Иверского мон-ря



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬИскать в Источникеpravenc.ru
... м. расположен в сев. -вост. части п-ова Айон-Орос (Афон) на берегу небольшой бухты, где находился античный г. Клеоны со святилищем Посейдона. По преданию, здесь высадилась Пресв. Богородица с ап. Иоанном Богословом, когда их корабль был принесен бурей к берегам Афона. Жители этого города были обращены в христианство пришедшим из Иерусалима еп. Климентом в III или в нач. IV в. Пристань и возникшая здесь в VIII в. обитель получили имя епископа, церковь была освящена во имя св. Иоанна Предтечи. В ней покоились мощи прп. 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156; Γεράσιμος (Σμυρνάκης) , ἀρχιμ. 1903. Σ. 460 (. Источники имеют важное значение для изучения истории не только Иверского и др. афонских мон-рей, но также Грузии, Византии, грузино-визант. взаимоотношений, средневек. уклада монастырской жизни груз. и визант. мира.) Важнейшими первоисточниками для изучения истории И. м., особенно его раннего периода, служат агиографические памятники груз. и греч. лит-ры: грузинские соч. «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве», написанное прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г. ; Афонский сб. НЦРГ. А 130, 1713 г. ; 7 ... текст полностью ...
ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... м. расположен в сев. -вост. части п-ова Айон-Орос (Афон) на берегу небольшой бухты, где находился античный г. Клеоны со святилищем Посейдона. По преданию, здесь высадилась Пресв. Богородица с ап. Иоанном Богословом, когда их корабль был принесен бурей к берегам Афона. Жители этого города были обращены в христианство пришедшим из Иерусалима еп. Климентом в III или в нач. IV в. Пристань и возникшая здесь в VIII в. обитель получили имя епископа, церковь была освящена во имя св. Иоанна Предтечи. В ней покоились мощи прп. 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156; Γεράσιμος (Σμυρνάκης) , ἀρχιμ. 1903. Σ. 460 (. Источники имеют важное значение для изучения истории не только Иверского и др. афонских мон-рей, но также Грузии, Византии, грузино-визант. взаимоотношений, средневек. уклада монастырской жизни груз. и визант. мира.) Важнейшими первоисточниками для изучения истории И. м., особенно его раннего периода, служат агиографические памятники груз. и греч. лит-ры: грузинские соч. «Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве», написанное прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) в 1042-1044 гг. (НЦРГ. A 558, 1074 г. ; Афонский сб. НЦРГ. А 130, 1713 г. ; 7 ... текст полностью ...
ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) , на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.) . В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии... » Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.) . Он полагал, что З. м. - это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. ... текст полностью ...
Преподобномученик Акакий Новый, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... воевать с братьями по вере, за что был жестоко убит, а мать и 2 сестер насильно обратили в мусульманство. Узнав об этих событиях, Иван спрятался у благочестивой старицы. Сестры выдали его туркам, но Ивану удалось скрыться. Нек-рое время Иван пробыл в Бухаресте, а затем направился на Св. Гору и в Шумене встретил знакомого по Бухаресту Елевферия, к-рый перешел в ислам. Отречение друга расстроило Ивана. По дороге он был схвачен турками и от страха тоже дал обещание перейти в мусульманство. На Афоне он посетил разные мон-ри, нек-рое время прожил в скиту св. прав. Анны, затем перешел в скит Иверского мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи, где его наставниками были духовник Никифор и старец Акакий. Узнав о мученической кончине в Фессалонике прмч. Давида († 1813) и друга Елевферия, принявшего монашество с именем Евфимий (см. Евфимий Новый из Димицаны; † 22 марта 1814) , Иван решил пострадать за Христа и тем искупить грех малодушия. Старец Акакий постриг его в монахи с именем Игнатий (в болг. версии высказано предположение, что имя было дано в честь дяди – см. : Там же. С. 171) и благословил на мученичество. 29 сент. 1814 г. Игнатий пришел в К-поль вместе с мон. Григорием, к-рый ... текст полностью ...
Храм Апостола Евангелиста Иоанна Богослова ...Искать в Источникеprihod.ru
... Иоанн Святогорец. принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами мон-ря сыну, к-рый, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо Иоанн Святогорец. и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа груз. монахам свт. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя Иоанн Святогорец. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d Iviron. 1985. Vol. 1. N 11) . Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский.) К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.) , к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - ... текст полностью ...
Илия II, Католикос-Патриарх всей Грузии — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... И. посвящены документальные фильмы «В гостях у Патриарха» ( режиссер Г. Шалуташвили, 2007 ) и «Крест Патриарший» ( режиссер Г. Торадзе, 2007 ) , кн. «Патриарх» (2005) , монографическое исследование С. Вардосанидзе «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II» (2008) и кн. -альбом «Солнечная ночь» (2008) . Следует отметить, что последнее название - это слова, принадлежащие И., к-рыми он характеризует период своего Патриаршества. Арх. : Шиолашвили Ираклий Георгиевич, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: Личное дело ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 7. Д. 193. Соч. : История Иверского мон-ря на Афоне: Дис. Загорск, 1960; Георгий Мтацминдэли (Святогорец) ЖМП. 1966. № 6. С. 48-54; Послания, речи, проповеди. Тбилиси, 1997. Т. 1, 2; 2008. Т. 3 (на груз. яз.) . Из жизни Грузинской Православной Церкви Там же. 1980. № 12. С. 63-64; Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Там же. 1996. № 12. С. 29-34; Празднование 25-летия Первосвятительского служения Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Там же. 2003. № 1. С. 94-54; Дуларидзе Л. Четверть века патриаршего служения: 25 лет со дня интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии ... текст полностью ...
Валдайский Иверский монастырь — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... мон-ря на Афоне Пахомия выполнить список с чудотворной иконы и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». По свидетельству архидиак. , Никон имел видение - сщмч. Филипп благословил Никона построить на одном из о-вов Валдайского оз. обитель. После поставления на Патриарший престол Никон рассказал царю о своем намерении основать мон-рь в честь Иверской иконы и получил поддержку. Вскоре был выбран остров («не особенно большой, но очень красивый, окруженный рыбными ловлями») , и в авг. 1653 г. Патриарх направил на Валдай «достойного старца-строителя» - архим. новгородского Свято-Духова мон-ря Иакова и «с ним боярского сына из своего Патриаршего дома и других людей, нужных для строительства, дав им достаточно золота, серебра, церковной утвари и книг для новой обители» (Шушерин. С. 52) . К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. № 18) . Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, ... текст полностью ...
К дню памяти великомученика и целителя ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... царь Иоанн IV. В первые годы его воцарения в Москве побывали посольства Пантелеимонова и Хиландарского мон-рей с жалобами на притеснения от тур. султана. В 1550 г. царь направил грамоту султану с просьбой защитить мон-ри от насильников, но неизвестно, какое она возымела действие. В мае 1554 г. в Москву для сбора милостыни приезжал старец Пантелеимонова мон-ря Евфимий. В 1556 г. грамотой царя московский греческий во имя свт. Николая мон-рь был отдан для проживания монахов, приезжавших в Москву с Афона В 1653 г. грамотой царя Алексея Михайловича Никольский мон-рь стал подворьем афонского Иверского мон-ря. В 1555 г. по ходатайству посольства с Афона под покровительство московских государей в качестве их «другой богомольи» ( 1-я «богомолья» — Русик ) был принят Хиландарский мон-рь. Игумен мон-ря Паисий преподнес в дар царю крест, к-рый носил на себе свт. Савва Сербский, с Животворящим Древом внутри, и мощи вмч. Стефана — небесного покровителя династии Неманичей, начиная с прп. Симеона Сербского (в миру Стефана Немани) . Паисий составил «Сказание об Афонской горе», содержавшее сведения о числе монахов, размере дани туркам и о географическом положении мон-рей. В марте 1556 ... текст полностью ...
К 80-летию Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... И. посвящены документальные фильмы «В гостях у Патриарха» ( режиссер Г. Шалуташвили, 2007 ) и «Крест Патриарший» ( режиссер Г. Торадзе, 2007 ) , кн. «Патриарх» (2005) , монографическое исследование С. Вардосанидзе «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II» (2008) и кн. -альбом «Солнечная ночь» (2008) . Следует отметить, что последнее название — это слова, принадлежащие И., к-рыми он характеризует период своего Патриаршества. Арх. : Шиолашвили Ираклий Георгиевич, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: Личное дело ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 7. Д. 193. Соч. : История Иверского мон-ря на Афоне: Дис. Загорск, 1960; Георгий Мтацминдэли (Святогорец) ЖМП. 1966. № 6. С. 48–54; Послания, речи, проповеди. Тбилиси, 1997. Т. 1, 2; 2008. Т. 3 (на груз. яз.) . Из жизни Грузинской Православной Церкви Там же. 1980. № 12. С. 63–64; Визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Там же. 1996. № 12. С. 29–34; Празднование 25-летия Первосвятительского служения Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Там же. 2003. № 1. С. 94–54; Дуларидзе Л. Четверть века патриаршего служения: 25 лет со дня интронизации Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии ... текст полностью ...
Афонские списки Иверской иконы в России — Статьи ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... было установлено празднование.) В. Г. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. грамот, сопровождавших привоз ивиритами в 1648 г. вместе с копией И. и., пытается доказать не афонское, а молдо-влахийское происхождение этих документов и как следствие предполагает изготовление иверскими монахами копии И. и. не на Афоне, а скорее всего в Валахии (см. : Ченцова. 2004. С. 28-32; Она же. 2007. С. 480-512) . Данные работ Ченцовой (их анализ см. : Фонкич. 2007. С. 513-524) не смогли изменить существующие представления о месте создания копии И. и. 1648 г. и локализацию греч. грамот Иверского мон-ря. Дальнейшую судьбу 1-го списка И. и. не всегда удается проследить документально. Диак. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. и. пребывала у царицы Марии Ильиничны Милославской в одной из домовых церквей дворца (Павел Алеппский.) 2005. С. 447 (. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. 1655 г. И. и. сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, более 100 лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой. По мнению одних исследователей) Евсеева, Шведова. 1996. С. ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Иверского мон-ря
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"