Вторая часть рукописи имеет следующие особенности: 344 × 270 (240 × 80 + 20 + 80), разлиновка типа II, 19а, тетради – кватернионы, три системы сигнатур (см. выше), количество строк 32. На л. 388 – грузинская помета XI b. 8. 1020 г. Parisinus gr. 529. Гомилии Григория Назианзина . л. 360 об. – запись скриптора: τελειϑη παροσα ββλος μην πριλλ νδικτινος γ τους ςφκ, γραφεσα χειρ Θεοφνους ταπεινο μοναχο κα ετελος γροντος. 315 × 245 (210 × 155), разлиновка типа I, 45а, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры, сопровождаемые стоящими справа от них грузинскими, расположены в середине нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради. Количество строк 21–25. 9. 1021–1022 г. ГИМ 380. Жития святых. На л. 370 – трудно читаемая запись копииста, из которой узнаем дату (τους ςφλ´) и имя писца (ταπεινο Θεοφνους). 357 × 285 (275 × 80 + 20 + 80), разлиновка типа II, 20а, 24а без вертикальной полосы на внешнем поле и II, 430, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры – в середине нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради. Количество строк 30–38. На л. 369 об. – не поддающаяся прочтению грузинская помета XI b. 10. 1023 г. ГИМ 381. Жития святых, л. 366 об. – запись: τελειϑη γραφ τς παροσης ββλου μην ουν ϑ νδικτινος ς τους ςφλ, χαραχϑεσα χειρ Θεοφνους ταπεινο κα μαρτωλο, εχεσϑε πρ ατο ο νταϑα ναγινσκοντες. 340 × 265 (255 × 74 + 23 + 74), тип разлиновки – II, 43b, тетради – кватернионы, греческие сигнатуры расположены в центре нижнего поля первого и оборота последнего листа тетради, количество строк 30–39. На л. 367 – грузинская помета иверского библиотекаря XI в.: «362 листа написано, а два листа чистые». 11. (после 1020 г.) ГИМ 388, лл. 1–230. Описание см. под 12. Taurinensis gr. 25. Сочинения Максима Исповедника . Рукопись погибла в пожаре 1904 г. 13. ГИМ 362. Для рукописи XI b., заключающей в себе жития святых, использованы в качестве защитных четыре листа (два в начале и два в конце), писанные, как нам кажется на основании тождества почерка, каллиграфом Феофаном. Особенности этих четырёх листов следующие; 273 × 225 (190 × 142), тип разлиновки – I, 26с без нижней горизонтальной полосы, сигнатур нет, количество строк 24. На л. 3 (первый лист основного кодекса) – грузинская помета.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

При всем стремлении издателей к полноте публикации с течением времени каждый выпуск серии оказывается в некоторых частях ущербным и требующим дополнений и даже переиздания, как это случилось с актами Лавры. 406 Конечно, за тридцать с лишним лет (со времени Акт. Лавр. РК) были сделаны исправления чтений текстов, вновь и вновь обследовано содержание лаврских грамот, изменены датировки, открыты или переизданы документы. 407 Но, главное, была проведена работа, приведшая к кардинальным изменениям представлений специалистов об архиве Лавры: А. Гийу и Ж. Бомпэр во время поездок на Афон в 1957 и 1958 гг. сфотографировали неизвестные Ж. Руйару и П. Коллому оригиналы и старые копии актов, 408 обнаружили и сфотографировали два лаврских картулярия: XVIII в. – Кирилла и 1803 г. – Феодорита, 409 а также рукописный инвентарь Пантелеймона 1944–1945 гг. архива Лавры. Все это привело к переизданию первого тома серии. Таким образом, издание «Архивов Афона» не только не замыкается на осуществленной некогда работе, но оказывается динамичным, развивающимся качественно, совершенствующим принципы научной обработки своих материалов. Публикации афонских актов продолжаются. К настоящему времени вышло в свет лишь чуть более четверти запланированных изданий «Архивов Афона». П. Лемерль, Д. Папахрисанфу, Н. Зворонос, А. Гийу издали следующие четыре тома документов Лавры. Грамоты Кастамонита издал Н. Икономидис. 410 Важную для нас новую публикацию актов Русского монастыря подготовили П. Лемерль и Ж. Дагрон. Над актами Ксенофонта и Пантократора работал ныне покойный В. Лоран. Э. Зизица и Н. Икономидис выпустили акты Дохиара, Ж. Бомпэр – монастыря св. Павла, Н. Икономидис и Ж. Лефор – Иверского монастыря, Ж. Бомпэр и Л. Мавроматис – Ватопеда, Ф. Баришич – Хиландаря, И. Дуйчев готовил акты Зографского монастыря. Все издание охватит около 1200 греческих документов Афона, свитки части которых достигают в длину нескольких метров. Хронологически акты византийского периода представляют собой древнейший пласт афонского архива. Для исследования данных греческих документов Афона этого времени по истории Руси, тюркских народностей, кавказцев и славянского населения Восточной Европы сейчас оказалось возможным привлечь в целом 120 актов. 411 Остальные относятся к более позднему времени (подчас со значительным временным разрывом). Особенностью афонского архива является полное отсутствие в монастырских архивах или единичное число документов XII в. Исключение составляют лишь фонды Лавры, насчитывающие с десяток грамот того времени. Мы ничего не знаем об актах Эсфигмена между 1095 и 1258/1259 гг., об актах XII в. Ксиропотама, Дионисия, Ксенофонта, Филофея; к самому концу XII в. относятся несколько хиландарских актов, по 1–2 документа этого времени находятся в остальных афонских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, представление Н. П. Игнатьева обратило на себя особое внимание Великого Князя-Наместника, и ему был дан ход. По приказанию Его Высочества, главным управлением Наместника Кавказского сделаны были сношения с различными ведомствами и лицами, который могли бы оказать поддержку и помощь афонским монахам. Начальнику Кавказского горского управления предложено было (28 февраля 1875 г.) высказать свое мнение по поводу просьбы монахов, указать в Абхазии соответствующее для основания скита место и прислать план того участка земли, который окажется возможным отвести, с кратким описанием избранной местности. Затем обер-прокурор Св. Синода граф Д. А. Толстой был запрошен (12-го марта 1875 г.) о том, на каких условиях основаны отношения находящегося в Москве Никольского греческого монастыря к Афонскому Иверскому монастырю, так как на этих же условиях афонские монахи предполагали основать свой скит на Кавказе. Русский посол в Константинополе Н. П. Игнатьев был уведомлен (27-го марта 1875 года) о том, что Великий Князь-Наместник принял с особым сочувствием просьбу афонских иноков; вместе с тем посла нашего просили сообщить, в каком составе иноки Пантелеймоновского монастыря желают основать на Кавказе обитель и какое количество десятин земли потребуется для них и для удовлетворения нужд обители. Начальник горского управления после сношений с начальником Сухумского военного отдела уведомил главное управление (14-го июня 1875 г.), что сделать окончательный выбор участка военное ведомство желало бы после предварительного осмотра его монахами, и поэтому всего удобнее выборным Пантелеймоновского монастыря явиться прямо к начальнику Сухумского отдела, который направит их к осмотру земли. Граф Толстой (24-го апреля 1875 г.) сообщил сведения, которые испрашивались у него об отношениях Никольского греческого монастыря в Москве к Афонскому монастырю. Не приводим здесь этих сведений, так как впоследствии они оказались неосуществимыми для Ново-Афонской обители. Из Константинополя от нашего посла получено было уведомление (17-го мая 1875 г.), что по сделанному монастырем приблизительному расчету число иноков для первоначального поселения на Кавказе предполагается около 30 человек и столько же послушников; земли для основания скита с хозяйственными при нем заведениями, имея в виду впоследствии увеличить братство, нужно не менее 100 десятин и до 200 десятин строевого и дровяного леса; что же касается земли для удовлетворения нужд обители, то количество ее будет зависеть от усмотрения правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

89 5 В чине XVI в. не говорится ни о приглашении митрополитом властей, ни даже о многолетии царю и царице с чадами в данное время чина. Вместо этого, митрополит многолетствует царя, по окончании утрени, по приходе своем из собора в крестовую палату. 91 В этой же самой Иверской рукописи 1120 в конце чина находим следуюцую прибавку писца рукописи: Μετ τ τλος τς ζ» δς, ψλλεται τοτο ντ σματικο κρ Μανουλ το Γαζ, συνετθη δ κα γρφη κα παρ» μο,  ς ρς, χος πλ. δ». δ γγελος, δ γγελος Κυρου, δ γγελος Κυρου συγκατβη μα τος περ τν ζαραν ες τν κμινον. Πλιν. δ γγελος Κυρου, συγκατβη μα τος περ τν ζαραν,  ες τν κμινον, κα ξετναξε τν φλγα το πυρς κ τς καμνου, κα ποησε τ μσον τς καμνου, ς πνεμα δρσου διασυρζον, κα οχ ψατο ατν τ καθλου τ πρ. Πλιν πλ. α». Οδ λπησεν, οδ παρηνχλησεν. Ττε ο τρες, ς ξ νς στματος, μνουν κα ελγουν κα δξαζον τν Θεν ν τ καμν λγοντες. π χορν, πλ. δ. Ελογετε. 92 Слова: Λγε и Παλιν в данной рукописи написаны киноварью и положены на ноты. Эти слова называются вставочными, но их присутствие в стихирах и стихах не было делом случайным, а вызывалось практическими соображениями нотописцев. Д. Разумовский , Церковное пение в России, в. I, стр. 109. 93 κολουθα называлось подробное и последовательное изложение службы или чина, со всеми обрядами, священническими и диаконскими возгласами и с полным текстом молитв, входящих в состав его – краткое уставное изложение тех же служб или чинов, часто даже без указания молитв. 95 Небезынтересно сообщить нашим читателям следующий любопытный факт. Отыскав вышеприведенный греческий чин пещного действия в Иверской рукописи 1120, мы, после того, пересмотрели несколько нотных рукописей той же библиогеки, все нотные рукописи богатой афонской Ватопедской библиотеки (около 500 ркп.), русского Пантелеимоновского монастыря и библиотеки Афинского национальнаго Университета, куда собраны рукописи Фессалийских метеорских монастырей, и ни в одной из них не нашли чина пещного действия хотя бы в том же самом изложении, в каком дает его нам Иверская рукопись 1120. Между этими рукописями попалось нам несколько экземпляров даже с тем самым надписанием: «Παπαδικ τχνη».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

94 . Жордания Ф. Д. Описание рукописей Тифлисского Церковного Музея Карталино-Кахетинского духовенства. Тифлис 1903. 1, 3. 1902. 2. 95 . Каталог грузинских рукописей и старопечатных книг Иверского монастыря на Афоне, составленный в июне месяце 1885 года. Рукопись, Российская Государственная Библиотека. 96 . Марр Н. Я. Краткий каталог собрания грузинских рукописей, приобретенных Имп. Публичной библиотекою в 1896 году. СПб. 1900. 97 . Марр Н. Я. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. I. Описание пяти пергаментных рукописей//Записки Вост. Отд. Имп. Рус. Археол. Об-ва. СПб. 1901. 13. 98 . Марр Н. Я. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. М.; Л. 1940. 99 . Мтварелишвили Ник. В. Каталог библиотеки Общества грамотности. Тифлис 1887. [Каталог вкл. описания 939 печатных книг и 395 ркп]. 100 . Орбели Р. Р. Грузинские рукописи Института Востоковедения. I. М.; Л. 1956. 101 . Такайшвили Е. С. Описание рукописей Общества распространения грамотности. 1(1–4). СПб. 1908. 102 . Цагарели А. А. Каталог грузинских рукописей Крестового монастыря//Правосл. Палестинский Сборник. СПб. 1888. 4. 172. 103 . 1988 . [Брегадзе Т. Описание грузинских рукописей, содержащих сочинения Григория Назианзина . Тбилиси 1988]. 104 . 1952 . 13. 13–18; 1953. 14. 23–26; 1953. 15. 24–26. [Тархнишвили М. Грузинские рукописи и старинные книги в Римских кни-гохранилищах//ВК 1952. 13. 13–18; 1953. 14. 23–26; 15. 24–26]. 105 . 1890 . 3–4, 6, 8–9, 11, 13, 14–15, 20, 28–29, 46, 57–58. [Такаишвили Э. Описание грузинских рукописей//Иверия. (Газ.). Тбилиси 1890. 3–4, 6, 8–9, 11, 13, 14–15, 20, 28–29, 46, 57–58]. 106 . 1933 .·64. [Такаишвили Э. Грузинские рукописи Парижской Национальной Библиотеки и двадцать знаков грузинской тайнописи. Париж 1933. 64]. 107 . 1964 . I-II. [Никаладзе Е. Описание рукописей Кутаисского Государственного историко-этнографического музея. 1–2. Тбилиси 1964]. 108 . 1535; а. [Архивный фонд Кириона в Институте рукописей им. К. Кекелидзе АН Грузии, Тбилиси. Фонды 1535, 778 А].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Знакомство с рукописями собрания позволило уточнить содержание восьми, 8 датировку семнадцати 9 и языковую редакцию одной 10 из них. Был также выявлен и прочитан ряд неучтенных в печатном каталоге записей. Н. Б. Тихомиров отождествил с рукописями монастырской библиотеки 2, 8) ряд отрывков, хранящихся в собрании В. И. Григоровича в ОР ГБЛ. Помимо рукописей, известных по каталогу А.-Э. Тахиаоса, дополнительно выявлены 84 славянские рукописи (в том числе 20 отрывков) XIV – начала XX в., среди них такие интересные рукописи, как Хилендарскйй письмовник (эпистолярий) начала XIX в., сборник, содержащий отрывок «Истории славяно-болгарской» Паисия Хилендарского, Письмовник и Лечебник 1810-х гг., а также значительное число нотных рукописей с невменной нотацией и т. д. На эти рукописи (кроме отрывков, для которых собраны материалы для описания) было составлено дополнительное описание. Рукописи, расположенные в хронологическом порядке, получили нумерацию, продолжающую нумерацию печатного каталога с 75 по 123 (исключение составил комплекс рукописей, происходящих по ряду признаков из скита Богородицы (Кси- Л УР Г У)> которым А. А. Турилов дал шифр: СБК, номера с 1-го по 33-й). Таким образом, работа в библиотеке Россикона показала, что по общему числу рукописей (1270 греческих, 158 славянских, 1 древнееврейская 11 и 2 румынских) собрание библиотеки Пантелеймонова монастыря занимает 4-е место на Афоне (после библиотек Великой Лавры – 2046, Иверского монастыря – свыше 2000 и Ватопеда – свыше 1700 рукописей), а по числу славянских – третье (после Хилендаря – 830 и Зографа – 320 рукописей). С наиболее ценных (в первую очередь в историческом отношении) рукописей, как славянских, так и греческих, были изготовлены микрофильмы и ксерокопии; отдельные листы рукописей В. П. Казанцев отснял. Апофеоз разрушения. В ризнице «Россикона» Было проведено текстологическое сравнение наиболее значимых оригинальных актов Русского Пантелеймонова монастыря с публикацией этих актов П. Лемерлем (Париж, 1982). Отмечены неточности и надуманность отдельных выводов исследователя, не соответствующих источнику. Проведено сличение актов с их Киевским изданием, осуществленным иеромонахом Азарией и профессором КДА Ф. Терновским в 1873 г. Частично прочтены трудные места в актах, в которых сделаны пропуски названными издателями. Уточнены записи XIX в., сделанные на древних и поздних актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Штрафных с сенокосцев и сеновозцев, кои в домы своевольно отлучаются За продажный скот » продажные водоходные суда » утерянную посуду взысканных » недоставленный оброчный с крестьян тёс » отданные драгунские лошади за приписные монастыри » отданную из дому архиепископу Иосифу за монастыри рыбу Да Синод в число настоящих доходов не включает: В 733, 734 и 735 годах неокладных в приходе показано: С розданного крестьянам заимно на семена ржаного и ярового хлеба четвертных по 2 с четвертью За проданные из домового обихода печатные книги За отданные в цену из дома железные припасы За отданные в цену из домового обихода излишние малой руки 3 колокола За отданные в цену из домового обихода стеклянные малые пузырьки Взятых из Хутыня монастыря из монастырской казны в зачёт бываемых с того монастыря в архиерейский дом доходов двадесятой части и Рождественского хлеба Остаточных за покупкою домовых потребностей возвращено За взятую у помещика Матвея Крекшина в Тёсовской волости по желанию домовых крестьян для смежности и необходимости из нужды из оброку землю данных из домовой казны денег возвращено с них, крестьян За закладную в дом при бытности покойного преосвященного Иова митрополита из Иверского монастыря разного звания серебряную посуду достойных возвращено За взятую в Разряд Казённого Приказа писчую бумагу возвращено Заимно данных крестьянам денег возвращено За похищенную муку взыскано с домового мельника За проданный хлеб за 7871 четверть 6 четвериков 14 662 За владение в Карповском доме огорода За проданный домовый двор 17 714 Неокладных же лазаретных: С браков венечных на лазарет Оные деньги следует на лазареты в отсылку в Военную Коллегию, а из них в расходы употреблять не можно За утайку браков лазаретных штрафных Вычетных из жалованья по копейке с рубля Особливых доходов показано окладных в 735 г. На содержание в пребывание архиерейское в Санкт-Петербурге или в Москве, а архиерейской конторе, то есть на покупку бумаги, свеч, сургуча, чернил, дров и на прогоны и на питомство бываемых в той конторе колодников с епаршеских монастырей по числу написанных за теми монастыри по генералитетской переписи мужеска полу душ по ¾ копейки с души

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все государственные разверстки, продналог и наряды артелью выполнялись своевременно и полностью. Но монастырский уклад жизни юридически ликвидированного монастыря, фактически, продолжал сказываться на общем строе жизни трудовой артели, главным образом, благодаря тому, что во главе организации этой артели стояли б. игуменья и приближенные к ней лица, вопреки существующим по этому вопросу предписаниям закона, воспрещающим б. монахам быть членами трудовых артелей. На основания вышеизложенного, комиссия постановила: призвать ликвидацию сельскохозяйственного Владимирского товарищества юридически неправильной, так как монастырем оно не являлось, а потому и постановление президиума Тульского Губисполкома о ликвидации монастырей на это сельскохозяйственное товарищество не могло быть распространено, и экономически нецелесообразным, ибо с ликвидацией этого товарищества погибло бы одно из наиболее образцовых хозяйств губерния, организованных на основах коллективного труда; для искоренении же остатков монастырской жизни комиссия постановила исключить из названного товарищества б. монахинь, кроме неспособных к труду, которые, в случае согласия всех членов товарищества, могут оставаться там только в качестве призреваемых. Выполнение настоящего постановления поручено Крапивенскому Исполкому и Уземотделу. (22/XI 1921 г. Р. и Ц. 1922, стр. 40–41). 17) Бывшие монахини Успенско-Иверского монастыря, Городенской волости, Веневского уезда, Тульской губ., обратились в В. Ц. И. К. с ходатайством об отмене ликвидации Борщевской трудовой коммуны. Полномочная комиссия В. Ц. И. Б., рассмотрев это дело в своем заседании от 24-го ноября 1921 года, установила, что названная коммуна организована 26-го августа 1919 года из бывших монашек Борщевского монастыря, что Борщевская коммуна находится в губколхозе на счету образцового коллектива, существующего по нормальному коммунальному уставу и что губколхоз считает ликвидацию ее, как отвечающей вполне требованиям коллективного строительства, нерациональной, а потому полномочная комиссия В.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Мужчины изображались преимущественно юными, без бороды, как напр. Давид и Моисей в описанных миниатюрах Парижской псалтыри. Подобных примеров много можно найти в собрании г. Севастьянова. Так юный, безбородый Моисей, чудесная античная фигура, мастерски драпированная, встречается на миниатюре превосходной библии XII в., монастыря Ватопеда 1). Еще в псалтыри мон. Ватопеда, с подписью 1213 г., Моисей, с скрижалями, сидит на горе – прекрасная юношеская фигура. Внизу собрались Иудеи; замечательны по своим национальным костюмам, с разноцветными одеяниями на головах. Воины в золотых латах и золотых шишаках. В противоположность строго удерживаемым подробностям в позднейших Византийских иконах, ранний стиль отличается замечательной свободой в этом отношении, свидетельствующею о том времени, когда фантазию еще не стесняли позднейшие правила условных приличий. Так например инструмент, на котором играет царь Давид , в упомянутой Ватопедской псалтыри, с подписью 1213 года, изображен в виде скрипки, которую он держит в левой руке, уперши в колени, а правой рукой водит смычок, согнутый луком. Сам Давид – прекрасная античная фигура, в стиле той, какую мы встречаем в знаменитой Парижской псалтыри, сидит на стуле, в пурпуровом по колена одеянии, вроде рубашки, с золотыми бармами, и золотой коймой по подолу, и с такими же поручами; в синих панталонах и красных сапогах. А на миниатюре из Четвероевангелия и псалтыри XII в., Иверскаго монастыря 59), Давид, в царском облачении и короне, сидит на престоле, и играет на арфе, – также как в Парижской псалтыри. Для иконописцев могут быть не безполезны костюмы той и другой фигуры. Само собой разумеется, что еще большей свободой мог пользоваться миниатюрист в изображении предметов фантастических, для определенного типа которых не находим прямых указаний в тексте. Таково изображение дьявола в толковании на книгу Иова, Иверского монастыря 73). Дьявол спит под разными деревьями: до половины изображен человеком, с крыльями, а ниже пояса – переходит в туловище змея, оканчивающееся лютой пастью.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

312 Чтение этой молитвы см. на с. 142–3 в первом столбце рукописи Синайской библиотеки 968. Против этой рукописи рукопись 960 имеет лишние слова: ...Духом Твоим Святым. Сам, Владыко, Господи, дай благодать... Самуилу возлюбленному Твоему, Иоанну избранному Твоему... Конец: через освящение его. Возглас: Милостию и человеколюбием... 313 Как она входит в состав нынешней четвертой молитвы, об этом скажем при анализе современной группы молитв на чтениях. 317 В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Синайской библиотеки 985 этот седален не пометен. 322 В рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 он упоминается в качестве единственного канона, а в рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 он помещен вторым каноном. 332 Эта молитва, в отличие от одноименной и указанной несколько выше молитвы, включает в свой состав еще молитву. 335 См. Geitler. Euchologium 45–50. Императорская Публичная библиотека. Q2. 1 24 (лл. 17–21). Софийская библиотека 837, 867 (лл. 63–64, 327–335, 128–134). 338 Три просфоры на проскомидии едва ли могут служит характерным выражением литургической практики по отношению к чину елеосвящения. Число просфор на проскомидии вообще было неустойчиво в 12–14 веках, к какому времени принадлежат рассматриваемые списки. Применялись на проскомидии три просфоры и независимо от чина елеосвящения. См. С. Муретова . Исторический обзор чинопоследования проскомидии. Москва, 1895. С. 248–255. 340 Но иногда и просто помещалась в собраниях врачевальных молитв без указанного заголовка. См. в рукописи Q. 2. 1 (Императорская Публичная библиотека) (лл. 20–21 об.). 342 См. рукописи Синайской библиотеки 965, 981 и 980, библиотеки Афоно-Кутлумушского монастыря библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря Патриаршей Иерусалимской библиотеки 375, Афоно-Иверской библиотеки 780, Афоно-Дионисиатской библиотеки Александрийской в Каире Патриаршей библиотеки См. Дмитриевский. Описание. 2, 320, 334, 432, 353, 443, 720, 827, 929, 370, 383, 667.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010