Иверского мон-ря



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ IИскать в Источникеpravenc.ru
... имущество (лавки и торговые ряды) , о чем упоминает в завещании ( 1123-1124 ) Шиомгвимскому мон-рю св. царь Давид IV Строитель (Силогава. Завещание. 2003. С. 122) . При Мелхиседеке распространение христианства в горные районы Кавказа, в т. ч. на Сев. Кавказ, приняло новые масштабы. Об этом свидетельствует появление груз. храмов с груз. эпиграфикой: Датуна (Дагестан) и Тхаба-Ерды (Ингушетия) . Так, известна надпись Мелхиседека (в наст. время в краеведческом музее г. Грозного) из церкви в Тхаба-Ерды: «Господи, возвеличь патриарха всего Востока Мелхиседека, аминь». В 1044 г. игуменом Иверского мон-ря на Афоне стал прп. Георгий Святогорец. В «Памятке», составленной им в 1041 г., были помещены сведения о положении мон-ря и противостоянии греков и грузин за право обладать Ивироном, текст был включен прп. Георгием в Житие Иоанна и Евфимия. Во 2-й пол. XI в. Церковь столкнулась с новыми сложными проблемами: епископские кафедры занимали выходцы из знатных семей, нередко люди светского образа жизни, иногда кафедры передавались по наследству членам семьи или рода, существуют документально подтвержденные сведения о случаях симонии. Груз. царь Баграт IV пригласил прп. Георгия, ... далее ...
Преподобномученик Ака́кий Новый, Сярский, АфонскийИскать в Источникеazbyka.ru
... воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в мусульманство. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться. Нек-рое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Св. Гору и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, к-рый перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные мон-ри, нек-рое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида († 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (см. Евфимий Новый из Димицаны; † 22 марта 1814) , Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болг. версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди – см. : Там же. С. 171) и благословил на мученичество. 29 сент. 1814 г. Игнатий пришел в К-поль вместе с мон. Григорием, к-рый ... далее ...
Храм Апостола Евангелиста Иоанна Богослова ...Искать в Источникеprihod.ru
... Иоанн Святогорец. принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами мон-ря сыну, к-рый, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо Иоанн Святогорец. и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа груз. монахам свт. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя Иоанн Святогорец. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes dIviron. 1985. Vol. 1. N 11) . Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский.) К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.) , к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - ... далее ...
Афонские списки Иверской иконы в России — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... было установлено празднование.) В. Г. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. грамот, сопровождавших привоз ивиритами в 1648 г. вместе с копией И. и., пытается доказать не афонское, а молдо-влахийское происхождение этих документов и как следствие предполагает изготовление иверскими монахами копии И. и. не на Афоне, а скорее всего в Валахии (см. : Ченцова. 2004. С. 28-32; Она же. 2007. С. 480-512) . Данные работ Ченцовой (их анализ см. : Фонкич. 2007. С. 513-524) не смогли изменить существующие представления о месте создания копии И. и. 1648 г. и локализацию греч. грамот Иверского мон-ря. Дальнейшую судьбу 1-го списка И. и. не всегда удается проследить документально. Диак. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. и. пребывала у царицы Марии Ильиничны Милославской в одной из домовых церквей дворца (Павел Алеппский.) 2005. С. 447 (. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. 1655 г. И. и. сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, более 100 лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой. По мнению одних исследователей) Евсеева, Шведова. 1996. С. ... далее ...
ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... на ее основе создали 2-ю (фессалоникийскую) редакцию Студийского Синаксаря. Отличительной чертой этой редакции является пение 3 антифонов (псалмов) вместо рядовых кафизм на утренях в великие праздники, а также пение к-польских кафедральных антифонов (стихи 91, 92 и 94-го псалмов с фиксированными припевами) на воскресных и праздничных литургиях. 2-я редакция Студийского Синаксаря лежала в основе богослужебного устава, существовавшего на Афоне в сер. X-XII в. ( Афоно-Студийский Синаксарь ) , и была использована при составлении богослужебного Синаксаря, к-рый регламентировал богослужение Иверского мон-ря на Афоне в XI в. (см. ст.) Георгия Мтацминдели Типикон (. Не позднее кон. X в. Афоно-Cтудийский Синаксарь был перенесен в Юж. Италию, где на его основе были созданы различные группы южноитал. богослужебных Синаксарей: калабро-сицилианской группы) Мессинский, Милийский, Тригонский Типиконы (, отрантской группы) Николо-Казолянский Типикон (и связанной с ней гроттаферратской группы) Типикон мон-ря Патирион и Гроттаферратский Типикон (.) К-польская редакция Студийского Синаксаря определяла богослужение и в монашеских центрах М. Азии, где в нее вносились различные дополнения и ... далее ...
ИЛИЯ II • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... И. посвящены документальные фильмы «В гостях у Патриарха» ( режиссер Г. Шалуташвили, 2007 ) и «Крест Патриарший» ( режиссер Г. Торадзе, 2007 ) , кн. «Патриарх» (2005) , монографическое исследование С. Вардосанидзе «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II» (2008) и кн. -альбом «Солнечная ночь» (2008) . Следует отметить, что последнее название - это слова, принадлежащие И., которыми он характеризует период своего Патриаршества. Арх. : Шиолашвили Ираклий Георгиевич, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: Личное дело ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 7. Д. 193. Соч. : История Иверского мон-ря на Афоне: Дис. Загорск, 1960; Георгий Мтацминдэли (Святогорец) ЖМП. 1966. № 6. С. 48-95; Послания, речи, проповеди. Тбилиси, 1997. Т. 1, 2; 2008. Т. 3 (на груз. яз.) . Из жизни Грузинской Православной Церкви Там же. 1980. № 12. С. 63-64; Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Там же. 1996. № 12. С. 29-34; Празднование 25-летия Первосвятительского служения Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Там же. 2003. № 1. С. 94-95; Дуларидзе Л. Четверть века патриаршего служения: 25 лет со дня интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии ... далее ...
Божия Матерь – Игумения Св. Горы. Икона. ХХ в. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... κανονισμοί ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 926-928; Доримедонт (Сухинин) , иером. Об управлении монастырем; О послушаниях; О монашеском постриге; О келейной молитве; Об исповеди и причащении Святых Христовых Таин; О посте; О странноприимстве [Хризостом (Кацулиерис) , архим. , с братиею. Святогорский устав церковного последования. Серг. П. ; Афон, 2002. С. 189-203. Прилож. 1. Афониада Мн. святогорские монахи в своих научных занятиях достигли выдающихся успехов. В обычае было создание при мон-рях школ для подготовки клириков из среды иноков. Одной из таких школ было действовавшее с XIII в. уч-ще в келлии Иверского мон-ря, носившей имя св. Иоанна Богослова. В 1748-1749 гг. монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иером. Мелетия решили организовать в обители духовную школу, к-рая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». К-польский Патриарх Кирилл V вместе со Свящ. Синодом утвердил ее устав (1750) . Курс обучения составляли 2 ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем Ватопедского уч-ща, называвшегося также Афонской духовной академией или Афониадой (̓Αθωνιάς) , был Неофит Кавсокаливит, ... далее ...
КАРЕЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... за 1668-1800 гг. : решение Великого Собрания (1668) , кировул господаря Шербана Кантакузино о передаче мон-ря Котрочени в Бухаресте в совместное пользование афонским обителям (1682) и 4 патриарших акта - Гавриила IV (1785) , Прокопия I (1788) , сщмч. Григория V (1798) и Неофита VII (1800) . В поствизант. архиве существует значительный хронологический пробел: между Типиконом имп. Мануила II Палеолога (1406) и решением Великого Собрания о проскомидии (1668) сохранился только документ прота Космы (1500) . В тот период Протат отдавал на хранение подлинники документов в архивы Ватопеда, Иверского мон-ря, Великой Лавры и гл. обр. близлежащего Кутлумуша, которые были лучше укреплены. Архив Свящ. Кинота за 1821-1822 гг. был обнаружен И. Мамалакисом в мон-ре Хиландар. Часть архива Протата, в основном за первые десятилетия XIX в., осела в Великой Лавре. В отличие от предыдущих периодов архив Протата за XIX-XX вв. значителен по объему. Он систематизирован в 1993 г. сотрудниками Византийского ин-та Национального ин-та исследований, непереплетенные документы разложены в 270 папок. Османский архив насчитывает 2267 единиц хранения, из них 1842 написаны на тур. языке араб. ... далее ...
БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫИскать в Источникеpravenc.ru
... и Шанидзе (1945) считали, что груз. версия сделана непосредственно с греч. Библейские перикопы в груз. Иерусалимском канонаре восходят непосредственно к греч. тексту. В ранней редакции Четвероевангелия, т. н. Грузинской протовульгате (Б. Уттье выделяет до 89 таких текстов, к к-рым М. ван Эсбрук добавляет еще 7) , встречаются чтения, обнаруживающие сходства с греч. минускульной рукописью Θ, а также рукописями, объединенными в семьи «f 1» и «f 13». В кон. X в. возникла т. н. Афонская школа, для к-рой была характерна переориентация в сторону греч. культуры. Основатель лит. школы афонского Иверского мон-ря ( X-XI вв. ) св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) отредактировал Четвероевангелие, а также впервые перевел Откровение ап. Иоанна Богослова (самая ранняя рукопись датируется 978) . Оригиналом послужила греч. рукопись с комментарием Андрея Кесарийского. Молитор обнаруживает в этом переводе следы сир. филоксеновской и арм. версий этой новозаветной книги (1968) . Св. Георгий Мтацминдели ( Святогорец; Ɨ 1066 ) исправил по греч. рукописям переводы Псалтири, Евангелий и Апостольских посланий, читавшиеся за богослужением. Труд переводчиков Афонской школы представлен в ... далее ...
АФОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... (Скабалланович. С. 439) и др. (см. в ст. Скитский устав) . С XIII в. Политические потрясения, пережитые Византией в 1-й пол. XIII в., после взятия в 1204 г. К-поля крестоносцами, привели, в частности, к тому, что на А. появилось множество принесенных сюда из балканских, малоазийских и палестинских мон-рей списков Иерусалимского устава и расположенных по нему богослужебных книг. Иерусалимский устав к этому времени уже достаточно распространился в правосл. мире, в течение XIII в. он был принят святогорскими мон-рями и используется до наст. времени. Иерусалимский Типикон из Иверского мон-ря. Кон. XV — нач. XVI в. (ГИМ. Син. греч. № 379. Л. 1) Иерусалимский устав имеет очень много общего со Студийским, он настолько ближе к нему, чем к древнему иерусалимскому богослужению IV-VII вв. или к первоначальным («палеосавваитским») обычаям лавры прп. Саввы Освященного, что можно полагать, что Иерусалимский устав имеет в своей основе Студийский и является его палестинской версией ( Пентковский. Студийский устав. С. 77-78 ) . Иерусалимские Типиконы разного времени и происхождения по сравнению со студийскими (среди к-рых выделяются весьма различные редакции; напр., ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Иверского мон-ря
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"