Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Действующие лица Андрей Евгеньевич Подгорный, учитель гимназии, известный писатель, 32 года. Татьяна Павловна Подгорная, жена его. Сергей Борисович Прокопенко, молодой поэт-народник. Николай Борисович Прокопенко, брат его. Иван Трофимович Резцов, член уездной земской управы. Лидия Валерьяновна Резцова, жена его. Доримедонт Доримедонтович Сниткин, писатель. Яков Иванович Румянцев, Доктор. Григорий Петрович Лазарев, агроном, богатый молодой человек. Аркадий Тимофеевич Ершов, начинающий беллетрист, 26 лет. Любовь Романовна Пружанская, дама лет 40, общественная деятельница. Вассо Суралидзе, по прозвищу Таракан, бывший телеграфист, грузин. Василий Александрович Титов, богатый издатель . Фёдор Фёдорович Мирский, инспектор гимназии, старичок. Дедушка Исидор, странник. Метранпаж, рабочие типографии. Действие первое Просторная, светлая комната, наполовину гостиная, наполовину кабинет. Три двери: левая ведёт наверх, к Подгорному, правая – в столовую и остальные комнаты, средняя – в прихожую. У левой стены большой письменный стол, заваленный бумагами. С правой стороны круглый стол, диван, несколько кресел. На полках много книг, разбросанных в беспорядке. Окна заставлены цветами и тоже завалены книгами. На стенах несколько портретов русских писателей и фотографии с картин новейших художников. На заднем плане – рояль. В общем, во всём чувствуется безалаберщина. Видно, убранством комнат никто не интересуется, и всякий считает себя хозяином. У окна сидит Вассо и в нос напевает грузинскую песню. Татьяна Павловна читает за круглым столом; в руках у неё карандаш. Сергей Прокопенко большими шагами ходит по комнате. В разговоре тон его голоса обыкновенный, как у всех. Но разговор его часто переходит в «речь» – тогда голос делается нестерпимо громким. При этом он встаёт в позу – всегда одну и ту же. Сергей Прокопенко  (останавливается, немного расставив ноги) . Не кажется ли вам, господа, что мы на некоем таинственном корабле носимся по бушующему океану? Плещут и стонут вокруг нас волны, а мы смело и вольно мчимся вперёд, всё вперёд, в какую-то сказочную страну. Свистит ветер, гнутся мачты, а мы, бесстрашные и непобедимые, стремимся к своей заветной цели… И чем нас меньше, господа…

http://azbyka.ru/fiction/intelligenciya/

Закрыть Священник Феодор Конюхов снова в полёте Теперь на воздушном шаре вдоль Северного морского пути Михаил Попов   Аркадий Елфимов   16:48 27.03.2023 877 Время на чтение 3 минуты Четыре года назад мы с замиранием сердца следили за странствием Фёдора Конюхова по Южному океану. Пять месяцев, 150 суток длился по студёным водам его беспримерный переход на вёсельной лодке. Казалось, после такого испытания потребуется длительный отдых, ведь человеку, совершившему невероятное, было почти 70 лет. Но не такова натура Фёдора Конюхова, он не привык почивать на лаврах. За минувшие несколько лет он совершил ещё целый ряд экспедиций и, в частности, несколько восхождений на величайшие вершины мира Килиманджаро и Эльбрус. Причём на некоторых маршрутах его сопровождали старший сын Оскар, младший сын Николай, которого мы помним ещё суворовцем-подростком, и совсем юные внуки – Аркадий и Полина. И вот новая весть. Фёдор Конюхов и его молодой напарник Иван Меняйло совершили рекордный трансконтинентальный полёт на тепловом воздушном шаре. Построенный по заказу «ФосАгро», этот шар стартовал на рассвете 24 марта из Кировска Мурманской области. Представим себе. Подгоняемый потоками полярного ветра, он пересёк на высоте 800 метров Кольский полуостров и далее, набрав высоту, над водами и льдами Баренцева моря устремился встреч солнцу. По сути, воздушный шар двигался Северным морским путём, только по воздуху. И Фёдор Конюхов, дед которого, архангельский помор, хаживал по этим морям, наверняка, вспоминал своих пращуров. Вон там, на мысе Канин Нос, в 1915 году была открыта Гидрометеорологическая станция ТДС МГ-2 – одна из первых станций на Русском Севере, которую организовала Гидрометслужба Северного Ледовитого океана и Белого моря . Там бывал дед… А воздушный шар устремлялся дальше. Позади остались остров Колгуев, легендарная Златокипящая Мангазея, порт Амдерма… Воздушный шар летел на высотах от трёх до шести тысяч метров. Скорость ветра достигала 100 и более километров в час. Ледяной ветер свистел в открытой корзине, обжигая лица и спирал дыхание. Над Обской губой прошли ночью. Где-то там, южнее, мерцали огоньками нефтепромыслы Тюменской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/27/sv...

В.В. Виноградов Малина МАЛИНА В современном разговорно-фамильярном стиле слово малина применяется для эмоциональной квалификации чего-нибудь. Оно обозначает: «раздолье, прямо прелесть». Например, у В. А. Гиляровского в очерках «Люди театра» (1941): «Они в другой половине нашей квартиры живут. Не житье им, а малина. Раза три в день пьяны бывают, выспятся и опять лопают» (На Хитровке, с. 143). Ср. у Чехова в рассказе «Беглецы»: «У меня, брат, хорошо, разлю-ли малина». У Тургенева в «Нови»: «Голушкин... гаркнул: – ”Жертвую еще тыщу! – Васька, тащи“. На что Васька вполголоса ответствовал: – ”Малина“». У Н. В. Успенского в «Сценках из сельского праздника» (1858): «Староста начал выкидывать фигуры и руками и ногами. ”Да, – многозначительно произнес один мужик, уставясь в землю лбом, – малина...“ И пошел прочь от толпы». Ср. тут же: «Полведра на нос. Кути малина». Конечно, это значение образует особое самостоятельное слово – малина, которое употребляется в очень ограниченном фразеологическом контексте, обычно при противопоставлении и притом в функции сказуемого. Связать этот омоним с другим словом малина, имеющим значения: 1) Ягодное кустарниковое растение из семейства розоцветных; 2) Ягоды этого растения; 3) Лекарственный напиток из кипятка, настоянного на сушеных ягодах этого растения, – в плане литературной речи не представляется возможным (однако ср. сл. Ушакова, 2, с. 125). Очевидно слово малина в значении «раздолье, привольное житье» попало в общее просторечие из какого-нибудь жаргона. Известно употребление слова малина в карточном и в воровском арго. В малине – «в выигрыше». Например, в «Братьях Карамазовых» Достоевского (в речи Ракитина): «Из всего сего действительно может столкновение произойти уголовное. А этого брат твой Иван и ждет, тут он и в малине: и Катерину Ивановну приобретет, по которой сохнет, да и шестьдесят ее тысяч приданого тяпнет. И чем только этот Иван прельстил вас всех, что вы все перед ним благоговеете? А он над вами же смеется: в малине, дескать, сижу и на ваш счет лакомствую» (ч. 1, кн. 1, гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Два слова в защиту «блохи» 696 В «Русской мысли» напечатана в высшей степени остроумная статья Д. С. Мережковского о Леониде Андрееве, под оригинальным заглавием «В обезьяньих лапах» 697 . Покончив с Л. Андреевым, Д. С. Мережковский посвящает последнюю главу «опошленному» богоборчеству. «Нынче, можно сказать, всякая блоха, у которой подвернулась нога, мира не приемлет и Бога проклинает». Это очень смешно сказано. Действительно, где уж там «блохе» мира не принимать, когда прежде всего её самоё-то мир не принимает. И потом, разве не смешно, что из-за какой-то подвернувшейся блошиной ноги можно Бога проклинать! Да, конечно, всё это очень забавно. Так забавно, что над этим смеяться вошло в моду. Нынче и в «Весах», и в «Золотом руне», и в «литературных кружках» – всюду достаётся «маленьким сверхчеловечкам», бедным богоборчествующим «блохам». Всякая статья, написанная о «серьёзных богоборцах», крупных представителях фауны, – обязательно кончается более или менее остроумным щелчком по адресу блох. Д. С. Мережковский говорит: «Велико долготерпение Божие, но надо же, наконец, и честь знать – нельзя на Бога валить все наши пакости». Это правда, конечно, но что общего между богоборчеством, хотя бы блошиным, и желанием валить на Бога пакости; не довольно ли делить богоборцев на блох и титанов, – и над первыми смеяться, а перед вторыми склоняться в почтительном изумлении: уж если это вообще пакость, то я не знаю, чем большая пакость лучше маленькой? ...Ницше... Иван Карамазов!.. Ну а я не уверен, что их богоборчество пред Богом более честное, чем богоборчество блохи – земского врача, у которого в одну неделю умерло три маленькие девочки и который на похоронах последней, маленькой, худенькой Марусеньки, проворчал себе под нос: «Ещё в Бога верят – ну Его!» Конечно, что значат три девочки по сравнению с мировою скорбью! И доктор по сравнению с мировым мучеником! Просто блоха, у которой случилось маленькое несчастье, Марусенька умерла, нога подвернулась. Ну, а блоха сейчас уж и Бога не приемлет.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского в Лисьем Носу. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1855 и 1857. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Санкт-Петербург, Приморский район, у мыса Лисий Нос Координаты: 60.012574, 29.968226 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Во второй половине XVIII века Екатерина II подарила земли, в число которых входил Лисий Нос, графу Орлову. Земли до середины XIX века плохо осваивались и представляли собой заболоченную местность, покрытую хвойным лесом с примесью мелкой березы и крупных дубов на возвышениях. В Лисьем Носу было несколько десятков жителей. В 1854 году Лисий Нос был выбран местом для строительства укреплений, препятствовавших высадке вражеского морского десанта и прохода кораблей противника к Санкт-Петербургу по северному фарватеру. На берегу выстроили 11 укреплений из орудий, гавань для приема судов, бараки для размещения команды. Общее количество жителей Лисьего Носа в тот период достигло 2,5 тыс. человек, в связи с чем возникла необходимость строительства поселковой церкви. Уже в октябре 1854 года ополченец Иван Быков на свои средства построил деревянную часовню. В мае 1855 года инженер-поручик Войницкий обратился с просьбой к великому князю Константину Николаевичу – дать разрешение на строительство храма. Константин Николаевич не только поддержал идею строительства, но и сам начертил план и расположение будущего храма. Церковь была выстроена за 2 месяца и освящена в честь святого Александра Невского. В 1854 году, когда ожидалось вторжение в Финский залив англо-французского флота, в Лисьем Носу был устроен редут и размещена артиллерийская батарея. В 1855 году служивший здесь ополченец Иван Быков построил деревянную часовню, рядом с которой в июне того же года была заложена церковь. Здание деревянной церкви было выстроено всего за два месяца, и 28 августа 1855 года она была освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=37566

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Иван Преображенский Россия погрязла в суевериях – эксперт " decoding="" title="" > ( 6  голосов:  4.3 из  5) Как пишет известное издание Deutsche Welle, современный россиянин верит в иррациональное, однако не верит в то, что существует загробная жизнь. На сегодняшний день культ суеверий является в Российской Федерации главной религией, в том числе и правящего класса, рискующего превратиться в одну большую секту. Суеверие и православие Любой гость Москвы, когда спустится в метро, заметит, что едва ли не все выступающие части бронзовых статуй, украшающих многие станции московской подземки, до блеска натерты. Скорее всего, турист удивится, почему так странно работают сервисные службы – статуи полируются только частично. Но потом он сможет увидеть, что каждый второй прохожий считает своим долгом подержаться за пистолет партизана, коленку доярки или же нос собаки. Если он спросит, зачем, то ему ответят только так: «На счастье». На сегодняшний день об этом суеверии знает, вероятнее всего, каждый второй житель Москвы. А ведь лет 20 тому назад нос терли лишь одной бронзовой собаке, находящейся на станции «Площадь революции». Да и то, чаще всего этим занимались студенты, так как верили, что потертый собачий нос принесет удачу на экзаменах. Сейчас же даже мифологический смысл «натирания бронзы» полностью утрачен. Трут уже все подряд. Прямо-таки карго-культ по отношению к старому студенческому суеверию. И это не единственный пример. Приметы и суеверия и вправду сильно регулируют сегодня жизнь российских граждан. Последние 20 лет из советского рационального атеизма граждане Российской Федерации провалились в дикий оккультизм с элементами шаманизма и внешней оболочкой русского православия. К сожалению, не имеется серьезной статистики. Но известно, что около 75–80 процентов населения Российской Федерации считают себя православными. Однако большая часть россиян не верит в существование «жизни после смерти», а всего лишь от 2 до 7 процентов населения регулярно посещают церковь . Цифра не выросла даже после того, как власть начала борьбу за «традиционные ценности».

http://sueverie.net/rossiya-pogryazla-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ЮРЬЕВ НОС (XVI в.), государев крестовый дьяк, распевщик. Исследователи узнали о его деятельности в 1846 г., когда было открыто «Предисловие, откуду и от какого времени начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение» - сочинение XVII в. по истории рус. церковнопевч. искусства, написанное при участии учеников московского мастера Феодора Христианина , хорошо знавшего И. Ю. Н. (см.: [Погодин М.] Вновь найденные данные для истории церковного пения в России//Москвитянин. 1846. С. 173-174; Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 21-22). Начальный этап деятельности И. Ю. Н. связан с Вел. Новгородом, где находилось уч-ще церковного пения Саввы Рогова, одного из лучших дидаскалов в Российском гос-ве той эпохи; можно полагать, что И. Ю. Н. обучался у этого мастера в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. В документах Иосифова Волоколамского мон-ря имеются сведения о деятельности некоего «молодого» монастырского слуги (т. е. мирянина, осуществлявшего надзор за хозяйством к.-л. монастырского села в течение строго определенного срока) Ивана Носа. Возможно, И. Ю. Н. и этот монастырский служащий - одно лицо. Первое упоминание его имени в монастырских документах относится к 26 нояб. 1548 г.: казначей Лаврентий «давал ключи» слугам, в т. ч. «в село Отчищево Ивану Носу - ключ, как было за Васильем, за иконником, срок - Николин день вешней» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 28). В апр. 1549 г. среди «молодых слуг» ему выдали жалованье - ок. 40 алтын. Впосл. он назначался в разные села (Ивановское, Луковниково, Новое). Иногда ему доверяли получение жалованья для дворника и дворницы, «истобников» (Там же. Л. 28 об., 64, 79 об., 103, 139 об.). Вероятно, служба при мон-ре приносила неплохой доход. Напр., денежные вклады монастырских слуг («поминать в повседневном списке доколе монастырь стоит») составляли 90-100 р. (РГАДА. Ф. 181. Оп. 8. 141. Л. 21, 101 об. и др.). В документах Иосифова Волоколамского мон-ря буд. распевщик в последний раз упоминается в февр. 1557 г., когда в с. Новое был назначен др. слуга (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 1. Л. 150). В описи монастырской б-ки 1573 г. отмечен его вклад - певч. кн. «Ермолой» (Ирмологий) (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 89), но установить, когда был сделан вклад, невозможно (более ранняя опись датируется 1545).

http://pravenc.ru/text/200465.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Гламурный национализм 07.09.2012 968 Время на чтение 19 минут Часть 1 Часть 2 Фото: Гламурный национализм, как оказалось, замыслен именно Иваном Мироновым «Заклятые друзья» унаследованы нами от «Родины». Точнее, внедрены как политически близкие к тем, кто обретался при «Великой России», когда это было выгодно, потом отбежал от нее, а когда партия начала работать, присоединился к кампании клеветы, которую вели и ведут либерасты. Бабурин был нашим «заклятым другом» во фракции и блоке «Родина», и был изгнан как разоблаченный предатель, перебежавший к Путину . Теперь при нем тепло устроился клан Мироновых, отношение к которому у меня стремительно меняется в худшую сторону. Просто нам объявлена война. Вот такая семейная война, которую ведут против нас люди, стоящие двумя ногами в двух грязных лужах: одной ногой в «болотном» протесте либералов, а другой - в кремлевской трясине. Но сейчас о другом - о стратегии «заклятых друзей». Точнее, об их уловках. Кто стремится к объединению? Тот, кто об этом говорит? Два «спикера» - Иван Миронов (Миронов-младший) и Александр Белов. Постоянно говорят. Но спросим себя: почему эти люди без нас не объединились? Или почему все инициативы с нашей стороны они предпочли забыть? Почему, как только наша партия появилась у них перед глазами, ее на всех ресурсах начали поливать грязью? А полгода назад была полная тишина... И никто ни с кем объединяться не хотел! Как только появилась на улице и прошлась маршем «Великая Россия», тут же возникло требование объединения без всяких предварительных условий! Ясно, что партия создана не для того, чтобы тут же «слиться». У нас есть идеология, небутафорский устав, программные заявления - то, чего нет у других, кто так торопится «объединиться». Наша идеология не позволяет участвовать в очередном обмане, который нам предлагают: прилепиться к либерастам и кормиться у них с руки, пусть и зажимая нос. Мы не пошли на альянс с властью, а уж с русофобской оппозицией нам и вовсе не о чем говорить!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Новоникольское. Церковь Вознесения Господня (Николая Чудотворца). Никольская церковь, Вознесенская церковь Автор: Зилов Андрей Алексеевич Снято: 28 ноября 2008 Добавлено: 2 декабря 2008 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадебная церковь в стиле " ампир " выстроена в 1818-1827 гг. на средства Е.М. Савеловой. В советское время закрыта, утрачен световой барабан и верхние ярусы колокольни. В 1991 году возвращена верующим, реставрируется. Главный престол - Вознесения Господня, правый - Николая Чудотворца, левый - Петра и Павла. По правому престолу церковь часто именуется Никольской. В 1627 году в селе Новом, на реке Дубне, стояла деревянная церковь вверх шатром, без пения. В 1715 году при Николаевской (деревянной) церкви были: священник Фокий Артемонов с сыном дьячком Василием. Село Ново-Никольское в то время называлось селом Новым. И одна половина села была за князем Никитою Леонтьевым сыном Шеховским, а другая — за князем Фомою Ивановым сыном Квашниным. Затем селом владели Григорий Афанасьевич Загряжский, стольник князь Иван Михаилович сын Коркординов, Артемон Сергеевич Матвеев, стряпчий Петр Артемьев сын Волынский, стольник Афанасий Михайлович Дмитриев-Мамонов. С 1744 года владела селом жена князя Александра Борисовича Голицына Александра Ивановна, рождённая Гендрикова: а в 1790 г. село было продано Прасковье Ивановне, рожденной княгине Трубецкой. В 1827 году на месте стоявшей деревянной церкви была построена каменная. В 1831 году она значилась как церковь святителя и Чудотворца Николая. В 1836 году значится уже как Вознесенская, имеющая два престола. А от 1853 года имеются данные о церкви Вознесения Господня с приделами Святителя и Чудотворца Николая и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По данным 1836 года известно, что приписной церкви нет. Ближайшая церковь Преображения находится в селе Гарях (ныне нос. Запрудня) в 4-х верстах. Прихожан мужского пола 815, деревень — 6, дальняя из них находится в 7-ми верстах, в сообщении с ними причту препятствий нет. При церкви служат: священник, диакон, дьячок, пономарь. Земли имеется 33 десятины, которая значится в общем владении с помещицею Елисавстой Михайловной Савеловой. Причт получает от означенной помещицы содержание. Капитала, положенного на вечное обращение при церкви нет, а также никаких оборочных статей не имеется, также и источников к содержащие причта никаких нет.

http://sobory.ru/article/?object=04353

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010