Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) (Майсурадзе Василий) [груз. ] (1882, дер. Эредви Горийского у. Тифлисской губ.- 1957, мон-рь Бетаниа) (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) [груз. -] (1887, дер. Земо-Крихи Рачинского у. Кутаисской губ.- 1962, монастырь Бетаниа), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Сведения о них и др. насельниках Бетаниа собрал настоятель мон-ря (до 1997) архим. Лазарь (Абашидзе). Василий Майсурадзе родился в крестьянской семье, с 12 лет подвизался в восстанавливающемся под рук. иером. Спиридона (Кетиладзе) монастыре Бетаниа. По словам архим. Лазаря, мальчик много трудился на строительных работах, «так, что кровь сочилась из пальцев». В 1903-1920 гг. подвизался в келлии ап. Иоанна Богослова груз. Иверского монастыря на Афоне, где принял постриг с именем Иоанн. Вместе с др. груз. монахами вернулся на родину, поселился в мон-ре Армази близ Мцхеты. С установлением в Грузии советской власти (25 февр. 1921) насельники покинули Армази, остался только И. вместе с еще одним монахом. Вскоре в мон-рь пришли чекисты и вывели монахов из обители под предлогом вызова в город. По пути они открыли по инокам огонь и, полагая, что те мертвы, сбросили их с дороги. Однако оба остались живы. И. был ранен в грудь, его вылечили монахини мцхетского мон-ря Самтавро . Он поселился в мон-ре Бетаниа, расположенном в труднодоступном месте, в горах близ Тифлиса. Иером. Спиридона на посту настоятеля сменил иером. Илия, через неск. лет - И. Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Георгий Мхеидзе происходил из обедневшей дворянской семьи. Его отец, Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг.

http://pravenc.ru/text/471219.html

Согласно П. М. Строеву , с 1677 по 1680 г. Г. был игуменом Данилова московского мон-ря , затем в сане архимандрита возглавил Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ( Строев. Списки иерархов. Стб. 151, 198). В грамоте, датированной июнем 1680 г., он упомянут как Симоновский архимандрит (ДАИ. Т. 9. 68. С. 146). При нем и по его поручению в мон-ре были возведены трапезная с церковью, «сушило», больничные кельи, приглашены мастера для художественных, отделочных работ. В 1682 г. Г. подавал прошение о том, чтобы из обители была выведена отставная надворная пехота, отправленная туда на прокорм и содержание, и чтобы мон-рь перешел в ведение Посольского приказа. Последняя просьба была удовлетворена (Там же. Т. 10. 31. С. 84-85; ЦГИАМ. Ф. 420. Оп. 1. Д. 1738. Л. 33-36). На Г. посылались доносы, его подозревали в грубом обращении с монахами, пособничестве бегству Сильвестра (Медведева) в Литву, злословии на царицу Наталию Кирилловну Нарышкину и патриархов Иоакима (Савёлова) и Адриана . В янв. 1691 г. Г. подвергся допросу (ГИМ ОР. Син. 1399а-3, 1399-3), к марту того же года был отправлен в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь (РИБ. Т. 5. 380). В 1699 г. управлял мон-рем, конфликтовал с насельниками, к-рые посылали на него жалобы на присвоение не принадлежавшего ему имущества и грубое обращение с подчиненными (Там же. 397, 398, 400). К марту 1701 г. Г. был перемещен в Юрьев новгородский мон-рь . В это время он предлагал повысить доходы казны с помощью введения гос. монополии на бани, о чем пытался известить имп. Петра I . Очевидно, в нач. XVIII в. положение Г. укрепилось, установились хорошие отношения с Новгородским митр. Иовом. В дек. 1704 г. Г. был определен настоятелем Юрьева мон-ря, занялся хозяйственной и адм. деятельностью. Но летом 1708 г. был обвинен в нерадении, продаже монастырских угодий и вотчин, отрешен от должности и уволен (ИРИ. Кн. 6. С. 809). Точных сведений о его дальнейшей деятельности не найдено. В лит-ре без достаточных оснований кончина Г. датируется 1709 г.

http://pravenc.ru/text/161297.html

Точных сведений о времени возникновения на Афоне центрального органа управления не сохранилось. Существует мнение, что до К. некий орган управления афонских монахов находился за пределами Афона, в Кафедре старцев (καθδρα τν γερντων). Впервые упоминание о Кафедре старцев появляется в акте визант. имп. Льва VI Мудрого от 908 г., где она названа в числе владений, незаконно захваченных иноками мон-ря Иоанна Колова (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Очевидно, впосл. она была изъята у монахов обители Иоанна Колова, хотя в тексте данного акта не сказано ни об этом, ни о том, кому ее надлежало возвратить. Передача Кафедры старцев афонским монахам (без определения ее юридического статуса) подтверждается более поздним хрисовулом имп. Романа I Лакапина (от 934 г.) (Ibid. N 3). В последний раз Кафедра старцев упоминается в авг. 943 г. в акте, связанном с определением границ на Афоне стратигом Фессалоники Катакалоном (Ibid. N 6). Остается неизвестным, где именно находилась Кафедра старцев; согласно различным гипотезам, она располагалась к северу, к югу или к северо-востоку от Иерисса, или возле совр. Пиргудии, метоха (подворья) Иверского мон-ря , или близ перешейка, соединяющего Афон с материком ( Papachryssanthou. 1975. P. 112-113). Можно с определенной уверенностью утверждать, что она находилась достаточно далеко от Иерисса, поскольку в ней никогда не останавливались направлявшиеся туда монахи. Им предоставляла кров сначала обитель Иоанна Колова, а затем, по ее приобретении Иверским мон-рем, был выделен особый участок для этих целей. Предположение о том, что Кафедра старцев являлась адм. центром Афона, впервые высказал в нач. XIX в. мон. Филофеит в сочинении по истории Афона ( Порфирий (Успенский). 1877. С. 300). Впосл. это представление распространилось среди монахов Афона и историков. По мнению Д. Папахрисанфу, подобная гипотеза основывается на ошибочном толковании словосочетания «Кафедра старцев» как «местопребывание именитых монахов», «место собрания совета», «совет старцев», тогда как в действительности оно могло быть обычным обозначением небольшого сельского поселения, превратившегося затем в маленький мон-рь, что нередко происходило в Византии ( Papachryssanthou. 1975. P. 113-114).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТ I [греч. Κλλιστος] (кон. XIII в.- 1363/64), свт. (пам. греч. 20 июня), патриарх К-польский (1350-1353, 1355-1363/64), визант. монах-исихаст, писатель, противник унии. Жизнь О месте рождения, родителях и юных годах К. ничего не известно. Он был одним из ближайших учеников прп. Григория Синаита и составил его Житие. Когда во время 1-го пребывания на Афоне прп. Григорий встретил К. (ок. 1313/14), тот, возможно, уже был монахом Иверского мон-ря ( Δελικρη. 2004. Σ. 31-32). Став учеником преподобного, К. жил с ним в скиту Магула, а когда прп. Григорий Синаит предпринял 1-е путешествие в Парорию, отправился вместе с ним. После краткого пребывания в Парории, а затем в К-поле К. вместе со своим сподвижником Марком был послан прп. Григорием на Св. Гору. Однако гражданская война, к-рая шла в последние месяцы правления имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. причины задержали прп. Григория в К-поле. Через неск. недель К. возвращается в К-поль, но весной 1328 г. снова удаляется на Афон, куда через неск. месяцев наконец прибыл и его учитель (Житие Григория Синаита. 16). Когда прп. Григорий отправился в Парорию во 2-й раз, К. вместе со своим сподвижником Марком, также учеником прп. Григория, остался в скиту Магула (они подвизались вместе с Марком 28 лет) ( Γνης. 1980. Σ. 50-51; Podskalsky. 2000. S. 299). Там К. был рукоположен во иерея и в качестве насельника скита подписал в 1340 г. Святогорский томос (PG. 150. Col. 1236cd; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 577-578). В сер. 40-х гг. XIV в. К. вернулся в Иверский мон-рь ( Δελικρη. 2004. Σ. 32, σημ. 3; см. также Σ. 33), где, возможно, стал игуменом ( Talbot, Cutler. 1991). Существует также иная версия событий этого периода жизни К.: сначала он поступил в Великую Лавру св. Афанасия (предположительно незадолго до 1314), затем подвизался в скиту Магула (1314-1340) и наконец поселился в Иверском мон-ре (1342-1350) (PLP, N 10478; Pavlikianov. 2001. P. 72). Кроме того, если верно предположение Ж. Лефора, что скит Магула в те годы уже принадлежал Иверской обители (см.: Actes d " Iviron. Pt. 4: De 1328 au début du XVIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari. P., 1995. P. 5. Not. 25. (ArAth; 19)), то К. мог считаться монахом этого мон-ря еще раньше.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНКРАТИЙ [Греч. Παγκρτιος] (кон. XVI - 3-я четв. XVII в.), иером., доместик Иверского мон-ря на Афоне, греч. мелург. Упоминается в каталоге «тех, кто в различные времена преуспел в церковной музыке» (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143, XIX в.). Точные даты жизни П. неизвестны. Нек-рые сведения о нем можно почерпнуть из певч. рукописей, содержащих его произведения. Впервые П. упоминается в рукописи 2-й пол. XVI в. (самое раннее надписание найдено в Анфологии Ath. Iver. 1295), его произведения регулярно включались в Анфологии и Пападики на протяжении XVII и XVIII вв. Надписание в Матиматарии (см. ст. Матима ), выполненном в нач. XVII в. протопсалтом Константином из Анхиала , свидетельствует о том, что П. был его современником, если не сверстником: «...калофоническая [матима], написанная мной, протопсалтом Константином, по требованию кир Панкратия монаха, глас 1-й τετρφωνος: «Роди вси»» (Ibid. 1266. Fol. 69). В кодексе Ath. Laur. E. 36 с именем П. употреблено прозвище Ραιδεστινς (т. е. происходящий из Редеста, Фракия; ныне Текирдаг, Турция) ( Καραγκονης. 2003. Σ. 336; Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936. Σ. 71). В нек-рых рукописях имя этого мелурга сопровождается прозвищем Χελδης (от χελιδν - «ласточка») (Анфология Ath. Iver. 1096, XVII в.), или Χελλιδς (Пападики Ibid. 1010, 1755 г.), или Χελιδς (Новое Пападики Ath. Cutl. 446, 1757 г.). Однако, вероятно, это прозвище было приписано П. по ошибке, т. к. в рукописях помещали рядом херувимские П. и его современника, афинского протопсалта Иоанна Хелидиса (Хелидониса) (см.: Καραγκονης. 2003. Σ. 326-327, 336). П. упоминается как монах - гл. обр. в рукописях нач.- сер. XVII в. (Матиматарии Ath. Iver. 1266. Fol. 69; 1184. Fol. 55v, 1673 г.; Анфология-Анастасиматарий Meteor. Metamorph. 229. Fol. 50v), а также в кодексах XVIII в., переписанных с более ранних образцов (напр.: Пападики 1715 г. Sinait. gr. 1299. Fol. 217; Пападики БАН. РАИК. 42. Л. 378),- и как иеромонах и доместик Иверского мон-ря (напр.: Анфология письма Космы Ивирита РНБ. Греч. 500. Л. 2; Ath. Pantel. 901. Fol. 1v - 6, 1734 г.).

http://pravenc.ru/text/2578819.html

Свт. Феона Фессалоникийский, прмч. Иаков, вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 1840 г. (мон вмц. Анастасия Узорешительница. близ Фессалоники) [Иаков Новый; греч. Ικωβος] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. В миру Иоанн, род. в одном из селений близ Кастории (Греция) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным тур. властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в К-поле, занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател. Однажды, находясь в гостях у знатного турка, он услышал рассказ о том, как К-польский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он роздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в мон-ре Дохиар . Спустя 3 года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи, принадлежавший Иверскому монастырю , и подвизался в нем 6 лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия И., подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресв. Богородица. Ведя строгую аскетическую жизнь, И. достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг И. начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из мон-ря Ватопед . По молитвам И. в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, к-рый получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В мон-ре Ватопед он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды И. и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как И. помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

http://pravenc.ru/text/200221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (В схиме Левкий; † 11.11.1672, Казань), архиеп. Тверской и Кашинский (1654-1657), митр. Казанский и Свияжский (1657-1672). Согласно распространенному в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. мнению, Л. был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Вел. Новгородом, куда впосл. сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митр. Никоном (впосл. патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Л. был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Сев. Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский мон-рь. В начале 50-х гг. XVII в. Л. упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. прав. Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . После оставления Тверской кафедры архиеп. Ионой «за старость» (Дело. 1897. 43. С. 242) 16 апр. 1654 г. Л. был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сент. 1654 г. Тверской у. достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Л. учредил крестный ход с мощами св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впосл. крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Л. пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе рус. армии. Первое упоминание Л. в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апр. 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Л. взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии. В дек. 1656 г. Л. вместе с патриархом Никоном, Новгородским митр. Макарием III и Крутицким митр. Питиримом вновь посетил Иверский мон-рь. 16 дек. 1656 г. Л. участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским мон-рем, заботился о расширении его братии (напр., 26 февр. 1667 обратился к архим. Иверского мон-ря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архим. Афиногена).

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» предыдущая статья «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» [греч. Ανμνησις μερικ περ το ρδβλθυοτεΑθω ρους], средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы. Происхождение греч. оригинала памятника предположительно связано с афонским Иверским мон-рем . Не позднее XVI в. «В.» было переведено на просторечный греч. (новогреч.) и слав. языки. Новогреч. версия, известная по неск. рукописям из б-тек афонских обителей, была, по мнению ученого мон. Феодорита Филофеита (XVIII в.), написана неким сербом, плохо знавшим греч. язык ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 2. С. 9-10, 132). Слав. переводы известны в 2 редакциях - в виде отдельной повести и в составе «Сказания о Святой горе Афонской» Стефана Святогорца (ок. 1568-1574). В начале «В.» рассказывается, как Богородица при разделении стран для апостольской проповеди получила по жребию Иверию (Грузию), но по приказу арх. Гавриила осталась в Св. земле. Позднее, во время ее поездки на Кипр к свт. Лазарю , корабль по вышнему промыслу был отнесен бурей к берегам Афона. Богоматерь обратила в христианство жителей и поставила епископом некоего Климента, после чего, помолившись о новом дарованном ей жребии, отплыла на Кипр к Лазарю. Завершается повесть известием о том, что Иверия была просвещена светом веры Христовой в царствование имп. Константина, а также дается краткий рассказ об основании этим императором первых обителей на Св. Горе (см. также ст. Афон //ПЭ. Т. 4. С. 109-110). Степень исторической достоверности «В.» проанализирована (по версии Стефана Святогорца) еп. Порфирием (Успенским) . Опираясь на разыскания Феодорита Филофеита, показавшего, что приводимые в сочинении сведения не находят подтверждения в древних источниках, еп. Порфирий предположил, что сказание было создано греч. монахами Иверского мон-ря между 1568 и 1659 гг. на основе древних преданий о прибытии на Афон иконы Богоматери, принесенной первым крестителем афонитов Иерусалимским еп. Климентом (История Афона. Ч. 2. С. 21).

http://pravenc.ru/text/155354.html

Первое упоминание о городке-крепости (κστρον) Иерисс на месте древнего Аканта содержится (в форме Ερισς) в акте 883 г., регулирующем земельные отношения между мон-рем Иоанна Колова, жителями города и монахами Афона (Actes de Prôtaton. 1975. N 1). В актах X в. город уже называется Иерисс. Город Эркулы (Ερκολων, Ερκουλων), позднее известный как Ардамерий (Αρδαμερου, Αρδαμρεως), упоминается в одной из редакций т. н. нотиции патриарха Николая I (X в.), в более поздних списках к-рой фигурирует и Иерисс ( Darrouzès. Notitiae. P. 68-69, 278-279). Первый известный еп. Эркульский Иоанн в 943 г. присутствовал вместе с архиеп. Фессалоники Григорием при межевании границы между Афоном и Иериссом (Actes de Prôtaton. 1975. N 6). Эта запись свидетельствует о том, что отдельная Иерисская кафедра в то время еще не существовала. Однако в акте 982 г., когда жители Иерисса признали права Иверского монастыря на владения близлежащей обители Иоанна Колова, уже стоит подпись еп. Иерисса Феодота (Actes d " Ivirôn. 1985. Vol. 1. P. 128). Данный акт примечателен тем, что среди имен подписавших его жителей Иерисса много славянских, а один автограф выполнен глаголицей ( Порфирий (Успенский). Суждение об Афоно-Иверском акте 982 г. и о глаголической подписи на нем попа Георгия//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 1. С. 14-20; Он же. Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 311-316; ср.: Срезневский И. И. Глаголические буквы на Иверской грамоте 982 г.//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 1. Стб. 78-80). Еп. Порфирий, впервые обнаруживший в 1845 г. этот древнейший датированный памятник глаголического письма, сопоставил его с упоминанием в хрисовуле 959/60 г. осевших в округе Иерисса «славян болгар» (см.: Actes d " Ivirôn. 1990. Vol. 2. P. 85); приведя сообщение игумена Зографского мон-ря Анфима о том, что еще в нач. XIX в. в Иериссе имелись слав. богослужебные книги, еп. Порфирий предположил многовековую традицию слав. богослужения в данной области ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 315). Возведение Иерисса в ранг епископии связывают с ростом значения этого города в эпоху бурного развития афонских мон-рей ( 1973; Papachryssanthou. 1981).

http://pravenc.ru/text/293670.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010