Их предприятие имело привилегию печатать на своих изделиях государственный герб 393 . С 1816 г. мастерская Смирновых стала официально называться заводом 394 . Самое раннее из известных изделий Смирновых, украшенное государственным гербом, относится к 1809 г. Колокольчик отливал Степан Смирнов (коллекция В. В. Уткина, п. Малая Бича, Омская область). Кроме того, в коллекции Валдайского музея имеется колокольчик 1807 г., имеющий изображения государственного герба. Фамилия мастера не указана, но можно предположить в связи с вышесказанным, что это тоже изделие Смирновых. Сигнальный колокольчик для Валдайского вольного пожарного общества В первое десятилетие XIX в. в Валдае работали две семьи колокололитейщиков: Смирновы и Терские 395 . Необходимо отметить, что завод Смирновых славился не только маленькими ямщицкими колокольчиками, но и большими отливками. И. Дмитриев писал в 1839 г.: «Из заводов замечательны колокололитенные: один из них, на котором отливаются лучшие большие колокола, принадлежит братьям Смирновым» 396 . Издания XIX в. подчеркивают первостепенное значение завода Смирновых, на котором при последнем его владельце Николае Смирнове отливались огромные колокола весом более 1000 пудов 397 . Смирновы имели обширные заказы. Они лили колокола для Иверского монастыря в Валдае и Смольного в Петербурге 398 , отправляли изделия в Оренбург, Москву и другие города 399 . И все-таки в первой половине XIX в. Валдай был известен прежде всего благодаря умению местных мастеров отливать маленькие поддужные колокольчики и бубенцы. В этот период в Валдае действовали три колокололитейных завода 400 : с 1816 г. – заводы Смирнова и Митрофанова; с 1841 г. – завод Стуколкина 401 . В начале 1850-х годов открывается еще и завод Лебедева 402 . В конце 1840-х годов на колокололитейных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11000 рублей серебром, рабочих насчитывалось 50 человек. Сбыт производился в Петербурге и на ярмарках в России 403 . Продукция каждого валдайского завода имела свои особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Однако любопытство моё было сильнее робости моей. Оно крепко прижало к темени Афона грудь мою и живот мой. В этом положении я хорошо видел всю святую гору, её Афонёнка, Дифон и малый Афон, её хребет с маковками его, и её отроги, долины, и даже местности многих монастырей, но не самые монастыри, которых не видать. Особенно поразил меня ближний вид узкой, гладкой и длинной полосы, откосно спускающейся от Афонёнка по направлению к Лавре у Дифона. Право, по ней можно было бы скатиться на санках, и потом свалиться в пропасть. Вдоволь насмотревшись на всё это, я встал и начертил карту всего Афона 43 , потом сел у одного большого камня, и припомнил крупные события на этой горе. Вот они: За 2,500 лет до Р.Х., высокие воды Чёрного моря, с помощью огненных землетрясений, прорвали материки, Босфорский и Дарданельский, и навсегда затопили сушу около Афона, оторвав часть его, простиравшуюся к острову Лимносу и к малой Азии, и погрузив её в подводную глубь. 2000−1529 г. – Потом, когда земля горела, когда по словам Овидия, пламень пожирал самые возвышенные места земли так, что она расседалась и сохла, когда разрушались города, а люди и целые области обращались в пепел, когда жители Ливии почернели, когда пылали горы Тавр в малой Азии, Тмол и Эта в Греции, «в это время пылал и Афон». 1529. Наконец погасли огнедышащие жерла этой горы, Моливо близ Хиландара, Крионери у Ватопеда, Цука подле монастыря Иверского и другие. Тогда поселились в ней выходцы из сопредельной Фракии, Висалты. Кристоны и Идоны. У них в своё время царствовал Фамирис Фракиянин такой же певец и мудрец, как и Орфей. 1124−656 г. – К этим Фракийцам присоединились Эллины, Пеласги и Халкидикийцы, и построили на Афоне небольшие города, Дион, Фиссос, Клеоны, Харадриэ, Олофиксос, Санис и Аканфос. 495−489 г. – Все эти города с самого начала своего существования были свободны и самоправны. Но в 495 году их покорил своей власти Персидский царь Дарий Истасп. А сын его, Ксеркс, во время своего похода в Грецию, прокопал Афонский перешеек, и устроил тут канал для плавания судов. 431−360 г. Греки победили Персов, и для своей защиты от них содержали общеэллинский флот общим иждивением включительно с вкладами Афонских городов, но спустя 59 лет после сего сами рассорились и затеяли известные в истории войны Пелопонесскую и Олинфийскую. В этих войнах живое участие принимал Афон. 360−148 г. За тем, он скоро стал данником царей Македонских, из числа которых Александр великий не захотел преобразить верх Афона в статую Зевса по предложению его архитектора Динократа, а царь Кассандр дозволил брату своему Алексарху построить на перешейке Афона город Уранополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Как воздержание становится свободой Протоиерей Сергий Баранов   11:15 18.03.2020 568 Время на чтение 7 минут На вопросы молодежи в Новоспасском монастыре Москвы ответил духовник Иверского женского монастыря города Орска протоиерей Сергий Баранов. – Почему в Православии столько запретов? Сплошное воздержание… – Нам все возможно, но каковы приоритеты нашей жизни? Недавно в аэропорту ко мне женщина подошла и говорит: «А вот скажите, этому молодому человеку, что верить в приметы – грех». Я говорю: «Знаете, я бы не в том смысле сказал, что грех как преступление. Я бы ему сказал, что верить в приметы – это делать себя зависимым, так становишься несвободным. Вы будете зависеть от этих примет. И если вы с этим ничего не будете делать, несвобода будет все глубже и глубже, вы будете парализованы этими приметами. Грех в этом – для вас это искажение вашей жизни, искажение вашего счастья. А не то, что Бог поймал тебя на том, что ты в эти приметы веришь, и с радостью тебя наказывает».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/18/kak_vo...

16 Февраля отец Варнава принимал участие в совершении заупокойной литургии и отпевании тела своей духовной дочери Елисаветы Степановны Кротковой, бывшей с начала 50-х годов начальницей состоящего при Свято-Троицкой лавре Александро-Марининского дома призрения. Отпевание было совершено в церкви дома призрения и здесь, как священно-служащий, отец Варнава приобщился св. Таин Христовых. Проводив до могилы выдающуюся по своей религиозной и благотворительной деятельности русскую женщину, отец Варнава уехал в свою обитель, где весь вечер занимался с прибывшими в обитель для говенья посетителями, именно: исповедовал одних, другим давал советы и наставления, третьих утешал и прочие. 17 Февраля новая начальница дома призрения Екатерина Ивановна Гончарова, послала сказать батюшке о. Варнаве о намерении приехать к нему вечером на исповедь. Посланный застал батюшку за исповедью богомольцев, начатой с раннего утра. – Скажи Екатерине Ивановне, что бы она прислала лошадей; я сам к ней приеду, – произнес о. Варнава. Воля отца Варнавы была исполнена и в 6 часу за ним приехали лошади. Отец Варнава прекратил исповедь в пещерном храме и отправился в дом призрения. В начале 7 часа вечера батюшка приехал в дом и прошел с Е. И. Гончаровой в предалтарие верхнего предела домовой церкви (на хорах). Здесь у северной двери отец Варнава совершил таинство исповеди. Окончив исповедь, отец Варнава обратился к Екатерине Ивановне с отеческим наставлением. – Не оставьте меня и дом призрения вашими святыми молитвами! – просила начальница. – Я вас никогда не оставлю! – сказал о.Варнава. Слова эти оказались пророческими, и старец, действительно не оставил дома, а через несколько минут тихо в Бозе почил в алтаре святого храма, у престола Божия. Когда вслед за г-жей Гончаровой пришла на исповедь другая женщина, то старец вдруг пошел в алтарь и там у престола отдал душу свою Христу Богу, в Которого он твердо веровал и Которому усердно работал. Очевидицы того, как старец, опустившись на колени, поник головой на престол, думали, что с ним произошел обморок.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Вассиан Патрикеев доказывал, что «монастырям сел не подобает держать», и при этом ссылался на интересы крестьян. Эта апелляция к народу, «зашита» его интересов, исходящая от представителя боярской оппозиции, весьма примечательна. Борьба «иосифлян» и «заволжских старцев» завершается в первой трети XVI столетия торжеством «иосифлян». У кормила церковного управления становятся выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря. Возникшая в начале XVI в. полемика «иосифлян» и «заволжских старцев» оставила неизгладимый след в литературе, способствовала развитию публицистики, которая достигла своего небывалого расцвета в XVI столетии. Проблемы государственной власти единодержавного правителя, характера и предела его «самовластия» стоят в центре внимания публицистических произведений. Эти вопросы поднимали архиепископ Вассиан в своем послании на Угру Ивану III (1480 г.), московские еретики, Иосиф Волоцкий . В конце XV – начале XVI в. их решению посвящены легендарно-исторические повести о мутьянском воеводе Дракуле, Иверской царице Динаре, о Басарге. «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле». «Сказание о Дракуле воеводе, или Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», созданная в конце XV в., ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности и занимает важное место в развитии жанра историко-легендарной повести. В 40-е годы прошлого столетия А. X. Востоков выдвинул предположение, что автором ее является государев дьяк Федор Курицын, возглавлявший посольство в Молдавию и Венгрию в 1482 – 1484 гг. Эта гипотеза встретила поддержку и у современного исследователя повести Я. С. Лурье. Исторический прототип Дракулы – воевода Влад Цепеш, управлявший Румынией в 1456 – 1462 и 1476 гг. О его необычайной жестокости в Европе ходило много рассказов (в Германии даже был издан ряд «летучих листков» о Дракуле). Текст русской повести вероятнее всего восходит к устным рассказам, услышанным ее автором в Венгрии и Румынии. Написанная в форме посольской «отписки», «Повесть о Дракуле» главное внимание сосредоточивает на деяниях самовластного воеводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

469 Мы обследуем халдейский таргум по латинской версии его, напечатанной в четвертом томе Парижской Полиглотты. 470 Gaude ct laetare Constantina () , civitas Idumaeae impiae, quae aedificata es in terra Armeniae. 471 In illo tempore visitabo iniquitatem tuam, Roma, quae aedificata os in Italia… et veniant Persae et angustiabunt tc et desolabunt te. 473 Ср. краткие замечания Нестле о грузинском переводе в книге Urtext und Uebersetzungen der Bibel (Sonderabdruck aus 3-ten Aufl. Real-Encyclopädie fur P. Th. und. K.) Leipzig 1897. S. 161–162. 474 Что текст «Московской грузинской библии», в целом, должно считать только исправленным по славянской библии, а не прямо переведенным с последней, – это доказывается частыми νερμηνευτ в груз. библии в славянской – переведенных, и самым характером грузинского перевода, который, напр., в Npumч. XXII, 11–20 , по Броссе, очень резко отличается от славянского. 475 Поправки эти иногда очень неудачны. Напр., в (Песни Песн.2:1 ) грузинское слово, означающее «полевой», справщики изменяют в «полный», с целью приблизить грузинское чтение к славянскому «цвет польный». 476 Эти сведения о Моск. груз. библ. мы заимствуем из труда проф. Цагарелли «Свед. о памятн. груз. письменн.» С.П.Б. 1886. р. 8 и д. 478 Цагарелли. О. с. p. 74–75. Об этом списке в труде проф. Цагарелли, находившемся в нашем распоряжении, но сообщается никаких сведений. 479 Ibid. р. 69–75 Афонская грузинская библия и в настоящее еще время сохраняется в библиотеке Иверского монастыря на Афоне. Она заключается в двух томах, размером 9½ вершк. длины и 7¼ ширины. В первом томе 532 листа, во втором – 418 листов. Писана она в два столбца, на белом пергаменте и, как видно из послесловия, помещенного в самом конце 2-го тома, тремя писцами: Михаилом, Георгием и Стефаном. В настоящее время некоторые листы Афон. библии утеряны, так что в ней не достает не только отдельных глав и стихов, но даже и целых книг. Так в ней нет: Быт.1–12:8 ; Лев. с 11 гл. до конца и мн. другого. Но, что некогда Афонская груз.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

«Честь имею препроводить к Вам, – писал архимандрит Порфирий К. С. Сер-биновичу, – два верных снимка с двух карт России, найденных мной в рукописи афонского Ватопедского монастыря (XIII века), которые содержат в себе географию Птолемея, перипл Адриана и географию Страбона. Эти карты, заключающиеся в числе 25, помещены в сей рукописи непосредственно после географии Птолемея. Сличение их с текстом сего землеописателя удостоверит, согласны ли они с ним или нет» 201 . В 1850-х гг. в течение двух лет в афонских монастырях работал П. И. Севастьянов, которого сопровождали несколько художников-рисовальщиков, фотографов, копиистов, 14 месяцев работавших по его указаниям. Н. П. Кондаков , впоследствии производивший на Афоне аналогичные изыскания, с восхищением отзывался о результатах громадной работы, проделанной П. И. Севастьяновым, и специально отметил ватопедские рукописи, которые тот сфотографировал. По списку, составленному самим П. И. Севастьяновым, «собрание снимков, сданных в Академию Художеств и Румянцевский музей в Москве, заключало, кроме карт и планов, 200 (или, по синодальному счету, – 300) прори-сей с фресковых росписей Афона, 30 (или 100) прорисей с икон на досках или на полотне, 8 (или 12) калек с мозаик, 800 калек с инициалов и заставок, 100 копий с красками с миниатюр и 800 фотографий с них же, 3500 фотографических снимков с текстов древних рукописей (в том числе сполна с рукописи Птолемеевой «Географии» Ватопеда, с Октатевха Ватопедского, Иверского Евангелия), 100 снимков с крестов… и так далее» 202 . Таким образом, мудрая дальновидность русских ученых, благодаря которой отечественные исследователи имели возможность пополнить свои сведения о Древней Руси, не подлежит сомнению. Русский публицист и общественный деятель С. Ф. Шарапов, побывавший на Афоне в 1889 году и посетивший Ватопедскую библиотеку, особо отметил хранившуюся там рукопись на славянском языке, имеющую отношение к истории русско-афонских литературных связей: «Интересна рукопись – перевод на славянский язык поучений Златоуста, исполненный под редакцией Максима Грека , неким диаконом Троице-Сергиевой Лавры Силуаном, с художественным предисловием этого последнего, – писал С.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Киевского широкого сукна остаток три аршина. Сукна сермяжного 455 аршин 2 четверти. Холста сшивного, что валяют на них япончи, и полсти мерою 70 аршин подержанного. Тонкие крашенины 27 аршин 2 четверти. Толстые крашенины 31 аршин. Лентион холщевой с воротом и с рукавами. Тонкова холста 505 аршин. Холста хрящу 360 аршин. 42 мешка холщевых. Скатерти: Скатерть новая шитая, мерою 10 аршин без четверти, в два полотнища. Скатерть новая шитая ж, мерою пол десята аршина, в два полотнища. Скатерть новая шитая ж мерою четыре аршина, в два полотнища. Скатерть шитая подержана, мерою пол пята аршина, в два полотнища. Скатерть новая бранная, мерою шесть аршин без четверти, в три полотнища. Шатерныя полы выбойчатые бумажной выбойки подложены зеленым сукном. Занавеска сшита в сорочках, что бывает на Немецких сукнах. В хлебодарне: Скатерть шитая большая. Две скатерти бранных больших. 19 скатертей холщовых тонких. Разные материалы и вещи: Укладу Серпуховского 174 прута. Семь замков Иверского дела с потайными пружинами. Замок потайной, ключ с шурупом, 15 замков Галицкого дела, новых. Да на Москве на Иверском подворье у погребов два замка Немецких вислых. Три замка вислых большой руки. Шесть щетей медных серебреного дела. 130 кульков рогозинных. Шесть замков Немецких с ключами, в том числе два замка без ключей. 48 ключей новых. Волоченого железа 10 фунтов 2 четверти. Шесть досок луженых гвоздей чеканных и гладких с тороками. 50 поддосок железных, что подкладывают под оси. Три четверика семян разных овощных. Гунбы близко четверика. Сито новое большое. Четыре подставки каретных железных луженых. Пятеры крюки котельные железные. Ящик деревянный, а в нем восемь стекол хрустальных, два в том числе попорчены. Восемь нашивок японечных вишневого шелку, в том числе у трех нашивок пуговицы с золотом. 850 пуговиц оловенных маленьких весу в них три фунта. Двойного золота 200 листов. Серебра 300 листов. Красного золота пол осмадесять листов пол шеста фунта шесть золотников. Ртуть в пузырьках. Медной проволоки семь фунтов без осьмухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вышеописанный конфликт не прошел бесследно. Из этого столкновения были извлечены определенные уроки: изменен взгляд на предпечатную корректуру (она была упорядочена), обновлен состав справщиков, начато переиздание Миней. Таким образом, в этой столь прямолинейно истолкованной историками коллизии не все однозначно. Вновь оказавшись у справы при Патриархе Филарете, справщики повели дело на несколько иных принципах – был учтен опыт предыдущего конфликта. Средневековье примирило обе его стороны, и филаретовская справа вобрала в себя оба подхода. Таким образом, благодаря активной издательской деятельности Патриарха Гермогена мы обладаем уникальным печатным наследием. Первосвятитель был патриотом и исповедником не только в борьбе с поляками и литовцами. Эти черты его личности проявились и в других областях патриаршей деятельности. Подобным же образом он заявил о себе в сфере богослужебной культуры, предприняв издание новых богослужебных книг. Был создан принципиально новый тип богослужебного Устава, который определил направление дальнейшей эволюции Типикона. Эти книги послужили основанием для последующей деятельности Московского Печатного двора. Рассматриваемый период можно назвать " осенью русского Средневековья " – уникальным слепком древнерусского благочестия и богослужебной культуры. При последующих Патриархах началась секуляризация Печатного двора, книжная справа стала вестись на иных основаниях. Менялось мировоззрение, ощущалось западное влияние, что и привело к никоновской книжной справе, литургической реформе и расколу. Описание экземпляров и некоторые сведения о казанской типографии см.: Поздеева И.В., Турилов А.А. " Тетрати... печатаны в Казане " : К истории и предыстории Казанской типографии XVI в.//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 45-49; 4(6). С. 17-21; Гусева А.А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 2. С. 680, 711, 908-909, 946-947; 97, 130. Поздеева И.В., Турилов А.А. " Тетрати... печатаны в Казане " ... 4(6). С. 25. Типография в Александровой слободе – восприемница МПД, создание нижегородской типографии также было вызвано закрытием МПД. Единственный похожий пример региональной типографии такого рода – типография Иверского Валдайского монастыря, основанная Патриархом Никоном. Впрочем, вторую половину XVII века нужно отнести уже не к русскому Средневековью, а к началу Нового времени.

http://pravoslavie.ru/57367.html

Но патриарх не удовлетворился этими объяснениями «и с того времени, писал пристав, Никон, яко от огня с кручины разгорелся и видеться со мной и христосоваться не похотел» и не пускал к себе две недели 131 . Все чаще и чаще повторяются недоразумения Никона с приставом, который со своей стороны жаловался на него государю, стал держать сторону кирилловских монахов в их пререканиях с Никоном, принимал у себя и подпаивал Никонова монаха Иону, выслушивая у него разные сплетни о тяжелом и непокладистом патриархе. Никон, сердился на пристава и иногда не видался с ним по целому году «за напрасным гневом и за ссорами», как доносил пристав государю, а сношения с ним вел через келейных своих людей и монастырских служек. Недовольный неприятностями своей службы в Ферапонтове пристав просил государя уволить его оттуда, потому что ему здесь «для береженья Никона быть не мочно». Никон со своей стороны тоже писал царю о перемене пристава: «умилосердись надо мной грешным и над приставом Самойлом, вели переменить его; он со всякие нужды помирает да и меня уморил, потому что никто ни в чем его не слушает» 132 . Кроме недоразумений и столкновений, происходивших у старого патриарха с окружавшими его лицами, были и другие причины, поддерживавшие в нем тревожное настроение. До него время от времени доходили слухи о тожестве враждебной ему партии, его бывшие противники и недоброжелатели один за другим возводились на патриарший престол. Так после смерти патриарха Иоасафа на его место в июле 1672 года возведен был Питирим, один из деятельных виновников низ0ложения Никона. Впрочем, он пробыл на кафедре менее года (†19 апр. 1673). После его смерти патриарший престол по невыясненным доселе причинам оставался не занятым более года. В конце июля 1674 года патриархом московским сделан был новгородский митрополит Иоаким. Старый патриарх имел причины встревожиться этим известием. Иоаким принадлежал к числу давних недоброжелателей патриарха Никона , хотя ему именно обязан был началом своей карьеры. Поставленный Никоном в строители Валдайского Иверского монастыря, он после удаления Никона с патриаршего престола, примкнул к партии его врагов, сделан был чудовским архимандритом и был деятельным пособником царя и бояр в деле низложения Никона 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010