом IV и его матерью царицей Мариам, к-рую преподобный постриг в монахини. Царь предложил ему занять вакантную кафедру Чкондидского архиепископа, но прп. Георгий отказался. Поддержка царя и царицы позволила И. м. получить у визант. императора привилегию самостоятельно сдавать налоги в столичные ведомства, не пуская на свою территорию сборщиков налогов. Визант. император по просьбе царицы Мариам и проживавшего в К-поле груз. вельможи Парсмана (Арсения) передал И. м. 2 ежегодные ренты, каждая в размере литры золота, что в сумме с уже имеющейся имп. дотацией в 1 литру золота и с др. доходами мон-ря обеспечивало рост его материального благосостояния. Существенный доход приносил скрипторий: только переписанные мон. Феофаном рукописи принесли доход в 1,5 тыс. золотых. И. м. покровительствовали многие груз. вельможи, жившие в Византии: братья Чорчанели Парсман (Арсений) и Георгий, братья Петрик (впосл. мон. И. м. Петр) и Иоанн (впосл. архиепископ Чкондидский, занявший кафедру по рекомендации прп. Георгия), а также грузины, приезжавшие в Византию и на Афон и привозившие учтенные в «Книге агап» пожертвования (Парсман Тмогвели, григол Абусерисдзе и др.), многие из них становились насельниками И. м. ( Lefort. 1990. Vol. 2. P. 5, 15). В 1056 г. преставилась покровительница И. м. визант. имп. Феодора . Прп. Георгий при поддержке груз. царицы Мариам выхлопотал у визант. имп. Михаила VI Стратиотика разрешение оставить должность настоятеля И. м. и перебрался в монастырь прп. Симеона близ Антиохии. В 1060 г. прп. Георгий по просьбе царя Баграта IV прибыл в Грузию, где занимался воспитанием престолонаследника, царевича Георгия, стал духовником царя и его семьи, католикоса-патриарха всей Грузии Георгия III Таоэли (ок.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Большое значение для Церкви имело восстановление в сер. XI в. прп. Прохором Грузином († 1066) при содействии Баграта IV Крестового мон-ря в Иерусалиме, на том месте, где, по преданию, Лотом были посажены кипарис, певг и кедр, к-рые позже переплелись в одно дерево, срубленное царем Соломоном для строительства иерусалимского храма (по церковному Преданию, дерево не было использовано и долгое время лежало во дворе храма; позже из него был сделан крест, на к-ром распяли Христа). В IV в. этот участок земли передали в дар св. царю Мириану; в V в. св. Вахтанг Горгасали выстроил здесь мон-рь. В Крестовом мон-ре подвизалось множество насельников, здесь были переписаны десятки рукописей, переведено множество лит. памятников, созданы оригинальные произведения. В 1083 г. в Родопских горах (совр. Болгария), в 30 км от Филиппополя (совр. Пловдив), вел. доместик Византийской империи Григорий Пакуриан основал Петрицонский (Бачковский) мон-рь. В. Силогава Устройство грузинских монастырей Сведения о груз. мон-рях, имеющих каждый свой устав, сохранились фрагментарно. Значительное влияние на формирование груз. типиконов оказал т. н. палестинский, или иерусалимский, устав, принятый в лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима (VI в.) и имевший ключевое значение для всего вост. христианства: начиная с X-XI вв. Типикон св. Саввы использовался во всех Вост. Церквах. В посл. четв. Х в. на Афоне широко развернулась груз. монастырская деятельность; для нужд Иверского мон-ря на груз. язык была переведена к-польская редакция Типикона. В 1-й четв. XII в. некий Иоанн перевел Типикон мон-ря Симеона Чудотворца (близ Антиохии), выполненный под редакцией св. Саввы и содержавший элементы литургической практики афонских мон-рей. В XVIII в. католикос Антоний I (Багратиони) исправил груз. Типикон в соответствии со славянским. Помимо Типикона св. Саввы в груз. мон-рях были приняты также уставы Студийского мон-ря (К-поль) и Лавры прп. Афанасия (Афон). Известны также т. н. ктиторские типиконы, разработанные ктиторами для основанных ими мон-рей.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

по заказу дьяка В. Мамырева в Москве и вложенной в Троице-Сергиев мон-рь (РГБ. Ф. 173. I. 20. Л. 1 об.), вероятно, восходит к др. палеологовским образцам. Здесь святой изображен в активном движении. В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) святой изображен дважды: в одном случае О. наряду с др. пророками в медальоне представлен старцем с длинными волнистыми волосами, с небольшой округлой бородой (Fol. 49v); в минейной части (под 17 окт.) - старцем с высоким лбом (плешью) и с короткой клиновидной бородой (Л. 82). Как старец с круглой бородой О. описан в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (Ерминия ДФ. § 132). В поздневизант. искусстве, в палеологовский период чаще встречается образ О. как одного из апокалиптических старцев в античных одеждах, восходящий к синайской мозаике или европ. образцам. Образ О. часто присутствует в чине пророков в монументальной декорации: в куполе храма (в кафоликоне афонской Вел. Лавры, роспись 1533/34, мастер Феофан Стрелицас Вафас; в парекклисионе Панагии Парамифии в мон-ре Ватопед, 1677/78), на своде (в кафоликоне Иверского мон-ря, 1577/78, мастер мон. Марк Иверский) или в куполе кивория над источником (фиал Вел. Лавры, 1634/35, мастера монахи Меркурий и Атзалис); в наосе (на арке в юго-вост. углу кафоликона мон-ря Дионисиат в паре с прор. Амосом, 1546/47, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас); в притворе (на зап. стене в кафоликоне мон-ря Ватопед, 1311/12). В составе минология его фигура вместе с др. святыми дня показана на фреске Вознесенской ц. мон-ря в Дечанах, в Георгиевской ц. Старо-Нагоричино (1317-1318) на миниатюре из лицевого Евангелия с Минологием Димитрия Палеолога под 17 окт. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 13v, 1322-1340 гг.); в росписи собора Св. Троицы мон-ря Козия (между 1390 и 1391), в трапезной Вел. Лавры (2-я четв. XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас); на миниатюре рус. лицевой Минеи (ЦАК МДА, нач. XVII в.). На иконах пророческого чина святой изображен отдельно или в группе с др. пророками, всегда в позе моления, со свитком: на одной иконе вместе с поясными образами пророков Амоса и Софонии из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ); на отдельной иконе в рост для пророческого чина главного иконостаса новгородского Софийского собора, созданного по заказу Новгородского архиеп. Серапиона мастерами А. Лаврентьевым и И. Дермой Ярцевым (1505-1509, под записью XIX в., НГОМЗ); на иконе северных писем из собрания П. И. Щукина «Чин деисусный и пророческий» (2-я пол. XVI в., ГТГ) - над ростовым Деисусом расположен поясной ряд из 16 фигур пророков (без Богоматери «Знамение»), где 2-м слева от края представлен О. с развернутым свитком в руках.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Став странником, отрок со временем приходит в монастырь, куда чудесным образом по воздуху и воде переместилась его икона и где он впосл. принимает постриг. По замечанию Э. С. Смирновой, среди произведений поствизант. иконописи именно извод И. и. с клеймами Сказания составляет исключение ( Смирнова. 2007. С. 182), но в целом как явление характерен для рус. культуры. Однако подобные иконы существовали не только в России, но и в Болгарии, прежде всего в тех храмах и обителях, которые были так или иначе связаны с афонским Иверским мон-рем. Этим обстоятельством Э. Бакалова объясняет создание иконы (посл. четв. XVIII в.), привезенной из Иверского мон-ря на его подворье - Роженский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Мелника. О почитании этой иконы (или о частичном воспроизведении оригинала) свидетельствуют исполненные в металле венцы, очелье мафория и руки Богоматери и Младенца. По сторонам средника, где помещен образ Богоматери с Младенцем, расположены 10 клейм, иллюстрирующих тот вариант Сказания об И. и., где повествуется о благочестивой вдове, об эпохе иконоборчества, о прибытии иконы по морю в Иверский мон-рь, о явлениях Богоматери мон. Гавриилу и о почитании И. и. в монастыре. В живописи Балкан цикл представлен также росписями 1774 г. в нартексе парекклисиона ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы в Иверском монастыре. По составу сюжетов и их иконографии, прежде всего первых 6 сцен, росписи чрезвычайно близки к иконе из Роженского мон-ря. Вероятно, это родство объясняется не только тесными контактами Иверского монастыря с его подворьем, но и тем, что, согласно надписи на иконе, ее автор - мон. Иаков Ивирит. К иконе из Роженского мон-ря восходит икона XIX в. из Трявны (музей в Велико-Тырнове), к-рая проще по художественному исполнению, однако интересна тем, что помимо сюжетов Сказания имеет в нижней части воспроизведение панорамного вида афонского Иверского мон-ря, возможно взятого с гравюры. За живописной традицией в основном следуют и гравюры XVIII-XIX вв. ( Papastratos D.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. покинул Трапезунд и отправился странствовать. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. он стал иноком в той обители, где находилась его семейная святыня. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону («Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть»), и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него. От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател ( Шмидт. 1967. С. 355-362; Бобров. 2003. С. 166-171). Происхождение И. и. из Трапезунда, возможно, отражает связи Иверского мон-ря с Трапезундской империей , правители к-рой в XIV-XV вв. покровительствовали афонским мон-рям. Рус. рукописная традиция этой версии Сказания насчитывает десятки (если не сотни) списков XVI-XIX вв., причем название Иверского мон-ря в заглавии может быть сильно искажено - «Сиверский», «Северский» и даже «Минидерский» (см.: Турилов А.

http://pravenc.ru/text/293359.html

По штатам 1764 г., М. Г. м. стал второклассным и в степенном порядке занимал 24-е место; из казны мон-рю отпускалось 1311 р. В 1800 г. имп. Павел I пожаловал обители землю в Клинском у., при дер. Игнатово, мельницу в Звенигородском у. и озеро в Рузском у. Московский Греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1883 г. Московский Греческий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1883 г. 17 июля 1766 г. М. Г. м. поступил в ведение Синода. В 1768 г. в обитель было разрешено принимать монашествующих из великорусских мон-рей. В апр. 1775 г. по просьбе архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) М. Г. м. был переведен из ведомства Синодальной конторы в епархиальное, а с 1892 г. вновь возвращен в ведомство Синода. Зависимость мон-ря от Синодальной конторы заключалась в том, что при необходимости настоятель обращался за содействием в контору. Однако решение всех текущих вопросов зависело от начальства Иверского мон-ря, подчинявшегося в свою очередь патриарху К-польскому. Обитель находилась на содержании гос. казны. В нач. XX в. М. Г. м. был подведомствен епископам Дмитровским, викариям Московской епархии. В 1812 г. франц. войска разграбили имущество мон-ря. Настоятель (1807-1812) архим. Косма с 4 иноками «претерпели много издевательств и унижений от французов, исполняли тяжелые и непосильные поручения». После изгнания оккупантов на восстановление обители правительство выделило 5,3 тыс. р., в 1814 г. настоятель архим. Кирилл привез с Афона серебряные сосуды и Евангелие. В XIX в. М. Г. м. оставался центром греч. колонии Москвы. 27 мая 1883 г. обитель посетила греч. кор. Ольга Константиновна. Мон-рь долгое время служил своеобразным подворьем приезжавших в Москву по разным делам греческих, а иногда и грузинских, сербских, румынских архиереев и архимандритов. Случалось, в мон-ре одновременно проживали до 3 митрополитов и до 5 архимандритов. До 1917-1918 гг. настоятель М. Г. м. считался в России эпитропом, или поверенным, всех афонских обителей, через него посылали пожертвования в мон-ри и скиты Св. Горы. В кельях мон-ря снимал жилье грек З. П. Зосима († 1827), купец, меценат и коллекционер ( Малиновский. 1992. С. 93).

http://pravenc.ru/text/2564226.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010